УДК 378.14
UDC 378.14
Н.Г. ШУМИЛИНА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики начального общего и музыкального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-maП: shumПma-nadusha@yandex.т
N.G. SHUMILINA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of the Theory and Methodology of primary general and music education, Orel State University named I.S. Turgenev Е-mail: shumilina-nadusha@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ МОДЕЛИРОВАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
FORMATION OF PREPAREDNESS OF UNDERGRADUATES OF PEDAGOGICAL EDUCATION TO TEACHING MODELING TO PRIMARY SCHOOL CHILDREN
В статье приводится вариант программы подготовки магистрантов педагогического образования к обуче-нию моделированию младших школьников на уроках математики.
Ключевые слова: метод моделирования в обучении, математическое моделирование, формирование компетенций магистрантов.
Ihe article is devoted to the version of the program of training undergraduates ofpedagogical education to teaching modeling primary schoolchildren at lessons of mathematics.
Keywords: method of modeling in teaching, mathematical modeling, formation of competences of undergraduates.
«... Одной из основных задач школьного математического образования является ознакомление учащихся с соотношениями между явлениями реального или проектируемого мира и его математическими моделями, практическое обучение школьников построению математических моделей для встречающихся жизненных ситуаций, объяснение школьникам того, что абстрактная математическая модель, в которой отброшено все несущественное, позволяет глубже понять суть вещей» [2]. Эти слова, высказанные заслуженным деятелем науки Российской Федерации доктором педагогических наук Мордковичем А. Г. еще 30 лет назад, являются актуальными и на современном этапе.
Концепции развития математического образова-ния в Российской Федерации [1]отмечено, что одним из главных результатов освоения математики должно быть формирование у обучаемых «способности к соз-данию математической модели реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств».Эти способности реали-зуются в математической деятельности, в ходе которой приобретаются и используются умения строить математические модели ситуаций, навыки работы с моде-лями (формулами, геометрическими конфигурациями, алгоритмами), способности прогнозировать возможные результаты процессов и явлений по их моделям. Таким образом, моделирование является одной из основных составляющих математической деятельности.
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования [5] младшие школьники должны получить элементарные представления о моделях, научиться использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, строить простейшие математические модели и работать с ними. То есть, моделирование является целью началь-ного курса математики, которое о многом определяет его содержание.
Кроме этого, метод моделирования является универсальным для разрешения проблемных ситуаций в практической деятельности. Основная ценность математических моделей состоит в том, что одна и та же модель может описывать совершенно разные объекты и явления, поэтому овладение навыком моделирования позволяет решать большой круг разнообразных задач. Обучаясь основам моделирования, учащиеся начальной школы получают общие приемы и способы разрешения различных ситуаций, а не «натаскиваются» на реше-ние математических задач определенного типа. Таким образом, моделирование выступает как необходимое средство обучения младших школьников и позволяет организовать их учебную деятельность на более сознательном и продуктивном уровне. Сформированность навыка моделирования считается одним из главных показателей интеллектуального развития обучаемых.
Особая роль моделирования в современной системе образования обусловила включение в подготовку магистров по направлению 44.04.01. Педагогическое образование (профиль Теория и методика начального математического образования) дисциплины «Метод мо-делирования в начальном курсе математики».
Н.Г. Шумилина N.G. Shumilina
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
соответствии с рабочим учебным планом данная дисциплина входит в блок дисциплин по выбору вариа-тивной части Б1.В.ДВ.5. Она изучается в течение 2 и 3 семестров. Общий объем дисциплины составляет 7 за-четных единиц (252 часа). Итоговой формой контроля является экзамен.
Основные разделы дисциплины Понятие модели и моделирования. Классификация моделей. Основные виды моделей начального курса математики.
Общенаучный, философский и психологический аспекты моделирования. Моделирование как основной метод научного познания. Поэтапное обучение модели-рованию младших школьников.
Моделирование в учебно-познавательной деятельности младшего школьника. Методика обучения младших школьников построению общих схем действий.
Математическое моделирование. Этапы математического моделирования. Математическое моделирование в начальном курсе математики. Моделирование как общий прием решения математических задач. Формирование у младших школьников общих приемов решения математических задач посредством моделирования.
Федеральном государственном образовательном стандарте [4] отмечено, что выпускник магистратуры должен не только обладать фундаментальными знаниями, умениями и навыками, но и быть готовым и способным использовать их для решения профессиональных
задач. Поэтому обучение, прежде всего, должно быть ориентировано на формирование у магистрантов определенной совокупности компетенций, адекватных содержанию дисциплины. Компетенция является интегральной характеристикой как процесса, так и результа-та образования и определяет готовность обучающегося решать проблемы, возникающие в реальных ситуаци-ях, с использованием знаний, профессионального опы-та и личностных качеств, то есть именно компетенции (общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные) должны включаться в набор требуемых результатов освоения программы магистратуры [4, с.9].
В результате изучения дисциплины «Метод моделирования в начальном курсе математики» у магистрантов должны быть сформированы следующие компетенции:
ОК - 1 способен к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ПК - 1 способен применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного роцесса по различным образовательным программам;
ПК - 2 способен формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образователь-ой политики;
ПК - 3 способен руководить исследовательской работой учащихся;
Код результата Требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам
З(ОК-1) Знать сущность метода моделирования, его значение в современной науке, основные этапы математического моделирования и их реализацию
У(ОК-1) уметь планировать и организовывать работу на разных этапах моделирования
В(ОК-1) владеть навыками построения математических моделей различных ситуаций, разрешения проблемных ситуаций математическими методами
З(ПК-1) знать современные методики и технологии обучения математике, основы метода моделирования и особенности его применения в процессе обучения младших школьников; методы диагностики и оценивания качества обучения математике в начальной школе
У(ПК-1) уметь применять современные методики и технологии в обучении моделированию младших школьников; применять методы диагностики и оценивания уровня сформированности у них навыка моделирования
В(ПК-1) владеть навыками организации деятельности младших школьников на уроках математики при изучении основ моделирования; современными методами диагностики и оценивания сформированности навыков моделирования у младших школьников
З(ПК-2) знать сущность и значение метода моделирования в теории и практике обучения в современной начальной школе
У(ПК-2) уметь реализовывать требования ФГОС НОО к изучению метода моделирования в начальном курсе математики
В(ПК-2) владеть навыками создания педагогических условий для обучения моделированию учащихся начальных классов
У(ПК-3) уметь применять метод моделирования для получения новых знаний
В(ПК-3) владеть методикой организации исследовательской деятельности младших школьников на основе метода моделирования при изучении нового материла на уроках математики
З (ПК-4) знать основные направления и результаты обучения методу моделирования младших школьников в методических исследованиях
У(ПК-4) уметь разрабатывать методики, технологии и приемы обучения моделированию младших школьников, анализировать результаты методических исследований и опыт учителей-практиков
В (ПК-4) владеть навыками реализации методик, технологий и приемов обучения младших школьников методу моделирования
Планируемые результатыобучения по дисциплине «Метод моделирования в начальном курсе математики»
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
ПК - 4 готов к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. [4, с.7].
В соответствии с Положением о рабочей программе дисциплины ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» [3] планируемые результаты обучения по дисциплине должны представляться в форме требований к формируемым компетенциям: «знать», «уметь», «владеть». При этом под указанными атегориями поднимется следующее:
- знать(З) - воспроизводить и объяснять материал с требуемой научной точностью и полнотой;
- уметь(У) - решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных правил и алгоритмов;
- владеть(В) - решать усложненные задачи, на основе приобретенных знаний, умений, навыков, использовать их в различных ситуациях [3, с. 7].
Для достижения планируемых результатов в практике нашей работы мы широко используем компетентностно-ориентированные задания. Такие за-дания содержат различные ситуации, которые макси-мально приближены или имитируют некоторые аспекты будущей профессиональной деятельности. Для разреше-ния проблемы магистранту необходимы не только зна-ния, умения и навыки, которые получены при изучении данной дисциплины, но и материал других ранее пройденных предметов. Успех решения компетентностно-ориентированного задания во многом определяется пытом и личностными качествами обучаемого.
Предлагаемые магистрантам компетентностно-ориентированные задания при изучении данной дисциплины направлены, прежде всего, на осознание значения метода моделирования в современном начальном образовании и формирование у будущих учителей готовно-сти обучению моделированию младших школьников.
Задание 1. Проведите классификацию и проана-
лизируйте модели, которые используются на уроках математики при знакомстве младших школьников с множением.
Укажите последовательность изучения различных моделей, которая, на Ваш взгляд, будет способствовать осознанному освоению действия младшими школьника-ми. Выбор обоснуйте.
Приведите пример организации деятельности младших школьников на первых уроках по знакомству с умножением.
Составьте проверочные задания, направленные на диагностику умений учащихся переходить от вспомога-ельной модели к математической и наоборот.
Какие ошибки могут допускать учащиеся при изучении данного материала. Какую работу их исправлению и коррекции знаний можно провести?
Задание 2. Приведите пример работы с текстовой задачей на движение. Выделите основные этапы моделирования. Укажите, какие универсальные учебные действия, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, формируются у учащихся на каждом этапе моделирования.
Составьте систему разноуровневых карточек-подсказок со вспомогательными моделями для учащихся, которые затрудняются в выполнении различных этапов оделирования при решении задач на движение.
Таким образом, компетентностно-ориентированные задания - один из практических методов формирования и диагностики сформированности профессиональных компетенций у магистрантов педагогического образования. Создание целостной системы таких заданий для промежуточного и итогового контроля является актуальной ро-блемой современного высшего образования.
Выполняя подобные задания, магистранты осознают необходимость изучаемого материала в дальнейшей профессиональной деятельности, получают навыки его применения на уроках математики в начальной школе. Таким образом у будущих учителей формируется готовность к обучению моделированию младших школьников.
Библиографический список
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства России №2506-от 24.12.13г.) //минобрнауки.рф.
Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: дисс. ...докт.пед.наук. М.,1986.
Положение о рабочей программе дисциплины, реализуемой в соответствии с ФГОС ВО СК.П.2.05.22-2015. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева». Орел, 2015.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) /Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.11.2014 // минобрнауки.рф
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
References
Concept development of mathematical education in the Russian Federation (Decree of the Russian Government No. 2506-p from 24.12.13) //минобрнауки.рф.
Mordkovich A.G. Professional-pedagogical orientation of special preparation of the mathematics teacher at the Pedagogical Institute: diss. ... doc.ped.scin. M, 1986.Regulation on the working program of discipline, implemented in accordance with the FSES HE СК.П.2.05.22-2015. Orel State University named after I.S. Turgenev. Orel, 2015.
The federal state educational standard of higher education in the field of training 44.04.01 pedagogical education (magistracy level) Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 21.11.2014 //минобрнауки.рф.
Federal state educational standard of primary education /Ministry of education and science of the Russian Federation. M: Prosveshchenie, 2011. (The standards of the second generation)
Federal state educational standard of primary education /Ministry of education and science of the Russian Federation. M: Prosveshchenie, 2011. (The standards of the second generation)