НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ВОСПИТАНИЕ. ОБУЧЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА
УДК 377
ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
© 2016
Савруков Николай Тарасович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Ташкинов Андрей Александрович, магистрант 2-го курса экономического факультета, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. В статье рассмотрена существующая на сегодняшний день система оценки принимаемых управленческих решений директором ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум», а также предлагается проект по совершенствованию механизма оценки управленческих решений в целях повышения их эффективности. Представлена шкала критериев оценки показателей эффективности образовательной деятельности и проведен количественный и качественный анализ эффективности работы административного аппарата в ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум». Каждый критерий тщательно рассмотрен и проанализирован, выделены его достоинства и недостатки. На основании результатов проведенного анализа эффективности управленческой деятельности в ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум» было выявлено, что практически по всем оцениваемым показателям имеются отклонения от нормы. В связи с этим предлагается более эффективная оценочная система, основанная на процессном подходе к образовательным видам деятельности в соответствии ГОСТ ISO 9001, которая охватывает все виды деятельности в образовательном учреждении, непосредственно оказывающие прямое или косвенное влияние на качество принимаемых управленческих решений. Новая оценочная система включает в себя следующие направления: создание условий для расширения спектра предоставляемых образовательных услуг; повышение престижа техникума; формирование, отработка и распространение инновационных технологий и методик обучения, внедрение системы менеджмента качества; разработка новых ОПОП по заказу предприятия; увеличение количества преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших специализированную стажировку; оптимизация условий позиционирования материально-технических ресурсов металлургического профиля техникума; создание и поддержка сайта для эффективного позиционирования техникума в Интернете; разработка и внедрение системы мониторинга качества подготовки специалистов с использованием информационных технологий; обновление, пополнение, модернизация материально-технической базы. Разработанная качественная оценочная система в процессе принятия управленческих решений даст возможность руководителю образовательного учреждения самому производить оценку своих действий, что значительно упростит его работу, а своевременный контроль за исполнением решений привнесет положительный эффект в развитие образовательного учреждения.
Ключевые слова: оценочная система, эффективность, принятие управленческих решений, контроль, профессиональное образовательное учреждение, административная деятельность, показатели, критерии, структурные подразделения, система профессионального образования, качество.
EVALUATION SYSTEM IN MAKING MANAGEMENT DECISIONS AS A FACTOR IN INCREASING EFFICIENCY IN THE SPHERE OF EDUCATIONAL SERVICES
© 2016
Savrukov Nikolaj Tarasovich, doctor of Economics, Professor, chair «Organization and management»
Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia) Tashkinov Andrej Aleksandrovich, undergraduate 2nd year Faculty of Economics,
Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)
Annotation. The article deals with the current on the date the director GBPOU Sergach agro-technical management decisions evaluation system, and proposes a project to improve management decisions evaluation mechanism in order to increase their effective-sti. Presented scale criteria for assessing performance of educational activities and is led pro-quantitative and qualitative analysis of the effectiveness of the administrative apparatus in GBPOU Sergach the agricultural college. Each criterion is carefully considered and analyzed, you Delena, its advantages and disadvantages. Based on the results of the analysis of efficiency-cision councils activities GBPOU Sergach agriculture college found that in almost all evaluated parameters there are deviations from the norm. In this regard, it is proposed that more effective Nye evaluation system based on the process approach to educational activities in the compliance of Corollary Standard ISO 9001, which covers all activities in an educational institution, The direct-tively have a direct or indirect impact on the quality of management decisions. But-wai grading system includes the following areas: creation of conditions for the expansion of the range of educational services; increase the prestige of the college; creation, improvement and race-gation of innovative technologies and teaching methods, implementation of quality management systems; development of new OPOP commissioned by the enterprise; increasing the number of teachers and masters of production-governmental training, passed the specialized training; optimization positioning conditions of the material and technical resources metallurgical technical school; creation and support of a site for the effective positioning of the college on the Internet; development and implementation of monitoring the quality of preparation of experts-tion with the use of information technologies; updating, completion, mo-modernization of material-technical base. Developed quality evaluation system in the process, with adoption of administrative decisions will enable the heads of educational institutions to pro-led assessment of the actions that will greatly simplify his work and timely control over the execution of decisions, it will bring a positive effect in the development of the educational institution.
Keywords: appraisal system, efficiency, management decision making, control, pro-vocational educational institution, administrative activities, indicators, criteria, structure-unit-temperature, system of vocational education quality.
В процессе активной деятельности человека может происходить смена его взглядов на многие вопросы, вследствие изменяющихся условий. Организация, в состав которой входит человек, под влиянием разнообразных условий также может изменять свою миссию, стратегию, тактические цели. Одна из главных задач организации - решение стоящих перед ней проблем в соответствии с ее миссией, стратегическими и тактическими целями либо в соответствии с ее концепцией устойчивого развития и выживаемости. Продуктивное развитие любой организации невозможно без каждодневного принятия и выполнения тех или иных решений на различных уровнях управления. Проблемы принятия управленческих решений на различных уровнях рассматривали в своих исследованиях следующие авторы: С. В. Калинина [5], А. В. Ка-
тернюк [6], Э. Г. Петров, М. В. Новожилова, И. В. Гребенник, Н. А. Соколова [13].
Современные технологии принятия управленческих решений, в том числе возможности экспертного оценивания, позволяют при выработке и принятии управленческих решений лицом, принимающим решения (ЛПР), учитывать основные аспекты взаимодействия «ситуация-ЛПР» за счет возможности использования качественных и количественных оценок как формализуемых, так и не формализуемых составляющих ситуации, в которой ЛПР осуществляет активные управленческие воздействия. Следует отметить, что вопросами эффективного оценивания систем управления занималась также в своих исследовательских работах следующая группа авторов: В. В. Крючковский, В.
П. Пономаренко, Д. И. Филипская [8], Г. В. Сирот-кин [15, 16], Н. Ю. Тришкина [17].
Для адекватного представления ситуации, как правило, используются не только количественные данные, но и данные качественного характера. Это обеспечивается с помощью широко используемых в процессе принятия решений экспертных технологий.
Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недостаточно полная информация может приводить к принятию неверных и неэффективных решений. Стоит отметить, что не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации или её асимметрии, так как проявляется проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и определяющая важность для оперативного принятия эффективного управленческого решения. Вопросами асимметрии информации занимались также в своих исследованиях следующие авторы: И.
К. Корнеев, В. А. Машурцев [7], Т. А. Мерцалова [11].
Для того, чтобы определить эффективность управленческого решения, необходимо прежде всего выявить показатели оценки. Рассмотрим механизм разработки оценочной системы качества принимаемых управленческих решений в сфере образования на примере ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум», которые будут определять качество и эффективность управленческого решения, принимаемого руководителем (директором) анализируемой организации.
С целью наглядного представления уровня и качества принятия управленческих решений в техникуме действует шкала оценки качественных показателей процесса (в баллах), разработанная учебно-методическим отделом организации, с использованием методик применяемых в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации (таблица 1).
Таблица 1 - Критерии оценки показателей эффективности образовательной деятельности
Количественный показатель Критерий экспертной оценки Характеристика критерия
0,1 информации нет -
0,2 неудовлетворительное состояние -
0,3 низкая оценка работа ведется на очень низком уровне, очень много существенных недостатков
0,4 удовлетворительная оценка существенные недостатки в работе.
0,5 средняя оценка работа ведется на относительно приемлемом уровне, имеются отдельные недостатки
0,6 средняя оценка работа ведется на достаточно хорошем уровне, недостатки в работе несущественные
0,7 хорошая оценка работа ведется на достаточно хорошем уровне, недостатки малочисленные, несущественные, легко исправить
0,8 достаточно высокая оценка практически полное соответствие предоставленным требованиям
0,9 высокая оценка полное соответствие предоставленным требованиям
1 очень высокая оценка полное соответствие предоставленным требованиям, рекомендуется для распространения опыта
Следовательно, в современных условиях функционирования ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум» с целью оценки принятия управленческих решений и осуществления эффективной образовательной деятельности руководство организации применяет балльную шкалу оценки
эффективности принятия управленческих решений. Для контроля деятельности администрации ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум» рассмотрим объекты оценки, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Критерии оценки эффективности принятия управленческого решения
в ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум»
№ п.п. Критерий Характеристика Экспертная оценка Комментарий
1 Учебные программы и планы Для продуктивной деятельности образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями должны иметься в наличии учебные программы и планы, разработанные в соответствии с ФГОС. Оценка по данному направлению и, соответственно, принятие директором решения об использовании данных учебных программ и планов производится после их оценки экспертными группами по каждому направлению подготовки специалистов в рамках РУМК 0,6 балла учебные программы и планы утверждаются несвоевременно
2 Методические материалы Образовательная деятельность сегодня неразрывно связана с методической работой, которая включает в себя: разработку рабочих программ и контрольно-оценочных средств, воспитательных мероприятий, открытых занятий, конференций и т. д. Оценку по данному вопросу производит методист в соответствии с учебными нормативами и требованиями (правилами), и только потом утверждает директор 0,3 балла недостаточным вовлечением преподавателей и мастеров производственного обучения в работу по формированию учебно-методических материалов
3 Расписание занятий, практик, учебных занятий, экзаменов Данный объект оценивания должен соответствовать рабочему учебному плану и быть разработан в соответствии требованиям. Только полное соответствие по этому направлению работы даст возможность избежать различных конфликтных ситуаций в образовательном учреждении, поэтому в данном направлении в техникуме ведется непрерывный контроль, осуществляемый заместителем директора по УПР и куратором по УР 0,7 балла наблюдаются частые изменения в расписании занятий
4 Анализ обученно-сти Подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям, требует проведения систематических проверок знаний, умений и практического опыта студентов во время обучения. Для этого по всем преподаваемым дисциплинам должны быть разработаны контрольно-оценочные средства. Согласно итогам проверок преподавателями проводится анализ обученности и данные анализа передаются в виде отчетов заместителям директора, осуществляется их систематизация 0,4 балла контрольно-оценочные средства не дают полного соответствия заданным требованиям
5 Готовность к промежуточной аттестации и ГИА Данный объект предусматривает решение задач, сформулированных в задании на выпускную квалификационную работу, соблюдение графика, качество оформления для защиты выпускной работы, а также решение задач, сформулированных для государственного экзамена 1 балл работа проводится в соответствии с положениями и инструкциями по аттестации
6 Квалификация студентов/ выпускников Успех деятельности образовательного учреждения и, соответственно, его руководства, заключается, прежде всего, в получении высококвалифицированных специалистов и положительных отзывов от работодателей. По данным аналитических материалов выявлено, что уровень квалификации выпускников соответствует требованиям ФГОС и работодателей 0,6 балла анализ проводится без статистических исследований
Суммарная оценка эффективности принятия управленческого решения в ГБПОУ Сергачский агропромышленный техникум 3,6 балла -
Средний балл по проведённой оценке эффективности принятия управленческого решения в ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум» 0,6 балла -
Таким образом, принятие управленческих решений в ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум» оценено в 3,6 балла относительно 6-ти балльной шкалы максимальной оценки. Сравнивая полученную оценку с данными таблицы 1, мы видим, что работа администрации находится на среднем уровне и есть незначительные недостатки, которые можно исправить.
На основании результатов проведенного анализа эффективности управленческой деятельности техникума можно сделать вывод, что в целом система работает на уровне чуть выше среднего, а это значит, требуются определенные изменения в слабых местах данной системы управления, поэтому нами предложен проект по повышению эффективности оценочной системы в процессе принятия управленческих решений.
В целях улучшения качества подготовки специалистов в ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум» предлагается оценочная система, основанная на процессном подходе к образовательным видам деятельности в соответствии ГОСТ ISO 9001. Главная задача контроля качества подготовки специалистов - регулярное управление учебной деятельностью студентов и ее корректировка. Контроль качества подготовки специалистов позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве образовательного процесса. Информация, полученная при измерениях и мониторинге, позволит образовательному учреждению осуществлять управление несоответствиями и непрерывно совершенствовать процесс, оперативно вносить изменения в организацию учебного процесса [3, с. 22].
Требования системы качества распространяются на структурные подразделения, руководите-
лей и специалистов, качество работы которых оказывает косвенное или непосредственное воздействие на удовлетворенность потребителей образовательных услуг [9, с. 58].
Необходимые для применения в СМК техникума процессы определены таким образом, чтобы обеспечить соответствие качества образовательной деятельности техникума требованиям потребителей и обязательным требованиям ФГОС СПО, а также обеспечить эффективное применение системы качества путем постоянного повышения удовлетворенности потребителей [19, 20]. Эффективность реформирования системы образования на современном этапе анализировалась в работах Мухиной Т. Г. [12], Прямиковой Е. В. [14] и др.
Контроль качества подготовки специалистов предусматривает систематическую проверку:
- нормативного обеспечения содержания подготовки специалистов;
- документационного обеспечения качества подготовки специалистов и учебно-методической работы;
- проведение текущих срезов знаний студентов по изучаемым дисциплинам и контроль качества проведения учебных занятий.
Основной задачей внутреннего контроля в техникуме является совершенствование учебно-воспитательного процесса, оперативное устранение недостатков в работе, оказание конкретной помощи педагогическим работникам в целях повышения качества обучения и профессиональной подготовки выпускников. Для реализации внутритехни-кумовского контроля разработана следующая система мероприятий, представленная на рисунке 1.
Контролируемые внутритехникумовские мероприятия
-посещение и анализ уроков теоретического обучения
-анализ состояния учебно-программной документации
-анализ состояния журналов теоретического и производственного обучения
-учет выполнения учебных программ дисциплин и профессиональных модулей
-анализ состояния журналов теоретического и производственного обучения
- анализ отчетов по итогам обучения за полугодие и год
- анализ состояния учебных кабинетов, посещение и анализ внеклассных мероприятий Рисунок 1 - Система внутритехникумовских контролируемых мероприятий
Вопросы системы образования и его качества рассматривались в трудах Гордеева Т. А. [1], Дам-динова А. В. [2], Захир Ю. С [4], Ломакина Т. Ю. [10]. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в соответствии с Положением о внутренней системе оценки качества образования и включает в себя: текущий контроль, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
Систематический контроль за учебно-воспитательным процессом и деятельностью педагогического коллектива осуществляют директор, его заместители, методисты.
Услуга, как продукт образовательного учреждения, требует от их руководителей особое внимание уделять вопросам, касающимся:
1. определения величин спроса и предложения. Основным инструментом при этом будет являться маркетинговые исследования;
2. создания имиджа образовательной организации среднего профессионального образования.
Затрагивая такую задачу, как формирование имиджа образовательной организации СПО, имеет смысл говорить о таком рыночном инструменте, как профессиональный менеджмент формирования имиджа образовательного учреждения, который заключается в построении системы формирования имиджа, обеспечивающей в первую очередь назначение ответственных за его реализацию служб и во вторую - механизмов, способов и средств реализации составляющих имиджа.
Таким образом, в стратегии деятельности техникума следует выделить следующие направления:
- развитие кадрового потенциала техникума в соответствии с современными требованиями к подготовке специалистов: увеличение количества преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших специализированную стажировку у работодателя; рост профессионализма педагогических кадров, управленческого персонала, постепенное обновление состава преподавателей;
- обеспечение финансово-экономической устойчивости развития страны, региона, отсюда и техникума;
- совершенствование материально-технической базы;
- обновление, дополнительное приобретение оборудования, расходных материалов, интерактивной техники;
- формирование единого информационно-образовательного пространства, поддержка сайта образовательного комплекса для эффективного
позиционирования техникума в Интернете, оптимизация мультимедийной техники политехникума и постоянное совершенствование информационной компетентности сотрудников и обучающихся.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что намеченные мероприятия положительно скажутся на развитии техникума в целом, а соответственно, и на управленческой системе. Немаловажным является также определение эффективности результатов от нововведений с целью прогнозирования дальнейшей деятельности ГБПОУ «Сергачского агропромышленного техникума».
Качественная оценочная система в процессе принятия управленческих решений и контроля за их исполнением, предложенная выше, привнесет положительный эффект в развитие образовательного учреждения следующим образом:
- создание условий для расширения спектра предоставляемых образовательных услуг увеличит контингент студентов, позволит им обучиться дополнительно по программам профессиональной подготовки, что даст подстраховку на рынке труда;
- повышение престижа техникума, позиционирование его в территории как одного из основных поставщиков кадров для экономики города, позволит увеличить контингент обучающихся;
- формирование, отработка и распространение инновационных технологий и методик обучения, внедрение системы менеджмента качества позволит постоянно повышать качество обучения;
- разработка новых ОПОП по заказу предприятия позволит повысить процент трудоустройства выпускников;
- увеличение количества преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших специализированную стажировку, повышение квалификации позволит приблизить теоретическое обучение к конкретному производству;
- оптимизация условий позиционирования материально-технических ресурсов металлургического профиля техникума позволит поднять престиж техникума;
- создание и поддержка сайта для эффективного позиционирования техникума в Интернете, работа Координационного совета, мощное освещение жизнедеятельности техникума в СМИ позволит привлекать абитуриентов для обучения в нашем учебном заведении и осуществлять государственно-общественный характер управления техникумом;
- разработка и внедрение системы мониторинга качества подготовки специалистов с использованием информационных технологий позволит
проводить оперативную корректировку процесса обучения;
- обновление, пополнение, модернизация материально-технической базы позволит обеспечить полноценный и эффективный процесс обучения.
Внедрение и реализация данных направлений, а также качественный систематический контроль даст толчок для развития техникума, и, соответственно, существующая модель управления перейдет на более совершенный качественный уровень.
И в заключении можно сделать вывод, что эффективная оценочная система в процессе принятия управленческих решений не только стабилизирует работу техникума, но и окажет влияние на динамику эффективного развития образовательного учреждения в непростых социально-экономических условиях, сложившихся сегодня в нашей стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гордеева Т. А., Куликова Н. А. Система менеджмента качества образования в вузе и оценка ее эффективности // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 3. С. 1-2.
2. Дамдинов А. В., Будаева Т. Ч. Управление системой оценки качества образования на региональном уровне // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 7. С. 110-116.
3. Журавлева Л. В. Социальная среда образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 3. С. 19-27
4. Захир Ю. С. Муниципальные системы образования как объект оценки качества образования: нормативный и методический аспекты // Качество образования в Евразии. 2015. № 3. С. 75-83
5. Калинина С. В. Повышение эффективности управленческих решений в образовательных учреждениях : Дис. канд. экон. наук // Омск. 2001. 191 а
6. Катернюк А. В. Исследование систем управления. Введение ворганизационное проектирование : учебное пособие. Ростовн/Д. : Феникс. 2009. 315 с.
7. Корнеев И. К., Машурцев В. А. Информационные технологии в управлении. М. : Инфра-М. 2009. 224 с.
8. Крючковский В. В., Пономаренко В. П., Филипская Д. И. Анализ методов идентификации моделимногокритериального оценивания // Вестник Херсонского национального технического университета. 2008. № 1 (30). С. 85-90.
9. Кузнецова И. В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий
в образовательных учреждениях: автореф. дис. канд.псих.наук М. : 2003. 58 с.
10. Ломакин Т. Ю. Современные тенденции развития системы управления качеством профессионального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 165-173.
11. Мерцалова Т. А. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 40-75.
12. Модернизация профессионального образования [Электронный ресурс]: http://spo-vat.ru.
13. Мухина Т. Г. Повышение эффективности подготовки преподавателей в системе дополнительного высшего профессионального образования // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. 2012. № 3. С.84-89.
14. Образовательная политика России на современном этапе. Справка Госсовета России // Официальные документы об образовании. 2002. № 2. С. 2-49.
15. Петров Э. Г., Новожилова М. В., Гребенник И. В., Соколова Н. А. Методы и средства принятия решений в социально-экономических системах - Херсон : ОЛДИ-плюс. 2003. 380 с.
16. Прямикова Е. В. Вопросы эффективности реформирования системы образования // Образование и наука. 2011. № 2. С. 53-62.
17. Сироткин Г. В. Модель системы интегральной оценки качества образования и эффективности деятельности вуза // Инновации в науке. 2015. № 6 (43). С. 24-48.
18. Сироткин Г. В. Новая структура системы оценки качества образования и эффективности деятельности для любого типа вуза в целом // Инновации в науке. 2015. № 5 (42). С. 16-32.
19. Тришкина Н. Ю. Особенности оценки эффективности услуг в сфере образования // Инженерный вестник Дона. 2012. № 2 том 20. С. 76-81
20. Шапкин А. С., Шапкин В. А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: учебник. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2005. 880 с.
REFERENCES
1. Gordeeva T. A., Kulikova N. A. Sistema me-nedzhmenta kachestva obrazovaniya v vuze i ocenka ee ehffektiv-nosti // Vestnik Buryatskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2012. № 3. S. 1-2
2. Damdinov A. V., Budaeva T. CH. Upravlenie sistemoj ocenki kachestva obrazovaniya na region-al'nom urovne // Vestnik Buryatskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2015. № 7. S. 110-116
3. ZHuravleva L. V. Social'naya sreda obrazo-vaniya // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledova-nij. 2009. № 3. S. 19-27
4. Zahir YU. S. Municipal'nye sistemy obrazo-vaniya kak ob"ekt ocenki kachestva obrazovaniya: normativ-nyj i metodicheskij aspekty // Kachestvo obrazovaniya v Evrazii. 2015. № 3. S.75-83
5. Kalinina S. V. Povyshenie ehffektivnosti upravlencheskih reshenij v obrazovatel'nyh uchrezh-deniyah: Dis. kand. ehkon. nauk // Omsk. 2001. 191 c.
6. Katernyuk A. V. Issledovanie sistem upravle-niya. Vvedenie v organizacionnoe proektirovanie: uchebnoe posobie. Rostov n/D: Feniks. 2009. 315 s. (Vysshee obrazovanie)
7. Korneev I. K., Mashurcev V. A. Informa-cionnye tekhnologii v upravlenii. M. : Infra-M. 2009. 224 s.
8. Kryuchkovskij V. V., Ponomarenko V. P., Fi-lipskaya D. I. Analiz metodov identifikacii modeli mnogo-kriterial'nogo ocenivaniya // Vestnik Hersons-kogo nacional'nogo tekhnicheskogo universiteta. 2008. №1 (30). S. 85-90.
9. Kuznecova I. V. Psihologicheskie osnovaniya realizacii zdorov'esberegayushchih tekhnologij v obra-zova-tel'nyh uchrezhdeniyah: avtoref. dis. kand.psih.nauk. M. : 2003. 58 s.
10. Lomakin T. YU. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy upravleniya kachestvom profession-al'nogo obrazovaniya // Otechestvennaya i zarubezh-naya pedagogika. 2011. №1. S. 165-173
11. Mercalova T. A. Informacionnaya otkrytost' sistemy obrazovaniya: voprosy ehffektivnosti gosudar-stvennoj politiki // Voprosy obrazovaniya. 2015. № 2. S. 40-75
12. Modernizaciya professional'nogo obrazova-niya [EHlektronnyj resurs]: http://spo-vat.ru
13. Muhina T. G. Povyshenie ehffektivnosti podgotovki prepodavatelej v sisteme dopolnitel'nogo vysshe-go professional'nogo obrazovaniya // Vestnik NGTU im. R.E. Alekseeva. 2012. № 3. S. 84-89
14. Obrazovatel'naya politika Rossii na sovre-mennom ehtape. Spravka Gossoveta Rossii // Ofi-cial'nye dokumenty ob obrazovanii. 2002. № 2. S. 2-49.
15. Petrov EH. G., Novozhilova M. V., Greben-nik I. V., Sokolova N. A. Metody i sredstva prinyatiya reshenij v social'no-ehkonomicheskih sistemah - Her-son: OLDI-plyus. 2003. 380 s.
16. Pryamikova E. V. Voprosy ehffektivnosti re-formirovaniya sistemy obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2011. № 2. S. 53-62
17. Sirotkin G. V. Model' sistemy integral'noj ocenki kachestva obrazovaniya i ehffektivnosti deya-tel'-nosti vuza // Innovacii v nauke. 2015. № 6 (43). S. 24-48
18. Sirotkin G. V. Novaya struktura sistemy ocenki kachestva obrazovaniya i ehffektivnosti deya-tel'nosti dlya lyubogo tipa vuza v celom // Innovacii v nauke. 2015. № 5 (42). S. 16-32
19. Trishkina N. YU. Osobennosti ocenki ehffektivnosti uslug v sfere obrazovaniya // Inzhenernyj vestnik Dona. 2012. № 2 tom 20. S. 76-81
20. SHapkin A. S., SHapkin V. A. Teoriya riska i modelirovanie riskovyh situacij: uchebnik. M. : Izda-tel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K». 2005. 880 s.