Научная статья на тему 'ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценочная деятельность / среднее профессиональное образование / компетентностный подход / функции оценки / личностное развитие / условия и принципы оценивания / evaluation activity / secondary vocational education / competence approach / evaluation functions / personal development / conditions and principles of evaluation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаева Фатима Умаровна, Мисербулатов Ибрагим Исмаилович

Статья посвящена проблеме оценочной деятельности в СПО в условиях перехода системы российского образования к деятельностной парадигме. Обоснована актуальность изучения оценочной деятельности, как важного компонента образовательного процесса, выполняющего множество функций контролирующего, организационного, стимулирующего, воспитательного характера. Перечислены и охарактеризованы основные функции оценки, условия и принципы оценочной деятельности для их наиболее эффективного осуществления. Обоснована необходимость перехода от традиционных субъективных форм оценивания образовательных результатов к современным формам оценивания, обеспечивающим объективность и универсальность при сохранении личностно ориентированного подхода. Особое внимание уделяется необходимости оценивания не только усвоенных студентами СПО знаний, но и приобретаемых ими в процессе профессиональной подготовки личностных качеств, призванных обеспечить их конкурентоспособность и способствовать самореализации в профессии. Подчеркивается развивающая функция оценки, способная служить фактором не только профессионального развития, но и личностного роста студентов СПО. В качестве основных условий эффективности оценочной деятельности как фактора личностного развития студентов названы объективность и последовательность при оценивании, понимание студентами его критериев и целей, субъектность участников образовательного процесса, основанная на взаимном доверии и уважении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of evaluation activity in vocational education in the conditions of transition of the Russian education system to the activity paradigm. The relevance of the study of evaluation activity as an important component of the educational process that performs many functions of a controlling, organizational, stimulating, educational nature is substantiated. The main evaluation functions, conditions and principles of evaluation activities for their most effective implementation are listed and characterized. The necessity of transition from traditional subjective forms of evaluation of educational results to modern forms of evaluation, providing objectivity and universality while maintaining a personality-oriented approach, is substantiated. Special attention is paid to the need to evaluate not only the knowledge acquired by students of the vocational school, but also the personal qualities acquired by them in the process of professional training, designed to ensure their competitiveness and promote self-realization in the profession. The developing evaluation function is emphasized, which can serve as a factor not only for professional development, but also for the personal growth of students of secondary vocational education. Objectivity and consistency in assessment, students' understanding of its criteria and goals, subjectivity of participants in the educational process based on mutual trust and respect are named as the main conditions for the effectiveness of evaluation activities as a factor of personal development of students.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ»

2. Булынский, Н.Н. Проблемы организации оценочной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях / Н.Н. Булынский, А.В. Сытникова // Вестник ТГПУ. - 2010. - №4. - С. 87-91

3. Ваганова, О.И. Моделирование контрольно-оценочной деятельности педагога / О.И. Ваганова, А.А. Жидков, М.М. Кутепов, И.Е. Барабина // Карельский научный журнал. - 2020. - №4 (33). - С. 11-14

4. Волков, П.Б. Варианты диагностики ключевых компетенций студентов педагогических специальностей при оценке результатов обучения / П.Б. Волков, Р.С. Наговицын // Непрерывное образование: XXI век. - 2017. - Вып. 4 (20). - С. 1-16

5. Емельянова, И.Н. Практика использования современных методов оценки на разных ступенях образования / Н.Н. Емельянова, О.А. Теплякова, Г.З. Ефимова // Образование и наука. -2019. - №6. - С. 9-28

6. Ефремова, Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся / Н.Ф. Ефремова // Российский психологический журнал. - 2017. - №2. - С. 227-244

7. Сабельникова, Е.В. Результаты обучения в высшем образовании на национальном уровне на примере проекта «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (CLA ) / Е.В. Сабельникова, Н.Л. Хмелева // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20, № 2. - С. 16-23

8. Dewey, J.D. Evaluator Competencies: What's Taught Versus What's Sought / J.D. Dewey [et al.] II American Journal of Evaluation. -2008. - No. 29 (3).-Pp. 268-287.

9. Filimonyuk, L.A. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course / L.A. Filimonyuk, L.V. Khalyapina, K.A. Chebanov, [etc.] II Journal of Fundamental and Applied Sciences.-2018,-T. 10. -№ 5S.-C. 1007-1019

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Базаева Фатима Умаровна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); аспирант кафедры педагогики Мисербулатов Ибрагим Исмаилович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме оценочной деятельности в СПО в условиях перехода системы российского образования к деятельностной парадигме. Обоснована актуальность изучения оценочной деятельности, как важного компонента образовательного процесса, выполняющего множество функций контролирующего, организационного, стимулирующего, воспитательного характера. Перечислены и охарактеризованы основные функции оценки, условия и принципы оценочной деятельности для их наиболее эффективного осуществления. Обоснована необходимость перехода от традиционных субъективных форм оценивания образовательных результатов к современным формам оценивания, обеспечивающим объективность и универсальность при сохранении личностно ориентированного подхода. Особое внимание уделяется необходимости оценивания не только усвоенных студентами СПО знаний, но и приобретаемых ими в процессе профессиональной подготовки личностных качеств, призванных обеспечить их конкурентоспособность и способствовать самореализации в профессии. Подчеркивается развивающая функция оценки, способная служить фактором не только профессионального развития, но и личностного роста студентов СПО. В качестве основных условий эффективности оценочной деятельности как фактора личностного развития студентов названы объективность и последовательность при оценивании, понимание студентами его критериев и целей, субъектность участников образовательного процесса, основанная на взаимном доверии и уважении.

Ключевые слова: оценочная деятельность, среднее профессиональное образование, компетентностный подход, функции оценки, личностное развитие, условия и принципы оценивания.

Annotation. The article is devoted to the problem of evaluation activity in vocational education in the conditions of transition of the Russian education system to the activity paradigm. The relevance of the study of evaluation activity as an important component of the educational process that performs many functions of a controlling, organizational, stimulating, educational nature is substantiated. The main evaluation functions, conditions and principles of evaluation activities for their most effective implementation are listed and characterized. The necessity of transition from traditional subjective forms of evaluation of educational results to modern forms of evaluation, providing objectivity and universality while maintaining a personality-oriented approach, is substantiated. Special attention is paid to the need to evaluate not only the knowledge acquired by students of the vocational school, but also the personal qualities acquired by them in the process of professional training, designed to ensure their competitiveness and promote self-realization in the profession. The developing evaluation function is emphasized, which can serve as a factor not only for professional development, but also for the personal growth of students of secondary vocational education. Objectivity and consistency in assessment, students' understanding of its criteria and goals, subjectivity of participants in the educational process based on mutual trust and respect are named as the main conditions for the effectiveness of evaluation activities as a factor of personal development of students.

Key words: evaluation activity, secondary vocational education, competence approach, evaluation functions, personal development, conditions and principles of evaluation.

Введение. Современные экономические, социальные и политические условия развития общества диктуют повышенные требования к системе профессионального образования, основы функционирования которого лежат в области компетентностного подхода к подготовке специалистов [4, 7]. Общество испытывает острую потребность в специалистах высокого уровня, готовых к осуществлению профессиональных функций и проявлению высоких личностных качеств в конкурентной среде, к успешной социализации и самореализации в профессии. Задача подготовки специалистов, обладающих высокой профессиональной квалификацией, готовых к самосовершенствованию в профессии и личностному росту, стремящихся к повышению профессионального уровня на следующих ступенях обучения, стоит, прежде всего, перед системой среднего профессионального образования (СПО).

Одним из ведущих элементов функционирования любой образовательной системы является система оценивания образовательных результатов, которая с одной стороны служит инструментом внутреннего контроля качества преподавания, с другой - мощным стимулом для учебной мотивации и личностного развития самих студентов. При этом компетентностный подход предполагает оценивание не только результатов освоения содержания учебных дисциплин, но и уровень овладения студентами профессиональными компетенциями, сформированности их умений и готовности к применению полученных знаний и навыков на практике, способности к самостоятельному решению нестандартных - не

учебных, а вполне реальных - профессиональных задач. Однако, несмотря на множество научных разработок в области компетентностного подхода в профессиональном образовании вопрос оценочной деятельности в системе СПО остается недостаточно проработанным [5].

Методология и практика оценочной деятельности в системе СПО призвана обеспечивать объективную оценку учебных достижений студентов, а также их профессиональной компетентности, личностных качеств, необходимых специалисту каждой конкретной профессии и, что еще более важно, их готовности к постоянному самосовершенствованию и личностному развитию.

Актуальность исследования, состоит в необходимости обобщения и систематизации имеющихся научных знаний, касающихся оценочной деятельности в системе СПО, с целью определения наиболее эффективных подходов и методологических разработок.

Проблема данного исследования состоит в определении научных основ, сущности и технологий оценочной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Цель исследования - анализ и обобщение научных данных по проблеме оценивания учебных результатов, профессиональных компетенций и личностных качеств студентов средних специальных учебных заведений, а также оценочной деятельности в СПО, как фактора личностного роста студентов.

Изложение основного материала статьи. Общая тенденция многих исследований проблем оценивания успешности обучения состоит в том, что функция оценки является важнейшим фактором активизации деятельности при усвоении знаний и приобретении умений. Так, Б.Г. Ананьев выделяет три основные функции оценки: ориентирующую, воздействующую на интеллектуальную сферу личности;

стимулирующую с побудительным воздействием оценки на аффективно-волевую сферу личности посредством переживания успеха или неудачи;

воспитательную, связанную с влиянием оценки на самооценку и учебную мотивацию [1].

Важнейшим условием реализации воспитательной функции оценивания учебной деятельности является объективность оценки и понимание критериев оценивания обучающимися. Студенты должны доверять оцениванию и воспринимать его результаты в качестве признания их учебных достижений и стимула для дальнейшей работы. Именно самоанализ служит мотивирующим фактором для самосовершенствования, профессионального и личностного роста.

Между тем развивающие функции оценивания реализуются при соблюдении следующих условий:

если оценка стимулирует работу над ошибками, помогает понять, в какой именно области существует пробелы знаний, которые необходимо восполнить;

оценка служит одним из инструментов обратной связи между педагогом и студентом, основанном на доверии и взаимоуважении;

оценка воспринимается студентом в качестве инструмента взаимодействия, а не наказания.

Соблюдение этих условий позволяет организовать деятельное сотрудничество между субъектами образовательного процесса, построенное на принципах взаимного уважения и доверия. В этом случае оценка служит свидетельством внимания к работе студента со стороны педагога, повышает его учебную мотивацию и стимулирует к учебной деятельности и самосовершенствованию в профессии, вселяет уверенность в собственных силах [6].

Развивающая функция оценочной деятельности предполагает оценивание не только когнитивного («жесткого») компонента профессионального обучения, но и личностного («мягкого»), а именно, готовности студентов к самостоятельной исследовательской деятельности, нацеленность на результат, мотивированность, самостоятельность, то есть, составляющие профессиональной компетентности, требующие более тонкого и дифференцированного подхода к оцениванию, которые зачастую отступают на задний план в реальной педагогической практике оценочной деятельности [2].

В системе СПО по-прежнему преобладают традиционные подходы к оценочной деятельности, ориентированные во многом на субъективную оценку преподавателем учебных достижений студентов, без опоры на современные научные исследования, понимания специфики и сущности оценочной деятельности, а также при недостатке должного методического сопровождения. Кроме того, оценивание «мягкой» личностной составляющей образовательных результатов представляет значительно большую трудность с точки зрения методики и аппаратного инструментария, по сравнению с оцениванием «жесткого» когнитивного компонента, в силу сложности и многокомпонентности предмета оценивания [5].

В теории оценивания рассматриваются закономерности, принципы, логика и алгоритмы оценивания объектов и процессов. Оценка выступает результатом оценивания [8].

Относительно системы профессионального образования ведущими принципами оценивания результатов обучения являются учет потребностей работодателей, адаптивность и многоуровневость системы оценок, личностно ориентированный подход, универсальность, объективность и др.

Измерение и оценивание качества профессионального образования предполагает владение организаторами образовательного процесса целостным суждением об объекте исследования. Данный подход также ориентирует оценивание качества объекта в развитии, с учетом условий учебно-профессиональной деятельности обучающихся и педагогического процесса [8].

Для осуществления эффективной оценочной деятельности, способной выполнять ориентирующую, стимулирующую и развивающую функцию, педагог СПО должен обладать необходимыми профессиональными качествами на высоком уровне, а именно: профессиональной компетентностью, интеллектуальной и творческой инициативностью, высокой нравственностью, коммуникативностью, внутренней организованностью, принципиальностью.

Организация оценочной деятельности на основе компетентностного личностно ориентированного подхода к среднему профессиональному образованию необходимо осуществлять поэтапно, начиная с определения базовых показателей качества образования, связанных с направлениями подготовки, соотношением специальных и общеобразовательных дисциплин, набором целевых профессиональных компетенций, уровнем начальной подготовки студентов и заканчивая освоением преподавателями аппаратного и методического инструментария оценочной деятельности в учреждении СПО. Помимо этого, преподаватели колледжа и мастера производственного обучения должны иметь точные и актуальные представления о требованиях потенциальных работодателей к поступающим на работу выпускникам СПО, знать специфику конкретных организаций и производств, к сфере деятельности которых относится профессиональная подготовка в образовательном учреждении СПО.

Эффективность оценивания качества образования СПО предполагает проведение анализа: правильности и своевременности выбора объекта оценивания;

соответствия условий оценочной деятельности требованиям организации контрольно-оценочных процедур; уровня проявления компетентности педагогов в организации оценочной деятельности; оптимальности принимаемых управленческих решений [3]. Основными условиями обеспечения эффективности оценивания выступают:

применение различных видов контроля с особым вниманием к систематическому и всеохватывающему оцениванию;

оценка всех действий обучающихся при выполнении заданий;

постепенная замена традиционной оценки взаимооценкой и самооценкой, которые способствуют самоорганизации и самообучению студентов;

сочетание личностного и нормативного способов оценивания результатов обучения;

открытый учет результатов оценивания.

Соблюдение обозначенных условий, принципов и подходов к оценочной деятельности, учитывающих комплексный характер оценки в системе СПО, призвано обеспечить объективность и надежность результатов оценивания, а также повысить доверие студентов, как к процессу оценивания, так и к преподавателям, способствовать созданию в образовательном учреждении атмосферы сотрудничества и взаимоуважения между субъектами образовательного процесса. Комплексный подход к оценочной деятельности позволит в полной мере реализовать стимулирующую и мотивирующую функции оценки, ее развивающий потенциал для профессионального и личностного роста студентов СПО.

Выводы. Оценочная деятельность в системе СПО является важным элементом образовательного процесса, выполняющим не только функции контроля, но и организационные и развивающие функции; переход российской системы образования к деятельностной парадигме требует пересмотра основ оценочной деятельности в СПО, отказа от традиционных субъективных форм оценивания выученных знаний в пользу использования инструментов оценивания, способных выявить уровень профессиональных компетенций и личностных качеств будущих выпускников; осуществление ориентирующей, стимулирующей, воспитательной функций оценки в системе СПО возможно при условии объективности, последовательности, понимания студентами критериев оценивания учебных результатов, комплексного личностно ориентированного подхода к оцениванию, наличия высоких профессиональных и личностных качеств у преподавателей СПО.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. -Т. 2.-287 с.

2. Бордовская, Н.В. Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию / Н.В. Бордовская, С.Н. Костромина // Высшее образование в России. - 2013. - № 10. - С. 125-133

3. Булынский, H.H. Проблемы организации оценочной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях / H.H. Булынский, A.B. Сытникова // Вестник ТГПУ. - 2010. - №4. - С. 87-91

4. Драницына, Е.Г. Условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов системы СПО средствами модульной технологии обучения / Е.Г. Драницына // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). -С. 219-222

5. Ефремова, Н.Ф. Моделирование объективной оценки достижений студентов / Н.Ф. Ефремова // Образовательные технологии. - 2019. - №3. - С. 77-85

6. Ефремова, Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся / Н.Ф. Ефремова // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 2. - С. 227-244

7. Мусихина, Е.А. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся СПО, ОДПО в рамках экономических дисциплин / Е.А. Мусихина, С.Ю. Ланина // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 86. - С. 95-98

8. Субетто, А.П. Теоретико-методологические основы качества высшего образования / А.И. Субетто, H.A. Селезнева. - СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 136 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры «Природообустройства и охраны окружающей среды» Балтыков Арслан Константинович

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье обосновываются педагогические условия формирования культуры управления обучающихся. Автор описывает важность культуры управления в современной действительности. В работе затрагиваются проблемы в обучении обучающихся в вузах, предъявляются требования к формам организации деятельности. В ходе проведенной работы конкретизируется определение «культуры управления», которое рассматривается с позиции разных подходов, изучается её структура и компоненты для того, чтобы описать педагогические условия, которые необходимы для формирования культуры управления. Автором выделяется три главных педагогических условия для формирования культуры управления, которые предъявляют требования к когнитивным способностям студентов в области культуры управления, к их личностным особенностям, а также к уровню самого учебного процесса и субъектов этой деятельности. Среди этих условий достаточное внимание уделяется вопросам мотивации и коммуникации студентов. Так как разработанные педагогические условия в полной мере отражают рассмотренную структуру культуры управления, автор приходит к выводу о том, что поставленная цель была достигнута.

Ключевые слова: педагогические условия, формирование, культура управления, подход, управленческая деятельность, образование.

Annotation. The article substantiates the pedagogical conditions for the formation of a management culture of students. The author describes the importance of management culture in modern reality. The paper touches upon the problems in the training of students in universities, demands are made on the forms of organization of activities. In the course of the work carried out, the definition of "management culture" is specified, which is considered from the perspective of different approaches, its structure and components are studied in order to describe the pedagogical conditions that are necessary for the formation of a management culture. The author identifies three main pedagogical conditions for the formation of a management culture, which impose requirements on the cognitive abilities of students in the field of management culture, on their personal characteristics, as well as on the level of the educational process itself and the subjects of this activity. Among these conditions, sufficient attention is paid to the issues of motivation and communication of students. Since the developed pedagogical conditions fully reflect the considered structure of the management culture, the author comes to the conclusion that the goal has been achieved.

Key words: pedagogical conditions, formation, management culture, approach, management activity, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.