Научная статья на тему 'ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В СПО'

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / оценочная деятельность / личностный рост / функции оценки / методы оценивания / эффективность оценивания / secondary vocational education / evaluation activity / personal growth / evaluation functions / evaluation methods / evaluation effectiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаева Фатима Умаровна, Мисербулатов Ибрагим Исмаилович

Статья посвящена проблеме использования оценочной деятельности в системе среднего профессионального образования в качестве фактора, стимулирующего личностное развитие студентов. Обосновывается актуальность теоретического изучения оценочной деятельности как важного элемента образовательного процесса, рассматриваются современные подходы к оценке в системе образования. Описываются задачи, функции, сущностные характеристики, виды оценочной деятельности, подчеркивается ее специфика в системе СПО. Дается характеристика методов оценочной деятельности, наиболее широко применяемых в системе СПО. Особое внимание уделяется классификации методов и форм оценивания, которая выделяет репродуктивные, продуктивные, активные и интерактивные методы оценки с точки зрения степени мыслительной и деятельностной активности студентов. Подчеркивается необходимость более широкого применения современных интерактивных методов оценивания в силу их наиболее высокого развивающего и образовательного потенциала, к которым относят ситуационные задачи, веб-квесты, кейс-стади, деловые игры, форумы, тесты действия и др. Обосновывается вывод о том, что оценочная деятельность обладает высоким развивающим потенциалом, способным стимулировать личностное развитие студентов, реализация которого возможна при условии методической поддержки и активного включения руководства и кадрового состава системы СПО в процесс модернизации системы профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базаева Фатима Умаровна, Мисербулатов Ибрагим Исмаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of using evaluation activities in the system of secondary vocational education as a factor stimulating the personal development of students. The relevance of the theoretical study of evaluation activity as an important element of the educational process is substantiated, modern approaches to evaluation in the education system are considered. The tasks, functions, essential characteristics, types of evaluation activity are described, and its specificity in the system of SPO is emphasized. The characteristic of the methods of evaluation activity that are most widely used in the SPO system is given. Special attention is paid to the classification of assessment methods and forms, which distinguishes reproductive, productive, active and interactive assessment methods in terms of the degree of mental and activity activity of students. The necessity of wider application of modern interactive assessment methods is emphasized due to their highest developmental and educational potential, which include situational tasks, web quests, case studies, business games, forums, action tests, etc. The conclusion is substantiated that the evaluation activity has a high developing potential that can stimulate the personal development of students, the implementation of which is possible provided methodological support and active involvement of the management and personnel of the vocational training system in the process of modernization of the vocational training system.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В СПО»

Данные программы могут дать инструкторам мгновенную обратную связь о том, поняли ли студенты концепции, изложенные в классе или же необходимо организовать дискуссию по более тонким философским темам. Переход «кликеров» на мобильные устройства очень актуально для студентов и сотрудников.

Такие программы позволяют учащимся генерировать больше открытых ответов, по сравнению с заданиями с ограниченными ответами. Иногда могут возникать опасения по поводу того, что ученики отвлекают свое внимание, и из-за доступности устройств, но эти опасения, похоже, не проявляются в действительности, так как ученики заинтересованы

Выводы. Поддержка учащихся и учителей с ограниченными возможностями. Среди первых пользователей, принявших технологию в образовательных целях, есть учащиеся с ограниченными возможностями. Возможно, самым известным ученым, использующим технологии, был покойный Стивен Хокинс, который зависел от компьютера для связи задолго до того, как остальной мир начал использовать компьютеры для отправки электронной почты.

Большинству людей, не зависящих от технологий или помощников, легко выполнять задачи, они считаются само собой разумеющимися. Очень часто люди с ограниченными возможностями могут первыми адаптироваться к технологиям и увидеть способы их использования, которых не видят остальные обычно развивающиеся люди.

Многие из нас считают, что умный дом или класс - это роскошь, для студентов или преподавателей с ограниченными возможностями - это возможность открыть следующий уровень независимости, который раньше казался невозможным.

До и после того, как в классе будут представлены новые технологические инструменты преподавания, необходимо узнать мнение коллег и студентов об их эффективности. Даже если те или иные инструменты не подошли специфике предмета, нельзя останавливаться, неудача - это часть обучения.

Не все технологические инструменты подойдут для определенного предмета и для отдельного круга учащихся, разные когорты могут по-разному реагировать на использование технологий. Однако есть много преимуществ, которые можно получить, попробовав новые подходы к обучению и интегрировав технологии в учебный процесс.

Продолжать пробовать новые способы достижения результатов обучения, преподаватели сохранят интерес к преподаванию и откроют новые возможности обучения, как для учителей, так и для студентов. Технологии хорошо интегрированы в жизнь учащихся вне класса, поэтому использование этих инструментов имеет смысл.

Адаптация учеников к использованию технологических инструментов является неотъемлемой частью их профессиональной жизни. Для преподавателей технологии становятся неотъемлемым профессиональным инструментом.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002.-352 с.

2. Валявский, А.Ю. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для студентов всех форм обучения / А.Ю. Валявский, Е.Б. Егоркина, М.Н. Иванов, Е.П. Попова // В сборнике: Новые информационные технологии в образовании. Материалы IX международной научно-практической конференции, 2016. -С. 24-28

3. Егоркина, Е.Б. Развитие исследовательской компетентности студентов в системе непрерывного образования / Е.Б. Егоркина, М.Н. Иванов, Н.Н. Иванова, Н.В. Учеваткина // В сборнике: Новые информационные технологии в образовании и науке. Материалы X международной научно-практической конференции, 2017. - С. 24-27

4. Wilson, С. The Evolution of Classroom Technology -Interactive Feature [Электронный ресурс] / С. Wilson, M. Orellana, M. Meek. - URL: https://archive.nytimes.eom/www.nytimes.com/interactive/2010/09/19/magazine/classroom-technology.html?ref=magazine (дата обращения 12.08.2020)

Педагогика

УДК 377.1

доктор педагогических наук, профессор Базаева Фатима Умаровна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); аспирант кафедры педагогики Мисербулатов Ибрагим Исмаилович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

СТУДЕНТОВ В СПО

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования оценочной деятельности в системе среднего профессионального образования в качестве фактора, стимулирующего личностное развитие студентов. Обосновывается актуальность теоретического изучения оценочной деятельности как важного элемента образовательного процесса, рассматриваются современные подходы к оценке в системе образования. Описываются задачи, функции, сущностные характеристики, виды оценочной деятельности, подчеркивается ее специфика в системе СПО. Дается характеристика методов оценочной деятельности, наиболее широко применяемых в системе СПО. Особое внимание уделяется классификации методов и форм оценивания, которая выделяет репродуктивные, продуктивные, активные и интерактивные методы оценки с точки зрения степени мыслительной и деятельностной активности студентов. Подчеркивается необходимость более широкого применения современных интерактивных методов оценивания в силу их наиболее высокого развивающего и образовательного потенциала, к которым относят ситуационные задачи, веб-квесты, кейс-стади, деловые игры, форумы, тесты действия и др. Обосновывается вывод о том, что оценочная деятельность обладает высоким развивающим потенциалом, способным стимулировать личностное развитие студентов, реализация которого возможна при условии методической поддержки и активного включения руководства и кадрового состава системы СПО в процесс модернизации системы профессиональной подготовки.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, оценочная деятельность, личностный рост, функции оценки, методы оценивания, эффективность оценивания.

Annotation. The article is devoted to the problem of using evaluation activities in the system of secondary vocational education as a factor stimulating the personal development of students. The relevance of the theoretical study of evaluation activity as an important element of the educational process is substantiated, modern approaches to evaluation in the education system are considered. The tasks, functions, essential characteristics, types of evaluation activity are described, and its specificity in the system of SPO is emphasized. The characteristic of the methods of evaluation activity that are most widely used in the SPO system is given. Special attention is paid to the classification of assessment methods and forms, which distinguishes reproductive, productive, active

and interactive assessment methods in terms of the degree of mental and activity activity of students. The necessity of wider application of modern interactive assessment methods is emphasized due to their highest developmental and educational potential, which include situational tasks, web quests, case studies, business games, forums, action tests, etc. The conclusion is substantiated that the evaluation activity has a high developing potential that can stimulate the personal development of students, the implementation of which is possible provided methodological support and active involvement of the management and personnel of the vocational training system in the process of modernization of the vocational training system.

Key words: secondary vocational education, evaluation activity, personal growth, evaluation functions, evaluation methods, evaluation effectiveness.

Введение. Современные социально-экономические условия, ситуация на рынке труда, высокий уровень технологического развития всех сфер деятельности диктуют повышенные требования к выпускникам учреждений профессионального образования, которые касаются не только их профессиональной компетенции но и личностных качеств, призванных обеспечить конкурентоспособность молодых специалистов, их готовность к принятию самостоятельных решений в профессиональной сфере, гибкость и адаптивность, способность к продуктивному сотрудничеству и самосовершенствованию.

В этой связи в сфере среднего профессионального образования на первый план выходит задача повышения качества подготовки студентов, обеспечения их компетентности и готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях реальных предприятий и организаций. Контрольно-оценочная деятельность в учреждении среднего профессионального образования (СПО) призвана не только оценить качество предоставляемых образовательных услуг, но и определить эффективность форм и методов обучения. Кроме того, многофункциональность оценки, как одного из наиболее важных элементов образовательного процесса, позволяет использовать этот инструмент в качестве воспитательного, развивающего и стимулирующего средства, направленного на активизацию саморазвития и личностного роста студентов СПО.

Между тем, в системе СПО по-прежнему преобладает традиционный подход к оцениванию учебной деятельности студентов, который направлен, прежде всего, на оценку приобретенных студентами знаний и умений и не учитывает динамику личностного развития и личностного роста будущих выпускников, не в полной мере использует мобилизующую функцию оценки.

Актуальность исследования, таким образом, обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных методов и форм оценочной деятельности в системе СПО, способных с полной мере реализовывать воспитательную, развивающую, мобилизующую функции оценки.

Проблематика данного исследования состоит в выявлении основных задач, компонентов, сущностных характеристик, методов и форм оценочной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Цель исследования - анализ и обобщение современных научных исследований, касающихся методологии оценочной деятельности, выступающей фактором личностного роста студентов в системе СПО.

Изложение основного материала статьи. Оценочная деятельность служит важным компонентом образовательного процесса, выполняя функции контроля, позволяющие оценивать образовательные результаты, осуществлять планирование и коррекцию содержания, форм и методов обучения, оценивать учебную деятельность студентов и эффективность преподавательской деятельности педагогов, определять соответствие результатов обучения образовательным стандартам [1]. Без определения промежуточных и итоговых результатов обучения, касающихся не только когнитивной, но и личностной составляющей, невозможно планирование обучения и достижение ожидаемого уровня профессиональной подготовки. Помимо функции контроля исследователи указывают на такие функции оценочной деятельности как функция обучения и образования, функция диагностики, функция прогноза, функция развития, функция ориентации и направления и функция воспитания [3]. Однако, традиционные субъективные методы оценки (опрос, проверка контрольных работ, тестирование) далеко не всегда способны дать надежные объективные результаты в особенности в том, что касается личностных характеристик студентов, их способности к самостоятельности и саморазвитию. Кроме того, субъективность оценки зачастую приводит к недопониманию между преподавателем и студентом, а получение оценки ниже ожидаемой способно подорвать доверие студентов, вызвать с их стороны негативную реакцию, снизить мотивацию к обучению, что прямо противоположно воспитательной, развивающей и стимулирующей функциям оценки [6].

Важность оценочной деятельности в системе профессионального образования отмечается многими российскими и зарубежными исследователями. Так, П.Б. Волков, P.C. Наговицын, Е.В. Сабельникова, Н.Л. Хмелева в своих работах подчеркивают, что в настоящее время нет единого подхода к предмету и технологиям оценки образовательных результатов [4; 7]. В свою очередь, Дж. Дьюи, В. Монтроссе, Д. Шрёттер, К. Саллинс, Дж. Мэттокс отмечают необходимость соотнесения оцениваемых результатов обучения и самооценки профессиональной компетентности выпускниками с требованиями работодателей [8].

В плане направленности, организации и содержания подготовки система среднего профессионального образования имеет свою специфику. Так, образовательный процесс в техникумах и колледжах имеет более выраженную практическую направленность, по сравнению с общеобразовательной школой, учащиеся СПО являются студентами, проходящими подготовку по определенному профессиональному направлению. Вместе с тем, в организационной структуре учреждений СПО преобладает традиционный урок, как основной элемент учебного процесса, сохраняется классное руководство, и школьная система контроля знаний - опрос, проверочная работа, пятибалльная система оценок. Очевидно, что специфика системы СПО, занимающей в некотором роде промежуточное положение между общеобразовательной школой и высшим учебным заведением, требует особой контрольно-оценочной системы и методики оценочной деятельности, в полной мере отвечающей целям и задачам среднего профессионального образования.

По результатам анализа современных исследований нами были выделены задачи, функции, характеристики, виды, формы и методы контроля в системе среднего профессионального образования.

Ключевыми задачами оценочной деятельности педагога в системе СПО являются:

выявить степень освоения студентами программных знаний, овладения умениями и навыками, предусмотренными образовательными стандартами и требованиями образовательной программы учебного заведения;

оценить уровень сформированности у студентов навыков самоконтроля;

развивать и воспитывать у студентов потребность в самообразовании, самоорганизации и самоконтроле;

стимулировать студентов к учебной деятельности, повышать мотивацию к освоению основ выбранной профессии.

Можно выделить следующие виды контрольно-оценочной деятельности:

предварительная - оценка имеющихся начальных знаний перед изучением новой дисциплины, раздела или направления;

текущая - контроль выполнения домашних заданий и степени освоения пройденного на прошлых занятиях учебного

материала;

итоговая - контроль уровня знаний в конце определенного временного отрезка (семестр, учебный год) или по завершении изучения отдельных учебных дисциплин [2].

Контрольная деятельность в системе СПО, будучи одним из ведущих элементов образовательного процесса, отличается следующими сущностными характеристиками:

мотивационная - отражает необходимость личностно ориентированного подхода к оценочной деятельности, при котором оценка выступает в роли стимула, а не наказания;

содержательная - отражает необходимость понимания студентами критериев оценки, которые преподаватель излагает с предельной четкостью перед началом выполнения оцениваемого задания, контрольной работы или иной учебной задачи;

коммуникативная - позволяет использовать оценочную деятельность в качестве постоянно действующего средства обратной связи между студентами и преподавателем;

рефлексивная - отражает направленность оценочной деятельности на развитие у студентов навыков самооценки, саморегуляции, анализа и планирования учебной деятельности.

Перечисленные характеристики проявляются в полной мере при условии наличия в образовательном процессе трех составляющих оценочной деятельности:

оценивания результатов учебной деятельности студентов преподавателем; оценивания студентами результатов собственной учебной деятельности; оценивания студентами результатов учебной деятельности друг друга.

Среди множества классификаций форм и методов оценочной деятельности, применимых в системе СПО, наиболее полно отражающей многофункциональность оценки и ее значение, как фактора активизации личностного развития студентов, на наш взгляд, является классификация, предложенная и опробованная И.Н. Емельяновой [5], построенная на основе критериев мыслительной и деятельностной активности студентов. Типология включает четыре вида методов оценки: репродуктивные; продуктивные; активные; интерактивные.

Репродуктивные методы оценочной деятельности представлены традиционными видами оценки (фронтальный опрос, контрольная работа, тестирование и т.п.), которые характеризуются низким уровнем мыслительной и деятельностной активности студентов, поскольку нацелены, в основном, на выявление умения воспроизводить изученный материал, представленный преподавателем на уроках в готовом виде.

Продуктивные методы оценочной деятельности (эссе, проекты, рефераты, портфолио) отличаются высоким уровнем мыслительной активности при низком уровне активности деятельностной, поскольку они требуют самостоятельности в поиске решения учебной задачи, но не предполагают развития и проверки навыков деятельностного взаимодействия в реальных (или приближенных к реальным) ситуациях профессионального взаимодействия.

Активные методы оценочной деятельности связаны с высокой деятельностной и низкой мыслительной активностью и позволяют оценить готовность включаться в деятельность и осуществлять продуктивное взаимодействие. К активным методам оценочной деятельности относятся: проблемные ситуации, игровая имитация, мозговой штурм, тренинг и т.п.

Интерактивные методы оценочной деятельности (ситуационные задачи, веб-квесты, кейс-стади, деловые игры, форумы, тесты действия) предполагают высокий уровень мыслительной и деятельностной активности. Степень включенности студентов в решение коллективной учебной задачи практической направленности позволяет оценить не только уровень их знаний, но и умение применить их на практике в ситуации, приближенной к реальной, готовность к продуктивному взаимодействию в профессиональном коллективе. В конечном итоге интерактивные методы служат не только инструментом контроля, но и фактором воспитания и развития.

Максимальную популярность в педагогическом сообществе имеют такие методы оценки, как опрос и проблемная ситуация. В учреждениях среднего профессионального образования практически не применяются кейс-стади, деловые игры и веб-квесты [5].

Многие исследователи [1, 3-7] отмечают общую тенденцию к оживлению ситуации в сфере оценочной деятельности с помощью активных методов. Современные педагоги продвинулись в овладении методиками игровой имитационной ситуации, дискуссии, мозгового штурма.

Продуктивные методы обучения и оценки (реферат, проект, эссе) признаются высокоэффективными, но не относятся к числу массово освоенных и используемых. Педагоги отказываются признавать несомненные достоинства интерактивных методов оценки, демонстрируя низкую методическую компетентность во владении данными инструментами оценки.

Среди всех перечисленных методов в системе СПО в настоящее время приоритет по-прежнему принадлежит репродуктивным.

Очевидно, что следует совершенствовать систему методической подготовки педагогов СПО к процедурам оценивания, в этой связи в содержание подготовки будущих педагогов, прежде всего, в условиях магистратуры, следует добавить материал по данной проблематике (Ь.А. БШтопуик [9]).

В то же время необходимо формировать и у преподавателей, и у студентов новое понимание смысла контроля: важно не просто зафиксировать степень овладения студентами определенным объемом знаний, но и показать каждому участнику образовательного процесса возможности и перспективы развития.

Выводы. Помимо основной функции - функции контроля - оценочная деятельность в образовательном процессе выполняет ряд других важных функций: воспитательную, развивающую, ориентационную, организационную, мобилизующую, которые выступают стимулирующим фактором личностного развития студентов; выделяют три основных вида оценки - предварительную, текущую, итоговую; оценочная деятельность в системе СПО отличается следующими характеристиками - мотивационной, содержательной, коммуникативной, рефлексивной; среди всех методов оценочной деятельности - репродуктивных, продуктивных, активных и интерактивных - наибольшим воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом обладают интерактивные методы (ситуационные задачи, веб-квесты, кейс-стади, деловые игры, форумы, тесты действия), которые в системе СПО, к сожалению, не находят широкого применения; необходимо развивать теоретическую и методическую базу оценивания в системе СПО, оказывать методическую поддержку преподавателям, популяризировать наиболее современные и эффективные методы оценивания среди руководства, преподавательского состава и студентов СПО. Литература:

1. Бордовская, Н.В. Кейс-метод как средство оценивания и развития терминологической компетентности будущего педагога / Н.В. Бордовская, Е.А. Кошкина, М.А. Тихомирова // Интеграция образования. - 2018,- №4. - С. 728-749

2. Булынский, Н.Н. Проблемы организации оценочной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях / Н.Н. Булынский, А.В. Сытникова // Вестник ТГПУ. - 2010. - №4. - С. 87-91

3. Ваганова, О.И. Моделирование контрольно-оценочной деятельности педагога / О.И. Ваганова, А.А. Жидков, М.М. Кутепов, И.Е. Барабина // Карельский научный журнал. - 2020. - №4 (33). - С. 11-14

4. Волков, П.Б. Варианты диагностики ключевых компетенций студентов педагогических специальностей при оценке результатов обучения / П.Б. Волков, Р.С. Наговицын // Непрерывное образование: XXI век. - 2017. - Вып. 4 (20). - С. 1-16

5. Емельянова, П.Н. Практика использования современных методов оценки на разных ступенях образования / Н.Н. Емельянова, О.А. Теплякова, Г.З. Ефимова // Образование и наука. -2019. - №6. - С. 9-28

6. Ефремова, Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся / Н.Ф. Ефремова // Российский психологический журнал. - 2017. - №2. - С. 227-244

7. Сабельникова, Е.В. Результаты обучения в высшем образовании на национальном уровне на примере проекта «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (CLA ) / Е.В. Сабельникова, Н.Л. Хмелева // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20, № 2. - С. 16-23

8. Dewey, J.D. Evaluator Competencies: What's Taught Versus What's Sought / J.D. Dewey [et al.] II American Journal of Evaluation. -2008. - No. 29 (3).-Pp. 268-287.

9. Filimonyuk, L.A. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course / L.A. Filimonyuk, L.V. Khalyapina, K.A. Chebanov, [etc.] II Journal of Fundamental and Applied Sciences.-2018,-T. 10. -№ 5S.-C. 1007-1019

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Базаева Фатима Умаровна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); аспирант кафедры педагогики Мисербулатов Ибрагим Исмаилович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме оценочной деятельности в СПО в условиях перехода системы российского образования к деятельностной парадигме. Обоснована актуальность изучения оценочной деятельности, как важного компонента образовательного процесса, выполняющего множество функций контролирующего, организационного, стимулирующего, воспитательного характера. Перечислены и охарактеризованы основные функции оценки, условия и принципы оценочной деятельности для их наиболее эффективного осуществления. Обоснована необходимость перехода от традиционных субъективных форм оценивания образовательных результатов к современным формам оценивания, обеспечивающим объективность и универсальность при сохранении личностно ориентированного подхода. Особое внимание уделяется необходимости оценивания не только усвоенных студентами СПО знаний, но и приобретаемых ими в процессе профессиональной подготовки личностных качеств, призванных обеспечить их конкурентоспособность и способствовать самореализации в профессии. Подчеркивается развивающая функция оценки, способная служить фактором не только профессионального развития, но и личностного роста студентов СПО. В качестве основных условий эффективности оценочной деятельности как фактора личностного развития студентов названы объективность и последовательность при оценивании, понимание студентами его критериев и целей, субъектность участников образовательного процесса, основанная на взаимном доверии и уважении.

Ключевые слова: оценочная деятельность, среднее профессиональное образование, компетентностный подход, функции оценки, личностное развитие, условия и принципы оценивания.

Annotation. The article is devoted to the problem of evaluation activity in vocational education in the conditions of transition of the Russian education system to the activity paradigm. The relevance of the study of evaluation activity as an important component of the educational process that performs many functions of a controlling, organizational, stimulating, educational nature is substantiated. The main evaluation functions, conditions and principles of evaluation activities for their most effective implementation are listed and characterized. The necessity of transition from traditional subjective forms of evaluation of educational results to modern forms of evaluation, providing objectivity and universality while maintaining a personality-oriented approach, is substantiated. Special attention is paid to the need to evaluate not only the knowledge acquired by students of the vocational school, but also the personal qualities acquired by them in the process of professional training, designed to ensure their competitiveness and promote self-realization in the profession. The developing evaluation function is emphasized, which can serve as a factor not only for professional development, but also for the personal growth of students of secondary vocational education. Objectivity and consistency in assessment, students' understanding of its criteria and goals, subjectivity of participants in the educational process based on mutual trust and respect are named as the main conditions for the effectiveness of evaluation activities as a factor of personal development of students.

Key words: evaluation activity, secondary vocational education, competence approach, evaluation functions, personal development, conditions and principles of evaluation.

Введение. Современные экономические, социальные и политические условия развития общества диктуют повышенные требования к системе профессионального образования, основы функционирования которого лежат в области компетентностного подхода к подготовке специалистов [4, 7]. Общество испытывает острую потребность в специалистах высокого уровня, готовых к осуществлению профессиональных функций и проявлению высоких личностных качеств в конкурентной среде, к успешной социализации и самореализации в профессии. Задача подготовки специалистов, обладающих высокой профессиональной квалификацией, готовых к самосовершенствованию в профессии и личностному росту, стремящихся к повышению профессионального уровня на следующих ступенях обучения, стоит, прежде всего, перед системой среднего профессионального образования (СПО).

Одним из ведущих элементов функционирования любой образовательной системы является система оценивания образовательных результатов, которая с одной стороны служит инструментом внутреннего контроля качества преподавания, с другой - мощным стимулом для учебной мотивации и личностного развития самих студентов. При этом компетентностный подход предполагает оценивание не только результатов освоения содержания учебных дисциплин, но и уровень овладения студентами профессиональными компетенциями, сформированности их умений и готовности к применению полученных знаний и навыков на практике, способности к самостоятельному решению нестандартных - не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.