ОЦЕНКА ЗНАНИИ СУБЪЕКТОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СПОРТЕ
УДК/UDC 159.9.07
Поступила в редакцию 20.08.2021 г.
Доктор медицинских наук, профессор И.Л. Левина1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Артемьев2
кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк
2Кузбасский гуманитарно-педагогический институт КемГУ, Новокузнецк
ASSESSMENT OF THE KNOWLEDGE OF THE SUBJECTS OF THE TRAiNiNG PROCESS ABOUT PSYCHOLOGiCAL PREPARATiON iN SPORTS
Dr. Med., Professor I.L. Levina1' 2 PhD, Associate Professor A.A. Artemiev2
1 Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk
2 Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute, KemSU, Novokuznetsk
Информация для связи с автором: levina [email protected]
Аннотация
Цель исследования - оценить уровень знаний о процессе и содержании психологической подготовки спортсменов у субъектов учебно-тренировочного процесса, включая спортсменов, тренеров и родителей спортсменов. Методика и организация исследования. Проведено онлайн-анкетирование 195 человек, из которых 98 спортсменов, 35 тренеров, 62 родителя юных спортсменов. Для проведения опроса использовались анкеты выявления знаний о психологической подготовке и ее содержании. Результаты исследования и выводы. В ходе опроса выявлено, что уровень сформированности представлений тренеров, спортсменов и родителей юных спортсменов о содержании психологической подготовки, способах управления психологическим состоянием спортсмена в процессе тренировочной деятельности, подготовки и участия в соревнованиях, невысокий. Тестирование предстартового состояния никогда не проводилось у большинства опрошенных спортсменов или осуществлялось с применением малоэффективных приемов внушения и самовнушения, установок тренера и самоприказов.
На практике тренеры мало уделяют внимания вопросам целеполагания, знакомства с задачами и планом тренировочного цикла, предсоревнова-тельной подготовки, составом участников соревнования, секундирования накануне соревнований, анализа результатов соревнований. Полученные результаты исследования актуализируют разработку системы психологической подготовки всех субъектов тренировочного процесса, включая тренеров, спортсменов и их родителей.
Ключевые слова: спортсмен, психологическая подготовка, субъекты учебно-тренировочного процесса.
Abstract
Objective of the study was to assess the level of knowledge about the process and content of the psychological preparation of athletes among the subjects of the educational process, including athletes, coaches and parents of athletes. Methods and structure of the study. An online survey of 195 people was conducted, of which 98 athletes, 35 coaches, 62 parents of young athletes. To conduct the survey, questionnaires were used to identify knowledge about psychological preparation and its content.
Results and conclusions. The survey revealed that the level of formation of ideas of coaches, athletes and parents of young athletes about the content of psychological preparation, ways to control the psychological state of an athlete in the process of training activities, preparation and participation in competitions, is low. Testing of the pre-start state has never been carried out in the majority of the athletes surveyed or was carried out using ineffective methods of suggestion and self-hypnosis, coach's settings and self-orders.
In practice, coaches pay little attention to the issues of goal-setting, familiarization with the tasks and plan of the training cycle, pre-competitive preparation, the composition of the participants in the competition, seconding on the eve of the competition, analysis of the results of the competition. The results of the study actualize the development of a system of psychological preparation for all subjects of the training process, including coaches, athletes and their parents.
Keywords: athlete, psychological preparation, subjects of the educational and training process.
Введение. Психологическая подготовка спортсменов является мощным инструментом достижения ими высоких результатов, а также средством индивидуализации тренировочного процесса [4]. В ходе психологической подготовки спортсмена развиваются необходимые для вида спорта психические качества [4], устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, эмоциональных и волевых процессов [6], психофизические свойства и функциональные характеристики, обеспечивающие эффективную тренировку и успех в соревнованиях [8].
Вместе с тем, анализ литературы свидетельствует о недостаточности внимания со стороны субъектов тренировочной деятельности, включая спортсменов, тренеров и родителей юных спортсменов к этой составляющей спортивной подготовки [1-6].
В литературе нет исследований, посвященных оценке знаний о психологической подготовке родителей юных спортсменов. А ведь на начальных этапах спортивной подготовки именно родителям принадлежит ведущая роль в психологической поддержке и помощи юным спортсменам.
Цель исследования - оценить уровень знаний о процессе и содержании психологической подготовки спортсменов у субъектов учебно-тренировочного процесса, включая спортсменов, тренеров и родителей спортсменов.
Методика и организация исследования. В ходе работы использовались методы беседы и анкетирования, в частности, «Анкета для выявления знаний о психологической подготовке» и «Анкета для выявления содержания психологической подготовки» [7]. В опросе с использованием
№6 • 2022 Июнь | Juni
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
онлайн-ресурса bizon365.ru приняли участие 195 человек, из которых 98 спортсменов, 35 тренеров, 62 - родителей юных спортсменов.
Анкетирование позволило оценить уровень представлений участников опроса о психологической подготовке спортсмена и ее содержательном наполнении.
Результаты исследования и их обсуждение. На вопрос первой анкеты «Насколько важна психологическая подготовка спортсменов?» абсолютное большинство респондентов (92,3 %) ответили «очень важна». Это позволило предположить, что большинство опрошенных не только положительно относятся к этой составляющей спортивной подготовки, но и знакомы с ее структурой и содержанием. Однако анализ ответов на другие вопросы показал несколько иную ситуацию.
Прежде всего, выяснилось, что количества выделяемого времени на психологическую подготовку явно недостаточно. На это указали 63,6 % респондентов. Еще 30,7 % опрошенных сомневаются в том, что уделяемого времени достаточно для того, чтобы психологически подготовить спортсмена. И лишь 5,6 % всех опрошенных считают достаточным время, уделяемое психологической подготовке в тренировочном процессе. Соответственно, более всего недовольны этим количеством времени спортсмены и родители юных спортсменов.
Тестирование психологической подготовленности спортсмена к соревнованию никогда не проводилось у 92,8 % респондентов. Лишь шесть человек, из которых четыре тренера и два спортсмена, указали на регулярность этой процедуры перед каждым соревнованием. В остальных 4,1% случаев такая диагностика проводится эпизодически, время от времени.
На вопрос «Как часто на соревнованиях осуществляется управление психическим состоянием спортсмена?» 13,8 % ответили «регулярно», 32,8 % «иногда» и более половины -«никогда».
Признаки оптимального предстартового состояния знают только 35,9 % опрошенных; 32,8 % - не знают вообще, а еще 31,3 % знают примерно.
По мнению респондентов, самым распространенным перед соревнованием состоянием спортсмена является предстартовая лихорадка, на которую указали 56,9 % респондентов. Второе место по частоте встречаемости (24,1%) занимает предстартовая самоуспокоенность. В 10,3 % случаев встречается предстартовая апатия. Оптимальное предстартовое состояние обнаруживалось лишь в 9,3 % случаев.
Закономерными были ответы на вопрос о том, проводится ли работа перед соревнованиями, если спортсмен испытывает неблагоприятное предстартовое состояние. Утвердительно на этот вопрос ответили только 18,9 % опрошенных, среди которых преобладали родители юных спортсменов. На эпизодическую работу в таком случае указали 17 %, а основная масса опрошенных (64,1 %) ответила, что такая работа не проводится никогда!
Вместе с тем, все субъекты учебно-тренировочного процесса имеют представление о средствах для вхождения спортсмена в оптимальное предстартовое состояние. Наиболее часто используются внушение (37,9 %) и самоприказы (32,8 %). Аутогенную тренировку применяют около 10 % опрошенных, а психорегулирующую тренировку - чуть более 7 %. Около половины (40 %) опрошенных используют другие средства (без указания, какие именно).
Общий балл по сумме ответов на вопросы данной анкеты свидетельствует об уровне сформированности представления о психологической подготовке спортсмена. Никто из опрошенных не набрал 10 и более баллов, что говорит об отсутствии среди них лиц с сформированным
в полной мере представлением о психологической подготовке спортсмена. У 17,4 % опрошенных количество баллов менее 3, что указывает на отсутствие или крайнюю недостаточность представления об этом процессе. У остальных 82,6 % респондентов уровень представлений о психологической подготовке спортсмена весьма посредственный и требует целенаправленного формирования. Об этом же свидетельствует и средний балл по всей группе - 4,62±0,56. Самое низкое значение выявлено у родителей юных спортсменов - 2,98±0,31 баллов; у спортсменов - 4,47±0,48 балла. Более высокий балл набрали тренеры - 6,21±0,73 балла.
Таким образом, использование анкеты для выявления знаний о психологической подготовке показало весьма посредственный уровень сформированности представлений о психологической подготовке у тренеров, спортсменов и родителей юных спортсменов.
С помощью второй анкеты оценивалось знание содержания психологической подготовки. По мнению 100 % опрошенных, положительный эмоциональный фон при непосредственной подготовке к соревнованиям предрасполагает к выполнению нагрузки, повышает желание тренироваться, соревноваться.
Более половины респондентов (58,5 %) уверены, что присутствие тренеров на соревнованиях положительно влияет на предстартовое состояние спортсменов. Однако 10,8 % из них считают, что это усиливает волнение спортсменов. Остальные 30,7 % не указали на сколько-нибудь заметное влияние на состояние спортсменов присутствия тренера на соревнованиях. Для всех опрошенных очень важно, чтобы тренер проводил систематический анализ соревновательной деятельности.
Несколько вопросов этой анкеты касались непосредственно деятельности тренера по психологической подготовке спортсмена, в частности, в вопросах целеполагания. На вопрос «Имеет ли для Вас значение постановка тренером цели и задач на данное соревнование?» лишь 55,8 % опрошенных ответили утвердительно. Для остальных 43,2 % постановка тренеров цели и задач на соревнование имеет значение только иногда. А вот на вопрос «Способствует ли оптимизации предстартового состояния совместная (тренер и спортсмен) постановка цели на данное соревнование?» утвердительно ответили уже 76,9 %.
Для 79,5 % опрошенных ознакомление с планом тренировочных занятий на этап предсоревновательной подготовки не очень важно. Важным для себя это считают только 20,5 %.
Информация о предстоящем противнике перед выходом на старт не важна для 56,9 % респондентов против 43,1 %, для которых эта информация представляется очень значимой.
Оказалось, что ознакомление с судейскими протоколами, составом участников перед участием в соревнованиях неважно для 65,6 % респондентов. И только третья часть из них интересует такая информация.
Еще два вопроса касались влияния сложных отношений с тренером и товарищами по команде на состояние спортсмена во время предсоревновательной подготовки. Закономерно, что у 81,5 % респондентов такая ситуация ухудшает отношение к соревнованию, но для 18,5 % она не оказывает никакого влияния.
Интересными были ответы на вопрос: «Как Вы считаете, какое влияние на отношение спортсмена оказывает чувство готовности к соревнованиям?». Оказалось, что для 10,8 % респондентов это чувство приводит к ослаблению мотивации.
По мнению 44,1 % респондентов, материальное стимулирование повышает мотивацию спортсмена. В то же время,
42
http://www.teoriya.ru
2022 Июнь | Juпi
Психология сПортА
24,1 % опрошенных считают, что это не оказывает никакого влияния, а еще 31,8 % - ослабляет спортивную мотивацию.
Согласно ключа этой анкеты, количество набранных баллов свидетельствует о качестве содержательного наполнения психологической подготовки спортсмена.
Так, если количество баллов составляет 18 и более, это свидетельствует о хорошем содержательном наполнении психологической подготовки спортсмена. Среди проанализированных анкет таких оказалось только 30,7 0%.
Если количество баллов от 10 до 17, то уровень содержательного наполнения психологической подготовки спортсмена недостаточный. Анкет с ответами на 10-17 баллов было 40 0%.
Если количество баллов менее 10, то содержание психологической подготовки крайне недостаточно, имеются только отдельные элементы ее структуры. Таких анкет было 29,3 0%.
Таким образом, использование второй анкеты показало недостаточный уровень знаний о содержательном наполнении психологической подготовки спортсмена у 70,7 % опрошенных.
Выводы. Несмотря на понимание важности психологической подготовки в спорте, уровень сформированно-сти представлений о ее содержании, способах управления психологическим состоянием спортсмена в процессе тренировочной деятельности, подготовки и участия в соревнованиях, у тренеров, спортсменов и родителей юных спортсменов невысокий. Одной из возможных причин такой ситуации является недостаточное количество выделяемого времени на психологическую подготовку, которая в подавляющем числе случаев проводится эпизодически или не проводится совсем.
Тревожным, на наш взгляд, является отсутствие знаний о признаках оптимального предстартового состояния у подавляющего числа опрошенных. Тестирование предстартового состояния никогда не проводилось у большинства опрошенных спортсменов или осуществлялось с применением малоэффективных приемов внушения и самовнушения, установок тренера и самоприказов.
Что касается представлений о содержательном наполнении психологической подготовки спортсмена, то опрошенные едины во мнении о полезности создания положительного эмоционального фона при непосредственной подготовке к соревнованиям, а также систематического анализа соревновательной деятельности. Однако на практике тренеры мало уделяют внимания вопросам целеполагания, знакомства с задачами и планом тренировочного цикла, предсоревновательной подготовки, состава участников соревнования, секундирования накануне соревнований, анализа результатов соревнований. Более того, для 40 % опрошенных само присутствие тренера на соревнованиях спорно с точки зрения эффективности соревновательной деятельности.
Полученные результаты исследования актуализируют
разработку системы психологической подготовки всех субъектов тренировочного процесса, включая тренеров, спортсменов и их родителей.
Литература
1. Алексеев, А.В. Преодолей себя: психологическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 120 с.
2. Бабушкин, Г.Д. Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики ее переносимости спортсменом / Г.Д. Бабушкин, Б.П. Яковлев // Омский научный вестник. -2013. - № 5. - С. 178-182.
3. Бабушкин, Г.Д. Концепция психологического обеспечения подготовки спортсменов в системе СДЮШОР / Г.Д. Бабушкин, И.Ф. Андрущишин, Е.Г. Бабушкин // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 2 (48). - С. 35-39.
4. Боровская, Н.И. Отношение тренеров к психологической подготовке спортсменов / Е.В. Воскресенская, Н.И. Боровская, Е.В.Мельник и др. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2012. -№ 2. - С. 206-215.
5. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 296 с.
6. Григорьева И.В. Формирование психологической подготовки спортсмена к соревнованиям / И.В. Григорьева, Е.Г. Волкова, Е.Ю. Кузнецов // Воронежский научно-технический Вестник. -2015. - Т. 4. - № 2-2(12). - С. 27-30.
7. Психология соревновательной деятельности спортсмена: монография / под ред. Профессора Г.Д. Бабушкина, проф. В.Н. Смо-ленцевой. - Омск: СибГУФК, 2010. - 264 с
8. Расулов, З.П. Методы и средства психологической подготовки спортсменов / З.П. Расулов // Проблемы педагогики. - 2019. -№ 4(13). - С. 69-71.
References
1. Alekseev A.V. Preodolej sebya: psihologicheskaya podgotovka v sporte [Overcome yourself: psychological training in sports]. Rostov-on-Don: Feniks publ., 2005. 120 p.
2. Babushkin G.D., Yakovlev B.P. Psihicheskaya nagruzka v sorevno-vatelnoj deyatelnosti i metodika diagnostiki ee perenosimosti sports-menom [Mental load in competitive activity and a technique for diagnosing its tolerance by an athlete]. Omskij nauchnyj vestnik. 2013. No. 5. pp. 178-182.
3. Babushkin G.D., Andrushchishin I.F., Babushkin E.G. Koncepciya psi-hologicheskogo obespecheniya podgotovki sportsmenov v sisteme SDYUSHOR [The concept of psychological support for the training of athletes in the SDUSHOR system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 2 (48). pp. 35-39.
4. Voskresenskaya E.V., Borovskaya N.I., Melnik E.V. et al. Otnoshenie trenerov k psihologicheskoj podgotovke sportsmenov [The attitude of coaches to the psychological preparation of athletes]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologo-ped-agogicheskie nauki. 2012. No. 2. pp. 206-215.
5. Gorbunov G.D. Psihopedagogika sporta [Psychopedagogy of sports]. 2nd ed., rev., add.. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2006. 296 p.
6. Grigorieva I.V., Volkova E.G., Kuznetsov E.Yu. Formirovanie psihologicheskoj podgotovki sportsmena k sorevnovaniyam [Formation of an athlete's psychological preparation for competitions]. Vo-ronezhskij nauchno-tekhnicheskiy Vestnik. 2015. Vol. 4. No. 2-2 (12). pp. 27-30.
7. Babushkina G.D., Smolentseva V.N. [ed.] Psihologiya sorevnovatel-noj deyatelnosti sportsmen [Psychology of competitive activity of an athlete]. Omsk: SibGUFK publ., 2010. 264 p.
8. Rasulov Z.P. Metody i sredstva psihologicheskoj podgotovki sportsmenov [Methods and means of psychological training of athletes]. Problemy pedagogiki. 2019. No. 4 (13). pp. 69-71.