Научная статья на тему 'Интеллектуально-психологическая подготовка конькобежцев к соревнованиям'

Интеллектуально-психологическая подготовка конькобежцев к соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1160
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MENTAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / SPEED SKATING / THINKING ACTIVITY / EFFECTIVENESS / COMPETITIVE ACTIVITY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диких К.В., Бабушкин Г.Д.

Исследование было посвящено разработке и экспериментальному обоснованию содержания программы интеллектуально-психологической подготовки конькобежцев к выступлению в соревнованиях. При проведении исследования использовались следующие методы: анализ документов, анкетирование спортсменов, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование проводилось в период с 2009 по 2014 г. на базе СибГУФК и СДЮСШОР № 23 г. Омска. На первом этапе была разработана программа интеллектуально-психологической подготовки конькобежцев к выступлению в соревнованиях. Второй этап исследования (педагогический эксперимент) проводился на базе СДЮСШОР № 23. В нем приняли участие 42 конькобежца юноши в возрасте 14-15 лет на момент начала эксперимента. Педагогический эксперимент был проведен в период с апреля 2010 г. по март 2014 г. Для осуществления интеллектуально-психологической подготовки была разработана программа, которая охватывает многолетний процесс тренировки конькобежцев начиная с этапа углубленной спортивной специализации и включает в себя по четыре этапа, реализуемых в каждом году подготовки, согласующихся с этапами подготовки спортсменов в конькобежном спорте. Программа предполагает реализацию в круглогодичной тренировке конькобежцев. Результатами освоения программы является повышение уровня интеллектуально-психологической подготовленности конькобежцев по знаниевому блоку на 43 балла, по личностно-деятельностному на 1,2 балла. В качестве основного результата можно отметить также повышение уровня решения спортсменами соревновательных задач на 54 % и значительное улучшение соревновательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диких К.В., Бабушкин Г.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental and psychological preparation for competitions in speed skating

The study was dedicated to the development and experimental substantiation of the content of the program of mental-psychological preparation for competitions for speedskaters. The research methods used were as follows: analysis of documents, athletes' survey, pedagogical supervision, testing, educational experiment, methods of mathematical statistics. The study was conducted in the period from 2009 to 2014 on the basis of SibGUFK (SibSUPC) and SDYuSShOR (Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic reserve) № 23 in Omsk. In the first phase a program of mental and psychological preparation of speedskaters for competitions was developed. The second phase of the study (educational experiment) was conducted on the basis of SDYuSShOR № 23 and involved 42 male speedskaters aged 14-15 years at the start of the experiment. The educational experiment was conducted in the period from April 2010 to March 2014. A program for mental and psychological preparation has been developed for the long-term training process of speedskaters from the stage of in-depth sports specialization. The program includes four stages for each training year, consistent with the training stages for speed skating. The program is supposed to be implemented in a year-round training of speedskaters. The results of mastering of the program are the increased level of mental and psychological fitness of speedskaters in this area of knowledge by 43 points, in the personal-activity area by 1.2 points. As the main results were also raised level of solutions of competitive problems by athletes by 54% and a significant improvement of competitive results.

Текст научной работы на тему «Интеллектуально-психологическая подготовка конькобежцев к соревнованиям»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КОНЬКОБЕЖЦЕВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

УДК/UDC 796.91

Поступила в редакцию 22.12.2014 г.

Кандидат педагогических наук К.В. Диких1 Доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин1 1 Сибирский государственный университет физической культуры, Омск

MENTAL-PSYCHOLOGICAL PREPARATION FOR COMPETITIONS IN SPEED SKATING PhD. K.V. Dikikh1

Professor, Dr.Hab. G.D. Babushkin1 1 Siberian State University of Physical Culture, Omsk

Информация для связи с автором: dikix.85@mail.ru

Аннотация

Исследование было посвящено разработке и экспериментальному обоснованию содержания программы интеллектуально-психологической подготовки конькобежцев к выступлению в соревнованиях. При проведении исследования использовались следующие методы: анализ документов, анкетирование спортсменов, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование проводилось в период с 2009 по 2014 г. на базе СибГУФК и СДЮСШОР № 23 г. Омска. На первом этапе была разработана программа интеллектуально-психологической подготовки конькобежцев к выступлению в соревнованиях. Второй этап исследования (педагогический эксперимент) проводился на базе СДЮСШОР № 23. В нем приняли участие 42 конькобежца - юноши в возрасте 14-15 лет на момент начала эксперимента. Педагогический эксперимент был проведен в период с апреля 2010 г. по март 2014 г. Для осуществления интеллектуально-психологической подготовки была разработана программа, которая охватывает многолетний процесс тренировки конькобежцев начиная с этапа углубленной спортивной специализации и включает в себя по четыре этапа, реализуемых в каждом году подготовки, согласующихся с этапами подготовки спортсменов в конькобежном спорте. Программа предполагает реализацию в круглогодичной тренировке конькобежцев. Результатами освоения программы является повышение уровня интеллектуально-психологической подготовленности конькобежцев по знаниевому блоку на 43 балла, по личностно-деятельностному - на 1,2 балла. В качестве основного результата можно отметить также повышение уровня решения спортсменами соревновательных задач на 54 % и значительное улучшение соревновательных результатов.

Ключевые слова: интеллектуально-психологическая подготовка, конькобежный спорт, мыслительная деятельность, результативность, соревновательная деятельность.

Annotation

The study was dedicated to the development and experimental substantiation of the content of the program of mental-psychological preparation for competitions for speedskaters. The research methods used were as follows: analysis of documents, athletes' survey, pedagogical supervision, testing, educational experiment, methods of mathematical statistics. The study was conducted in the period from 2009 to 2014 on the basis of SibGUFK (SibSUPC) and SDYuSShOR (Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic reserve) № 23 in Omsk. In the first phase a program of mental and psychological preparation of speedskaters for competitions was developed. The second phase of the study (educational experiment) was conducted on the basis of SDYuSShOR № 23 and involved 42 male speedskaters aged 14-15 years at the start of the experiment. The educational experiment was conducted in the period from April 2010 to March 2014. A program for mental and psychological preparation has been developed for the long-term training process of speedskaters from the stage of in-depth sports specialization. The program includes four stages for each training year, consistent with the training stages for speed skating. The program is supposed to be implemented in a year-round training of speedskaters. The results of mastering of the program are the increased level of mental and psychological fitness of speedskaters in this area of knowledge by 43 points, in the personal-activity area - by 1.2 points. As the main results were also raised level of solutions of competitive problems by athletes by 54% and a significant improvement of competitive results.

Keywords: mental and psychological training, speed skating, thinking activity, effectiveness, competitive activity.

Введение. Соревновательная деятельность спортсменов сопряжена с ответственностью за результаты и необходимостью решения оперативных задач, возникающих в процессе соревнования; это приводит к высокой эмоциональной напряженности. Результативность соревновательной деятельности обусловлена рядом факторов, среди которых остаются неизученными и не учитываемыми в подготовке конькобежцев характеристика мыслительной деятельности спортсмена в процессе подготовки к соревнованию, её направленность и факторы, обусловливающие её содержание. Ведь они - основа интеллектуано-психологической подготовки. В процессе подготовки к соревнованию спортсмен

может находиться в состоянии неопределенности относительно конечных результатов. Спортсмены нередко жалуются на неуверенность, нестабильность, неумение управлять своим состоянием и т. п. Мыслительная деятельность спортсмена в этих случаях может быть зациклена на своих недостатках и тормозит рост его спортивного мастерства [3-5]. Мы полагаем, что одним из значимых факторов, определяющих успешное выступление в соревнованиях, считаются мышление спортсмена, его содержание, концентрация и направленность. С учетом этого задачей тренера является формирование у спортсменов эффективного мышления, положительно влияющего на соревновательную деятельность. Однако се-

годня это представляется серьёзной проблемой для тренеров и спортсменов, что обусловлено недостаточным количеством научных разработок. Таким образом, содержание интеллектуально-психологической подготовки - актуальная проблема спортивной психологии, а также теории и методики спортивной тренировки.

В настоящее время в спорте все острее встает проблема интеллектуально-психологической подготовленности спортсменов, выступающих на соревнованиях различного уровня и защищающих спортивную доблесть нашей страны. Уровень всесторонней подготовленности спортсменов в конькобежном спорте настолько высок, что часто победителей разделяют сотые и даже тысячные доли секунды. Все это предъявляет высокие требования к их психологической и интеллектуальной подготовленности: ведь даже самая незначительная ошибка может лишить спортсмена победы или снизить его рейтинг в итоговом протоколе.

В ранее проведенных нами исследованиях [1, 2] было установлено влияние интеллектуально-психологической подготовленности на результативность соревновательной деятельности конькобежцев. Это послужило основой для разработки программы интеллектуально-психологической подготовки конькобежцев.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать содержание программы интеллектуально-психологической подготовки конькобежцев к выступлению в соревнованиях.

Методика и организация исследования. При проведении исследования нами использовались следующие методы: анализ документов, анкетирование спортсменов, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось в период с 2009 по 2014 г. на базе СибГУФК и СДЮСШОР № 23 г. Омска. На первом этапе была разработана программа интеллектуально-психологической подготовки конькобежцев к выступлению в соревнованиях. Второй этап исследования (педагогический эксперимент) проводился на базе СДЮСШОР № 23. В нем приняли участие 42 конькобежца в возрасте 14-15 лет на момент начала эксперимента. Педагогический эксперимент был проведен в период с апреля 2010 г. по март 2014 г.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная программа охватывает многолетний процесс тренировки конькобежцев начиная с этапа углубленной спортивной специализации. Предполагается реализация программы в круглогодичной тренировке конькобежцев, где первый этап

реализуется в переходном периоде, второй - на общеподготовительном и специальноподготовительном этапах подготовительного периода, третий - на предсоревновательном этапе подготовительного периода, а четвертый - во время соревновательного периода. В содержание программы входит теоретический материал, который спортсмены осваивают в первой части тренировочного занятия, и практические задания - в основной части тренировочного занятия.

На этапе углубленной спортивной специализации программа реализуется следующим образом. На первом и втором этапах спортсмены получают психологические знания об особенностях тренировочной и соревновательной деятельности, средствах, методах и приемах саморегуляции, а также осваивают этот материал во время выполнения практических заданий. На третьем этапе спортсмены создают модель своего соревновательного поведения, начиная с разминки и заканчивая выходом на старт. В этот период как раз и происходит активизация мыслительной деятельности спортсменов. Это позволяет осуществить индивидуальный подбор упражнений и наиболее приемлемых средств и методов саморегуляции, что складывается в индивидуальную модель их соревновательного поведения. Четвертый этап посвящен участию в соревнованиях, а следовательно, и применению на практике сложившейся модели поведения, где тренер выступает в роли координатора действий спортсмена, так как в силу особенностей вида спорта,во время соревнований спортсмен самостоятельно готовится к старту.

На этапе спортивного совершенствования программа реализуется путем коррекции сформированной модели поведения, на основе соревновательного опыта и моделей соревновательного поведения спортсменов высокой квалификации. На первом этапе вместе со спортсменами подбирается индивидуальная программа по коррекции модели соревновательного поведения и соревновательных действий во время борьбы на дистанции. Цель этого этапа - перевод спортсмена из состояния объекта спортивной деятельности в состояние субъекта. На втором этапе со спортсменом проводятся теоретические занятия на основе индивидуально разработанной программы подготовки, где спортсмен получает знания о психологических, физиологических и методических аспектах спортивной деятельности, во время практических занятий спортсмены совершенствуют навыки саморегуляции. На третьем этапе с учетом выявленных недостатков совершенствуются модели соревновательного поведения конькобежцев и модели соревновательных действий. Четвертый этап посвящен участию в соревнованиях, а сле-

Таблица 1. Сформированность блоков интеллектуально-психологической подготовленности у конькобежцев (X ± О), баллы

Годы подготовки Знаниевый блок Личностно-деятельностный блок

Контрольная группа(п=20) 50,7±4,8 1,8±0,5

Экспериментальная группа (п=22) 50,3±4,7 1,7±0,6

р >0,05 >0,05

Контрольная группа(п=20) 54,1±4,4 1,9±0,5

Экспериментальная группа (п=22) 78,6±4,6 2,5±0,3

р <0,05 <0,05

Контрольная группа(п=10) 59,6±4,8 1,9±0,4

Экспериментальная группа (п=18) 84,4±4,4 2,7±0,3

р <0,05 <0,05

2013 г. Контрольная группа(п=5) 62,5±2,5 1,9±0,3

Экспериментальная группа(п=12) 90,8±4,5 2,8±0,3

р - -

2014 г. Контрольная группа(п=2) 64,7±2,5 1,9±0,3

Экспериментальная группа(п=12) 93,6±4,5 2,9±0,2

р - -

Таблица 2. Решение соревновательных задач конькобежцами в процессе эксперимента, %

Группы До эксперимента Годы эксперимента р между

2011 2012 2013 2014 1-м и 2-м 1-м и 3-м 1-м и 4-м 1-м и 5-м

1 2 3 4 5

Контрольная(п=20-2) 40 46 54 66 68 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05

Экспериментальная (п=22-12) 40 71 84 91 94 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

р >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

довательно, и применению на практике сложившейся модели поведения. Тренер здесь выступает в роли координатора действий спортсмена, к выступлению спортсмен готовится самостоятельно.

В результате проведенного эксперимента повысилась сформированность компонентов интеллектуально-психологической подготовленности (табл. 1). Также можно отметить, что за четыре года изменилось количество спортсменов в группах, причем в экспериментальной сохранность контингента оказалвсь значительно выше (12 человек) в силу более высокой мотивации к занятиям спортом. Контрольная группа в 2014 г. была представлена лишь двумя спортсменами.

Во время интеллектуально-психологической подготовки анализировалась результативность решения соревновательных задач, где мы можем констатировать, что конькобежцы экспериментальной группы выступали в соревнованиях в более благоприятном состоянии, чем спортсмены контрольной группы, что выразилось в улучшении результатов соревновательной деятельности и результатов решения соревновательных задач (табл. 2).

Анализ решения спортсменами соревновательных задач показал достоверные различия между конькобежцами контрольной и экспериментальной групп. Решение соревновательных задач в экспериментальной группе повысилось на 31 % в 2011 г., на 44 % - в 2012 г., на 51 % - в 2013 г. и на 54 % - в 2014 г., результаты решения соревновательных задач спортсменами контрольной группы изменились не столь значительно: на 28 % за четыре года. При детальном изучении решения планируемых задач установлено, что наибольший прирост у спортсменов экспериментальной группы пришелся на решение задачи по борьбе с соперником в паре в 2011 г., в последующие годы он обеспечивался более правильным распределением усилий во время прохождения дистанции. Это свидетельствует о том, что спортсмены экспериментальной группы благодаря активизации мыслительной деятельности и высокому уровню интеллектуально-психологической подготовленности полнее реализуют свою физическую подготовленность за счет более благоприятного предстартового состояния, которым они могут управлять самостоятельно.

Анализ соревновательных результатов показал, что личные рекордные достижения спортсменов экспериментальной группы улучшились более значительно в сравнении с результатами, показанными спортсменами контрольной группы: 500 м - соответственно на 5,1 и 3,5 с; 1000 м - на 9,7 и 6,5 с; 1500 м - на 16,4 и 10,2 с; 3000 м - на 32,2 и 19,6 с.

В качестве изучения изменений по следующему критерию интеллектуально-психологической подготовленности конькобежцев мы провели анализ направленности мыслительной деятельности конькобежцев, выявили ее достаточно высокий уровень у спортсменов экспериментальной группы: 54 балла из 60 возможных и достаточно низкий уровень - у спортсменов контрольной группы (45 баллов).

Рассмотрим направленность мыслительной деятельности конькобежцев перед соревнованием.

Все обследованные спортсмены планируют цель перед выступлением на основе реальной оценки своей подготовленности и знают, как ее достичь. Это - один из залогов успеха. Однако не все спортсмены всегда выступают на соревнованиях успешно: таковых всего 21 % из обследованных. Остальные выступают успешно в большинстве случаев. Все спортсмены единодушны в том, что достижения в спорте зависят от них самих.

Позитивное самовнушение играет значимую роль в спортивном совершенствовании. Все спортсмены используют его в своей спортивной деятельности. Это помогает им достигать высоких результатов. Однако не все спортсмены (таковых 71 %) используют положительные утверждения при подготовке к соревнованию, видимо, не знают об их влиянии на рост спортивных результатов и успешные выступления. Это наше предположение объясняется тем, что обращение спортсменов к специальной спортивной литературе не является для них постоянным, а лишь ситуативным - по совету других. При постоянном утверждении, например, успешного выступления на предстоящем соревновании это влияет на мысли спортсмена. Суть утверждения заключается в наполнении сознания мыслями, подкрепляющими соревновательную цель. Произносимые слова-утверждения задают сознанию установку: какие мысли оно должно порождать перед выступлением. Так, при произнесении мысли «соревнование пройдет успешно», сознание начнёт порождать мысли, связанные с успешным выступлением.

Успешность выступления на соревнованиях зависит от умения спортсмена отвлечься от постороннего и сконцентрироваться на предстоящей деятельности. Как показал опрос спортсменов, это умение сформировано у них недостаточно, не всем спортсменам всегда удаётся сконцентрироваться на предстоящей деятельности. В их сознание проникают мысли, не связанные с успешным выступлением на соревнованиях.

У всех спортсменов мыслительная деятельность перед соревнованием и перед стартом направлена на успешное выступление, что является положительным моментом. Следует считать положительным то, что у большей части спортсменов (93 %) сознание наполнено позитивным мышлением.

Проявление спортсменом неуверенности перед соревнованием - нередкое явление в спорте. Все опрошенные спортсмены считают себя уверенными, удачливыми, способными показывать высокие результаты. У спортсменов (86 %) в редких случаях перед стартом наблюдалось проявление неуверенности в достижении поставленной цели. У 14 % опрошенных в их спортивной практике таких случаев не наблюдалось. При этом почти все спортсмены не задумываются о том, какое влияние оказывает уверенность перед стартом на результаты выступления.

Большая часть спортсменов (90 %) самостоятельно занимаются управлением своим предстартовым состоянием, и это им удаётся.

Таким образом, эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что формирование у конькобежцев интел-лек туа ль но-психологической подготовленности позволит

им более точно оценивать свое психическое состояние накануне старта, подбирать адекватные средства и методы оптимизации своего предстартового состояния, эффективно бороться с помехами, возникающими при выступлении на соревнованиях, что приведет к успешным выступлениям на соревнованиях. Выводы

• Разработана и экспериментально обоснована программа интеллектуально-психологической подготовки к соревнованиям для конькобежцев способствующая реализации их физической подготовленности на соревнованиях.

• Внедрение разработанной программы в тренировочный процесс конькобежцев привело к следующим результатам: повысился уровень специальных знаний и умений на 43 балла; спортсмены научились точнее управлять своим предстартовым состоянием; повысилась результативность решения поставленных соревновательных задач на 54 %; все это привело к значительному улучшению личных достижений на всех дистанциях.

Литература

1. Бабушкин Г.Д. Характеристика мыслительной деятельности спортсмена перед соревнованием и её диагностика / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч. конф. - Чебоксары: ЧГПУ, 2013. - С. 7-11.

2. Бабушкин Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена: монография / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких. - Омск: СибГУФК, 2013. - 240 с.

3. Бабушкин Г.Д. Актуализация интеллектуальной активности спортсмена: постановка проблемы / Г.Д. Бабушкин// Омский научный вестник. - 2012. - № 3. - С. 159-162.

4. Бабушкин Г.Д. Сила мышления в спортивной деятельности / Г.Д. Бабушкин // Спортивный психолог. - 2012. - №. 1. - С. 56-61.

5. Иванов А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А.А. Иванов - М.: Советский спорт, 2012. - 112 с.

References

1. Babushkin, G.D. Kharakteristika myslitel'noy deyatel'nostisportsmena pered sorevnovaniem i ee diagnostika (Characteristics of mental activity athlete before the competition and its diagnosis) / G.D. Babushkin, K.V. Dikikh // Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: Materialy Vseros. nauch. konf. (Actual Problems of Physical Culture and Sport: Proc. of scientific. conf. - Cheboksary: ChSPU (ChSPU), 2013. - P. 7-11.

2. Babushkin, G.D. Intellektual'no-psikhologicheskaya podgotovka sportsmena: monografiya (Mental and psychological preparation of athlete: monograph) / G.D. Babushkin, K.V. Dikikh. - Omsk: SibGUFK (SibSUPC), 2013. - 240 P.

3. Babushkin, G.D. Aktualizatsiya intellektual'noy aktivnostisportsmena: postanovka problemy (Actualization of athlete's intellectual activity: problem statement). Omskiy nauchny vestnik. - 2012. - № 3. - P. 159-162.

4. Babushkin, G.D. Sila myshleniya vsportivnoy deyatel'nosti (The power of thinking in sports activity). Sportivnypsikholog. - 2012. - №. 1. - P. 56-61.

5. Ivanov, A.A. Psikhologiya chempiona. Rabota sportsmena nad soboy. (Champion psychology. Athlete's self-cultivation). - Moscow: Sovetsky sport, 2012. - 112 P.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ УШУ

УДК/UDC 796.011 Поступила в редакцию 01.02.2015 г.

Аспирант Р.Р. Зарипов

Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Ключевые слова: координация, дошкольники, двигательный интеллект, развитие.

Введение. Анализ учебных программ по ушу показал, что на начальном этапе подготовки ушуистов научно не обоснован раздел формирования координационных способностей сопряженно с интеллектуальными качествами юного спортсмена [1]. Тренировочный процесс на данном этапе направлен на освоение технического арсенала, а также элементов и базовых упражнений. По нашему мнению, упускается сенситивный возрастной период, наиболее подходящий для развития интеллектуальных и координационных способностей.

Цель исследования - теоретически обосновать значение и возможности сопряженного развития координационных и интеллектуальных способностей дошкольников средствами ушу.

Результаты исследования и их обсуждение. Чтобы освоить то или иное движение, дошкольник должен уметь ориентироваться во времени и пространстве, эффективно управлять своими движениями, координировать их, обладать вестибулярной устойчивостью. При выполнении двигательных действий, приобретается способность не только выполнять их многократно, но и образовывать от них другие виды движений. Исходя из этого, усваивается особая операционная способность - двигательный интеллект. Данный термин впервые ввел в оборот американский ученый-нейрохирург Глен Доман, доказавший на практике теснейшую связь психического развития с физическим. Благодаря двигательному интеллекту

организм ребенка становится способным в каждый момент выполнять двигательные действия в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Ушу является сложнокоординационным видом спорта, ему присущи быстрота выполнения технических элементов, творческое мышление, способность проявлять лучшие физические и психологические качества в напряженной ситуации. Поэтому развитие координационных и интеллектуальных способностей - одно из приоритетных направлений в подготовке юных ушуистов на этапе начальной обучения. На наш взгляд, сопряженное развитие этих способностей служит предпосылкой к развитию двигательного интеллекта. Многообразие элементов повышенной сложности, выполнение которых требует максимальной координации, концентрации, скорости мышления, в совокупности требует максимально развитого двигательного интеллекта для успешного покорения вершин профессионального спорта.

Вывод. Теоретический анализ показал, что сопряженное развитие координационных и интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте средствами ушу - важная часть учебно-воспитательного процесса. Литература

1. Зарипов Р.Р. Сопряженное развитие координационных и интеллектуальных способностей детей средствами ушу на основе игрового метода / Р.Р. Зарипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 6. - С. 20.

Информация для связи с автором: zaripov_89radik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.