Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЗАВИСИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА ОТ ВРЕМЕНИ С НАЧАЛА РАБОТЫ ДО МОМЕНТА НАСТУПЛЕНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСТАНЦИИ ПУТИ КУЙБЫШЕВСКОЙ Ж.Д.)'

ОЦЕНКА ЗАВИСИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА ОТ ВРЕМЕНИ С НАЧАЛА РАБОТЫ ДО МОМЕНТА НАСТУПЛЕНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСТАНЦИИ ПУТИ КУЙБЫШЕВСКОЙ Ж.Д.) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ВРЕМЯ С НАЧАЛА РАБОТЫ ДО МОМЕНТА НАСТУПЛЕНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дементьева Юлия Васильевна

В статье произведена оценка зависимости показателей производственного травматизма от времени с начала работы до момента наступления несчастного случая путем проведения многомерного статистического анализа и расчета степени корреляционной зависимости между средним показателем времени с начала работы до момента наступления несчастного случая и количеством работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве в хозяйстве Дистанции пути Куйбышевской железной дороги в период с 2004 по 2013 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дементьева Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF DEPENDENCE OF INDUSTRIAL INJURY RATE ON THE TIME FROM WORK START TILL THE ACCIDENT (OF INJURED EMPLOYEES ON KUIBYSHEV RAILWAY)

The article deals with dependence assessment of the industrial injury rate on the time from work start till the accident by statistic analysis and correlation dependence calculation between average rate from the work start till the accident and the quantity of injured employees on Kuibyshev railway in the period 2004-2013.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЗАВИСИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА ОТ ВРЕМЕНИ С НАЧАЛА РАБОТЫ ДО МОМЕНТА НАСТУПЛЕНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСТАНЦИИ ПУТИ КУЙБЫШЕВСКОЙ Ж.Д.)»

Литература

1. Чудновский С.М. Улучшение качества природных вод: Учеб.пособие /С.М. Чудновский Вологда: ВоГУ, 2014.- 182с

2. Чудновский С.М. Определение оптимальной дозы коагулянта по дзета - потенциалу взвешенных в воде частиц / С.М Чудновский, В.М.Ропот, Л.Л. Ин-дричан //Мелиорация и водное хозяйство: экспресс - информация. Серия 3. Обводнение и сельскохозяйственное водоснабжение. Вып. 10. - М. 1987. - С.12-17.

3. Миронова Н.Л. Применение напорной флотации для интенсификации процессов коагулирования маломутных цветных вод: Автореф.дис.канд. техн.наук:05.26.02 /Н.Л.Миронова; Вологодский гос.тех.ун-т. - Вологда, 1999. - 20 с.

4. Патент №2142419 Российская Федерация. Способ очистки маломутных цветных вод / С.М. Чудновский, Н. Л. Миронова; заявитель и патентообладатель Вологодский гос. тех.ун-т. - 0публ.10.12.1999. - Бюл.№ 23 - С. 6.

5. Патент 2415814 Российская Федерация. Способ регулирования процесса коагуляции воды / С.М. Чудновский, Е.А. Жирихина, Н.Г Жаравина.; заявитель и патентообладатель Вологодский гос.тех.ун-т. -0публ.10.04.2011. - Бюл.№10 - С.9.

6. Патент 2471719 Российская Федерация. Способ регулирования процессов очистки воды в контактных осветлителях и устройство для его осуществления /С.М. Чудновский, Н.А.Кузнецова; заявитель и патентообладатель Вологодский гос.тех.ун-т. -0публ.10.01.2013. - Бюл.№1 - С.11.

ОЦЕНКА ЗАВИСИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА ОТ ВРЕМЕНИ С НАЧАЛА РАБОТЫ ДО МОМЕНТА НАСТУПЛЕНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

(НА ПРИМЕРЕ ДИСТАНЦИИ ПУТИ КУЙБЫШЕВСКОЙ Ж.Д.)

Дементьева Юлия Васильевна

руководитель отдела охраны труда, аспирант кафедры, «Безопасность жизнедеятельности и экология»,

Самарского государственного университета путей сообщения, г. Самара

ASSESSMENT OF DEPENDENCE OF INDUSTRIAL INJURY RATE ON THE TIME FROM WORK STARTTILL THE ACCIDENT (of injured employees on Kuibyshev railway)

Dementieva Yulia, manager of department for working safety, postgraduate student chair, "Industrial Health and Safety and Ecology" Samara State University of Transport, Samara

АННОТАЦИЯ

В статье произведена оценка зависимости показателей производственного травматизма от времени с начала работы до момента наступления несчастного случая путем проведения многомерного статистического анализа и расчета степени корреляционной зависимости между средним показателем времени с начала работы до момента наступления несчастного случая и количеством работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве в хозяйстве Дистанции пути Куйбышевской железной дороги в период с 2004 по 2013 год.

ABSTRACT

The article deals with dependence assessment of the industrial injury rate on the time from work start till the accident by statistic analysis and correlation dependence calculation between average rate from the work start till the accident and the quantity of injured employees on Kuibyshev railway in the period 2004-2013.

Ключевые слова: производственный травматизм, несчастный случай на производстве; путевое хозяйство, дистанция пути, время с начала работы до момента наступления несчастного случая; корреляционная зависимость.

Key words: industrial injuries, industrial accident, track service, track section, the time from work start till the accident, correlation dependence

Условия труда железнодорожников характеризуются потенциальным воздействием на них опасных производственных факторов. Это непосредственно связано с отраслевой спецификой функционирования железнодорожного транспорта, особенностями, сложностью и разнообразием производственных процессов, модернизацией применяемого оборудования и железнодорожного подвижного состава, а также инновационными технологиями производства.

Основным направлением государственной политики в области охраны труда, а также политики ОАО «РЖД», является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их производ-

ственной деятельности. В целях обеспечения превентивных мер по предупреждению производственного травматизма трудовым законодательством и отраслевыми стандартами системы управления охраной труда ОАО «РЖД» работодателям организаций, как одна из основных задач, вменена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников [1,2].

Путевое хозяйство - одна из основных и наиболее фондоемких отраслей железнодорожного транспорта, в которую входят железнодорожный путь со всеми его сооружениями и обустройствами. В путевом хозяйстве занята шестая часть работников железнодорожного транспорта [3].

Технологические процессы хозяйства пути содержат в себе ремонт и планово-предупредительные работы при текущем содержании пути, устанавливающие последовательность выполнения отдельных операций с использованием машин и механизмов, проекты организации работ, типовые технически обоснованные нормы времени для учёта работ по ремонту и текущему содержанию пути, технолого-нормировочные карты на производство работ. Основной задачей работников путевого хозяйства является обеспечение состояния пути, его сооружений и обустройств, гарантирующее бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями [4].

Более половины объема путевых работ, которые необходимо выполнять для поддержания колеи в исправном состоянии, приходится на ее текущее обслуживание при непрекращающемся движении поездов, когда реальность ситуаций, способствующих травмированию, возрастает на многопутных перегонах с их высокоскоростным движением, при разностороннем движении по соседним путям, а также ограниченных фиксированных расстояниях между ними. Значительная продолжительность пребывания работника в опасной зоне, т.е. в пределах габарита подвижного состава, создает большую вероятность его потенциального травмирования и рассматривается, как высокий уровень профессионального риска [4].

Из статистических количественных показателей производственного травматизма следует, что в период с 2004 по 2013 год в хозяйстве Дистанции пути Куйбышевской железной дороги произошло 103 несчастных случая, в результате которых пострадало 125 человек, что составляет третью часть от общего числа пострадавших работников дороги, из них 16 работников травмированы со смертельным исходом, 43 - с тяжелым или инвалидным исходом, 66 - легкой степени тяжести [5].

Результаты расследования обстоятельств происшедших несчастных случаев свидетельствуют о том, что

тот или иной фактор, влияющий на показатели производственного травматизма, однозначно не может быть основанием для констатации причин травмирования работников, но может являться дополнительным условием возникновения опасности, т.е. отдельной предпосылкой производственной травмы.

Рассмотрим время с начала работы до момента наступления несчастного случая, как один из факторов, потенциально влияющий на показатели производственного травматизма в хозяйстве Дистанции пути Куйбышевской железной дороги.

Существует гипотеза, что время с начала работы до момента наступления несчастного случая оказывает определенное влияние на безопасность трудаи с увеличением его продолжительности у работников снижается работоспособность, появляется утомляемость, рассеянность, накапливается усталость, что приводит к замедлению реакции, снижению концентрации внимания. Как следствие, работник утрачивает трудовую бдительность, ответственность за собственную безопасность, не ориентирует свое сознание на готовность к принятию мер предосторожности, пренебрегает реальностью травмирования, в результате чего в значительной мере повышается уровень профессионального риска, способный существенно повлиять на показатели производственного травматизма.

Для того, чтобы убедиться в этом, или же напротив, опровергнуть существующие предположения, был проведен многомерный статистический анализ сведений о пострадавших работниках Дистанции пути по фактору времени с начала работы до момента наступления несчастного случая на основании данных актов формы Н-1 «О несчастном случае на производстве», составленных и оформленных по результатам расследования обстоятельств и причин несчастных случаев, происшедших в период с 2004 по 2013 год. Интеллектуально обработанные статистические данные сведем в Таблицу 1.

Таблица 1

Распределение пострадавших работников дистанции пути по времени с начала работы до момента _наступления несчастного случая за период 2004 - 2013г.г._

Время с начала работы до момента наступления несчастного случая 2004 - 2013г.г.

Общее количество пострадавших в т.ч. со смертельным исходом в т.ч. с тяжелым исходом

от 0 до 2 часов 37 6 13

от 3 до 4 часов 35 3 10

от 5 до 6 часов 30 3 11

от 7 до 8 часов 19 3 8

от 9 до 10 часов 4 1 0

Всего 125 16 42

Для наглядности представления и сравнения количественных показателей на основании табличных данных построим соответствующие диаграммы, представленные на Рисунке 1.

Из представленных выше сведений следует, что при производствах работ доминирующее количество работников получало травмы во временной период с начала работы от 0 до 2 часов - 37 человек, что составляет 46,3% от общего количества травмированных, в том числе 6 (7,5%) - со смертельным исходом и 13 работников (16,3%) - с тяжелым, инвалидным исходом.

Также обращает на себя внимание категория пострадавших, получивших травмы вовремя с начала работы от 3 до 4 часов - 35 работников, что составляет 42% от общего количества травмированных работников, в том числе 3 (3,8%) - со смертельным исходом и 10 работников (12,5%) - с тяжелым, инвалидным исходом. Вовремя с начала работы от 5 до 6 часов пострадало 30 работников (37,5%), в том числе 3(3,8%) - со смертельным исходом и 11 (13,4%) - с тяжелым исходом.

Вовремя с начала работы от 5 до 6 часов числится 19 пострадавших, что составляет 22,8% от общего количества травмированных работников, в том числе 3 (3,8%) -со смертельным исходом и 8 (10%) - с тяжелым.

Количество работников, пострадавших на производстве вовремя с начала работы с 9 до 10 часов составляет 4 человека, в том числе со смертельным исходом -1 работник (1,2%).

Из вышеизложенного следует признавать тот факт, что подавляющее большинство несчастных случаев произошло в период минимальной продолжительности времени с начала работы до момента наступления несчастного случая. Последующие сравнительные показатели также свидетельствуют об обратной динамической вариации, т.е. с уменьшением продолжительности времени с

начала работы до момента наступления несчастного случая наблюдается тенденция к увеличению показателей производственного травматизма.

В этой связи следует выяснить, существует ли этим фактам научное подтверждение, то есть насколько тесны и непротиворечивы статистические взаимосвязи между показателями, характеризующими влияние продолжительности времени с начала работы до наступления несчастного случая на показатели производственного травматизма. Для этого следует определить не только наличие или отсутствие связи, но и степень этой взаимосвязи, с которой значения этих двух переменных будут соразмерны друг другу.

Рисунок 1. Распределение пострадавших работников дистанции пути по времени с начала работы до момента

наступления несчастного случая за период 2004 - 2013г.г.

Так как показатели продолжительности времени с начала работы до момента наступления несчастного случая и количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве - это случайные величины, их степень взаимосвязи характеризует корреляционная статистическая зависимость, математической мерой которых служит коэффициент корреляции Пирсона [6].

Корреляционная зависимость предполагает, что пара рассматриваемых переменных: «время с начала работы до момента наступления несчастного случая» и «количество пострадавших в результате несчастных случаев

на производстве», допущенных в хозяйстве Дистанции пути Куйбышевской железной дороги за период с 2004 по 2013 год, измерены в интервальной шкале, где х - входная переменная и независимая случайная величина, у -выходная переменная и зависимая случайная величина. Для оценки степени зависимости между ними, следует знать как величину корреляции, так и ее значимость. Для расчета коэффициента корреляции гху используем статистические и интеллектуально обработанные данные, представленные в Таблице 2.

Таблица 2

Расчетные данные для вычисления коэффициента корреляции

Год Время с начала работы, х^ лет Число пострадавших, у, чел. X, - X У, - У (Х - х )2 (У,- У)2 (х1 -х)х(уг -у)

2004 2,5 22 -0,65 9,50 0,4225 90,2500 -6,1750

2005 4,4 9 1,25 -3,50 1,5625 12,2500 -4,3750

2006 2,9 13 -0,25 0,50 0,0625 0,2500 -0,1250

Год Время с начала работы, х^ лет Число пострадавших, у, чел. х,-х У - у (х - х )2 (у - у)2 (Х, - X )х (у, - у)

2007 4,2 14 1,05 1,50 1,1025 2,2500 1,5750

2008 2,6 24 -0,55 11,5 0,3025 132,250 -6,3250

2009 2,4 18 -0,75 5,50 0,5625 30,2500 -4,1250

2010 4,1 7 0,95 -5,50 0,9025 30,2500 -5,2250

2011 3,4 11 0,25 -1,50 0,0625 2,2500 -0,3750

2012 2 4 -1,15 -8,50 1,3225 72,2500 9,7750

2013 3 3 -0,15 -9,5 0,0225 90,25 1,425

Полученные значения подставляем в формулу вычисления коэффициента корреляции Пирсона:

-хМу, -у)

г — — ^^ -

^ -х)2 хЕ{у -у)2

где ж, - значения, принимаемые переменной х, у, - значе-

„ х

ния, принимаемые переменной у, - средняя по х =

V

3,15, - средняя по у = 12,5.

Из произведенных расчетов следует, что коэффициент корреляции между временем с начала работы до момента наступления несчастного случая и количеством пострадавших в результате несчастных случаев на произ-водствегху= - 0,3. Это значение отрицательное и свидетельствует об обратной корреляционной зависимости поведения входной переменной х на поведение выходной переменной у.

Отсюда делаем вывод, результаты произведенных расчетов диаметрально противоположны существующей гипотезе и констатируем факт отсутствия предполагаемой зависимости показателей производственного травматизма от продолжительности времени с начала работы до момента наступления несчастного случая.

В целях идентификации контингента пострадавших работников Дистанции пути по времени с начала работы до момента наступления несчастного случая за период с 2004 по 2013 год с учетом соответствующей динамики производственного травматизма, а также определения и порядка формирования профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве, используем анализ Парето.

Диаграмма итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето (диаграмма Парето) - инструмент, позволяющий анализировать, ранжировать и выявлять

наиболее существенные факторы, влияющие на показатели производственного травматизма, разделяя их на немногочисленные важные и многочисленные несущественные. Принцип Парето говорит о том, что, как правило, порядка 20% наиболее значимых факторов приносят 80%-й вклад в изменение характеристики, поэтому целью применения диаграммы в данном случае является выбор такой категории работников, пострадавших в определенный период времени с начала работы до момента наступления несчастного случая, на которую необходимо обратить внимание и сконцентрировать усилия при проведении соответствующих превентивных мероприятий [7].

На основании данных проведенного статистического анализа производственного травматизма хозяйства Дистанции пути построим диаграмму Парето, где на левой оси ординат обозначим количество пострадавших работников за рассматриваемый период времени, а на правой - шкалу с интервалами от 0 до 100%, где 100% соответствует общей сумме пострадавших работников. На оси абсцисс построим столбиковую диаграмму от максимального к минимальному, где каждый из столбцов соответствует количеству пострадавших работников с определенным временим с начала работы до наступления момента несчастного случая.

Для начертания кумулятивной кривой (кривой Парето) на поле графика нанесем точки накопленных сумм, которые по правой оси ординат будут равны количественному значению накопленного кумулятивного процента по каждому фактору и соединим их между собой отрезками прямых.

Далее отчерчиваем горизонтальную линию, начинающуюся в точке на оси кумулятивного процента - 80% и оканчивающуюся в точке пересечения с кривой Парето и из этой точки опустим перпендикуляр на ось абсцисс. Этот перпендикуляр разделяет факторы на значимые, расположенные от него слева и незначимые - справа.

120 100 80 60 40 20 0

37 35 30 19

- - 1 -1-4-,

гч о ч:

н о

о ч:

о

:

о

:

СЛ Й

н о

100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

Рисунок 2. Диаграмма Парето - распределение пострадавших работников дистанции пути по времени с начала работы до момента наступления несчастного случая за период 2004 - 2013г.г.

На Рисунке 2 видно, что основными категориями пострадавших от несчастных случаев на производстве явились работники Дистанции пути, получившие травмы во временной период с начала работы до момента наступления несчастного случая от 0 до 2 часов - 37 работников, от 3 до 4 часов - 35 работников, а также от 5 до 6 - 30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при разработке профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма в хозяйстве Дистанции пути Куйбышевской железной дороги следует учитывать наиболее травмоопасные временные периоды трудового процесса, выявленные и обоснованные результатами проведенных научных исследований.

Литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2014. - 206с. - (Кодексы Российской Федерации).

2. Стандарт ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения» СТО РЖД 15.002-2012, утвержденный распоряжением

ОАО «РЖД» от 28 декабря 2012 г. № 2744р - М.:ОАО «РЖД», 2012. - 42с.

3. Терешин В.С., Каменский В.Б. Охрана труда в путевом хозяйстве. - М.: Транспорт, 1999. - 320с.

4. Путевое хозяйство // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 343. — ISBN 5-85270-115-7.

5. Анализ состояния охраны труда в хозяйстве Дистанции пути Куйбышевской железной дороги за период с 2004 по 2013 год. - С.: НБТ КБШ жд, 2014. -33с.

6. Кендалл М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. — М.: Наука, 1973. - 899 с.

7. Стандарт ОАО «РЖД» № СТО РЖД 1.05.515.2 - 2009 «Методы и инструменты улучшений. Анализ Па-рето», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 02.06.2009 года № 1150р - М.:ОАО «РЖД», 2009. - 11с.

ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПРИ ИХ ТРАНСПОРТИРОВКЕ _НА СУДАХ ТИПА ЛОРО

Дуженко Артур Юрьевич

аспирант кафедры маневрирования, и управления судном Государственного, университета морского

и речного флота, имени адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург

REQUIREMENTS FOR PACKAGING OF DANGEROUS GOODS IN LO-RO SHIPS

Duzhenko Arthur, graduate student of department of maneuvering and control by the court of the Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping Saint Petersburg АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены требования к упаковке опасных грузов при перевозке их на судах типа ЛоРо. ABSTRACT

The article describes the requirements for Ключевые слова: транспортировка, опасные грузы, СОЛАС, ЛоРо, требования, упаковка.

Key words: Carriage, dangerous goods, SOLAS, Lo-Ro requirements, packaging.

Одной из наиболее важных профилактических мер по обеспечению безопасности при транспортировке опасных грузов является выполнение требований в отношении упаковки опасных веществ, материалов или изделий.

Общие требования для упаковок опасных грузов состоят в следующем:

упаковки должны быть качественно изготовлены и находится в хорошем состоянии; изготавливаться из такого материала, чтобы внутренняя поверхность упаковки опасно не взаимодействовала и не влияла на его свойства; и быть способны противостоять возможным опасностям при грузовых операциях и в процессе перевозки морем.

Типы упаковок:

- Небольшие (маленькие)упаковки

- Большие упаковки (контейнеры малой грузоподъемности)

- Грузовые транспортные единицы

- Съемные цистерны (танк контейнеры)

- Автоцистерны

- Грузовые контейнеры

- Грузовые транспортные средства

- Крупногабаритные упаковки для твердых навалочных опасных грузов

Опасные грузы всех классов, за исключением классов 1,2, 5.2 и 7, для целей упаковывания были подразделены на три группы согласно степени опасности, которую они представляют10:

1. высокая степень опасности группа упаковки 1;

2. средняя степень опасности группа упаковки II;

3. низкая степень опасности группа упаковки ТП.

Группа упаковки, к которой отнесено вещество, материал или изделие, указывается в индивидуальной карточке для данного вещества, материала или изделия.

Части упаковок, которые находятся в непосредственном контакте с "опасными веществами, не должны подвергаться химическому или другому воздействию этих веществ. При необходимости они должны быть обеспечены подходящим внутренним покрытием или специальной обработкой. Такие части упаковок не должны включать компоненты, склонные опасно реагировать с содержимым так, чтобы образовывать опасные продукты или существенно ослаблять упаковки. Прокладочный и абсорбирующий материал должен быть инертным и подходящим для свойств содержимого.

Поскольку не разрешается использовать любой тип упаковок для любого опасного вещества, материала или изделия, грузоотправитель должен сначала определить,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.