Научная статья на тему 'Корреляционный анализ влияния фактора «Вид происшествия» на статистические показатели производственного травматизма (на примере хозяйства пути Куйбышевской железной дороги)'

Корреляционный анализ влияния фактора «Вид происшествия» на статистические показатели производственного травматизма (на примере хозяйства пути Куйбышевской железной дороги) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия Транссиба
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ / ОПАСНЫЙ ФАКТОР / СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ / ВИД ПРОИСШЕСТВИЯ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / INDUSTRIAL INJURIES / OCCUPATIONAL ACCIDENT AT WORK / DANGEROUS FACTOR / DEGREE GRAVITY DAMAGE HEALTH / FASHION INCIDENT / STATISTIC DEPENDENCE / CORRELATION PARAMETER / CORRELATION DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьева Юлия Васильевна

В статье проведен корреляционный анализ влияния вида происшествий, как качественного факторного признака, на статистические показатели производственного травматизма в хозяйстве пути Куйбышевской железной дороги за ряд последовательных лет. Посредством математических расчетов установлена статистическая взаимосвязь исследуемых характеристик и величин с учетом степени тяжести повреждения здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве. Подтверждена постановочная гипотеза в рамках путевого хозяйства Куйбышевской железной дороги и произведена оценка степени взаимной сопряженности видов происшедших несчастных случаев и их количества. Показана практическая значимость полученных результатов корреляционного анализа в части формирования и (или) корректировки превентивных мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков и профилактики произ-водственного травматизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дементьева Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION ANALYSIS OF «ACCIDENT TYPE» FACTOR ON INDUSTRIAL INJURIES STATISTIC INDEX

The article provides the correlation analysis of accident type influence as quality factorial characteristic on industrial injuries statistic index in the permanent way division of the Kuibyshev railway during some years. By means of mathematical calculations statistical correlation study of characteristics and values has made, taking into account the degree of severity of workers’ health damage affected by industrial accidents. The hypothesis staged within the framework of Kuibyshev Railway permanent way division has confirmed and the degree of mutual contingency of accident types and their quantity has assessed. It is shown that the practical significance of the correlation analysis results on the formation and (or) adjustment of preventive measures to reduce the levels of occupational hazard and prevention of industrial injuries

Текст научной работы на тему «Корреляционный анализ влияния фактора «Вид происшествия» на статистические показатели производственного травматизма (на примере хозяйства пути Куйбышевской железной дороги)»

УДК 656.2:658.382.3

Ю. В. Дементьева

Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС), г. Самара, Российская Федерация

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА «ВИД ПРОИСШЕСТВИЯ» НА СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ХОЗЯЙСТВА ПУТИ КУЙБЫШЕВСКОЙ

ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ)

Аннотация. В статье проведен корреляционный анализ влияния вида происшествий, как качественного факторного признака, на статистические показатели производственного травматизма в хозяйстве пути Куйбышевской железной дороги за ряд последовательных лет. Посредством математических расчетов установлена статистическая взаимосвязь исследуемых характеристик и величин с учетом степени тяжести повреждения здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве. Подтверждена постановочная гипотеза в рамках путевого хозяйства Куйбышевской железной дороги и произведена оценка степени взаимной сопряженности видов происшедших несчастных случаев и их количества. Показана практическая значимость полученных результатов корреляционного анализа в части формирования и (или) корректировки превентивных мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков и профилактики производственного травматизма.

Ключевые слова: путевое хозяйство, производственный травматизм, несчастный случай на производстве, опасный фактор, степень тяжести повреждения здоровья, вид происшествия, статистическая зависимость, коэффициент корреляции, корреляционная зависимость.

Yulia V. DementyevH

Samara State Transport University (SSTU), Samara, the Russian Federation

CORRELATION ANALYSIS OF «ACCIDENT TYPE» FACTOR ON INDUSTRIAL

INJURIES STATISTIC INDEX

Abstract. The article provides the correlation analysis of accident type influence as quality factorial characteristic on industrial injuries statistic index in the permanent way division of the Kuibyshev railway during some years. By means of mathematical calculations statistical correlation study of characteristics and values has made, taking into account the degree of severity of workers' health damage affected by industrial accidents. The hypothesis staged within the framework of Kuibyshev Railway permanent way division has confirmed and the degree of mutual contingency of accident types and their quantity has assessed. It is shown that the practical significance of the correlation analysis results on the formation and (or) adjustment of preventive measures to reduce the levels of occupational hazard and prevention of industrial injuries.

Keywords: industrial injuries, industrial injuries, occupational accident at work, dangerous factor, degree gravity damage health, fashion incident, statistic dependence, correlation parameter, correlation dependence.

Отраслевая специфика функционирования железнодорожного транспорта, особенности, сложность и разнообразие технологических процессов, эксплуатация оборудования и железнодорожного подвижного состава характеризуются потенциальным воздействием на работников опасных производственных факторов. В этой связи осуществление экономическими субъектами компании ОАО «РЖД» производственной деятельности сопряжено с риском наступления несчастного случая [1].

Служба пути - одно из основных и наиболее фондоемких хозяйств ОАО «РЖД», главной задачей которого является безопасное и бесперебойное движение поездов при безусловном обеспечении исправного содержания железнодорожного пути и путевых устройств [2].

Превалирующее большинство работников путевого хозяйства по основным направлениям деятельности занято на работах по ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути, специфичность которых непосредственно связана с перманентной повышенной опасностью труда.

№ 2(26) ЛЛ4 Л I11Г1 Г( Till Транссиба 127

2016 ■

Апостериорно-агрегированный анализ статистических показателей производственного травматизма показал, что за период с 2004 по 2015 г. в хозяйстве пути Куйбышевской железной дороги произошло 124 несчастных случая, в результате которых пострадало 146 работников, из них 73 работника получили травмы легкой степени тяжести, 54 пострадало от тяжелых несчастных случаев и 19 человек травмированы смертельно [1, 3].

Трагические и фатальные происшествия на производстве происходят с работниками не случайно. В превалирующем большинстве всегда наличествуют причины, вызывающие травмирование работающих, т. е. предшествуют те или иные факторы, потенциально влияющие на безопасность их трудовой деятельности.

Существует гипотеза, что тот или иной вид происшествия, являясь либо не являясь опасным по своим последствиям, оказывает определенное влияние на показатели и динамику производственного травматизма, а также на степень тяжести происшедшего несчастного случая.

В целях определения зависимости показателей производственного травматизма в рамках хозяйства пути Куйбышевской железной дороги от факторного признака «вид происшествия» на момент его наступления были идентифицированы статистические данные за ряд последовательных лет исследуемого периода и ранжированы по категориям степени тяжести повреждения здоровья пострадавших с использованием материалов расследования несчастных случаев, происшедших на производстве.

Динамику статистических данных за ряд последовательных лет исследуемого периода по фактору «вид происшествия» представим в виде диаграммы на рисунке 1.

45

и - в т. ч. с тяжелым исходом; в - в т. ч. со смертельным исходом

Рисунок 1 - Распределение работников хозяйства пути по фактору «вид происшествия»

Для научного подтверждения или опровержения постановочной гипотезы необходимо установить наличие или отсутствие взаимосвязи между рассматриваемым факторным признаком и соответствующими показателями производственного травматизма, используя результаты проведенного апостериорно-агрегированного статистического анализа за исследуемый период в хозяйстве пути Куйбышевской железной дороги [1, 3].

Посредством математических расчетов определим, насколько сопряжены статистические связи между качественным факторным признаком «вид происшествия» и соответствующими показателями производственного травматизма «количество пострадавших работников», ранжированных по степени тяжести повреждения здоровья пострадавших работников на легкую, тяжелую и смертельную.

Так как показатели по виду происшествий и количеству пострадавших работников - это случайные величины, их степень взаимосвязи характеризует корреляционная статистическая зависимость, математическим критерием которой является коэффициент их взаимной сопряженности, т. е. коэффициент корреляции Пирсона С [4].

Потенциальная взаимосвязь рассматриваемых величин определяется посредством изначальной классификации качественных признаков по группам в виде матрицы коэффициентов

взаимной тХп сопряженности, представленной в таблице 1, где рп, р12

событий с соответствующими признаками х и у.

Таблица 1 - Матрица коэффициентов взаимной т Х-матричной сопряженности

■■■ Рг,

— частоты

Признак у1

1-й качественный 2-й качественный п-й качественный

признак признак признак

1-й качественный признак Рц Р12 Рш

Признак х) 2-й качественный признак Р21 Р22 Р2П

т-й качественный признак Рш! Рш2 Ртп

Корреляционная зависимость предполагает, что рассматриваемые переменные «вид выполняемой работы» и «количество пострадавших работников», распределенные по степени тяжести повреждения здоровья пострадавших работников на легкую, тяжелую и смертельную, сопряжены в матрице тХп, где х — входная переменная и независимая случайная величина, у - выходная переменная и зависимая случайная величина, следовательно, х^ - значения, принимаемые переменными, х,у± - значения, принимаемые переменной у [4].

Коэффициент т Х-матричной сопряженности вычисляется по формуле [4]:

С = ¡¿Ли- (1)

где

т

Х2=М(^В1-1). (2)

1

Для определения значения X2 используем следующие расчетные формулы [4]:

п т 11

№ 2(26) ЛЛ4 Л I11Г1 Г( Till Транссиба 129

2016 ■

_ А1 Вт = у« ; ¿1 Ри

д = (5)

^т = / • У5-1

Подставив статистические данные в расчетные формулы (3) - (5), получим подготовительные математические расчеты для определения значения X2, результаты которых трансформированы в таблицу 2, где рп, р12, р13 - количество работников, травмированных при производстве работ, легкой, тяжелой и смертельной степени тяжести повреждения здоровья, пострадавших соответственно за исследуемый период.

Таблица 2 - Расчет значения X2

легкий ртг тяжелый рт2 смертельный ртз 3 // 1 В

Удар, воздействие перемещаемых, движущихся грузов, деталей 22 20 0 42 14,03754 0,334227

Дорожно-транспортное происшествие 11 7 2 20 2,775469 0,138773

Наезд, удар подвижным составом, путевой машиной, краном на ж.-д. ходу 4 4 11 19 6,883895 0,362310

Попадание в глаз инородного тела, удар в глаз отскочившим предметом 3 13 0 16 3,252917 0,203307

я з « Падение, спотыкание, скольжение на поверхности одного уровня 13 1 0 14 2,333587 0,166685

£ Падение с высоты при разности уровней высот 4 4 4 12 1,357580 0,113132

Падение, обрушение, обвалы материалов, грузов, оборудования и др. 6 2 0 8 0,567225 0,070903

Захват, зажатие между подвижными частями рабочего оборудования 4 2 0 6 0,293252 0,048875

Убийство, избиение 2 0 1 3 0,107426 0,035809

Поражение электрическим током 2 0 1 3 0,107426 0,035809

Воздействие экстремальных температур 2 1 0 3 0,073313 0,024438

Общее количество пострадавших 73 54 19 146 31,78963 1,534268

Зная, что количество качественных факторных признаков «вид происшествия» т = 11 и подставив в формулу (2) расчетные значения из таблицы 2, определим значение X2:

X2 = 146 (1,534 - 1) = 77,964.

Далее вычислим коэффициент взаимной сопряженности по формуле Пирсона (1):

, 77,9642

С = I---= 0 59

С 177,9642 + 146 ^

Для оценки значимости коэффициента С сравним статистическую величину X2 с его теоретическим значением Х%, используя таблицу квантили X2 - распределения для доверительной вероятности уровня значимости 1 — а = 0,95 и 1 — а = 0,99 в зависимости от числа степеней свободы, рассчитанного по формуле [4]:

V = (т — 1)(п — 1),

(6),

где т - число строк расчетной таблицы 2, п - число столбцов соответственно.

Подставив значения т и п, получим: V = (11 — 1)(3 — 1) = 20.

Если Х2ст < Х2а=005, то принимается нулевая гипотеза об отсутствии корреляционной зависимости между рассматриваемыми величинами х и у. Если X2ст > Х2а=001, то нулевая гипотеза отклоняется и корреляционная взаимосвязь считается значимой, т. е. установленной [4].

Произведем оценку значимости (существенности) полученных коэффициентов взаимной сопряженности в соответствии с числом степеней свободы V = 20. Сравнив X2 с теоретическим значением Х2=0,05 = 31,4, получаем, что 11,964 > 31,4 и X2 > Х^=0 05, далее - с теоретическим значением Х^^=0 01 = 31,6, получаем, что11,964 > 31,6 и X2 > Х'2=0 01, это свидетельствует об установленной связи между рассматриваемыми переменными х и у.

На основании результата сравнения полученных статистических значений с теоретическими делаем вывод: взаимосвязь между парой рассматриваемых переменных взаимосвязи между факторным признаком «вид происшествия» и «количество пострадавших работников» с учетом степени тяжести повреждения здоровья пострадавших работников с вероятностью 0,99 % установлена.

Значение коэффициента корреляции Пирсона С изменяется от 0 до 1, т. е. измеряет тесноту взаимосвязи, не указывая ее направление. Используя шкалу Чеддока [5], произведем оценку тесноты связи между анализируемыми факторными признаками при рассчитанном коэффициенте корреляции Пирсона С = 0,59.

В соответствии с критериями шкалы Чеддока [5] результаты корреляционного анализа констатируют, что вид происшествия в момент наступления несчастного случая оказывает «заметное» - значительное влияние на статистические количественные показатели производственного травматизма и поставленную гипотезу в рамках путевого хозяйства Куйбышевской железной дороги следует подтвердить. В этой связи при формировании и (или) корректировке превентивных мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков, профилактике производственного травматизма необходимо фокусировать внимание руководителей и работников на наиболее повторяющихся видах происшествий.

Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий анализировать, ранжировать и выявлять наиболее существенные факторы, влияющие на показатели производственного травматизма, разделяя их на немногочисленные важные и многочисленные несущественные. Принцип Па-рето говорит о том, что 20 % наиболее значимых факторов приносят 80 %-ный вклад в изменение характеристики, поэтому целью применения диаграммы Парето является выбор таких видов происшествий, при которых пострадало наибольшее количество работников [6].

Используя статистические данные по фактору «вид происшествия», построим соответствующую диаграмму Парето (рисунок 2).

Из представленных выше сведений следует, что удар, воздействие перемещаемых грузов, предметов, движущихся, отскочивших деталей при производствах работ являются основными видами происшествия, при которых травмировано доминирующее количество работников - 42 человека, составляющие 28,8 % от общего количества травмированных, в том числе 20 (13,7 %) с тяжелым исходом.

В дорожно-транспортных происшествиях пострадало 20 человек, что составляет 30,1 % от общего количества травмированных, в том числе семь человек (7,8 %) получили тяжелые повреждения здоровья и два работника (1,4 %) - со смертельным исходом.

19 работников (13,1 %) травмированы от наезда, удара подвижным составом, путевой машиной, краном на железнодорожном ходу, вместе с тем четыре человека (2,7 %) - с тяжелым исходом и 11 работников (7,5 %) - со смертельным исходом.

Несколько меньше - 16 (23,3 %) - работников получили травмы от попадания в глаз инородного тела, удара в глаз отскочившим предметом, в том числе 13 работников (8,9 %) получили тяжелые повреждения здоровья.

№ 2(26) 2016

ИЗВЕСТИЯ Транссиба

131

В результате падения, спотыкания, скольжения на поверхности одного уровня травмировано 14 работников (9,6 %), из них один человек (0,7 %) получил тяжелую травму.

Рисунок 2 - Диаграмма Парето распределения работников хозяйства пути по фактору «вид происшествия»

12 (8,2 %) работников получили травмы в результате падения с высоты при разности уровня высот, а также при спрыгивании, в том числе четыре человека (2,7 %) получили тяжелые повреждения здоровья и четыре человека (2,7 %) травмированы смертельно.

Проведенные научные исследования за период с 2004 по 2015 г. в рамках хозяйства пути Куйбышевской железной дороги показывают, что между видом происшествий и соответствующим количеством работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, с учетом степени тяжести повреждения их здоровья установлена статистическая взаимосвязь. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о заметном влиянии того или иного вида происшествий на уровень риска наступления нечастного случая и тяжести его последствий, диаграмма Парето определяет наиболее повторяющиеся виды происшествий.

В фокусе идеологии охраны труда и минимизации травмирования работников руководителям структурных подразделений предприятий хозяйства пути Куйбышевской железной дороги представляется превентивно использовать полученные данные при организации работ и контроле за производством работ при безусловном соблюдении работниками соответствующих им требований безопасности.

Результаты проведенных исследований также определяют свое практическое применение в части разработки и пересмотра технологических процессов, правил и инструкций по охране труда, а также при формировании и (или) корректировке превентивных мероприятий с приоритетом безопасности труда на такие виды происшествий, при которых пострадало наибольшее количество работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение предложенных профилактических мероприятий априори способствует снижению уровня риска наступления несчастного случая на производстве, а следовательно, повышает безопасность труда работников, занятых текущим содержанием и ремонтом пути.

Список литературы

1. Дементьева, Ю. В. Апостериорно-агрегированный анализ абсолютных и относительных показателей производственного травматизма [Текст] / Ю. В. Дементьева // Инновационная наука / Мордовский гос. ун-т им. Н. П. Огарева. - Уфа. - 2016. - № 2. - С. 64 - 67.

2. Терешин, В. С. Охрана труда в путевом хозяйстве [Текст] / В. С. Терешин, В. Б. Каменский. - М.: Транспорт, 1999. - 320 с.

3. Анализ состояния условий и охраны труда Куйбышевской железной дороги за период с 2004 по 2015 г. [Текст] / Кбшжд. - Самара, 2016. - 52 с.

4. Чернов Е. Д. Математико-статистические методы исследования причин производственного травматизма [Текст] / Е. Д. Чернов // Новосибирский ин-т инж. ж.-д. трансп. - Новосибирск, 1979. - 40 с.

5. Спирин, А. А. Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности [Текст] / А. А. Спирин, О. Э. Башина. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 296 с.

6. СТО РЖД 1.05.515.2-2009. Методы и инструменты улучшений. Анализ Парето / ОАО «РЖД». - М., 2009. - 11 с.

References

1. Dementyeva Y. V. Aposteriorno-agregirovannyi analiz absoliutnykh i otnositel'-nykh poka-zatelei proizvodstvennogo travmatizma (The posteriori - aggregated analysis of absolute and relative indicators of industrial injuries). Ufa: Innovative science, 2016, no. 2. pp. 64 - 67.

2. Tereshin V. V., Kamensky V. B. Okhrana truda vputevom khoziaistve (Safety of track facilities). Moscow: Transport, 1999, 320 p.

3. Analiz sostoianiia uslovii i okhrany truda Kuibyshevskoi zheleznoi dorogi za period s 2004 po 2015 g (Condition and safety analysis of the Kuibyshev Railway between 2004 and 2015). Kbshzhd, 2016, 52 p.

4. Chernov D. Matematiko - statisticheskie metody issledovaniia prichin proizvod-stvennogo travmatizma (Mathematical - statistical research methods of industrial injuries causes). Novosibirsk: NIIZHT, 1979, 40 p.

5. Spirin A. A., Bashina O. E. Obshchaia teoriia statistiki. Statisticheskaia metodologiia v izuchenii kommercheskoi deiatel'nosti (General Theory of Statistics. Statistical methodology in the study of business). Moscow: Finance and Statistics, 1997, 296 p.

6. Standard № STO RZhD 1.05.515.2 - 2009 «Improvement methods and tools. Pareto Analysis» (Standard of JSC «Russian Railways» № STO RZhD 1.05.515.2-2009. Methods and tools to improve-tions. Pareto Analysis). Moscow: JSC «Russian Railways», 2009, 11 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Дементьева Юлия Васильевна

Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС).

Свободы ул., д. 2 В, г. Самара, 443066, Российская Федерация.

Руководитель отдела охраны труда, старший преподаватель, аспирант кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология», СамГУПС.

Тел.: +7 (846) 973-60-28.

E-mail: yulia _dementyeva @bk.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Дементьева, Ю. В. Корреляционный анализ влияния фактора «вид происшествия» на статистические показатели производственного травматизма (на примере хозяйства пути Куйбышевской железной дороги) [Текст] / Ю. В. Дементьева // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2016. -№ 2 (26). - С. 127 - 133.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Dementyevа Yulia Vasilyevna

Samara State Transport University (SSTU).

2V, Svoboda st., Samara, 443066, the Russion Federation.

Head department occupational safety, senior teacher, post graduate student, chair «Safety Working Environment in Railway Transport», SSTU.

Phone: +7 (846) 973-60-28.

E-mail: yulia _dementyeva @bk.ru

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Dementyeva Y. V. Correlation analysis of «accident type» factor on industrial injuries statistic index. Journal of Transsib Railway Studies, 2016, vol. 26, no. 2, pp. 127 - 133. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.