МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 656.2:658.382.3
Ю.В. Дементьева
Старший преподаватель, аспирант Факультет «Эксплуатация железных дорог и логистика» Руководитель отдела охраны труда Самарский государственный университет путей сообщения
Г. Самара, Российская Федерация
АПОСТЕРИОРНО - АГРЕГИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ АБСОЛЮТНЫХ И ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА
(на примере полигона Куйбышевской ж.д., хозяйства пути Куйбышевской ж.д.)
Аннотация
В статье произведен апостериорно - агрегированный анализ абсолютных и относительных показателей производственного травматизма полигона Куйбышевской железной дороги и, хозяйства пути, в частности, как фундамент поиска инновационных нетривиальных подходов к вопросу обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
Ключевые слова
Апостериорно - агрегированный анализ, абсолютные и относительные статистические показатели производственного травматизма, хозяйство пути, коэффициент частоты производственного травматизма,
несчастный случай на производстве.
Отраслевая специфика функционирования железнодорожного транспорта, особенности, сложность и разнообразие технологических процессов, эксплуатация оборудования и железнодорожного подвижного состава характеризуются потенциальным воздействием на работников опасных производственных факторов. В этой связи осуществление экономическими субъектами компании ОАО «РЖД» производственной деятельности сопряжено с риском наступления несчастного случая.
Апостериорно - агрегированный анализ статистических показателей производственного травматизма по полигону Куйбышевской железной дороги показал, что за период с 2004 по 2015 гг. на дороге допущено 366 несчастных случаев, в результате которых пострадало 399 работников, из них 217 работников получили травмы легкой степени тяжести, 122 работника пострадало от несчастных случаев с тяжелым (инвалидным) исходом и 60 человек травмировано смертельно [1, с.3].
Динамика общего, тяжелого и смертельного производственного травматизма на полигоне Куйбышевской железной дороги за исследуемый период представлена в виде гистограмм на рисунке 1.
60
V 50
ч
и т
и -
i 40
CS
а 30
о о
о 20
са н
а 10
г S
ч
£ 0
46
42 40
42 40
26
25
28
19
24
89 8 6 7
UlE
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 | Всего пострадавших ■ в т.ч. с тяжелым исходом ■ в т.ч. со смертельным исходом
Рисунок 1 - Динамика производственного травматизма на полигоне Куйбышевской железной дороги за
период 2004 - 2015 г.г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Служба пути - одно из основных и наиболее фондоемких хозяйств ОАО «РЖД», главной задачей которого является безопасное и бесперебойное движение поездов при безусловном обеспечении исправного содержания железнодорожного пути и путевых устройств [2, с.7].
Превалирующее большинство работников путевого хозяйства по основным направлениям деятельности занято на работах по текущему содержанию и ремонту пути, специфичность которых непосредственно связана с перманентной повышенной опасностью труда.
Апостериорно - агрегированный анализ статистических показателей производственного травматизма показал, что за период с 2004 по 2015 год в хозяйстве пути Куйбышевской железной дороги произошло 124 несчастных случая, в результате которых пострадало 146 работников, из них 73 работника получили травмы легкой степени тяжести, 54 - пострадало от несчастных случаев с тяжелым исходом и 19 человек травмированы смертельно [1, с.4].
Динамика общего, тяжелого и смертельного производственного травматизма хозяйства пути Куйбышевской железной дороги за исследуемый период представлена в виде гистограмм на рисунке 2.
30
ч 25
а 20
а 15
о о
О 10
са н
Р 5
s
ч
£ 0
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Всего пострадавших ■ в т.ч. с тяжелым исходом ■ в т.ч. со смертельным исходом
Рисунок 2 - Динамика производственного травматизма в хозяйстве пути Куйбышевской железной дороги
за период 2004 - 2015 г.г.
В связи с перманентной повышенной опасностью трудовой деятельности по показателям производственного травматизма хозяйство пути Куйбышевской железной дороги на протяжении ряда последовательных лет занимает лидирующее место среди остальных хозяйств полигона дороги. Сравнительные параметры исследуемого периода показывают, что количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве хозяйства пути составляет 36,6% от общего количества пострадавших полигона Куйбышевской железной дороги, 44,3% от случаев с тяжелым исходом и 31,7% от смертельных случаев.
Динамика производственного травматизма в обеих исследуемых инфраструктурах иллюстрирует волатильность количественных показателей и, начиная с 2009 года, констатирует заметную тенденцию к снижению уровня числа пострадавших от несчастных случаев на производстве.
Сложившаяся ситуация объясняется не только проведением превентивных мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков и предупреждению производственного травматизма, но и выделением из состава ОАО «РЖД» ряда травмоопасных организационных структур, а также и тем, что многие организации работали в условиях неполной рабочей недели (дня) и при подсчете среднесписочной численности работающих это директивно привело к ее уменьшению.
Вместе с тем, очевидно, что наряду с динамикой снижения уровня производственного травматизма в 2015 году в обоих анализируемых случаях произошел резкий рост по количеству пострадавших от несчастных случаев на производстве. Сравнительно высокий показатель производственного травматизма по отношению к трем предыдущим годам потенциально мог быть следствием практической недееспособности
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
внедренного в январе 2015 года распоряжением ОАО «РЖД» на полигоне Куйбышевской железной дороги и, в хозяйстве пути в частности, пилотного проекта Методики по организации комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте [3].
Вариация абсолютных показателей несчастных случаев на производстве позволяют весьма субъективно представить реальную действительность в аспекте производственного травматизма. Для объективной оценки сложившейся ситуации следует учитывать относительные показатели, которые рассчитываются по исходным абсолютным данным посредством определения коэффициента частоты производственного травматизма Кч - количество травмированных (погибших) на 1000 человек среднесписочного состава работающих за определенный период времени, которое выражается соотношением:
Ытр* 1000 Кч=—---,
мобщ
где: - Nтр общее количество травмированных работников за определенный период времени;
Ыобщ - среднесписочное число работников.
При расчете и сопоставлении коэффициентов частоты общего и смертельного производственного травматизма в хозяйстве пути и на полигоне Куйбышевской железной дороги за период 2004 - 2015гг. определяется их сравнительная динамика, выраженная в относительных цифрах, объективно уточняющих количественные показатели. Результаты расчета коэффициентов частоты трансформированы в диаграмму, представленную на рисунке 3.
Всего пострадавших в хозяйтсве пути в т.ч. со смертельным исходом
-Всего пострадавших на полигоне КБШ жд -в т.ч. со смертельным исходом
Рисунок 3 - Сравнительная динамика коэффициентов частоты в хозяйстве пути и на полигоне Куйбышевской железной дороги за период 2004 - 2015гг.
Визуализация сравнительных показателей позволяет наглядно представить, что по коэффициентам частоты производственного травматизма путевое хозяйство занимает значительно превалирующее положение по отношению к показателям полигона Куйбышевской железной дороги, и в среднем превышает: по общему травматизму - в 1,48 раз, по смертельному - в 1,22 раза.
Основным направлением политики ОАО «РЖД» в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их производственной деятельности. Одной из поставленных задач ОАО «РЖД» в области совершенствования системы управления охраны труда является проведение научных исследований [4].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Потенциальным решением постановочной задачи в рамках предприятий хозяйства пути Куйбышевской железной дороги является апостериорно - агрегированный анализ статистических данных за ряд последовательных лет, основанный на изучении актов о несчастных случаях на производстве по форме Н-1, который позволит идентифицировать и ранжировать различные факторы и причины, потенциально влияющие на показатели производственного травматизма [5].
В фокусе идеологии безопасности труда и минимизации уровня травмирования работников хозяйства пути предложенный подход способствует выявлению определенных корреляционных зависимостей показателей производственного травматизма от влияния различных факторов и заложит фундамент для осуществления поиска инновационных нетривиальных подходов к решению проблемы сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, имеющей практическое значение. Список используемой литературы:
1. Анализ состояния условий и охраны труда Куйбышевской железной дороги за период с 2004 по 2015 год, - С.: Кбш жд, 2016. - 52с.
2. Терешин В.С., Каменский В.Б. Охрана труда в путевом хозяйстве. - М.: Транспорт, 1999. - 320с.
3. Пилотный проект Методики по организации комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П), утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 16 января 2015 г. № 62р - М.:ОАО «РЖД», 2015. - 73с.
4. Стандарт ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД» Общие положения». СТО РЖД 15.014-2012, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 28 декабря 2012 г. № 2744р - М.:ОАО «РЖД», 2012. - 30с.
5. Дементьева Ю.В. Научные исследования причин производственного травматизма как механизм минимизации профессиональных рисков [Текст] / Дементьева Ю.В. //:сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф.- Сочи: Ассоциация «Эталон», 2015.- 206с.
© Дементьева Ю.В., 2016
УДК 621.384
Е.А. Денисенко
К.т.н., старший преподаватель факультет энергетики А. В. Бондарчук студент 2 курса, факультет энергетики Кубанский государственный аграрный университет г. Краснодар, Российская Федерация
ПРОИЗВОДСТВО КОРМОВЫХ ДОБАВОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРООЗОНИРОВАНИЯ
Аннотация
В настоящее время отмечается возросшая роль микроскопических грибов в патологии заболеваний сельскохозяйственных животных. Снижение количества кормовых отравлений становится наиболее актуальной задачей, решением которой является технология обработки озоном субстратов.
Ключевые слова Электроозонирование, кормовые добавки, стерилизация.
Одной из главных причин снижения продуктивности сельскохозяйственных животных и ослабления воспроизводительных функций является накопление шлаков и токсинов в организме животных. Попадая с кормом, вредные вещества частично нейтрализуются и выводятся из него, но большая часть их остается,