ББК 4484(2):У9(2)-823.2
ОЦЕНКА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Н.Г. Синькова
Кафедра «Управление качеством и математические методы экономики»,
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»,
г. Красноярск
Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко
Ключевые слова и фразы: модель РАР; системы менеджмента качества; стоимостная модель процесса.
Аннотация: Для бизнес-процессов системы менеджмента качества вуза применены стоимостная модель оценки затрат на качество и модель предупреждения, оценки и отказов. Предложен механизм определения эффективности деятельности образовательной организации.
В российских образовательных организациях сохранились проблемы, сдерживающие их переход на мировой уровень менеджмента качества. Отсутствуют методологии формирования современных систем менеджмента качества (СМК), адаптированных к российскому образовательному пространству. Разработанная, внедренная и сертифицированная СМК предполагает постоянное совершенствование и оценку эффективности деятельности организации. Однако в настоящее время нет универсальной методики оценки эффективности СМК.
Эффективность работы образовательной организации определяется как окружающей средой, так и внутривузовским менеджментом. Под эффективностью понимается связь между результатом и использованными ресурсами, то есть затратами на качество процессов. Следовательно, необходимо исследовать существующие методики для оценки затрат на качество, применяемые для производственных сфер деятельности, и разработать подходы к оценке затрат на качество в образовательной организации. В качестве образовательной организации нами выбран Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ).
Существуют две основные методики для оценки затрат на качество. Стоимостная модель процесса, описанная в Британском стандарте Б8 6143:1992 «Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс» и модель предупреждения, оценки и отказов (РЛЕ), описанная в Британском стандарте Б8 6143:1990 «Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов» [1]. Первый метод расчета затрат на качество применим к любому процессу или услуге, как производственных, так и сервисных предприятий, а значит в большей степени подходит для оценки затрат на качество образовательной деятельности. Вторым аспектом, в пользу выбора стоимостного метода для оценки затрат на качество в вузе, является то, что в нем признается важность определения качества процесса, а СМК вуза основана именно на процессном подходе. Известно, что модель РАР применяется для оценки затрат на качество промышленных предприятий, где в качестве объекта учета выступает конкретный
вид продукции. Необходимо апробировать обе модели для оценки затрат на качество в вузе и доказать обоснованность выбора модели, применимую для любого вуза.
Нами рассмотрены следующие бизнес-процессы СМК высшего профессионального образования (ВПО): учебно-организационная деятельность, отбор абитуриентов, методическая деятельность, образовательный процесс, содействие трудоустройству выпускников. Для расчета затрат на качество этих бизнес-процессов мы применили стоимостную модель процесса, так как этот метод применим для оценки затрат на качество к любому процессу или услуге [2].
Определены подразделения вуза, ответственные за бизнес-процессы ВПО, выделены и классифицированы затраты каждого процесса по калькуляционным статьям затрат, по их отношению к постоянным и переменным затратам, рассчитана стоимость процессов. К постоянным затратам вуза относятся те, которые не зависят от количества студентов. Переменными будут те, которые зависят от количества студентов, и их уровень изменяется ежегодно.
Стоимостная модель для расчета затрат на качество предполагает их классификацию на две группы: затраты на соответствие процесса и на несоответствие процесса. Согласно этой модели эффективность процесса можно выразить через формулу
Эфп = -100,
Зс
где Эфп - эффективность процесса, %; Зс - затраты на соответствие процесса, руб.; Зн - затраты на несоответствие процесса, руб.
При расчете затрат на качество процессов учебно-организационной, методической деятельности, процесса проектирования и разработки нами определено, что несоответствия их незначительны, включать их в модель для расчета затрат не имеет смысла. Значительные несоответствия выявлены в процессах отбора абитуриентов и содействия трудоустройству выпускников.
Первым ключевым, с точки зрения эффективности, бизнес-процессом является процесс отбора абитуриентов. Это утверждение следует из анализа структуры причин отсева, в среднем за год (основной является академическая неуспеваемость студентов), что является результатом некачественного отбора абитуриентов. Таким образом, процесс отбора абитуриентов является ключевым с точки зрения эффективности. Эффективность процесса отбора абитуриентов представляет собой отношение стоимости процессов (затрат соответствия) к затратам несоответствия (отсев студентов из-за академической неуспеваемости, нетрудоуст-ройство). Этот показатель означает, что вуз может оценить, какой процент от стоимости процесса он теряет в результате отчислений студентов по неуспеваемости после первого года обучения.
Вторым ключевым, с точки зрения эффективности, является процесс содействия трудоустройству выпускников. Выделен аспект эффективности процесса содействия трудоустройству выпускников - это процент трудоустройства выпускников.
Из проведенного исследования следует, что эффективность бизнес-процессов измеряется на входе системы (отбор абитуриентов) и на ее выходе (трудоустройство).
Для расчета затрат на качество бизнес-процессов ВПО мы применили модель РАР. Проведена классификация затрат бизнес-процессов ВПО в соответствии с моделью РАР на предупредительные затраты, оценочные затраты, затраты вследствие внутренних и внешних отказов [3].
Затраты на открытие специальности в составе предупредительных затрат трудно определить и выделить в стоимостном выражении. Предупредительные затраты, включающие затраты на процесс отбора абитуриентов, рассчитаны в стоимостной модели. Затраты на разработку учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), тестов, модульно-рейтинговых технологий обучения (МРТО) включают затраты на заработную плату, электроэнергию компьютеров, материалы (бумагу, диски и т.д.). Затраты на проведение контрольных срезов, контрольных по практическим занятиям, консультаций включают заработную плату преподавателей и составляют незначительную часть от общей нагрузки. Затраты вследствие внешних отказов в современных рыночных условиях и при высоких требованиях работодателей к принимаемым на работу практически отсутствуют. Неквалифицированных выпускников не принимают на работу. Затраты образовательного процесса в части затрат на пересдачу и переэкзаменовку, относящиеся к внутренним отказам в стоимостном выражении малы, включают, в основном дополнительное время преподавателей, которое, как правило, не оплачивается. Затраты вследствие отсева студентов, в составе затрат на внутренние отказы рассчитываются, исходя из количества отчисленных студентов в год и стоимости обучения одного студента в год.
Оценочные затраты складываются из затрат учебно-организационной деятельности в части затрат диспетчерской группы на составление расписаний занятий, экзаменов, а также затраты деканата на печать бланков, экзаменационных ведомостей и затраты на проведение государственной итоговой аттестации. Остальные затраты бизнес-процессов ВПО, которые не вошли в затраты на качество в соответствии с моделью РАР, были отнесены к затратам составляющим стоимость качества.
Модель РАР утверждает, чем больше затраты организации на предупредительные и оценочные мероприятия, тем меньше затраты вследствие отказов. Затраты на предупреждение, в части разработки учебно-методических комплексов, тестов, модульно-рейтинговых технологий обучения, будут снижать внутренние затраты на пересдачу экзаменов (сокращение трудозатрат преподавателей с неуспевающими студентами, работы деканата по выписке экзаменационных листов на пересдачу). Следовательно, будут сокращаться затраты на внутренние отказы вследствие отчислений, поскольку студенты будут больше времени уделять самостоятельной работе, у них будут вырабатываться навыки самоконтроля, приучение к систематическим занятиям, а не «от сессии до сессии». Таким образом, по анализу внутренних отказов выделяется аспект эффективности - по образовательному процессу. Ежегодно вуз вкладывает большие средства на образование студентов, и если в конце учебного года студента отчисляют по разным причинам, значительная часть средств на образовательный процесс оказывается потраченной напрасно. Следовательно, эффективность образовательного процесса будет определяться по формуле
Стоимость образовательного _ Затраты вследствие
процесса отчисления студентов
----------------------------------------------------*100 %.
Стоимость образовательного процесса
Стоимость образовательного процесса рассчитана нами в стоимостной модели, затраты вследствие отчисления студентов будут представлять собой часть стоимости процесса на количество отчисленных студентов. Эффективность образовательного процесса для экономической специальности немного выше, чем технической специальности.
Таким образом нами разработаны экономические подходы по применению процессного подхода для оценки затрат на качество образовательной организации, и предлагается интеграция стоимостной модели и модели РАР [4].
1 Синькова, Н.Г. Оценка затрат на качество вуза - модель РАР и стоимостная модель / Н.Г. Синькова // «Оценка качества высшего образования: опыт, проблемы, перспективы»: сб. материалов международной научно-практической конференции. - Семипалатинск. - 2004. - С. 46-49.
2 Синькова, Н.Г. Расчет затрат горизонтальных процессов системы менеджмента качества вуза / Н.Г. Синькова // Современные аспекты экономики. -2005. - № 14 (81). - С. 80-90.
3 Синькова, Н.Г. Методические подходы к расчету затрат бизнес-процессов вуза / Н.Г. Синькова // «Качество образования: системы управления, достижения, проблемы»: сб. материалов VI международной научно-методической конференции. - Новосибирск: Новосибирский технический государственный университет, 2005. - С. 620-623.
4 Синькова, Н. Г. Методические подходы к расчету затрат бизнес-процессов вуза / Н.Г. Синькова // Экономика образования. - 2005. - № 5 (30). - С. 80-86.
Estimate of Costs of Educational Institution Quality N.G. Sinkova
Department “Quality Control and Mathematical Methods of Economics”,
Siberia State Technological University, Krasnoyarsk
Key words and phrases: cost model of the process; PAF model; quality control systems.
Abstract: For business processes of quality control system of higher educational institution cost model of quality costs estimate and the model of warning, evaluation and refusal are applied; mechanism of determining effectiveness of educational institution activity is proposed.
Einschatzung der Kosten auf die Qualitat der Ausbildungsorganisation
Zusammenfassung: Fur die Business-Prozesse des Systems des Managements der Qualitat der Hochschule sind das wertmassige Modell der Einschatzung der Kosten auf die Qualitat und das Modell der Warnung, der Einschatzung und der Absagen ver-wendet. Es ist der Mechanismus der Bestimmung der Effektivitat der Tatigkeit der Ausbildungsorganisation angeboten.
Evaluation des frais sur la qualite de l’organisation d’enseignement
Resume: Pour les business - processus des systemes du management de la qualite de l’etablissement de l’enseignement superieur sont appliques le modele de cout pour revaluation des frais sur la qualite et celui de la prevention, de revaluation et des refus; est propose le mecanisme de la definition de l’efficacite de l’activite de l’organisation d’enseignement.