ББК У9(2) - 94
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И КАЧЕСТВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ
Е.В. Нижегородов
Кафедра «Экономический анализ», ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко
Ключевые слова и фразы: институциональная среда; неофициальный институциональный резерв; официальный институциональный резерв.
Аннотация: Предложена методика оценки влияния официальных институциональных резервов на повышение качества жизни. Предложена методика оценки качества официальной институциональной среды.
Институты являются одним из ключевых факторов, формирующих определенное качество жизни. Это позволяет нам определить качество жизни как функцию от институциональной среды (1), сложившейся на нескольких взаимосвязанных уровнях: международном, национальном, региональном и местном
у = /(*1, *2, *3, ■■■, Хп), (1)
где у - определенный уровень качества жизни; х1 - институт 1; х2 - институт 2; х3 - инстиут 3; хп - институт п.
Выделяют два вида институциональных резервов: официальные, под которыми понимают нормативно-правовые акты, и неофициальные, под которыми понимают обычаи, традиции поведения.
Целесообразно при оценке степени влияния институциональных резервов на повышение качества жизни отделять их друг от друга, поскольку они разнородны.
Таким образом, (1) можно представить как результат взаимодействия официальных и неофициальных институциональных резервов
У = У1 + У2, (2)
где у - определенный уровень качества жизни; у1 - определенный уровень качест-
ва жизни, сформированный под влиянием официальных институциональных резервов; у2 - определенный уровень качества жизни, сформированный под влиянием неофициальных институциональных резервов.
Рассмотрим возможные способы оценки влияния официальных институциональных резервов на качество жизни. Влияние официального институционального резерва на качество жизни можно определить как разницу между качеством жизни до введения институционального резерва и качество жизни после его введения
Изм = у1 - у; (3)
Изм = (у1 - у)/у ■ 100 %, (4)
где Изм - результат влияния институционального резерва, выражающийся в изменении качества жизни населения; у1 = /(х, х1, х2, ..., хп, хп + 1) - состояние качества жизни после введения институционального резерва (нового института (уп + 1));
у = /(х1, х2, х3, ..., хп) - состояние качества жизни до введения институционального резерва (нового института).
Влияние нового институционального резерва на изменение качества жизни может проявляться в 3 формах:
1) введение институционального резерва может улучшить качество жизни, в этом случае разница между у1 и у будет положительной;
2) введение институционального резерва может не изменить качество жизни, в этом случае разница между у1 и у будет нулевой;
3) введение институционального резерва может ухудшить качество жизни, в этом случае разница между у1 и у будет отрицательной.
Помимо оценки степени влияния официальных институтов на качество жизни большую ценность также представляет оценка качества официальной институциональной среды. Качество официальной институциональной среды можно оценить с помощью формул (5) - (9).
Удельный вес, который занимают нормативно-правовые акты по качеству жизни в общем количестве нормативно-правовых актов, можно определить
К = А/А1 ■ 100 %, (5)
где А - количество нормативно-правовых актов по качеству жизни; А1 - общее количество нормативно-правовых актов; К - процент нормативно-правовых актов по качеству жизни в общем количестве нормативно правовых актов.
Чем выше значение коэффициента К, тем больший удельный вес в нормативно-правовых актах принадлежит нормативно-правовым актам по качеству жизни.
Следующая формула позволяет оценить средний вклад каждого официального институционального резерва в уровень качества жизни населения, сложившийся на определенный период времени
К1 = у/А, (6)
где у - определенный уровень качества жизни; А - количество нормативно-правовых актов по качеству жизни; К1 - средний вклад каждого из нормативно-
правовых актов в определенный уровень качества жизни.
Чем меньше значение коэффициента К1, тем эффективность официальной институциональной системы выше, поскольку это означает, что государственная и муниципальная власть может обеспечить определенный уровень качества жизни при наименьшем количестве нормативно-правовых актов по качеству жизни. В данном случае мы предполагаем, что каждый дополнительный нормативноправовой акт по качеству жизни, представляет собой дополнительные финансовые затраты и затраты времени, а это увеличивает финансовые расходы государственного бюджета.
Определить средний вклад нормативно-правовых актов для обеспечения определенного качества жизни можно по формуле
К2 = у/Аь (7)
где у - определенный уровень качества жизни; А1 - общее количество норматив-
но-правовых актов; К2 - средний вклад нормативно-правовых актов в обеспечение определенного уровня качества жизни.
Определим степень удовлетворенности населения нормативно-правовыми актами по качеству жизни
К3 = (Б1 + Б2 + Б3 + ... + Бп)/п, (8)
где Б1 - степень удовлетворенности населения нормативно-правовыми актами по
качеству жизни в определенной области жизнедеятельности (например, в области
здравоохранения); Бп - степень удовлетворенность населения нормативно-правовыми актами по качеству жизни в области жизнедеятельности п; п - количество областей жизнедеятельности, который берутся для анализа; К3 - степень удовлетворенности населения нормативно-правовыми актами по качеству жизни.
Таким образом, на основе сопоставления значений формул (5) - (8) можно определить общее качество официальной институциональной среды
К4 = (К + К1 + К2 + К3)/4. (9)
Сопоставляя индексы, полученные на основе формулы (9), можно определить динамику качества официальной институциональной среды.
Methods of Evaluating the Influence of Official Institutional Reserves on the Improvement of Living Standards and of Institutional Reserves Quality
E.V. Nizhegorodov
Department “Economic Analysis ”, TSTU
Key words and phrases: institutional media; official institutional reserve; unofficial institutional reserve.
Abstract: The methods of evaluating the influence of official institutional reserves on the improvement of living standards are proposed. The methods of evaluating the quality of official institutional media are proposed.
Methodik der Einschatzung des Einflusses der ofiziellen Institutionsreserven auf die Erhohung der Lebensqualitat und der Qualitat der Institutionsreserven
Zusammenfassung: Es ist die Methodik der Einschatzung des Einflusses der ofiziellen Institutionsreserven auf die Erhohung der Qualitat des Lebens angeboten. Es ist die Methodik der Einschatzung der Qualitat des offiziellen Institutionsmediums angeboten.
Methodes de revaluation de l’influence des reserves institutionnelles officielles sur l’augmentation de la qualite de vie et de la qualite des ressources institutionnels
Resume: Est donnee la methode de revaluation de l’influence des reserves institutionnelles officielles sur l’augmentation de la qualite de vie. Est proposee la methode de revaluation de la qualite du milieu institutionnel officiel.