Физиология
PHYSIOLOGY
DOI: 10.12731/wSD-2016-1-108-123 УДК 572.087
ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ, КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ
Кылосов А.А., Варфоломеева З.С., Стрелюк А.А.
Работа посвящена поиску связей между конституцией, показателями компонентного состава тела и физической подготовленности школьников подросткового возраста.
Теоретический анализ показал, что соматический тип конституции существенно влияет на особенности моторного развития индивида и рассматривается как прогностический показатель двигательных возможностей в практике физического воспитания и спортивной подготовки. Важное значение в получении объективного представления об индивидуальном виде человека имеет учет компонентного состава его тела. Наиболее оперативным и высокоинформативным методом его оценки является биоимпедансный анализ.
В исследовании приняли участие учащиеся 7-х классов общеобразовательной школы (n=24). Тип конституции испытуемых определялся с помощью индекса Рорера. Оценка компонентного состава тела проводилась с использованием аппаратно-программного комплекса КМ-АР-01 «Диамант» (реограф). Физическая подготовленность школьников оценивалась с помощью тестов «бег 30 м», «бег 1000 м», «прыжок
в длину с места». Сравнение независимых совокупностей производилось с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни для непарных данных. Гипотеза о взаимосвязи данных проверялась с помощью непараметрической корреляции Спирмена. Расчеты выполнялись в программе Statistica v10.0 (StatSoft).
Результаты исследования свидетельствуют о существенных ген-дерных различиях распределения испытуемых по типам телосложения и согласуются с литературными данными о тенденции большей астени-зации лиц женского пола. В ходе исследования в целом не было выявлено достоверно значимых взаимосвязей показателей телосложения и компонентного состава тела с уровнем физической подготовленности учащихся. Получены данные о существенной и достоверно значимой взаимосвязи значений индекса Рорера с показателями компонентного состава тела.
Ключевые слова: телосложение; компонентный состав тела; физическая подготовленность.
ASSESSMENT OF INTERRELATION OF INDEXES OF THE CONSTITUTION, CONTENT OF BODY COMPONENTS AND PHYSICAL READINESS OF SCHOOLCHILDREN IN THE AGE 13-14 YEARS
Kylosov A.A., Varfolomeeva Z.S., StrelyukA.A.
This article is devoted to the analysis of interrelation between constitution, content of body components and physical readiness of adolescents.
The theoretical analysis showed that the somatic type significantly influences motor development of the person. Besides, it is an indicator of a reserve of an athletic ability in practice ofphysical education and sports training. The accounting of content of body components of the person is important for obtaining objective data about an individual type of the person. The bioelectric impedance analysis is the most operational and high-informative method of an assessment of content of body components.
Schoolchildren of the 7th grades of secondary school (n=24) have taken part in the research. The assessment of somatic type of the adolescents was held by means of an index of Rorer. The analysis of content of body components it was carried out by means of a complex of hardware with the software «Diamant». Physical readiness of the adolescents was studied by means of motor tests. Also methods of mathematical statistics were used.
Results of research showed that essential gender distinctions exist and female persons decrease in body weight. Our research hasn't revealed significant interrelations between content of body components and physical readiness of the adolescents. Data on essential interrelation of an index of Rorer with indicators of content of body components of schoolchildren in the age 13-14 years were obtained.
Keywords: constitution; content of body components; physical readiness.
Введение
В связи с переходом отечественной системы общего образования на федеральные государственные образовательные стандарты актуализируется потребность в гуманистически ориентированной модели физического воспитания школьников, для которой характерно, в частности, создание максимально благоприятных условий для раскрытия их физических возможностей и развития тех свойств личности, которые необходимы для успешного самоопределения в жизни. Реальной предпосылкой для создания этих условий, по мнению специалистов, является соотнесение содержания учебного материала с индивидуальными особенностями обучающихся [1, 2].
В то время как уровень физического развития, физической подготовленности, соматического здоровья только частично отражают индивидуальные особенности, поскольку отличаются изменчивостью своих характеристик под воздействием внешних факторов [3], соматический тип конституции относится к числу тех показателей, которые вследствие генетической детерминации практически не изменяются
[4]. Более того, именно соматитип в значительной степени определяет особенности моторного развития индивида [5, 6] и, следовательно, может рассматриваться как прогностический показатель двигательных возможностей в практике физического воспитания и спортивной подготовки [7, 8].
Одним из центральных вопросов конституциональной антропологии на сегодня, по мнению специалистов, является поиск связей между различными системами признаков у человека [9, 10]. При этом подчеркивается, что объективность представления об индивидуальном виде человека возрастает при условии учета компонентного состава его тела [3, 11], который может быть изучен с помощью биоимпедансного анализа. В специальной литературе биоимпедансный анализ характеризуется как оперативный, неинвазивный и высокоинформативный метод [12-15].
Цель работы
Исследование было направлено на оценку взаимосвязи показателей телосложения, компонентного состава тела, реографии и физической подготовленности учащихся 13-14 лет.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось в период с сентября по ноябрь 2015 года. В эксперименте приняли участие учащиеся 7-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Череповца в количестве 24 человек (12 юношей и 12 девушек).
Тип конституции учащихся определялся с помощью индекса Рорера (ИР). При определении типов конституции учащихся мы опирались на позицию Р.В. Тамбовцевой и В.Ф. Воробьева, по мнению которых, в качестве разделительного признака для выделения крайних конституциональных вариантов целесообразно использовать выделение крайних квартилей выборки как представителей лептосомного (худые) и эуриосомного (полные) типов телосложения [16].
Оценка компонентного состава тела проводилась с использованием аппаратно-программного комплекса КМ-АР-01 «Диамант» (реограф). Запись производилась в утреннее время, в состоянии покоя, в положении лежа. Определялись значения следующих показателей: активная клеточная масса (АКМ, % от веса тела), жировая масса (ЖМ, % от веса тела), скелетная масса (СКМ, % от веса тела); объем крови (ОК, % от веса тела); ударный объем крови в покое (УОК, мл).
Физическая подготовленность испытуемых оценивалась с помощью тестов «бег 30 м», «бег 1000 м», «прыжок в длину с места».
Результаты расчетов были представлены как средняя арифметическая выборки (М) ± среднеквадратичное отклонение (s). Сравнение независимых (несвязанных) совокупностей производилось с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни для непарных данных. Гипотеза о взаимосвязи данных проверялась с помощью непараметрической корреляции Спирмена. Все расчеты были выполнены в программе Statistica v10.0 (StatSoft).
Результаты и их обсуждение
Результаты проведенной нами оценки телосложения обнаружили существенные гендерные различия распределения испытуемых по типам телосложения. Так, в группе лептосомных оказался лишь 1 юноша и 6 девушек, в то время как в группе эуриосомных, напротив, - 5 юношей и 3 девушки. По нашему мнению, подобные данные согласуются с результатами исследований, в которых указывается на повышение астенизации молодежи и увеличение числа подростков с пониженным ростом и весом, особенно из числа лиц женского пола [17, 18], и отмечается высокий процент юношей с избыточной массой тела среди школьников, проживающих в городских условиях [19].
Результаты корреляционного анализа представлены в таблицах 1-4 и на рисунках 1-3.
Как видно в таблице 1, при сравнении групп юношей и девушек по всем показателям нами были выявлены достоверные различия только в значениях ИР.
Таблица 1.
Сравнение исследуемых показателей в группах юношей и девушек
Меап ю Меап д s м s ж Rank Sum - м Rank Sum - ж р-уа1ие Valid N м Valid N ж
Рост, см 160,3 161,6 9,30 5,97 154,0 171,0 0,934 12 12
Вес, кг 53,7 47,5 11,13 7,56 182,0 143,0 0,165 12 12
ИР 13,1 11,2 1,72 1,58 200,0 125,0 0,017 12 12
УОК (мл) 71,0 78,1 15,01 12,05 136,5 188,5 0,301 12 12
30 м, с 5,6 5,8 0,34 0,27 107,5 168,5 0,139 12 12
1000 м, с 340,2 346,1 30,14 46,68 116,5 93,5 0,969 12 12
прыжок с места, см 166,6 158,7 14,11 15,63 130,5 122,5 0,322 12 12
АКМ % 55,7 53,2 4,09 2,57 189,0 136,0 0,077 12 12
ЖМ % 16,7 18,2 5,47 4,66 144,0 181,0 0,531 12 12
СКМ % 14,2 13,6 1,04 0,68 187,0 138,0 0,097 12 12
ОК % 6,6 6,7 0,51 0,67 146,0 179,0 0,605 12 12
По средневзвешенным значениям юноши имеют несколько больший вес при практически одинаковом с девушками росте и статистически подтвержденные более высокие показатели ИР. Средние значения физической подготовленности в группе юношей выше, чем у девушек, но не имеют достоверной разницы с ними. Средневзвешенные показатели компонентного состава тела имеют закономерные значения: выше процент мышечной и ниже жировой массы у юношей, по сравнению с девушками, однако также без статистически значимой разницы между группами.
В таблице 2 представлено сравнение исследуемых показателей в группах лептосомных и эуриосомных учащихся без учета их половой принадлежности.
Из таблицы видно, что группы достоверно различаются по весу и всем показателям компонентного состава тела. Эуриосомные учащиеся имеют достоверно более высокий вес, меньший процент мышечной, скелетной и больший процент жировой массы, меньший относительно веса объем крови по сравнению с лептосомными учащимися. Кроме этого, более близки к значениям достоверной значимости различия в ударном объеме крови - у лептосомных учащихся он несколько выше; а также показатели
физической подготовленности в беге на 1000 метров - лептосомные учащиеся показывают более высокие результаты.
Таблица 2.
Сравнение исследуемых показателей в группах лептосомных и эуриосомных учащихся (без учета половой принадлежности)
Mean л Mean э s л s э Rank Sum - л Rank Sum - э p-value Valid N л Valid N э
Рост 163,0 161,5 9,30 5,97 61,50 58,5 0,562 7 8
Вес 44,7 56,5 11,13 7,56 33,0 87,0 0,009 7 8
УОК(мл) 84,6 70,8 15,01 12,05 73,0 47,0 0,056 7 8
30м 5,6 5,8 0,34 0,27 41,5 78,5 0,105 7 8
1000м 325,0 354,3 30,14 46,68 29,0 62,0 0,074 7 8
прыжок с места 164,1 155,1 14,11 15,63 69,5 50,5 0,132 7 8
АКМ % 55,9 52,4 4,09 2,57 75,0 45,0 0,032 7 8
ЖМ % 14,8 20,4 5,47 4,66 37,0 83,0 0,032 7 8
СКМ % 14,4 13,4 1,04 0,68 75,0 45,0 0,032 7 8
ОК % 6,9 6,3 0,51 0,67 74,0 46,0 0,042 7 8
При проведении оценки взаимосвязи изучаемых показателей в общей группе учащихся нами был обнаружен ряд достоверно значимых зависимостей между значениями ИР и показателями компонентного состава тела (таблица 3).
Таблица 3.
Оценка взаимосвязи между значениями индекса Рорера и показателями компонентного состава тела
Valid - N Spearman - R t(N-2) p-value
ИР & УОК(мл) 24 -0,297807 -1,49612 0,148220
ИР & ОК (л) 24 0,346672 1,77250 0,089559
ИР & 30м 24 -0,050709 -0,23268 0,818264
ИР & 1000м 24 -0,070349 -0,29921 0,768209
ИР & прыжок с места 24 -0,090845 -0,40796 0,687640
ИР & АКМ % 24 -0,469321 -2,54894 0,017941
ИР & ЖМ % 24 0,718600 4,95566 0,000052
ИР & СКМ % 24 -0,500096 -2,76958 0,010905
ИР & ОК % 24 -0,773995 -5,86228 0,000006
В то время как в общей группе учащихся не было установлено взаимосвязи между показателями ИР и результатами оценки физической подготовленности, достоверно значимая связь была обнаружена между значениями ИР и всеми показателями компонентного состава тела. При этом в большей степени - с процентным содержанием крови (отрицательная связь) и жировой массы (положительная связь) (рис. 1, 2).
Рис. 1. Зависимость между значениями ИР с процентным содержанием объема крови
Рис. 2. Зависимость между значениями ИР с процентным содержанием жировой массы
В таблице 4 представлены результаты оценки взаимосвязи между показателями компонентного состава тела и результатами, показанными в тестах по физической подготовленности.
Таблица 4.
Оценка взаимосвязи между показателями компонентного состава тела и результатами выполнения тестов физической подготовленности
'УкШ - N Spearman - Я ^N-2) p-value
ОК % & 30м 24 -0,081015 -0,372483 0,713266
ОК % & 1000м 24 0,310898 1,387805 0,182138
ОК % & прыжок с места 24 0,161520 0,731950 0,472690
СКМ % & 30м 24 -0,405077 -2,03033 0,055179
СКМ % & 1000м 24 -0,317706 -1,42157 0,172248
СКМ % & прыжок с места 24 0,416158 2,04677 0,054049
Окончание табл. 4
ЖМ % & 30м 24 0,293246 1,40562 0,174461
ЖМ % & 1000м 24 0,035553 0,15093 0,881707
ЖМ % & прыжок с места 24 -0,351780 -1,68063 0,108387
АКМ % & 30м 24 -0,384699 -1,90989 0,069901
АКМ % & 1000м 24 -0,313924 -1,40278 0,177696
АКМ % & прыжок с места 24 0,428804 2,12273 0,046452
Показатели компонентного состава тела не имеют связи с результатами физической подготовленности, за исключением процентного содержания мышц - здесь наблюдается достоверная положительная взаимосвязь с результатами выполнения теста «прыжок в длину с места» (рис.3).
160 пр с мест
Рис. 3. Зависимость между процентным содержанием мышечной массы и результатами теста «прыжок с места»
Выводы. В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов. Во-первых, несмотря на различия в значениях индекса Роре-ра и процентного содержания отдельных компонентов тела (мышечной, жировой, скелетной массы), не установлены достоверно значимые взаимосвязи этих показателей с уровнем физической подготовленности учащихся. При этом стоит отметить несколько более низкие результаты
выполнения всех тестов физической подготовленности эуриосомными учащимися. По нашему мнению, в данном случае возможны следующие объяснения. С одной стороны, унифицированная учебная программа не позволяет учащимся лептосомного типа проявить свои способности во всей полноте. С другой стороны, несмотря на несколько сниженные средние по группе значения оценки физической подготовленности в группе эуриосомных школьников, в совокупности с отсутствием достоверных различий между этими группами можно говорить об отдельных случаях демонстрации высоких результатов в тестах физической подготовленности и учащимися, имеющими более полное телосложение.
Во-вторых, индекс Рорера, рассчитанный на основании показателей роста и веса, имеет существенную и достоверно значимую взаимосвязь с показателями компонентного состава тела. Этот факт, по нашему мнению, позволяет использовать данный индекс для косвенного определения компонентного состава тела при проведении более массовых обследований и невозможности использования реографического оборудования.
В-третьих, полученные нами средневзвешенные показатели компонентного состава тела в группах юношей и девушек, имея закономерные физиологические значения (более высокий процент мышечной и более низкий процент жировой массы у юношей, по сравнению с девушками), вступает в некоторое противоречие с количеством лептосомных и эури-осомных юношей и девушек, подчеркивая современную динамику большей астенизации лиц женского пола.
Список литературы
1. Абрамишвили Г.А., Карпов В.Ю., Добежин А.В., Овсянникова И.Н. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 9 (91). С. 7-14.
2. Ермаков В.А., Ермаков С.В. Основание и структура педагогической системы дифференцированного физического воспитания // Известия Туль-
ского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 1-2. С. 85-94.
3. Ashmore P.C. Role of physical anthropology in intermediate and secondary education. Am J Phys Antropol. 2005. № 41. P. 154-162.
4. Bouchard C., Malina R.M., Peruse L. Genetics of fitness and physical performance. Champaign, IL.: Human Kinetics, 1997. 400 p.
5. Жуков О.Ф., Левушкин С.П. Индивидуализация физической подготовки школьников 14-17 лет на основе учета особенностей телосложения // Современные проблемы науки и образования. 2007. №6. С.18-23. URL: www.science-education.ru/26-816 (дата обращения: 20.03.2015).
6. Зайцева В.В., Сонькин В.Д., Изаак С.И. Индивидуальный подход в физическом воспитании и его реализация на основе компьютерных технологий. - М.: Изд-во РГАФК, 1998.
7. Олейник Е.А., Дюсенова А.А. Соматотипологические и эндокринологические особенности спортсменок, занимающихся борьбой и боксом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 2 (96). C. 116-120.
8. Bompa T.O. Theory and methodology of training: the key to athletic performance. Oxford: Kendal Hunt Publishing, 1994. 246 р.
9. Сидорченко К.Н. Особенности полового созревания, физической подготовленности и работоспособности мальчиков 11-14 лет разных сомато-типов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2009. № 2. С. 140-149.
10. Тамбовцева Р.В. Взаимосвязь аэробной и анаэробной производительности с ростом костной, мышечной и жировой тканей у школьников 7-17 лет // Вестник спортивной науки. 2011. № 5. C. 29-34.
11. Грицинская В.Л., Галактионова М.Ю. Индивидуально-типологические особенности компонентного состава тела детей дошкольного возраста. Успехи современного естествознания. 2004. № 9 С. 23-25. URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13356 (дата обращения: 15.11.2015).
12. Чтецов В.П. Соматические типы и состав тела у мужчин и женщин: Авто-реф. дис. ...д-ра биол. наук. М., 1978. 40 с.
13. Мартиросов Э.Г., Николаев Д.В., Руднев С.Г. Технологии и методы определения состава тела человека. М.: Наука, 2006. 256 с.
14. Николаев Д.В., Смирнов А.В., Бобринская И.Г. и др. Биоимпедансный анализ состава тела человека. М.: Наука, 2009. 392 с.
15. Janssen I., Heymsfield S.B., Baumgartner R.N., et al. Estimation of skeletal muscle mass by bioelectrical impedance analysis. Am. J. Clin. Nutr. 2000. V.89, N.2. P. 465-471.
16. Segal K.R., Van Loan M., Fitzgerald P.I. et al. Lean body mass estimation by bioelectrical impedance analysis: a four- site cross-validation study. Am. J. Clin. Nutr. 1988. V.47, N.1. P.7-14.
17. Воробьев В.Ф. Оценка физического развития и физической подготовленности подгрупп девочек 11 лет, различающихся по значениям индекса Рорера. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 4. C. 19-21.
18. Егорычева Е.В., Мусина С.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодёжи. Современные исследования социальных проблем 2011. № 4 С. 1-6. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/47 egorycheva.pdf (дата обращения: 08.11.2015).
19. Моерчук В.И., Бортницкий В.С., Агеева Е.С. Качественная характеристика показателей массы тела у юношей и девушек, проживающих в республике Хакасия // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова 2014 г. №8. C. 65-67.
20. Гречкина Л.И., Карандашева В.О. Морфофункциональные особенности физического развития детей школьного возраста, проживающих в различных климатогеографических зонах Магаданской области // Вестник Северо-Восточного научного центра ДВО РАН 2011. № 4. С. 6-13.
References
1. Abramishvili G.I., Karpov V.Y., Dobezhin A.V., Ovsyannikova I.N. Differen-tsirovannoe fizicheskoe vospitanie uchashchikhsya mladshikh klassov na os-nove ucheta ikh tipologicheskikh osobennostey [Differentiated physical training of junior school pupils on the basis of the accounting of their typological features]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes University Lesgaft], 2012, no 9 (91), pp. 7-14.
2. Ermakov V.A., Ermakov S.V. Osnovanie i struktura pedagogicheskoy sistemy differentsirovannogo fizicheskogo vospitaniya [Foundation and structure of the educational system of differential physical education]. Izvestija Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [News of the Tula state university. Humanitarian sciences], 2012, no 1-2, pp. 85-94.
3. Ashmore P.C. Role of physical anthropology in intermediate and secondary education. Am JPhys Antropol. 2005. № 41. P. 154-162.
4. Bouchard C., Malina R.M., Peruse L. Genetics of fitness and physical performance. Champaign, IL.: Human Kinetics, 1997. 400 p.
5. Zhukov O.F., Levushkin S.P. Individualizatsiya fizicheskoy podgotovki shkol'nikov 14-17 let na osnove ucheta osobennostey teloslozheniya. [Individ-ualization of physical training of pupils at the age of 14-17 years on the basis of the features of the constitution]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovani-ya [Modern problems of science and education]. 2007, no 6, pp.18-23. http:// www.science-education.ru/26-816 (accessed March 20, 2015).
6. Zaytseva V.V., Son'kin V.D., Izaak S.I. Individual'nyy podkhod vfizicheskom vospitanii i ego realizatsiya na osnove komp'yuternykh tekhnologiy [Individual approach in physical training and its realization on the basis of computer technologies]. Moscow: RGAFK Publ., 1998.
7. Oleynik E.A., Dusenova A.A. Somatotipologicheskie i endokrinologicheskie osobennosti sportsmenok, zanimayushchikhsya bor'boy i boksom [Somato-typological and endocrinological peculiarities of female athletes who are engaged in wrestling]. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta [Scientific notes University Lesgaft], 2013, no 2 (96), pp. 116-120.
8. Bompa T.O. Theory and methodology of training: the key to athletic performance. Oxford: Kendal Hunt Publishing, 1994. 246 p.
9. Sidorchenko K.N. Osobennosti polovogo sozrevaniya, fizicheskoy podgot-ovlennosti i rabotosposobnosti mal'chikov 11-14 let raznykh somatotipov [Features of a puberty, physical readiness and work capacity of boys of 11-14 years different somatic type]. Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih spe-cial'nostej [Physical education of the student of creative specialties], 2009, no 2, pp. 140-149.
10. Tambovtseva R.V. Vzaimosvyaz' aerobnoy i anaerobnoy proizvoditel'nosti s rostom kostnoy, myshechnoy i zhirovoy tkaney u shkol'nikov 7-17 let [Interrelation of aerobic and anaerobic performance with increasing bone, muscle and adipose tissue in schoolchildren 7-17]. Vestnik sportivnoy nauki [Journal of Sports Science], 2011, no. 5, pp. 29-34.
11. Gritzinskaya V.L. Galaktionova M.Yu. Individual'no-tipologicheskie osobennosti komponentnogo sostava tela detey doshkol'nogo vozrasta. [Individual tipological properties of the content of body components in children of preschool age]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Advances in current natural sciences], 2004, no. 9, pp. 23-25. http://www.natural-sciences.ru/ru/ article/view?id=13356 (accessed November 15, 2015).
12. Chtetsov V. P. Somaticheskie tipy i sostav tela u muzhchin i zhenshchin [Somatic types and structure of a body at men and women]: Avtoref. dis. ... d-ra biol. nauk. Moscow, 1978. 40 p.
13. Martirosov E.G., Nikolaev D.V., Rudnev S.G. Tekhnologii i metody opredele-niya sostava tela cheloveka [Technologies and methods of human body composition assessment]. Moscow: Nauka Publ., 2006. 256 p.
14. Nikolaev D.V., Smirnov A.V., Bobrinskaya I.G., Rudnev S.G. Bioimpedansnyy analiz sostava tela cheloveka [Bioelectric impedance analysis of human body composition]. Moscow: Nauka Publ., 2009. 392 p.
15. Janssen I., Heymsfield S.B., Baumgartner R.N., et al. Estimation of skeletal muscle mass by bioelectrical impedance analysis. Am. J. Clin. Nutr. 2000. V.89, N.2. P.465-471.
16. Segal K.R., Van Loan M., Fitzgerald P.I. et al. Lean body mass estimation by bioelectrical impedance analysis: a four- site cross-validation study. Am. J. Clin. Nutr. 1988. V.47, N.1. P.7-14.
17. Vorob'ev V.F. Otsenka fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennos-ti podgrupp devochek 11 let, razlichayushchikhsya po znacheniyam indeksa Rorera [Assessment of physical development and physical fitness of subgroups of girls of 11 years differing on values of an index of Rorer]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: up bringing, education, training], 2008, no 4, pp. 19-21.
18. Egorycheva E.V., Musina S.V. Issledovanie otkloneniy massy tela u sovre-mennoy studencheskoy molodezhi [Study of deviations bodi weight in today's college students]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems], 2011, no. 4, pp. 1-6. http://sisp.nkras.ru/is-sues/2011/4/egorycheva.pdf (accessed November 08, 2015).
19. Moerchuk V.I., Bortnizkiy V.S., Ageeva E.S. Kachestvennaya kharakteristika po-kazateley massy tela u yunoshey i devushek, prozhivayushchikh v respublike Kha-kasiya [Characteristic of body weight indicators of the young men and women of Khakassia] Vestnik Khakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katano-va [Bulletin of the Katanov Khakass State University], 2014, no. 8, pp. 65-67.
20. Grechkina L.I., Karandasheva V.O. Morfofunktsional'nye osobennosti fizich-eskogo razvitiya detey shkol'nogo vozrasta, prozhivayushchikh v razlichnykh klimatogeograficheskikh zonakh Magadanskoy oblasti [The Physical Development Morphostructural Profiles in Schoolchildren Residing in Different Climatic and Geographic Areas of Magadan Region]. Vestnik Severo-Vostochnogo nauchnogo tsentra DVO RAN [Bulletin of the North-East Scientific Center, Russia Academy of Sciences Far East Branch], 2011, no. 4, pp. 6-13.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Кылосов Андрей Анатольевич, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, кандидат биологических наук
Череповецкий государственный университет
пр. Луначарского, 5, Череповец, 162600, Российская Федерация
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9411-1782
ORCID: 0000-0003-2313-9024
ResearcherlD: 0-2625-2015
Варфоломеева Зоя Семеновна, декан факультета биологии и здоровья человека, кандидат педагогических наук, доцент Череповецкий государственный университет пр. Луначарского, 5, Череповец, 162600, Российская Федерация
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7872-9555
ORCID: 0000-0002-1331-5963
Стрелюк Антон Анатольевич, магистрант II курса Череповецкий государственный университет пр. Луначарского, 5, Череповец, 162600, Россия [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Kylosov Andrey Anatolyevich, Head of the Department of the Theory and Technique of Physical Culture and Sport, PhD Equivalent in Biological Sciences
Cherepovets State University
5, Lunacharsky av., Cherepovets, 162600, Russian Federation [email protected]
Varfolomeeva Zoya Semenovna, Dean of the Faculty of Biology and Human Health, PhD Equivalent in Pedagogical Sciences, Associate Professor
Cherepovets State University
5, Lunacharsky av., Cherepovets, 162600, Russian Federation [email protected]
Strelyuk Anton Anatolyevich, Student
Cherepovets State University
5, Lunacharsky av., Cherepovets, 162600, Russian Federation [email protected]