Научная статья на тему 'Анализ антропометрических показателей учащихся профессионально-технического учебного заведения сферы обслуживания'

Анализ антропометрических показателей учащихся профессионально-технического учебного заведения сферы обслуживания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
850
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ (ЭГК) / CHEST EXCURSION / ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ / CONSTITUTION / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ANTHROPOMETRIC INDICATORS / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Засека М.В.

Рассмотрены различия в показателях физического развития юношей и девушек, обучающихся в профессионально-техническом учебном заведении. В исследовании приняли участие 30 юношей и 16 девушек 14-16 лет, учащиеся 1 курса торгово-экономического колледжа, г. Ялта. Проанализированы конституционные особенности учащихся колледжа. выявлены с помощью научно-методической литературы существующие методы оценки типа телосложения. Найдены достоверные различия между юношами и девушками в показателях роста стоя (р<0,001) и экскурсии грудной клетки (р<0,01). Определен тип телосложения учащихся по индексу Пинье, который указывает, что чаще всего как у юношей, так и у девушек встречается средний и очень крепкий типы телосложения. Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела, окружности грудной клетки) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватность питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний. Рассмотрено, что на физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом. Многообразие подходов в понимании норм физической подготовленности, норм физического развития и физического здоровья, определение понятия индивидуальных норм и их содержания требует проведения существенной разъяснительной работы, направленной на конкретизацию этих понятий и разработку системы контроля за состоянием здоровья и здорового образа жизни учащихся профессионально-технических учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Засека М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ANTHROPOMETRIC INDICATORS OF STUDENTS IN PROFESSIONAL TECHNICAL SCHOOLS OF SERVICE INDUSTRY

Their maintenance require significant awareness-raising work aimed at clarifying these concepts and the development of control systems for health and healthy lifestyle of students of professional educational institutions. The differences in physical development among boys and girls of professional school. The study involved 30 boys and 16 girls (14-16 years old first-year students of the Yalta Trade and Economic College. Constitutional peculiarities of College students were analyzed. Existing methods of body type evaluation were identified through scientifically-methodical literature. Found significant indicators differences between boys and girls the growth standing (p<0,001) and chest excursion (p<0,01). The somatotype was defined by Pine index, which indicates that most of young men and girls has medium and very sturdy body types. The changes in the main anthropometric indicators (length and body weight, chest circumference) is the basis for the statement of a wide range of adverse effects both external (inadequate nutrition and mode of life), and internal character, in particular a variety of chronic diseases. It is considered that physical development is influenced by heredity, environment, socio-economic factors, conditions of work and life, nutrition, physical activity, playing sports. The diversity of approaches in understanding the norms of physical preparedness, standards of physical development and physical health, the definition of individual rules and

Текст научной работы на тему «Анализ антропометрических показателей учащихся профессионально-технического учебного заведения сферы обслуживания»

УДК 572.087-057.33

анализ антропометрических показателей учащихся профессионально-технического учебного заведения сферы обслуживания

М. В. Засека, ассистент,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта.

Контактная информация для переписки: 298612, Россия, Республика Крым, г. Ялта, ул. Дзержинского, 22, кв. 4. zagagylinaa@mail.ru

Рассмотрены различия в показателях физического развития юношей и девушек, обучающихся в профессионально-техническом учебном заведении. В исследовании приняли участие 30 юношей и 16 девушек 14-16 лет, учащиеся 1 курса торгово-экономического колледжа, г. Ялта. Проанализированы конституционные особенности учащихся колледжа. выявлены с помощью научно-методической литературы существующие методы оценки типа телосложения. Найдены достоверные различия между юношами и девушками в показателях роста стоя (р<0,001) и экскурсии грудной клетки (р<0,01). Определен тип телосложения учащихся по индексу Пинье, который указывает, что чаще всего как у юношей, так и у девушек встречается средний и очень крепкий типы телосложения. Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела, окружности грудной клетки) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватность питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний. Рассмотрено, что на физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом. Многообразие подходов в понимании норм физической подготовленности, норм физического развития и физического здоровья, определение понятия индивидуальных норм и их содержания требует проведения существенной разъяснительной работы, направленной на конкретизацию этих понятий и разработку системы контроля за состо-

янием здоровья и здорового образа жизни учащихся профессионально-технических учебных заведений.

Ключевые слова: экскурсия грудной клетки (ЭГК); телосложение; физическое развитие; антропометрические показатели; сравнительный анализ.

Введение. Наступило время нового качественного подхода к физическому воспитанию в учебных заведениях, который отвечал бы существующему уровню здоровья подростков с учетом индивидуальной двигательной подготовленности. Современная система организации физического воспитания требует дифференциации учащихся по уровню их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности, а в пределах разделенных групп - установления доступных границ выполнения нормативных заданий. Отсутствие исследований по определению двигательной подготовленности учащихся с учётом их морфофункциональных особенностей существенно снижает эффективность задач физического воспитания. Конституционные особенности человека определяются рядом факторов. Из них в первую очередь следует отметить наследственные факторы и факторы, которые человек приобретает на протяжении жизни. Из факторов, которые влияют на особенности телосложения, необходимо указать социальные условия, питание, перенесенные болезни, условия работы, занятия спортом [1, с. 308; 2, с. 526; 3, с. 190; 4, с. 133-148].

Наиболее распространенным и доступным широкой практике способом оценки пропорций тела человека является метод индексов. Он позволяет с помощью простых вычислений охарактеризовать соотношение частей тела. Как правило, величина меньшего размера выражается в процентах большего.

По сочетанию различных индексов выделются три основных типа пропорций тела, по П. Башкирову:

1) долихоморфный - длинные ноги, короткое и узкое туловище;

2) брахиморфный - короткие ноги, длинное и широкое туловище;

3) мезоморфный - средний вариант размеров тела.

Размеры частей тела рассчитываются относительно

длины тела в % [5, с. 340].

Так, И. Б. Талант в 1927 г. ввел классификацию конституции телосложения женщин, выделив три группы типов, различающиеся не только по морфологическим, но и по психофизиологическим особенностям. Автор представил основные признаки конституциональных типов и объединил их в три группы: лептосомная, ме-зосомная и мегалосомная конституция [7].

В оценке физического развития находят широкое применение соматотипические характеристики, но до настоявшего времени продолжают использоваться методы оценки, которые практически не дают необходимой информации о физическом развитии. К их числу относятся методики У. Шелдона [1], В. Г. Штефко, А. Д. Островского [2, с. 526], В. В. Бунака.

Профессор Гарвадского университета Уильям Шел-дон разработал научные основы соматотипирования, выделив 5 типов телосложения женщин, которые свидетельствуют об определенной предрасположенности к той или иной болезни [9].

Для точной сравнительной характеристики пропорций тела необходимо учитывать существующие морфо-генетические корреляции роста различных его частей.

Используя корреляционный и регрессионный анализ размеров тела и опираясь на невысокую корреляцию поперечных размеров туловища с длиной конечностей, В. В. Бунак разработал типологию пропорций тела, состоящую из 9 основных вариантов [6, с. 46].

На сегодняшний день существуют многочисленные модификации соматотипирования, например М. В. Черноруцкого, традиционно применяемые в медицинской практике. Для обозначения конституционных типов автор выделил астенический, нормостенический, гиперстенический типы.

Французский врач Пинье определил свою систему классификации типов телосложения человека, предложив формулу, исходя из показателей которой классифицировал 6 типов телосложения человека [8].

Пропорции тела, выявленные с помощью индексов, могут сравниваться лишь при сходной длине тела. Если же между сравниваемыми индивидами (или группами) различия по обшей длине тела значительны, то метод индексов не позволяет судить с достаточной точностью

0 существующих различиях в пропорциях тела, так как природа индекса не учитывает зависимости входящих в него размеров тела от его общей величины. Известно, что с увеличением длины тела человека длина ног увеличивается относительно быстрее, а продольные и поперечные размеры туловища медленнее. В результате люди более высокорослые, независимо от принадлежности к тому или иному типу пропорций тела, окажутся относительно более длинноногими, с более коротким и узким туловищем, и наоборот.

Цель исследования: определить тип телосложения юношей и девушек - учащихся Ялтинского торгово-экономического колледжа.

Задачи исследования:

1. На основании анализа научно-исследовательской литературы изучить теоретические аспекты особенностей строения тела и типов телосложения.

2. Выявить антропометрические показатели юношей и девушек - учащихся колледжа.

3. Определить тип телосложения юношей и девушек по индексу Пинье.

Методика исследований. В исследовании приняли участие 30 юношей и 16 девушек 14-16 лет - учащиеся

1 курса торгово-экономического колледжа, г. Ялта.

Проанализированы антропометрические измерения, такие как: длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки на вдохе и выдохе. По результатам антропометрических измерений были проведены расчеты весоростового индекса и экскурсии грудной клетки, определен тип телосложения юношей и девушек по индексу Пинье.

Результаты исследования. Показатели антропометрических измерений приведены в таблице.

Группы 1 курс

юноши (п =30) девушки (п =16) t Р

показатели О ±т

Длина тела стоя (см) 175,71±0,93 164,00±1,32 7,21 <0,001

Длина тела сидя (см) 96,89±0,96 94,1±1,27 1,69 >0,05

Вес (кг) 63,52±1,31 62,48±3,41 0,28 >0,05

Весоростовой индекс (кг/см) 0,35±0,00 0,36±0,01 0,65 >0,05

Окружность грудной клетки на вдохе 91,67±0,91 93,87±1,89 1,04 >0,05

Окружность грудной клетки на выдохе 83,82±0,81 88,43±2,17 1,99 >0,05

Экскурсия грудной клетки 7,85±0,54 5,20±0,53 3,46 <0,01

Таблица

Антропометрические показатели юношей и девушек - учащихся 1 курса профессионально-технического

учебного заведения

№1 I 2016

41

1. Очень крепкий тип.

2. Крепкий тип.

3. Средний тип.

4. Хороший тип.

5. Слабый тип.

6. Очень слабый тип.

Рис. Показатели крепости по индексу Пинье у юношей и девушек

Из данных таблицы видно, что показатели роста тела стоя у юношей выше, чем у девушек на 11,7 см. Сравнительный анализ результатов между юношами и девушками указывает на достоверные различия в данном показателе (р<0,001).

По результатам исследования показателей роста тела сидя выявлено, что длина тела юношей превышает длину тела девушек на 2,79 см. Однако достоверных различий между юношами и девушками в показателях длины тела сидя не выявлено (р>0,05).

Масса тела юношей на 1,04 кг превышает массу тела девушек. Сравнивая результаты между юношами и девушками в показателях веса, достоверных различий не обнаружено (р>0,05).

По данным весоростового индекса выше показатель у девушек, разница составляет 0,01 кг/см. Сравнительный анализ результатов между юношами и девушками в показателях весоростового индекса не выявил достоверных различий (р>0,05).

При измерении окружности грудной клетки на вдохе показатели выше у девушек, он превышает таковой у юношей на 2,2 см. Однако сравнительный анализ результатов показателей окружности грудной клетки между юношами и девушками достоверных различий не обнаружил (р>0,05). Показатель окружности грудной клетки на выдохе также выше у девушек на 4,61 см. При этом также достоверных различий в данном показателе не выявлено (р>0,05).

Расчет экскурсии грудной клетки показал, что выше результаты у юношей на 2,65 см. Сравнительный анализ результатов между юношами и девушками в показателях экскурсии грудной клетки выявил достоверные различия (р<0,01).

При анализе антропометрических показателей был проведен расчет крепости телосложения по индексу Пинье. Данные приведены в рисунке.

Из рисунка мы видим, что к очень крепкому типу телосложения относится 31,25 % девушек, а юношей 13,33 %. К крепкому типу телосложения относится также больше девушек, их 25 % от общего количества. При этом у юношей крепкого телосложения показа-

тель составил 16,66 %. Большое количество девушек относится к среднему типу телосложения, такой показатель составил 31,25 %. У юношей к среднему типу телосложения относится 26,66 % от общего количества юношей. Хороший тип телосложения выше у юношей -20 %, у девушек данный тип телосложения составил всего 6,25 %. К слабому типу относится 6,69 % юношей и 6,25 % девушек. К очень слабому типу телосложения относится 16,66 % юношей, а у девушек данный тип телосложения отсутствует.

Выводы:

1. Анализ научно-методической литературы показывает, что проблема изучения особенностей строения как мужского, так и женского организма остается актуальной и требует решения ряда вопросов, среди которых - подбор наиболее эффективных критериев оценки телосложения.

2. Данные исследования антропометрических показателей у юношей и девушек 14-16 лет ПТУЗ позволили установить уровень их физического развития. Так, показатели длины тела стоя колеблются от 164,00±1,32 до 175,71 ±0,93 см; при этом результат в данном показателе выше у юношей; показатель длины тела сидя колеблется от 94,1±1,27 до 96,89±0,96 см, выше результат у юношей. Показатель массы тела колеблется от 62,48±3,41 до 63,52 кг. Так, результат в данном показателе выше у юношей; весоростовой индекс колеблется от 0,35±0,00 до 0,36±0,01 кг/см, в данном показателе выше результат у девушек. Анализируя показатели окружности грудной клетки на вдохе, было выявлено, что результаты колеблются от 91,67±0,91 до 93,87±1,89 см, при этом выше результат у девушек. Результаты окружности грудной клетки на выдохе у юношей и девушек колеблются от 83,82±0,81 до 88,43±2,17 см; выше результат в данном показателе также был выявлен у девушек. Показатели экскурсии грудной клетки колеблются от 5,20±7,85 до 7,85±0,54 см, при этом он выше у юношей.

3. При определении типа телосложения по индексу Пинье было установлено:

• очень крепкий тип телосложения преобладает

у девушек по сравнению с юношами на 17,92 %;

• крепкий тип телосложения преобладает у девушек по сравнению с юношами на 8,34 %;

• средний тип телосложения преобладает у девушек по сравнению с юношами на 4,59 %;

• хороший тип телосложения преобладает у юношей по сравнению с девушками на 13,75 %;

• слабый тип телосложения преобладает у юношей по сравнению с девушками на 0,41 %;

• очень слабый тип телосложения у девушек отсутствует, а у юношей составляет 16,6 %.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агаджанян Н. А. Экология, здоровье, спорт / Н. А. Агаджанян, Ю. А. Полотайко. - Ивано-Франковск; М.: Плай, 2002. - С. 308.

2. Агаджанян Н. А. Физиология человека / Н. А. Агаджанян, Л. З. Тель, В. И. Циркин. - М.: Мед. Книга; Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. - 526 с.

3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье человека / Н. М. Амосов - М.: Молодая Гвардия, 1983. - 190 с.

4. Антропова М. В. Морфофункциональные критерии готовности ребенка к обучению в школе / М. В. Антропова, С. П. Ефимова, О. В. Лосева // Биологический возраст и возрастная периодизация. - М., 1978. -С. 133-148.

5. Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека / П. Н. Башкиров. - М., 1962. - 340 с.

6. Бунак В. В. Антропометрия: практический курс / В. В. Бунак - М.,1941. - С. 46.

7. http://www.ozdorovis.ru/readarticle.php7article_ id=148

8. http://visualrheumatology.ru/proportsii-tela-i-konstitutsionnyie-tip.html

9. http://visualrheumatology.ru/proportsii-tela-i-konstitutsionnyie-tip.html

analysis of anthropometric indicators of students in professional technical schools of service industry

M. Zaseka, Assistant, Humanitarian-Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Autonomous Institution of Higher Education «Crimea Federal University named after V. I. Vernadskiy», Yalta Contact information for correspondence: 298612 Russia, Republic of Crimea, Yalta, 22 Dzerzhinskogo st. office 4 zagagylinaa@mail.ru

The differences in physical development among boys and girls of professional school. The study involved 30 boys and 16 girls (14-16 years old first-year students of the Yalta Trade and Economic College. Constitutional peculiarities of College students were analyzed. Existing methods of body type evaluation were identified through scientifically-methodical literature. Found significant indicators differences between boys and girls the growth standing (p<0,001) and chest excursion (p<0,01). The somatotype was defined by Pine index, which indicates that most of young men and girls has medium and very sturdy body types. The changes in the main anthropometric indicators (length and body weight, chest circumference) is the basis for the statement of a wide range of adverse effects both external (inadequate nutrition and mode of life), and internal character, in particular a variety of chronic diseases. It is considered that physical development is influenced by heredity, environment, socio-economic factors, conditions of work and life, nutrition, physical activity, playing sports. The diversity of approaches in understanding the norms of physical preparedness, standards of physical development and physical health, the definition of individual rules and

their maintenance require significant awareness-raising work aimed at clarifying these concepts and the development of control systems for health and healthy lifestyle of students of professional educational institutions.

Keywords. Chest excursion, constitution, physical development, anthropometric indicators, comparative analysis.

References

1. Agadzhanian N. A. Ekologiia, zdorov'e, sport [Ekologiia, zdorov'e, sport], 2002, 308 p.

2. Agadzhanian N.A., Tel' L.Z., Tsirkin V.I. Fiziologiia chelove-ka [M.: Med. Kniga]. N. Novgorod, Izd-vo NGMA, 2001, 526 p.

3. Amosov N.M. Razdum'ia o zdorov'e cheloveka [Mol. Gvardiia], 1983, 190 p.

4. Antropova M.V., Efimova S.P, Loseva O.V. Morfo-funktsional'nye kriterii gotovnosti rebenka k obucheniiu v shkole [Biologicheskii vozrast i vozrastnaia periodizat-siia]. 1978, pp. 133-148.

5. Bashkirov P. N. Uchenie o fizicheskom razvitii cheloveka, 1962, 340 p.

6. Bunak V.V. Antropometriia [Prakticheskii kurs ]. 1941, 46 p.

№1 l 2016

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.