Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С УЧИТЕЛЯМИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОЦЕНКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С УЧИТЕЛЯМИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМФОРТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ / КОНФЛИКТЫ / УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ШКОЛЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / COMFORT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL SECURITY / HIGH SCHOOL STUDENTS / ASSESSMENT OF RELATIONS WITH TEACHERS / CONFLICTS / CONDITIONS OF SOCIALIZATION IN SCHOOL / PSYCHOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

Формирование комфортной образовательной среды является актуальной проблемой для современной науки и практики. Ее решение зависит от системы факторов, которые являются предметом междисциплинарных исследований. В статье проведен анализ научных публикаций по изучению факторов психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Сделан вывод о том, что современные исследователи рассматривают психологическую безопасность образовательной среды как важное условие успешной социализации подрастающих поколений. Задачи ее формирования требуют комплексного подхода. Он включает повышение психологической компетентности педагогов, развитие навыком проектирования факторов, обеспечивающих эффективные взаимоотношения участников образовательного процесса. Действенным инструментом управления комфортностью образовательной среды выступает социологический мониторинг. В статье представлены результаты социологических исследований, проведенных в Тольятти в 2006, 2009 и 2017 г.г. по оценке старшеклассниками отношений с педагогами. Результаты показывают, что количество школьников, которые оценивают отношения с учителями как доброжелательные и доверительные, увеличилось в 2017 году по сравнению с 2006 годом. Результаты исследования свидетельствуют о низком уровне конфликтности между учениками и педагогами. Однако взаимоотношения школьников с учителями нуждаются в совершенствовании в направлении повышения уровня психологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RELATIONSHIP OF PUPILS WITH TEACHERS AS AN INDICATOR OF COMFORT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The formation of a comfortable educational environment is an urgent problem for modern science and practice. Its solution depends on a system of factors that are the subject of interdisciplinary research. The article analyzes scientific publications on the study of factors of psychologically comfortable and safe educational environment. It is concluded that modern researchers consider the psychological security of the educational environment as an important condition for successful socialization of younger generations. The tasks of its formation require a comprehensive approach. It includes improving the psychological competence of teachers, developing the skills of designing factors that ensure effective relationships between participants in the educational process. Sociological monitoring is an effective tool for managing the comfort of the educational environment. The article presents the results of sociological research conducted in Togliatti in 2006, 2009 and 2017 on the assessment of high school students ' relations with teachers. The results show that the number of students who rate relationships with teachers as friendly and trusting increased in 2017 compared to 2006. The results of the study indicate a low level of conflict between students and teachers. However, the relationship between students and teachers needs to be improved in the direction of increasing the level of psychological culture.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С УЧИТЕЛЯМИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Tsvetkova Irina Victorovna ASSESSMENT OF RELATIONSHIP ..

sociological sciences

УДК 316.776.4

DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0026

ОЦЕНКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С УЧИТЕЛЯМИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© 2020

Author ID:469291

SPIN-код: 4589-0634

ORCID: 0000-0002-3433-328X

Цветкова Ирина Викторовна, доктор философских наук, доцент кафедры «История и философия» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: i.tsvetkova2@tltsu.ru)

Аннотация. Формирование комфортной образовательной среды является актуальной проблемой для современной науки и практики. Ее решение зависит от системы факторов, которые являются предметом междисциплинарных исследований. В статье проведен анализ научных публикаций по изучению факторов психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Сделан вывод о том, что современные исследователи рассматривают психологическую безопасность образовательной среды как важное условие успешной социализации подрастающих поколений. Задачи ее формирования требуют комплексного подхода. Он включает повышение психологической компетентности педагогов, развитие навыком проектирования факторов, обеспечивающих эффективные взаимоотношения участников образовательного процесса. Действенным инструментом управления комфортностью образовательной среды выступает социологический мониторинг. В статье представлены результаты социологических исследований, проведенных в Тольятти в 2006, 2009 и 2017 г.г. по оценке старшеклассниками отношений с педагогами. Результаты показывают, что количество школьников, которые оценивают отношения с учителями как доброжелательные и доверительные, увеличилось в 2017 году по сравнению с 2006 годом. Результаты исследования свидетельствуют о низком уровне конфликтности между учениками и педагогами. Однако взаимоотношения школьников с учителями нуждаются в совершенствовании в направлении повышения уровня психологической культуры.

Ключевые слова: комфортность образовательной среды, психологическая безопасность, старшеклассники, оценка отношений с учителями, конфликты, условия социализации в школе, психологическая культура.

ASSESSMENT OF RELATIONSHIP OF PUPILS WITH TEACHERS AS AN INDICATOR OF COMFORT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© 2020

Tsvetkova Irina Victorovna, doctor of philosophy, associate Professor of the Department of History and philosophy Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str., 14, e-mail: i.tsvetkova2@tltsu.ru)

Abstract. The formation of a comfortable educational environment is an urgent problem for modern science and practice. Its solution depends on a system of factors that are the subject of interdisciplinary research. The article analyzes scientific publications on the study of factors of psychologically comfortable and safe educational environment. It is concluded that modern researchers consider the psychological security of the educational environment as an important condition for successful socialization of younger generations. The tasks of its formation require a comprehensive approach. It includes improving the psychological competence of teachers, developing the skills of designing factors that ensure effective relationships between participants in the educational process. Sociological monitoring is an effective tool for managing the comfort of the educational environment. The article presents the results of sociological research conducted in Togliatti in 2006, 2009 and 2017 on the assessment of high school students ' relations with teachers. The results show that the number of students who rate relationships with teachers as friendly and trusting increased in 2017 compared to 2006. The results of the study indicate a low level of conflict between students and teachers. However, the relationship between students and teachers needs to be improved in the direction of increasing the level of psychological culture.

Keywords: comfort of the educational environment, psychological security, high school students, assessment of relations with teachers, conflicts, conditions of socialization in school, psychological culture.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование комфортной образовательной среды в образовательном учреждении является важным условием успешной социализации подрастающих поколений. Эта проблема является комплексной и находит отражение в публикациях по педагогике, психологии, социологии. В педагогике формирование комфортной образовательной среды рассматриваются позиций требований ФГОС, а также компетентностного подхода [1].

Многие исследователи отмечают, что современный педагог в условиях реализации ФГОС должен обладать навыками проектирования безопасной образовательной среды [2, 3, 4]. В основе проектирования находится представление о факторах, которые влияют на удовлетворенность пребывания ученика в школе, исходя из его базовых потребностей.

Благоприятные психологические условия в образовательном учреждении выступают важным условием социализации детей, развития их способностей, выявления творческих наклонностей[5].

Обзор литературы

В работе Ефимовой М.М., Диденко В.Н. проведен анализ теоретических оснований анализа понятия

«психологически комфортная образовательная среда». Авторы выделяют ряд критериев, характеризующих психологически безопасную и комфортную образовательную среду. Данные критерии включают условия по сохранению психологического здоровья, развития личности, защиты от психологического насилия, предотвращение угроз, связанных с негативным психологическим воздействием [6].

Шенцова О.М. определяет образовательную среду как условия формирования личности через воздействие социального окружения и предметно-пространственных факторов. Автор считает, что образовательная среда оказывает влияние на интерес учеников к учебе [7].

Образовательная среда может препятствовать эффективному обучению различных групп школьников. Исследователи выделяют факторы, снижающие учебную мотивацию, препятствующие желание приходить в школу. В частности, они связаны с тем, что педагоги, не объясняют материал доступно, не стремятся к тому, чтобы конструктивно выстроить диалог с учениками[8].

Группа исследователей во гласе с И.С. Самохиным отмечают, что важнейшими показателями обучения выступает его результативность и успешность. Авторы

114

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

социологические науки

Цветкова Ирина Викторовна ОЦЕНКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ...

предлагают методику, личностного развития учеников, которая учитывает их эмоциональное состояние в процессе изучения того или иного предмета, склонности и способности учеников. Таким образом, психологический комфорт обучения достигается за счет получения максимально высоких результатов на основе высокой заинтересованности учеников[9].

Сивкова С.В. отмечает, что комфортная образовательная среда является психологически безопасной. Это означает, что она способствует личностному развитию участников образовательного процесса и снижает риски получения психологических травм. Важными критериями психологически комфортной среды является удовлетворенность участников взаимоотношениями, а также исключение психологического насилия[10].

Комфортная образовательная среда защищает субъектов от психологической агрессии, которая может нанести психологические травмы, как отмечает Чернова А.В[11]. Автор отмечает широкое распространение таких явлений как буллинг и моббинг. Данные феномены являются проявлением вербальной или физической агрессии, направленной против отдельных индивидов, которые не могут защитить себя от нападок. Безопасная образовательная среда исключает агрессию во взаимоотношениях между субъектами, она основывается на доверии между субъектами взаимодействий.

Психологические навыки разрешения и предотвращения межличностных конфликтов, важны особенно при общении со школьниками подросткового возраста, считает А.Э. Конькова. Педагоги должны владеть методиками профилактики конфликтов, обучать школьников эффективным способам общения, взаимодействия в группе [12]. Эти навыки нужны также для повышения конкурентоспособности современных педагогов.

Важным условием обеспечения комфортной образовательной среды выступает умение участников образовательного процесса управлять своим поведением в ситуации конфликта. Для современных учителей, как считает А.И. Аляпышева, необходима конфликтологическая компетентность. Это качество позволяет находить эффективные способы преодоления противоречий в конфликтных ситуациях [13].

Мади Наваль и Шерайзина Р.М. соотносят понятие комфортной образовательной среды с представлениями о продуктивном взаимодействии. При этом авторы считают, что продуктивное взаимодействие является важным условием творчества. Таком образом, комфортная образовательная среда способствует развитию субъектов образовательного процесса, создавая образовательное сообщество[14].

Гормин А.С. доказывает, что формирование комфортной образовательной среды зависит от психологической культуры учителя. В частности, она проявляется в умении выбирать верный эмоциональный тон в общении с учениками. Навыки общения учителей с учениками нуждаются в совершенствовании, так как многие их них считают, что психологическое напряжение учеников во время уроков не является серьезной проблемой. Учителя не уделяют должного внимания эмоциональному состоянию учеников, стремясь к высоким образовательным результатам. Для создания комфортной образовательной среды необходимо осуществлять обучение и воспитание на основе практического воплощения гуманистических принципов [15].

Безопасная и психологически комфортная образовательная среда важна для обучения детей с ОВЗ, отмечает И.Г. Мисикова. Для создания инклюзивной образовательной среды необходимо, чтобы учителя овладели психологическими методиками при работе с этим контингентом обучающихся[16].

Кузина Н.Н. считает, что для создания комфортной образовательной среды в школе, необходимо вовлечение всех участников образовательного процесса в ее созидание. Новые стандарты ФГОС рекомендуют созда-

ние в школах служб медиации, которые предназначены для эффективного решения конфликтных ситуаций при активном участии школьников. Участниками службы медиации могут быть различные субъекты образовательного процесса, учителя, школьники, родители учеников, психологи, социальные работники. Служба медиации организована по типу клубной организации, которая на примере реальных жизненных ситуаций, обучает участников эффективным способам их анализа и поиска оптимальных вариантов их решения [17].

Троицкая Е.А. отмечает важность развития эмоционального интеллекта у педагогов. связанного с умением адекватно проявлять свои эмоции, правильно воспринимать эмоциональное состояние людей, Данные качества важны для создания благоприятной психологической обстановки в коллективе, способствующие эффективному выполнению образовательных и воспитательных задач [18].

Комфортная образовательная среда способствует развитию творческих способностей личности, отмечает коллектив авторов под руководством Д.А. Мельниковой. Психологический комфорт, способствующий творческому развитию, включает отношения, основанные на взаимном уважении толерантности к мнению других людей, способность к продуктивному диалогу [19].

Макарова В.А., Козлова Е.Б. считают, что для обеспечения комфортной образовательной среды необходимо психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Эта деятельность направлена на раскрытие личностного потенциала детей, создание условий для самоопределения, развитие способностей [20].

Для оценки уровня комфортности образовательной среды авторы предлагают организовать социально-психологический мониторинг, дающий возможность анализировать ответы учеников. Мониторинг позволяет отслеживать уровень комфортности образовательной среды в конкретном учебном заведении [21].

Мониторинг комфортности образовательной среды находит практическое применение в ряде регионов. Мониторинг основывается на сборе и анализе информации об удовлетворенности различными аспектами образовательной среды, полученной от субъектов образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей. Оценка образовательной среды на основе системы критериев (физических, психологических, интеллектуальных) дает возможность создать интегративный показатель комфортности [22].

МЕТОДОЛОГИЯ И ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В анкетном опросе по проблемам комфортности образовательной среды в 2017 году приняли участие школьники 17 общеобразовательных учреждений Тольятти. Статусными являются 55% школ, 45% относятся к ряду обычных общеобразовательных школ. Опрос был проведен среди восьмиклассников, десятиклассников. Среди опрошенных 53% восьмиклассников, 47% десятиклассников. Всего в опросе приняло участие 1262 школьника. Среди учащихся 48% юношей, 52% девушек. Картина успеваемости по итогам прошедшего года выглядит следующим образом. Учатся только на «четыре» и «пять» больше половины (53%) опрошенных школьников. Несколько «троек» на фоне хорошей успеваемости имеют 38% опрошенных; у 9% респондентов преобладают удовлетворительные оценки. Для изучения динамики оценки комфортности образовательной среды били использованы аналогичные исследования, проведенные в Тольятти в 2006, 2009.

Цель исследования состоит в анализе мнений старшеклассников о взаимоотношениях с учителями, полученными при помощи метода анкетирования, проведенного в режиме мониторинга.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Участникам опроса было предложено высказать свои мнения о том, как у них складываются взаимоотноше-

Tsvetkova Irina Victorovna sociological

ASSESSMENT OF RELATIONSHIP ... sciences

ния с учителями. Две трети опрошенных (66%) определяют свои отношения с педагогами как хорошие, доверительные. 27% респондентов характеризуют отношения с учителями как деловые. У 7% участником опроса нет контакта и взаимопонимания с учителями.

Хорошие, доверительные отношения с большинством учителей чаще отмечали ученики, которые имеют высокие показатели успеваемости, заинтересованы в учебе, приходят в школу с радостью. Отношения между учениками в классе они определяют, как дружные и сплоченные.

Деловые отношения с большинством учителей чаще возникают у школьников, которые идут в школу без особого интереса, учатся в силу необходимости, иногда конфликтуют с педагогами. Класс, в котором они учатся, не является сплоченным, по их мнению.

Сравнение результатов опроса школьников, проведенного в 2017 году, с результатами прошлых исследований 2006 года показывает, что количество учеников, которые считают отношения учителями хорошими и доверительными возросло. По сравнению с результатами 2009 года хорошие отношения с учителями в анкетах старшеклассников отмечены на 5% чаще, а по сравнению с результатами 2006 года - на 11% чаще.

Однако по-прежнему существует статистическая взаимосвязь между показателями успеваемости подростков и отношениями с учителями. Ученики с высокими показателями успеваемости чувствуют себя в общении с учителями более комфортно, чем менее успешные ученики.

Рассмотрим частоту конфликтов респондентов с учителями. У десятой части школьников периодически бывают конфликты с учителями. 38% опрошенных конфликтуют с учителями иногда. Больше половины респондентов (52%) не конфликтуют с педагогами.

Конфликты с классными руководителями у школьников бывают реже. Только 3% учеников конфликтуют с ними. 13% респондентов конфликтуют с классными руководителями иногда. Соответственно, у 84% опрошенных не бывает трудностей в отношениях с классными руководителями.

Примерно такова же периодичность конфликтов учеников с администрацией школы. 91% респондентов не вступали в конфликты с администрацией. У 6% участников пороса конфликты бывают иногда, а у 3% - часто.

По сравнению с результатами опроса прошлых лет конфликты с учителями бывают значительно чаще. Результаты опроса 2017 года показывают, что ученики конфликтуют с учителями на 8% чаще, чем в 2012 году. Возрастание частоты конфликтов происходит на фоне увеличения количества высказываний о положительных взаимоотношениях школьников с учителями. Вероятно, в этом нет ничего парадоксального, если конфликты не приобретают затяжного характера, а связаны с открытым выражением учениками несогласия с мнением учителей. Может быть, такие конфликты как раз и способствуют тому, что отношения с учителями, по оценке учеников, становятся более доверительными.

Большое значение для комфортности пребывания учеников в школе имеют отношения с учителями. Важно, чтобы учителя нравились школьникам, могли вызывать интерес к предмету, желание учиться. В анкете был задан ряд вопросов относительно того, как школьники оценивают своих педагогов.

76% опрошенных считают, что многие учителя относятся к ученикам доброжелательно, с пониманием.

Мнения о том, что большинство учителей интересно, доступно объясняют материал, придерживаются две трети участников опроса (65%). Примерно половина опрошенных (56%) считает, что большинство учителей корректны и уважительны в общении с учениками. Данные варианты ответа ученики десятых классов отмечают этот вариант ответа чаще, чем в средних по массиву, а восьмиклассники, напротив, реже.

Половина участников опроса (49%) считают, что 116

большинство учителей объективны и справедливы при выставлении оценок.

Высказывание о том, что учителя входят в круг авторитетных людей, отмечено в 30% анкет школьников.

28% опрошенных считают, что имеют возможность высказать учителю свое мнение и найти понимание со стороны учителя. Десятиклассники отмечали его чаще, чем восьмиклассники.

Таким образом, примерно половина школьников отмечают в анкетах положительные высказывания об учителях. Ученики десятых классов настроены по отношению к учителям более позитивно, чем ученики восьмых классов.

Положительные высказывания об учителях чаще встречаются в анкетах успешных учеников, которые с удовольствием посещают школу. Как показывает анализ, они в два раза чаще, чем другие, отмечают положительные высказывания об учителях. Ученики статусных школ (лицеев, гимназий), чаще чем другие отмечают положительные высказывания об учителях.

Отрицательные высказывания об учителях представлены следующими количественными распределениями.

Предвзятое отношение учителей к учителям, которое выражается в наличии «любимчиков» или «изгоев» распространено среди трети опрошенных (30%).

30% школьников считают, что в общении с учениками учителя проявляют раздражительность, повышают голос. Ученики десятых классов соглашаются с ним реже, чем другие.

Четвертая часть учеников (24%) отмечает, что отношения с учителями осложняет непонятная система выставления оценок и требования некоторых педагогов.

19% опрошенных считает, что среди педагогов есть такие, которые объясняют материал монотонно и скучно. Проблемы с дисциплиной на уроке отмечены в 14% анкет. Это связано с неумением некоторых учителей поддерживать дисциплину.

Десятая часть учащихся считает, что «некоторые учителя держатся высокомерно и общаются пренебрежительно.

Таким образом, отрицательные мнения об общении с учителями представлены в пятой части анкет.

Отрицательные высказывания об учителях зависят от показателей успеваемости учеников, а также от отношения школьника к учебе в школе. Ученики, которые получают высокие отметки реже, чем другие, отмечают отрицательные высказывания об учителях. Школьники с низкими показателями успеваемости, наоборот, - чаще.

Отрицательные высказывания учеников о педагогах зависят от периодичности конфликтных ситуаций. Участники опроса, у которых не бывает проблем во взаимоотношениях с педагогами, в три раза реже, чем «конфликтные» респонденты, отмечают отрицательные высказывания. Особенно велики различия в частоте согласия с суждением «некоторые учителя держатся высокомерно и общаются пренебрежительно». Ученики, которые конфликтуют с учителями, отмечают этот вариант ответа в пять раз чаще, чем тем, кто не вступает в конфликты. Ученики статусных школ (лицеев, гимназий) чаще, чем другие, отмечают отрицательные высказывания об учителях.

ВЫВОДЫ

Примерно, половина опрошенных учеников отмечает положительные высказывания о своих педагогах. Положительные высказывания находятся в зависимости от возраста учеников, их успеваемости, а также от интереса к учебе. Положительный образ учителя формируется под влиянием желания ученика получать качественные знания по предмету, которым учитель смог его заинтересовать. Отрицательные высказывания школьников об учителях встречаются, в среднем, в пятой части анкет. Больше всего ученикам не нравится, когда, в общении с учениками у учителей проявляется «предвзятость», т.е. более позитивное отношение к одним учени-Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

социологические науки

Цветкова Ирина Викторовна ОЦЕНКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ...

кам, чем к другим.

Трудно сказать, что в этом «предвзятом» отношении всегда виноваты учителя. Учитель чаще будет обращать внимание на ученика, который хочет учиться, выполняет задания, проявляет интерес к предмету. Со стороны это будет восприниматься как общение с «любимчиком». Конструктивное общение, в том числе учителя с учеником, строится на взаимных усилиях. К сожалению, не всегда подростки это понимают.

Выделение отрицательных высказываний находится в обратной зависимости от успеваемости и от частоты конфликтов. Чем лучше учится ученик, чем реже конфликтует с учителями, тем реже он отрицательно высказывается об учителях.

Таким образом, согласно анализу результатов анкетирования, отношения между учителями и учениками способствуют созданию комфортной образовательной среды. Однако они нуждаются в совершенствовании, как в аспекте психологических компетенций педагогов, так и в обучении школьников навыкам эффективного взаимодействия с педагогами и своим социальным окружением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гайкевич С.В. Применение компетентностного подхода в формировании психологически комфортной и безопасной образовательной среды /С.В.Гайкевич, В.И. Фадеев // Novalnfo.Ru. 2016. Т. 4. № 44. С. 267-270.

2. Лаптева Н.В. Умение проектировать комфортную образовательную среду как профессиональная компетентность педагога: мо-тивационный аспект/Н.В. Лаптева, М.В. Виноградова, В.В. Луконина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 3-1. С. 229-235.

3. Молокостова А.М., Якиманская И.С. Характеристики образовательной среды в представлениях субъектов образовательного процесса //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 287-290.

4. Лялюк А.В., Иванова Н.Г. Некоторые конструктивные решения обеспечения безопасности образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 243-246.

5. Велиева С.В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условия благоприятного развития детей/ С.В Велиева//В сборнике: За качественное образование. Материалы IV Всероссийского форума (с международным участием). 2019. С. 108-111.

6. Ефимова М.М. Теоретические основы создания комфортной образовательной среды в школе /М.М.Ефимова, В.Н.Диденко // Учитель и время. 2018. № 13. С. 83-93.

7. Шенцова О.М. Развитие интереса к обучению путем создания эмоционально-комфортной образовательной среды /О.М.Шенцова// Открытое образование. 2017. Т. 21. № 6. С. 92-104.

8. Боровицкая Ю.В. Понимание подростками комфортной среды в образовательном учреждении как субъективный показатель успешности освоения учебных программ /Ю.В.Боровицкая, А.В.Исаев, Л.А.Исаева// В сборнике: Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2020. С. 104-106.

9. Самохин И.С. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности/И.С. Самохин, Н.Л. Соколова, М.Г.Сергеева//Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 234-253.

10. Сивкова С.В. Актуальные вопросы формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды/ С.В.Сивкова //В сборнике: фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки. материалы lX международной научно-практической конференции. 2016. С. 103-105.

11. Чернова А.В. Факторы изучения комфортной образовательной среды /А.В. Чернова //Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 44. С. 89-93.

12. Конькова А.Э. актуальные вопросы формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды в общеобразовательной организации /А.Э.Конькова// Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2018. № 3-4. С. 105109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Аляпышева А.И. Конфликтологическая компетентность педагогов как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды /А.И.Аляпышева//В сборнике: Теоретические и прикладные исследования в области естественных, гуманитарных и технических наук. Сборник научных трудов. 2015. С. 52-56.

14. Мади Наваль. Комфортная образовательная среда как условие продуктивного взаимодействия ее субъектов /Мади Наваль, Р.М. Шерайзина//Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 5 (96). С. 53-56.

15. Гормин А.С. Исследование готовности педагогов к выбору стиля педагогического взаимодействия с учетом эмоциональной ре-

акции обучающихся /Гормин //В сборнике: Психологическая безопасность личности в изменяющемся социуме. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 62-66.

16. Мисикова И.Г. Система работы учителя по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие ребёнка /И.Г.Мисикова //В сборнике: Становление общества знания: новые стратегии науки. сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 15-17.

17. Кузина Н.Н. Создание комфортной безопасной образовательной среды школы /Н.Н.Кузина //Академия профессионального образования. 2019. № 5 (84). С. 44-48.

18. Троицкая Е.А. Результаты подготовительного этапа экспериментальной работы по созданию эмоционально комфортной среды образовательного учреждения /Е.А. Троицкая //Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 80.

19. Мельникова ДА. Роль педагога в создании комфортной образовательной среды /Д.А.Мельникова, Ю.В.Сарбитова, Л.В.Сорокина// В сборнике: Педагогические и социологические аспекты образования. материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 133-135.

20. Макарова В.А. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка /В.А. Макарова, Е.Б. Козлова//Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 35-39.

21. Игнатьева Н.А. Психологически комфортная и безопасная образовательная среда в школе глазами подростков /Н.А. Игнатьева//В сборнике: Современные тенденции развития науки в молодежной среде. Сборник статей участников. 2016. С. 296-300.

22. Красношлыкова О.Г. Оценка комфортности образовательной среды в общеобразовательных организациях: из опыта региона /О.Г. Красношлыкова, И.В. Шефер, А.Б. Кузнецова, Е.В. Бородкина//Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 256-260.

Статья поступила в редакцию 02.07.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.