Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ОЦЕНКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНТРАБАНДА / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов В.Ю., Кытьков В.И.

Данная статья включает обзор статистических данных, оценивающих результаты взаимодействия правоохранительных и таможенных органов в рамках обеспечения валютного законодательства. Приведены фактические заключения по исполнению ключевых показателей деятельности таможенных органов РФ в сфере реализации таможенного контроля. Показаны итоги анализа уровня и качества работы таможенных органов РФ за период 2019-2021 годы. Выявлены проблемы и обозначены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE INTERACTION BETWEEN THE CUSTOMS AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE PRACTICE OF CURRENCY REGULATION

This article includes a review of statistical data evaluating the results of the interaction between law enforcement and customs authorities in the framework of ensuring currency legislation. The actual conclusions on the implementation of key performance indicators of the activities of the customs authorities of the Russian Federation in the field of customs control are given. The results of the analysis of the level and quality of work of the customs authorities of the Russian Federation for the period 2019-2021 are shown. Problems are identified and possible ways to solve them are indicated.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ОЦЕНКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В.Ю. Максимов, студент В.И. Кытьков, студент

Научный руководитель: Мигел А.А., канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-17-20

Аннотация. Данная статья включает обзор статистических данных, оценивающих результаты взаимодействия правоохранительных и таможенных органов в рамках обеспечения валютного законодательства. Приведены фактические заключения по исполнению ключевых показателей деятельности таможенных органов РФ в сфере реализации таможенного контроля. Показаны итоги анализа уровня и качества работы таможенных органов РФ за период 2019-2021 годы. Выявлены проблемы и обозначены возможные пути их решения.

Ключевые слова: правоохранительные органы, таможенные органы, уголовный кодекс РФ, валютный контроль, валютное законодательство, контрабанда, легализация, таможенный контроль.

Таможенные органы в рамках обеспечения исполнения валютного законодательства взаимодействуют с различными органами исполнительной власти: прокуратура; органы внутренних дел; органы юстиции; органы обеспечения безопасности; налоговые органы и др.

Ключевыми полномочиями таможенных органов в сфере правоохранительной деятельности выступают:

1) формирование в пределах своей компетенции соблюдения таможенного законодательства и контроль исполнения;

2) оперативная правоохранительная деятельность в целях выявления, предупреждения и раскрытия таможенного нарушения;

3) обеспечение экономической безопасности страны и защита ее национальных интересов;

4) защита и охрана должностных лиц таможенных органов и объектов таможенной инфраструктуры от преступных действий третьих лиц;

5) взаимодействие с правовыми органами РФ, таможенными и правоохранительными органами стран, поддерживающих статус долговременных и надежных партнеров [2].

Анализ статистических данных деятельности таможенных органов, позволяет заключить, что таможенные органы в условиях складывающейся экономической и политической форс-мажорной ситуации, продолжающегося спада производства, остаются одним из государственных институтов, реально выполняющих не только задачи по наполнению доходной части федерального бюджеты, но и защиты экономического суверенитета и безопасности как государства в целом, так и отдельных её граждан.

Таможенные органы призваны, прежде всего, обеспечить защиту суверенитета и национальной безопасности РФ, экономических прав и законных интересов граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов своей страны. В площадку экономических интересов РФ включены участники ЕАЭС и государства в статусе действующих, либо потенциальных партнеров [3].

В целях оценки взаимодействия таможенных органов с правоохранительными органами в рамках обеспечения валютного регулирования в РФ обратимся к данным таблицы 1.

1S

Таблица 1. Результаты взаимодействия ФТС РФ и правоохранительных органов (2021 г.)

Количество уголовных дел Статья

222 229.1 УК РФ Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

605 226.1 УК РФ Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения (ОМП), средств его доставки, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании ОМП, средств его доставки, иного вооружения, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей

75 200.2 УК РФ Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

71 200.1 УК РФ Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

281 194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица

24 193 УК РФ Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

109 193.1 УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных докумен-гов

2 189 УК РФ Незаконные экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании ОМП, вооружения и военной техники

7 174.1 УК РФ Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

85 173.1 УК РФ Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица

156 173.2 УК РФ Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица

Таблица иллюстрирует, что наибольшая часть нарушений законодательства в рамках валютного регулирования приходится на контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей. На их долю приходится больше 60% от общего числа уголовных дел [5].

Активная деятельность по пресечению нарушений законодательства в данном направлении приводит к положительной динамике таможенных контрольных показателей (табл. 2).

Таблица 2. Показатели внешней торговли РФ в 2019-2021 гг., млн. долл.

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. к 2019 г., % 2021 г. к 2020 г., %

ОБОРОТ 667000 572600 789431 18,36 37,87

ЭКСПОРТ 423000 338632 493344 16,63 45,69

ИМПОРТ 244000 233968 296086 21,35 26,55

САЛЬДО 179000 104664 197258 10,2 11,53

Источник: Сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 11.02.2022)

Таким образом, экспорт РФ в 2021 году составил 493 млн. долл., по сравнению с 2020 годом (339 млн. долл.). Значение показателя увеличилось на 45,7%.

Рассмотрим ключевые индикаторы работы таможенных органов по итогам 2021 года (табл. 2).

Таблица 2. Исполнение показателей работы таможенных органов РФ

Наименование показателя 2021г.

Время совершения таможенными органами РФ операций, связанных с осуществлением таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска (минут)

- для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному контролю 26,9

- для иных товаров, по которым не выявлены таможенные риски l7,9

Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов в бумажном исполнении, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов в бумажном формате (%) lGG

Доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (%) lGG

Уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (%) 143,5

Доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам или зачтенных в счет будущих пла-гежей по решениям суда, отменяющим незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (%) G,l3

Источник: Сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 11.02.2022)

Выделим следующие направления государственного администрирования, как-то незаконный экспорт из РФ, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицами в результате совершения ими преступлений, уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств. Нарушения законодательства в области системы валютного регулирования присутствуют в сфере теневого сектора, что говорит о необходимости акцентирования внимания государственных органов на данном направлении [4].

До сих пор у недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности есть возможность предоставлять разные сведения о товарах и сделках с ними для исчисления таможенных платежей и внутренних налогов.

Завершение таможенного контроля до

импортером, используется нарушителями для недостоверного декларирования, в том числе через так называемые технические фирмы или фирмы-однодневки [7].

С помощью цепочки фиктивных сделок эти товары в дальнейшем легализуются во внутреннем обороте с уклонением от уплаты таможенных платежей и налогов в установленных законодательством размерах, что стимулирует развитие теневой экономики [6].

Проведенный анализ деятельности таможенных органов по обеспечению законности, правопорядка и экономической безопасности в РФ позволяет сделать вывод о том, что в текущих условиях нормативная база, регламентирующая взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органами, имеет отдельные недоработки и требует качественного редактирования и развития.

того, как товары будут приняты к учету

Библиографический список

1. Федеральная таможенная служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения 11.02.2022)

2. Акимов Н.Е., Мигел А.А. Взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС в новом информационном пространстве // Modern Economy Success. - 2021. - №2. - С. 117-120.

3. Балашова К.С., Ахмедзянов Р.Р. Оценка состояния международного таможенного сотрудничества в России и перспективы его развития // Modern Economy Success. - 2020. -№ 3. - С. 86-90.

4. Крутов В.В., Ахмедзянов Р.Р. Совершенствование управления таможенными органами России // Modern Science. - 2020. - № 5-3. - С. 112-115.

5. Непарко М.В., Шуликова М.А., Пильгун Я.С. Анализ и совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов по расследованию уголовных дел // Дневник науки. - 2019. - №4 (28). - С. 146.

6. Николаев А.Д., Мигел А.А. Современные формы обеспечения уплаты таможенных платежей в ЕАЭС // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-9. - С. 54-57.

7. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Практика и результаты осуществления валютного контроля и валютного регулирования // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Гуманитарные науки" 2017. - С. 294-297.

EVALUATION OF THE INTERACTION BETWEEN THE CUSTOMS AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE PRACTICE OF CURRENCY REGULATION

V.Yu. Maksimov, Student V.I. Kytkov, Student

Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. This article includes a review of statistical data evaluating the results of the interaction between law enforcement and customs authorities in the framework of ensuring currency legislation. The actual conclusions on the implementation of key performance indicators of the activities of the customs authorities of the Russian Federation in the field of customs control are given. The results of the analysis of the level and quality of work of the customs authorities of the Russian Federation for the period 2019-2021 are shown. Problems are identified and possible ways to solve them are indicated.

Keywords: law enforcement agencies, customs authorities, the criminal code of the Russian Federation, currency control, currency legislation, smuggling, legalization, customs control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.