ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ОЦЕНКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА1
Мотосова Екатерина Алексеевна
кандидат экономических наук, докторант кафедры управления проектами и программами РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы применения экологического аудита в управлении экономикой, исследуются современные направления и формы его использования. Дан анализ отечественной и зарубежной практики экологического аудита в целях развития «зеленой» экономики и обеспечения экологических стандартов жизни населения.
Ключевые слова: экологический аудит, экономика природопользования, устойчивое развитие, государственное регулирование, экологическое управление.
ASSESSMENT OF THE INTERACTION BETWEEN NATURE AND ECONOMY ON THE BASIS OF INSTRUMENTATION ENVIRONMENTAL AUDIT
Моtosova, Ekaterina А.
PhD, Doctorant of the Department Management of Projects and Programs of the Plekhanov Russian University of Economics,
e-mail: [email protected]
Consider the problems of the application of environmental audit in the management of the economy. To address new trends and patterns of application of the environmental audit, analyses the modern directions and forms of its usage. The analysis of domestic and foreign practice of environmental audit in the development of green economy and ensure the environmental standards of living of the population.
Keywords: ecological audit, economy of nature management, sustainable development, state regulation, environmental management.
В настоящее время стало очевидно, что экономика вынуждена считаться с фактами и закономерностями, происходящими в окружающей среде. Принцип неразрывности взаимодействия, когда экономика оказывает воздействие на окружающую среду, а загрязненная и видоизмененная окружающая среда, в свою очередь, воздействует на экономику, подтверждает необходимость формирования и развития качественно нового типа эколого-экономического управления.
1 Статья подготовлена по материалам исследования, проведенного при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 12-32-01064.
Выступая на Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (2012 г.), Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев указал на необходимость выработки устойчивых моделей производства и потребления, которые позволят обеспечить стабильный рост экономики и снимать угрозы для окружающей среды. Общество, экономика и природа неразделимы. Именно поэтому нужна новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу. С этой точки зрения интересы экономики и сбережение природы должны быть сбалансированы и ориентироваться на долгосрочную перспективу. При этом инновационный рост будет обеспечиваться за счет роста энергоэффективной, «зеленой» экономики1. Важная роль при этом принадлежит экологическому аудиту.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривает развитие экологически ориентированной экономики, что связано с развитием экологического бизнеса, созданием конкурентоспособной среды в области экологического консалтинга. Роль государства при этом состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия.
Государственная политика в формируемом экологическом секторе экономики направлена в первую очередь на создание современной системы экологического аудита и введение инструментов экологического страхования ответственности хозяйствующего субъекта2.
В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., в качестве одного из инструментов обеспечения экологически ориентированного роста экономики предусмотрено поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита. Вступление России в 2012 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО) накладывает на нашу страну дополнительные обязательства по соблюдению международных процедур по обеспече-
1 См.: Выступление Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева на Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20»// На пути к устойчивому развитию России. Бюллетень Института устойчивого развития Общественной палаты РФ. - 2012. - № 61. - С. 18-21.
2 См.: Модернизация экологического законодательства : доклад министра природных ресурсов и экологии РФ Ю. П. Трутнева на заседании Президиума Госсовета, 9 июня 2011 г. // Экология производства. - 2011. - № 7 (84). - С. 3-11.
нию экологической безопасности, в том числе по применению процедуры экологического аудита и внедрению системы экологического управления на предприятиях. В контексте присоединения Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) планы деятельности правительства Российской Федерации предусматривают гармонизацию российского законодательства и законодательства стран - членов ОЭСР. В частности, в отношении обращения с отходами рекомендациями данной организации было предусмотрено введение обязательного экологического аудита.
На экологическом пространстве бывшего СССР в ряде стран уже приняты и эффективно применяются законодательные акты по экологическому аудиту (Украина, Казахстан, Кыргызстан и др.). Вместе с тем в Российской Федерации на федеральном уровне такой закон еще не принят, хотя необходимость его введения декларируется примерно с середины 90-х гг. прошлого столетия.
В широком понимании экологический аудит представляет собой независимую оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовку рекомендаций в области экологической деятельности. Анализ международного опыта свидетельствует о широком фактическом применении процедуры экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о деятельности хозяйствующего субъекта, а также с целью выработки корректирующих мер и принятия управленческих решений.
Развитие и распространение процедур экологического аудита за рубежом обусловлены главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экономического и экологического пространства. Невыполнение их может стать причиной значительных финансовых и других потерь.
Следует отметить, что отдельные попытки введения процедуры экологического аудита в Российской Федерации предпринимались в начале 90-х гг. XX в., но активное развитие он получил начиная с 1998 г., после введения системы подготовки и аттестации экоаудиторов.
Экологический аудит в России - в определенном смысле продукт синтеза аудита (финансового) и экологически ориентированной деятельности, в частности, процедуры оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, государственной экспертизы и экологического контроля. Экологический аудит сочетает в себе элементы оценки, экспертизы и анализа и заполняет те сферы, где экологическая или государственная экспертиза в силу законодательных положений не может быть проведена (действующие, введенные в эксплуатацию объекты и др.), а государственный контроль не может обес-
печить действенной и эффективной оптимизации воздействия на окружающую среду.
Внедрение экологического аудита в отечественную хозяйственную практику обусловлено двумя основными причинами:
- во-первых, экологические показатели становятся все более весомым фактором конкурентной борьбы;
- во вторых, усиливаются экономические и административные санкции за нарушение требований природоохранного законодательства и экологических стандартов.
Другими словами, аудит можно рассматривать как своеобразную экспертизу бизнеса.
Отсутствие строгой системы правового регулирования на федеральном уровне определило необходимость разработки и принятия отдельных нормативных актов в регионах. В настоящее время разработан проект федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целесообразность принятия такого закона вызвана наличием правового вакуума в сфере регулирования экологического развития, необходимостью экологического сопровождения проектов, оценки и возмещения экологического вреда, повышением ответственности организаций за расходованием средств при осуществлении государственных закупок и др.
В качестве объекта экологического аудита может рассматриваться хозяйственная или иная деятельность (в том числе прошлая), оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, здоровье человека, природные объекты, ее результаты, а также система управления воздействием на окружающую среду.
Следует отметить, что до последнего времени остается дискуссионным вопрос о соотношении обязательной и добровольной форм проведения экологического аудита.
С учетом анализа имеющегося зарубежного и отечественного опыта, на наш взгляд, обязательный экологический аудит должен проводиться:
а) при реализации международных обязательств в области охраны окружающей среды;
б) при подготовке и обосновании инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования;
в) по предписанию контролирующих и природоохранных органов, поручению государственных органов;
г) для учета экологического фактора при приватизации предприятий (при смене владельца), а также при реализации процедуры банкротства экономических субъектов;
д) при проведении обязательного экологического страхования;
е) при нанесении значительного ущерба окружающей среде, что подтверждается документально;
ж) при обеспечении прав граждан на благоприятную окружающую среду (требования общественности) при значительном воздействии на окружающую среду и др.
К примеру, в России в настоящее время рассматривается вопрос о введении обязательного экологического страхования в сфере добычи нефти и газа, что позволит включать экологические риски в покрытие причиненного вреда окружающей среде в результате данной деятельности по обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов. Сейчас же данным страхованием покрывается лишь ущерб, нанесенный аварией на опасном производстве работникам предприятия, а также третьим лицам.
В Республике Казахстан основаниями для проведения обязательного экологического аудита физических и юридических лиц являются ущерб окружающей среде, нанесенный хозяйственной и иной деятельностью, подтвержденный документально; реорганизация юридического лица - природопользователя, а также банкротство юридических лиц, в ведении которых находятся стратегические, трансграничные и экологически опасные объекты1.
Заказчиками экологического аудита могут выступать заинтересованные физические и юридические лица, страховые организации, инвесторы, органы государственной власти и местного управления, контролирующие, природоохранные органы, банки и другие финансовые учреждения, судебные органы, объединения граждан.
На основании обобщения имеющегося опыта можно предложить следующую классификацию направлений деятельности в области экологического аудита (рисунок).
С точки зрения «зеленой» экономики экологический аудит процессов природопользования связан с аудитом природного капитала, его состояния, истощения, воспроизводства, использования и охраны.
Среди видов экологического аудита природопользования наиболее масштабно представлен в России экологический аудит отраслевого природопользования, или, другими словами, аудит хозяйственной деятельности. Важным и относительно новым направлением аудита как инструмента экологической политики является аудит территории, города, муниципальных образований (округа, района). Территориальный аудит разработан в наименьшей мере, хотя многие проблемы социально-экономической и экологической несбалансированности зарождаются именно на региональном и местном уровнях.
1 См.: Ширманова Т. Экологическую страховку могут сделать обязательной / / Известия. - 2013. - 24 октября.
Рис. Классификация направлений деятельности в области экологического аудита
Важной частью территориального экоаудита является комплексная геоэкологическая оценка района обследования, включающая оценку природно-ресурсного, демографического потенциала, уровня социально-экономического комплекса, анализ воздействия хозяйственной деятельности на природный ландшафт.
Таким образом, экологический аудит территории помогает разработать механизм стратегического планирования, вектор ответственности которого направлен на экономически доходное развитие территории. Проведение экологического аудита позволяет установить диагноз «экологического здоровья» территории, в том числе расположенных на ней предприятий, с присущей ей инфраструктурой, способностью природных и производственных систем к самоочищению и снижению загрязнения окружающей среды.
Известно, что природные, например водные, ресурсы, являясь важным общественным экологическим благом, одновременно становятся все в большей мере ограниченным, дефицитным ресурсом. Устойчивое управление водными ресурсами - важная составляющая устойчивого развития, для чего применяется аудит водопользования. Следует отметить, что Законом Монголии о воде от 22 апреля 2004 г., который регулирует отношения, связанные с рациональным использованием, охраной, восстановлением воды, ее хранилищ, вводится термин «водный аудит», под которым понимается деятельность по установлению потерь воды и условий сбережения воды, расчету необходимых для этого средств, оценке водопотребления. Данным документом предусмотрена также водная эколого-экономическая оценка, которая представляет собой денежное выражение стоимости, качества, объема потребления воды. Тем самым применение аудита водопользования при реализации водной политики позволяет рационально управлять водными ресурсами в целях обеспечения природно-эколо-гического равновесия.
Аудит лесопользования может также использоваться для эколого-экономической оценки лесов и экономической оценки экосистемных функций леса и природного капитала в целом. В Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года в качестве мер по совершенствованию государственного управления в данной области, в частности, предусмотрено внедрить систему аудита с привлечением экспертов из природоохранных и научных государственных и общественных организаций для каждого заповедника и национального парка1.
1 См.: Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 2322-р.
Следует отметить, что существовавшие некогда «свободные блага» (вода, воздух, земля) из категории ресурсов, не требующих расходов, перешли в категорию ресурсов, воспроизводство которых стало возможным только за счет значительных затрат, т. е. потребовало больших расходов общественного труда. С этой точки зрения можно говорить о применении экологического аудита для экономической оценки природно-ресурсного потенциала.
Как показывает анализ, наиболее востребованным на рынке и наиболее применяемым является экологический аудит отраслевого природопользования, условно характеризуемый как экологический аудит хозяйственной деятельности. Представляя собой один из динамично развивающихся видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения, этот вид экологического аудита в основном проводится в целях повышения эффективности процедур экологических оценок, экологического контроля и практики разрешений и регламентации для различных видов деятельности, способных оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды.
Применение процедуры экологического аудита при отборе и оценке инвестиционных проектов и программ - в настоящее время важная мера экологического сопровождения инвестиционной деятельности. Занижение или недостаточно полное отражение экологических аспектов в проектно-инвестиционном анализе могут существенно исказить результативность инвестиционного проекта, ввести в заблуждение инвестора и связаны со значительными эколого-экономическими рисками. Это может найти отражение в том, что при обосновании проекта были занижены показатели ущерба от загрязнения окружающей среды, не учитывалась повышенная степень экологической опасности при реализации проекта для здоровья населения и т. д.
Как показывает мировой опыт, в основе всех международных механизмов экологической и социальной ответственности при реализации принципов ответственного финансирования лежат добровольные обязательства. Очевидно, что указанные инструменты добровольных экологических обязательств предприятий-природопользователей, учитывая уровень воздействия хозяйственной и иной деятельности на состояние общественных экологических благ как элемента природного капитала, должны отражать требования природоохранного законодательства. Так, например, стандарты экологической и социальной ответственности, применяемые Европейским банком реконструкции и развития, тесно взаимосвязаны с законодательством ЕС1.
1 См.: Герасимчук И., Илюмжинова К., Крафт Г., Лоттманн Ю., Перелет Р. А., Смит К., Хмелева Е. и др. Чистая выгода для России: преимущества ответственного финансирования / / Экологические нормы. Правила. Информация. - 2011. - № 1. -С. 28-35.
С точки зрения гармонизации российского и международного законодательства в части механизмов экологической и социальной ответственности бизнеса могут быть предложены следующие подходы:
- предоставление государственного финансирования для реализации проектов при условии их соответствия процедурам и требованиям оценки воздействия на окружающую среду;
- создание государственного «зеленого» венчурного фонда в качестве инструмента поддержки инноваций, направленных на достижение целей повышения энергетической и экологической эффективности экономики;
- переход на государственные «зеленые» закупки в целях развития экологического предпринимательства и снижения нагрузки на окружающую среду;
- выбор «зеленых» проектов в качестве приоритетных при получении государственного финансирования, например, кредитов, предоставляемых на льготных условиях, и т. д.
В последние годы в зарубежной и отечественной практике все большее внимание уделяется принципам «зеленого», или ответственного, инвестирования. С этой целью процедура экологического аудита должна тесно интегрироваться в процесс проектно-инвестиционного анализа. Особую роль при таком инвестировании должна играть оценка так называемой экологической состоятельности предприятия, с помощью которой можно проанализировать риск вложения капитала с учетом вероятного «экологического» банкротства инвестируемого объекта. Аудит системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду получил достаточно широкое развитие в системе экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды и в практике экологического аудита1.
В подавляющем большинстве работы по экологическому аудиту в той или иной мере связаны с вопросами оценки экологических издержек, величины экологического ущерба, определения и взимания компенсационных платежей и т. д.2 Значительные возможности для процедуры экологического аудита открываются в связи с решением проблемы ликвидации последствий накопленного (прошлого) экологического ущерба. Для этих целей Министерством природных ресурсов и экологии РФ разработана долгосрочная программа по ликвидации экологического ущерба, накопленного за предыдущие десятилетия, на
1 См.: Мотосова Е. А. Финансовые и налоговые инструменты в системе мер по повышению энергетической и экологической эффективности экономики / / Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 5 (35). - С. 28-33.
2 См.: Modelling the Cost of Environmental Policy. A Dynamic Applied General Equilibrium Assestement / R. B. Dellink. - Eageningen : Esward Elgar Publishing, 2005.
реализацию которой предполагается использовать порядка 97 млрд рублей.
В последнее время экологический аудит нашел применение при оценке жизненного цикла продукции1. Перспективным в этом направлении представляется переход на политику использования наилучших доступных технологий и развития системы государственных экологических закупок. Именно экологические требования определяют направления инновационного развития и модернизации производства, с тием чтобы обеспечить длительное благополучное развитие экономики.
Для «зеленого» роста характерны следующие черты:
- технологическая модернизация, ведущая к уменьшению загрязнения окружающей среды и исчерпанию природных ресурсов;
- повышение энергоэффективности экономики;
- «зеленые» (экологические) инновации;
- переход к низкоуглеродной экономике, что позволит уменьшить выбросы парниковых газов и успешнее бороться с глобальным изменением климата;
- создание «зеленых» рабочих мест (прежде всего в энергетике, на транспорте, в базовых отраслях, в деятельности по рециклированию);
- развитие рыночных механизмов, усиление роли экологических стимулов и налогов;
- институциональные изменения и поддержка;
- поддержка экологического образования.
Одна из социальных норм в экономике, дающая представление о справедливости, - распределение общественного и национального богатства с позиции наилучшего функционирования общества. Социальная справедливость распространяется прежде всего на формирование равного доступа к естественным условиям жизнедеятельности -чистой питьевой воде, атмосферному воздуху, здоровым продуктам питания, рекреационному потенциалу природных ландшафтов, природным ландшафтам. Социально справедливые отношения в сфере природопользования - это мера общественной пользы норм и законов, устанавливающих и поддерживающих такой порядок жизнедеятельности и хозяйствования, который способствует выживанию и прогрессивному развитию общества.
Экономическое развитие в значительной мере базируется на превращении природных ресурсов в производственный капитал, который
1 cm.: Potravny I. Market Sensitivity Analysis in Case of Implementation of Energy and Resource-saving Technologies Based on Product Live Cycle Estimation / / Building Entrepreneurship and Real Estate Development. - 2nd Edition. - Riga : Riga Technical University, 2012.
в свою очередь должен способствовать улучшению качества жизни. Экономический рост автоматически увеличивает национальное богатство и повышает благосостояние народа - так считалось до тех пор, пока в структуре благосостояния не стали выделять экологическую составляющую. В этих условиях Г. А. Моткин предлагает использовать понятия «сжатие» и «искривление» экологического пространства для характеристики процессов благосостояния народа1.
Таким образом, потери, порождаемые сжатием экологического пространства и его искривлением, изменяют представление о таких показателях, как валовой внутренний продукт и доходы населения: их рост не всегда свидетельствует об увеличении национального богатства и благосостояния народа.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) определяет «зеленую» экономику как экономику, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, при этом существенно снижает риски для окружающей среды.
Среди других направлений экологического аудита можно выделить экологический аудит для судебной экспертизы, что связано с необходимостью разрешения различного рода конфликтов, возникающих в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Также в системе экологической экономики выделяется такое направление, как технологический аудит, смысл которого сводится к оценке потенциальных возможностей повышения эффективности работы хозяйствующих субъектов по экономическим и экологическим критериям. К примеру, в Казахстане для реализации новой инновационной политики страна развивает технологический аудит. В Российской Федерации Министерством финансов РФ подготовлена и начиная с 2013 г. реализуется программа обязательного публичного технологического аудита всех крупных инвестиционных проектов с участием государства.
Счетная палата Российской Федерации выделяет области, где необходимо сосредоточить усилия по внедрению и развитию аудита эффективности: аудит государственных контрактов и аудит эффективности государственных капитальных вложений и финансирования проектов в области высоких технологий. В последнее время накоплен определенный опыт практического применения экологического аудита в градостроительной деятельности, ландшафтного аудита в управлении объектами недвижимости. Экологический аудит при этом призван выступать инструментом территориального управления, одним из методов управления пространственным развитием города.
1 См.: Моткин Г. А. Сжатие и искривление экологического пространства / / Теория и практика экологического страхования : труды XII Всероссийской конференции. - М. : НИЦ «Экопроект», 2012. - С. 64-66.
Список литературы
1. Мотосова Е. А. Финансовые и налоговые инструменты в системе мер по повышению энергетической и экологической эффективности экономики // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 5 (35). - С. 28-33.
2. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности : обобщающий доклад для представителей властных структур. - ЮНЕП, 2011. - URL: http://www.unepcom.ru/ wdownloads/ger_synthesis_ru.pdf
3. Пономарёва Н. В., Голубцова Е. В. Зарубежный опыт экологического налогообложения на пути к «зеленой» экономике // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2012. - № 6 (48). - С. 41-46.
4. Порфирьев Б. Н. Природа и экономика: риски взаимодействия (эколого-экономические очерки). - М. : Анкил, 2011.
5. Потравный И. М., Жалсараева Е. А. Анализ возможностей интеграции ценности экосистемных услуг в политико-экономическую систему России / / Экономика экосистем и биоразнообразия: потенциал и перспективы стран Северной Евразии : материалы совещания. - М. : Изд-во Центра охраны дикой природы, 2010. - С. 99-107.
References
1. Motosova E. А. Financial and Fiscal Instruments in the System of Measures to Improve Energy and Environmental Efficiency of Economics // Vestnik of the Plekhanov Russian Academy of Economics. - 2010. -N 5 (35). - P. 28-33.
2. Towards a Green Economy: Towards Sustainable Development and Poverty Eradication : Synthesis report for representatives of authorities. -UNEP, 2011. - URL: http://www.unepcom.ru/wdownloads/ger_ synthesis_ru.pdf
3. Ponomareva N. V., Golubtsova E. V. Foreign Experience of Ecological Taxation on the Way to 'Green' Economy // Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. - 2012. - N 6 (48). - Р. 41-46.
4. Porfiriev B. N. Nature and Economy: Risks of Interaction (Ecological and Economic Essays). - M. : Ankil, 2011.
5. Potravnyi I. M., Zhalsaraeva E. А. Analysis of Possibilities of Integration of the Value of Ecosystem Services in the Political and Economic System of Russia // The Economics of Ecosystems and Biodiversity: Potential and Prospects of the Countries of Northern Eurasia : Materials of the meeting. - M. : Publishing house of the wildlife protection Center, 2010. - Р. 99-107.