Научная статья на тему 'Экологический аудит как инструмент экологической безопасности экономики России'

Экологический аудит как инструмент экологической безопасности экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ОХРАНА / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чхутиашвили Л. В.

Article is devoted consideration of ecological audit as tool to safety of Russia and the basic requirements of the nature protection legislation to it shown. The decisions of environmental problems universal and focused on long-term prospect are possible under condition of maintenance of universal character the international mode and participation in it of all states on the basis of a principle of the general, but the differentiated responsibility. Ecological audit is one of the major tools of management of wildlife management. Ecological audit is an independent, complex, documentary estimation of observance by the subject of economic and other activity of requirements, including specifications and standard documents, in the field of protection surrounding nature, requirements of the international standards and preparation of recommendations about improvement of such activity. Being the tool of increase of investment appeal and efficiency of the enterprises, first of all real sector of economy, ecological audit will allow to solve the state problems in the field of ecological safety as making national safety of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Audit as the Tool of Ecological Safety of Economy of Russia

Article is devoted consideration of ecological audit as tool to safety of Russia and the basic requirements of the nature protection legislation to it shown. The decisions of environmental problems universal and focused on long-term prospect are possible under condition of maintenance of universal character the international mode and participation in it of all states on the basis of a principle of the general, but the differentiated responsibility. Ecological audit is one of the major tools of management of wildlife management. Ecological audit is an independent, complex, documentary estimation of observance by the subject of economic and other activity of requirements, including specifications and standard documents, in the field of protection surrounding nature, requirements of the international standards and preparation of recommendations about improvement of such activity. Being the tool of increase of investment appeal and efficiency of the enterprises, first of all real sector of economy, ecological audit will allow to solve the state problems in the field of ecological safety as making national safety of Russia.

Текст научной работы на тему «Экологический аудит как инструмент экологической безопасности экономики России»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Л.В. Чхутиашвили*

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Ключевые слова: природа, окружающая природная среда, охрана, человечество, экологический аудит.

L. V. Chkhutiashvili. Ecological Audit as the Tool of Ecological Safety of Economy of Russia

Article is devoted consideration of ecological audit as tool to safety of Russia and the basic requirements of the nature protection legislation to it shown.

The decisions of environmental problems universal and focused on long-term prospect are possible under condition of maintenance of universal character the international mode and participation in it of all states on the basis of a principle of the general, but the differentiated responsibility.

Ecological audit is one of the major tools of management of wildlife management. Ecological audit is an independent, complex, documentary estimation of observance by the subject of economic and other activity of requirements, including specifications and standard documents, in the field ofprotection surrounding nature, requirements of the international standards and preparation of recommendations about improvement of such activity.

Being the tool of increase of investment appeal and efficiency of the enterprises, first of all real sector of economy, ecological audit will allow to solve the state problems in the field of ecological safety as making national safety of Russia.

В развитых странах в последние десятилетия наблюдается стремительная экологизация экономики. На фоне значительных темпов экономического роста стабилизировалось потребление минерального сырья, сократилось загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов, получили развитие современные природоохранные технологии.

Значительные сдвиги происходят в массовом общественном сознании. Граждане все выше ценят благоприятную окружающую среду, поддерживают экологические партии и движения, приобретают экологичные товары. В складывающихся условиях фирмы вынуждены формировать «зеленый имидж», выпускать экологичную продукцию, модернизировать производство.

Процессы, протекающие в сфере природопользования в РФ в начале

XXI в., неоднозначны и не совпадают с мировыми тенденциями. С одной сто-

*

Канд. экономических наук, старший преподаватель Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [lela@email.ru]

роны, по некоторым параметрам произошло сокращение антропогенной нагрузки на природу: уменьшились сбросы и выбросы загрязняющих веществ промышленностью, улучшилось фоновое состояние атмосферного воздуха, сократилось потребление полезных ископаемых. С другой стороны, эффективность использования природно-ресурсного потенциала резко снизилась: выросла материалоемкость производства, возросли удельные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, продолжало ухудшаться состояние атмосферного воздуха в крупных городах. В промышленности замедлилось внедрение природоохранных технологий, не получило распространение производство экологичной продукции.

Можно констатировать, что созданная в конце 1980-х гг. в РФ система управления процессами природопользования оказалась мало эффективной, так как не сумела ориентировать хозяйствующие субъекты на рациональное использование природных ресурсов. Очевидно в сложившейся ситуации необходимо как совершенствование существующей системы управления охраны окружающей среды, так и пересмотр многих подходов к регулированию процессов природопользования. Необходимо создание системы управления, которая, с одной стороны, создаст условия для обеспечения сбалансированного экономического роста, а с другой стороны, будет способствовать сохранению при-родно-ресурсного потенциала.

К наиболее значимым изменениям в предложении, способным стимулировать экономический рост, относятся:

• появление новых технологий;

• удешевление сырья;

• снижение стоимости рабочей силы;

• снижение налогов.

Все эти факторы оказывают влияние не только на сам экономический рост, оцениваемый, прежде всего, через рост валового общественного продукта, но и на структурные изменения и на экологическую ситуацию. Появление новых технологий всегда способствует экономическому росту, а на экологическую ситуацию оказывает двойственное влияние. С одной стороны, за счет новых технологий возможно совершенствование технологических процессов и сокращение удельного потребления сырья. С другой стороны, появление новых технологий изменяет структуру промышленного производства. Одни технологические уклады, став неэффективными, постепенно отмирают, на смену им приходят новые производства, связанные с более современными укладами.

Этот процесс, особенно на ранних этапах промышленного развития, оказывал отрицательное воздействие на окружающую среду. Новые технологии позволяли задействовать природные ресурсы, которые ранее не представляли экономической ценности. Такая ситуация, в частности, наблюдалась в XIX в.

после крупных открытий, вызвавших промышленную революцию. Быстрое развитие получили угольная, металлургическая и машиностроительная промышленность. Это в свою очередь вызвало резкий рост потребления природных ресурсов и увеличение нагрузок на окружающую среду.

Вместе с тем большинство современных технологий и производств, относимых к пятому технологическому укладу (электронная промышленность, вычислительная и оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, добыча и переработка газа, информационные услуги), оказывают незначительное отрицательное воздействие на

1

природу или относятся к экологически чистым отраслям .

Таким образом, определить степень влияния научно-технического прогресса на экологическую ситуацию можно только для конкретной страны в определенный исторический период. Изменения технологической структуры также можно отнести как к экологически прогрессивным, так и к экологически регрессивным.

Снижение стоимости рабочей силы всегда рассматривается как одна из предпосылок для увеличения темпов экономического роста за счет расширения объемов производства. Издержки на наем рабочей силы являются одной из главных составляющих издержек производства компаний и незначительное снижение издержек по этой статье на фоне роста цен на продукцию может способствовать значительному расширению производства.

Вышеуказанное обстоятельство, однако, не совсем верно отражает тенденции развития для экономики Российской Федерации и экономик большинства развивающихся стран, где в цене готовой продукции расходы на оплату персонала составляют относительно небольшую долю или стоимость рабочей силы крайне низка. Снижение стоимости рабочей силы может сократить реальные доходы населения и стать препятствием для экономического роста из-за сокращения потребления товаров внутри страны. Таким образом, невысокие издержки на наем рабочей силы в развивающихся странах являются лишь предпосылкой для экономического роста за счет экспорта более дешевой продукции в высокоразвитые страны. Низкая стоимость рабочей силы может также способствовать трансформации экономической структуры в пользу расширения трудоемких производств.

Снижение стоимости рабочей силы практически всегда оказывает отрицательное опосредованное воздействие на изменение экологической ситуации. Низкий и особенно понижающийся уровень заработной платы стимулирует потребителей переключаться на использование менее качественных и более дешевых товаров, одновременно, как правило, менее экологичных.

1 См.: Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993. С. 97.

Производство низкокачественных товаров возможно и с использованием устаревшего оборудования, а это влечет за собой рост нагрузок на природу.

Влияние цен на сырье является одним из основных факторов структурной перестройки экономики. Снижение цен на сырье вызывает снижение издержек производства и способствует расширению объемов выпуска продукции. Это может приводить к росту нагрузок на окружающую среду, который наблюдается при увеличении объемов производства, если оно не сопровождается модернизацией оборудования. Снижение стоимости сырья не стимулирует снижения материалоемкости производства. В условиях низких цен на сырьевые материалы потребители также склонны игнорировать проблему экологичности приобретаемой продукции.

Влияние налогов и дотаций (четвертого из факторов, действующих на экономический рост, на структурные изменения и на изменения в экологической ситуации) также неоднозначно. Принципиальным в данном случае является характер снижаемых налогов. Если снижается уровень налогов на прибыль, НДС, вводятся льготы для увеличения амортизационных отчислений, то это способствует увеличению доли прибыли, остающейся у предприятия. В дальнейшем возможны разные варианты развития.

Если потребительский рынок насыщен и борьба за покупателей ведется в основном за счет неценовой конкуренции, фирмы заинтересованы направлять средства на модернизацию оборудования и усовершенствование продукции. Объемы производства в этом случае практически не наращиваются и ухудшения качества окружающей среды не происходит.

Если рынок не насыщен продукцией, то увеличение финансовых ресурсов за счет снижения налогов понуждает фирмы максимально расширить объемы производства за счет увеличения выпуска в основном стандартизированной продукции. Такой вариант развития ситуации практически не приводит к возникновению структурных сдвигов в экономике, но способствует ухудшению экологической ситуации, так как вызывает рост потребления природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

Следует также учитывать, что одним из видов налогов являются различные экологические налоги и платежи за загрязнение. Сокращение экологических налогов при отсутствии адекватных компенсационных механизмов также приводит к ухудшению экологической ситуации.

Изменения в спросе определяют новые соотношения в структуре потребительских расходов и оказывают значительное влияние на изменения экологической ситуации. Среди факторов, влияющих на изменения в спросе, можно назвать:

• изменение уровня доходов потребителей;

• изменения в структуре цен;

• изменения вкусов потребителей, влияние моды;

• ожидания потребителей.

Не все из названных факторов способны оказывать прямое воздействие на характер экологической ситуации. Значительное прямое воздействие наблюдается при колебании уровня доходов. Рост доходов практически всегда ведет к пропорциональному росту объемов потребления. В данном случае, как отмечалось, принципиальным становится вопрос существующего уровня благосостояния граждан. Если первичные потребности удовлетворены, то потребителей интересует качество товаров, в том числе и их экологические свойства. В этом случае физический объем потребления остается неизменным, а потребление в стоимостном выражении увеличивается в основном за счет приобретения более качественных товаров.

В случае низкой насыщенности потребительского рынка товарами повседневного спроса рост доходов приводит к пропорциональному росту объемов потребления в физическом выражении и пропорциональном росте нагрузок на окружающую среду. Эту ситуацию можно наблюдать во многих развивающихся странах. Следует учитывать, что в данном случае велика роль вкусов и предпочтений потребителей, точнее, менталитет, сформировавшийся в обществе. Если в массовом сознании закрепляется культ вещей, культ потребления, формируется общество потребления, то это может существенно ухудшить перспективы решения экологических проблем.

При разработке практических рекомендаций по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования необходимо учитывать специфику сложившейся в РФ ситуации, в частности то обстоятельство, что определяющее влияние на экологию оказывает не природоохранная политика, а макроэкономическая ситуация и фактор структурной перестройки экономики. Кризисные явления сильнее затронули наукоемкие и высокотехнологичные отрасли и производства, влияющие, как правило, наименее негативно на природу. Одновременно в экономике вырос удельный вес отраслей, связанных с добычей и первичной переработкой природных ресурсов.

Экологизация структурной политики должна стать одной из основных задач в области реформирования системы природопользования, так как только при учете экологических факторов можно решить задачу создания современной быстроразвивающейся конкурентоспособной экономической системы, строящейся на принципах устойчивого развития.

Цели охраны окружающей среды не противоречат задачам создания высокоэффективной конкурентоспособной экономики, так как наименьший экологический ущерб на фоне максимальных объемов производства, как правило, имеют наиболее высокотехнологичные и конкурентоспособные отрасли и производства.

Рекомендации в области хозяйственного механизма природопользования касаются оптимизации распределения средств для финансирования природоохранных программ, механизмов зачета стоимости выполненных природоохранных работ при расчете платежей за загрязнение, совершенствования системы индексации размеров платежей.

Проблемы охраны окружающей среды неизбежно связаны со столкновением интересов различных групп государств, поэтому участие заинтересованных сторон чрезвычайно важно для эффективности процесса международного управления. Всеобъемлющие и ориентированные на долгосрочную перспективу решения экологических проблем возможны при условии обеспечения универсального характера соответствующего международного режима и участия в нем всех государств на основе принципа общей, но дифференцированной ответственности. Например, несмотря на договоренности ведущих мировых державах, участие которых является ключевым условием для борьбы с изменениями климата, достигнутое в Копенгагене (2009 г.) соглашение недостаточно для разрешения наиболее критичных вопросов изменения климата, защиты уязвимых сообществ и обеспечения устойчивого развития развивающихся стран1. Проблемы сохранения благоприятной окружающей среды и устойчивого использования ресурсов тесно связаны с социальными требованиями, демографическим давлением и бедностью в развивающихся странах в противовес чрезмерным и часто расточительным образцам потребления в развитых странах. Важным является поиск приемлемых решений экологических проблем с учетом нужд развивающихся государств2, используя дифференцированный подход к формированию обязательств, когда развитые государства способны брать на себя более строгие обязательства по обеспечению благоприятного качества глобальной окружающей среды.

Одним из важнейших инструментов управления природопользованием на является экологический аудит. Экологический аудит - это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности3. В силу отсутствия конкретных нормативных актов по экологическому аудиту можно пользоваться Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», содержащим общее понятие аудита, принципы и порядок его проведения.

1 См.: Авдеева Т.Г. Копенгаген-2009: провал, успех или момент истины? // Международная жизнь. 2010. № 2. С. 67.

2 К примеру, к 1987 г. относится появление в практике международного общения так называемых договоров об обмене части внешнего долга на экологические проекты и программы («феЫ^ог-МаШхе-Swaps»).

3 Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На международном уровне экологический аудит рассматривается как экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности с целью повышения инвестиционной привлекательности. Такое понимание основано на внутренних европейских и американских стандартах, международной серии ISO 14000, а также разъяснениях и заявлениях Совета Европейского Союза.

Стабилизация экологической ситуации в России во многом зависит от эффективности проводимых в стране экономических реформ, их адекватности целям формирования устойчивого типа развития российской экономики. И здесь чрезвычайно важны меры по созданию с помощью эффективных рыночных инструментов и регуляторов благоприятного климата для экологизации экономики и развития экологического аудита.

Стратегия решения проблем окружающей среды должна быть гибкой и поддаваться корректировке с учетом новых факторов и совершенствования методики природопользования.

Проблемы охраны окружающей среды неизбежно связаны со столкновением интересов различных групп государств, поэтому участие заинтересованных сторон чрезвычайно важно для эффективности международного природопользования. Всеобъемлющие и ориентированные на долгосрочную перспективу решения экологических проблем возможны при условии обеспечения универсального характера соответствующего международного режима и участия в нем всех государств на основе принципа общей, но дифференцированной ответственности.

Особенно остро ощущается потребность в достижении универсального участия в международных договорах ООН, их единообразном толковании и применении, потребность в бережном отношении к правовым инструментам в сфере охраны окружающей среды и созданным ими режимам. Возникающие проблемы при формировании международно-правовой базы природопользования касаются нескольких аспектов: а) трудности в достижении принципиальных соглашений; б) установление и обеспечение определенных экологических стандартов; в) попытка добиться включения в текст договора положений, представляющих интересы отдельной группы или даже конкретного государства; г) недостаточное обеспечение взаимодействия между природоохранными конвенциями и соглашениями.

Международное сообщество продолжает настаивать на реализации концепции устойчивого развития, в рамках которой надеется добиться совместимости экологических, социальных и экономических интересов.

Обеспечение устойчивого развития невозможно без международного управления в экологической сфере, позволяющего практически осуществлять согласование интересов развития государств с учетом защиты интересов по

охране окружающей среды. Международное управление должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечивать комплексный подход к решению проблем повышения экономического благосостояния и угрозы нищеты, ухудшения состояния здоровья населения и деградации окружающей среды.

Понимание сущности и повышение эффективности организации правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды требуют глубокого научного исследования. Международное управление в сфере охраны окружающей среды позволит обеспечить устойчивое природопользование, реализовать различные подходы в той или иной ситуации, найти индивидуальные решения, максимально соответствующие уникальным обстоятельствам и проблемам, эффективно осуществлять охрану окружающей среды для обеспечения ее благоприятного качества.

Экологический аудит, по сути, является механизмом достижения определенной гармонии между обществом и природой, так как его проведение позволяет защитить природную среду, сокращая совокупное негативное воздействие предприятия и изменяя сам характер отношения людей к природе, а также создать материальный стимул для конкретного предприятия к усилению природоохранной деятельности.

Таким образом, были созданы все необходимые предпосылки для законодательного оформления экологического аудита как вида предпринимательской деятельности на федеральном уровне.

Свод законодательных актов в РФ служит одним из основных инструментов в деле сохранения и восстановления природы. Основная цель формирования экологического законодательства - обеспечение экологически обоснованного устойчивого экономического и социального развития.

Так, имеются законы, дающие определение экологического аудита и устанавливающие рамки его компетенции, но одним из пробелов законодательства в данной области является непринятие мер наказания при нарушении деятельности, контролируемой аудиторами. По нашему мнению,

• формирование правовых основ регулирования экологического аудита должно осуществляться в соответствии с действующим международным и национальным законодательством, в системе сочетания государственного и независимого профессионального регулирования;

• необходимо согласование органов государственной власти, компетентных в сфере природопользования и экологии с органами стандартизации и контроля в целях подготовки основополагающего нормативного документа по вопросу экологического аудита;

• главным принципом системы нормативного регулирования экологического аудита должно явиться соответствие законодательных актов интересам долгосрочного устойчивого развития России.

Для России ориентация на традиционные экономические показатели в ближайшей перспективе может иметь негативные последствия. Роста этих показателей можно добиться, быстро выкачав из недр нефть, газ, добывая руду и уголь, вырубив леса и пр., что, к сожалению, в определенной степени сейчас и происходит. Экологические последствия такой политики будут самыми катастрофическими. Например, принятые энергетические программы, развитие атомной энергетики, ориентация на увеличение добычи полезных ископаемых позволят повысить валовой внутренний продукт.

Результатом проведения экологического аудита является аудиторское заключение, которое в зависимости от целей аудита может включать:

• оценку потенциальных экологических рисков, связанных с ухудшением финансового состояния заемщика;

• оценку возможных платежей по ущербу;

• оценку средств, необходимых для приведения деятельности предприятия в соответствие с нормами природоохранного законодательства;

• риски, связанные с ухудшением репутации инвестора вследствие участия в экологически опасных проектах;

• заключение для инвесторов о состоянии экологической деятельности на предприятии;

• обоснование инвестиций, их целесообразности и эффективности с точки зрения требований экологической безопасности инвестиционных проектов.

Являясь инструментом повышения инвестиционной привлекательности и эффективности предприятий, прежде всего реального сектора экономики, экологический аудит позволит решать государственные задачи в области экологической безопасности как составляющей национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.