ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В. Н. ТОЛИКОВ, Е. Э. СМОЛИНА Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
The ecological problems, which nowadays are getting global nature, are examined in the article. The views and conceptions of «ecologists» and «antiecologists» are considered. The conclusion about the main role of the state and state regulation of enterprises’ activity in a solution of ecological problems is done.
Взгляды на урегулирование экологической проблемы очень различны, их можно разбить на 2 основные группы: проекты ученых, исследователей, философов, считающих, что экологические проблемы носят глобальный характер и нуждаются в немедленном и комплексном решении -«экологисты» и их противники - назовем их условно «антиэкологистами».
Взгляды и концепции «экологистов»
1. Критерий В. Г. Горшкова. Профессор биофизики из Санкт-Петербурга В. Г. Горшков начиная с 1970 г. разрабатывает теорию биотической регуляции и стабилизации окружающей среды, которая сейчас хорошо обоснована, допускает перекрестную проверку с различных позиций и обладает прогностическими возможностями. Главным достижением этой теории является определение критерия, который можно обозначить как предел устойчивости (выносливости) экосферы по отношению к техногенным воздействиям, как ее «несущую емкость», или в терминах, использованных ранее, - ее экологическую техноемкость. Эта величина составляет 1 % от численности первичной продукции глобальной биоты. Современное прямое потребление цивилизацией биопродукции систем суши составляет по разным оценкам от 7 до 12 %, на порядок выше предела устойчивости экосферы.
Согласно одной из интерпретаций этого вывода такое уменьшение может быть достигнуто только за счет сокращения численности населения планеты.
По оценкам разных авторов, несущая демографическая Земли составляет от 1 до 2 млрд. чел. Отсюда, в частности, происходит теория «золотого миллиарда» - той численности населения планеты, для которого могут быть обеспечены
высокие стандарты благосостояния при достаточном сохранении биотического равновесия.
Соглашаясь с тем, что замедление, остановка роста населения и депопуляция - важное условие, автор не считает его единственным. Не менее важна такая реорганизация экономики и общественного производства, в результате которой может быть снижена удельная, приходящаяся на одного человека природоемкость производства и потребления. Роль государственного политического регулирования в данном процессе трудно переоценить.
2. Парадигма Н.Н. Моисеева. Синергетический подход. Н. Н. Моисеев - выдающийся русский ученый, мыслитель, математик с мировым именем, действительный член Российской академии наук, специалист в области системного анализа, моделирования и прогнозирования.
Выступая с позиций новейшего эволюционизма и интерпретируя развитие биосферы в виде бифуркаций (катастроф) с непредсказуемыми исходами, Н. Н. Моисеев рассматривает происхождение и развитие цивилизации как неотъемлемую часть эволюции природы.
Устремление к новой цивилизации, по его мнению, должно реализоваться через коэволюцию (совместную, взаимосвязанную эволюцию) человеческого общества и биосферы. Коэволюция рассматривается как развязка узла противоречий в триаде экологии, нравственности и политики, как согласование «стратегии природы» и «стратегии разума». Так как закономерности и темпы эволюции биосферы и человеческого общества сильно различаются, то фактически речь идет о глубоком изменении поведения общества по отношению к природе, подчинении человечества экологическому императиву, когда произой-
дет трансформация понятий «экономический рост», «прогресс», которые не будут восприниматься как таковые, если в угоду им жертвуются экологические интересы.
3. С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Ма-линецкий, В. Бердинских «Синергетика и прогнозы будущего». Главной особенностью современного этапа ученые видят демографическую революцию, т.е. переход от роста к стабилизации населения Земли в обозримом будущем на уровне 14 млрд. Такое глубокое изменение парадигмы роста сопровождается существенным изменением возрастного профиля населения, превращением, которого не было за всю историю человечества и которое определяет многие проблемы переживаемого времени.
Ученые полагают, что проблемы охраны окружающей среды носят скорее технический, чем научный характер, на пути человеческого прогресса в этой области стоит очень много факторов [1].
Государство во всех общественно-экономических системах играет весомую роль, выполняя больший или меньший объем хозяйственных функций. Необходимость государственного регулирования в рыночной экономике объясняется различными причинами, среди которых выделяются следующие: несостоятельность конкуренции и монополизация рынков; появление внешних эффектов; необходимость смягчения социальной поляризации в обществе и т. п.; защита отечественных товаропроизводителей на мировых рынках.
Государство играет важную роль и в природоохранной деятельности. Оно располагает достаточными рычагами для прямого и косвенного регулирования состояния окружающей среды. Это промышленный и подоходный налоги, возмещение затрат на ликвидацию экологического ущерба, предоставление льгот при проведении природоохранных мероприятий и т. п.
Вопрос о государственном регулировании рыночных отношений, взаимодействия государства и бизнеса лучше всего рассматривать не схоластически, а опираясь на опыт таких отношений в реальных экономических системах. Экономический мир не является черно-белым.
В условиях резкого свертывания государственных природоохранных программ всех уровней такое «развитие» экологического предпринимательства вряд ли соответствует коренным интересам общества в оздоровлении экологической ситуации в стране и требует немедленной государственной поддержки.
Проблемы экологии и экономического развития нельзя рас сматривать отдельно друг от друга, экономический рост в большинстве развивающихся стран будет зависеть от сельскохозяйственного производства, что снизит плодородие почв, в экосистемах вызовет упадок продуктивности и отразится на экономическом развитии. Рост населения в странах с отсталой экономикой приведет к тому, что удовлетворение своих жизненных потребностей люди будут осуществлять за счет интенсификации использования природных богатств. В некоторых регионах возможен экологический и экономический упадок - два неотъемлемых фактора общей деградации.
Соглашение государства и предпринимателей может быть взаимовыгодным. Поощрение вклада капитала в экологический бизнес дает возможность предпринимателям искать новые источники ресурсов, разрабатывать ресурсосберегающие технологии и, в итоге, предприниматели могут получить конкурентное преимущество на рынке.
Оценка экологической опасности, с точки зрения интересов предпринимателей, может помочь государству и бизнесу в целом выработать реальный курс, который отвечал бы как интересам всех людей, так и интересам бизнеса.
Проблема здесь в том, как объединить государственные интересы с интересами бизнеса, чтобы решить проблему экологической безопасности как в отдельном регионе, так и в целом по стране, а далее - и на международном уровне. Реализация концепции экономического развития при сохранении экологического равновесия (назовем эту концепцию эколого-экономической) потребует внесения кардинальных изменений в направления политики процветающих стран, которые потребляют наибольшее количество ресурсов и более всего загрязняют окружающую среду. Здесь создается значительный риск нарушения взаимосвязи между производством и потреблением, возникают все новые и новые потребности, требующие роста производства.
Необходимо обратить внимание и на меры государственного руководства ведущих капиталистических стран по укреплению национального консенсуса. Дело в том, что чем выше степень последнего, тем благополучнее, как правило, ход и результаты общественно-экономического развития. В странах, в которых существовали относительно развитые механизмы согласования интересов различных групп, экономика развивалась более успешно. Проблема разработки системы рационального использования природных ресур-
сов заключается в создании механизма оптимального сочетания рыночных отношений с государственным природопользованием [3].
Ключевую роль в развитии деятельности менеджмента охраны окружающей среды играют международный стандарт ИСО 14000 и российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14000, которые делают этот инструмент актуальным для Российской Федерации.
Экологический паспорт предприятия-приро-допользователя (ГОСТ 17.0.0.04.90 и ГОСТ 17.0.0.06-2000) представляет собой нормативнотехнический документ, включающий данные по использованию предприятием природных ресурсов (воздуха, природных вод, почв, лесных ресурсов, нефти, каменного угля, торфа, природного газа и др.), вторичных ресурсов (электроэнергии, ГСМ, мазута) и данные по определению влияния хозяйственной деятельности предприятия на окружающую природную среду.
Информация, содержащаяся в экологическом паспорте предприятия, предназначена для решения следующих эколого-экономических задач: оценки влияния выбросов (сбросов, твёрдых отходов) загрязняющих веществ в окружающую среду и определения платы за природопользование; установления предприятию ПДВ, ПДС и ПДО загрязняющих веществ в окружающей среде; планирования предприятием природоохранных мероприятий и оценки их эффективности; повышения эффективности использования природных (водных, земельных) и материальных ресурсов, энергии и энергоресурсов; экологической экспертизы проектируемых, существующих и ре-
конструируемых предприятий; контроля за соблюдением предприятием законодательства РФ в области охраны ОПС [2].
В конкурентной экономике предполагается, что государство и бизнес - союзники в поиске устойчивых конкурентных стратегий. При этом ответственность четко распределена.
Экологические предприятия конкурируют как на внешнем, так и внутреннем рынках.
Правительство не ограничивает конкуренцию, но должно быть готово активно поддерживать конкурентоспособные отрасли и обеспечивать основы для здоровой конкуренции. В свою очередь, основной целью государственной политики должно являться создание условий для роста благосостояния граждан. Благосостояние же, в свою очередь, определяется качеством экономической, социальной и экологической среды обитания. Переход именно к такому комплексному пониманию целей развития осуществлен в концепции устойчивого развития. Здесь нельзя руководствоваться только экономическими интересами, как это было раньше, что привело к сложным проблемам в социальной среде и экологической обстановке.
Литература
1. Гайкович Е. К. Экологическая политика Российской Федерации. Н. Новгород, 2003.
2. Маринченко А. В. Экология: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2008.
3. Фадеева А. В. Направления и формы экологизации предпринимательства в российской трансформационной экономике. Альметьевск, 2007.