Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕВИТАЛИЗАЦИИ АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ТЕРРИТОРИЙ ГАРАЖНЫХ МАССИВОВ В Н.НОВГОРОДЕ В КОНЦЕПЦИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА'

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕВИТАЛИЗАЦИИ АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ТЕРРИТОРИЙ ГАРАЖНЫХ МАССИВОВ В Н.НОВГОРОДЕ В КОНЦЕПЦИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАЖНЫЕ МАССИВЫ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ / ДЕПРЕССИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЛИК ГОРОДА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Погосян Э.С., Кавалаглио А.В.

В данной статье рассматриваются возможности внедрения и реализации проекта оптимизации использования депрессивных территорий гаражных массивов в градостроительную концепцию развития города. Оцениваются внешние факторы, влияющие на реализацию, развитие и созданию новых городских пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕВИТАЛИЗАЦИИ АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ТЕРРИТОРИЙ ГАРАЖНЫХ МАССИВОВ В Н.НОВГОРОДЕ В КОНЦЕПЦИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА»

УДК 711.4.01

Погосян Э.С.

Магистрант кафедры Ландшафтная Архитектура Нижегородский архитектурно-строительный университет,

(Россия, Н. Новгород)

Кавалаглио А.В.

Канд. Архитектуры, доцент кафедры Ландшафтной Архитектуры Нижегородский архитектурно-строительный университет,

(Россия, Н. Новгород)

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕВИТАЛИЗАЦИИ АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ТЕРРИТОРИЙ ГАРАЖНЫХ МАССИВОВ В Н.НОВГОРОДЕ В КОНЦЕПЦИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Аннотация: в данной статье рассматриваются возможности внедрения и реализации проекта оптимизации использования депрессивных территорий гаражных массивов в градостроительную концепцию развития города. Оцениваются внешние факторы, влияющие на реализацию, развитие и созданию новых городских пространств.

Ключевые слова: гаражные массивы, градостроительное планирование, концепция градостроительного развития, антропогенные ландшафты, депрессивные территории. комфортная городская среда, рекреационные зоны, устойчивое развитие, облик города, общественные пространства города.

Применяемая во многих российских городах практика размещения наземных гаражей в составе жилых образований имеют ряд негативных последствий. Помимо удобства для владельцев автомобилей, они одновременно создают проблемы для горожан. Безликие ряды гаражей-боксов представляют собой унылую картину, зачастую это устаревшие, неухоженные и замусоренные территории. Некоторые

гаражные массивы занимают водоохранные зоны, нанося огромный экологический вред водным ресурсам и экологии. Они являются депрессивными территориями, нуждающимися в ревитализации, модернизации, развитии.

Политика развития больших городов направлена на их обновление, эффективное использование накопленного потенциала, включая комплексную реконструкцию городов, повышение эффективности использования городских территорий, улучшение экологического состояния городской среды, модернизацию инфраструктуры городов, развитие территорий во взаимосвязи с прилегающими территориями [1]

Анализ существующего функционального планирования территорий города показывает:

- наличие обширных территорий, занятые под заброшенные промышленные, складские функции;

- большая часть городской среды занята парковками и припаркованными автомобилями;

- большинство общественных пространств города не приспособлены для прогулок и времяпрепровождения горожан.

Применение программы оптимизации использования и развития таких территорий в рамках градостроительного планирования необходимо для повышения степени озелененности города, получения дополнительного зеленого каркаса города, новых городских общественных пространств и изменения и улучшения облика города. Новые или трансформированные общественные пространства смогут раскрыть свой потенциал для жителей города и его гостей, и для инвесторов.

Рассмотрим некоторые характеристики региона.

Нижегородская область - один из крупнейших регионов европейской части России. По численности населения область находится на 3 месте в Приволжском федеральном округе после республик Башкортостан и Татарстан. Столица региона -г.Нижний Новгород - с населением 1,3 млн. человек (на 1 января 2013 года) является одним из 15 городов-миллионников и по численности населения входит в пятерку лидеров.

Наиболее привлекательными сферами для иностранных инвестиций в Нижегородской области являются обрабатывающие производства и оптово-розничная торговля [4].

Анализ рисков Нижегородской области подробно рассмотрен и описан в Комплексном инвестиционном плане развития Нижегородской области на период до 2015 года. По результатам анализа выявлены следующие риски-нехватка квалифицированных рабочих, износ основных производственных фондов, нехватка мощностей энергосбережения, ограниченность транспортно-логистической инфраструктуры, высокий износ инженерной инфраструктуры, износ фондов коммерческой недвижимости. Эти риски также важно учитывать при градостроительном планировании.

SWOT- анализ

Внешние факторы, влияющие на реализацию проекта

Сильные стороны Слабые стороны

- наличие программы создания - низкий уровень

комфортной среды; управленческой квалификации

- наличие потребности в новых в органах местного

общественных пространствах самоуправления;

города; неумение взглянуть на

- исследуемые территории развитие территории с точки

находятся в удобной зрения нового пространства (в

транспортной доступности; социокультурном,

- наличие в регионе философском, научном,

эффективной системы работы инновационном аспектах);

с инвесторами, наличие - сокращение численности

нормативно- правовой базы, трудовых ресурсов, риск

обеспечивающей режим недостатка

наибольшего квалифицированных

специалистов при реализации

благоприятствования для в дальнейшем

бизнеса; инвестиционных проектов;

- опыт реализации крупных - низкий уровень использования

инвестиционных проектов; туристско- рекреационного

- культурно-историческое и потенциала;

природное наследие, - сокращение численности

позволяющее развивать населения

туризм и рекреацию

- рост спроса россиян на

внутренний туризм

о Возможные результаты осуществления программы

Сильные стороны - Слабые стороны

- увеличение степени - проект долгосрочный, охват

озелененности города, больших территорий,

создание дополнительного входящих в данную

зеленого каркаса города; программу реализации

- разгрузка городских проекта;

территорий и жилых районов - требует больших капитальных

от чрезмерного количества вложений, инвестиций,

парковочных площадок; большого бюджета;

- создание новых, современно- - возможный конфликт с

оборудованных, эстетически собственниками боксов в ГМ

привлекательных - необходимость изъятия

многоуровневых гаражных земельных участков под

комплексов; гаражными боксами,

- программа предполагает находящиеся в частной

сохранение основных собственности;

существующих - возмещение стоимости

функциональных земельных участков,

особенностей исследуемых находящиеся в частной

территорий; стоимости и другие убытки,

- создание на проектируемых связанные с изъятием таких

территориях дополнительных земельных участков

функциональных зон в

зависимости от потребностей

и вкусов населения;

- увеличение зеленых

рекреационных зон в городе,

создание дополнительных и

доступных общественных

городских пространств

- улучшение экологического

состояния малых рек города

- улучшение облика города

- устойчивое развитие

Общая площадь территорий, занятые под гаражные массивы, составляет около 600га. Понятно, начинать единовременно преобразовывать эти территории не предоставляется возможным и необходимым. Следует выделить территории, нуждающиеся в ревитализации в первую очередь. К ним могут относится:

- территории гаражных массивов, находящиеся в водоохранной зоне;

- территории, примыкающиеся к жилой застройке, особенно в районах где в пешей доступности отсутствуют зеленые зоны для отдыха горожан;

- находящиеся в непосредственной близости в детским дошкольным учреждениям;

- территории, особенно негативно влияющие на облик города; Долгосрочность реализации проекта может иметь и положительные стороны. Это постепенное внедрение, которая может дать общую оценку программы и регулирование

направлению развития. Также это постепенное вложение капитальных средств, возможность привлечения новых инвесторов.

Внедрение такого проекта преобразования депрессивных территорий ГМ в концепцию градостроительного развития Нижнего Новгорода способно повлиять на решение проблемы сохранения и улучшения природного окружения человека, преобразования природной среды города.

Список литературы:

Потаев Г.А. Ландшафтная архитектура и дизайн: учебное пособие // Г.А.Потаев. — М.:ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 400с.

Потаев Г.А. Экологическая ренновация городов.// Минск: БНТУ, 2009. — 173с. Потаев Г.А. Тенденции развития градостроительства. //Минск: БНТУ, 2014. — 222с. Муниципальная программа «Градостроительное планирование развития территории города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 годы. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/465507825 (дата обращения 12.12.2019

Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991

ЗК РФ Глава VII. 1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ) [Электронный ресурс]

URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 33773/63b86ca8593bd3017ab78c816bd637c4e4 d47b58/ (дата обращения 12.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.