Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕГРАДИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГАРАЖНЫХ МАССИВОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД'

ПРИНЦИПЫ ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕГРАДИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГАРАЖНЫХ МАССИВОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ / КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ГАРАЖНЫЕ МАССИВЫ / ОБЛИК ГОРОДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Погосян Э.С., Кавалаглио А.В.

Оценка потенциала территорий гаражных массивов высок для создания более благоприятной городской среды. Учитывая те обширные территории и городские пространства, занимаемые гаражными боксами, формирование более функциональных зон, экологически и эстетически привлекательных пространств могут существенно повлиять на качество городской среды, следуя принципам устойчивого развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Погосян Э.С., Кавалаглио А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕГРАДИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГАРАЖНЫХ МАССИВОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (TECHNICAL SCIENCE)

УДК 712

Погосян Э.С.

Магистрант кафедры Ландшафтная Архитектура Нижегородский архитектурно-строительный университет,

(Россия, Н. Новгород)

Кавалаглио А.В.

Канд. Архитектуры, доцент кафедры Ландшафтной Архитектуры Нижегородский архитектурно-строительный университет,

(Россия, Н. Новгород)

ПРИНЦИПЫ ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕГРАДИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГАРАЖНЫХ МАССИВОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД

Аннотация: оценка потенциала территорий гаражных массивов высок для создания более благоприятной городской среды. Учитывая те обширные территории и городские пространства, занимаемые гаражными боксами, формирование более функциональных зон, экологически и эстетически привлекательных пространств могут существенно повлиять на качество городской среды, следуя принципам устойчивого развития.

Ключевые слова: ландшафтная архитектура, формирование среды, комфортная городская среда, рекреационные зоны, качество городской среды, экологическая устойчивость, гаражные массивы, облик города.

Процесс урбанизации несет и положительные, и отрицательные последствия для человечества, природы. Негативные воздействия на человека в условиях городской среды неизбежны, однако люди оценивают и используют те огромные возможности, которые дает жизнь в городе с его динамикой и потенциалом. Исходя из этого, стремление создавать более комфортные условия для проживания человека в городе,

использование всех доступных современных методов для повышения экологических, эстетических и функциональных качеств городской среды является одной из важнейших задач общества, и сегодня это все чаще является темой обсуждений в мире и России.

Нижний Новгород находится на слиянии рек Оки и Волги, образуя уникальный природный ландшафт. На территории города также протекают малые речки, имеются озера, каналы, образуя своеобразный водный каркас, природно-водную инфраструктуру со своей флорой и фауной, холмы и возвышенности, с которых открываются неповторимые виды.

Однако облик города, его среда и экология значительно страдают от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека. Главная проблема — обширные территории города, занятые под хозяйственные, складские объекты, находящиеся в основном на запущенных, неблагоустроенных территориях, а также устаревшие, но продолжающие разрастаться гаражные массивы.

В данной научной статье рассматриваются территории города Нижний Новгород, занимаемые гаражными массивами, гаражными кооперативами, а также земли, занимаемые гаражными боксами.

Важно определить потенциал таких территорий, оценить функциональную нагрузку, найти способы увеличения функциональных, экологических и эстетических качеств. В советский период строительство гаражных массивов начинается с 1960-х годов. Организовываются гаражные кооперативы, появляются собственники гаражных боксов. С течением времени, во многих гаражных кооперативах строительство вышло за границы когда-то давно отведенных земельных участков. Сегодня гаражные массивы в Нижнем Новгороде занимают около 600 га и продолжая разрастаться, охватывают все новые и новые городские земли.

В процессе исследования были выявлены следующие проблемы:

- Гаражные массивы представляют собой территории, имеющие крайне негативные санитарные и эстетические качества;

- Отдельные гаражные массивы расположены на берегах речек, занимают территории, входящие в водоохранную зону. Было отмечено сильное загрязнении рек от выброса мусора, шин, автохимии, нанесен большой вред экосистеме города.

- Жилые комплексы, соседствующие с гаражными массивами лишены зеленых рекреационных зон, зон для занятий спортом, прогулок;

- Гаражные боксы также часто занимают непосредственно внутренние территории дворов, соседствуют с детскими площадками, детскими учреждениями;

- Территории гаражных массивов, являются источниками перегрева воздуха в городской среде, негативно влияя на изменение микроклимата;

- Потеря зеленых насаждений и почв в результате строительства рядов гаражных боксов имеет много негативных последствий: зоны отдыха и природные территории сокращаются, дождевая вода больше не поступает в почву и не испаряется через растительность. Это отрицательно сказываются на температуру, качество воздуха и климат.

- На территориях гаражных массивов и вокруг них нанесен большой ущерб деревьям, нет охраны, надлежащего ухода и контроля за состоянием зеленых насаждений.

Следует отметить, что, тем не менее, гаражные массивы выполняют важную функцию — хранение автомобилей. С каждым годом количество автотранспорта неуклонно растет, и организация мест для хранения, парковок является одной из важных задач градостроительства. Именно поэтому целесообразно сохранить первоначальную функцию хранения автомобилей.

Анализ и подсчет возможности увеличения парковочных мест дают следующие выводы, что гаражные боксы в исследуемых гаражных массивах занимают площади от 25-40 кв.м каждый. Принимая размер места для стоянки автомобиля при парковке под 90 градусом -2,5х5,3м. и размер парковочного места для ивалидов-5,3х6, расстояние между рядами-6м., площадь машиноместа в проектируемых гаражных комплексах составит 13 кв.м., что предусматривает возможность увеличения количества машиномест в 2-3 раза. При организации парковок на нескольких уровнях на участках,

где это допустимо, также существует возможность увеличения количества машиномест, что позволит разгрузить дворы соседствующих жилых комплексов от машин и парковочных мест. Важно отметить, что новые гаражные комплексы и парковки должны отвечать современном требованиям по оснащению, безопасности, эстетике.

Одна из задач данной работы направлена на повышение экологической устойчивости городской среды. Забота о человеке прежде всего, о его здоровье и комфорте должны лежать в основе всех принимаемых решений вокруг планирования и развития городских территорий. Поэтому, основная идея заключается в оптимальном использовании территорий города, особенно его деградированных ландшафтов, в планировании и дизайне общественных мест, что может внести существенно вклад программу комфортной среды и устойчивом развитии города Нижний Новгород. Решая проблему хранения автомобилей, необходимо также предусмотреть развитие и формирование сбалансированной экологической среды, комфортной жизненной среды обитания человека с социальной и психологической точек зрения. Кровли новых современных гаражных комплексах, используемые как новые функциональные зеленые пространства, могут стать решением для этих целей.

Как можно больше природы в городе, удобство и безопасность, высокие эстетические и экологические свойства должны быть в приоритете, стать главными требованиями в проектировании, строительстве и эксплуатации подобных объектов. Увеличение рекреационных зон за счет использования подобных территорий гаражных массивов позволяют положительно повлиять на психо-эмоциональное и физическое состояние горожан.

Береговая линия русла рек, ныне занимаемые гаражными массивами являются уникальными площадками для дополнительных возможностей разнообразить ландшафтную структуру города, стать средством оздоровления природной среды, организации мест для отдыха, прогулочных троп.

Учитывая неравномерность распределения рекреационных зон по городу, территории гаражных массивов могут стать дополнительными зелеными зонами, линейными парками.

Подобные меры организации пространства способны качественно повлиять на комфортность городской среды, облик города и его престиж.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Глазычев В.Л. Урбанистика. М.:Европа, 2008

Гостев В.Ф., Юскевич Н.Н. Проектирование садов и парков: Учебник.-3-е изд., стер.-СПб.: Издательство «Лань», 2016г.-344с.

Костронь Любомир. Психология архитектуры / перевод с чеш. —Х.:изд «Гуманитарный центр» / Олива И.В., 2018.- 340с.

Луис Вирт. Урбанизм, как образ жизни. перевод с англ.;2-е изд. —М.:Strelka Press, 2018. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды.-Санкт-Петербург, 2002 г. C. 79-82

Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн. СПб:Полиграфист. 2012 Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн: учебн. Пособие. М.: Апсект-Пресс. 2003

Потаев Г.А. Тенденции развития градостроительства. Минск: БНТУ, 2014 Потаев Г.А. Экологическая ренновация городов. Минск: БНТУ, 2009 Теодоронский В.С., Боговая И.О. Ландшафтная архитектура с основами проектирования: учеб. пособие /. — 2-е изд. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. — 304с Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. М.: высш.шк., 1990 Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991

Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/arkhitekturno-landshaftnaya-rekonstruktsiya-kak-sredstvo-optimizatsii-gorodskoi-sredy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.