Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБЛИКА СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА'

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБЛИКА СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЛИК ГОРОДА / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГЛАМЕНТЫ ЗАСТРОЙКИ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вашкевич Валентин

Эффективность системы управления развитием облика города может быть повышена благодаря новым принципам и методам регулирования застройки, учитывающим глубинную природу градостроительных конфликтов, а также возможности современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE IMAGE OF THE MODERN CITY

The author shows the need for more effective management system of the city image shaping through the new ways and methods of building, as well as the information technologies.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБЛИКА СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА»

■ uJ\ '.. Ж

Аннотация. Эффективность системы управления развитием облика города может быть повышена благодаря новым принципам и методам регулирования застройки, учитывающим глубинную природу градостроительных конфликтов, а также

>азвитием

современного города

Валентин Вашкевич,

завкафедрой

«Градостроительство» БНТУ, кандидат архитектуры

УДК 711.58

возможности современных информационных технологий.

Ключевые слова: облик города, управление, регламенты застройки, градостроительный конфликт.

Согласно общепринятому определению, облик города - внешний вид его застройки и ландшафта [1]. Он имеет сложную структуру, определяемую особенностями планировки, рельефа местности и представляющую собой трудный объект для анализа и оценки. Еще большей проблемой является прогнозирование перспектив его развития. Несмотря на то, что это процесс не стихийный, а управляемый, осуществляемый согласно проектной документации, проблема достижения высоких эстетических качеств внешнего облика города пока не решена.

Особенно остро вопрос формирования художественных качеств архитектуры стоит в странах с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь. Наиболее заметны негатив-

ные тенденции в облике Минска, где концентрируется значительный объем инвестиций в строительство. Ряд объектов, возведенных в последние годы, эксперты считают градостроительными ошибками. К ним относят торгово-развлекательные центры «Dana Mall», «Галерея Минск», здание отеля Кем-пински, жилой дом у Троицкого предместья и т.д. Большое количество критических высказываний указывает на отсутствие действенных механизмов регулирования застройки столицы.

Проблема управления пространственным развитием облика поселений нашей страны недостаточно исследована и нуждается в системном изучении. Большинство белорусских и российских исследователей связывает композиционное несовершенство городской среды с неконтролируемым ростом застройки в условиях рыночной экономики.

УРБАНИСТИКА

Г

Облик города состоит из следующих видовых картин: панорам застройки, воспринимаемых с главных урбанизированных и природных осей; локальных городских пейзажей; отдельных архитектурных объемов и их частей.

В композиционной структуре видовых картин выделяют рядовую (фоновую) застройку, архитек-

турные доминанты и акценты. Вид города должен отвечать эстетическим, доэстетическим и сверхэстетическим критериям. К первым относят гармоничность, выразительность, ко вторым - разнообразие, оригинальность, к третьим - идейно-художественное содержание (идеологическую, историческую, сюжетную осмысленность) [1]. Все перечисленное отличает

Рис. 1. Градостроительные конфликты места. А - комплекс гостиницы Кемпински, Б - план парка им. Уго Чавеса в жилом районе Каменная горка (красным цветом выделены участки застройки общественного назначения)

Рис.2. Градостроительные конфликты времени. А - здание бизнес центра Capital Palace на Октябрьской площади, Б - псевдоисторическая застройка улицы Зыбицкая

Рис.3. Градостроительные конфликты пространства. А - торгово-развлекательный центр «Galleria Minsk», Б - жилой дом у Троицкого предместья

одно общее свойство - субъективность оценки. И хотя в прошлом веке были популярны количественные методы эстетической оценки свойств архитектуры (Г. Азгальдов, Ю. Божко), они не использовались на практике, так как не могли описать сложные градостроительные образования и требовали затрат времени и средств. Очевидно, что сбалансированного сочетания названных характеристик априори невозможно добиться исходя из особенностей объекта. Города занимают значительную площадь, время их существования зачастую исчисляется тысячелетиями, при этом меняются как социальные, так и экономические условия. Даже поселения, возникающие на свободных территориях и построенные по единому проекту, претерпевают значительные изменения в ходе корректировки первоначальных планов. Эффективная координация архитектурно-градостроительной деятельности даже в масштабе малого города -сложная проблема, а в условиях крупного - почти неразрешимая.

В Беларуси действует система управления архитектурно-градостроительной деятельностью, которая включает государственные органы регулирования пространственного развития поселений, институты подготовки и переподготовки кадров, нормативно-правовую базу. На градостроительном уровне облик города формируется в результате реализации следующих видов проектно-планировочной документации: генерального плана, проектов детальной планировки его структурных частей, архитектурно-планировочных концепций отдельных зданий. Состав проектной документации строго регламентирован соответствующими нормативными документами. Проекты проходят согласование в подразделениях архитектуры и градостроительства местных исполнительных органов власти, подвергаются государственной экспертизе, обсуждаются на архитектурно-градостроительных советах. Несмотря на это, градостроительные ошибки - частое явление. Это не что иное, как профессиональная конфликтная ситуация, которая должна тщательно изучаться, дабы не повторяться впредь.

В нашей стране архитектурная критика не развита. Острые публикации сосредоточены в основном в сети Интернет, где оценки экспертов соседствуют с дилетантскими суждениями. Анализ статей,

интервью со специалистами позволил автору выделить следующие типы градостроительных конфликтов: несоответствие объекта местоположению (конфликты места); устаревшие художественные решения (конфликты времени); неэффективное использование пространства (конфликты пространства).

Конфликты места иллюстрируются примерами застройки зеленых зон (здание бывшего отеля Кем-пински, торговые центры в парках, жилые образования в центре столицы) (рис. 1). Типичным конфликтом времени можно считать застройку улицы Зыбицкой, бизнес-центр на Октябрьской площади, где утеряна историческая осмысленность (рис. 2). Пример пространственных конфликтов - жилой дом у Троицкого предместья, торговый центр «Галерея Минск» (рис. 3).

В основе архитектурно-градостроительных противоречий лежат конфликты интересов различных групп населения, которые условно можно разделить в соответствии с тремя секторами экономики. В компетенции государства находятся все вопросы по нормативно-правовому обеспечению градостроительной деятельности. Частный сектор заинтересован в инвестициях в объекты недвижимости, общественные организации отстаивают свои интересы в вопросах формирования комфортных условий проживания (рис. 4).

Системы управления развитием города можно классифицировать в зависимости от соотношения приоритетов интересов 3 основных секторов - государства, бизнеса и общества. Экономист А. Евстафьев выделяет 3 их типа: административно-директивный (градостроительство в условиях централизованной экономики); бизнес-ориентированный (градорегулирование в условиях рыночной экономики); социально-ориентированный (градоустройство) [2].

Яркий пример управления директивного типа -система регулирования градостроительной деятельности, действовавшая в условиях плановой экономики СССР, для которой характерно существование должности главного архитектора города, высокая степень централизации, отсутствие регламентов застройки, наличие проектной документации, закрытость градостроительной информации. Считалось, что формирование высоких художественных качеств застройки возможно при

Рис.4. Субъекты градостроительной деятельности

УРБАНИСТИКА

Государство

Общественность

строжайшей градостроительной дисциплине, комплексном проектировании и строительстве, соблюдении преемственности развития основного композиционного замысла города [3]. Главный архитектор города нес персональную ответственность за качество архитектурно-градостроительных решений.

Классический бизнес-ориентированный тип управления сложился в Нью-Йорке, где параметры застройки определялись законом о зонировании, в котором изложены правила освоения каждого земельного участка. При этом их детальность позволяла обходиться без комплексных генеральных планов развития города.

Социально-ориентированная модель управления возникла в развитых странах Западной Европы на основе бизнес-ориентированного и директивного подходов. Для нее характерна децентрализация принятия решений, вовлечение граждан в обсуждение проектов(партисипа-ция), что существенно увеличивает время разработки документации, но снижает вероятность неприятия предлагаемых вариантов.

История градостроительства свидетельствует о том, что любая модель управления может быть эффективна с точки зрения художественного решения. Королевские площади Парижа, ансамбль проспекта Сталина в Минске возникли благодаря реализации государственной политики. Кластеры небоскребов Манхеттена в Нью-Йорке - результат управленческой бизнес-модели, общественные пространства в Копенгагене, Стокгольме - социально-ориентированного подхода.

Сложившуюся в Беларуси систему управления развитием облика города можно отнести к административно-директивному типу. Вместе с тем она трансформируется путем адаптации инструментов, характерных для других систем. Так, с конца 90-х гг. прошлого века в проектирование внедряются регламенты застройки, а с 2011 г. проводятся общественные обсуждения градостроительных проектов. Существенное влияние на данный процесс оказывают формирующийся рынок земли, неопределенность приоритетов пространственного развития городов, высокая степень централизации госуправления в сфере архитектуры и градостроительства, неустойчивость нормативно-правового обеспече-

Потребитель

Рис.5. Пирамида приоритетов интересов при градостроительном проектировании

ния, преобладание частных инвестиций в строительной сфере, заинтересованность общественности, активное внедрение информационных технологий и компьютерной техники.

Кризис в системе наглядно иллюстрируется частотой смены главного архитектора города. За 30 лет существования независимой Республики Беларусь в Минске сменилось десять специалистов, причем некоторые из них проработали около месяца. Для примера: в советский период Ю. Григорьев занимал эту должность 12 лет, с 1974 по 1986 г.

В условиях переходной экономики происходит смешение управленческих моделей, в результате чего интересы представителей различных экономических секторов могут возобладать в стратегиях городского развития. Дискуссионным остается вопрос приоритета интересов экономических секторов в градостроении: авторы придерживаются диаметрально противоположных взглядов на степень влияния государства на этот процесс. Административно-директивный метод городского планирования основан на приоритете государственных интересов. Бизнес-ориентированный подход предполагает политику невмешательства в девелоперскую деятельность. Социально-ориентированный основан на принципе диалога всех заинтересованных сторон для достижения общественной пользы [4].

Результаты общественного обсуждения генерального плана Минска, проектов детального планирования продемонстрировали неподготовленность участников к диалогу и отсутствие профессиональных менеджеров по продвижению программ развития. Данные обсуждения проводятся после завершения работы над проектами и занимают много времени. Вместе с тем действующие правовые акты не учитывают тот факт, что на разных уровнях проектирования существенно различаются временные горизонты планирования и преобладают интересы различных групп (рис. 5).

Решения генерального плана развития города рассчитаны на 20-30 лет и определяются в основном социально-экономической политикой государства, поэтому общественные обсуждения не могут привести к конструктивному результату и бесполезны. Общественные обсуждения проектов детального планирования, эскизных решений застройки могут быть результативными. Такие дебаты необхо-

димы на предпроектном этапе разработки последних, чтобы проинформировать широкие круги населения о предстоящих изменениях, реализуемых в течение 10 лет. Обсуждение архитектурных проектов отдельных зданий не имеет смысла, так как их параметры должны определяться на уровне детального планирования. Однако его система регламентов застройки и эстетических критериев недостаточно конкретно задает параметры объемов. Ограничения высоты застройки зачастую сводятся к общим требованиям «.. .не выше 9 этажей», а эстетические критерии формулируются как «обеспечить высокие эстетические качества», «.сформировать ансамбль».

Сопоставительный анализ типов управления городским развитием позволяет сформулировать следующие принципы регулирования облика города: конкретность композиционных требований; стабильность нормативно-правовых обоснований; прозрачность процедуры оценки архитектурно-художественных качеств проектов; объективность критериев оценки проектных решений.

Можно выделить три метода управления развитием облика города: экспертный, параметрический, гибридный. Первый основан на совершенствовании процедуры оценки проектов в части композиции и требует эффективных методик анализа проектных решений на соответствие художественным требованиям и квалифицированных экспертов, способных ими пользоваться. Его недостаток - трудность автоматизации процесса, а также субъективность оценочных суждений.

Параметрический подход предполагает развитие системы регламентов, которые на уровне разработки проектов детального планирования конкретизируют требования к объемно-пространственной композиции - к примеру, высоте застройки, уклонам скатных крыш, отступам от красной линии, протяженности фасадов. Трудности в применении параметризма в условиях Беларуси связаны с отсутствием теоретических обоснований и технической базы. Попытка разработать правила застройки Минска, предпринятая в последние годы, не дала результатов, так как предложенные автором варианты повторяли положения генерального плана. Регламенты застройки доказали свою эффективность в городах США, при реконструкции районов Восточного Берлина в 90-е гг. прошлого века в рамках концепции «критической реконструкции» Х. Штимманна. Однако это было возможно при сложившейся структуре землепользования и стабильности законодательной базы.

Параметрические регламенты наглядны, доступны для рядового потребителя и могут быть автоматизи-

рованы. Современные технологии складирования геоданных позволяют создавать информационные модели городов, которые можно использовать для апробации и оценки различных архитектурных решений. Существенным ограничением для автоматизации параметрического регулирования является недостаток вычислительных мощностей в профильных отделах местных исполнительных органов власти.

Полная автоматизация процесса управления обликом города средствами искусственного интеллекта возможна только в отдаленном будущем. В ближайшей перспективе для Беларуси будет актуален гибридный метод, в котором сочетаются экспертная оценка и конкретность параметрического регулирования. Экспертная оценка необходима для архитектурных доминант, акцентов, объектов, влияющих на панораму города, а параметрические регламенты - для фоновой застройки.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: государственная структура управления обликом современного белорусского города относится к административно-директивному типу и находится в стадии трансформации; в ходе мониторинга результатов градостроительной деятельности необходимы критический анализ конфликтных ситуаций, соблюдение принципов конкретности композиционных требований, стабильность нормативно-правовых обоснований, прозрачность процедуры оценки архитектурно-художественных качеств проекта, объективность их критериев. Наиболее перспективным направлением совершенствования системы управления градостроительством можно считать гибридный метод регулирования застройки, в котором сочетаются экспертные оценки проектных решений и точность параметрических регламентов. Данные теоретические положения могут существенно повысить эффективность принятия архитектурно-градостроительных решений и способствовать формированию высоких художественных качеств застройки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Градостроительство и территориальная планировка. Понятийно-терминологический словарь / Мин-во архитектуры и строительства Республики Беларусь: Г.А. Потаев (отв. ред.), И.А. Иодо, К.К. Хачатрянц, А.И. Ничкасов - Минск. 1999.

2. Евстафьев А.И. Методы анализа и регулирования пространственного развития города: автореф. дис. .. .канд. экон. наук: 08.00.05. - Краснодар, 2011.

3. Потапов Л.С. Силуэт Минска. - Минск, 1980.

4. Моисеев Ю.М. Пороги неопределенности в системе градостроительного планирования: дис. ... д-ра арх-ры: 05.23.22. - М., 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.