Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА КАК МЕХАНИЗМА ПРЕОДОЛЕНИЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТИ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ'

ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА КАК МЕХАНИЗМА ПРЕОДОЛЕНИЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТИ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
339
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / МАЛОИМУЩИЕ ГРАЖДАНЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камышова Е.В., Соловьева Т.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью теоретического обоснования, а также практического развития социального контракта как принципиально нового для России механизма адресной социальной помощи государства в адрес малоимущих граждан. Цель статьи заключается в оценке востребованности социального контракта малоимущими гражданами и выработке рекомендаций по совершенствованию практики его реализации в деятельности учреждений системы социальной защиты. Авторами доказано, что степень востребованности государственной социальной помощи на основе социального контракта в современных российских условиях является средней. Выявлены достижения и недостатки в практике реализации социальных контрактов. Сделано заключение об их влиянии на востребованность данного механизма преодоления малообеспеченности, а также предложены рекомендации по его совершенствованию. Статья предназначена для специалистов учреждений социальной защиты и их клиентов - малоимущих граждан, взаимодействующих в рамках социально-контрактных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Камышова Е.В., Соловьева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE RELEVANCE OF THE SOCIAL CONTRACT AS A MECHANISM FOR OVERCOMING THE POVERTY OF CITIZENS IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS

The relevance of the article is due to the need for theoretical substantiation, as well as practical development of the social contract as a fundamentally new mechanism for targeted social assistance of the state to poor citizens in Russia. The purpose of the article is to assess the demand for a social contract by poor citizens and to develop recommendations for improving the practice of its implementation in the activities of social protection institutions. The authors have proved that the degree of demand for targeted social assistance from the state on the basis of a social contract in modern Russian conditions is average. The achievements and shortcomings in the practice of implementing social contracts are revealed. The conclusion is made about their influence on the demand for this mechanism of overcoming poverty, and recommendations for its improvement are proposed. The article is intended for specialists of social protection institutions and their clients - poor citizens interacting within the framework of social contract relations.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА КАК МЕХАНИЗМА ПРЕОДОЛЕНИЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТИ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК 364

Оценка востребованности социального контракта как механизма преодоления малообеспеченности граждан в современных российских условиях

Assessment of the relevance of the social contract as a mechanism for overcoming the poverty of citizens in modern Russian conditions

Камышова Е.В., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, ekamyshova@yandex.ru

Соловьева Т.В., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, tanysha_v@bk.ru

Kamyshova E., National Research Mordovia State University, ekamyshova@yandex.ru Soloveva T., National Research Mordovia State University, tanysha_v@bk.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.033

Ключевые слова: социальный контракт, малообеспеченность, малоимущие граждане, потребность в социальной помощи, востребованность, адресная социальная помощь, механизмы преодоления малообеспеченности.

Keywords: social contract, low income, poor citizens, the need for social assistance, demand, targeted social assistance, mechanisms for overcoming poverty.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью теоретического обоснования, а также практического развития социального контракта как принципиально нового для России механизма адресной социальной помощи государства в адрес малоимущих граждан. Цель статьи заключается в оценке востребованности социального контракта малоимущими гражданами и выработке рекомендаций по совершенствованию практики его реализации в деятельности учреждений системы социальной защиты. Авторами доказано, что степень востребованности государственной социальной помощи на основе социального контракта в современных российских условиях является средней. Выявлены достижения и недостатки в практике реализации социальных контрактов. Сделано заключение об их влиянии на востребованность данного механизма преодоления малообеспеченности, а также предложены рекомендации по его совершенствованию. Статья предназначена для специалистов учреждений социальной защиты и их клиентов - малоимущих граждан, взаимодействующих в рамках социально-контрактных отношений.

Abstract. The relevance of the article is due to the need for theoretical substantiation, as well as practical development of the social contract as a fundamentally new mechanism for targeted social assistance of the state to poor citizens in Russia. The purpose of the article is to assess the demand for a social contract by poor citizens and to develop recommendations for improving the practice of its implementation in the activities of social protection institutions. The authors have proved that the degree of demand for targeted social assistance from the state on the basis of a social contract in modern Russian conditions is average. The achievements and shortcomings in the practice of implementing social contracts are revealed. The conclusion is made about their influence on the demand for this mechanism of overcoming poverty, and recommendations for its improvement are proposed. The article is intended for specialists of social protection institutions and their clients - poor citizens interacting within the framework of social contract relations.

Введение. Проблема оценки востребованности социального контракта как принципиально нового для России механизма преодоления малообеспеченности в рамках государственной социальной поддержки в современных

российских условиях является крайне актуальной.

В условиях рыночной экономики происходит увеличение количества граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Согласно данным Росстата, в 2020 г. численность

россиян, имеющих статус малоимущих, выросла на 1,9% в сравнении с 2019 г., составив 21,1 млн. человек (это 13,7% от общей численности жителей страны) [15].

В ответ на рост числа малоимущих граждан современное российское государство реализует комплекс мер социальной поддержки (пособия, компенсации, льготы). Эти меры являются преимущественно ресурсообеспечивающими, в связи с чем, часто критикуются как вызывающие социальное иждивенчество, не способствующие развитию активной позиции малоимущих граждан в направлении преодоления проблем (например, через поиск подходящей работы, профессиональную переподготовку, повышение квалификации, развитие собственного дела и т.д.).

Социальный контракт является действительно принципиально новым для России механизмом преодоления малообеспеченности гражданам через активизацию и развитие их собственных ресурсов. Его суть (и одновременно главное отличие от традиционных

ресурсообеспечивающих мер социальной поддержки) - в оформлении специального договора между учреждением социальной защиты и малоимущим гражданином / малоимущей семьей, в ходе реализации которого первое обязуется предоставить клиенту государственную социальную помощь, а вторые -осуществить мероприятия, предполагаемые содержанием программы социальной адаптации и исключающие иждивенческие мотивы, для преодоления трудной жизненной ситуации.

Предпосылками для развития социально -контрактных отношений учреждений социальной защиты с малоимущими гражданами стало появление в 1995-2002 гг. первых программ «От пособия к зарплате» и «Самообеспечение» в Пермской области и Республике Коми [5]. В дальнейшем, пройдя в своем развитии этапы локальных проектов в отдельных регионах страны в 2003-2009 гг., а также экспериментов, реализованных на федеральном уровне в 20102011 гг., механизм социального контракта стал активно развиваться по всей стране (в том числе с 2013 г. в Республике Мордовия, которую представляют авторы данной статьи). Опыт его реализации, а также вопросы, касающиеся востребованности целевой группой, конечно же, требуют систематизации и всестороннего научного анализа.

Отметим при этом, что отдельные характеристики проблемы исследования уже изучены отечественными учеными: В частности:

- содержание, нормативно-правовую базу и методические основы социальной помощи на

контрактной основе анализируют З.П. Замараева [5;6], Е.В. Кравченко [8], Л.А. Прокофьева [10] и

др.;

организационно-технологические особенности социального контракта в современной России раскрывают в своих работах Е.И. Антипова [2], А.И. Просвирина [11], В.И. Семенов [13] и др.;

- практику реализации социальных контрактов в России характеризуют А.Н. Аверин [1], К.А. Воронова [3], С.В. Калашников [7] и др.

Между тем востребованность социального контракта малоимущими гражданами по-прежнему является актуальным предметом научных исследований. В теоретическом плане это связано с недостаточной разработанностью заявленной проблемы в науке; в практическом смысле - с необходимостью развития и совершенствованием данного механизма преодоления малообеспеченности в рамках государственной социальной помощи с учетом потребности в нем целевой группы. Без этого невозможно грамотно организовывать и реализовывать мероприятия, предполагаемые в программе социальной адаптации в ходе оказания адресной социальной помощи по социальному контракту.

Методология исследования.

Методологической основой данного

исследования являются теории «вызова-ответа» А. Тойнби [14], концепции жизненных сил человека С.И. Григорьева [4] и др. Их положения использованы при анализе способности малоимущих граждан к решению проблем самостоятельно или с помощью учреждений социальной защиты. При этом ключевыми при анализе проблемы исследования стали положения теории социальной защиты слабо защищенных групп М. Пэйна [12] и ресурсной теории социальной работы З.П. Замараевой [5;6], через призму которых оценивалась востребованность социального контракта как

ресурсоактивизирующего и

ресурсоразвивающего механизма

государственной социальной поддержки малоимущих граждан.

В качестве основных методов исследования применялись: 1) общенаучные: анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, вторичный анализ исследований, синтез, индукция, дедукция; 2) частнонаучные: а) методы сбора информации: анкетирование малоимущих граждан, заключивших социальный контракт; интервьюирование специалистов по социальной работе, чья профессиональная деятельность связана с заключением социальных

контрактов; б) методы обработки информации: анализ статистических данных, сравнительный анализ, ранжирование, математические и проектные методы выработки рекомендаций.

Эмпирическая база исследования:

1) статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ [15], Министерства труда и социальной защиты РФ [9] о количестве малоимущих граждан и числе заключенных социальных контрактов;

2) результаты вторичного анализа исследований [3;7; 10; 11], посвященных изучению роли социально-контрактных отношений в преодолении малообеспеченности россиян;

3) данные авторского эмпирического исследования, проведенного в Республике Мордовия на базе ГКУ «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия» с целью оценки востребованности социального контракта малоимущими гражданами и выработки рекомендации по совершенствованию практики его реализации в деятельности учреждений социальной защиты (В рамках исследования проведен опрос малоимущих граждан, заключивших социальный контракт в данном учреждении (в форме анкетирования). Опрошено 72 человека, что составляет 30,0% от величины генеральной совокупности (241 человек на 01.06.2021 г.). Выборка сформирована методом доступных случаев, обоснована желанием респондентов участвовать в опросе и их доступностью на момент исследования с учетом ограничительных мер в связи с Соу1<1-19. Также проведен опрос (в форме полуформализованного интервью) специалистов по социальной работе отделения срочной социальной помощи, чья профессиональная деятельность связана с заключением социальных контрактов. Всего опрошено 10 человек, выборка - целевая, ее

величина соответствует генеральной

совокупности.

Результаты исследования. Анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, статистических данных, результатов ранее проведенных социологических исследований [3;7;10;11] показал, что в современной России социальный контракт является единственным инструментом, позволяющим не только поддержать доходы гражданина (семьи) за счет предоставления им адресной социальной помощи со стороны государства, но и преодолеть причины бедности в долгосрочной перспективе.

По информации, представленной на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ, с момента внедрения в нашей стране и до настоящего времени заключено свыше 60 тыс. подобных соглашений, причем за последние годы их число выросло в 2 раза [9]. Здесь согласимся с мнением Л.А. Прокофьевой, что данный механизм преодоления бедности обнаружил свою востребованность тогда, когда работа социальных служб по поддержке малоимущих граждан подверглась критике из-за низкой результативности решения задачи обеспечения роста их экономической самостоятельности и реализации внутренних ресурсов [10, с. 83].

Результаты проведенного нами исследования показывают, что значительная доля малоимущих граждан не способна решать свои проблемы самостоятельно, нуждаются в помощи государства и зависимы от нее, см. таблицу 1.

Характеризуя свое отношение к мерам государственной социальной поддержки, большинство опрошенных (60,0% специалистов по социальной работе и 66,7% малоимущих граждан) отметили «высокую» актуальность развития социального контракта, см. рисунок 1.

№ п/п Варианты ответов Количество ответивших, %

1 Не способны решать свои проблемы самостоятельно, сильно зависимы от государственной социальной помощи 40,0%

2 Способны решать лишь некоторые проблемы самостоятельно, нуждаются в значительной социальной помощи государства 30,0%

3 Способны решать максимум проблем самостоятельно, потребность в государственной социальной помощи - минимальная 20,0%

4 Способны справиться со всеми проблемами самостоятельно, не испытывают потребности в государственной социальной помощи 10,0%

5 Затрудняюсь ответить -

Таблица 1. - Ответы специалистов по социальной работе на вопрос: «Как бы Вы оценили способность малоимущих граждан решать свои проблемы самостоятельно, без государственной социальной помощи?»

и малоимущие граждане ЕЗ специалисты по социальной работе

Рисунок 1. - Актуальность развития социального контракта как механизма преодоления малообеспеченности граждан в оценках опрошенных

Согласно ответам 41,7% малоимущих граждан, заключивших социальный контракт, подобное решение принималось ими самостоятельно (на основе информации из СМИ, Интернет-источников и т.д.). У 37,5% респондентов данной группы на принятие такого решения повлияли рекомендации специалистов по социальной работе. Еще 20,8% клиентов решились на заключение социального контракта,

опираясь на советы ближайшего социального окружения, уже воспользовавшихся данной формой помощи и добившихся успехов в плане выхода из ситуации малообеспеченности.

Характерно, что многие из получателей помощи изначально испытывали тревогу и сомнения относительно процедуры заключения и процесса реализации социального контракта, см. рисунок 2.

Рисунок 2. - Ответы малоимущих граждан на вопрос: «Испытывали ли Вы тревогу, сомнения, опасения относительно процедуры заключения и процесса реализации социального контракта?»

54,2% малоимущих граждан - участников исследования заключили социальный контракт с целью поиска работы, 37,5% - для начала предпринимательской деятельности, 8,3% - для развития личного подсобного хозяйства. В 12,5% случаев это сделано в целях обучения новой профессии, основам предпринимательства и ведения подсобного хозяйства.

Для 70,8% получателей помощь предоставлена в денежной форме, для 29,2% - в

натуральной. Целевые денежные выплаты получены, прежде всего, в форме: а) ежемесячных денежных пособий на реализацию мер по поиску работы, преодолению трудной жизненной ситуации; б) единовременного денежного пособия на реализацию мероприятий, связанных с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности.

При этом степень соответствия результатов социального контракта потребностям в помощи

малоимущих граждан оценивается участниками исследования преимущественно как «средняя». В пользу этого высказалось большинство малоимущих граждан (45,8%) и специалистов по социальной работе (50,0%). Вместе с тем выявлен обнадеживающий факт: значительная доля респондентов (34,7% клиентов и 40,0% специалистов) считает, что степень соответствия результатов социального контракта потребностям малоимущих граждан в помощи может быть оценена как «высокая».

В целом же, по данным исследования, адресная социальная помощь на основании социального контракта позволяет решать

трудности, вызванные малообеспеченностью, и развиваться дальше. Полностью согласны с этим ровно половина (по 50,0%) клиентов и специалистов по социальной работе. Еще 33,4% получателей помощи и 40,0% специалистов выбрали вариант ответа «скорее, да, чем нет», см. рисунок 3.

Что касается востребованности адресной социальной помощи на основе социального контракта, то опрошенные в обеих группах дают ей преимущественно «средние» оценки. Показательно, что среди участников опросов велика доля тех, кто оценивает ее как «низкую», см. рисунок 4.

50 50

да скорее, да, скорее, нет, нет затрудняюсь

чем нет чем да ответить

П малоимущие граждане ЕЗ специалисты по социальной работе

Рисунок 3. - Мнение малоимущих граждан и специалистов по социальной работе относительно того, позволяют ли результаты помощи на основании социального контракта решать проблемы,

вызванные малообеспеченностью

х

и

В

в и т е в

ё * о в т с е

80

60

40

20

70

58,3

25

30

4,2

12,5

л

лок

высокая

средняя

низкая

затрудняюсь ответить

И малоимущие граждане □ специалисты по социальной работе

0

0

0

Рисунок 4. - Востребованность социального контракта в оценках малоимущих граждан

и специалистов по социальной работе

Те опрошенные, которые считают, что социальные контракты являются

востребованными, связывают это с тем, что в практике оказания помощи на их основе есть значимые положительные моменты, которые стимулируют клиентов учреждений социальной защиты заключать подобные договоры.

Так, например, респонденты из числа малоимущих граждан, отвечая на соответствующий открытый вопрос анкеты о положительных моментах оказания адресной социальной помощи на условиях социального контракта, отмечают, что данный механизм «помогает реально повышать доходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

малоимущего гражданина или семьи», «ускоряет выход из трудной жизненной ситуации или, по крайней мере, дает шанс ее преодолеть», «активизирует ресурсы малоимущих клиентов», «стимулирует активные действия клиентов в направлении преодоления финансовых и материальных трудностей с последующим выходом на самообеспечение». В этой связи малоимущие граждане в целом достаточно высоко оценивают положительную

результативность социальных контрактов: 45,8% оценили ее как высокую, 37,5% - как среднюю, 8,3% - как низкую, 8,3% - затруднились ответить на вопрос.

В свою очередь, специалисты по социальной работе считают плюсами то, что граждане, реализующие социальный контракт, «реально приобретают уверенность в собственных силах», «реализуют свой трудовой потенциал», «решают вопрос о собственной занятости». Среди достижений, требующих дальнейшего развития, ими также названы: постепенное накопление опыта заключения таких соглашений с малоимущими; приобретение специалистами по социальной работе знаний, навыков и умений, необходимых для такой работы; постепенное

совершенствование механизма социально-контрактных отношений; установленные контакты с другими учреждениями, вовлеченными в практику реализации социальных контрактов. При этом среди наиболее востребованных социозащитных мер на основе социального контракта, опрошенными специалистами по социальной работе указаны: а) ежемесячное социальное пособие (40,0%); б) единовременная социальная выплата (30,0%); в) единовременное социальное пособие на развитие личного подсобного хозяйства (20,0%); г) выплата пособия на погашение части долга по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства (10,0%).

Между тем участники исследования называют и проблемы в практике предоставления адресной социальной помощи на основе социального контракта, которые соотносятся с теми причинами, которые снижают его востребованность. В качестве основной причины респонденты в обеих группах называют привычку получать социальные выплаты и пособия без собственных активных действий для улучшения материального положения, см. таблицу 2.

№ п/п Вариант ответов Доля ответивших, %

малоимущие граждане специалисты по социальной работе

1 Привычка получать социальные выплаты и пособия без собственных активных действий для улучшения материального положения 87,5 90,0

2 Боязнь малоимущих граждан ответственности по социальному контракту и в связи с этим отказ от обращений за такой помощью 79,2 70,0

3 Целевая ограниченность денежных выплат и натуральной помощи, которая не отражает всего спектра проблем малоимущих граждан 58,3 60,0

4 Нежелание строго соблюдать условия программы социальной адаптации в рамках реализации социального контракта 41,7 40,0

5 Несоответствие условий социального контракта потребностям малоимущих граждан в помощи 37,5 40,0

6 Слабая информированность клиентов об условиях заключения, содержании и процедуре реализации социального контракта 70,9 40,0

7 Боязнь трудностей по время процедуры оформления и сопровождения реализации социального контракта 25,0 30,0

8 Сложности с объективной оценкой малообеспеченности граждан 20,8 30,0

9 Нежелание потенциальных получателей помощи получать ее именно на основе социального контракта 16,7 20,0

10 Нацеленность малоимущих граждан на самостоятельное решение проблем 25,0 20,0

11 Недостаток качественных методик и механизмов оценки результатов социального контракта 4,2 10,0

12 Отрицательные отзывы о взаимодействии с учреждением социальной защиты и малоимущими гражданами в рамках социального контракта 4,2 10,0

13 Другие варианты ответа 4,2 10,0

Таблица 2. - Причины, снижающие востребованность социального контракта как механизма преодоления малообеспеченности (при возможности выбора опрошенными нескольких вариантов ответа)

Отвечая на вопрос анкеты: «Какие виды помощи в рамках социальных контрактов представляются Вам наиболее перспективными?» (при возможности выбора нескольких вариантов ответа) респонденты отметили: поиск работы с последующим трудоустройством - 29,2%; содействие развитию индивидуальной предпринимательской деятельности - 25,0%; развитие личного подсобного хозяйства - 20,8%; выплата ежемесячного социального пособия -20,8 %; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования - 16,7%; участие в общественных работах, временной занятости - 12,5%; единовременная социальная выплата - 20,8%.

Заключение. Результаты проведенного исследования доказывают, что социальный контракт (в отличие от социальных выплат и пособий, закрепляющих по факту пассивное потребление населением социальной помощи государства, не ликвидируя саму проблему малообеспеченности), дает возможность развивать внутренний потенциал клиентов, стимулирует их собственную активность в направлении выхода из трудной жизненной ситуации, позволяет обретать новые источники дохода, которые помогают выйти на самообеспечение.

В целях совершенствования данного механизма преодоления малообеспеченности, в том числе в направлении повышения его востребованности у целевой группы -малоимущих граждан, требуются:

- рассмотрение на законодательном уровне возможности расширения целей социального контракта для преодоления проблемы его целевой ограниченности;

- активизация информационно -просветительской работы, связанной с разъяснением содержательной и реализационной специфики данного механизма адресной социальной помощи населению;

- участие специалистов по социальной работе, взаимодействующих с малоимущими семьями в рамках социально-контрактных отношений в работе конференций, круглых столов, семинаров, в рамках которых возможен обмен опытом реализации данной формы социальной помощи.

- совершенствование методики и механизма оценки нуждаемости граждан в адресной социальной помощи на условиях социального контракта;

- организация повышения квалификации специалистов по социальной работе, чьи профессиональные обязанности связаны с заключением социальных контрактов и контролем над их реализацией;

- отработка процедуры социального сопровождения малоимущих граждан, заключивших социальный контракт;

- усиление контрольно-ревизионной работы за полнотой, своевременностью поступления и целевым применением россиянами, имеющими статус малоимущих, той социальной помощи, которая предоставляется в рамках социально-контрактных отношений с учреждениями социальной защиты;

- проведение в каждом конкретном случае реализации социального контракта вторичной диагностики соответствия его результатов интересам и потребностям малоимущих граждан в помощи.

Литература:

1. Аверин А.Н. Социальный контракт -инструмент государственной социальной помощи / А.Н. Аверин, А.В. Понеделков, П.С. Колимбет, Н.Д. Никоненко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - № 8. - С. 13-17.

2. Антипова Е.И. Технология социального контракта как инновация в социальной работе [Электронный ресурс] / Е.И. Антипова, Д.А. Дубовская // Вестник Брянского государственного университета. -2016. - № 4 (30). - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/tehnologiya-sotsialnogo-копЦак1а-как-тпоуа181уа-у-5о181а1поу-гаЬо1еМетс'ег

3. Воронова К.А. Роль социально-контрактных отношений в преодолении бедности современной российской семьи (по данным социологических исследований в Пермском крае) / К.А. Воронова, З.П. Замараева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета.

Социально-экономические науки. - 2019. - № 3. - С. 2738.

4. Григорьев С.И. Социологическая концепция жизненных сил человека: контекст развития социальной культуры на пороге XXI в.: монография / С.И. Григорьев, А.И. Субетто. - Барнаул: Издательство АРНЦ СО РАО, 2000. - 182 с.

5. Замараева З.П. Оценка ресурсного потенциала нуждающегося в социальной защите / З.П. Замараева, Д.А. Игошина // Вестник Пермского университета. -2017. - Вып. 2. - С. 268-274.

6. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения России: монография / З.П. Замараева. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2019. - 270 с.

7. Калашников С.В. Сравнительный анализ применения социальных контрактов в субъектах Российской Федерации / С.В. Калашников, В.А.

Татаринцев, Л.П. Храпылина // Вопросы государственного и муниципального управления. -2017. - № 3. - С. 92-110.

8. Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты / Е.В. Кравченко // Экономика труда. - 2019. - Т. 6. - № 2. - С. 827-840.

9. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Москва, 2021. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/

10. Прокофьева Л.А. Социальный контракт как механизм преодоления бедности в России / Л.А. Прокофьева, И.Н. Корчагина, А.И. Миронова // Журнал исследований социальной политики. - 2019. -Т. 13. - № 1. - С. 81-97.

11. Просвирина А.И. Государственная социальная помощь на основании социального контракта / А.И. Просвирина, И.И. Какадий // Вестник Евразийской науки. - 2020. - Т. 12. - № 3. - С. 48-55.

12. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учеб. пособие / М. Пэйн; под ред. Дж. Кампинга; пер. с англ. - М.: Академия, 2007. - 390 с.

13. Семенов В.И. Социальный контракт для малоимущих / В.И. Семенов // Вопросы социального обеспечения. - 2016. - № 1. - С. 25-29.

14. Тойнби А. Постижение истории: монография / А. Тойнби. - М.: Айрис Пресс, 2002. - 640 с.

15. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Москва, 2022. - Режим доступа: https://www.gks.ru/

References:

1. Averin A.N. Social contract as an instrument of state social assistance / A.N. Averin, A.V. Ponedelkov, P.S. Kolymbet, N.D. Nikonenko // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. - 2020. - № 8. - S. 13-17.

2. Antipova E.I. Technology of the social contract as an innovation in social work [Electronic resource] / E.I. Antipova, D.A. Dubovskaya // Bulletin of the Bryansk State University. - 2016. - № 4 (30). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sotsialnogo-kontrakta-kak-innovatsiya-v-sotsialnoy-rabote/viewer

3. Voronova K.A. The role of social contractual relations in overcoming the poverty of a modern Russian family (according to sociological research in the Perm region) / K.A. Voronova, Z.P. Zamaraeva // Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socioeconomic sciences. - 2019. - № 3. - S. 27-38.

4. Grigoriev S.I. Sociological concept of human vitality: the context of the development of social culture on the threshold of the XXI century: monograph / S.I. Grigoriev, A.I. Subetto. - Barnaul: Publishing house ARNTs SO RAO, 2000. - 182 p.

5. Zamaraeva Z.P. Assessment of the personality's resource potential who is in need of social protection / Z.P. Zamaraeva, D.A. Igoshin // Bulletin of the Perm University. - 2017. - Issue. 2. - S. 268-274.

6. Zamaraeva Z.P. Resource-potential approach in the system of social protection of the population of Russia: monograph / Z.P. Zamaraev. - 2nd ed. - M.: Dashkov i K, 2019. - 270 p.

7. Kalashnikov S.V. Comparative analysis of the

application of social contracts in the constituent entities of the Russian Federation / S.V. Kalashnikov, V.A. Tatarintsev, L.P. Khrapylina // Issues of state and municipal management. - 2017. - № 3. - S. 92-110.

8. Kravchenko E.V. Social contract as a promising mechanism for increasing the effectiveness of social protection / E.V. Kravchenko // Labor Economics. - 2019. -V. 6. - № 2. - S. 827-840.

9. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation [Electronic resource]. - Moscow, 2021. - Access mode: https://mintrud.gov.ru/

10. Prokofieva L.A. Social contract as a mechanism for overcoming poverty in Russia / L.A. Prokofieva, I.N. Korchagin, A.I. Mironova // Journal of Social Policy Research. - 2019. - T. 13. - № 1. - S. 81-97.

11. Prosvirina A.I. State social assistance on the basis of a social contract / A.I. Prosvirina, I.I. Kakady // Bulletin of Eurasian Science. - 2020. - T. 12. - № 3. - S. 48-55.

12. Payne M. Social work: modern theory: manual / M. Payne; ed. J. Camping; per. from English. - M.: Academy, 2007. - 390 p.

13. Semenov V.I. Social contract for the poor people / V.I. Semenov // Issues of social security. - 2016. - № 1. - S. 25-29.

14. Toynbee A. Comprehension of history: monograph / A. Toynbee. - M.: Iris Press, 2002. - 640 p.

15. Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Electronic resource]. - Moscow, 2022. - Access mode: https://www.gks.ru/

5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы)

Сведения об авторах:

Камышова Екатерина Викторовна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», e-mail: ekamyshova@yandex.ru

Соловьева Татьяна Владимировна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», e-mail: tanysha_v@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.