Научная статья на тему 'СООТВЕТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА ПОТРЕБНОСТЯМ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН В ПОМОЩИ'

СООТВЕТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА ПОТРЕБНОСТЯМ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН В ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
315
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / МАЛОИМУЩИЕ ГРАЖДАНЕ / МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ / АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ / РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камышова Е.В., Соловьева Т.В., Бистяйкина Д.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью научной разработки и последующего внедрения в практику социальной работы действенного механизма оценки результативности социальных контрактов, а также важностью обеспечения соответствия результатов такого рода договоров реальным потребностям малоимущих граждан в помощи. Цель статьи - в оценке соответствия результатов социального контракта потребностям граждан, имеющих статус малоимущих, в помощи и выработке рекомендаций по совершенствованию практики его реализации в деятельности социозащитных учреждений. Авторами по результатам прикладного социологического исследования выявлена достаточно высокая степень соответствия видов, форм, условий предоставления и мероприятий государственной социальной помощи на основе социального контракта потребностям ее получателей в современной России. Предложены рекомендации по совершенствованию механизма социального контракта в аспекте повышения соответствия его результатов потребностям и интересам клиентов. Статья предназначена для граждан, имеющих социальный статус малоимущих, а также специалистов учреждений социальной защиты, в основе взаимодействия которых - социальный контракт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Камышова Е.В., Соловьева Т.В., Бистяйкина Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE OF THE RESULTS OF THE SOCIAL CONTRACT WITH THE NEEDS OF LOW-INCOME CITIZENS IN ASSISTANCE

The relevance of the article is due to the need for scientific development and subsequent introduction into the practice of social work of an effective mechanism for evaluating the effectiveness of social contracts, as well as the importance of ensuring that the results of such contracts should correspond to the real needs of poor citizens in assistance. The purpose of the article is to assess the compliance of the results of the social contract with the needs of citizens with the status of the poor, to help and develop recommendations for improving the practice of its implementation in the activities of social protection institutions. The authors, based on the results of applied sociological research, have revealed a sufficiently high degree of compliance of the types, forms, conditions of provision and measures of state social assistance based on a social contract with the needs of its recipients in modern Russia. Recommendations for enhancing mechanism of the social contract in terms of increasing the compliance of its results with the needs and interests of clients are proposed. The article is intended for citizens with the social status of the poor, as well as specialists of social protection institutions whose interaction is based on a social contract.

Текст научной работы на тему «СООТВЕТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА ПОТРЕБНОСТЯМ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН В ПОМОЩИ»

УДК 364

Соответствие результатов социального контракта потребностям малоимущих граждан в помощи

Compliance of the results of the social contract with the needs of low-income citizens in assistance

Камышова Е.В., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, ekamyshova@yandex.ru

Соловьева Т.В., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, tanysha_v@bk.ru

Бистяйкина Д.А., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, dinaraas@mail.ru

Kamyshova E., National Research Mordovia State University, ekamyshova@yandex.ru Soloveva T., National Research Mordovia State University, tanysha_v@bk.ru Bistyakina D., National Research Mordovia State University, dinaraas@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.038

Ключевые слова: социальный контракт, малоимущие граждане, малообеспеченность, потребности, адресная социальная помощь, механизмы социальной помощи, результаты социального контракта.

Keywords: social contract, poor citizens, low income, needs, targeted social assistance, social assistance mechanisms, results of the social contract.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью научной разработки и последующего внедрения в практику социальной работы действенного механизма оценки результативности социальных контрактов, а также важностью обеспечения соответствия результатов такого рода договоров реальным потребностям малоимущих граждан в помощи. Цель статьи - в оценке соответствия результатов социального контракта потребностям граждан, имеющих статус малоимущих, в помощи и выработке рекомендаций по совершенствованию практики его реализации в деятельности социозащитных учреждений. Авторами по результатам прикладного социологического исследования выявлена достаточно высокая степень соответствия видов, форм, условий предоставления и мероприятий государственной социальной помощи на основе социального контракта потребностям ее получателей в современной России. Предложены рекомендации по совершенствованию механизма социального контракта в аспекте повышения соответствия его результатов потребностям и интересам клиентов. Статья предназначена для граждан, имеющих социальный статус малоимущих, а также специалистов учреждений социальной защиты, в основе взаимодействия которых - социальный контракт.

Abstract. The relevance of the article is due to the need for scientific development and subsequent introduction into the practice of social work of an effective mechanism for evaluating the effectiveness of social contracts, as well as the importance of ensuring that the results of such contracts should correspond to the real needs of poor citizens in assistance. The purpose of the article is to assess the compliance of the results of the social contract with the needs of citizens with the status of the poor, to help and develop recommendations for improving the practice of its implementation in the activities of social protection institutions. The authors, based on the results of applied sociological research, have revealed a sufficiently high degree of compliance of the types, forms, conditions of provision and measures of state social assistance based on a social contract with the needs of its recipients in modern Russia. Recommendations for enhancing mechanism of the social contract in terms of increasing the compliance of its results with the needs and interests of clients are proposed. The article is intended for citizens with the social status of the poor, as well as specialists of social protection institutions whose interaction is based on a social contract.

Введение. В современной России проблема социального контракта потребностям

оценки степени соответствия результатов малоимущих граждан в помощи имеет высокую

степень актуальности.

Это связано, прежде всего, с тем, что малоимущие граждане, социально-правовой статус которых определяется, исходя из совокупного дохода, фиксируемого ниже официально установленной в субъекте РФ величины минимального прожиточного минимума, относятся к приоритетным объектам социальной работы. По итогам 2020 г. в России было зафиксировано 21,1 млн. малоимущих граждан, что составило 13,7% от общей численности жителей страны [13]. Основой их потребности в социальной помощи является комплекс материальных, жилищно-бытовых, психолого-педагогических, медико-социальных, поведенческих и других проблем, спровоцированных (или обостренных) малообеспеченностью и осложняющих нормальную жизнедеятельность.

Социальный контракт является

инновационным для России механизмом социальной помощи малоимущим гражданам. В его основе заложена идея активизации их собственных возможностей и вовлечения в определенный, чаще всего новый род деятельности (связанной, к примеру, с получением образования, профессиональной переподготовкой, развитием личного подсобного хозяйства, организацией бизнеса,

трудоустройством, покупкой специального оборудования для предоставления услуг населению) через юридически оформленное взаимодействие с социозащитными

учреждениями. Подобное сотрудничество предполагает: 1) разработку программы социальной адаптации; 2) подписание контракта (договора), согласно которому учреждения социальной защиты и их малоимущие клиенты берут на себя встречные обязательства: первые -по предоставлению нуждающимся адресной социальной помощи, вторые - по реализации предлагаемых в программе социальной адаптации мероприятий; 3) установление срока участия клиентов во всех мероприятиях; 4) выполнение взаимных обязательств; 5) достижение результатов, подведение итогов.

В настоящее время практика социально-контрактных отношений учреждений социальной защиты с малоимущими гражданами развивается практически во всех субъектах Российской Федерации. В них она может иметь специфику, к примеру, различаясь по формам помощи, числу участников, размерам денежных выплат, срокам действия договора и другим характеристикам. В 2021 г. в стране заключено свыше 280 тыс. социальных контрактов, при этом действие

механизма охватило более 980 тыс. россиян [8]. Доходы получателей выплат по социальному контракту в том же году повысились в среднем в 1,6 раза [8]. С 2022 г. расширились и цели, для достижения которых может быть заключен социальный контракт: полученные средства теперь могут быть использованы и для приобретения лицензии на специальное программное обеспечение и отдельные виды деятельности.

Отечественные ученые регулярно обращаются к анализу тех или иных аспектов рассматриваемой нами проблемы. Например, в работах З.П. Замараевой [4], Е.В. Кравченко [7], Л.А. Прокофьевой [9] и др. рассмотрены нормативно-правовые и методические основы государственной социальной помощи на основании социальных контрактов. О.И. Карпенко [6], А.И. Просвирина [10], А.А. Пузырёва [11] и др. характеризуют организацию и технологии социально-контрактной работы с малоимущими гражданами. Анализу опыта реализации такого рода договоров в России посвящены исследования А.Н. Аверина [1], К.А. Вороновой [3], С.В. Калашникова [5] и др.

Тем не менее, социальный контракт как механизм государственной социальной помощи малоимущим клиентам социозащитных учреждений по-прежнему является актуальным предметом научных исследований. Это обусловлено, в частности, необходимостью научной разработки и последующего внедрения в практику социальной работы действенного механизма оценки результативности социальных контрактов, а также важностью обеспечения соответствия результатов такого рода договоров потребностям малоимущих граждан в помощи. Без этого главные цели социального контракта -преодоление иждивенческих настроений малоимущих и их постепенный выход на самообеспечение - становятся

труднодостижимыми.

Методология исследования. Ниже представлены результаты авторского локального социологического исследования, проведенного в Республике Мордовия с целью оценки степени соответствия результатов социального контракта потребностям малоимущих граждан в помощи и выработки рекомендации по совершенствованию данной формы работы в деятельности учреждений социальной защиты. Объектом исследования выступили малоимущие граждане, являющиеся клиентами ГКУ «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия», предметом - социальный контракт как механизм государственной адресной

социальной помощи малоимущим гражданам. Методологическую основу исследования составили социологические теории: социальной деятельности М. Вебера [2], ресурсной теории З.П. Замараевой [4], «вызова-ответа» А. Тойнби [12], обмена Дж. Хоманса [14], социальной защиты слабо защищенных групп М. Пэйна [15]. С опорой на их положения анализировались способности малоимущих граждан к активизации собственных ресурсов и решению актуальных для них проблем, а также оценивалась степень соответствия социального контракта как ресурсоактивизирующего и

ресурсоразвивающего механизма

государственной социальной помощи потребностям малоимущих клиентов

социозащитных учреждений. В качестве методов исследования применены: общенаучные - анализ научной литературы, вторичный анализ исследований, синтез, индукция, дедукция; частнонаучные: а) методы сбора информации -интервьюирование специалистов по социальной работе; анкетирование малоимущих граждан; б) методы обработки информации: анализ статистических данных, сравнительный анализ, ранжирование, математические и проектные методы выработки рекомендаций. Эмпирическая база исследования: 1) данные первичных социологических опросов, проведенных в феврале-марте 2022 г. в Республике Мордовия на базе ГКУ «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия» в форме:

- анкетирования (с использованием бумажных анкет) малоимущих граждан, заключивших социальный контракт с данным учреждением (Выборка сформирована методом доступных случаев, с учетом желания и возможностей респондентов принять участие в опросе в условиях ограничительных мер в связи с соу1<1-19. Всего опрошено 96 человек, что составляет 40,0% от величины генеральной

совокупности (на 01.01.2022 г. - 244 человека));

- полуформализованного интервью

специалистов по социальной работе отделения срочной социальной помощи, чьи профессиональные обязанности включают заключение социальных контрактов от имени учреждения социальной защиты (Всего опрошено 10 человек. Выборка - целевая, по величине соответствует генеральной совокупности.);

2) результаты вторичного анализа исследований [3;7;9;10;11], посвященных анализу сущностных характеристик и опыта применения социального контракта как механизма вывода россиян из состояния малообеспеченности.

Результаты исследования. В ходе анализа научной литературы, статистических данных, результатов ранее проведенных прикладных социологических исследований сделан вывод, что социальный контракт в современных российских условиях может рассматриваться в качестве единственного инструмента, не только способствующего поддержанию доходов малоимущих граждан (семей) за счет предоставления им государством адресной социальной помощи, но и позволяющего преодолеть причины бедности в долгосрочной перспективе.

В свою очередь, авторское прикладное исследование подтвердило актуальность развития социального контракта как механизма социальной помощи малоимущим гражданам. Как «высокую» ее оценили 66,6% клиентов и 60,0% специалистов по социальной работе. Однако стала неожиданностью достаточно высокая доля специалистов, давших ей низкую оценку - 20,0%, что, очевидно, связано с их недоверием к социальному потенциалу данной категории граждан, пониманием

распространенности иждивенческих установок и низкой социальной ответственности у многих малоимущих, см. рисунок 1.

Рисунок 1. - Мнения опрошенных о степени актуальности развития социального контракта как механизма помощи малоимущим гражданам

Свое решение о заключении социального контракта с ГКУ «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия» малоимущие граждане объясняют преимущественно необходимостью

удовлетворения потребности в выходе из состояния малообеспеченности, которое является причиной всех их остальных проблем (связанных со сниженной покупательной способностью, задержкой оплаты коммунальных услуг, невозможностью улучшить жилищные условия, вынужденным отказом от посещения детьми коммерческих учреждений дополнительного образования, организацией своевременной медицинской диагностики и лечения и т.д.). Для многих опрошенных такое решение было связано также с желанием организации и развития собственного бизнеса (в том числе семейного) в надежде, что это позволит, с одной стороны, обеспечивать семью, а с другой стороны, самим развиваться в личностном и профессиональном плане. К тому же часть опрошенных малоимущих граждан указывает, что их решение о заключении социального контракта связано с потребностью в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного образования.

54,2% малоимущих граждан оформили социальный контракт в целях поиска работы, 37,5% - для организации собственного дела в качестве индивидуального предпринимателя,

Рисунок 2. -

Что касается оценки малоимущими гражданами соответствия размера оказываемой на основе социального контракта денежной помощи (или объема натуральной помощи) потребностям ее получателей, то суммарное

12,5% - для обучения новой профессии и основам ведения личного подсобного хозяйства, 8,3% -для развития уже имеющегося подсобного хозяйства. Соответственно, среди наиболее востребованных ее видов у клиентов ГБУ «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия» были отмечены: ежемесячное социальное пособие, единовременная денежная выплата на реализацию мероприятий по осуществлению предпринимательской деятельности,

единовременное пособие для развитие личного подсобного хозяйства, пособие на погашение части долга по оплате жилья и коммунальных услуг.

То, насколько результаты социального контракта соответствуют потребностям в помощи малоимущих клиентов ГКУ «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия» оценивалось нами с учетом нескольких показателей: форма помощи; вид помощи; размер помощи; условия контракта; мероприятия программы социальной адаптации; результаты и их соответствие целям заключения контракта.

66,7% опрошенных малоимущих граждан, получающих помощь на основе социального контракта, отметили высокую степень соответствия ее вида и формы их потребностям в ней, см. рисунок 2.

соотношение отрицательных ответов («скорее, нет, чем да» и «нет») и положительных ответов («да» и «скорее, да, чем нет») на данный вопрос оказалось равным - по 50,0%, см. рисунок 3.

Оценка клиентами степени соответствия формы и вида помощи, предоставленной на основе социального контракта, их потребностям в ней

Рисунок 3. - Оценка клиентами степени соответствия размера помощи, предоставленной на основе

социального контракта их потребностям

Что касается оценки условий социального контракта, которые должны быть выполнены при получении помощи на основе социального контракта, то большинство опрошенных, заключивших подобные соглашения, считают их адекватными сложившейся в их жизни трудной ситуации и уверены, что они будут выполнены (45,8%). Еще 16,7% респондентов данной группы отмечают, что в условиях социального контракта нет ничего особенного: обычное соглашение, которое нужно и вполне реально выполнить. Между тем 20,8% опрошенных малоимущих граждан признаются, что хотели бы изменить отдельные пункты социального контракта. А 12,5% считают, что условия заключенного ими договора отличаются завышенными

требованиями и трудно выполнимы. 4,2% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

В целом степень соответствия условий социального контракта потребностям

малоимущих граждан в помощи сами клиенты ГКУ «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия» оценивают достаточно высоко: 50,0% дали ей однозначно «высокую» оценку, 33,3% -«среднюю» и только 12,5% - «низкую». Еще 4,2% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

С предыдущими ответами тесно связано и мнение опрошенных малоимущих граждан относительно соответствия содержания мероприятий, предусмотренных в рамках социального контракта программой социальной адаптации, их потребностям в помощи. В частности, 50,0% их них отметили, что такого рода соответствие имеет место быть «часто», см. рисунок 4.

50

«

В «

«

н

<и «

О

О «

н о

ч §

50 40 30 20 10 0

41,7

всегда

часто

иногла

никогда

Рисунок 4. - Мнение малоимущих граждан о соответствии содержания мероприятий по социальному контракту, их потребностям в помощи

3

0

75,0% опрошенных малоимущих граждан считают, что помощь в рамках социального контракта соответствует их потребностям и с позиции оценки ее значимости и результативности в решении актуальных для них проблем. С этим согласны и 70,0% опрошенных специалистов по социальной работе. Противоположное мнение высказали 17,7% клиентов и 10,0% специалистов. Затруднились ответить на данный вопрос 8,3% получателей

помощи и 20,0% специалистов по социальной работе.

Особенно важным считаем то, что, по мнению участников обоих опросов, результаты помощи на основании социального контракта действительно позволяют клиентам решать трудности, вызванные малообеспеченностью, и дают шанс развиваться дальше, во многом опираясь уже на собственные силы и возможности, см. рисунок 5.

0х «

В «

«

н

<и «

н о

о «

н о

ч §

60 50 40 30 20 10

50 50

40

33,4

8,3 10

тЖ

00

да

скорее, да, чем скорее, нет, чем нет да

нет

затрудняюсь ответить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н малоимущие граждане ЕЗ специалисты по социальной работе

3

0

0

Рисунок 5. - Мнение малоимущих граждан и специалистов по социальной работе относительно того, позволяют ли результаты помощи на основании социального контракта решать проблемы,

вызванные малообеспеченностью

Близкими по своему характеру являются оценки малоимущих граждан, касающиеся положительной результативности помощи, предоставляемой на основе социальных контрактов: 45,8% считают ее «высокой», 37,5% -«средней», 8,3% - «низкой», 8,3% - затруднились

ответить на данный вопрос.

Интересны также ответы участников обоих опросов относительно общего соответствия результатов социального контракта потребностям малоимущих граждан в помощи, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Оценка опрошенными степени общего соответствия результатов социального контракта потребностям малоимущих граждан в помощи

№ п/п Количество ответивших, %

Варианты ответов малоимущие граждане специалисты по социальной работе

1 высокая 34,7 40,0

2 средняя 45,8 50,0

3 низкая 8,3 10,0

4 затрудняюсь ответить 4,2 0

Как следует из таблицы 1, и клиенты социозащитного учреждения, и специалисты по социальной работе, в большинстве своем дают «среднюю» оценку степени общего соответствия результатов социального контракта потребностям малоимущих граждан в помощи (45,8% и 50,0%, соответственно). Это подтверждает гипотезу исследования.

Вместе с тем заслуживает внимания и не

может не обнадеживать тот факт, что значительная доля клиентов (34,7%) и специалистов по социальной работе (40,0%) считают, что степень общего соответствия результатов социального контракта потребностям малоимущих граждан в помощи может быть оценена как «высокая». Опрошенные в обеих группах отмечают, что в сравнении с социальными выплатами и пособиями, по сути,

закрепляющими иждивенческое отношение малоимущих граждан к социальной помощи государства и не решающих саму проблему бедности, социальный контракт как инновационный механизм развивает

самостоятельность, активность и

заинтересованность, мобилизует их собственные способности и силы, помогает адаптации к изменяющимся условиям, учит находить и использовать новые возможности, повышает их субъектность в решении задачи выхода из трудной жизненной ситуации, связанной с малообеспеченностью.

В целом большинство участвовавших в исследовании малоимущих граждан и специалистов по социальной работе считают деятельность ГКУ «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия» по заключению и развитию социальных контрактов эффективной, хотя не отрицают, что отдельные недостатки в ней есть. В числе таковых, к примеру, называются: а) нехватка качественных методик и механизмов оценки результатов социального контракта; б) целевая ограниченность денежных выплат, которая не отражает многоаспектность проблем малоимущих граждан; в) опасения потенциальных клиентов по поводу ответственности за получение данной вида помощи, и в связи с этим отказ некоторых из них от обращений за такой помощью и др.

Заключение. Получатели государственной адресной социальной помощи на основе социального контракта и взаимодействующие с ними на основе встречных обязательств специалисты по социальной работе отмечают достаточно высокую степень соответствия ее видов, форм, условий предоставления, реализуемых мероприятий их реальным потребностям в ней. Разделение мнений выявлено только в отношении соответствия размера (объема) помощи потребностям малоимущих граждан. В целом же, по данным исследования, результаты помощи на основании социального контракта чаще всего указывают на реальное решение трудностей, вызванных

малообеспеченностью, и позволяют клиентам учреждений социальной защиты развиваться дальше, постепенно выходя на более высокий уровень - уровень самообеспечения.

Для дальнейшего развития социально-контрактных отношений в практике предоставления адресной социальной помощи малоимущим гражданам, в том числе для повышения соответствия результатов данного механизма преодоления малообеспеченности, потребностям целевой группы, считаем целесообразным, как минимум, расширение целей социального контракта на уровне законодательства и осуществление его реализации на основе комплексного подхода. Наряду с этим важны регулярные научные исследования, ориентированные на диагностику потребностей малоимущих граждан в помощи и их ожиданий от вступления в социально-контрактные отношения с учреждениями социальной защиты. На базе социальных служб, через СМИ и Интернет-ресурсы важно активно разъяснять содержательные и реализационные особенности данного механизма адресной социальной помощи малоимущим гражданам, чтобы они четко понимали, какие результаты с его помощью могут быть реально достигнуты. Не менее значимым является постоянный мониторинг внедрения социальных контрактов в субъектах РФ, совершенствование методики и механизма оценки нуждаемости граждан в получении адресной социальной помощи, а также отработка процедуры социального

сопровождения клиентов социальных служб, заключивших такого рода договора. Также требуется выработка механизмов проактивного предложения социального контракта

малоимущим гражданам и обеспечение тиражирования лучших отечественных практик, связанных с ним. Наконец, в каждом конкретном случае реализации социального контракта требуется осуществление вторичной диагностики соответствия его результатов потребностям малоимущих граждан в помощи и внесение по итогам проведенного анализа корректив в социальную работу с ними.

Литература:

1. Аверин А.Н. Социальный контракт -инструмент государственной социальной помощи / А.Н. Аверин, А.В. Понеделков, П.С. Колимбет, Н.Д. Никоненко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - № 8. - С. 13-17.

2. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

3. Воронова К.А. Роль социально-контрактных

отношений в преодолении бедности современной российской семьи (по данным социологических исследований в Пермском крае) / К.А. Воронова, З.П. Замараева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2019. - № 3. - С. 27-38.

4. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный

подход в системе социальной защиты населения России: монография / З.П. Замараева. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2019. - 270 с.

5. Калашников С.В. Сравнительный анализ применения социальных контрактов в субъектах Российской Федерации / С.В. Калашников, В.А. Татаринцев, Л.П. Храпылина // Вопросы государственного и муниципального управления. -2017. - № 3. - С. 92-110.

6. Карпенко О.И. Адресная социальная помощь: история, современность, перспективы / О.И. Карпенко, О.Ю. Павловская // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - № 1. - С. 78-91.

7. Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты / Е.В. Кравченко // Экономика труда. - 2019. - Т. 6. - № 2. - С. 827-840.

8. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Москва, 2022. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/

9. Прокофьева Л.А. Социальный контракт как механизм преодоления бедности в России / Л.А. Прокофьева, И.Н. Корчагина, А.И. Миронова, Е.Е. Тарновская // Журнал исследований социальной

политики. - 2019. - Т. 13. - № 1. - С. 81-97.

10. Просвирина А.И. Государственная социальная помощь на основании социального контракта / А.И. Просвирина, И.И. Какадий // Вестник Евразийской науки. - 2020. - Т. 12. - № 3. - С. 48-55.

11. Пузырёва А.А. Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам, основанная на механизме встречных обязательств (социальный контракт): оценка эффективности и перспективы развития / А.А. Пузырёва // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2018. - № 1 (54). - С. 139-145.

12. Тойнби А. Постижение истории: монография / А. Тойнби. - М: Айрис Пресс, 2002. - 640 с.

13. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Москва, 2022. - Режим доступа: https://www.gks.ru/

14. Хоманс Дж Социальное поведение как обмен / Дж. Хоманс // Современная зарубежная социальная психология. - М.: Издательство Московского государственного университета, 1984. - С. 83-91.

15. Payne M. Modern Social Work Theory. -Basingstoke, 2005. - 366 pp.

References:

1. Averin A.N. Social contract as an instrument of state social assistance / A.N. Averin, A.V. Ponedelkov, P.S. Kolimbet, N.D. Nikonenko // Humanities, socio-economic and social sciences. - 2020. - № 8. - S. 13-17.

2. Weber M. Selected works / M. Weber. - M.: Progress, 1990. - 808 p.

3. Voronova K.A. The role of social and contractual relations in overcoming the poverty of the modern Russian family (according to sociological research in the Perm Region) / K.A. Voronova, Z.P. Zamaraeva // Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Socioeconomic sciences. - 2019. - № 3. - S. 27-38.

4. Zamaraeva Z.P. Resource-potential approach to the system of social protection of the population of Russia: monograph / Z.P. Zamaraeva. - 2nd ed. - M.: Dashkov i K., 2019. - 270 p.

5. Kalashnikov S.V. Comparative analysis of the application of social contracts to the subjects of the Russian Federation / S.V. Kalashnikov, V.A. Tatarintsev, L.P. Khrapylina // Issues of state and municipal management. -2017. - № 3. - S. 92-110.

6. Karpenko O.I. Targeted social assistance: history, modernity, prospects / O.I. Karpenko, O.Yu. Pavlovskaya // Right. Journal of the Higher School of Economics. - 2018. - № 1. - S. 78-91.

7. Kravchenko E.V. Social contract as a promising mechanism for improving the effectiveness of social protection / E.V. Kravchenko // Labor economics. - 2019. -

T. 6. - № 2. - S. 827-840.

8. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation Federation [Electronic resource]. -Moscow, 2022. - Access mode: https://mintrud.gov.ru/

9. Prokofieva L.A. Social contract as a mechanism for overcoming poverty in Russia / L.A. Prokofieva, I.N. Korchagina, A.I. Mironova, E.E. Tarnovskaya // Journal of Social Policy Research. - 2019. - T. 13. - № 1. - S. 81-97.

10. Prosvirina A.I. State social assistance on the basis of a social contract / A.I. Prosvirina, I.I. Kakadiy // Bulletin of Eurasian Science. - 2020. - T. 12. - № 3. - S. 48-55.

11. Puzyreva A.A. State social assistance to low-income citizens based on the mechanism of counter obligations (social contract): evaluation of effectiveness and prospects of development / A.A. Puzyreva // Bulletin of Omsk University. The series "Law". - 2018. - №. 1 (54). -S. 139-145.

12. Toynbee A. Comprehension of history: monograph / A. Toynbee. - M.: Iris Press, 2002. - 640 p.

13. Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Electronic resource]. - Moscow, 2022. -Access mode: https://www.gks.ru/

14. Homans J. Social behavior as an exchange / J. Homans // Modern foreign social psychology. - M.: Moscow State University Press, 1984. - S. 83-91.

15. Payne M. Modern Social Work Theory. -Basingstoke, 2005. - 366 pp.

5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы)

Сведения об авторах:

Камышова Екатерина Викторовна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», e-mail: ekamyshova@yandex.ru

Соловьева Татьяна Владимировна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», e-mail: tanysha_v@bk.ru

Бистяйкина Динара Асымовна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», e-mail: dinaraas@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.