боты шахтеров и уровень оплаты их нелегкого труда.
Созданная автором методика, устанавливающая связь уровня цен на газ с долей угля в структуре топлив-
ного баланса страны позволит государству осуществлять целенаправленные действия, обеспечивающие необходимую для страны структуру топливного баланса.
— Коротко об авторах
Лозовская Я.Н. - доцент, кандидат экономических наук, Московский государственный горный университет.
Статья представлена кафедрой «Экономика и планирование горного производства», Московского государственного горного университета.
Рецензент - Ревазов Михаил Александрович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и планирование горного производства» Московского государственного горного университета.
----------------------------------------- © Я.Н. Лозовская, 2007
УДК 330.123.7:338.5 Я.Н. Лозовская
ОЦЕНКА ВНУТРИРОССИЙСКИХ УРОВНЕЙ РЕАЛИЗАЦИОННЫХ ЦЕН НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА
Уровень внутрироссийских цен значительно ниже мировых цен на все виды энергетических ресурсов. В среднем, внутрироссийские цены на эти ресурсы в пять раз ниже их мирового уровня.
Динамика уровней мировых и внутрироссийских цен на энергоносители представлена в табл. 1.
Такое положение является, в основном, следствием проводимой
государственной политики в этой области экономики страны. Резко снижая стоимость поставляемых для внутрироссийских предприятий ресурсов, государство как бы создает благоприятные условия для роста конкурентоспособности нашей
промышленности и других отраслей. Однако, до настоящего времени, положительные последствия такой политики не проявляются.
Таблица 1
Величина и динамика уровней мировых и внутрироссийских цен на нефгь, газ и уголь
Ел. изм. 1998 г. 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2005 г.
Нефть • мировая цена • внутренняя цена $/т у.т. $/т у.т. 90,0 9,6 139.6 35.6 180,2 44,4 274,5 56,9 324,0 68,3
Газ • мировая цена • внутренняя цена н н > > $$ 71.4 10.5 107,5 11,6 139,4 16,9 207.9 29.9 252,6 36,4
Уголь: • энергетический • мировая цена • внутренняя цена • коксующийся • мировая цена • внутренняя цена НН Н Н $$ $ $ 47.6 18,9 69,0 22.6 54.4 19.5 81.6 27,2 82,0 21,2 123,1 34,0 113,1 28,7 195,5 61,2 148.5 32,0 212.5 81,6
Уровень цен на основные топливные ресурсы прямым, либо косвенным, методами регулируется государством. Это относится к внутрироссийским ценам на нефть и на газ. Цена на уголь формируется на топливных рынках страны с учетом влияния административно установленных уровней цен на нефть и газ.
С учетом изложенного, следует отметить российские особенности использования эффекта в результате наличия низких цен на энергоносители. Для разных видов энергоресурсов они различны. Рассмотрим пример реализации нефти по приведенным внутрироссийским ценам.
Сырую нефть конечный потребитель не покупает. Ее покупает нефтеперерабатывающие предприятия. Конечному потребителю нужен бензин и прочие продукты переработки нефти, которые ему продает нефтеперерабатывающее предприятие. Оно покупает нефть по установленным низким внутрироссийским ценам, а продает бензин и продукты переработки по ценам близким к мировым. В резуль-
тате, конечный потребитель не ощущает того, что внутрироссийские цены на нефть существенно ниже цен на мировых топливных рынках. Весь экономический эффект от низкого внутрироссийского уровня цен на нефть получают нефтеперерабатывающие предприятия. Выплачивая налоги, они делятся получаемым эффектом с государством. Конечный потребитель существенного дохода от разницы между мировыми и внутри-российскими ценами практически не имеет.
В качестве примера, приводим соотношение внутрироссийских цен на бензин и нефть, сложившееся в различных странах.
Так, например, в 2005 году при среднемировой цене барреля нефти -72 доллара США, стоимость одного литра бензина в ряде стран составила1:
1. В США: в 2005 году один галлон бензина (3,785 литра) стоил, в
Источник данных интернет-сайт: www.BP.ru
Таблица 2
Соотношение стоимости одного литра бензина со стоимостью литра нефти в различных странах (2006 год)
№ п/п Страны Стоимость одного литра, в рублях Соотношение стоимости бензина и нефти
бензина нефти
1 США 20,1 13,15 1,53
2 Г ермания 46,9 14,5 3,23
3 Япония 36,76 14,56 2,46
4 Россия 20,0 2,78 7,19
среднем 2,217 доллара, или 0,586 доллара за литр. При переводе в рубли - 15,7 за литр. В середине 2006 года один галлон бензина стоил 2,68 доллара за литр, что составляет 20,1 рубля за литр, а в конце 2006 года -18 рублей за литр.
Баррель нефти в 2005 году стоил для конечного потребителя, по мировым ценам 72 доллара, а с учетом наценки оптовой распределительносбытовой сети (принято + 20 %) - 86 долларов. Стоимость одного литра нефти составляла к = 86 : 159 = 0,54 доллара или 14,5 рублей за литр.
В середине 2006 года, стоимость одного литра нефти составила 13,15 рублей, а в конце 2006 года - 11,3 рубля.
Соотношения стоимости одного литра бензина к стоимости одного литра нефти:
• в 2005 году - 15,7: 14,56 = = 1,08;
• в 2006 году - 20,1: 13,15 = = 1,53;
• в конце 2006 года - 18: 11,3= = 1,59.
2. В Германии. Стоимость одного литра бензина составила 1,37 евро или 1,37 х 1,28 = 1,75 доллара, или 1,75 х 26,8 = 46,9 рублей.
При расчетной цене нефти, с учетом затрат оптовых поставщиков и розничной торговли - 86 долларов за
баррель, и, соответственно, 14,5 рублей за рубль.
Соотношение стоимости одного литра бензина к стоимости литра нефти: 46,9 : 14,5 = 3,23.
3. В Японии. По данным Японского центра нефтяной информации стоимость бензина с высоким октановым числом стоил в 2006 году, в среднем, 154,8 йен за литр (1 $=116 йен). В переводе на доллары это составляет 1,334 доллара за литр, или 35,76 рубля.
Соотношение стоимости одного литра бензина со стоимостью литра нефти составило: 35,76: 14,56=2,46.
4. В России. Внутрироссийская цена нефти, в среднем, в 2006 году -74 доллара за один тут, или 103,6 доллара за одну тонну. Соответственно, за литр, в рублях: (103,6 х 26,8) : 1000=2,78 рубля за литр.
Средняя стоимость бензина составила 20 рублей за литр.
Соотношение стоимости бензина к стоимости нефти составило:
20:2,78 = 7,19.
Сведем полученные результаты в табл. 2.
Анализируя приведенные данные, следует отметить, что США обеспечивают свою потребность в нефти за счет собственной добычи, примерно, наполовину. Другую половину потребности они покрывают за счет импорта (в т.ч. и из России), оплачивая его по сложившимся мировым ценам.
В отличие от России, где рынок нефтепродуктов фактически монополизирован крупнейшими региональными компаниями, в США на том рынке наличествует сильная конкуренция. К тому же топливный рынок США нефтепродуктов находится под жестким контролем антимонопольного ведомства.
Доля налогов в стоимости бензина не превышает 30 % (в России более 50 %).
Рынок США адекватно реагирует на изменение мировых цен на нефть в случае роста цен - бензин дорожает, а в случае удешевления - бензин дешевеет.
Для российского рынка такая связь существует только в случае удорожания нефти.
По приведенным расчетам, соотношение между стоимостью бензина, являющимся товаром для конечных его потребителей, и стоимостью нефти колеблется от полутора2 - в США до 2,46 в Японии и до 3,23 в Германии. В среднем бензин стоит дороже нефти в 2,8 раза.
В России, стоимость одного литра бензина более чем в семь раз превышает стоимость нефти.
Рассматривая полученные соотношения внутрироссийских цен нефти и бензина приходим к выводу, что при такой низкой стоимости сырой нефти не может быть такой высокой стоимости бензина.
Рассматривая уровни стоимости бензина в представительных странах Америки, Европы и Азии, отмечаем объективную закономерность уровня цен. Германия, как и большинство стран Европы, покрывает свою потребность в нефти за счет импорта.
2 С учетом 50% покрытия потребности в нефти за счет импорта и 50% за счет собственной добычи.
Такое же положение в Японии. Нефтепереработчики этих стран получают нефть по мировым ценам. Конечные потребители бензина оплачивают не только мировые цены на нефть и затраты по ее переработке, но и значительные транспортные расходы и начисления сети розничной торговли. Это положение и отражается в уровне анализируемых цен на бензин. В США, положение иное, вследствие того, что доля импорта нефти не превышает 50 % ее потребляемого страной объема.
Стоимость литра бензина в России в 20 рублей была бы экономически оправдана лишь в случае, если бы внут-рироссийская цена на нефть составляла 7,14 рубля за литр (20 : 2,8), т.е. в 2,6 раза выше действующей.
При фактическом уровне внутри-российской цены нефти - 2,78 рубля за литр, цена бензина не должна была бы превышать 7,7 рубля за литр (2,78 х 2,8).
При фактическом соотношении внутрироссийских цен на бензин и на нефть российский потребитель конечной продукции - бензина оплачивает почти трехкратную увеличенную его реальную стоимость, никак не увязанную со стоимостью сырой нефти. Весь экономический эффект от подобного внеэкономического соотношения цен на нефть и бензин получают нефтеперерабатывающие предприятия и госбюджет. Но не конечные потребители.
Рассмотренные соотношения
уровней цен на бензин и нефть в России свидетельствует об отсутствии объективного и экономически обоснованного метода оценки их уровня, что не позволяет принять установленный внутрироссийский уровень цены на нефть в качестве объективной базы для оценки уровней цен на газ и уголь.
Иное положение складывается при реализации на внутрироссийском рынке газа и угля.
Так, при реализации газа, рыночный механизм свободной конкуренции многих поставщиков по отношению к каждому конечному конкретному потребителю не работает. Да и работать не может. Ведь газ поставляется каждому конечному потребителю по трубопроводу и этот трубопровод один. Поэтому цены на поставляемый газ устанавливаются по-ставщиком-монополистом. Поскольку этими поставками занимаются государственные предприятия, то и уровень внутрироссийских цен для потребителей фактически устанавливает государство.
Проблема здесь - в степени оптимальности уровня устанавливаемых внутрироссийских цен.
В отличие от рассмотренных особенностей формирования внутрироссийских цен на нефть и газ, цены на уголь формируются на топливных рынках страны в условиях свободной конкуренции, как между многочисленными поставщиками угля, так и с основным конкурирующим энергоресурсом - газовым топливом.
Внутриотраслевая конкуренция между угледобывающими предприятиями - это естественный процесс рыночной экономики, когда рыночные реализационные цены на уголь колеблются вокруг фактического уровня общественных, общероссийских затрат на его добычу.
Однако, фактором, определяющим предельный уровень внутрироссий-ской цены на уголь, является величина административно установленной цены газового топлива.
Наличие этого предела приводит к убыточности угледобывающего производства.
Фактический уровень внутрирос-сийской цены на уголь в 2005 году составил 32 доллара за один т у.т. угля (или 858 рублей за т у.т., или 575 рублей за тн.т.). Однако, следует отметить, что это средний уровень цены на энергетические угли. На коксующиеся угли и на угли, реализуемые на мировых топливных рынках цены более высокие. С учетом этих факторов рентабельность угледобывающего производства в 2005 году составила только 12,6 % (прибыль по отношению к издержкам производства). В то время как минимально-необходимый ее уровень определяется величиной в 26 % в год.
Добыча и реализация энергетического угля на внутрироссийских топливных рынках, до настоящего времени, является убыточной.
Действующие внутрироссийские цены на энергетические угли занижены и не могут обеспечить нормальную эксплуатационную деятельность
угольных шахт и разрезов.
Фактическое соотношение внутрироссийских уровней цен на газ с уровнем цен на равнозначный объем угля приведено в табл. 4.
Приведенные коэффициенты отражают фактический уровень цен на газ и уголь по годам анализируемого периода и их соотношение, сложившееся на внутрироссийском и на мировом топливных рынках.
Если соотношения уровней цен на мировых рынках являются продуктом функционирования рыночной системы и отражают реальную полезность для потребителей каждого вида энергетического ресурса, то соотношения внутрироссийских цен на газ и уголь являются продуктом административных действий, поскольку цены на газ устанавливаются Правительством России. Надлежащих обоснований действующего их уровня нет.
Таблица 4
Соотношение цен на различные топливные ресурсы
№ Виды то- Ед.изм. Календарные годы В сред-
п/п плива 1998 2000 2002 2004 2005 нем
1 Газ $/т у. т. 10,5 11,6 16,9 29,9 36,4
2 Уголь $/т у. т. 18,9 19,5 21,2 28,7 32,2
Коэффициенты соотношения внутрироссийских цен на газ с ценами угля
1 Газ коэф. 0,56 0,59 0,80 1,04 1,14 0,83
2 Уголь коэф. 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
Коэффициенты соотношения мировых цен на газ с ценами на уголь
1 Газ коэф. 1,50 1,98 1,70 1,84 1,70 1,74
2 Уголь коэф. 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
Учитывая, что действующие внут-рироссийские цены на газ в 7 раз ниже мировых цен, их уровень следует признать наиболее заниженным среди рассматриваемых энергетических ресурсов.
Оценивая уровни реализационных цен на различные виды топлива, отмечаем, что ни действующие внутри-российские цены на нефть, ни уровень цен на газ, ни уровень цен на уголь нельзя признать в качестве основы для рекомендации объективных уровней цен на эти энергоносители и для определения оптимального количественного соотношения уровней цен на нефть, газ и уголь.
Заниженный уровень цен на газ, резко снижает степень конкурентоспособности угля и ставит угледобывающую отрасль в экономически ущербное положение не только препятствующее ее рентабельной работе, но и снижает спрос на уголь и ухуд-
шает структуру топливного баланса страны.
Безусловно, уровень внутрирос-сийских цен на нефть и газ - это внутренняя проблема народного хозяйства России. Для решения этой проблемы должна быть обеспечена реализация долговременной стратегической программы энергообеспечения страны с учетом имеющихся запасов различного вида топлива. Реализация такой политики, в условиях рыночной экономики, предполагает обеспечение равных экономических условий для рентабельной деятельности предприятий, добывающих различные конкурентные виды топлива.
В связи с изложенным, актуальной задачей является исследование и определение оптимального уровня цен на газ, обеспечивающего нормальную работу угольной отрасли и необходимое улучшение структуры топливного баланса страны.
Коротко об авторах------------------------------------------------------------
Лозовская Я.Н. - доцент, кандидат экономических наук, Московский государственный горный университет.
Статья представлена кафедрой «Экономика и планирование горного производства», Московского государственного горного университета.
Рецензент - Шибаев Е.В., доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой «Экономика и планирование горного производства» Московского государственного горного университета.