Научная статья на тему 'Оценка мер по повышению экономической эффективности угледобывающего производства и оптимизации структуры топливного Балан Са России'

Оценка мер по повышению экономической эффективности угледобывающего производства и оптимизации структуры топливного Балан Са России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лозовская Я. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка мер по повышению экономической эффективности угледобывающего производства и оптимизации структуры топливного Балан Са России»

УДК 65.011.12:622.33 Я.Н. Лозовская

ОЦЕНКА МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА И ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ТОПЛИВНОГО БАЛАНСА РОССИИ

Уголь является стратегическим видом энергетических ресурсов страны, способным на самую длительную календарную перспективу обеспечить энергетическую безопасность России.

Однако, несмотря на стратегическое значение угля, в стране отсутствуют экономические условия для рен-

•тпыатыы

табельной работы предп угольной отрасли. Государств^ навливая для российских пот лей заниженные цены на газ, і венно усиливает экономическ тивацию потребителей на пре тельное использование газово лива. В результате - спрос п телей на уголь непрерывно с ся. Доля потребления угля в структуре топливно-энергетических ресурсов страны колеблется в пределах 11-18 %.

Предприятия угольной отрасли работают с полным использованием своей производственной мощности. На шахтах и разрезах значительно снижена трудоемкость добычи угля и повышена производительность труда шахтеров. Однако эти успехи не обеспечивают им достойный уровень заработной платы, который остается самым низким среди горнодобывающих отраслей промышленности России.

Многие шахты и разрезы совсем не имеют прибыли, либо работают с низким уровнем рентабельности, не

0236-1493_20о 7 4

ребите-

обеспечивающим нормальную работу предприятия.

Из-за отсутствия средств на обеспечение нормальных условий труда и реализации мер по технике безопасности на угольных шахтах и разрезах отмечается большое количество аварий и высокий уровень травматизма шахтеров.

Из-за недостатка, а то и из-за пол-тствия средств, угледобы-эедприятия не решают экопроблемы, возникающие риях угледобычи.

настоящего исследования вление и изучение факто-ющих на экономическое по-предприятий угольной от-

расли, количественная оценка этого влияния и разработка мероприятий, способствующих росту эффективности угледобывающего производства и повышению роли угля в топливноэнергетическом балансе страны.

В процессе исследования автором были выявлены основные факторы и условия, препятствующие рентабельной работе угольной отрасли, негативно влияющие на структуру потребления энергетических ресурсов России и затрудняющие осуществление стратегической необходимости роста доли угля в топливном балансе страны.

Автор утверждает, что основным фактором, препятствующим эффек-

тивной работе угледобывающих предприятий и росту доли угля в топливном балансе страны, является наличие серьезных негативных проблем в области внутрироссийского ценообразования на различные виды конкурентных топливных ресурсов.

Существенными факторами, влияющими на экономическое положение угледобывающих предприятий, являются также степень их участия в экспортной деятельности и наличие возможности снижения транспортных расходов по доставке угля потребителям.

Угольная отрасль, являясь потенциальной основой энергетической безопасности страны, располагая предприятиями, работающими с полным использованием своих производственных возможностей и добившаяся высокой производительности труда своих работников, лишена возможности рентабельно работы и ее продукция не занимает надлежащего места в топливно-энергетическом балансе страны.

Административное участие государства в установлении цен на нефть и газ, привело к наличию взаимно несогласованных и заниженных внутри-российских цен на нефть и особенно на газ. В результате энергетический уголь потерял необходимую конкурентоспособность у потребителей и его реализация стала убыточной для угледобывающих предприятий.

Автор утверждает, что при действующем в России административном методе установления взаимно несогласованных цен на нефть, газ и, косвенно, на энергетический уголь, не отражающих их сравнительную полезность для потребителей и негативно влияющих на уровень цен на уголь, нельзя ожидать повышения уровня рентабельности угледобывающего производства, положитель-

ной оптимизации структуры топливного баланса страны и решения стратегической проблемы по обеспечению энергетической безопасности России.

Автором разработана методика комплексного определения уровней цен на нефть, газ и энергетический уголь, устраняющая имеющиеся проблемы в российском ценообразовании и обеспечивающая необходимую для народного хозяйства мотивацию потребителей на предпочтительное использование энергетического угля, вместо нефти и, особенно, вместо газа и обеспечивающая рентабельную работу угледобывающих предприятий.

В качестве объективной основы формирования разработанной методики автором были приняты следующие основные положения:

• каждое предприятие, производящее полезную для общества продукцию имеет право на рентабельность своей работы;

• соотношение цен на взаимозаменяемые товары должно соответствовать степени их полезности для потребителей этих товаров.

С учетом сложившейся в России практики ценообразования на конкурентные виды топливных ресурсов: -на нефть, газ и энергетический уголь, цены на них должны быть взаимозависимыми и устанавливаться системно, с использованием разработанной автором методики.

Базой для установления системы цен должна являться цена энергетического угля, обеспечивающая рентабельность его добычи.

Цены на газ и нефть должны устанавливаться с учетом их относительной полезности для потребителя по сравнению с полезностью угля.

Автор утверждает, что степень сравнительной полезности нефти, газа и угля должна оцениваться потре-

бителями этих конкурентных ресурсов при их покупке, в условиях свободных рыночных отношений, и количественно выражаться соотношениями сложившихся реализационных цен на различные топливные ресурсы.

Такие свободные рыночные отношения наиболее представительно и объективно-масштабно наличествуют только в условиях функционирования мировых топливных рынков. Поэтому, степень относительной полезности различных видов топлива автор предлагает оценивать на основе изучения соотношения уровней цен на нефть, газ и энергетический уголь, формирующихся на мировых топливных рынках, работающих в свободных рыночных условиях.

Реализация предложенной методики позволит осуществлять государственное регулирование внутрироссий-ского спроса на нефть, газ и уголь, обеспечивать необходимую структуру топливного баланса страны и нормальные условия работы угледобывающих предприятий.

Автором исследована и установлена взаимосвязь состояния и эффективности функционирования российских топливных рынков с мировыми топливными рынками. Она проявляется в уровнях цен и практически одинаковой их календарной динамике на конкретные виды топливных ресурсов, а также в объемах экспортных поставок российских топливных ресурсов на мировые топливные рынки. С увеличением мирового спроса на топливные ресурсы растут цены и увеличиваются возможности экспорта, в том числе и каменных углей. Подобная ситуация характерна для настоящего момента времени и прогнозируемой перспективы на ближайшие 10-15 лет.

Наличие тесной связи между состоянием мировых топливных рынков

с внутрироссийскими вполне естественно, поскольку экономика России все в большей мере интегрируется в мировую экономику и является ее частью.

Автором исследована экспортная деятельность предприятий угольной промышленности. Установлена ее позитивная роль в экономике российской угледобычи. Поставки российских углей на экспорт обеспечивают российским поставщикам получение удвоенного дохода по сравнению с внутрироссийскими поставками и являются финансовым подспорьем для низкорентабельного угледобывающего производства России.

Отмечая позитивное значение российского угольного экспорта для экономики угледобывающих предприятий, автор выявил имеющиеся резервы повышения эффективности экспортных поставок угля, определил меры по их использованию и оценил величины ожидаемого эффекта.

В качестве существенного фактора, оказывающего негативное влияние на экономическую эффективность угледобывающего производства, автор отмечает чрезмерно высокий уровень транспортных железнодорожных тарифов на перевозку угля его потребителям. Также рассмотрены и оценены проблемы и возможности снижения этих затрат.

Реализация предложений автора экономически эффективна и для предприятий угольной отрасли и, в целом, для народного хозяйства России.

В результате выполненных в работе исследований сделаны следующие выводы и рекомендации.

1. Уголь является стратегическим видом энергетических ресурсов страны, способным на длительную календарную перспективу обеспечить энергетическую безопасность России.

Отмечая стратегическое значение угля, в стране отсутствуют условия для рентабельной работы предприятий отрасли. Из-за недостатка средств угледобывающие предприятия не обеспечивают должный уровень ассигнований в меры по охране и обеспечению безопасности труда; по реализации мероприятий, необходимых по охране природной среды в угольных бассейнах, а также по достойной оплате труда шахтеров.

Доля угля в структуре топливного баланса страны существенно ниже доли угля в структуре потребления энергетических ресурсов развитых стран мира и в настоящее время не превышает 15-16 %.

2. Исследуя комплекс факторов, определяющих уровень экономической эффективности угледобывающего производства и причин, препятствующих оптимизации структуры топливного баланса, автор установил, что основным фактором является отсутствие у энергетического угля должной конкурентоспособности с газом на внутрироссийских топливных рынках.

3. Основной причиной отсутствия необходимой конкурентоспособности энергетического угля является использование административного, экономически необоснованного метода установления внутрироссийских цен на нефть и газ. Причем цен, весьма заниженных, взаимно несогласованных, снижающих уровень конкурентоспособности энергетического угля до уровня нулевой рентабельности производства.

4. Учитывая особенности экономики России и неизбежность государственного участия в ценообразовании на нефть и газ, автором предложена методика системного, комплексного ценообразования на все конкурирующие топливные ресурсы - на нефть, газ и уголь.

Предложенная методика предусматривает принять, в качестве базовой величины, минимально необходимый уровень цены на каменный энергетический уголь, обеспечивающий нормальную рентабельность угледобычи. Уровень цен на газ и нефть необходимо устанавливать в зависимости от сравнительной полезности нефти и газа по отношению к полезности угля для потребителей этих топливных ресурсов.

5. Автором предложено определять сравнительную полезность конкурирующих нефти, газа и угля по соотношению уровней цен, складывающегося в условиях свободно функционирующих мировых топливных рынков. Эти мировые цены обеспечивают нормальный уровень рентабельности и для предприятий, добывающих топливные ресурсы, и для предприятий их потребляющих. Они могут выступать в качестве объективных индикаторов, оценивающих сравнительную полезность различных топливных ресурсов для их потребителей.

6. Анализ уровней мировых цен на нефть, газ и уголь за восьмилетний календарный период позволил автору определить величины сравнительной полезности нефти и газа для их потребителей по отношению к энергетическому каменному углю. Это соотношение: 2,27:1,76:1. Объективность подобного соотношения уровней цен на нефть, газ и уголь обосновывается и его стабильностью в течение длительного календарного периода; отклонение от принятого среднего уровня было минимальным.

7. В условиях функционирования российского народного хозяйства, необходимую степень конкурентоспособности нефти, газа и угля можно обеспечить лишь при системном установлении цен на все виды топливных

ресурсов с использованием методики, предложенной автором.

8. Используя разработанную методику формирования внутрироссий-ских цен, автором рассчитаны уровни цен на нефть, газ и энергетический уголь, для условий 2005 года. Они составили:

• для нефти - 3718 рублей за тонну (139$);

• для газа - 2368 рублей за 1000 мі (88$);

• для энергетического каменного угля - 785 рублей за тонну.

Уровень рекомендуемых цен превышает действующие:

• для нефти - на 45 %;

• для газа - в 2,1 раза;

• для угля - на 73 %.

Разработанная автором методика

позволяет определять уровень цен на газ, обеспечивающий необходимую структуру топливного баланса страны и конкретизировать зависимость объемов внутрироссийского спроса на газ и на уголь от уровня устанавливаемых цен на газ.

9. Учитывая, что реализация предложений автора требует существенного увеличения внутрироссийских цен на нефть, уголь и, особенно, на газ, автором разработана и предложена методика смягчения негативного влияния роста цен для конечных потребителей всех видов топливных ресурсов.

10. Автором собраны и систематизированы имеющиеся в России инновационные разработки по повышению экономической эффективности использования угольного топлива. Реализация этих проектов дополнительно повысит конкурентность угольного топлива и увеличит объемы спроса на уголь.

11. Исследована и оценена значительную роль российского экспорта угля в экономике угледобывающих

предприятий. При объеме экспорта, составляющего 28 % от общего объема угледобычи в России, доход от этого экспорта превышает весь доход отрасли от реализации 72 % добываемого угля и реализуемого на внут-рироссийских топливных рынках.

В настоящее время денежные поступления от экспорта угля определяют экономическое и финансовое положение значительного количества угольных шахт и разрезов, участвующих в экспортных поставках угля.

12. Автором выявлено наличие существенных резервов повышения экономической эффективности экспорта угля. Существенными факторами являются:

• рост объемов экспорта угля;

• оптимизация географии поставок;

• увеличение доли коксующихся углей в общем объеме экспортных поставок.

Экспортные поставки российских углей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона экономически более предпочтительны, чем поставки в страны Западной Европы.

В настоящее время доля экспортных поставок, значительно более дорогих коксующихся углей, составляет лишь 12 % (в мировой торговле - 30 %).

13. Анализ положения на мировых рынках сбыта угля и динамики российского экспорта позволили автору спрогнозировать ежегодный прирост объемов российского экспорта в размере 5 % в год. Следует заметить, что темпы увеличения экспорта угля зависят от темпов увеличения пропускной возможности морских портов России.

При исследовании состояния и перспектив развития мировых топливных рынков установлена стабильность их развития, при определенном росте уровня цен, вызываемом дефицитностью этих ресурсов. В связи с

этим можно заключить, что емкость мировых топливных рынков достаточна и может обеспечить увеличивающийся экспорт российских топливных ресурсов.

14. Средние затраты потребителей угля на его доставку превышают 45 % его цены (в мире не более 20 %). Особенно велики транспортные издержки при поставках угля на экспорт, когда их уровень существенно превышает цену угля. Учитывая массовость поставок и чрезмерно высокие затраты на транспортировку угля, предприятия угольной промышленности вправе ожидать от государственных железных дорог более льготных тарифов.

15. Автор считает весьма перспективным строительство электростанций в районах угледобычи с последующей передачей электроэнергии в районы ее потребления. Это разгрузит транспорт и повысит экономическую эффективность углепользования в России.

Эта проблема обсуждается давно, но практически не реализуется, несмотря на очевидную народнохозяйственную эффективность.

16. Рост потребления энергетических ресурсов планируется, так же как и в мире, в 1-2 % в год. Добыча и потребление угля 2-3 % в год. По мнению автора, планируемый рост потребления угля не сможет кардинально улучшить структуру топливного баланса России. Рост добычи угля и соответственно его потребления, должен составлять не менее 4-5 %. Только в этом случае, к 2020 году, доля потребления угля в топливном балансе может достигнуть 40-50 %.

17. В работе детально рассмотрена степень обеспеченности России природными запасами нефти, газа и угля. Отмечается стратегическая значимость весьма значительных запасов

угля, наличие неплохих разведанных и прогнозируемых запасов газа и небольших запасов нефти. Актуальной проблемой для всех видов топливных ресурсов, является необходимость ассигнования значительных средств на поиск новых месторождений, дораз-ведку и обустройство разведанных, на строительство новых, эффективных угледобывающих предприятий.

18. Оценены ожидаемые экономические и социальные последствия реализации предложенных мер, направленных на повышение экономической эффективности угледобывающего производства России и росту доли угля в топливном балансе страны. Эффект подсчитан для народного хозяйства страны и для угольной отрасли.

Ожидаемый общий эффект, соответствующий минимально-необходимым (для условий 2005 года) ценам на газ и на уголь, уровень которых обеспечивает рост доли угля в структуре топливного баланса страны с 15 до 21 % оценивается автором в 234,8 млрд рублей в год.

Из этой суммы эффект для угольной отрасли составляет 127,3 млрд рублей; 107,6 млрд рублей поступят в бюджет страны.

Дополнительный, неподсчитанный эффект:

• активное усиление экономической мотивации к более экономному расходованию топливных ресурсов;

• создание новых рабочих мест для 37 тысяч шахтеров и улучшение социологической обстановки в угледобывающих регионах;

• усиление инвестиционной привлекательности угольной отрасли.

Осуществление рекомендаций автора по росту экономической эффективности угледобывающего производства позволит улучшить условия труда и повысить степень безопасности ра-

боты шахтеров и уровень оплаты их нелегкого труда.

Созданная автором методика, устанавливающая связь уровня цен на газ с долей угля в структуре топлив-

ного баланса страны позволит государству осуществлять целенаправленные действия, обеспечивающие необходимую для страны структуру топливного баланса.

— Коротко об авторах

Лозовская Я.Н. - доцент, кандидат экономических наук, Московский государственный горный университет.

Статья представлена кафедрой «Экономика и планирование горного производства», Московского государственного горного университета.

Рецензент - Ревазов Михаил Александрович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и планирование горного производства» Московского государственного горного университета.

----------------------------------------- © Я.Н. Лозовская, 2007

УДК 330.123.7:338.5 Я.Н. Лозовская

ОЦЕНКА ВНУТРИРОССИЙСКИХ УРОВНЕЙ РЕАЛИЗАЦИОННЫХ ЦЕН НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень внутрироссийских цен значительно ниже мировых цен на все виды энергетических ресурсов. В среднем, внутрироссийские цены на эти ресурсы в пять раз ниже их мирового уровня.

Динамика уровней мировых и внутрироссийских цен на энергоносители представлена в табл. 1.

Такое положение является, в основном, следствием проводимой

государственной политики в этой области экономики страны. Резко снижая стоимость поставляемых для внутрироссийских предприятий ресурсов, государство как бы создает благоприятные условия для роста конкурентоспособности нашей

промышленности и других отраслей. Однако, до настоящего времени, положительные последствия такой политики не проявляются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.