Научная статья на тему 'Экономические и структурные предпосылки к увеличению роли угля в топливно-энгергетическом хозяйстве России'

Экономические и структурные предпосылки к увеличению роли угля в топливно-энгергетическом хозяйстве России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические и структурные предпосылки к увеличению роли угля в топливно-энгергетическом хозяйстве России»

© Д.П. Тибилов, 2002

УДК 658.26

Д.П. Тибилов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К УВЕЛИЧЕНИЮ РОЛИ УГЛЯ В ТОПЛИВНО-ЭНГЕРГЕТИЧЕСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

Р

оль и место угля в экономике России в разные периоды ее развития менялись в существенных диапазонах. Общей тенденцией последнего десятилетия ХХ в. стало значительное снижение доли потребления угля в структуре топливно-энергети-ческого баланса России. В

2000 г. доля угля в потреблении первичных энергоносителей составила 12 %, нефти - 32 % и газа - 47 % (рис. 1). За период с 1950 по 2000 г. доля угля снизилась в 6 раз; нефти увеличилась почти в 2 раза, а природного газа выросла в 20 раз.

Столь существенное снижение потребления угля объясняется прежде всего его низкой конкурентоспособностью по сравнению с природным газом, а также организационными технологическими преимуществами использования нефтяного и особенно газового топлива в энергетических целях по сравнению с условиями использования угольного топлива

В основе анализа конкурентоспособности первичных энергоносителей лежит исследование динамики цен по данным государственной и отраслевой статистики за период 1990-2001 гг. Данные о темпах роста цен на топливноэнергетические ресурсы приведены на рис. 2.

За рассматриваемый период реформы в структуре ценообразования можно выделить следующие этапы:

Стартовый период -1990-1991 гг., предшествующий рыночным реформам, когда цены

Рис. 1. Структура топливноэнергетического баланса России

на все виды первичных ТЭР были в основном сбалансированы. Рост цен на продукцию ТЭКа не превышал 3-х раз (сырая нефть), продукция остальных отраслей подорожала в 1.9-2.1 раза.

Вхождение в рынок -1992-1993 гг. Данный период характеризуется либерализацией цен большинства отраслей экономики. При этом свободные цены на уголь введены с 1993 г. В результате произошел резкий рост цен на все виды энергоресурсов, в особенности на продукцию электроэнергетики (в 1177 раз по сравнению с уровнем 1990 г.), нефтедобычи и нефтепереработки (1230-1250 раз). Уголь к концу 1993 г. подорожал только в 872 раз, а природный газ только в 346 раз. Финансирование угольной отрасли в значительной степени (на 60-70 %) обеспечивалось за счет дотаций из федерального бюджета. В этот период наблюдалось некоторое снижение мировых цен на энергоресурсы, в связи с чем произошло сближение внутренних и мировых цен на все энергоносители, кроме природного газа, государственное регулирование цен на который существенно снижало

темпы их роста.

Адаптация к рынку - 19931998 гг. Период до дефолта в августе 1998 г. Переход на свободные цены, совместно с сокращением средств господдержки кардинально изменил экономическую основу функционирования отраслей топливно-энерге-тического комплекса. Большая часть используемых в производстве финансовых ресурсов стала поступать от реализации продукции, соответственно компании, добывающие энергоресурсы, вынуждены были постоянно повышать цены. Тенденция роста отпускных цен высокими темпами сохранилась до 1995-1996 гг. К этому моменту вся продукция топливноэнергетического комплекса подорожала более чем в 12500 раз. Наибольший рост цен наблюдался в электроэнергетике (более 16 тыс. раз к 1990 г.) и нефтедобывающей отрасли (13,6 тыс. раз). В угольной отрасли снижение господдержки происходило фактически в два раза быстрее намеченного уровня, что стимулировало дальнейшее увеличение цен, которые с 1990 г. выросли в 13 тыс. раз. Цены на газ в результате сохранившегося государственного регулирования отрасли увеличивались наименьшими темпами и к 1996 г. стабилизировались на уровне 300 руб/т у. т Продукция других отраслей ТЭКа к середине 90-х годов также существенно снизила темпы роста цен на нефть и электроэнергию.

2. Развитие рынка - 1998-

2001 гг. Цены на энергетические ресурсы в течение 1998 г. практически не изменялись, хотя в это

□ Газ природный □ Нефть

□ Уголь □ Первичная энергия АЭС и ГЭС

□ Прочие виды природного топлива и энергии

время нарастало ухудшение финансово-экономического состояния большинства предприятий. Только с конца 1998 г., после финансового кризиса в связи с многократным повышением стоимости материально-техни-ческих ресурсов цены на нефть и уголь выросли на 30 %. Увеличению цен на продукцию отраслей ТЭК способствовала также большая доля налоговой составляющей в их цене (для нефти - более 45 %, в газе -около 60 %, в угле - более 43 %). К концу 2001 г. ускоренный рост цен ожидался на продукцию газо-и угледобычи, которая в течение года подорожает в 1,42 раза. Сырая нефть, несмотря на минимальные темпы роста цен в 2001 г. (в 1,22 раза), за весь рассматриваемый период (1990-2001 гг.) подорожала более чем в 75 тыс. раз, цены на электроэнергию и уголь выросли соответственно в 38 и 33 тыс. раз. Рост цен на природный газ оказался минимальным -25.5 тыс. раз.

Таким образом, ключевыми моментами, которые оказывают наибольшее влияние на структуру топливно-энергетического баланса России, являются:

1) формирование цен на природный газ внутри России - в результате государственного регулирования внутренних цен на газ, приведшего к фактическому удешевлению природного газа по сравнению с энергетическим углем на 25-З0 % в течение 1990-2000 гг., конкурентоспособность угольного топлива существенно понизилась, и в то же время рентабельность добычи газа опустилась до минимального уровня;

2) изменение мировых цен на нефть, которое в достаточно большой степени повлияло на конъюнктуру внутрироссийского рынка энергоносителей, в ходе реформ цены на нефть на внутреннем рынке испытывали ускоренный рост к уровню мировых цен, в результате чего на рынке ТЭР на нужды электроэнергетики нефтетопливо в настоящее время оказалось фактически вне конкурентной борьбы;

3) паритет цен на топливноэнергетические ресурсы, изменение которого подразумевает использование помимо рыночных механизмов факторов государственного регулирования (тарифная политика, цены на продукцию государственных монополий и т.д.), в результате чего соотношение цен на газ и уголь должно приблизиться к оптимальному уровню.

Сложившиеся в России соотношения цен на топливноэнергетические ресурсы существенно отличаются от установившихся на мировом рынке, особенно отчетливо это проявляется на примере цен на природный газ и уголь. Вероятно, что в ближайшие годы цены на газ будут испытывать ускоренный рост против цен на уголь и другие виды энергоносителей. Предпосылками для этого являются сокращение добычи природного газа (за 2000 г. на 1,2 %; за 9 мес. 2001 г. на 1,6 %) и переход к отработке более капиталоемких месторождений природного газа (инвестиции на развитие добычи газ в 2001-2005 гг. оцениваются в 12,8 млрд долл), что означает значительное увеличение себестоимости добычи.

Рис. 2. Темпы роста цен производителей ТЭР и ж/д тарифов на перевозку грузов

Таким образом, сформировавшаяся в последние годы тенденция сокращения добычи природного газа автоматически приводит к следующей дилемме: либо сохранение объемов внутреннего потребления природного газа в ущерб экспорту, либо замещение на внутреннем рынке газа альтернативными видами топлива. Первый вариант является гораздо менее привлекательным с экономической точки зрения, однако он позволяет за счет сокращения государственных экспортных контрактов на некоторое время сохранить уровень развития экономики, удерживая тарифы на электроэнергию, цены на ТЭР и т.д. без существенных капиталовложений. Однако такое решение ведет к значительному сокращению доходов бюджета, и дальнейшее уменьшение экспорта природного газа приведет к потере рынков его сбыта, поэтому полученное время целесообразно использовать на замещение природного газа угольным топливом в структуре потребления ТЭР.

В такой ситуации, когда объем поставок природного газа весьма ограничен и не может полностью покрыть имеющиеся потребности в энергетическом топливе, весь добываемый уголь реализуется, несмотря на свою неконкуренто-способность, и объемы его поставок на внутренний рынок растут.

Авторами исследована потребность российской экономики в топливно-энергетических ресурсах на десятилетний перспективный период, а также произведена оценка возможных объемов поставок на внутренний рынок отдельных видов энергетических ресурсов: природного газа, нефти, продукции атомной энергетики, нетрадиционных источников энергии. Было установлено, что общее потребление энергоресурсов в России в 2000 г. составило 929 млн т у. т. Определяемая потребность в 2010 г. оценена в 995-1065 млн т у. т. Ежегодный прирост потребности энергоресурсов составляет примерно 1 %.

В результате исследования было выявлено, что объемы возможных поставок основных видов первичных энергоресурсов (газа, нефти, атомной и гидроэнергии) при сложившихся экономически выгодных для народного хозяйства РФ объемах экспорта нефти и газа не в состоянии без возрастающих поставок угля обеспечить энергетические потребности страны, тем более, что в планируемом десятилетнем календарном периоде (2000-2010 гг) степень этого обеспечения будет снижаться.

В сложившейся ситуации, рост добычи и поставок угля для энергетических целей является настоятельной народнохозяйственной необходимостью. Однако реализация этого направления развития энергетики влечет за собой увеличение затрат на выработку электроэнергии и тепла.

Нами выявлены и исследованы экономические последствия увеличения доли потребления угля в топливно-энергетическом балансе страны. Установлено, что основными экономическими последствиями являются:

• удорожание средневзвешенной стоимости единицы энергоресурсов для их потребителей;

• удорожание использования угольного топлива по сравнению с использованием газа и нефти при выработке электроэнергии и тепла.

Так, установлено, что каждый процент прироста доли потребления угля в структуре топливноэнергетического баланса РФ увеличивает стоимость единицы потребляемых энергоресурсов на 0,8-1,0 %, а общие затраты потребителей на электроэнергии и тепла вырастут на 3,5-4,5 долл. в расчете на одну потребленную т у. т. и достигнут 23-24 долл.

Как установлено из приведенных данных, уголь при государственном регулировании цен на газ не может на равных конкурировать с ним, потребление топлива при выработке электроэнергии и

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

тепла существенно увеличивает затраты энергетиков.

В настоящее время 37 % добываемой нефти и 36 % газа реализуются на внешнем рынке. Экспорт этих энергоносителей экономически выгоден для России и обеспечивает значительные поступления валюты и страну.

Экономическая ориентация поставок нефти и газа на экспорт или на внутреннее потребление в значительной мере определяется соотношением уровней мировых и внутренних цен. Количественно это соотношение оценивается при реализации газа - мировые цены выше внутрироссийских в 5.5-7 раз; при реализации нефти это превышение составляет 2.5-3,5 раза. Такое соотношение внешних и внутренних цен является достаточным стимулом для производителей газа и нефти в стремлении максимизировать объемы поставок этих энергоносителей на мировые рынки.

В России создалась ситуация, при которой энергетикам экономически невыгодно использовать в качестве первичного энергоносителя уголь и они предпочитают природный газ, а поставщикам газа, прежде всего РАО "Газпром", невыгодно продавать свой ресурс по низким ценам энергетикам. Оптимальным вариантом для них стало бы увеличение внутренних цен на газ или направление газа на экспорт. В сохранении и даже увеличении экспорта весьма заинтересовано и государство, поскольку этот экспорт пополняет доходную часть его бюджета.

Учитывая изложенное, считаем, что необходимые пропорции формирования структуры топливно-энергетического баланса страны должны регулироваться государством исходя из народнохозяйственных интересов страны. При этом следует интегрально учитывать величину прибыли, полученную экспортерами газа и нефти, и величину дополнительных издержек энергетиков при использовании угольного топлива, а

также то обстоятельство, что сам экспорт газа и нефти и его увеличение возможно лишь в случае, если возрастающая внутрирос-сийская потребность в первичных энергоносителях будет обеспечиваться за счет возрастающих поставок углей отечественным энергетикам. Следовательно, мы устанавливаем прямую зависимость объемов экспорта нефти и газа от объемов поставок угля на внутри-российский рынок.

На основе выполненных расчетов, авторы определили, что в предстоящем десятилетии в случае обеспечения роста потребности страны в первичных энергоносителях за счет увеличения поставок угля и экспортной ориентации высвобождающихся объемов нефти и газа, экономика страны будет иметь дополнительные ежегодные поступления в сумме 2-4 млрд долл., а за вычетом дополнительных затрат энергетиков на производство энергия при использовании угля 1-3 млрд долл. в год.

Приведенные данные свидетельствуют об экономической эффективности роста доли потребления угля в топливноэнергетическом балансе России.

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики ситуация, когда рост доли потребления угля в структуре топливноэнергетического баланса страны приводит к необходимости денежной компенсации увеличивающихся издержек производства энергетикам и некоторым угледобывающим предприятиям за счет дополнительной прибыли экспортеров нефти и газа, требуется наличие государственного регулирования этих денежных потоков. В этом случае уголь станет конкурентоспособным видом топлива для энергетиков, угледобывающие компании смогут работать, рентабельно, а государство помимо дополнительных доходов от экспорт нефти и газа получит наиболее стабильный и стратегически надежный источник энергетических ресурсов.

Тибилов Д.П. — аспирант Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.