УДК 65.011.12:622.33 Я.Н. Лозовская
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ РОСТА СПРОСА НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УГЛИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ ТОПЛИВНОГО БАЛАНСА СТРАНЫ
Семинар № 6
Уровни внутрироссийских цен на основные топливные ресурсы прямым, либо косвенным, методами регулируется государством. Это относится к ценам на нефть и на газ. Цена на уголь формируется на топливных рынках страны с учетом влияния административных, либо монопольных установленных уровней цен на нефть и газ, без учета объективного соизмерения степени полезности каждого вида топлива его потребителями.
Выполненный анализ внутрироссийских цен на нефть, газ и уголь выявил их чрезмерно-низкий и взаимно несогласованный уровень.
Несогласованные действия монополистов, добывающих и реализующих нефть и газ не обеспечивают равноэкономических условий работы каждой из отраслей, добывающей нефть, газ и уголь и препятствуют оптимизации структуры топливного баланса страны.
Наличие заниженных цен на нефть обеспечивает сверхприбыль для нефтеперерабатывающих предприятий. Конечные потребители покупают не нефть, а продукты ее переработки - бензин и прочее по весьма завышенным ценам и они практически не ощущают наличия сниженных цен на нефть
Результатом наличия заниженных внутрироссийских цен на газ, реализуемый промышленным предприятиям (свыше 80% потребности), явилось од-
носторонняя ориентация энергетики и всего народного хозяйства России на преимущественное использование газового топлива. Подобная ориентация сопряжена с большим риском, подрывает основы стратегической безопасности России и наносит очевидный ущерб стране.
Наличие заниженных цен на газ для промышленных потребителей делает уголь неконкурентным видом топлива, поскольку покупатель выбирает более дешевый вид топлива - а это газ и ему экономически невыгодно покупать уголь по цене, необходимой для угледобывающего производства.
Низкий уровень внутрироссийских цен на газ, ограничивает возможность роста рентабельности угледобывающего производства. В результате, внутрирос-сийские цены на уголь не компенсируют общественно необходимых затрат на его добычу.
На основании исследования состояния и результатов функционирования мировых и внутрироссийских топливных рынков, учитывая особенности экономики России и неизбежность государственного участия в установлении уровней внутрироссийских цен на энергоресурсы, автором разработана методология системного, комплексного соизмерения уровней цен на все конкурирующие топливные ресурсы - на нефть, газ и уголь
и механизма экономического управления структурой топливного баланса страны.
Предложенная методология предусматривает принять, в качестве базовой величины себестоимость добычи наименее эффективного вида топлива - энергетического угля и минимально необходимый уровень его цены, обеспечивающий нормальную рентабельность угледобывающего производства. Уровень цен на газ и нефть необходимо устанавливать в зависимости от сравнительной полезности нефти и газа по отношению к полезности угля для потребителей этих топливных ресурсов.
Поскольку организационные и технологические условия использования конкурентных газа и угля в России имеют свои особенности, сравнительную полезность конкурентных газа и угля рекомендуется определять по степени экономической эффективности их использования в процессе выработки электроэнергии и тепла.
Разработанная методология позволяет устанавливать количественную зависимость величины спроса на газ и на уголь в зависимости от административно установленного уровня цены газа.
Учитывая, что использование нефти в качестве моторного топлива в россий-
ских условиях аналогично среднемировым, сравнительную полезность нефти по отношению к полезности угля предлагается определять по среднемировому соотношению уровней цен на эти виды топливных ресурсов, которое отражает сравнительную полезность нефти для ее потребителей. Реализация предложенной методологии позволит осуществлять государственное регулирование внутрироссийского спроса на нефть, газ и уголь, обеспечит необходимую структуру топливного баланса страны и рост рентабельности работы угледобывающих предприятий.
Учитывая изложенное, отмечаем, что оптимизация структуры топливного баланса России целиком находится в руках государственных органов и естественных монополий, директивно устанавливающих цены на нефть и газ и косвенно сдерживающих цены на уголь.
Все разработанные положения и рекомендации касаются топливных ресурсов, реализуемых промышленным предприятиям. Условия реализации топливных ресурсов населению устанавливаются государством с учетом социальных требований.
— Коротко об авторе ------------------------------------------------------------------
Лозовская Я.Н. - доцент, кандидат экономических наук, Московский государственный горный университет.
Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 6 симпозиума «Неделя горняка-2008». Рецензент д-р техн. наук, проф. В.А. Харченко.
Файл:
Каталог:
Шаблон:
Заголовок:
Содержание:
Автор:
Ключевые слова:
Заметки:
Дата создания:
Число сохранений:
Дата сохранения:
Сохранил:
Полное время правки: 2 мин.
Дата печати: 24.03.2009 0:11:00
При последней печати страниц: 2
слов: 690 (прибл.)
знаков: 3 933 (прибл.)
6_Лозовская6
^Шовое по работе в универе\ГИАБ-2009\ГИАБ-5\8 C:\Users\Таня\AppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны\Normal.do Доцент, к Атом
15.03.2009 20:35:00 2
15.03.2009 20:35:00 123