Научная статья на тему 'Оценка влияния институциональной среды на направления структурных сдвигов в национальной экономике'

Оценка влияния институциональной среды на направления структурных сдвигов в национальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РИСК / СТРУКТУРНЫЙ СДВИГ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батайкин Павел Александрович

В статье проанализировано влияние институциональной среды на содержание и направления структурных сдвигов в национальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Influence of the Institutional Environment on the Directions of Structural Shifts in National Economy

In article influence of the institutional environment on the contents and the direction of structural shifts in national economy is analysed.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния институциональной среды на направления структурных сдвигов в национальной экономике»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

УДК 338

Оценка влияния институциональной среды на направления структурных сдвигов

в национальной экономике

Батайкин П.А.

Соискатель кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева - КАИ

В статье проанализировано влияние институциональной среды на содержание и направления структурных сдвигов в национальной экономике.

Ключевые слова: национальная экономика, риск, структурный сдвиг, промышленность, инвестиции, институт.

В современной России необходимость разработки современных инструментов, направленных на активизацию процесса инвестирования структурных сдвигов в национальной экономике является одной из первостепенных, не требующих отлагательств задач.

Одной из основных проблем, препятствующих реализации прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике является несовершенство институциональной среды и коррупция.

Государственная система управления содержит в себе потенциальную возможность для коррупции. Нормы и инструкции изменяются медленнее внешних условий. Для того чтобы система оставалась гибкой, административный аппарат имеет возможность действовать по своему усмотрению в ситуациях, не предусмотренных законом. В сочетании с невозможностью всеобъемлющего контроля появляются возможности для оппортунистического поведения сотрудников административного аппарата.

Борьба с коррупцией требует высоких расходов, зачастую несопоставимых с потерями от нее. Сопоставляя потери от коррупции и затраты на ее ликвидацию можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери. В результате для общества оказывается выгоднее полностью не уничтожать коррупцию. Тогда экономическая система попадает в институциональную ловушку. Проявления институциональных ловушек в российской экономике многообразны: бю-18

рократическая, коррупционная, инвестиционная ловушки, ловушки необразованности, бедности, богатства, инерционной ментальности, психологической неготовности, рентоориентированного поведения, догоняющего развития и копирования и другие виды институциональных ловушек. Вместе с тем основными свойствами институциональной ловушки называются устойчивость и неэффективность институтов.

Институциональная ловушка - устойчивое неэффективное состояние институтов или совокупности институтов, приводящее к искажениям социально-экономических отношений и создающие определенные барьеры для экономических субъектов. Существование институциональной ловушки означает высокие трансакционные издержки неэффективного института по сравнению с другим, более эффективным институтом. Например, трансакционные издержки бартера по сравнению с денежным обменом после сокращения темпов инфляции оказались выше. Однако даже радикальное уменьшение инфляции и усовершенствование денежного обмена не привели к ликвидации бартера, поскольку «увеличившиеся под действием эффекта сопряжения издержки трансформации могут поддерживать изначально неэффективную норму, даже когда эффект координации перестает действовать». Результатом существования институциональных ловушек и их воздействия на деятельность экономических субъектов является

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

рост трансакционных издержек, а также связанные с этим препятствия в получении запланированного результата. Институциональные ловушки могут формировать риски недополучения запланированного результата и иных нежелательных последствий. Вышесказанное позволяет утверждать, что институциональные ловушки могут являться причиной возникновения институциональных рисков экономических субъектов.

Под технологией управления институциональными рисками инновационной деятельности понимается совокупность взаимосвязанных способов, приемов, инструментов управления институциональными рисками, направленными на их устранение, снижение или уменьшение влияния институциональных рисков на инновационную деятельность экономических субъектов. Технологии управления институциональными рисками инновационной деятельности должны быть основаны на понимании их специфики и особенностей проявления в инновационной деятельности экономических субъектов.

Институциональные риски инновационной деятельности порождаются дисфункциями институтов развития. Соответственно, особенности и глубина проявления институциональных рисков инновационной деятельности обуславливаются влиянием институтов развития и их дисфункций на инновационные процессы.

Для выявления основных институциональных рисков инновационной деятельности и их специфики на различных стадиях инновационного процесса необходим анализ влияния институтов развития на основные стадии жизненного цикла инноваций.

При этом на более поздних стадиях существования инновации принципиально значимое влияние на результаты инновационной деятельности оказывают институциональные риски локального экономического пространства в целом.

Институциональные риски занимают особое место в системе рисков экономических субъектов. Они связаны с факторами макроокружения экономических субъектов, неопределенностью институциональной среды, на которые единичный субъект не может оказать непосредственного влияния. Поэтому основные технологии управления институциональными рисками должны реализовываться на уровне государственного управления экономикой. Данные технологии должны включать как оценку уровня институциональных рисков в локальных экономических пространствах и их влияние на результаты инновационной деятельности экономических субъектов, так и конкретные меры и инструменты снижения институционального риска.

Дисфункции институтов и их следствия порождают риски роста трансакционных издержек, как количественной характеристики неэффективности

институтов, и оппортунистического поведения субъектов социально-экономических отношений. Безусловно, данные негативные явления имманентно связаны с дисфункциональными состояниями институтов. Однако принципиальное значение имеет появление институционального риска как возможности и ожидания экономическим субъектом данных негативных следствий дисфункций институтов. Возможность оппортунистического поведения, роста трансакционных издержек и иных проявлений институциональных рисков формирует опасения недостижения желаемого результата и угнетает активность экономических субъектов.

Технологии управления институциональными рисками инновационной деятельности должны оказывать комплексное воздействие на выявленные дисфункции институтов развития и включать следующие направления действий: повышение доверия экономических субъектов к государству и его институтам развития; развитие института партнерства и кооперации, в том числе взаимодействия между экономическими субъектами, а также государственно-частного партнерства (кооперации и реализации совместных проектов, предоставления более широких возможностей участия малого и среднего бизнеса в реализации государственных проектов); рост информированности экономических субъектов относительно мер государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности; снижение неопределенности и изменчивости законодательства; развитие инновационного и предпринимательского мышления среди населения.

В рамках данных направлений могут быть предприняты следующие конкретные меры и управляющие воздействия, направленные на снижение институциональных рисков инновационной деятельности:

1. Формирование или активизация консультационных центров для малого и инновационного бизнеса, выполняющих координационные и консультационные функции по возможностям финансирования, законодательным и организационным вопросам.

2. Создание либо оптимизация региональных сайтов, предоставляющих оперативную информацию по всем вопросам законодательства, в том числе в сфере поддержки инновационной деятельности.

3. Формирование информационной базы институтов развития, инновационных центров и организаций для усиления коммуникаций в инновационной сфере и диффузии инноваций и технологий.

4. Сведение к минимуму корректировок действующего законодательства различными министерствами и ведомствами. Выявление и устранение неясностей и различий в трактовках законодательства, в первую очередь налогового, на разных уровнях исполнительной власти и в регионах. Повышение лояльности налоговых и прочих контролирующих

19

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

органов во взаимодействии с экономическими субъектами, в том числе при проведении контрольно-ревизионных мероприятий и разрешении споров.

5. Снижение налоговой нагрузки на бизнес в целом, упрощение процедур подтверждения прав на применение льгот экономическим субъектам в сфере инновационной деятельности.

6. Устранение дефектов законодательной системы, препятствующих инновационной деятельности, в том числе корректировка и модернизация государственных стандартов, правил и норм производства продукции.

7. Культивирование инновационного мышления, ориентации на инновационную деятельность среди предпринимателей, населения, учащихся.

8. Расширение преподавания инновационного менеджмента в организациях высшего и среднего образования.

9. Создание инновационных бизнес - инкубаторов при учебных заведениях.

10. Обязательное формирование программ инновационного развития в регионах.

11. Предоставление более широких возможностей малому и среднему бизнесу для участия в государственных проектах и заказах.

12. Совершенствование критериев отбора инновационных проектов и экономических субъектов для участия в программах поддержки инновационной деятельности.

Между тем, необходимо отметить, что предложенные конкретные меры и управляющие воздействия, направленные на снижение институциональных рисков инновационной деятельности не являются исчерпывающими. Многообразие проявлений институционального риска инновационной деятельности обуславливает необходимость непрерывного совершенствования и расширения технологий управления с целью обеспечения стабильности экономического развития государства. Реализация предложенных мер может стать первоочередным шагом для снижения институциональных рисков инновационной деятельности.

Литература:

1. Валентей С.Д., Нестеров Л.И. Накопление национального богатства на фоне мировых тенденций. - М.: ИЭ РАН, 2000.

2. Krngman P. Increasing Returns and Economic Geography // The Journal of Political Economy. -1991. - Vol. 99. - No 3. - P. 483-499.

3. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. - М.: ТЕИС,

2011. - 357 с.

Assessment of Influence of the Institutional Environment on the Directions of Structural

Shifts in National Economy

P. Bataykin

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

In article influence of the institutional environment on the contents and the direction of structural shifts in national economy is analysed.

Key words: national economy, risk, structural shift, industry, investments, institute.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.