Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДИСТАНТ / СТУДЕНТЫ / РЕЖИМ / ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ЭМОЦИИ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Драгич Ольга Александровна, Сидорова Клавдия Александровна, Созонова Анастасия Николаевна, Утусиков Сергей Анатольевич

В статье представлен анализ данных по гигиене труда и отдыха студентов при различных форматах обучения, оказывающих влияние на работоспособность обучающихся в режиме учебного дня. Представлены рекомендательные меры, учитывающие определение типа собственного естественного ритма, чередование сложной и легкой работы, рациональное распределение умственной и физической нагрузки, что будет способствовать продуктивности умственного труда и улучшению состояния здоровья студентов. Авторы особо выделяют, что непосредственно сам учебный процесс и вся педагогическая деятельность преподавателей должны быть организованы таким образом, чтобы не способствовать развитию у обучающихся тех хронических заболеваний, с которыми они уже приходят со школьной скамьи, и не провоцировать развитие новых. Отмечается острая необходимость грамотного распределения времени труда и отдыха, что является одной из составляющих здорового образа жизни, так как разумное отношение к здоровью, знание своих способностей и сил, самоорганизация, способствует правильному режиму учебы и отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Драгич Ольга Александровна, Сидорова Клавдия Александровна, Созонова Анастасия Николаевна, Утусиков Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF LEARNING FORMAT ON STUDENT WORKABILITY

The article presents an analysis of data on occupational health and rest of students in various training formats that affect the performance of students in the mode of the school day. Recommendations are presented that take into account the determination of the type of one's own natural rhythm, the alternation of difficult and easy work, the rational distribution of mental and physical activity, which will contribute to the productivity of mental work and improve the health of students. The authors emphasize that the educational process itself and all pedagogical activities of teachers should be organized in such a way as not to contribute to the development of those chronic diseases in students with which they already come from school, and not to provoke the development of new ones. There is an urgent need for a competent distribution of time for work and rest, which is one of the components of a healthy lifestyle, since a reasonable attitude to health, knowledge of one's abilities and strengths, self-organization contributes to the correct mode of study and rest.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА»

резиновой поверхностью);

- переступание через линию как лицом, так и боком;

- продольная разножка на мягкой поверхности (песок, гимнастический мат).

Необходимо еще раз подчеркнуть, что скоростно-силовое качество является ключевым в спортивной подготовке в дисциплинах фрейм раннинг (легкая атлетика) спорт лиц с поражением ОДА.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворошин И.Н. Рейсраннинг (фреймраннинг) в программе паралимпийской легкой атлетики / И.Н. Ворошин, Е.В. Михайлова, О.В. Шарова // Адаптивная физическая культура, - 2021. -№ 2 (86). - С.42-43.

2. Ворошин И.Н. Система спортивной тренировки высококвалифицированных легкоатлетов в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата: диссертация ... д-ра пед. наук // Ворошин Игорь Николаевич. - Санкт-Петербург, 2018. - 386 с.

3. Дмитриев И.В. Эволюция спортивно-функциональной классификации в дисциплинах фрейм раннинг (легкая атлетика) спорт лиц с поражением ОДА / И.В. Дмитриев, И.Н. Ворошин, Д.С. Зайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, - 2022. - № 3 (205). - С. 92-96.

4. Ворошин И.Н. Предсоревновательная подготовка квалифицированных бегунов на 400 метров с учётом их генетической предрасположенности к развитию специальных физических качеств: дис. ... канд. пед. наук // Ворошин Игорь Николаевич. - Санкт-Петербург, 2006. - 168 с.

5. Ворошин И.Н. Система спортивной тренировки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ОДА / И.Н. Ворошин, И.В. Дмитриев, Д.С. Зайко // Теория и практика физической культуры, -2020. - №11 (987). - С. 74-76.

6. Евсеев С.П. Адаптивный спорт. Настольная книга тренера / С.П. Евсеев. - Москва : Принлето, 2021. - 600 с.

REFERENCES:

1. Voroshin I.N., Mikhailova E.V., Sharova O.V. (2021), "Race Running (Frame Running) in the World Para Athletics program", Adaptive Physical Culture, Vol. 86, No. 2, pp. 42-43.

2. Voroshin, I.N. (2018), The sports training system for the elite Paralympic athletes with physical impairment, dissertation, St. Petersburg.

3. Dmitriev I.V., Voroshin I.N., Zayko D.S. (2018) "Evolution of sports and functional classification in the disciplines of frame running (World Para Athletics)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 205, No. 3. pp. 92-96.

4. Voroshin, I.N. (2006), Precompetitive training of qualified 400-meter runners, taking into account their genetic predisposition to the development of special physical qualities, dissertation, St. Petersburg.

5. Voroshin I.N., Dmitriev I.V., Zayko D.S. (2020) "Sports training system in application to paralympic track athletes with musculoskeletal disorders", Theory and practice of physical culture, Vol. 987, No. 11, pp. 74-76.

6. Evseev S.P., (2021), Adaptive sport: a trainer's Handbook, Pronleto, Moscow.

Контактная информация: i.dmitriev@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2022

УДК 378.172

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

СТУДЕНТА

Ольга Александровна Драгич, доктор биологических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень; Клавдия Александровна Сидорова, доктор биологических наук, профессор, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень; Анастасия Николаевна Созонова, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Сергей Анатоль-

евич Утусиков, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет, г.

Тюмень

Аннотация

В статье представлен анализ данных по гигиене труда и отдыха студентов при различных форматах обучения, оказывающих влияние на работоспособность обучающихся в режиме учебного дня. Представлены рекомендательные меры, учитывающие определение типа собственного естественного ритма, чередование сложной и легкой работы, рациональное распределение умственной и физической нагрузки, что будет способствовать продуктивности умственного труда и улучшению состояния здоровья студентов. Авторы особо выделяют, что непосредственно сам учебный процесс и вся педагогическая деятельность преподавателей должны быть организованы таким образом, чтобы не способствовать развитию у обучающихся тех хронических заболеваний, с которыми они уже приходят со школьной скамьи, и не провоцировать развитие новых. Отмечается острая необходимость грамотного распределения времени труда и отдыха, что является одной из составляющих здорового образа жизни, так как разумное отношение к здоровью, знание своих способностей и сил, самоорганизация, способствует правильному режиму учебы и отдыха.

Ключевые слова: образ жизни, дистант, студенты, режим, обучение, активность, эмоции, здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p133-138

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF LEARNING FORMAT ON STUDENT

WORKABILITY

Olga Aleksandrovna Dragich, the doctor of biological sciences, docent, Tyumen Industrial University, State Agrarian University of the Northern Urals, Tyumen; Claudia Aleksandrovna Sidorova, the doctor of biological sciences, professor, State Agrarian University of the Northern Urals, Tyumen; Anastasiya Nikolaevna Sozonova, the candidate of agricultural sciences, docent, Sergey Anatolyevich Utusikov, the senior teacher, Tyumen Industrial University, Tyumen

Abstract

The article presents an analysis of data on occupational health and rest of students in various training formats that affect the performance of students in the mode of the school day. Recommendations are presented that take into account the determination of the type of one's own natural rhythm, the alternation of difficult and easy work, the rational distribution of mental and physical activity, which will contribute to the productivity of mental work and improve the health of students. The authors emphasize that the educational process itself and all pedagogical activities of teachers should be organized in such a way as not to contribute to the development of those chronic diseases in students with which they already come from school, and not to provoke the development of new ones. There is an urgent need for a competent distribution of time for work and rest, which is one of the components of a healthy lifestyle, since a reasonable attitude to health, knowledge of one's abilities and strengths, self-organization contributes to the correct mode of study and rest.

Keywords: lifestyle, distance learning, students, regimen, training, activity, emotions, health.

Потребность в труде - это биологическая составляющая индивидуума, выражающаяся в самоутверждении, самосознании, стремлению к достижению цели. Гигиена труда - неотъемлемая часть процесса трудовой и учебной деятельности студентов.

Профилактические мероприятия по поддержанию здоровья студентов является одной из основных гуманистических обязанностей всей системы отечественной высшей школы и профессорско-преподавательского состава любого образовательного учреждения. В первую очередь, это означает, что непосредственно сам учебный процесс и вся педагогическая деятельность преподавателей должны быть организованы таким образом, чтобы не способствовать развитию у обучающихся тех хронических заболеваний, с которыми они уже приходят со школьной скамьи, и не провоцировать развитие новых, как

это, к сожалению, в настоящее время нередко бывает, но и сохранить прежнее состояние их здоровья и даже улучшить его [1].

Профилактический компонент при обучении присутствует в той или иной степени в любом образовательном учреждении. Имеется в виду гигиена труда студента, под которой понимается психогигиена его познавательной деятельности, меры защиты его здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды (в том числе и социальной), сопутствующих при получении высшего профессионального образования.

Овладение знаниями будущей профессии определяет результативность освоения всего учебного материала, что также оказывает влияние на показатели работоспособности студента на протяжении учебного дня.

Режим студента при очной форме обучения зависит от учебного процесса, и нацелен на достижение максимального результата, но при наименьших затратах энергии: физической и психической. Студент действует в жестких рамках в организации собственного режима, обусловленного временем подъема, выхода и времени начала лекций.

Кроме этого учебный режим студента в учебном заведении твердо упорядочен расписанием занятий, иных студенческих и учебных мероприятий.

В процессе получения профессиональных знаний студент оказывается в процессе организации собственной учебной деятельности, и также собственной ежедневной жизни в соответствии с получаемой информацией в вузе. Примером того является оптимизация времени в течение дня относительно к учебным целям и задачам. Ведение интеллектуальных, творческих и профессиональных возможностей роста, развития личности определяет положительный эмоциональный фон в процессе самоорганизации студента, т. к. достижение результата - это цель в получении профессионального образования [5].

Здоровый образ жизни - это грамотное распределение времени труда и отдыха. Разумное отношение к здоровью, знание своих способностей и сил, самоорганизация, способствует правильному режиму учебы и отдыха. Рациональный режим, собственные биологические ритмы - важные составляющие гигиены труда студента [2].

В сегодняшней ситуации повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), переход на дистанционное обучение студентов стало исключительной, но необходимой мерой. Новые условия предопределяют повышение мероприятий, обеспечивающих гигиену труда студентов при дистанционном образовании.

В новых условиях у студента повышается уровень не только учебной информации, но и иной, что объективно влияет на уровень психологической и эмоциональной нагрузки на центральную нервную систему, которая в таких условиях сильнее нуждается в профилактических мерах и защитных механизмах от воздействия на психику постоянно увеличивающегося потока и объема необходимых и далеко не очень нужных сведений.

Деятельность учебных заведений в условиях дистанционного образования в области гигиены студенческого труда и охраны здоровья существенно снижается. Студент в большинстве своем самостоятельно планирует мероприятия по гигиене собственного труда.

В связи с чем, в современной ситуации сопоставление, возможность рационального суточного режима при дистанционном обучении в сравнении с очной формой требует пристального внимания и актуального изучения.

Разработка необходимых рекомендаций для обучающихся существенно снизит психическую, физическую, умственную нагрузку.

В настоящей работе представлены сведения о гигиенических основах учебного труда при очном обучении и их сопоставление при дистанционном образовании.

Учебная деятельность студента не прекращается в условиях необходимости введения дистанционного образования. Где немаловажную роль играют гигиенические требования к труду, имеющие основу требований при очном обучении.

Дистанционно не следует ставить целью - решение задачи любым путем, доводя центральную нервную систему до истощения. При дистанционном обучении требуются перерывы в интеллектуальной деятельности, иной взгляд на задачу, поставленную в учебном процессе.

Необходимы положительные эмоции и даже ограничения от повседневных раздражителей, которые ранее не имели особенного значения, например, нагнетения информации в медиа.

Социально-биологические факторы, способствующие увеличению работоспособности студента, умственной и физической, а именно режим дня, гигиенически здоровое питание, гигиенически верный график учебы и отдыха особенно нашли свое подтверждение при дистанционном обучении.

Дистанционное обучение предполагает самостоятельную организацию занятий с учебным материалом. При этом повышается уровень самоконтроля, самоорганизации, адаптации к изменившимся обстоятельствам. Эти понятия в дистанционном обучении взаимосвязаны и имеют непосредственное отношение друг к другу От самоорганизации студента в дистанционном обучении зависит время адаптации, т. е. насколько быстро обучающийся сможет адаптироваться к изменившимся условиям. И, наоборот, успешность адаптации влияет на самоорганизацию (саморегуляцию), а значит - на учебные результаты [4].

График работы, используемый при очном обучении, необходимо поддерживать и при дистанционном. То есть рациональное распределение времени подъема, труда и отдыха. Именно, таким образом, сохраняется продуктивная динамичность овладения знаниями.

Сохранение прежнего режима, используемого при очном обучении, позволяет студенту получать максимальную отдачу от деятельности при минимальных энергетических затратах. Это в итоге будет способствовать активной учебной деятельности вне стен учебного заведения [7].

Режим труда при дистанционном обучении и его поддержание в сравнении с очным обучением определяется, в том числе, подходом к организации собственного питания. Организация в распорядке и рационе питания это соблюдение энергетического баланса рациона питания и энергозатрат на осуществление им физической и умственной деятельности.

При дистанционном обучении, в режиме отдыха на первый план могут выступать хобби, физическая активность студента для повышения задействования иных функциональных систем, не связанных непосредственно с обеспечением умственной деятельности.

Хобби - это отличное от учебной деятельности студента деятельность, но является основой его интеллектуального или физического самосовершенствования, формой его самовыражения и способом неформальной самореализации [3].

Действенным, и возможно единственным способом снятия психоэмоционального и статического физического напряжения является организованная физическая активность, направленная на восстановление кровообращения и тонуса тех групп мышц, которые наиболее задействованы при работе с компьютером, что особенно актуально при дистанционном обучении. Физическая культура влияет на повышение работоспособности студента.

Период дистанционного обучения - это период приобретения новых знаний и умений именно во время отдыха от учебного процесса, повышение физической активности студента. Увлечение учебой в любом формате зависит от психологического климата в заданных рамках. Создание положительной психологической атмосферы требует гигиена труда студента. Таким образом, в период (кратковременный или долгосрочный) дистанционного образования учебная деятельность студента не останавливается. Подготовка к

зачетам и экзаменам, защите выпускной работы осуществляется по ранее существующему графику.

Рекомендательными мерами, обеспечивающими гигиену труда студентов при дистанционном образовании [6], являются:

- определение типа собственного естественного ритма;

- осуществление работы во время естественного дневного ритма;

- создание «кривой работоспособности» на основе собственного дневного ритма;

- чередование сложной и легкой работы в соответствии с «кривой работоспособности»;

- физическая активность;

- хобби;

- мотивация и вовлеченность в процесс обучения;

- чередование труда и отдыха;

- рациональное распределение умственной и физической нагрузки;

- рациональное правильное гигиеническое питание;

- гимнастика для мозга или психокинезиология (целостный подход к сбалансированию движения и взаимодействия мышечной системы, когнитивных функций и эмоций, способствующий усовершенствованию процесса обучения через движение);

- аутогенная тренировка.

Выполнение всех этих рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья студента при дистанционном образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грязева, Е.Д. Гигиена учебного труда студентов / Е.Д. Грязева, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова // Тула : Издательство ТулГУ. - Тула, 2013. - 158 с.

2. Драгич, О.А. Морфофункциональные основы двигательной активности организма / О.А. Драгич, К.А. Сидорова, Т.А. Юрина, Е.А. Ивакина // Бибилиотечно-издательский комплекс ТИУ. - Тюмень, 2021. - 163 с.

3. Влияние физической культуры на мировоззрение студента / О.А. Драгич, К.А. Сидорова, Ю.Я. Картавцев, Д. Козлова // «Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами» : материалы VI Международной научно-практической конференции. - Тюмень, 2020. - С. 49-52.

4. Драгич О.А. Анализ влияния санитарно-гигиенических условий на здоровье и работоспособность студенческой молодежи / О.А. Драгич, К.А. Сидорова, Т.А. Юрина // Естественные и технические науки. - 2020. - № 11. - С. 115-118.

5. Кирюшин, В.А. Гигиена труда / В.А. Кирюшин, А.М. Большаков, Т.В. Моталова. - Рязань : РязГМУ, 2014. - 262 с.

6. Лаптев А.П. Гигиена: учебник для институтов и техникумов физической культуры / А.П. Лаптев, С.А. Полиевский. - Москва : Физкультура и спорт, 2007. - 224 c.

7. Analysis of the features of adaptive reactions of the students in the urban environment / O.A. Dragich, K.A. Sidorova, T.A. Sidorova, A.G. Najmushina, M.A. Zharkova // Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences". - Dushanbe, 2019. - P. 108-111.

REFERENCES

1. Gryazeva, E., Kuznetsov, O. and Petrova, G. (2013), Hygiene of students' educational work, TulSU Publishing House, Tula.

2. Dragich, O.A., Sidorova, K.A., Yurina, T.A. and Ivakina, E.A. (2021), Morphofunctional foundations of motor activity of the organism, Library and publishing complex of TIU, Tyumen.

3. Dragich, O.A., Sidorova, K.A., Kartavtsev, Yu.Ya. and Kozlova, D. (2020), "The influence of physical culture on the student's worldview", materials of the VI International Scientific and Practical Conference "Strategy for the development of sports and mass work with students", Tyumen, pp. 49-52.

4. Dragich, O.A., Sidorova, K.A. and Yurina, T.A. (2020), "Analysis of the influence of sanitary and hygienic conditions on the health and performance of student youth", Natural and Technical Sciences,

No. 11, pp. 115-118.

5. Kiryushin, V.A., Kiryushin, V.A., Bolshakov, A.M. and Motalova, T.V (2014), Occupational hygiene, Ryazan.

6. Laptev, A.P. and Polievsky, S.A. (2007), Hygiene: textbook for institutes and technical schools of physical culture, Physical Culture and Sport, Moscow,.

7. Dragich, O.A., Sidorova, K.A., Sidorova, T.A., Najmushina, A.G. and Zharkova, M.A. (2019), "Analysis of the features of adaptive reactions of the students in the urban environment", Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences", Dushanbe. pp. 108-111.

Контактная информация: odragic@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2022

УДК 796.921

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВНЫХ ТАЛАНТОВ ДЛЯ КАТАНИЯ НА БЕГОВЫХ ЛЫЖАХ В КИТАЕ

Ду Фэнкуй, аспирант, кафедра физического воспитания, Университет Хэйх; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма,

Москва, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа выполнена при финансовой поддержке отдела Фундаментальные научные исследования коммерческих расходов провинциальных университетов провинции Хэйлунцзян, 2021 г. № 2021-KYYWF-0713 «Сравнительное исследование построения и внедрения китайско-российской системы резерва талантов по лыжным гонкам»

Аннотация

Чтобы изучить базовую ситуацию с подготовкой резерва талантов по беговым лыжам в Китае, было изучено большое количество общедоступных документов для проведения анализа и сравнительного исследования, а также была изучена соответствующая ситуация с лыжными гонками в Китае. Результаты показывают, что резервные таланты Китая по лыжным гонкам в основном распределены в провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь и Внутренней Монголии. Резервные таланты китайского проекта по беговым лыжам сформировали трехуровневую тренировочную сетку, и была установлена ступенчатая модель обучения. В связи с зимними Олимпийскими играми в Пекине экономически развитые провинции начали вкладывать человеческие, материальные и финансовые ресурсы в формирование команд по лыжным гонкам. Однако южные провинции отстают от северовосточных по спортивным достижениям и резерву талантов.

Ключевые слова: Беговые лыжи в Китае, резервные таланты, система подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p138-141

RESEARCH ON THE TRAINING SYSTEM OF RESERVE TALENT FOR CROSSCOUNTRY SKIING IN CHINA

Du Fengkui, the post-graduate student, Russian State University of Physical Culture, Sport,

Youth and Tourism, Moscow, Russia

The work was financially supported by the Department of Fundamental Research of Business Expenditures of Provincial Universities in Heilongjiang Province, 2021 No. 2021-KYYWF-0713 "Comparative study of the construction and implementation of the Sino-Russian talent pool system in cross-country skiing"

Abstract

In order to study the basic situation of China's cross-country skiing reserve talent training, a large number of public documents were consulted to conduct analysis and comparative research, and the related situation of cross-country skiing in China was investigated. The results show that China's cross-country

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.