Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, не занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом'

Структурно-функциональная модель формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, не занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / SPORTS AND RECREATION TOURISM / FORMING OF TOURISTS SKILLS / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гинжул Елена Владимировна, Кравчук Татьяна Анатольевна

Туристский поход это один из нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для III-IX ступени. В процессе выполнения данного норматива у III-VIII ступеней осуществляется проверка туристских навыков. В настоящее время в процессе обучения в школе, туристские навыки у обучающихся, комплексно не формируются. Их частичное формирование происходит разрознено на отдельных предметах: окружающий мир, география, основы безопасности-жизнедеятельности, физическая культура. В связи, с этим подготовка обучающихся к выполнению данного норматива вызывает большое количество вопросов, как у педагогов, так и обучающихся и родителей. Целью исследования было разработать структурно-функциональную модель формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, не занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом, в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гинжул Елена Владимировна, Кравчук Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural-functional model of forming tourists’ skills of 16-17 years old students not engaged in sports and recreational tourism

Tourist campaign is one of the standards of the All-Russian sports complex “Ready for Labor and Defense” for the III-IX stages. In the process of accomplishing this standard, a check of tourist skills is carried out at stages III-VIII. Currently, in the process of learning at school, tourist skills among the students are not being formed in a comprehensive manner. Their partial formation occurs, being scattered on separate objects: the world around us, the geography, the basics of life-safety, the physical culture. In this regard, the preparation of the students for the implementation of this standard raises a large number of questions, from both teachers and students and parents. The aim of the study was to develop the structural-functional model of the formation of tourist skills among the students aged 16-17 years, who are not engaged in sports and health tourism, in the context of the implementation of the All-Russian sports and sports complex "Ready for Labor and Defense".

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, не занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом»

7. Ворошин, И.Н. Анализ выступления сборной команды России на Чемпионате мира IPC по легкой атлетике 2015 - 300 дней до Паралимпийских игр 2016 / И.Н. Ворошин, С.А. Воробьёв // Адаптивная физическая культура. - 2015. - № 2 (64). - С. 12-13.

8. Ворошин, И.Н. Обоснование использования неинвазивных методов оценки функциональной подготовленности в паралимпийских скоростно-силовых дисциплинах легкой атлетики / И.Н. Ворошин, Т.В. Красноперова, Е.А. Киселева // Адаптивная физическая культура. -2018. - № 1 (73). - С. 32-33.

REFERENCES

1. Voroshin, I.N. (2018), "Specific principles of sports training in sports for persons with the defeat of the musculoskeletal system", Adaptive Physical Culture, Vol. 74, No. 2, pp. 4-5.

2. Voroshin, I.N. (2016), "Estimation of special physical faculties' development in the disciplines of IPC Athletics with musculoskeletal disorders", Adaptive Physical Culture, Vol. 66, No. 2, pp. 11-14.

3. Voroshin, I.N. (2017), "Features of the performance in sprint running of Paralympic athletes using a specialized prosthetic foot", Adaptive Physical Culture, Vol. 72, No. 4, pp. 9-12.

4. Voroshin, I.N. (2015), "The maintenance of innovative sport training system at Paralympic athletes with physical impairment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 49-52.

5. Voroshin, I.N., Vorobev, S.A. and Baryaev A.A. (2017), "Principles of testing differentiation during scientific and methodical support in Russian Paralympic teams", Adaptive Physical Culture, Vol. 71, No. 3, pp. 49-50.

6. Voroshin, I.N., Krasnoperova T.V. and Kiseleva E.A., (2019), "Specific principles of sports training in sports for persons with the defeat of the musculoskeletal system", Adaptive Physical Culture, Vol. 77, No. 1, pp. 43-45.

7. Voroshin, I.N. and Vorobev, S.A. (2015), "The analysis of performance of Russian national team in IPC Athletic World Championship 2015 - 300 day s to the Paralympic Games 2016", Adaptive Physical Culture, Vol. 64, No. 2, pp. 12-13.

8. Voroshin, I.N., Krasnoperova T.V. and Kiseleva E.A., (2018), "Foundation for the use of non-invasive methods for the assessment of functional readiness in speed-power disciplines of para athletics", Adaptive Physical Culture, Vol. 73, No. 1, pp. 32-33.

Контактная информация: i.dmitriev@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2019

УДК 796.011

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ТУРИЗМОМ

Елена Владимировна Гинжул, старший преподаватель,

Татьяна Анатольевна Кравчук, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

Туристский поход - это один из нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для III-IX ступени. В процессе выполнения данного норматива у III-VIII ступеней осуществляется проверка туристских навыков. В настоящее время в процессе обучения в школе, туристские навыки у обучающихся, комплексно не формируются. Их частичное формирование происходит разрознено на отдельных предметах: окружающий мир, география, основы безопасности-жизнедеятельности, физическая культура. В связи, с этим подготовка обучающихся к выполнению данного норматива вызывает большое количество вопросов, как у педагогов, так и обучающихся и родителей. Целью исследования было разработать структурно-функциональную модель формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, не занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом, в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, формирование туристских навыков, структурно-функциональная модель.

STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF FORMING TOURISTS' SKILLS OF 16-17 YEARS OLD STUDENTS NOT ENGAGED IN SPORTS AND RECREATIONAL

TOURISM

Elena Vladimirovna Ginzhul, the senior teacher,

Tatyana Anatolyevna Kravchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk

Annotation

Tourist campaign is one of the standards of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" for the III-IX stages. In the process of accomplishing this standard, a check of tourist skills is carried out at stages III-VIII. Currently, in the process of learning at school, tourist skills among the students are not being formed in a comprehensive manner. Their partial formation occurs, being scattered on separate objects: the world around us, the geography, the basics of life-safety, the physical culture. In this regard, the preparation of the students for the implementation of this standard raises a large number of questions, from both teachers and students and parents. The aim of the study was to develop the structural-functional model of the formation of tourist skills among the students aged 16-17 years, who are not engaged in sports and health tourism, in the context of the implementation of the All-Russian sports and sports complex "Ready for Labor and Defense".

Keywords: sports and recreation tourism, forming of tourists skills, structural-functional model.

ВВЕДЕНИЕ

Недостаточная физическая активность подрастающего населения обусловлена перегрузкой образовательного процесса учебными дисциплинами, малоподвижным образом жизни, нерациональным питанием, скептическим отношением к здоровому образу жизни, неблагоприятной экологической обстановкой, доступностью алкогольных и наркотических веществ, бесконтрольному проведением времени за компьютером.

ВФСК ГТО является важным государственным социальным проектом, направленным на создание эффективной системы физического воспитания широких слоев населения с целью мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Возраст 1617 лет является важным периодом самоопределения и становления личности, формируются жизненные ценности и ориентиры, формируется здоровый образ жизни.

С 1 января 2016 года началась реализация комплекса ГТО в системе Министерства образования и науки. Значимым аспектом при внедрении ВФСК ГТО в систему образования является не только подготовка к выполнению нормативов, но и формирование физической культуры личности, осуществление которой целесообразно через духовно-нравственное и патриотическое воспитание, а также туристско-краеведческую деятельность [1,3].

Норматив ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» относится к нормативу по выбору, а раздел туристской подготовки не является обязательным в программах по физической культуре для образовательных организаций разного уровня. Что дополнительно осложняет его интеграцию в систему образования и подготовку обучающихся к его выполнению. Возникает необходимость оптимизации образовательного процесса и разработки модели формирования туристских навыков обучающихся, которая была бы доступной, и одновременно эффективной, учитывающей специфику режима жизнедеятельности современных школьников старших классов, а так же отвечала требованиям ВФСК ГТО.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработать структурно-функциональную модель формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, не занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработка структурно-функциональной модели формирования туристских навыков осуществлялась с учетом анализа программ дополнительного образования детей и взрослых в области спортивно-оздоровительного туризма (п=44) из разных регионов России. В качестве основного метода использовался экспертный опрос (п =19) в котором приняли участие директора, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, методисты, педагоги учреждений дополнительного образования, реализующих программы туристско-краеведческой направленности. Экспертам предлагалось определить необходимый объем программы формирования туристских навыков в часах, ее содержание, соотношение времени, отводимого на различные виды и разделы туристской подготовки. Разработанная структурно-функциональная модель была внедрена в трех экспериментальных группах. В сравнительном эксперименте приняли участие 225 человек в возрасте 16-17 лет, не занимающиеся спортивно-оздоровительным туризмом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании анализа научной и методической литературы, программ дополнительного образования, собственного практического опыта (более 20 лет), экспертного опроса была разработана концентрированная педагогическая технология формирования туристских навыков. Согласно мнению экспертов в программу подготовки к выполнению норматива ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» для V ступени необходимо включить 21 туристский навык. Особое внимание необходимо уделить формированию таких навыков как: оказание первой доврачебной помощи, ориентирование на местности, установка палатки и разведение костра, навесная переправа, навыки экологической грамотности поведения в природной среде.

В связи с имеющимися разногласиями во мнениях экспертов относительно распределения времени на различные виды туристкой подготовки и разделов специальной туристкой подготовки нами было разработано три варианта концентрированной программы формирования туристских навыков. Общий объем каждой программы составляет 144 часа. Программы имеют общие цели и задачи в достижении поставленных результатов, единые фонды оценочных средств и реализовывались концентрировано в течение двух недель, с сохранением распределения на самостоятельную работу и контактную работу с педагогом по 72 часа соответственно. Отличительными особенностями программ является распределение времени на различные виды туристской подготовки и их содержание.

Программа № 1 включает в себя все виды специальной туристской подготовки, на которую отводиться значительная часть времени (101 час из144 часов). Оставшиеся часы равномерно распределены между следующими разделами: общая туристская подготовка -14 часов, физическая подготовка - 14 часов, интегральная подготовка - 15 часов.

В программе № 2 на специальную туристскую подготовку отведен значительно меньший объем времени, который составил 50 часов, причем 25 часов реализуется через контактную работу с преподавателем, а 25 часов отводиться на самостоятельную работу обучающихся. Объем физической подготовки в данной программе составляет 43 часа, что сравнимо по объему со специальной туристской подготовкой. На общую туристскую подготовку в соответствии с мнением экспертов отведено 36 часов. Интегральная подготовка по объему часов соответствует программе № 1 поэтому реализуется аналогично.

Отличительной особенностью программы № 3 является максимальное увеличение объема часов на специальную туристскую подготовку (116 часов), за счет выноса интегральной подготовки вне сетки контактных с педагогом часов. Такое распределение позволило увеличить время на подготовку по обеспечению безопасности, являющуюся ключевой для современного общества. Временным изменениям был подвергнут раздел топографической подготовки. Он увеличился с 14 до 18 часов. Это позволяет уделить больше времени на закрепление таких навыков, как «чтение карты» и «выход на необходимый

контрольный пункт». Остальные разделы специальной туристкой подготовки (организационная, техническая психологическая и тактическая) и общей туристской подготовки реализуются идентично 1-ой программы. Физическая подготовка в данной программе составляет 14 часов (10% от общего объема времени).

С цель создания оптимальной технологии формирования туристских навыков была разработана структурно-функциональной модель ее реализации (рисунок 1)._

Социальный заказ: подростки 16-17 лет, регулярно занимающиеся физической культурой, ведущие здоровый образ жизни и подготовленные к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

—^

БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Цель: разработать технологию подготовки обучающихся 16-17 лет к выполнению норматива ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков»

Государственные образовательные учреждения Центры тестирования ВФСКГТО Общественные организации, не коммерческие учреждения сферы физической культуры, спорта, рекреации и туризма

Средние общеобразовательные школы Учреждения системы дополнительного образования детей турист-ско-краеведческой направленности Учреждения средне профессионального и высшего образования (профильные и (или) имеющие туристские клубы

Цель: оказание услуг по организации и проведению внеучебной деятельности, спортивно-массовых и туристских мероприятий для обучающихся на безвозмездной основе, согласно ежегодному плану работ Цель: расширение образовательных услуг организации в сфере физической культуры, спорта, рекреации и туризма на бюджетной и коммерческой основах Цель: проведение профориентацион-ных мероприятий для привлечения большего количества потенциальных абитуриентов 16-17 лет к обучению в образовательном учреждении Цель: методическое сопровождение выполнения населением норматива ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» Цель: популяризация спортивно-оздоровительного туризма и привлечение большего количества подростков 16-17 лет к участию в различных туристских мероприятиях организации

^—^

АНАЛИТИЧЕСКИМ БЛОК

Государственные учреждения Центры тестирования ВФСКГТО Общественные организации, Негосударственные учреждения (коммерческие)

Средние общеобразовательные школы Учреждения системы дополнительного образования детей турист-ско-краеведческой направленности Учреждения средне профессионального и высшего образования (профильные и (или) имеющие туристские клубы

Выявление потребностей обучающихся 16-17 лет в спортивно-массовых и туристских мероприятиях, реализация программ и проектов для обучающихся 16-17 лет в рамках годового плана работ Анализ образовательных услуг в области физической культуры, спорта, рекреации и туризма, выработка и реализация новых идей туристско-кра-еведческой направленности Выявление потенциальных абитуриентов 16-17 лет и разработка для них в спортивно-массовых и туристских мероприятиях, с целью привлечения к обучению по программам высшего образования Осуществление приема нормативов ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» Анализ дополнительных программ для подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» и привлечение обучающихся 16-17 лет к своим программам (походы выходного дня, рекреационные туры и т.д.). Поиск и реализация грантов по развитию основной деятельности организации.

КОНСТРУКТИВНЫМ БЛОК

Реализация концентрированной технологии формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет

Содержание | Процесс \ Пропаганда \ Координация

Концентрированная программа (144 часа) Знания: терминологии спортивно-оздоровительного туризма, основ проведения похода выходного дня, правил техники безопасности, факторов природной среды, видов туристских препятствий Умения: пользоваться туристским снаряжением, ориентироваться на местности, организовывать бивуак, преодолевать различные естественные препятствий на местности

Владения: основными 19 туристскими навыками пешеходного туризма. Модули:

1. Общая туристская подготовка.

2. Специальная туристская подготовка(организацион-ная, топографическая, техническая, тактическая, психологическая, по обеспечению безопасности).

3. Физическая подготовка (СФП).

Методологические подходы: прак-тико-ориентированный, компетент-ностный.

Принципы обучения:

- дидактические принципы: воспитывающего характера обучения, объективности и научности, последовательности, доступности, наглядности, разнообразия методов, активности обучаемых, учета возрастных особенностей, прочности усвоения знаний, умений и навыков;

- современные принципы обучения (принцип создания оптимальных условий для обучения, принцип опережающего обучения, а так же принцип опоры).

Формы обучения: групповая, погружение.

Методы: кейс-метод, решение проблемных задач, обучение алгоритму, тренинговые упражнений, самостоятельная работа.

Средства: педагогическое тестирование, физические упражнения, учебно-технические средства, мультемидий-ные.

Педагогические условия концентрированное погружение, внедрение компьютерных технологий, тренинговые упражнения в психологической и технической подготовке. - ориентация на возрастную, гендерную характеристику,_

Своевременное информирование участников о предстоящем мероприятии и его результаты:

- регистрация на портале ВСФК ГТО,

- выпуск печатной продукции (брошюры, буклеты, листовки, объявления, баннеры, плакаты),

- размещение информации в сети интернет (официальные сайты организации, социальные сети и др.),

- радио (молодежные каналы).

Оптимальная выработка основных условий организации мероприятия:

- сроки проведения,

- место проведения,

- время проведения,

- контингент участников,

- план подготовки мероприятия,

- подготовка документации Координация выполнения работ:

- организация работы с учреждениями,

- работа с участниками,

- работа с волонтерами,

-организация работы с иными заинтересованными лицами.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫИ БЛОК

Государственные учреждения

Средние общеобразовательные школы

Учреждения системы дополнительного образования детей туристско-крае-ведческой направленности

Учреждения средне профессионального и высшего образования (профильные и (или) имеющие туристские клубы

Центры тестирования ВФСКГТО

Общественные организации, Негосударственные учреждения (коммерческие)

Критерии освоения туристских навыков оцениваются по уровням - по 4 бальной шкале. Методы оценки:

_экспертная оценка, педагогическое тестирование._

_- повышение количества и качества проведения спортивно-массовых и туристских мероприятии_

создание положительного имиджа организации по формированию здорового образа жизни подростков и развитию физической культуры, спорта и туризма в обществе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-увеличение кол-ва обучающихся обладающих туристскими навыками,

-увеличение кол-ва обучающихся принимающих участие в массовых туристских мероприятиях организации, округа, муниципальных и областных. -развитие детско-_

-повышение квалификации и качества работы педагогов дополнительного образования; -привлечение большего количества обучающихся в образовательное учреждение; -расширение дополнительных

-увеличение -кол-ва абитуриентов, проявляющих интерес к обучению в образовательном учреждении по туристским направлениям подготовки;

-увеличение конкурса по туристским направлениям подготовки;_

-увеличение количества обучающихся V ступени выполняющих норматив ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков»; -организация повышения квалификации специалистов в сфере физической

-повышение квалификации и качества работы специалистов и волонтеров организации;

-привлечение бывших участников программы к другим туристским мероприятиям организации (походы выходного дня, рекреационные

юношеского туризма в организации, -повышение квалификации учителей физической культуры.

образовательных услуг (платных).

-повышение квалификации и качества работы профессорско-преподавательс. состава профильных кафедр;

-увеличение кол-ва спортивных волонтеров._

культуры, спорта и туризма.

туры, слеты и т. п.); -поиск и участие в грантовой поддержке НКО в сфере туризма.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫИ БЛОК

РЕЗУЛЬТАТ — выполнение норматива V ступени ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских _навыков» обучающимися 16-17 лет_

Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, не занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом, в условиях реализации ВФСК «Готов к труду и обороне»

По итогам реализации 3-х программ была осуществлена оценка сформированное™ туристских навыков в процессе выполнения норматива ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков». Протяженность туристского похода составила 10 км. в соответствие с нормативом V ступени ВФСК ГТО и содержала 18 контрольных пунктов. В контрольном тестировании приняло участие 225 человек (123 девушки и 102 юноши).

Сравнение результатов внедрения трех программ выявило достоверное преимущество (P <0,05-0,001) программы № 3:

- у юношей ЭГ 3 над ЭГ 2 в 16 туристских навыках и над ЭГ1 в 12 туристских навыках, а ЭГ № 1 над ЭГ № 2 в 11 туристских навыках;

- у девушек ЭГ3 над ЭГ1 и ЭГ2 в 14 и 12 туристских навыках соответственно, а ЭГ1 над ЭГ2 в 8 туристских навыках.

ВЫВОД

Проведенный анализ сформированности туристских навыков у школьников 16-17 лет после освоения предлагаемых программ позволяет рекомендовать к внедрению разработанную структурно-функциональную модель формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, не занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом, в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

ЛИТЕРАТУРА

1. Биктуганов, Ю.И. Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе образования / Ю.И. Биктуганов // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 7-9.

2. Лубышева, Л.И. Социальный вектор трансформации отношения школьников к физической культуре и спортивной деятельности / Л.И. Лубышева, И.М. Салахов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 71-73.

3. Яворская, Е.Е. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в высшем учебном заведении / Е.Е. Яворская, Ю.А. Дьяченко, Ю. А. Кретов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 292-297.

REFERENCES

1. Biktuganov, Yu.I. (2014), "Current implementation issues of All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) in the education system", Pedagogic education in Russia, No. 9, pp. 7-9.

2. Lubysheva, L.I. and Salakhov, I.M. (2017), "The social vector of transformation of the attitude of schoolchildren to physical culture and sports activities", Physical culture: teaching, education, training, No. 2, pp. 71-73.

3. Yavorskaya, E.E., Dyachenko, Yu.A. and Kretov Yu.A. (2017), "Implementation of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) in a higher educational institution", Uchenye

zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 292-297.

Контактная информация: kravchukt@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2019

УДК 796.922

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Анастасия Евгеньевна Глинчикова, преподаватель, Олег Леонтьевич Спицын,

кандидат военных наук, старший преподаватель, Андрей Александрович Калмыков, старший преподаватель, Денис Владимирович Семенихин, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В представленной статье приводится теоретический анализ средств и методов скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков. На основании проведенного исследования научно-методической литературы, наблюдения за тренировочным процессом спортсменов, а также по итогу анализа рабочей документации тренеров, авторами была выявлена необходимость в дополнительных экспериментальных разработках по поиску и определению более узкого целенаправленного круга эффективных средств и методов, их оптимального сочетания и распределения нагрузок различной интенсивности, отвечающих возрастным особенностям, спортивной квалификации, способных обеспечить специфичность тренировочного процесса высококвалифицированных лыжников-гонщиков в области развития и совершенствования скоростно-силовой подготовки.

Ключевые слова: скоростно-силовая подготовка, высококвалифицированные спортсмены, лыжники-гонщики, лыжный спорт, тренировочный процесс.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF SPEED AND POWER TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED SKIERS-RACERS

Anastasiya Evgenyevna Glinchikova, the teacher, Oleg Leontyevich Spitsyn, the candidate of military sciences, senior teacher, Aleksandr Andreevich Kalmykov, the senior teacher, Denis Vladimirovich Semenikhin, the teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg

Annotation

The presented article provides a theoretical analysis of the means and methods of speed-strength training of highly skilled skiers-racers. Based on the research of the scientifically-methodical literature, observation on the training process of the athletes, and also on the basis of the analysis of the working documentation of the trainers, the authors identified the need for additional experimental developments to find and identify a narrower targeted range of most effective tools and methods, their optimal combination and distribution of the loads of varying intensity, corresponding to the age characteristics, sports qualifications, able to provide specificity of training process for highly skilled skiers-riders in the field of development and improvement of speed-strength training.

Keywords: speed-strength training, highly skilled athletes, skiers-racers, skiing, training process.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования продиктована современными тенденциями лыжного спорта: рост конкуренции среди высококвалифицированных спортсменов, совершенствование инвентаря и технологий его подготовки, включение новых видов дисциплин на международных соревнованиях и т.д. Эти и иные факторы делают состязания более зрелищными, востребованными, воздействуют на результативность выступления спортсменов, а также содействуют интенсификации тренировочного процесса.

Скоростно-силовая подготовка является одной из главных составных частей современного тренировочного процесса лыжника-гонщика, так как от уровня её развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.