Научная статья на тему 'Оценка влияния экономической интеграции Южной Кореи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона на защищенность их национальных экономик при реализации глобальных проектов'

Оценка влияния экономической интеграции Южной Кореи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона на защищенность их национальных экономик при реализации глобальных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ЮЖНАЯ КОРЕЯ / ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВСЕСТОРОННЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ECONOMY / ASIA-PACIC REGION / SOUTH KOREA / TRANS-PACIC PARTNERSHIP / REGIONAL COMPREHENSIVE ECONOMIC PARTNERSHIP / ECONOMIC SECURITY / THE LEVEL OF SECURITY OF THE NATIONAL ECONOMY / ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиенко Д.В.

Обеспечение экономической безопасности государства осуществляется в форме экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка, экономической кооперации и экономического противоборства с другими странами мира. В статье рассматриваются перспективы изменения уровня защищенности национальных экономик государств Азиатско-Тихоокеанского региона - участников Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП) - при их экономической интеграции с Южной Кореей. Цель статьи - провести сравнительную оценку изменения экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона при их экономической интеграции с Южной Кореей в рамках реализации глобальных проектов. Реализация Всеобъемлющего и прогрессивного Транстихоокеанского партнерства и Всестороннего регионального экономического партнерства может изменить уровень защищенности национальных хозяйств стран-участниц. Актуальность темы работы обусловливается необходимостью оценки изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи, а, следовательно, целесообразности ее участия в различных глобальных интеграционных проектах. Предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи. Проанализирована значимость для обеспечения экономической безопасности Южной Кореи экономической кооперации и экономического противоборства в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордиенко Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INFLUENCE OF ECONOMIC INTEGRATION OF SOUTH KOREA WITH THE COUNTRIES OF THE ASIA-PACIFIC REGION ON THE SECURITY OF THEIR NATIONAL ECONOMIES IN THE IMPLEMENTATION OF GLOBAL PROJECTS

Ensuring the economic security of the state is carried out in the form of economic patronage on the part of the Government and the Central Bank, economic cooperation and economic confrontation with other countries of the world. The article discusses the prospects for changing the level of protection of national economies of the countries of the Asia-Pacic region - participants of the Trans-Pacic Partnership (TPP) and the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) - with their economic integration with South Korea. Goals - to conduct a comparative assessment of changes in the economic security of the countries of the Asia-Pacic region during their economic integration with South Korea as part of the implementation of global projects. The implementation of the Comprehensive and progressive Trans-Pacific Partnership and the Comprehensive Regional Economic Partnership may change the level of security of the national economies of the participating countries. The relevance of the topic of work is determined by the need to assess changes in the level of economic security of South Korea, and, therefore, the feasibility of its participation in various global integration projects. An approach to a comparative assessment of changes in the level of economic security in South Korea is proposed. The signicance of ensuring economic cooperation and economic confrontation in the context of globalization to ensure the economic security of South Korea is analyzed.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния экономической интеграции Южной Кореи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона на защищенность их национальных экономик при реализации глобальных проектов»

УДК 339.923

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЮЖНОЙ КОРЕИ СО СТРАНАМИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА НА ЗАЩИЩЕННОСТЬ ИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Д. В. Гордиенко

Аннотация. Обеспечение экономической безопасности государства осуществляется в форме экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка, экономической кооперации и экономического противоборства с другими странами мира. В статье рассматриваются перспективы изменения уровня защищенности национальных экономик государств Азиатско-Тихоокеанского региона - участников Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП) - при их экономической интеграции с Южной Кореей. Цель статьи - провести сравнительную оценку изменения экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона при их экономической интеграции с Южной Кореей в рамках реализации глобальных проектов. Реализация Всеобъемлющего и прогрессивного Транстихоокеанского партнерства и Всестороннего регионального экономического партнерства может изменить уровень защищенности национальных хозяйств стран-участниц. Актуальность темы работы обусловливается необходимостью оценки изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи, а, следовательно, целесообразности ее участия в различных глобальных интеграционных проектах. Предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи. Проанализирована значимость для обеспечения экономической безопасности Южной Кореи экономической кооперации и экономического противоборства в условиях глобализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, Азиатско-Тихоокеанский регион, Южная Корея, Транстихоокеанское партнерство, Всестороннее региональное экономическое партнерство.

ASSESSMENT OF THE INFLUENCE OF ECONOMIC INTEGRATION OF SOUTH KOREA WITH THE COUNTRIES OF THE ASIA-PACIFIC REGION ON THE SECURITY OF THEIR NATIONAL ECONOMIES IN THE IMPLEMENTATION OF GLOBAL PROJECTS

D.V. Gordienko

Abstract. Ensuring the economic security of the state is carried out in the form of economic patronage on the part of the Government and the Central Bank,

economic cooperation and economic confrontation with other countries of the world. The article discusses the prospects for changing the level of protection of national economies of the countries of the Asia-Pacific region - participants of the Trans-Pacific Partnership (TPP) and the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) - with their economic integration with South Korea. Goals - to conduct a comparative assessment of changes in the economic security of the countries of the Asia-Pacific region during their economic integration with South Korea as part of the implementation of global projects. The implementation of the Comprehensive and progressive Trans-Pacific Partnership and the Comprehensive Regional Economic Partnership may change the level of security of the national economies of the participating countries. The relevance of the topic of work is determined by the need to assess changes in the level of economic security of South Korea, and, therefore, the feasibility of its participation in various global integration projects. An approach to a comparative assessment of changes in the level of economic security in South Korea is proposed. The significance of ensuring economic cooperation and economic confrontation in the context of globalization to ensure the economic security of South Korea is analyzed.

Keywords: economy, Asia-Pacific region, South Korea, Trans-Pacific Partnership, Regional Comprehensive economic partnership, economic security, the level of security of the national economy, ensuring economic security of the state.

Экономическая интеграция Южной Кореи с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона влияет на защищенность их национальных экономик при реализации глобальных проектов1. При обеспечении экономической безопасности этих государств в рамках экономического патроната в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства могут выступать соответствующие нормированные макроэкономические показатели2 - частные показатели экономической безопасности. При обеспечении их экономической безопасности в рамках экономической кооперации в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства соответствующего государства, могут выступать показатели взаимовлияния его экономики с различными национальными хозяйствами3. При обеспечении экономической безопасности в рамках экономического противоборства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства могут выступать показатели экономического противоборства экономики этого государства с различными национальными хозяйствами4.

* * *

Государства-участники Транстихоокеанского партнерства и Всестороннего регионального экономического партнерства,

безусловно, вовлечены и продолжают развивать экономическую интеграцию с Южной Кореей в рамках этих глобальных проектов. При этом Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) воплощают два во многом альтернативных подхода к преференциальным торговым соглашениям, создаваемым под эгидой США (и/или, теперь, Японии5) и Китая соответственно6.

Оценка изменения уровня экономической безопасности государств-участников Транстихоокеанского партнерства. Результаты расчетов значений общих (интегральных) нормированных показателей экономической безопасности государств-участников Транстихоокеанского партнерства и Южной Кореи, реализованных в рамках экономического патроната в период 2007-2019 гг. и в перспективе до 2025 г., представлены в таблице 1. При реализации глобальных интеграционных проектов показателями взаимовлияния национальных хозяйств государств-участников ТТП могут стать: величины объемов экспорта и импорта товаров; объемов иностранных инвестиций; структура золотовалютных резервов; взаимное использование сырьевых, трудовых, энергетических, продовольственных, валютных ресурсов и пр.

Объемы и доли экспорта/импорта товаров из США в Южную Корею/в США из Южной Кореи представлены на рисунке 1. Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволило бы увеличить долю товарооборота США с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 4,3 % - с 42,94 % (2469 млрд олл.) до 47,2 % (2716 млрд долл.)7.

В тоже время реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволило бы сократить долю нереализованного товарооборота США с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 17,18 % - с 42,94 % (617,33 млрд долл.) до 25,76 % (370,30 млрд долл.)8 (таблица 2).

Доля товарооборота Японии с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. также может увеличиться не менее, чем на 4,5 % - с 44,97 % (818,5 млрд долл.) до 49,47 % (900,4 млрд долл.)9.

Таблица 1

Уровни защищенности экономики государств-участников Транстихоокеанского партнерства, характеризующих экономический патронат со стороны соответствующих правительств и центральных банков

Интегральный показатель * 2007 2008 2009 2010 2012 2014 2015 2020 прогноз 2025 прогноз

Вьетнам 29,7 31,4 38,2 44,9 66,9 97,6 101,0 600,0 850,0

Бруней 7,9 8,3 8,9 9,9 16,9 49,0 51,0 90,0 126,0

Чили 88,2 82,1 88,3 92,9 105,0 133,0 145,0 170,0 190,0

Новая Зеландия 5000 5500 5900 6200 7000 7550 7800 2,0хЮ4 3,2 хЮ4

Сингапур 5500 5800 6100 6500 7400 8600 9,0x103 5,0хЮ4 7,8хЮ4

Австралия 31000 29000 32100 62500 1,8хЮ5 6,0хЮ5 8,6x105 1ДхЮ6 2ДхЮ7

Перу 15,7 16,9 18,9 19,9 42,1 72,0 91,0 110,0 125,0

Малайзия 74,1 89,3 96,3 120,0 240,0 550,0 600,0 6900,0 9500,0

Мексика 960,0 950,0 1000,0 1200,0 1800,0 2600,0 2800,0 3000,0 4000,0

Канада 19000 18100 18900 19500 2,94хЮ4 3,77хЮ4 4,08хЮ4 5,05хЮ4 9,5 хЮ4

США 90300 91200 96000 99500 2,5хЮ5 4,86x105 5,08хЮ5 2,05хЮ6 4,5хЮ7

Тайвань 8300 8200 8700 8900 2,6хЮ4 4,7хЮ4 6,0x104 1Д)хЮ6 1,02хЮ6

Колумбия 35,9 38,2 41,1 49,9 61,2 82,0 95,0 120,0 135,0

Филиппины 41,3 52,9 62,1 74,1 115,0 245,0 300,0 900,0 1010,0

Южная Корея 2,39хЮ6 2,47хЮ6 3,02хЮ6 3,22 хЮ6 6,23хЮ6 8,82x106 9,70хЮ6 3,29хЮ7 5,41хЮ7

Япония 1Д)хЮ6 1,05хЮ6 1,12хЮ6 1,23хЮ6 2,41хЮ6 3,03хЮ6 3,47хЮ6 1,20хЮ7 3,74хЮ7

: Интегральный показатель защищенности экономики государства, реализованный в рамках экономического патроната

•>. Т0ТА1: $125Т

Китай ( Южная \0НК0НГ ^ Германия Франция

Корея \

1 С 3.9%Лм% 1.9%

11% 4.9% 3.7% з.о%

Япония ш — _ ж Шяят Нидерланды 1 Кши

5.3% 1 гт 2.8% ш Бмкга-Лмсеябург , 13% 12*

Мексика Канада Росой 23% оя* "" 00

гм шичуря -- и* А«С1р« 1

«0 Бразилия Чили в

1.6% М2*""

15% 12% VIII ***** т 1

Объем и доли экспорта товаров из США в Южную Корею и другие страны в 2017 г.

22% Мексика

Япония /¡¡¡и у Германия

5.8%\12%Д 5.2% 11%

Индия 5Аи "" "талия """"""

2.0% Г5% ""

— 2.1% 1.9% 1.7%

Канада

Объем и доли импорта товаров в США из Южной Кореи и других стран в 2017 г.

Рисунок 1. Показатели взаимовлияния национальных хозяйств США и Южной Кореи, США и других государств мира в рамках их экономической кооперации

Таблица 2

Изменения уровней защищенности национального хозяйства США от внешних и внутренних угроз при реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве и Обновленного соглашения о зоне свободной торговле в Южной Кореей (КОКДО), % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната

Уровень защищенности национальной экономики США в рамках экономического патроната со стороны правительства и Федеральной Резервной Системы США = 100 %

При экономической интеграции со всеми Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства

участниками интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта с учетом реализации интеграционного проекта

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

В случае реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (с участием США)

ИТОГО 29,10 3,01 10,00 -4,01 39,10 -1,00 38,10

В случае реализации Обновлённого соглашения о зоне свободной торговли с Южной Кореей (KORUS)

1,9 0,19 0,13 -0,05 2,03 0,14 2,17

В том числе за счет экономической интеграции с Южной Кореей 1,9 0,19 0,13 -0,05 2,03 0,14 2,17

Одновременно, реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит сократить долю нереализованного товарооборота Японии с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 17,99 % - с 44,97 % (204,6 млрд долл.) до 26,98 % (122,8 млрд долл.)10 (таблица 3)и.

Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит увеличить долю товарооборота Вьетнама с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 5,79 % - с 57,86 % (289,3 млрд долл.) до 63,65 % (318,2 млрд долл.)12.

В тоже время реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит сократить долю нереализованного товарооборота Вьетнама с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 23,14 % - с 57,86 % (72,3 млрд долл.) до 34,72 % (43,4 млрд долл.)13 (таблица 4).

Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит увеличить долю товарооборота Филиппин с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 4,86 % - с 48,67 % (160,6 млрд долл.) до 53,53 % (176,7 млрд долл.)14. Одновременно, реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит сократить долю нереализованного товарооборота Филиппин с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 19,47 % - с 48,33 % (40,15 млрд долл.) до 29,20 % (24,09 млрд долл.)15 (таблица 5).

Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит увеличить долю товарооборота Австралии с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 5,2 % - с 52,5 % (315,0 млрд долл.) до 57,7 % (346,4 млрд долл.)16.

В тоже время, реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит сократить долю нереализованного товарооборота Австралии с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 20,99 % - с 52,49 % (78,74 млрд долл.) до 31,5 % (47,24 млрд долл.)17 (таблица 6).

Таблица 3

Изменения уровней защищенности национального хозяйства Японии от внешних и внутренних угроз при реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве

и Всестороннего регионального экономического партнерства, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната

Уровень защищенности национальной экономики Японии в рамках экономического патроната со стороны правительства и Банка Японии = 100 %

При экономической интеграции со всеми Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства

участниками интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта с учетом реализации интеграционного проекта

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

В случае реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (с участием США и Южной Кореи)

ИТОГО 36,243 3,75 -9,08 3,528 27,163 7,278 34,441

В случае реализации Всестороннего регионального экономического партнерства

46,087 4,961 -5,972 2,264 40,115 7,225 47,340

В том числе за счет экономической интеграции с Южной Кореей 6,24 0,65 -4,53 1,79 1,71 2,44 4,15

Таблица 4

Изменения уровней защищенности национального хозяйства Вьетнама от внешних и внутренних угроз при реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве

и Всестороннего регионального экономического партнерства, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната

При экономической интеграции со всеми участниками интеграционного проекта Уровень защищенности национальной экономики Вьетнама в рамках экономического патроната со стороны правительства и Центрального банка Вьетнама = 100 %

Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства

без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта с учетом реализации интеграционного проекта

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

ИТОГО В случае реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (с участием США и Южной Кореи)

31,44 3,21 -24,79 9,71 6,65 12,92 19,56

В случае реализации Всестороннего регионального экономического партнерства

29,69 3,02 -24,16 9,07 5,53 12,09 17,62

В том числе за счет экономической интеграции с Южной Кореей 2,93 0,30 -2,85 1,12 0,08 1,42 1,50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Изменения уровней защищенности национального хозяйства Филиппин от внешних и внутренних угроз при реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве, Соглашения о торговле товарами со странами АСЕАН (ATIGA), Соглашения об экономическом партнерстве с Японией (PJEPA), двухсторонних Соглашений о свободной торговле с Японией, Южной Кореей,

Австралией и Новой Зеландией в рамках АСЕАН и Всестороннего регионального экономического партнерства, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната

Уровень защищенности национальной экономики Филиппин в рамках экономического патроната со стороны правительства и Центрального банка Филиппин = 100 %

При экономической интеграции со всеми Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства

участниками интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта с учетом реализации интеграционного проекта

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

В случае реализации реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (с участием США и Южной Кореи)

26,84 2,78 -19,88 12,98 6,96 15,76 22,72

ИТОГО В случае реализации Соглашения о торговле товарами со странами АСЕАН (АТЮА), Соглашения об экономическом партнерстве с Японией ^ЕРА), двухсторонних Соглашений о свободной торговле сЯпонией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией в рамках АСЕАН

26,84 1,93 -19,88 1,91 6,96 3,84 10,80

В случае реализации Всестороннего регионального экономического партнерства

32,70 3,34 -22,62 12,32 10,08 15,65 25,73

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

В том числе

за счет

экономической 2,44 0,25 -0,76 0,01 1,68 0,26 1,94

интеграции

с Южной Кореей

Таблица 6

Изменения уровней защищенности национального хозяйства Австралии от внешних и внутренних угроз при реализации Соглашения о Транстихоокеанском

стратегическом экономическом сотрудничестве и Всестороннего регионального экономического партнерства, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната

При экономической интеграции со всеми участниками интеграционного проекта Уровень защищенности национальной экономики Австралии в рамках экономического патроната со стороны правительства и Центрального банка Австралии = 100 %

Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства

без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта с учетом реализации интеграционного проекта

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

ИТОГО В случае реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (с участием США и Южной Кореи)

3,44 3,21 -24,79 9,71 6,65 12,92 19,56

В случае реализации Всестороннего регионального экономического партнерства

59,83 6,39 -5,65 2,07 54,17 8,46 62,64

В том числе за счет

экономической 8,27 0,86 3,19 -1,29 11,46 -0,43 11,03

интеграции

с Южной Кореей

Таблица 7

Изменения уровней защищенности национального хозяйства Новой Зеландии от внешних и внутренних угроз при реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом

сотрудничестве и Всестороннего регионального экономического партнерства, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната

При экономической интеграции со всеми участниками интеграционного проекта Уровень защищенности национальной экономики Новой Зеландии в рамках экономического патроната со стороны правительства и Центрального банка Новой Зеландии = 100 %

Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства

без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта без учета реализации интеграционного проекта прирост с учетом реализации интеграционного проекта с учетом реализации интеграционного проекта

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

ИТОГО В случае реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (с участием США и Южной Кореи)

34,37 3,53 -7,34 2,92 27,03 6,45 33,47

В случае реализации Всестороннего регионального экономического партнерства

38,08 3,93 -9,38 3,72 28,71 7,65 36,35

В том числе за счет

экономической 1,45 0,14 -0,09 0,04 1,36 0,18 1,54

интеграции

с Южной Кореей

Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит увеличить долю товарооборота Новой Зеландии с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 5,69 % - с 56,86 % (88,14 млрд долл.) до 62,55 % (96,95 млрд долл.)18.

Одновременно, реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит сократить долю нереализованного товарооборота Новой Зеландии с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 22,74 % - с 56,86 % (22,03 млрд долл.) до 34,12 % (13,22 млрд долл.)19 (таблица 7).

Оценка изменения уровня экономической безопасности государств-участников Всестороннего регионального экономического партнерства. Всестороннее региональное экономическое партнерство, сокращенно ВРЭП (англ. Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) — это соглашение о «зоне свободной торговли плюс» («ЗСТ +»), охватывающее 10 государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и 6 государств, с которыми у АСЕАН уже подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония).

Результаты расчетов значений общих (интегральных) нормированных показателей экономической безопасности государств-участников Всестороннего регионального экономического партнерства, реализованных в рамках экономического патроната в период 2007-2019 гг. и в перспективе до 2025 г., представлены в таблице 8.

Реализация ВРЭП позволит увеличить долю товарооборота Японии с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. не менее, чем на 7,85 % -с 52,08 % (947,9 млрд долл.) до 59,93 % (1 042,7 млрд долл.)20. В тоже время реализация ВРЭП позволит сократить долю нереализованного товарооборота Японии с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. на 20,83 % -с 52,08 % до 31,25 %21 (таблица 3).

При реализации ВРЭП доля товарооборота Вьетнама с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. может увеличиться не менее, чем на 5,84 % -с 58,4 % (292,0 млрд долл.) до 64,24 % (321,2 млрд долл.)22. В то же

Таблица 8

Уровни защищенности экономики государств-участников Всестороннего регионального экономического партнерства, характеризующих экономический патронат со стороны соответствующих правительств и центральных банков

Интегральный показатель * 2007 2008 2009 2010 2012 2014 2015 2020 прогноз 2025 прогноз

Индия 5,9хЮ3 1,3х104 ЗДхЮ4 3,3х104 7,8x104 3,1 хЮ5 7,6x105 1ДхЮ7 9,4x107

Бруней 7,9 8,3 8,9 9,9 16,9 49,0 51,0 90,0 126,0

Новая Зеландия 5000 5500 5900 6200 7000 7550 7800 2,0хЮ4 3,2хЮ4

Сингапур 5500 5800 6100 6500 7400 8600 9,0x103 5,0хЮ4 7,8x104

Австралия 31000 29000 32100 62500 1,8хЮ5 6,0x105 8,6x105 1,1 хЮ6 2ДхЮ7

Лаос 5,0 6,1 7,9 9,3 10,9 12,3 14,0 32,0 47,0

Вьетнам 29,7 31,4 38,2 44,9 66,9 97,6 101,0 600,0 850,0

Малайзия 74,1 89,3 96,3 120,0 240,0 550,0 600,0 6900,0 9500,0

Мьянма 67,9 75,9 84,1 90,0 165,0 235,0 280,0 300,0 700,0

Таиланд 1621,2 1713,6 1810,6 1950,0 3009,0 3799,0 4080,0 5050,0 9700,0

Филиппины 41,3 52,9 62,1 74,1 115,0 245,0 300,0 900,0 1010,0

Южная Корея 2,39хЮ6 2,47хЮ6 3,02x106 3,22хЮ6 6,23хЮ6 8,82хЮ6 9,70хЮ6 3,29хЮ7 5,41хЮ7

Камбоджа 1,5хЮ"4 1,0хЮ"3 2,0хЮ4 2,1 3,1 4,1 4,5 6,0 11,0

Индонезия 78,3 81,2 86,4 92,9 104,0 235,0 145,0 170,0 210,0

КНР 1,5хЮ6 3,0хЮ5 7,0x105 8,0x105 6,9хЮ6 8ДхЮ6 8,ЗхЮ6 4,8хЮ7 6,6x109

Япония 1Д)хЮ6 1,05хЮ6 1,12хЮ6 1,23хЮ6 2,41хЮ6 3,03хЮ6 3,47хЮ6 1,20хЮ7 3,74хЮ7

: Интегральный показатель защищенности экономики государства, реализованный в рамках экономического патроната

время реализация ВРЭП позволит сократить долю нереализованного товарооборота Вьетнама с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. на 23,36 %

- с 58,4 % до 35,04 %23 (таблица 4).

Реализация ВРЭП позволит увеличить долю товарооборота Филиппин с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. не менее, чем на 5,95 %

- с 59,52 % (196,4 млрд долл.) до 65,47 % (216,04 млрд долл.)24.

Одновременно, реализация ВРЭП позволит сократить долю нереализованного товарооборота Филиппин с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. на 18,88 % - с 59,52 % до 40,63 %25 (таблица 5).

При реализации ВРЭП доля товарооборота Австралии с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. может увеличиться не менее, чем на 6,5 % - с 65,47% (392,8 млрд долл.) до 72,0 % (432,1 млрд долл.)26.

В тоже время реализация ВРЭП позволит сократить долю нереализованного товарооборота Австралии с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. на 26,19 % - с 65,47 % до 39,28 %27 (таблица 6).

Реализация Всестороннего регионального экономического партнерства позволит увеличить долю товарооборота Новой Зеландии с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. не менее, чем на 6,26 % - с 62,6 % (97,03 млрд долл.) до 68,86 % (106,73 млрд долл.)28.

Одновременно, реализация ВРЭП позволит сократить долю нереализованного товарооборота Новой Зеландии с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. на 13,3 % - с 62,59 % до 37,56 %29 (таблица 7).

При реализации ВРЭП доля товарооборота Китая с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. может увеличиться не менее, чем на 2,09 % -с 20,91 % (1 105,1 млрд долл.) до 23,0 % (1 265,1 млрд долл.)30.

Одновременно, реализация ВРЭП позволит сократить долю нереализованного товарооборота Китая с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. на 8,36 % - с 20,91 % до 12,55 %31 (таблица 9).

Таблица 9

Изменения уровней защищенности национального хозяйства Китая от внешних и внутренних угроз при реализации Всестороннего регионального экономического партнерства, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната

При экономической интеграции со всеми участниками интеграционного проекта Уровень защищенности национальной экономики Китая в рамках экономического патроната со стороны правительства и Народного Банка Китая = 100 %

Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства

без учета реализации ВРЭП прирост с учетом реализации ВРЭП без учета реализации ВРЭП прирост с учетом реализации ВРЭП без учета реализации ВРЭП прирост с учетом реализации ВРЭП с учетом реализации ВРЭП

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

ИТОГО 18,427 1,866 12,977 -5,214 31,404 -3,348 28,056

В том числе за счет экономической интеграции с Южной Кореей 3,479 0,354 2,354 -0,946 5,833 -0,592 5,241

Таблица 10

Изменения уровней защищенности национального хозяйства Индии от внешних и внутренних угроз при реализации Всестороннего регионального экономического партнерства, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната

При экономической интеграции со всеми участниками интеграционного проекта Уровень защищенности национальной экономики Индии в рамках экономического патроната со стороны правительства и Резервного банка Индии = 100 %

Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства

без учета реализации ВРЭП прирост с учетом реализации ВРЭП без учета реализации ВРЭП прирост с учетом реализации ВРЭП без учета реализации ВРЭП прирост с учетом реализации ВРЭП с учетом реализации ВРЭП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

ИТОГО 25,239 2,685 9,780 -3,962 35,019 -1,277 33,742

В том числе за счет экономической интеграции с Южной Кореей 1,427 0,145 -1,264 0,506 0,163 0,651 0,814

Реализация ВРЭП позволит увеличить долю товарооборота Индии с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. не менее, чем на 2,95 % -с 29,47 % (279,95 млрд долл.) до 32,42 % (307,95 млрд долл.)32.

В тоже время реализация ВРЭП позволит сократить долю нереализованного товарооборота Индии с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г.

на 11,79 % - с 29,47 % до 17,68 %33 (таблица 10).

* * *

Экономическая интеграция Южной Кореи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона оказывает различное влияние на защищенность их национальных экономик при реализации глобальных проектов. В подавляющем большинстве случаев экономическая кооперация с Южной Кореей повышает уровень экономической безопасности стран региона.

Вовлечение же Китаем Южной Кореи во Всестороннее региональное экономическое партнерство во многом объясняется политическими мотивами, которые, тем не менее, не исключают обострение экономического противоборства этих стран.

Снижение уровня экономической безопасности Австралии за счет возрастания экономической кооперации с Южной Кореей в рамках реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве и Всестороннего регионального экономического партнерства также можно объяснить возрастанием конкурентной экономической борьбы между этими странами по ряду направлений.

Примечания

1 В Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г. понятие «экономическая безопасность <государства>» определено как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство его экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов» [1]. Здесь и далее под обеспечением экономической безопасности государства понимается процесс обеспечения защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз на экономической территории государства. Как представляется, основными формами обеспечения экономической безопасности государства являются: экономический патронат, экономическую кооперацию и экономическое противоборство.

2 Предполагается, что наименьшее возможное значение г-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства, характеризующего уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономического патроната, - в = 0,01 - соответствует наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение г-ого нормированного частного показателя - в. = 100 - соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение г-ого нормированного частного показателя - вг = 1 - соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства. Расчетная формула общего (интегрального) нормированного показателя безопасности национального хозяйства /-ого государства - уровня защищенности национальной экономики, реализованного в рамках экономического патроната, может иметь вид:

3 Предполагается, что наименьшее возможное значение ¿-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства, характеризующего уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономической кооперации с экономикой ¿-ого государства, - вктпп = 0,01 -соответствует наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение ¿-ого нормированного частного показателя - вктах = 100 - соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение ¿-ого нормированного частного показателя - вк = 1 - соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства. Расчетная формула общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства /-ого государства - уровня защищенности национальной экономики, реализованного в рамках экономической кооперации, может иметь вид:

к к

У ЭБ (ЭКоопераци я и Л Р к,/ '

= К

0,01 <100,£

к-\

4 Предполагается, что наименьшее возможное значение 1-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства, характеризующего уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономического противоборства с экономикой 1-ого государства, - в1тп = 0,01 -соответствует наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение 1-ого нормированного частного показателя - в1тах = 100 - соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение 1-ого нормированного

частного показателя - = 1 - соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства. Расчетная формула общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства j-ого государства - уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического противоборства, может иметь вид:

5 Д. Трамп считает, что многосторонние соглашения - «зло для США», поскольку в таких сделках его страна противостоит пусть и более слабым игрокам, зато объединенным в коалицию. «Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства» подписано без участия США.

6 Если Соединенные Штаты (Япония) стремятся к заключению соглашений, которые охватывают сферы деятельности, выходящие за рамки компетенции ВТО, то образование Зоны свободной торговли, создаваемой между участниками ВРЭП, в основном ограничивается решением вопросов, входящими в предмет регулирования всемирной организации. Это фундаментальное отличие двух подходов к реализации глобальных интеграционных проектов будет определять архитектуру торгово-экономических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе в среднесрочной перспективе.

7 Одним из первых распоряжений Дональда Трампа на посту президента США стал указ о выходе этой страны из Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве: «Presidential Memorandum Regarding Withdrawal of the United States from the Trans-Pacific Partnership Negotiations and Agreement». URL: https://www.whitehous.gov/the-press-office/2017/01/23/presidential-memoran-dum-regarding-withdrawal-umted-states-trans-pacific/ (дата обращения: 05.10.2017^ 30.01.2017 г. Аппарат торгового представителя США в соответствии с указанием Президента США Д. Трампа направил в Министерство иностранных дел и торговли Новой Зеландии, являющейся страной-депозитарием Соглашения о транстихоокеанском партнерстве, официальное уведомление о выходе США из ТТП. http://www. ved.gov.ra/exporteountries/us/(дата обращения: 05.10.2017^

Сохранение трендов взаимной кооперации позволило бы к 2025 г. повысить уровень экономической безопасности США, реализованный в рамках их экономической кооперации со странами-участниками ТТП, на 3,01 п.п. - с 29,09 % до 32,1 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Федеральной резервной системы США.

8 Здесь и далее отрицательные значения прироста уровня экономической безопасности государства, реализованные в рамках его экономического противоборства, означают, что экономическое противоборство этого государства снижает уровень защищенности его национального хозяйства. Например, при сохраняющихся трендах экономического развития США и структуре их товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Сингапуром и Австралией.

К 2025 г. уровень экономической безопасности США, реализованный в рамках их экономического противоборства со странами-участниками ТТП, мог бы

уменьшиться на 4,01 п.п. - с 10,0 % до 5,99 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Федеральной резервной системы США.

9 К 2025 г. уровень экономической безопасности Японии, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами-участниками ТТП, может увеличиться на 3,75 п.п. - с 36,24 % до 39,99 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии.

10 При сохраняющихся трендах экономического развития Японии и структуре ее товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Сингапуром, США, Мексикой, Тайванем и Южной Кореей. Отрицательные значения прироста уровня экономической безопасности Японии, реализованные в рамках ее экономического противоборства со странами-участниками ТТП в 2025 г. означают, что экономическое противоборство Японии может снизить уровень защищенности японского национального хозяйства. К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках ее экономического противоборства со странами-участниками ТТП, может увеличиться на 3,53 п.п. - с -9,08 % до -5,55 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии.

11 В случае реализации Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнерства (без участия США, Тайваня, Колумбии, Филиппин, Южной Кореи) уровень защищенности национальной экономики Японии, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами-участниками этого интеграционного проекта, может увеличиться к 2025 г. только на 1,39 п.п. - с 36,24 % до 37,63 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии.

12 2025 г. уровень экономической безопасности Вьетнама, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами-участниками ТТП, может увеличиться на 3,21 п.п. - с 31,43 % до 34,64 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Вьетнама.

13 При сохраняющихся трендах экономического развития Вьетнама и структуре его товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Брунеем, Новой Зеландией, США, Австралией, Малайзией, Канадой, Японией, Тайванем, Филиппинами, Южной Кореей. К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках ее экономического противоборства со странами-участниками ТТП, может увеличиться на 9,71 п.п. -с -24,79 % до -15,08 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Вьетнама.

14 К 2025 г. уровень экономической безопасности Филиппин, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами-участниками ТТП, может увеличиться

на 2,77 п.п. - с 26,85 % до 29,63 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Филиппин.

15 При сохраняющихся трендах экономического развития Филиппин и структуре их товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Сингапуром, Австралией, Перу, Вьетнамом, Малайзией, Мексикой, Канадой, Японией, Тайванем и Южной Кореей. К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках ее экономического противоборства со странами-участниками ТТП, может увеличиться на 12,98 п.п. - с -19,83 % до -6,85 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Филиппин.

16 К 2025 г. уровень экономической безопасности Австралии, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами-участниками ТТП, может увеличиться на 4,56 п.п. - с 43,84 % до 48,4 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Австралии.

17 При сохраняющихся трендах экономического развития Австралии и структуре ее товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Сингапуром и Японией. К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках ее экономического противоборства со странами-участниками ТТП, может уменьшиться на 1,89 п.п. - с 4,23 % до 2,24 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Австралии.

18 К 2025 году уровень экономической безопасности Новой Зеландии, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами-участниками ТТП, может увеличиться на 3,53 п.п. - с 34,36 % до 37,89 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Новой Зеландии.

19 Очевидно, что при сохраняющихся трендах экономического развития Новой Зеландии и структуре ее товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Сингапуром, США, Австралией, Мексикой, Канадой, Японией, Тайванем, Филиппинами и Южной Кореей. К 2025 году уровень экономической безопасности, реализованный в рамках ее экономического противоборства со странами-участниками ТТП, может увеличиться на 2,91 п.п. - с -7,34 % до -4,42 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Новой Зеландии.

20 К 2025 г. уровень экономической безопасности Японии, реализованный в рамках ее экономической кооперации с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 4,96 п.п. - с 46,08 % до 51,04 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии.

21 При сохраняющихся трендах экономического развития Японии и структуре ее товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Сингапуром, Индией, Южной Кореей и Китаем. К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Японии с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 2,26 п.п. - с -5,97 % до -3,71 % - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка этой страны.

22 К 2025 г. уровень экономической безопасности Вьетнама, реализованный в рамках его экономической кооперации с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 3,0 п.п. - с 29,7% до 32,7 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Вьетнама.

23 При сохраняющихся трендах экономического развития Вьетнама и структуре его товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Брунеем, Новой Зеландией, Индией, Австралией, Индонезией, Малайзией, Мьянмой, Таиландом, Японией, Лаосом, Филиппинами и Южной Кореей. К 2025 году уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Вьетнама с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 9,07 п.п. - с -24,16% до -15,08 % - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка этой страны

24 К 2025 г. уровень экономической безопасности Филиппин, реализованный в рамках их экономической кооперации с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 3,33 п.п. - с 32,7 % до 36,03 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Филиппин.

25 При сохраняющихся трендах экономического развития Филиппин и структуре их товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Сингапуром, Индией, Австралией, Таиландом, Малайзией, Мьянмой, Японией, Индонезией и Южной Кореей. К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Филиппин с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 12,32 п.п. - с -22,62 % до -10,29% - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка этой страны.

26 К 2025 г. уровень экономической безопасности Австралии, реализованный в рамках ее экономической кооперации с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 6,39 п.п. - с 59,82 % до 66,22 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Австралии.

27 При сохраняющихся трендах экономического развития Австралии и структуре ее товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Китаем, Сингапуром, Японией и Южной Кореей. К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Австралии с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 2,07 п.п. - с -5,65% до -3,58 % - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка этой страны.

28 К 2025 г. уровень экономической безопасности Новой Зеландии, реализованный в рамках ее экономической кооперации с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 3,93 п.п. - с 38,08 % до 42,01 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Новой Зеландии.

29 При сохраняющихся трендах экономического развития Новой Зеландии и структуре ее товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Китаем, Сингапуром, Австралией, Таиландом, Мьянмой, Японией, Индонезией, Филиппинами и Южной Кореей. К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Новой Зеландии с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 3,71 п.п. -с -9,38 % до -5,66 % - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка этой страны.

30 К 2025 г. уровень экономической безопасности Китая, реализованный в рамках ее экономической кооперации с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 1,86 п.п. - с 18,42 % до 20,29 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Народного банка Китая.

31 При сохраняющихся трендах экономического развития Китая и структуре его товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Индией и Южной Кореей. К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Китая с государствами-участниками ВРЭП, может уменьшиться на 5,21 п.п. - с 12,97 % до 7,76 % - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Народного банка Китая.

32 К 2025 г. уровень экономической безопасности Индии, реализованный в рамках ее экономической кооперации с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 2,69 п.п. - с 25,24 % до 27,92 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Резервного банка Индии.

33 Очевидно, что при сохраняющихся трендах экономического развития Индии и структуре ее товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

экономическом противоборстве с Новой Зеландией, Сингапуром, Австралией, Вьетнамом, Малайзией и Южной Кореей. К 2025 году уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Индии с государствами-участниками ВРЭП, может уменьшиться на 3,96 п.п. - с 9,78 % до 5,82 % - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Резервного банка Индии.

Библиографический список

1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 12.02.2020).

2. ГордиенкоД.В. Глобальные интеграционные проекты: изменение уровня экономической безопасности государств мира при их реализации. М., 2018.

3. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005.

4. Gygli S, Florian H., Potrafke N., Sturm J.-E. The KOF Globalisation Index - Revisited, Review of International Organizations. 2019. URL: https://doi. org/10.1007/s11558-019-09344-2 (дата обращения: 12.02.2020).

5. URL: https://atlas.media.mit.edu/ru/visualize/tree_map/hs92/export/usa/ show/all/2017/ (дата обращения: 18.02.2020).

6. URL: https://atlas.media.mit.edu/ru/visualize/tree_map/hs92/import/usa/ show/all/2017/ (дата обращения: 18.02.2020).

Д.В. Гордиенко

Доктор военных наук, профессор

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: gordienko@ranepa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.