Научная статья на тему 'Защищенность экономики Южной Кореи при реализации глобальных интеграционных проектов'

Защищенность экономики Южной Кореи при реализации глобальных интеграционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ЮЖНАЯ КОРЕЯ / ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВСЕСТОРОННЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ECONOMIC SECURITY / ASIA-PACIFIC / SOUTH KOREA / TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / COMPREHENSIVE REGIONAL ECONOMIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиенко Д.В.

Статья посвящена обеспечению экономической безопасности государства, которая осуществляется в форме экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка, экономической кооперации и экономического противоборства с другими странами мира. В статье рассматриваются перспективы изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи и государств Азиатско-Тихоокеанского региона участников Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Цель статьи провести сравнительную оценку изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи при реализации глобальных интеграционных проектов. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи при реализации Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве и соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнерстве. Реализация Всеобъемлющего и прогрессивного Транстихоокеанского партнерства и Всестороннего регионального экономического партнерства может изменить уровень защищенности национальных хозяйств стран-участниц. Актуальность темы работы обусловливается необходимостью оценки изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи, а, следовательно, целесообразности ее участия в различных глобальных интеграционных проектах. В статье предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи. Проанализирована значимость для обеспечения экономической безопасности Южной Кореи экономической кооперации и экономического противоборства в условиях глобализацииEnsuring the economic security of the state is carried out in the form of economic patronage on the part of the Government and the Central Bank, economic cooperation and economic confrontation with other countries of the world. The article discusses the prospects for changing the level of economic security of South Korea and the countries of the Asia-Pacic region participants of the Trans-Pacic Partnership (TPP) and the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP). To conduct a comparative assessment of changes in the level of economic security in South Korea during the implementation of global integration projects. Using statistical and econometric methods, the prospects for changing the level of economic security in South Korea during the implementation of the Agreement on the Trans-Pacic Strategic Economic Cooperation and the agreement on the Comprehensive Regional Economic Partnership are estimated. The implementation of the Comprehensive and progressive Trans-Pacic Partnership and the Comprehensive Regional Economic Partnership may change the level of security of the national economies of the participating countries. The relevance of the topic of work is determined by the need to assess changes in the level of economic security of South Korea, and, therefore, the feasibility of its participation in various global integration projects. An approach to a comparative assessment of changes in the level of economic security in South Korea is proposed. The importance of economic cooperation and economic confrontation in the context of globalization for ensuring the economic security of South Korea is analyzed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордиенко Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защищенность экономики Южной Кореи при реализации глобальных интеграционных проектов»

УДК 339.923

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЭКОНОМИКИ ЮЖНОЙ КОРЕИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Д.В. Гордиенко

Аннотация. Статья посвящена обеспечению экономической безопасности государства, которая осуществляется в форме экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка, экономической кооперации и экономического противоборства с другими странами мира. В статье рассматриваются перспективы изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи и государств Азиатско-Тихоокеанского региона - участников Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Цель статьи - провести сравнительную оценку изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи при реализации глобальных интеграционных проектов. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи при реализации Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве и соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнерстве. Реализация Всеобъемлющего и прогрессивного Транстихоокеанского партнерства и Всестороннего регионального экономического партнерства может изменить уровень защищенности национальных хозяйств стран-участниц. Актуальность темы работы обусловливается необходимостью оценки изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи, а, следовательно, целесообразности ее участия в различных глобальных интеграционных проектах. В статье предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи. Проанализирована значимость для обеспечения экономической безопасности Южной Кореи экономической кооперации и экономического противоборства в условиях глобализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, Азиатско-Тихоокеанский регион, Южная Корея, Транстихоокеанское партнерство, Всестороннее региональное экономическое партнерство.

SECURITY OF THE SOUTH KOREAN ECONOMY IN THE IMPLEMENTATION OF GLOBAL INTEGRATION PROJECTS

D.V. Gordienko

Abstract. Ensuring the economic security of the state is carried out in the form of economic patronage on the part of the Government and the Central Bank, economic cooperation and economic confrontation with other countries of the

world. The article discusses the prospects for changing the level of economic security of South Korea and the countries of the Asia-Pacific region - participants of the Trans-Pacific Partnership (TPP) and the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP). To conduct a comparative assessment of changes in the level of economic security in South Korea during the implementation of global integration projects. Using statistical and econometric methods, the prospects for changing the level of economic security in South Korea during the implementation of the Agreement on the Trans-Pacific Strategic Economic Cooperation and the agreement on the Comprehensive Regional Economic Partnership are estimated. The implementation of the Comprehensive and progressive TransPacific Partnership and the Comprehensive Regional Economic Partnership may change the level of security of the national economies of the participating countries. The relevance of the topic of work is determined by the need to assess changes in the level of economic security of South Korea, and, therefore, the feasibility of its participation in various global integration projects. An approach to a comparative assessment of changes in the level of economic security in South Korea is proposed. The importance of economic cooperation and economic confrontation in the context of globalization for ensuring the economic security of South Korea is analyzed.

Keywords: economic security, Asia-Pacific, South Korea, Trans-Pacific Partnership, Comprehensive Regional Economic Partnership.

Глобализация характеризуется не только позитивными чертами, но и несет в себе существенные противоречия, которые, в частности, отчетливо проявились в период последнего мирового финансово-экономического кризиса.

Анализ тенденций обеспечения экономической безопасности Южной Кореи и ряда ведущих государств мира1 в условиях глобализации позволил выявить ряд закономерностей обеспечения защищенности национальной экономики. Эти закономерности позволили определить в качестве основных форм обеспечения экономической безопасности государства: экономический патронат, экономическую кооперацию и экономическое противоборство.

При обеспечении экономической безопасности государства в рамках экономического патроната в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории государства, могут выступать соответствующие нормированные макроэкономические показатели2 - частные показатели экономической безопасности3.

При обеспечении экономической безопасности в рамках экономической кооперации в качестве показателей уровня защищенности

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

национального хозяйства соответствующего государства, могут выступать показатели взаимовлияния его экономики с различными национальными хозяйствами4.

При обеспечении экономической безопасности в рамках экономического противоборства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства могут выступать показатели экономического противоборства экономики этого государства с различными национальными хозяйствами5.

* * *

Южная Корея и другие государства - участники Транстихоокеанского партнерства и Всестороннего регионального экономического партнерства, безусловно, вовлечены и продолжают вовлекаться в глобальные интеграционные проекты, о чем свидетельствует сравнительная динамика индекса глобализации KOF для различных стран мира (рисунок 1, [3]).

Транстихоокеанское партнерство (ТТЛ) и Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) воплощают два во многом альтернативных подхода к преференциальным торговым соглашениям, создаваемым под эгидой США (и/или, теперь, Японии)6 и Китая соответственно7.

50

1990 2000 2010

— Russian Federation — Korea (Republic of) Рисунок 1. Динамика индекса глобализации KOF в Южной Корее и России

Оценка изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи и государств — участников Транстихоокеанского партнерства

Транстихоокеанское партнёрство (англ. Trans-Pacific Partnership, TPP) - международная торгово-экономическая организация, целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По прогнозам, доля стран ТТП (вместе с США)8 в мировом ВВП может достичь 38-40 % и составить четверть оборота мировой торговли (при этом лидируя по объёму доли в ВВП, но уступая в обороте мировой торговли торговому блоку АСЕАН+6 при условии участия Китая в АСЕАН).

Результаты расчетов значений общих (интегральных) нормированных показателей экономической безопасности Южной Кореи и государств - участников Транстихоокеанского партнерства, реализованных в рамках экономического патроната в период 20072019 гг. и в перспективе до 2025 г., представлены в таблице 1. При реализации глобальных интеграционных проектов показателями взаимовлияния национальных хозяйств Южной Кореи и государств

- участников ТТП могут стать: величины объемов экспорта и импорта товаров (рисунок 2); объемов иностранных инвестиций; структура золотовалютных резервов; взаимное использование сырьевых, трудовых, энергетических, продовольственных, валютных ресурсов и пр.

Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит увеличить долю товарооборота Южной Кореи с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 3,63 %

- с 36,33 % (490,4 млрд долл.) до 39,96 %. (539,4 млрд долл.). В этом случае, к 2025 г. уровень экономической безопасности Южной Кореи, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами - участниками ТТП, может увеличиться на 3,05 п.п. - с 29,58 % до 32,63 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Южной Кореи (таблица 2)9.

Таблица 1

Уровни защищённости экономики государств - участников Транстихоокеанского партнерства, характеризующих экономический патронат со стороны соответствующих

правительственных банков

Интегральный показатель защищенности экономики государства, реализованный в решках экономического патроната 2007 2008 2009 2010 2012 2014 2015 2020 прогноз 2025 прогноз

Вьетнам 29,7 31,4 38,2 44,9 66,9 97,6 101,0 600,0 850,0

Бруней 7,9 8,3 8,9 9,9 16,9 49,0 51,0 90,0 126,0

Чили 88,2 82,1 88,3 92,9 105,0 133,0 145,0 170,0 190,0

Новая Зеландия 5000 5500 5900 6200 7000 7550 7800 2,0 104 3,2 104

Сингапур 5500 5800 6100 6500 7400 8600 9,0 103 5,0 104 7,8 104

Австралия 31000 29000 32100 62500 1,8 105 6,0 105 8,6 105 1,1 106 2,1 107

Перу 15,7 16,9 18,9 19,9 42,1 72,0 91,0 110,0 125,0

Малайзия 74,1 89,3 96,3 120,0 240,0 550,0 600,0 6900,0 9500,0

Мексика 960,0 950,0 1000,0 1200,0 1800,0 2600,0 2800,0 3000,0 4000,0

Канада 19000 18100 18900 19500 2,94 10" 3,77 104 4,08 104 5,05 104 9,5 104

США 90300 91200 96000 99500 2,5 105 4,86 105 5,08 105 2,05 106 4,5 107

Тайвань 8300 8200 8700 8900 2,6 104 4,7 104 6,0 104 1,00 106 1,02 106

Колумбия 35,9 38,2 41,1 49,9 61,2 82,0 95,0 120,0 135,0

Филиппины 41,3 52,9 62,1 74,1 115,0 245,0 300,0 900,0 1010,0

Южная Корея 2,39 106 2,47 106 3,02 106 3,22 106 6,23 106 8,82 106 9,70 106 3,29 107 5,41 107

Япония 1,00 106 1,05 106 1,12 106 1,23 106 2,41 106 3,03 106 3,47 106 1,20 107 3,74 107

6.3% 14%

Гонконг Сингапур

3.1% 1-5% 1Л% 13%

Другие Страны Азии

Турция

Другие Страны Азии Катар

Саудовская Аравия

Германия

1.6% 1.6% 1И

Рисунок 2. Показатели взаимовлияния национальных хозяйств Южной Кореи и других государств мира в рамках их экономической кооперации

Таблица 2

Изменение уровня защищенности национального хозяйства Южной Кореи от внешних и внутренних угроз при реализации соглашения о Транстихоовеанском стратегическом экономическом сотрудничестве / обновленного соглашения о зоне свободной торговле с США (KORUS), % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната

Защищенность национальной экономики Южной Кореи в рамках экономического патроната со стороны правительства и Банка Южной Кореи = 100 %

Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства

I II I II I II III

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

Вьетнам 1,00 0,10/0 0,81 -0,33/0 1,81 -0,23/0 1,58/1,81

Бруней 0,22 0,02/0 0,25 -0,10/0 0,47 -0,08/0 0,39/0,47

Чили 0,64 0,06/0 0,70 -0,28/0 1,34 -0,22/0 1,12/1,34

Н.Зеландия 0,17 0,01/0 0,03 -0,01/0 0,20 0,00/0 0,20/0,20

Сингапур 2,05 0,21/0 0,15 -0,07/0 2,20 0,14/0 2,34/2,20

США 8,36 0,87 0,76 -0,30 9,12 0,57 9,69

Австралия 3,57 0,36/0 -1,13 0,45/0 2,44 0,81/0 3,25/2,44

Перу 0,20 0,02/0 0,23 -0,10/0 0,43 -0,08/0 0,35/0,43

Малайзия 0,37 0,03/0 0,25 -0,10/0 0,62 -0,07/0 0,55/0,62

Мексика 1,56 0,16/0 0,82 -0,33/0 2,38 -0,17/0 2,21/2,38

Канада 0,63 0,06/0 0,28 -0,11/0 0,91 -0,05/0 0,86/0,91

Япония 7,94 0,84/0 3,84 -1,55/0 11,78 -0,71/0 11,1/11,8

Тайвань 2,09 0,22/0 -0,22 0,09/0 1,87 0,31/0 2,18/1,87

Колумбия 0,20 0,03/0 0,23 -0,09/0 0,43 -0,06/0 0,37/0,43

Филиппины 0,58 0,06/0 0,24 -0,10/0 0,82 -0,04/0 0,78/0,82

ИТОГО в случае реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (с участием США)

29,58 3,05 7,24 -2,93 36,82 0,12 36,94

в случае реализации обновлённого соглашения о зоне свободной торговли с США (KORUS)

29,58 0,87 7,24 -0,30 36,82 0,57 37,39

Справочно

Китай 26,90 0 -5,44 0 21,46 0 21,46

Россия 1,90 0 -0,59 0 1,31 0 1,31

Индия 3,29 0 -0,85 0 2,44 0 2,44

ЕС 8,87 0 -1,09 0 7,78 0 7,78

1 - без учета реализации ТТП; 2 - прирост с учетом реализации ТТП; 3 - с учетом реализации ТТП

Показателями экономического противоборства национальных хозяйств стран мира могут стать: нереализованный внешнеторговый товарооборот10; объем причиненного экономического ущерба и др.

Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит сократить долю нереализованного товарооборота Южной Кореи с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 14,53 %

- с 36,33 % (122,6 млрд долл.) до 21,80 %. (73,6 млрд долл.)11.

К 2025 г. уровень экономической безопасности Южной Кореи, реализованный в рамках ее экономического противоборства со странами - участниками ТТП, может увеличиться на 2,93 п.п. - с 7,24 % до 4,31 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната (таблица 2) 12.

Оценка изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи и государств — участников Всестороннего регионального экономического партнерства

Всестороннее региональное экономическое партнерство, сокращенно ВРЭП (англ. Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) - это соглашение о «зоне свободной торговли плюс» («ЗСТ +»), охватывающее 10 государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и 6 государств, с которыми у АСЕАН уже подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония).

Результаты расчетов значений общих (интегральных) нормированных показателей экономической безопасности государств

- участников Всестороннего регионального экономического партнерства, реализованных в рамках экономического патроната в период 2007-2019 гг. и в перспективе до 2025 г., представлены в таблице 3.

Реализация ВРЭП позволит увеличить долю товарооборота Южной Кореи с государствами - участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. не менее, чем на 5,17 % - с 51,68 % (697,7 млрд долл.) до 56,85 %. (767,5 млрд долл.).

В этом случае к 2025 г. уровень экономической безопасности Южной Кореи, реализованный в рамках ее экономической кооперации с государствами - участниками ВРЭП, может увеличиться на 5,21 п.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с 47,92 % до 53,13 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната (таблица 4).

Таблица 3

Уровни защищенности экономики государств - участников Всестороннего регионального экономического партнерства, характеризующих экономический патронат со стороны соответствующих правительственных банков

Интегральный показатель защищенности экономики государства, реализованный в решках экономического патроната 2007 2008 2009 2010 2012 2014 2015 2020 прогноз 2025 прогноз

Индия 5.9 103 1.3 ю4 3.1 ю4 3.3 ю4 7.8 104 3.1 ю5 7.6 105 1.1 107 9.4 107

Бруней 7,9 8,3 8,9 9,9 16,9 49,0 51,0 90,0 126,0

Новая Зеландия 5000 5500 5900 6200 7000 7550 7800 2,0 104 3,2 104

Сингапур 5500 5800 6100 6500 7400 8600 9,0 103 5,0 104 7,8 104

Австралия 31000 29000 32100 62500 1,8 105 6,0 105 8,6 105 1,1 106 2,1 107

Лаос 5,0 6,1 7,9 9,3 10,9 12,3 14,0 32,0 47,0

Вьетнам 29,7 31,4 38,2 44,9 66,9 97,6 101,0 600,0 850,0

Малайзия 74,1 89,3 96,3 120,0 240,0 550,0 600,0 6900,0 9500,0

Мьянма 67,9 75,9 84,1 90,0 165,0 235,0 280,0 300,0 700,0

Таиланд 1621,2 1713,6 1810,6 1950,0 3009,0 3799,0 4080,0 5050,0 9700,0

Филиппины 41,3 52,9 62,1 74,1 115,0 245,0 300,0 900,0 1010,0

Южная Корея 2,39 106 2,47 106 3,02 106 3,22 106 6,23 106 8,82 106 9,70 106 3,29 107 5,41 107

Камбоджа 1,5 10"4 1,0 ю-3 2,0 101 2,1 3,1 4,1 4,5 6,0 11,0

Индонезия 78,3 81,2 86,4 92,9 104,0 235,0 145,0 170,0 210,0

КНР 1,5 106 3,0 105 7,0 105 8,0 105 6,9 106 8,1 106 8,3 106 4,8 107 6,6 10'

Япония 1,00 106 1,05 106 1,12 106 1,23 106 2,41 106 3,03 106 3,47 106 1,20 107 3,74 107

Таблица 4

Изменение уровня защищенности национального хозяйства Южной Кореи от внешних и внутренних угроз при реализации Всестороннего регионального экономического партнерства, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната

Защищенность национальной экономики Южной Кореи в рамках экономического патроната со стороны правительства и Банка Южной Кореи = 100 %

Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства

I II I II I II III

1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5

Индия 3,286 0,327 -0,851 0,345 2,435 0,672 3,107

Япония 7,942 0,834 3,844 -1,555 11,786 -0,721 11,065

Бруней 0,221 0,023 0,252 -0,099 0,473 -0,076 0,397

Н.Зеландия 0,167 0,014 0,031 -0,010 0,198 0,004 0,202

Сингапур 2,050 0,206 0,151 -0,067 2,201 0,139 2,340

Австралия 3,575 0,359 -1,133 0,457 2,442 0,816 3,258

Лаос 0,010 0,001 0,016 -0,009 0,026 -0,008 0,018

Вьетнам 1,004 0,100 0,810 -0,328 1,814 -0,228 1,586

Малайзия 0,365 0,037 0,255 -0,108 0,620 -0,071 0,549

Мьянма 0,049 0,006 0,067 -0,021 0,116 -0,015 0,101

Таиланд 0,838 0,098 0,575 -0,246 1,413 -0,148 1,265

Филиппины 0,583 0,058 0,240 -0,096 0,823 -0,038 0,785

Камбоджа 0,005 0,003 -0,001 0,000 0,004 0,003 0,007

Индонезия 0,925 0,106 0,970 -0,408 1,895 -0,302 1,593

Китай 26,902 3,037 -5,444 2,161 21,458 5,198 26,656

ИТОГО 47,921 5,208 -0,217 0,015 47,704 5,225 52,929

Справочно:

Россия 1,90 0 -0,59 0 1,31 0 1,31

США 8,36 0 0,76 0 9,12 0 9,12

ЕС 8,87 0 -1,09 0 7,78 0 7,78

Канада 0,634 0 0,285 0 0,919 0 0,919

I - без учета реализации ВРЭП

II - прирост с учетом реализации ВРЭП

III - с учетом реализации ВРЭП

прирост уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства с учетом реализации глобального интеграционного проекта

изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства без учета реализации глобального интеграционного проекта

прирост уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации с учетом реализации глобального интеграционного проекта

изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации без учета реализации глобального интеграционного проекта

ттп

корив

ВРЭП

Рисунок 3. Изменение уровня защищенности национального хозяйств Южной Кореи при реализации глобальных интеграционных проектов, % Защищенность национальной экономики Южной Кореи в рамках экономического патроната

100 %

В то же время реализация ВРЭП позволит сократить долю нереализованного товарооборота Южной Кореи с государствами

- участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. на 20,67 % - с 51,68 % до 31,01 %13.

К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Южной Кореи с государствами - участниками ВРЭП, может увеличиться на 0,015 п.п.

- с -0,22 % до -0,20 % - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка этой страны (таблица 4).

Сравнительная оценка изменения уровня экономической безопасности Южной Кореи при реализации глобальных интеграционных проектов

Результаты анализа диаграммы (рисунок 3) позволяют предположить, что:

- во-первых, наибольшее повышение уровня защищенности национального хозяйства Южной Кореи наблюдается при реализации Всестороннего регионального экономического партнерства. В этом случае уровень защищенности экономики Южной Кореи к 2025 г. повысится на 52,93 % от уровня, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительства и Центробанка этой страны, в т.ч. на 5,225 п.п. - за счет реализации этого глобального интеграционного проекта;

- во-вторых, реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве, в случае изменения позиции президента США и вхождения этой страны в ТТП, позволит повысить уровень защищенности экономики Южной Кореи к 2025 г. на 36,94 % от уровня, реализованного в рамках экономического патроната. При этом повышение только на 0,12 п.п. будет обусловлено за счет реализации Транстихоокеанского партнерства;

- в-третьих, реализация же Обновлённого соглашения о зоне свободной торговли с США (KORUS) повысит уровень защищенности экономики Южной Кореи к 2025 г. на 37,39 % от уровня, реализованного в рамках экономического патроната, в том числе на 0,57 п.п. - за счет полученных внешнеэкономических преференций.

Таким образом, реализация Всестороннего регионального экономического партнерства может к 2025 г. обеспечить национальной экономике Южной Кореи наибольший прирост уровня ее защищенности от внешних и внутренних угроз (+5,225 п.п.).

Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве (с участием США) в меньшей мере повысит уровень защищенности Южной Кореи, чем реализация Обновлённого соглашения о зоне свободной торговли с США (KORUS). В случае реализации KORUS прирост уровня защищенности национального хозяйства Южной Кореи от внешних и внутренних угроз к 2025 г. составит +0,57 п.п. (в сравнении с +0,12 п.п. при реализации этого глобального интеграционного проекта с участием США и Японии).

Примечания

1 В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года понятие «экономическая безопасность <государства>» определено как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство его экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов» [1] Здесь и далее под обеспечением экономической безопасности государства понимается процесс обеспечения защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз на экономической территории государства. Как представляется, закономерностями обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации являются:

1. Зависимость эффективности функционирования экономики от степени обеспеченности ресурсами.

2. Зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от эффективности принятия специальных мер и использования специальных средств.

3. Зависимость эффективности принятия специальных мер обеспечения экономической безопасности государства, применения специальных средств в интересах обеспечения экономической безопасности от наличия специализированной организационной структуры государства.

4. Зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от сосредоточения воздействия на экономику противостоящей в конкурентной борьбе стороны.

5. Зависимость эффективности функционирования национальной экономики от характера ее взаимодействия с национальными хозяйствами других стран.

6. Зависимость степени защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз от уровня экономической безопасности государств, с которыми происходит экономическая кооперация в условиях глобализации, и степени

взаимовлияния национального хозяйства на экономики других стран - сектора мирового хозяйства.

7. Зависимость степени защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз от уровня экономической безопасности государств, с которыми происходит экономической противоборство в условиях глобализации, и степени нереализованного взаимовлияния национального хозяйства на экономики других стран - сектора мирового хозяйства.

2 По мнению авторов [2] показателями-индикаторами экономической безопасности государства могут быть:

1. Объем валового внутреннего продукта (ВВП).

2. Валовой сбор зерновых, млн т.

3. Доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП).

4. Доля расходов на оборону (в % к ВВП).

5. Доля затрат на «гражданскую» науку (в % к ВВП).

6. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в %).

7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (в %).

8. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения (в %).

9. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения.

10. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению).

11. Уровень монетизации (в % к ВВП).

12. Внешний долг (в % к ВВП).

13. Внутренний долг (в % к ВВП).

14. Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга (в % общего объема расходов бюджета).

15. Дефицит федерального бюджета (бюджета центрального правительства) (в % к ВВП).

16. Уровень инфляции (в %).

17. Объем золотовалютных резервов (млрд долл.).

18. Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта (в %).

19. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов (в %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предполагается, что наименьшее возможное значение i-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства, характеризующего уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономического патроната, - в,тпп = 0,01 - соответствует наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение i-ого нормированного частного показателя - в = 100 - соответствует наибольшему

^ ^ ' I, max J J

уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение i-ого нормированного частного показателя - Д = 1 - соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства. Расчетная формула общего (интегрального) нормированного показателя безопасности национального хозяйства j'-ого государства - уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната, может иметь вид:

3 Нормирование макроэкономических показателей может производиться относительно соответствующих пороговых значений экономической безопасности государства. Например, пороговыми уровнями экономической безопасности Южной Кореи считаются:

- для объема валового внутреннего продукта (ВВП) - 600 млрд долл. (в ценах 2003 года);

- для валового сбора зерновых - 25 млн т. (масса до обработки);

- для доли инвестиций в основной капитал - 16 % к ВВП;

- для доли расходов на оборону - 2,0 % к ВВП;

- для доли затрат на «гражданскую» науку - 1,5 % к ВВП;

- для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - 15 %;

- для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве - 25 %;

- для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - 7 % к всему населению страны;

- для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - 8;

- для уровня безработицы - 8 % к экономически активному населению;

- для уровня монетизации - 25 % к ВВП;

- для внешнего и внутреннего долга - 40 % и 30 % к ВВП соответственно;

- для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга - 20 % к общему объему расходов бюджета центрального правительства;

- для дефицита бюджета центрального правительства - 3 % к ВВП;

- для уровня инфляции - 25 %;

- для объема золотовалютных резервов - 37,5 млрд долл.;

- для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта - 25 %;

- для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов - 20 %.

4 Предполагается, что наименьшее возможное значение ¿-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства, характеризующего уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономической кооперации с экономикой ¿-ого государства, - = 0,01 -соответствует наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение ¿-ого нормированного частного показателя - Рктх = 100 - соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение ¿-ого нормированного частного показателя - вк = 1 - соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства. Расчетная формула общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства /-ого государства - уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономической кооперации, может иметь вид:

5 Предполагается, что наименьшее возможное значение 1-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства, характеризующего уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономического противоборства с экономикой /-ого государства, - Р1т.п = 0,01 -соответствует наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение /-ого нормированного частного показателя - Р1тах = 100 - соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение /-ого нормированного частного показателя - Р1 = 1 - соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства. Расчетная формула общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства /-ого государства - уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического противоборства, может иметь вид:

6 Д.Трамп считает, что многосторонние соглашения - «зло для США», поскольку в таких сделках его страна противостоит пусть и более слабым игрокам, зато объединенным в коалицию. «Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для транстихоокеанского партнерства» подписано без участия США.

7 Если Соединенные Штаты (Япония) стремятся к заключению соглашений, которые охватывают сферы деятельности, выходящие за рамки компетенции ВТО, то образование Зоны свободной торговли, создаваемой между участниками ВРЭП, в основном ограничивается решением вопросов, входящими в предмет регулирования всемирной организации. Это фундаментальное отличие двух подходов к реализации глобальных интеграционных проектов будет определять архитектуру торгово-экономических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе в среднесрочной перспективе.

8 Несмотря на то, что Соглашение о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве не было одобрено Конгрессом США, в силу ряда причин мы далее исходим из предположения, что США все еще являются участником ТТП. В силу сложности бюрократических процедур в США и наличия сильной оппозиции (даже в рядах Республиканской партии) решению президента-республиканца Д.Трампа о неучастии страны в ТТП, это решение не окончательно и поэтому может быть пересмотрено.

9 В тоже время в случае реализации Обновлённого соглашения о зоне свободной торговли с США (КОРиБ) уровень защищенности национальной экономики Южной Кореи, реализованный в рамках ее экономической кооперации с США, может увеличиться к 2025 году только на 0,87 п.п. - с 29,58 % до 30,45 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии.

10 Под нереализованным внешнеторговым оборотом понимается разница между объемами потенциального (максимально возможного) и реализованного внешнеторгового товарооборота.

11 Здесь и далее отрицательные значения изменения уровня экономической безопасности государства, реализованные в рамках его экономического противоборства, означают, что экономическое противоборство этого государства с другими странами мира снижает уровень защищенности его национального хозяйства. Положительные же приросты этого уровня при реализации глобального интеграционного проекта, наоборот, будут означать, что снижение уровня защищенности экономики государства будет ослабевать. При сохраняющихся трендах экономического развития Южной Кореи и структуре ее товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Австралией и Тайванем.

12 В тоже время в случае реализации Обновлённого соглашения о зоне свободной торговли с США (KORUS) уровень защищенности национальной экономики Южной Кореи, реализованный в рамках ее экономического противоборства с США, может уменьшиться к 2025 году только на 0,30 п.п. - с 7,24 % до 6,94 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Южной Кореи.

13 При сохраняющихся трендах экономического развития Южной Кореи и структуре ее товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Камбоджой, Австралией, Индией и Китаем.

Библиографический список

1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 12.02.2019).

2. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005.

3. Gygli, Savina, Florian Haelg, Niklas Potrafke and Jan-Egbert Sturm (2019): The KOF Globalisation Index - Revisited, Review of International Organizations. URL: https://doi.org/10.1007/s11558-019-09344-2 (дата обращения: 23.09.2019).

4. URL: https://atlas.media.mit.edu/ru/visualize/tree_map/hs92/export/kor/ show/all/2016/ (дата обращения: 18.02.2019).

5. URL : https://atlas.media.mit.edu/ru/visualize/tree_map/hs92/import/kor/ show/all/2016/ (дата обращения: 18.02.2019).

6. ГордиенкоД.В. Глобальные интеграционные проекты: изменение уровня экономической безопасности государств мира при их реализации: монография. М., 2018.

Д.В. Гордиенко

Доктор военных наук, профессор

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва E-mail: gordienko@ranepa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.