Научная статья на тему 'Оценка влияния двухуровневой системы образования на эффективность преподавания и квалификацию готовых специалистов'

Оценка влияния двухуровневой системы образования на эффективность преподавания и квалификацию готовых специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР / СПЕЦИАЛИСТ / ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / BACHELOR / SPECIALIST / HUMANITARIAN COMPONENT OF LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Андрей Иванович

Статья построена на оценке современного уровня подготовки кадров в таких направлениях, как юрист-специалист и юрист-бакалавр, на поле общественно-гуманитарной работы. Именно эта область стала объектом тщательного анализа в рамках данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of influence of a two-level education system on efficiency of teaching and qualification of ready experts

This article is based on an assessment of the current level of training in such areas as a lawyer-specialist and a bachelor’s lawyer on the field of public and humanitarian work. It is this area that has become the object of careful analysis in the framework of this study.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния двухуровневой системы образования на эффективность преподавания и квалификацию готовых специалистов»

Шевченко Андрей Иванович

доктор философских наук,

Российский государственный университет правосудия (e-mail: mona80@mail.ru)

Оценка влияния двухуровневой системы образования на эффективность преподавания и квалификацию готовых специалистов

Статья построена на оценке современного уровня подготовки кадров в таких направлениях, как юрист-специалист и юрист-бакалавр, на поле общественно-гуманитарной работы. Именно эта область стала объектом тщательного анализа в рамках данного исследования.

Ключевые слова: компетентность, профессиональное образование, бакалавр, специалист, гуманитарная составляющая юридического образования.

A.I. Shevchenko, Doctor of Philosophy, Russian State University of Justice; e-mail: mona80@mail.ru Assessment of influence of a two-level education system on efficiency of teaching and qualification of ready experts

This article is based on an assessment of the current level of training in such areas as a lawyer-specialist and a bachelor's lawyer on the field of public and humanitarian work. It is this area that has become the object of careful analysis in the framework of this study.

Key words: competence, professional education, bachelor, specialist, humanitarian component of legal education.

Сегодня настало время говорить о том, что товарно-денежные отношения влияют не только на методы работы, но и на мотивацию, а также конечную цель сотрудников. В итоге при трудоустройстве увеличивается количество рабочего времени, повышается интенсивность режима труда, растут требования к собранности и оперативности. Кроме того, работодателям нужен не только высококлассный, но и стрессоустойчивый специалист. В данных условиях становятся частыми случаи, когда молодые юристы оказываются без работы. А значит, на первый план выходит потребность в переподготовке кадров, повышении их конкурентоспособности в новых условиях рынка, создание той модели образования, которая поможет сделать обучение более эффективным. Перечисленные принципы помогут образовательным организациям, занимающимся подготовкой будущих юристов, приблизить образовательную деятельность к потребностям современного рынка труда. Осуществление этих целей позволит сделать высшей школе существенный шаг вперед. Таким образом, основными целями эффективного обучения являются: создание и воплощение личностно-ориентированной схемы, отвечающей за формирование современных специалистов, которые были бы профессионально

подготовлены, отличались стремлением к самообучению, повышению своей квалификации и одновременно с этим могли легко выстраивать связи с другими сферами человеческой деятельности. Следовательно, для этого нужно детально изучить аспекты подготовки будущего юриста в современных условиях.

Семь лет назад, в 2010 г., в России специалистов сменили бакалавры. Сейчас эта схема становится все популярней, поэтому назрела необходимость определить, как правильно вести обучение в рамках двухуровневой модели. Очевидно, что в данных условиях особенно позитивно были бы приняты научным сообществом изменения и реформы в сфере высшего образования. И в числе первых могут оказаться представители гуманитарных, экономических и социальных направлений. Поэтому данная работа будет фиксировать взгляд, в том числе, и на социально-гуманитарной части в образовании будущих юристов.

Прежде всего хочется отметить, что современная схема преподавания строится на использовании следующих моментов:

1) основополагающие знания по истории, культуре, экономике, политике;

2) формирование главных целей в обучении и изучение специфики курса при их достижении;

238

3) логическая составляющая, которая бы содержала методы по созданию, классификации и применению полученных знаний на практике;

4) структурирующий сегмент, который бы отвечал за идейное формирование курса;

5) коммуникативистика и связи с прочими участниками как данного курса, так и всего образовательного процесса.

Конечно, нельзя отрицать тот факт, что с учетом потребностей рынка необходимо существенно модернизировать блок гуманитарных профессий. Любые перекосы в системе образования рано или поздно влияют на эффективность преподавания и квалификацию готовых специалистов. После детального анализа автор выделил следующие моменты, на которые следует обратить внимание при проведении изменений в двухуровневой системе образования.

1. Отсутствие желания самосовершенствоваться. Многочисленные исследователи оценки качества образования пришли к выводу, что уровень знаний у российской молодежи за последнее время снизился. Среди причин были названы нежелание самообразовываться, постоянная опека со стороны старших и как результат отсутствие мотивации к саморазвитию.

2. Профессиональная ограниченность. Желание сразу начать зарабатывать формирует у студентов принцип остаточного образования. Они бросают основные усилия на изучение профилирующих предметов, в то время как остальные дисциплины, например философия, литература, экономика, культурология, получают меньше внимания. Это сказывается на общем развитии будущих юристов. Хочется добавить, что ценность сотрудника, который имеет всестороннюю образованность, намного выше того, кто ограничивается узконаправленной специализацией.

3. Снижение объема знаний у профессорско-преподавательского состава. Ввиду естественной смены педагогического состава не до конца удалось наладить преемственность поколений среди преподавателей. Сегодня наиболее способные и успешные студенты стараются закрепиться в юридических фирмах еще в процессе обучения, преподавать часто приходят те, кто не смог найти себя в профессии. Данная специфика отмечена не только среди юристов.

4. Отсутствие мотивации. Данный принцип верен как в отношении студентов, так и в отношении преподавателей. В последнее время многие учителя высшей школы сталкиваются с проблемой усвоения учащимися материала. И как выход из подобной ситуации идут навстре-

чу студентам и облегчают курс. Они используют новые формы подачи, менее информативные и наукоемкие.

5. Коммерциализация вузов. Сегодня не только коммерческие, но и многие государственные вузы поставлены в сложные финансовые условия. Особенно это ощущает сегмент платных высших учебных заведений. Данные вопросы требуют тщательной и квалифицированной оценки научным сообществом и детального поиска путей решения описанных проблем. Автор статьи уверен, что в данном случае было бы рационально разработать комплекс мер, направленных на создание нового подхода к обучению, который бы включал в себя перестройку не только программ обучения для студентов социально-гуманитарного блока специальностей, но и подразумевал поступательный рост и развитие менеджмента вузов, а также профессорско-преподавательского состава. Это позволит сделать процесс эффективным и позволит современным вузам достичь так называемых стандартов образования третьего поколения.

В связи с этим самым сложным становится решение вопроса структурного наполнения основной образовательной программы (ООП).

Часто при рассмотрении данных вопросов возникают споры о том, что на снижение уровня профессиональной подготовки будущих юристов влияет сокращение объема гуманитарных дисциплин. Однако автор уверен, что острота этой проблемы преувеличена. Бесспорно, литература, культурология и философия важны при обучении будущих юристов, они способствуют формированию цельной личности, способной к самоанализу и развитию. Именно к этому должны стремиться студенты, чтобы стать квалифицированными и востребованными на рынке труда специалистами. Кроме того, немаловажным фактором личностного роста студента остается пример преподавателя, как нам кажется, часто это является решающим фактором.

Хотелось бы отдельно остановиться на некоторых моментах, связанных со спецификой обучения в системе «специалитет-бакалавриат». Особенности преподавания в обеих системах постоянно подвергаются критике, что, на наш взгляд, не всегда является верным. Даже если речь идет о вопросах самостоятельного изучения некоторых дисциплин, например блока социально-гуманитарных, следует сперва разобраться в целесообразности любых изменений. Как показала практика, студенты, обучающиеся по системе «бакалавриат» немногим

239

уступают «специалитету». Правда, иногда среди членов научного сообщества возникает ряд споров по поводу той или иной дисциплины, например логики.

Некоторых настораживает необязательное положение такой важной для юристов дисциплины. Для учащихся по программе специали-тета она обязательна и входит в федеральный компонент, но вот бакалавры должны будут сами решить, нужна она им или нет, предмет сейчас перешел в вариативную часть.

Среди доводов часто звучит, что переход некоторых гуманитарных дисциплин из обязательного образовательного курса в вариативную часть спровоцирует потерю преподавателей данных предметов. Однако в настоящее время однозначно об этом говорить нельзя. Как показала практика, многие преподаватели универсальны и безболезненно относятся к необходимости корректировки учебной программы, так как владеют знаниями в смежных сферах.

Сегодня вариативность высшего образования позволяет студенту самому определять вектор развития своей профессиональной заинтересованности и направленности. Эта система, на наш взгляд, позволяет молодым специалистам уже на начальном этапе искать себе наставников и ориентироваться на них при принятии решения. В данной сфере таким наставником может стать опытный преподаватель, который сможет не только помочь с выбором нужного предмета, но и поспособствует культурному обогащению и развитию личности будущего юриста.

Если говорить об особенностях бакалавриата, то не все преподаватели сегодня умеют эффективно работать в его формате, видят преимущества этой системы как для них, так и для учащихся. Возможно, это связано с тем, что двухуровневая модель еще недостаточно прочно вошла в систему высшей школы РФ. И хотя многие отмечают, что обращение к такой схеме образования увеличивает долю функциональных обязанностей преподавателя, очевидны и плюсы - это более короткий срок обучения для студентов, возможность одновременно получить дополнительную специализацию. Не стоит забывать о более простой процедуре признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом. Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз, хотя в этом случае за вторую ступень обучения приходится платить.

Описанная система позволяет изменить и научный статус преподавателя: он перестает быть

исполнителем и «передатчиком» чужих идей, суждений и доктрин и переходит в статус мыслителя и новатора. Этот прием становится наиболее ценным и даже незаменимым при переходе к модели личностного роста и стремлении к индивидуализации образования. Воплощение в жизнь описанной системы повлечет за собой рост интеллектуальных, временных и иных затраты в преподавательской среде. Все это в итоге повысит качество образовательного процесса.

Конечно, пока практика не наработана, будут возникать вопросы и споры. Однако, как кажется автору статьи, будущее в любом случае именно за двухступенчатой системой. С переходом высшего образования на бакалавриат и магистрат можно будет двигаться вперед всей высшей школе, что сделает российских специалистов востребованными во всем мире. Правда, пока не везде оперативно решаются вопросы пропорционального распределения нагрузки педагога, а в итоге это влияет на размер его заработной платы. Однако эта проблема может быть решена при должной заинтересованности менеджмента вуза.

То же самое относится и к созданию эффективной системы мер для проверки индивидуальной подготовки каждого студента, которая бы при этом четко вписывалась в учебный план. В России существуют вузы, где подобная система анализа успеваемости широко используется, что говорит о том, что объективных причин впадать в панику нет.

Отдельного внимания заслуживает и позиция самого преподавателя в вопросе постановки и достижения целей при стремлении к эффективности курса каждой дисциплины. В этом вопросе российским ученым еще предстоит найти универсальную схему. В том числе и из-за личностных установок, консервативного настроя и нежелания менять свою систему преподавания на более качественную. Таким образом, мы не всегда имеем плохой лекционный материал и отставание в выборе методов обучения, непродуктивную систему обучения. Конечно, высшая школа России нуждается в реформировании, но оно должно проходить постепенно и мягко. Тем более, что двухуровневая система позволяет применить поэтапно внедрение современных учебных и рабочих планов, изменение учебно-методических комплексов, написание новых пособий и учебников. Для большей эффективности эта работа не может быть проведена без должной оценки контроля знаний у студентов. А это значит, что в данной системе было бы рационально ввести в учебный процесс особые оценочные ка-

240

тегории. В этом случае преподаватель может составить и контролировать план индивидуального образования студента.

Бакалавриат предлагает современному вузу возможность поиска новых форм работы со студентом и улучшение модели преподавания самих дисциплин. И в этой новой схеме преподаватель сможет отойти от образа «передатчика» знаний и стать наставником, формирующим новую личность в системе образования.

Необходимо учитывать, что в существующей системе схема взаимодействия в условиях как специалитета, так и бакалавриата несет существенную долю знаний, которую студент должен получить самостоятельно. Причем бакалавриат предполагает, что подобный объем должен выйти на совершенно иной уровень.

Для будущего юриста по плану отводилась половина времени для самоподготовки, и формы контроля были традиционными для блока ГСЭ: курсовая работа, реферат, творческая работа, чтение дополнительной литературы и др., бакалавриат предполагает развитие компетенции и, как следствие, освоение этих форм самостоятельно. В данном случае на построение такой работы будет влиять общая стратегия вуза, задачи отдельно взятой кафедры и сам преподаватель. Следует добавить и такой важный факт: в современной образовательной практике регламентируется форма самостоятельной работы, выделяются ее виды, условия и приемы ее организации. На фоне этого видны разные примеры формирования схем самостоятельной работы с учетом возрастных особенностей юношества [1].

Конечно, студентам первых трех лет обучения не просто самостоятельно выстроить эффективную схему самостоятельной работы. Полученный в школе опыт не позволяет идти дальше, чем сбор информации напрямую от преподавателя, а незнание форм образовательной деятельности делает процесс поиска подобных методов более трудным. Однако это не говорит о том, что такие студенты не могут стать успешными профессионалами. Высшая школа дает возможность воспитать способность к самообразованию и выработать собственную схему поиска информации, даже если в школе это не получалось. Кроме того, усовершенствовать процесс самообразования как раз и помогает система бакалавриата.

Таким образом, анализ специалиста и бакалавра показывает, что двухуровневая система в России может и должна развиваться и совершенствоваться. Во-первых, это приближает отечественные вузы к международным стан-

дартам и дает дополнительные преимущества выпускникам, во-вторых, позволяет уже во время учебы выработать модель самообразования и успешно следовать ей впоследствии. Среди юридических вузов страны пока еще прослеживается разница между этими двумя формами подготовки. Так, после специалитета была сформирована сильная система повышения квалификации, курсов переподготовки и других форм подготовки учащегося к трудовым будням. А вот после бакалавриата выпускник оказывается перед непростым выбором: пойти в магистратуру и продолжить свое обучение или попытаться начать карьеру по полученной специальности. Однако бояться этого не стоит. Как доказывает практика, многие успешные юристы пошли работать еще в процессе обучения в ВУЗе, подтверждая тезис, что талантливый специалист вполне способен к самообучению. И задача альма-матер в данном случае оказать ему поддержку. Многие бакалавры еще в процессе учебы понимают важность самообразовательной деятельности и стараются овладеть ее методами как можно эффективней, не забывая при этом постоянно повышать свой профессиональный уровень [2].

Российская высшая школа славится своими знаменитыми профессорами и имеет огромный багаж бесценных методик, исследований и наработок. Однако не стоит забывать, что движение в сторону отказа от устаревших доктрин, понимание необходимости выбора новых методов при внедрении двухуровневой модели образования выведет образование на качественно другой уровень. Для достижения этой цели необходимо понять следующие аспекты:

1) студент должен быть лично заинтересован в обучении, преподаватель в данном случае выступает лицом, призванным создать максимально удобные условия для получения знаний;

2) ориентированность на результат, ведь сложившийся порядок постановки целей на процесс требует четкой мотивации, результат для каждого как приращение к его потребностям (управление потребностями - воспитание), к его нормам (присвоение новых форм -обучение), к способностям (развитие), и тогда результатом будет образование;

3) создание нового, а не трансляция избитого - бессмысленное копирование лекционного материала рождает неэффективных специалистов, это влечет за собой трату ресурсов на бессмысленный процесс контроля знаний, которых по сути нет; современный образовательный процесс, чтобы стать эффективным,

241

должен базироваться на создании новых идей и форм, в зависимости от продуктивности выбранного преподавателем метода [3];

4) разумная методология - именно в схемах и моделях обучения кроется большинство стереотипов, метод должен стать общим видом деятельности преподавателя и студента и определяться их уровнем сознания, образования и креативности; признаки правильно выбранного метода включают в себя нацеленность на результат и достижение целей путем получения нового объема знаний, методы в профессиональном образовании несут в себе функцию овладения профессиональными способами деятельности;

5) партнерство как эффективное взаимодействие студента и преподавателя - обмен мнениями между лектором и аудиторией должен носить постоянный характер в программе обучения , только в этом случае возможен рост авторитета преподавателя в глазах студентов и повышение интереса у них к данному предмету;

6) смена приоритетов - кроме основной роли распространителя знаний и культуры, вуз должен понять необходимость расширения числа собственных функций, прежде всего в формате общественной направленности; именно высшая школа должна стать сосредоточением и центром инноваций, носителем глубоких нравственных, гуманных и патриотических идей.

Проведенная оценка качества подготовки будущих юристов по социально-гуманитарному блоку - как специалистов, так и бакалавров -показывает, что для более качественной подготовки высококвалифицированных кадров необходимо выполнить следующее: преодолеть противоречия между профессиональной и социально-гуманитарной подготовкой будущих юристов; создать баланс теоретического обучения по всем блокам дисциплин. Речь идет

1. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. М., 2006.

2. Кантер В. В. Двухуровневая система образования, правовые аспекты // Молодой ученый. 2016. № 12. Т. 2. С. 9-11.

3. Оригинальный текст декларации о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация): принята в г. Болонье 19 июня 1999 г.

о профессиональном наполнении содержания всех циклов изучаемых учебных дисциплин ГСЭ и профессиональной подготовки будущего юриста. В данном случае важны не только теоретические аспекты профессиональных основ, но и получение студентами знаний в области гуманитарных наук, отвечающих за формирование общечеловеческой культуры. В этом случае преподавание дисциплин блока ГСЭ можно будет сделать более гибким и целенаправленным. Тогда получится легко реализовать право выбора научных теорий и концепций, обогатить образовательный процесс новыми методами и формами. Возможность выбрать вектор развития любой дисциплины позволит сформировать такую образовательную программу, которая бы максимально отвечала принципам индивидуального обучения. Это является существенным условием роста профессиональной культуры самого преподавателя и позволит будущим юристам стать более образованными и подготовленными к дальнейшей трудовой деятельности.

Сегодня преподаватели социально-гуманитарного блока дисциплин по направлению подготовки «Юриспруденция» (степень) «бакалавр» часто сталкиваются с рядом вопросов от числа обязательных предметов, до уровня контроля знаний учащихся. Поэтому требуется принятие взвешенного решения на основании того факта, что сокращение доли гуманитарных дисциплин при подготовке будущих юристов может сказаться как на выпускниках, так и на имидже образовательной организации. Описанный в данной работе сравнительный анализ подготовки бакалавра и специалиста показал, что современный отечественный вуз должен гибко действовать, решая вопросы каждой из систем. И тогда обязательно повысится как эффективность преподавания, так и качество подготовленных кадров для юриспруденции.

1. Bologna process: problems and prospects / ed. by M.M. Lebedeva. Moscow, 2006.

2. Kanter V.V. Two-level education system, legal aspects // Young scientist. 2016. № 12. Vol. 2. P. 9-11.

3. The original text of the declaration on creation of the all-European space of the higher education (The Bologna declaration): accepted in Bologna on June 19, 1999.

242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.