Научная статья на тему 'Оценка видов водного транспорта леса и их эффективность'

Оценка видов водного транспорта леса и их эффективность Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
332
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка видов водного транспорта леса и их эффективность»

ОЦЕНКА ВИДОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛЕСА И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

А.А. КАМУСИН, зав. кафедрой транспорта леса, к.т.н.

Необходимость ежегодной транспортировки огромного количества древесного сырья вызвана неравномерным распределением лесных массивов и территориальным размещением предприятий лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Широко развитая речная сеть в стране является естественным и наиболее целесообразным и экономичным средством транспортировки лесных грузов. Значительна роль водного транспорта леса по объему выполняемых работ и в деле снабжения древесиной лесопромышленных предприятий. Поэтому важным направлением при решении вопросов обеспечения потребителей лесоматериалами является увеличение объемов вывозки древесины к водным путям.

Все транспортно-технологические схемы, применяемые для доставки лесоматериалов по водным путям, разделяются по виду лесосплава на молевой, плотовой и перевозку в судах.

Применение различных видов водного транспорта для перевозки лесных грузов обосновывается расстоянием перевозок, количественными и качественными показателями древесного сырья и многими другими факторами. Основное направление технического совершенствования и повышение экономической эффективности водного транспорта леса связано с изменением его структуры в сторону увеличения объемов плотовых и судовых перевозок.

Одним из перспективных видов водного транспорта леса является лесосплав в хлыстовых плотах береговой сплотки.

Сплав лиственной древесины вызывает сложность в лесозаготовительных регионах, где отсутствует хвойный подплав. Более полное использование лесосырьевых ресурсов без ущерба окружающей среде достигается при транспорте

водными путями лиственной древесины потребителям с применением искусственного подплава.

На кафедре транспорта леса МГУЛа разработаны способы сплава древесины с недостаточной плавучестью с применением в качестве подплава специальных емкостей из полимерных материалов, заполненных воздухом.

Каждое предприятие, получающее древесину водным транспортом, независимо от вида лесосплава имеет рейд приплава. На производственные процессы рейдов приплава и лесных складов лесопромышленных предприятий существенное влияние оказывает вид водного транспорта леса. Поэтому они характеризуются большим разнообразием способов организации производства, широким диапазоном применяемого оборудования как по качеству, так и по их типам и маркам.

Структурные схемы производственных процессов лесопромышленных предприятий при поставке древесины на рейд приплава молевым лесосплавом показаны на рис. 1, плотовым - на рис. 2 и в судах - на рис. 3. По этим структурным схемам можно составить различные варианты технологических схем для каждого вида лесосплава. С учетом конкретных условий предприятия, вида лесосплава для доставки древесины, количества необходимых операций и других факторов выбирают наиболее эффективную технологическую схему.

Для выполнения каждой операции определяют тип и марку оборудования, и в соответствии с выбранной схемой компонуют его в технологическую линию. Выбор оптимальных технологических процессов для рейдов приплава и складов сырья лесопромышленных предприятий при различных видах лесосплава значительно увеличит общую эффективность водного лесотранспорта.

.Рейд приплава с молевым лесосплавом

Рис. 1. Структурная схема операций и применяемых механизмов в лесоскладских процессах при поступлении древесины на предприятие молевым лесосплавом

Рис. 2. Структурная схема операций и применяемых механизмов в лесоскладских процессах при поступлении древесины на предприятие плотовым лесосплавом

Рис. 3. Структурная схема операций и применяемых механизмов в лесоскладских процессах при поступлении древесины на предприятие в судах

Основным направлением развития лесообрабатывающей промышленности является улучшение структуры производства и потребления лесоматериалов за счет комплексного использования всей массы заготовляемой древесины. Важную роль в решении этой проблемы играет переработка низкокачественной древесины, отходов лесозаготовок, лесосплава, лесопиления и деревообработки на технологическую щепу и поставка ее целлюлозно-бумажным предприятиям, гидролизным заводам и предприятиям по производству древесноволокнистых и древесностружечных плит.

В настоящее время доставка технологической щепы потребителям осуществляется в основном железнодорожным и автомобильным транспортом. Перевозка щепы в судах по внутренним водным путям составляет около 5 % общего объема ее производства.

Между тем имеются благоприятные условия для организации водного транспорта щепы, поскольку многие береговые склады, лесосплавные, лесоперевалочные

и деревообрабатывающие предприятия примыкают к судоходным водным путям, а потребители щепы расположены, как правило, по берегам рек, озер и водохранилищ.

Таким образом, наличие значительных запасов древесины, тяготеющих к водным путям, меньшая, по сравнению с другими видами, топливоемкость и высокая экономичность лесосплава являются основными факторами для его дальнейшего развития в общей транспортной системе.

Литература

1. Камусин А.А. Техника и технология береговой сплотки леса: учебное пособие. - М.: МГУЛ, 1994. - 50 с.

2. Патянин В.И. и др. Водный транспорт леса: учебник для вузов. - М.: Лесная пром-ть, 1985. - 336 с.

3. Пименов А.Н., Рогулин В.Г., Камусин А.А. Оптимизация процессов водного лесотранспорта: учебное пособие. - М.: МЛТИ, 1983.- 119 с.

МИНИАТЮРНЫЙ ДАТЧИК ВЛАЖНОСТИ

Датчик предназначен для определения контактным способом влажно- 1 сти твердых и сыпучих материалов: досок, фанеры, шпона, бумаги, плит, | ткани, кожи, порошков и т.д. 1

Датчик выполнен с печатным чувствительным элементом и высоко- 1 чувствительной электронной схемой, с помощью которой он может настраи- 1 ваться на влажность в широких пределах: от 3 до 98 % (с пятью подциапазо- | нами). Оригинальность разработки защищена заявкой на изобретение. I

Датчик выпускается в двух модификациях. Первая предусматривает | световой и/или электрический выход «0-1» (больше-меньше), вторая - инди- I кацию значения влажности с помощью жидкокристаллического индикатора. | Датчик обладает высоким быстродействием (1 мс), малыми габарита- I ми (размером и формой с небольшую печать: 50 х 0 40 мм), малым весом I (до 100 г), малым потреблением электроэнергии, высокими надежностью и | долговечностью (до 106 включений), малой ценой (при серийном изготов- I лении - 200-300 руб. за 1 шт.), достаточно высокой точностью (3-4 %), воз- I можностью работы как от сети, так и от часовой батарейки. |

Адрес. 141005. Моск. обл., г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, 1, МГУЛ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.