Научная статья на тему 'Прогнозирование водных поставок лесоматериалов потребителям'

Прогнозирование водных поставок лесоматериалов потребителям Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
70
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГНОЗА ВОДНЫХ ПОСТАВОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГНОЗА / DATA / MATHEMATICAL MODELING OF WATER TIMBER DELIVERY TO CONSUMERS FORECAST / EXPERIMENTAL TESTING OF FORECAST

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Войтко П.Ф., Мазуркин П.М., Гайсин И.Г.

Приведены справочные материалы о лесосплаве за 47 лет, выполнено математическое моделирование прогноза водных поставок лесоматериалов потребителям на ближайшую перспективу до 2040 г., проведена экспериментальная проверка прогноза.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nquiry data on timber floating for 47 years, mathematical modeling of water timber delivery to consumers forecast for the nearest perspective till 2040, experimental testing of forecast are given.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование водных поставок лесоматериалов потребителям»

ТРАНСПОРТ ЛЕСА

References

1. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Grachev I.D. Nekotoryye voprosy tekhnologii osvoyeniya bioresursov iz lesa dlya nuzhd bioenergetiki [Some issues of technology development of forest biological resources for bioenergy]. Lesopromyshlennik. 2009. № 49. pp. 23.

2. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Komyakov A.N.. Nekotoryye voprosy osvoyeniya bioresursov iz lesa dlya nuzhd bioenergetiki [Some questions of the development of bio-resources of the forests for bioenergy]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoj Vestnik. № 4 (73). 2010. pp. 107-111.

3. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Priorov G.E. Problemy razvitiya bioenergetiki na osnove drevesnogo syrya v Rossii [Problems bioenergy development of wood-based raw materials in Russia]. Lesopromyshlennik, fevral-mart 1 (49). 2009.

4. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Priorov G.E. Proizvodstvo drov dlya zhilishchno- kommunalnogo khozyaystva lesnykhposelkov i gorodov [Manufacture of wood for housing and communal services of forest villages and towns]. Lesopromyshlennik. Aprel-iyun 2 (54). 2010.

5. Karpachev S.P. Nekotoryye voprosy tekhnologii osvoyeniya i vodnogo transporta bioresursov iz lesa dlya bioenergetiki [Some issues of technology development and water transport of forest biological resources for bioenergy]. Moscow. Uchenyye zapiski RGSU /Ekologicheskaya bezopasnost i prirodopolzovaniye. № 5. 2009., pp. 130-138.

6. Karpachev S.P., Lozovetskiy V.V., Shcherbakov Ye.N. Modelirovaniye logisticheskikh sistem lesnykh materialopo-tokov [Simulation of logistics systems of forest materialopotokov]. M. //Transport: nauka, tekhnika, upravleniye. / Nauchnyy informatsionnyy sbornik. Moscow. RAN VINITI. 2011, № 8, pp. 16-20.

7. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Komyakov A.N., Slinchenkov A.N. Problemy razvitiya bioenergetiki na osnove drevesnogo syrya vRossii [Problems bioenergy development of wood-based raw materials in Russia]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoj Vestnik. № 4 (73). 2010., pp. 70-74.

8. Komyakov A.N., Karpachev S.P. Primeneniye bolshegruznykh plavuchikh konteynerov dlya nuzhd bioenergetiki [Heavy use of floating containers for bioenergy]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoj Vestnik. № 4 (73). 2010., pp 104-107.

9. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Soldatova Ye.V. Modelirovaniye tekhnologicheskikh protsessov osvoyeniya drevesiny na lozhe vodokhranilishch [Modeling process of development on a bed of wood reservoirs]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoj Vestnik. № 1. 2013., pp 56-61.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОДНЫХ ПОСТАВОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ПОТрЕБИТЕЛЯМ

П.Ф. ВОЙТКО, проф. каф. технологии и оборудования лесопромышленных производств ПГТУ, д-р техн. наук,

П.М. МАЗУРКИН, проф., зав. каф. природообустройства ПГТУ, д-р техн. наук,

И.Г. ГАЙСИН, асп. каф. технологии и оборудования лесопромышленных производств ПГТУ

info@volgatech.net, vojtkopf@marstu.net, mazurkinpm@volgatech.net ФГБОУ ВПО Поволжский государственный технологический университет, кафедра ТОЛП

424000, Респ. Марий Эл, г. Йошкар-ола, пл. Ленина, д. 3.

Приведены справочные материалы о лесосплаве за 47 лет, выполнено математическое моделирование прогноза водных поставок лесоматериалов потребителям на ближайшую перспективу до 2040 г., проведена экспериментальная проверка прогноза.

Ключевые слова: справочные материалы, математическое моделирование прогноза водных поставок лесоматериалов потребителям, экспериментальная проверка прогноза.

Неравномерность распределения лесов на территории России и отдаленность потребителей лесоматериалов от основных лесозаготовительных районов страны вызывает необходимость транспортировки лесных грузов на большие расстояния (табл. 1) [1].

Сопоставление трех видов лесотранспорта (водного, железнодорожного и автомо-

бильного) показывает (табл. 1) резкий спад объемов перевозки древесины водным транспортом, стабилизацию перевозок лесных грузов железнодорожным и рост перевозок лесоматериалов автомобильным транспортом во двор потребителя на небольшие расстояния [2]. В связи с сокращением поставок лесоматериалов потребителям (табл. 2) водным транс-

132

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2-S/2014

ТРАНСПОРТ ЛЕСА

Таблица 1

Вывозка древесины по видам франко России, млн м3

Годы Всего в том числе:

к железной дороге к пунктам сплава к пунктам потребления

объем % объем % объем %

1965 219,9 59,3 27 108,1 49,1 52,5 23,9

1970 224,5 69,4 30,9 99,8 44,5 55,3 24,6

1975 233,8 76,4 32,7 91,0 38,9 66,4 28,4

1980 205,7 62,6 30,5 72,9 35,4 70,2 34,1

1985 208,6 64,0 30,7 64,4 30,9 80,2 38,4

1990 304,0 93,9 30,9 49,3 16,2 160,8 52,9

1995 116,0 36,1 31,1 11,02 9,5 68,9 59,4

2000 94,8 30,3 32,0 8,5 9,0 56,0 59,0

2005 113,0 36,3 32,1 8,9 7,9 67,8 60,0

2010 112,2 34,7 30,9 7,6 6,8 69,9 62,3

Таблица 2

Структура водного транспорта леса России, млн м3

Годы Пуск в сплав в том числе

молью в плотах в судах

объем % объем % объем %

1960 125,335 104,768 83,6 18,060 14,4 2,507 2,0

1965 122,895 99,629 81,1 18,350 14,9 4,976 4,0

1970 102,023 78,703 77,2 18,700 18,3 4,62 4,5

1975 91,679 57,889 63,2 28,241 30,8 5,55 6,0

1980 75,258 40,452 53,7 28,89 38,4 5,917 7,9

1985 66,900 31,500 47,1 29,60 44,2 5,800 8,7

1990 49,300 15,300 31,0 27,900 56,6 6,100 12,4

1995 11,019 1,389 12,6 6,763 61,4 2,867 26,0

2000 8,500 0,204 2,4 5,185 61,0 3,111 36,6

2005 8,900 0,0 0,0 5,696 64,0 3,204 36.0

2010 7,600 0,0 0,0 4,940 65,0 2,660 35,0

портом возникла проблема изменения структуры деревоперерабатывающих предприятий, оснащенных рейдами приплава. Противоречие заключается в необходимости прогнозирования водных поставок лесоматериалов на лесопромышленные предприятия России.

Первая попытка обоснования прогноза развития водного транспорта лесоматериалов была предпринята в 2001 г. П.Ф. Войтко и П.М. Мазуркиным [3]. Были составлены статистические модели и таблицы с фактическими (1965-1999 гг.) и расчетными данными динамики развития лесопромышленного комплекса России и водного транспорта леса в частности на ближайшую перспективу до 2035 г.: вывозки древесины по видам франко (автомобильным, железнодорожным, водным); пуска древесины в сплав (молью, в

плотах, в судах); береговой и навигационной сплотки древесины; приплава древесины потребителям; выгрузки лесоматериалов с воды на рейдах приплава. Полученные статистические модели [3] необходимо подвергнуть экспериментальной проверке фактическими данными вывозки древесины предприятиями ЛПК в 2000-2012 гг. [1].

Воспользуемся методикой статистического моделирования [4], которая включает две стадии: 1) выбор типа математической модели (ограничения задаются самими исходными данными); 2) поиск на ПЭВМ значения параметров математической модели. Первая стадия значительно упрощается, если математические модели строить из устойчивых законов распределения или их фрагментов [4]. Процесс конструирования

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2-S/2014

133

ТРАНСПОРТ ЛЕСА

Таблица 3

Динамика вывозки древесины предприятиями ЛПК России

Годы Время t, Факт Q Расчетные значения (1), млн м3 Составляющие модели (1), млн м3

учета лет млн м3 Q 8 А, % Q1 Q2 a Р0,5 Q3

1965 0 219,9 218,6 1,29 0,59 218,6 0,0 0,0 5,24 -0,0

1970 5 224,5 224,8 -0,27 -0,12 218,3 5,4 28,6 1,1

1975 10 233,8 234,5 -0,73 -0,31 213,7 14,3 60,1 6,5

1980 15 205,7 206,2 -0,50 -0,24 195,5 25,4 58,1 -14,6

1985 20 208,6 208,5 0,11 0,05 154,2 38,3 41,0 16,0

1990 25 304,0 134,3 - - 94,0 52,9 24,3 -12,7

1995 30 116,0 115,9 0,11 0,09 38,5 69,1 12,9 8,3

2000 35 94,8 91,0 3,76 3,97 8,9 86,8 6,4 -4,7

2001 36 96,3 95,4 0,91 0,94 6,1 90,6 5,5 -1,3

2002 37 97,0 100,1 -3,08 -3,18 4,1 94,3 4,7 1,7

2003 38 105,0 104,1 0,89 0,85 2,6 98,2 4,1 3,3

2004 39 112 107,1 4,84 4,32 1,62 102,1 3,5 3,5

2005 40 113 109,5 3,52 3,11 0,97 106,0 3,0 2,5

2006 41 118 111,6 6,43 5,45 0,55 110,0 2,5 1,0

2007 42 134 114 20,03 14,95 0,30 114,1 2,2 -0,4

2008 43 108 117,1 -9,06 -8,39 0,16 118,2 1,8 -1,3

2009 44 100,7 120,9 -20,25 -20,10 0,08 122,4 1,6 -1,5

2010 45 112,2 125,5 -13,28 -11,83 0,04 126,7 1,3 -1,2

2011 46 120,5 130,4 -9,88 -8,20 0,02 131,0 1,1 -0,6

2012 47 112,9 135,4 -22,47 -19,90 0,01 135,3 1,0 0,1

2015 50 - 149.3 - - 0.0 148.7 0.6 0.6

2020 55 - 172.0 - - 0.0 172.2 0.2 -0.2

2025 60 - 197.3 - - 0.0 197.2 0.1 0.1

2030 65 - 223.6 - - 0.0 223.6 0.0 -0.0

2035 70 - 251.5 - - 0.0 251.6 0.0 0.0

2040 75 - 280.9 - - 0.0 280.9 0.0 -0.0

модели происходит поэтапно, по мере анализа ее адекватности исследуемому процессу. Преимуществом математического моделирования является возможность прогнозирования выявленных тенденций развития водного транспорта лесоматериалов при условии, что в данной отрасли деятельности не будет изменяться научно-техническая политика, а водный транспорт - претерпевать структурных изменений. Для ориентировочных прогнозов принимаем горизонт прогноза с 2003 по 2040 гг., равный основанию прогноза в 37 лет с 1965 по 2002 гг. (табл. 3). Далее приведены статистические модели (1-3) и таблицы с фактическими и расчетными данными вывозки древесины предприятиями ЛПК России (табл. 3) и водного транспорта лесоматериалов в частности (табл. 4, 5).

На основе полученных данных [1, 3] в 2000-2012 гг. уточнен прогноз вывозки дре-

весины лесопромышленными предприятиями (табл. 3), который определяется уравнением:

Q = Qx + Q2 + Q3 = 218,61exp(-24880x x10-6t3,9563) + 0,5777t1 3798exp(+0,003060t) +

+ acos(nt/p05 + 1,7544), (1)

a = 1,1655t2 6862exp(-0,2243t), p05 = 5,2437. где t - время с начала массива исходных данных;

a - амплитуда колебательного возмущения;

p05 - половина периода волнового изменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В табл. 3 приняты следующие условные обозначения: t - время с начала массива исходных данных, лет; Q - фактическое значение показателя объема вывозки древесины, млн м3; Q - расчетное значение показателя, вычисленное по статистической модели, млн м3; 8 - остаток, то есть разница между фактическими и расчетными значениями показателя,

134

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2-S/2014

ТРАНСПОРТ ЛЕСА

Таблица 4

Динамика вывозки древесины к пунктам сплава ЛПК России

Годы Время t, Факт Q, Расчетные значения (2), млн м3 Составляющие модели (2), млн м3

учета лет млнм3 Q 8 А, % Q1 Q2 a Р0,5 Q3

1965 0 108,1 105,3 2,84 2,63 105,3 0,0 0,0 9,29 -0,0

1970 5 99,8 101,2 -1,42 -1,42 102,1 0,9 0,0 -0,0

1975 10 91,0 90,5 0,45 0,49 92,5 1,9 0,3 0,1

1980 15 72,9 72,4 0,51 0,70 77,8 2,8 3,4 2,7

1985 20 64,4 65,0 -0,57 -0,89 60,6 3,7 11,3 -8,1

1990 25 49,3 48,9 0,45 0,91 43,5 4,6 16,4 -10,0

1995 30 11,0 11,6 -0,64 -5,82 28,8 5,6 13,5 11,6

2000 35 8,5 8,2 0,32 3,76 17,5 6,5 7,2 2,9

2001 36 8,5 8,6 -0,11 -1,29 15,7 6,7 6,1 0,5

2002 37 7,9 8,5 -0,62 -7,85 14,1 6,9 5,1 -1,3

2003 38 7,8 7,8 -0,03 -0,38 12,5 7,0 4,2 -2,4

2004 39 9,6 6,6 -6,60 31,30 11,1 7,2 3,5 -2,7

2005 40 8,9 5,0 -5,00 43,78 9,8 7,4 3,0 -2,6

2006 41 7,5 3,2 -3,21 57,16 8,7 7,6 2,5 -2,2

2007 42 13,1 1,4 -1,39 89,36 7,6 7,8 2,2 -1,6

2008 43 10,6 -0,3 0,32 103,02 6,7 8,0 1,8 -1,0

2009 44 6,9 -1,8 1,85 126,79 5,8 8,2 1,6 -0,5

2010 45 7,6 -3,2 3,16 141,53 5,0 8,3 1,3 -0,1

2011 46 7,9 -4,2 4,25 153,75 4,4 8,5 1,1 0,1

2015 50 - -7,1 - - 2,4 9,3 0,2 0,2

вычисленный по формуле 8 = - Q, млнм3; А

- относительная погрешность, %, вычисленная по формуле 1008/Q^ Qx - первая составляющая статистической модели (1), которая показывает естественную тенденцию динамики значений показателя млн м3; Q2 - вторая составляющая и последующие Q3, которые характеризуют антропогенное (техногенное) влияние различных факторов по годам на изменение значений показателя, млн м3.

Доверительная вероятность статистической модели (1), составленной из биотехнического закона и его фрагментов [5, 6], в отличие от существующих сложных критериев верификации (Фишера и др.), оценивается по максимальной относительной погрешности Amax, значение которой приведено в табл. 3. Разница D = 100 - Amax определяет доверие к выявленной закономерности (1), причем это доверие на порядок требовательнее по сравнению с критерием Фишера х2. Как видно из данных табл. 3 доверие к статистической модели (1) составляет 79,9 %.

Первая составляющая Qx формулы (1) является устойчивым законом гибели и по сравнению с формулой (1) [3] не изме-

нилась по характеру. При этом изменились только значения параметров модели закона гибели. Вторая составляющая Q2 является устойчивым законом показательного роста и характеризует положительное воздействие работников лесопромышленного комплекса на объемы вывозки древесины. Она дополнилась сомножителем в виде закона экспоненциального роста [6], который полностью зависит от персонала ЛПК и усилий его руководящего звена.

Это позволяет сделать некоторые выводы о будущем процесса вывозки лесоматериалов. Примерно с 2012 г. естественная тенденция спада объема вывозки Qx вымирает и полностью уступает тенденции «двойного роста» Q2. Третья волновая составляющая Q3 при этом ликвидируется к 2030 г., имея максимум амплитуды 62,6 млн м3 в 1977 г. и максимум негативного вычитания объемов вывозки 61,6 млн м3 в 1978 г. В итоге остается до середины XXI в. опасная тенденция роста объемов вывозки древесины только за счет антропогенного воздействия по второй составляющей Q2. Однако и она не позволит к 2040 г. добиться объемов вывозки советских

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2-S/2014

135

ТРАНСПОРТ ЛЕСА

Таблица 5

Динамика доли вывозки древесины к пунктам сплава ЛПК России, %

Годы учета Время t, лет Факт P Расчетные значения (3) Составляющие модели (3)

Р £ А, % Р1 a Р0,5 Р2

1965 0 49,1 48,8 0,27 0,55 48,8 0,0 13,73 0,0

1970 5 44,5 45,1 -0,55 -1,24 45,1 0,0 0,0

1975 10 38,9 38,6 0,28 0,72 38,6 0,5 -0,0

1980 15 35,4 35,4 0,05 0,14 31,5 4,2 -3,9

1985 20 30,9 31,0 -0,05 -0,16 24,6 8,7 -6,4

1990 25 16,2 16,1 0,12 0,74 18,5 7,8 2,4

1995 30 9,5 9,7 -0,22 -2,32 13,5 3,8 3,8

1999 34 9,5 9,2 0,29 3,05 10,3 1,5 1,1

2000 35 9,0 9,0 0,04 0,44 9,6 1,2 0,6

2001 36 8,8 8,6 0,17 1,93 8,9 0,9 0,3

2002 37 8,1 8,2 -0,11 -1,36 8,3 0,7 0,0

2003 38 7,4 7,7 -0,34 -4,59 7,7 0,5 -0,1

2004 39 8,6 7,2 1,33 15,57 7,1 3,5 -0,1

2005 40 7,9 6,7 1,15 14,64 6,6 3,0 -0,1

2006 41 6,4 6,2 0,14 2,18 6,1 2,5 -0,1

2007 42 9,8 5,7 4,05 41,38 5,6 2,2 -0,1

2008 43 9,8 5,3 4,54 46,29 5,2 1,8 -0,1

2009 44 6,9 4,8 2,01 29,32 4,8 1,6 -0,1

2010 45 6,8 4,4 2,33 34,36 4,4 1,3 0,0

2011 46 6,6 4,1 2,48 37,77 4,1 1,1 0,0

2015 50 - 2,9 - - 2,9 0,0 -0,0

2020 55 - 1,8 - - 1,8 0,0 0,0

2025 60 - 1,1 - - 1,1 0,0 0,0

2030 65 - 0,7 - - 0,7 0,0 -0,0

2035 70 - 0,4 - - 0,4 0,0 -0,0

2040 75 - 0,2 - - 0,2 0,0 -0,0

времен. Только с 2025 г. намечается медленный рост объемов вывозки древесины. Это значит, что без кардинальных мероприятий в техническом перевооружении лесопромышленного комплекса России еще долгое время объемы вывозки будут в 219,6/43,7 = 5,03 раза меньше по сравнению с 1965 г.

Составлен уточненный прогноз вывозки древесины к пунктам сплава (табл. 4), который характеризуется уравнением (2), состоящим из естественной первой Q и двух других Q2 и Q3 кризисных составляющих, то есть в виде формулы Q = 105,26exp(-0,001020t21013) - 0,1854t -- 2,259840-10t9 8168exp(-0,06264t1 4464)x

xcos(nt/9,2908 + 1,8899). (2)

Модель (2) имеет достаточно высокую точность до 2003 г. с доверием не ниже 91,22 %. Она указывает на то, что сплав древесины переживает значительный кризис,

причем по всем трем составляющим статистической модели.

Уже с 2008 г. прогноз объема вывозки лесоматериалов к пунктам сплава достигнет в России нулевого значения (табл. 4). Поэтому дальнейшее прогнозирование не имеет практического смысла: необходимы кардинальные изменения в выборе типа математической модели и поиска значений ее параметров для процесса сплава древесины.

Точнее получается модель структуры вывозки древесины к пунктам сплава Qc в сравнении с вывозкой к железным дорогам и непосредственно к пунктам потребления (Q^Qc). Тогда модель динамики доли P = = 100Qc/Qв (%) вывозки древесины к пунктам сплава характеризуется формулой (табл. 5)

P = 48,831exp(-0,0066735t1 54653) -- 3,5978^10-9А97499ехр(-0,057340А50986) x x cos(nt/13,7265 + 5,5951). (3)

136

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2-S/2014

ТРАНСПОРТ ЛЕСА

Доверие к модели (3) составляет 95,41 % до 2004 г. Первая составляющая Р1 в уравнении (7.21) продолжится почти до 2040 г. (табл. 5), то есть в структуре вывозки лесоматериалов доставка к пунктам сплава останется надолго.

Структура объемов вывозки к железным дорогам и пунктам потребления будет описываться выражением 100-p, где доля p вычисляется по формуле (3). Волновая кризисная составляющая Р2 (табл. 5) доставки к железным дорогам и пунктам потребления устранится с 2008 г.

Итерация результатов прогнозирования по прошлым данным функционирования позволяет значительно повысить точность определения путей развития вывозки лесоматериалов к пунктам сплава. При этом периодичность повторных прогнозов должна быть не менее 2-3 года.

Составленные статистические модели (1-3) и таблицы с фактическими и расчетными данными позволяют прогнозировать развитие водных поставок лесоматериалов на рейды приплава на ближайшую перспективу до 2040 г., при условии стабилизации технического оснащения лесосплавных предприятий современным оборудованием и внедрения новых технологий ВТЛ [2, 3, 7, 8] на смену молевому сплаву.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник, 2012: стат. сб./ Росстат. - М.; 2012. - 725 с.

2. Войтко, П.Ф. Транспорт леса. Совершенствование лесоперевалочных процессов на рейдах приплава: учеб. пособие / П.Ф. Войтко. - Йошкар-Ола: МарГТУ 2006. - 304 с.

3. Войтко, П.Ф. Пути развития водного транспорта лесоматериалов / П.Ф. Войтко, П.М. Мазуркин // Лесн. пром-сть. - 2004. - № 4. -С. 14-16.

4. Сабанцев, Ю.Н. Статистическое моделирование лесоэкономических данных: научное издание / Ю.Н. Сабанцев, П.М. Мазуркин. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2001. - 390 с.

5. Мазуркин, П.М. Статистическое моделирование. Эвристико-математический подход: научное издание / П.М. Мазуркин. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2001. - 100 с.

6. Мазуркин, П.М. Закономерности устойчивого развития: научное издание / П.М. Мазуркин. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. - 302 с

7. Митрофанов, А.А. Лесосплав. Новые технологии, научное и техническое обеспечение: монография / А.А. Митрофанов. - Архангельск: АГТУ 2007.

- 492 с.

8. Митрофанов, А.А. Новые технологии водного транспорта леса на смену молевому лесосплаву / А.А. Митрофанов, М.О. Соколов // Вестник МГУЛ

- Лесн. вестник. - 2000. - № 3(12). - С. 47-81.

9. Гайсин, И.Г. Совершенствование выгрузки плоских сплоточных единиц с воды на рейдах приплава/ П.Ф. Войтко, И.Г. Гайсин // Вестник МГУЛ

- Лесной вестник. - 2013. - № 1. - С. 28-32.

FORECAST OF WATER TIMBER DELIVERY TO CONSUMERS

Voitko P.F. (Volga State University of Technology), Mazurkin P.M. (Volga State University of Technology), Gaisin I.G. (Volga State University of Technology)

info@volgatech.net, vojtkopf@marstu.net Volga State University of Technology, 3 Lenin sq., Yoshkar-Ola, Republic of Mari El, Russian Federation,

424000.

Inquiry data on timber floating for 47 years, mathematical modeling of water timber delivery to consumers forecast for the nearest perspective till 2040, experimental testing of forecast are given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: data, mathematical modeling of water timber delivery to consumers forecast, experimental testing offorecast.

References

1. Rossiyskiy statisticheskiyyezhegodnik, 2012: stat.sb [Russian Statistical Yearbook , 2012]. Rosstat. Moscow . 2012. 725 p.

2. Voytko, P.F. Transport lesa. Sovershenstvovaniye lesoperevalochnykh protsessov na reydakh priplava [Improving processes lesoperevalochnye raids priplava : Textbook. allowance]: ucheb. posobiye. Yoshkar-Ola: MarGTU, 2006. 304 p.

3. Voytko, P.F., Mazurkin P.M. Puti razvitiya vodnogo transporta lesomaterialov [Ways of development of water transport timber]. 2004. № 4. pp. 14-16.

4. Sabantsev, Yu.N., Mazurkin P.M. Statisticheskoye modelirovaniye lesoekonomicheskikh dannykh [Statistical modeling of forest economic data : scientific publication]: nauchnoye izdaniye. Yoshkar-Ola: MarGTU, 2001. 390 p.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2-S/2014

137

ТРАНСПОРТ ЛЕСА

5. Mazurkin, P.M. Statisticheskoye modelirovaniye. Evristiko-matematicheskiypodkhod [Statistical modeling . Heuristic

- mathematical approach : scientific publication]: nauchnoye izdaniye. Yoshkar-Ola: MarGTU, 2001. 100 p.

6. Mazurkin, P.M. Zakonomernosti ustoychivogo razvitiya [Laws of sustainable development : scientific publication]: nauchnoye izdaniye. Yoshkar-Ola: MarGTU, 2002. 302 p.

7. Mitrofanov, A.A. Lesosplav. Novyye tekhnologii, nauchnoye i tekhnicheskoye obespe-cheniye [Rafting . New technologies, scientific and technical support: Monograph]: monografiya. Arkhangelsk: AGTU, 2007. 492 p.

8. Mitrofanov A.A., Sokolov M.O. Novyye tekhnologii vodnogo transporta lesa na smenu molevomu lesosplavu [New technology water transport timber to replace Moleva Rafting]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoj Vestnik. 2000. № 3(12). pp. 47-81.

9. Gaysin, I.G., Voytko P.F. Sovershenstvovaniye vygruzki ploskikh splotochnykh yedinits s vody na reydakh priplava [Improving unloading flat splotochnyh units with water raids priplava]. Moscow State Forest University Bulletin

- Lesnoj Vestnik. 2013. № 1. pp. 28-32.

РАСЧЕТ СРЕДНИХ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ ЛЕСОВОЗНОГО АВТОТРАНСПОРТА

В.Я. ЛАРИОНОВ, проф. каф. транспорта лесаМгУЛ, канд. техн. наук,

А.А. КАМУСИН, зав. кафедрой транспорта леса МГУЛ, д-р техн. наук,

Д.М. ЛЕВУШКИН, доц. каф. транспорта леса МГУЛ, канд. техн. наук

kamusin@mgul.ac.ru, larionov@mgul.ac.ru ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1, МГУЛ

В статье рассмотрены различные методы определения скоростей движения лесовозных автопоездов.

Ключевые слова: лесовозный автопоезд, средняя скорость движения, методы расчета.

Одним из основных показателей работы лесовозных автопоездов является производительность. Существенным фактором, влияющим на повышение производительности автопоезда и улучшение использования подвижного состава, является средняя техническая скорость движения. Поэтому разработка методов определения и оптимизации скоростей движения имеет большое прикладное значение.

В настоящее время разработаны и находят практическое применение различные методы определения скоростей движения. Они отличаются различными предпосылками, трудоемкостью и точностью определения скоростей и времени движения.

К первой группе можно отнести методы, основанные на аналитическом или графическом интегрировании уравнения движения автопоезда [1].

Решая уравнение движения для различных режимов - ускоренного, равномерного и замедленного, - находят скорости и время движения по элементам продольного

профиля дороги. При этом учитывать влияние горизонтальных и вертикальных кривых на режим движения сложно.

Выполнение более точных рачетов вызвало необходимость при решении уравнения движения учитывать многие факторы, влияющие на режим движения. Решение подобного уравнения рассматривается в работе [2]. Предложенный метод позволяет определить скорость движения в любой точке продольного профиля дороги как на прямолинейных его участках, так и на вертикальных и горизонтальных кривых. На основании этого метода разработан ряд ЭВМ-программ для расчета скоростей движения на дорогах общего пользования.

В работе [3] авторы учли специфику движения лесовозных автопоездов. Разработанные ими ЭВМ-программы определения скоростей и времени используются в практических расчетах.

Ко второй группе можно отнести приближенные графо-аналитические методы. Среди них наибольшее распространение

138

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2-S/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.