Научная статья на тему 'Грузовая транспортная единица'

Грузовая транспортная единица Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
603
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОСЕЧНЫЕ ОТХОДЫ / ЩЕПА / МЯГКИЕ КОНТЕЙНЕРЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ЕДИНИЦА / WOOD CHIPS / FOREST RESIDUALS / TECHNOLOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Карпачев С.П., Щербаков Е.Н., Евстратова К.А.

Приводятся сведения о новой двухъярусной транспортной единице для сплава круглых лесоматериалов и щепы в мягких контейнерах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives information about the new bunk transport unit for the alloy roundwood and chips in soft containers

Текст научной работы на тему «Грузовая транспортная единица»

ТРАНСПОРТ ЛЕСА

ГРУЗОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЕДИНИЦА

С.П. КАРПАЧЕВ, проф. каф. транспорта лесаМГУЛ, д-р техн. наук, Е.Н. ЩЕРБАКОВ, доц. каф. древесиноведения МГУЛ, канд. техн. наук, К.А. ЕВСТРАТОВА, мл. научный сотрудник МГУЛ

karpachev@mgul.ac.ru, scherbakov@mgul.ac.ru ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1, МГУЛ

Приводятся сведения о новой двухъярусной транспортной единице для сплава круглых лесоматериалов и щепы в мягких контейнерах

Ключевые слова: лесосечные отходы, щепа, мягкие контейнеры, транспортная единица.

В настоящее время в России предприятия лесозаготовительного комплекса используют как хлыстовый, так и сортиментный метод заготовки леса. И в том, и другом случае образуются древесные отходы, объем которых составляет примерно 40 % от заготовленного леса, что негативно сказывается на эффективном использовании лесных ресурсов. Одним из методов переработки отходов является измельчение их в щепу, которая может быть использована как сырье для производства, например, биотоплива.

Вопросами доставки измельченного древесного сырья по водным путям с удаленных труднодоступных лесозаготовительных

предприятий активно занимается кафедра транспорта леса МГУЛ с 80-х годов прошлого века. Были разработаны как конструкции мягких герметичных и водопроницаемых контейнеров, так и транспортно-технологические схемы их использования для доставки щепы с береговых складов. [1-9]

В настоящей статье предлагается инновационный метод доставки щепы в двухъярусном плоту, верхний ярус, которого выполнен из отдельных единиц в виде контейнеров, содержащих измельченные древесные материалы и установленных в замкнутой оболочке, снабженной грузовым захватным элементом (рисунок).

Рисунок. Грузовая транспортная единица: а - вид сбоку; б - вид сверху; в - общий вид в разрезе

130

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2-S/2014

ТРАНСПОРТ ЛЕСА

Данная конструкция плота позволяет расширить эксплуатационные возможности обычных плотов из круглых лесоматериалов, путем обеспечения возможности транспортирования измельченной древесины (щепы) в контейнерах верхнего яруса, что позволяет доставлять потребителям не только круглые лесоматериалы, но практически всю древесную биомассу, в том числе, измельченные древесные отходы.

Предлагаемая грузовая транспортная единица содержит сплоточные единицы, например, пучки из круглых лесоматериалов нижнего яруса 1, скрепленные между собой поперечными связями 2 и продольными связями 3, и верхний ярус 4, выполненный из сплоточных единиц, например, в виде мягких контейнеров, установленных в замкнутую сетчатую оболочку 5, которая имеет грузовой захватный элемент 6.

Формирование грузовой транспортной единицы осуществляется следующим образом: на сплоточные единицы нижнего яруса 1 накладывают поперечные 2 и продольные 3 связи. Затем на нижний ярус размещают замкнутую сетчатую оболочку 5, на которую укладывают верхний ярус сплоточных единиц в виде мягких контейнеров 4, содержащих измельченные древесные материалы (щепу). После создания верхнего яруса, замкнутую сетчатую оболочку 5 скрепляют грузовым захватным элементом 6, который используется при разгрузке.

Таким образом, предложенное решение обеспечивает возможность транспорта измельченных древесных материалов в мягких контейнерах на обычных плотах, что позволяет доставлять потребителям лесоматериалы в круглом и в измельченном виде.

На данный способ транспортировки щепы была оформлена заявка на полезную модель № 2013147052 от 23.10.2013 г. «Грузовая транспортная единица», по которой принято решение о выдачи патента от 14.11.2013 г.

Библиографический список

1. Карпачев, С.П. Некоторые вопросы технологии освоения биоресурсов из леса для нужд биоэнергетики / С.П. Карпачев, Е.Н. Щербаков, И.Д. Грачев // Лесопромышленник. 2009. - № 49. - С. 23.

2. Карпачев, С.П. Некоторые вопросы освоения биоресурсов из леса для нужд биоэнергетики / С.П. Карпачев, Е.Н.Щербаков, А.Н. Комяков // Вестник МГУЛ

- Лесной вестник, 2010. - № 4 (73) - С. 107-111.

3. Карпачев, С.П. Проблемы развития биоэнергетики на основе древесного сырья в России / С.П. Карпачев, Е.Н.Щербаков, Приоров Г.Е.// Лесопромышленник, 2009. - Февраль-март № 1 (49).

4. Карпачев, С.П. Производство дров для жилищнокоммунального хозяйства лесных поселков и городов / С.П. Карпачев, Е.Н.Щербаков, Приоров Г.Е.// Лесопромышленник, 2010. - Апрель-июнь № 2 (54).

5. Карпачев, С.П. Некоторые вопросы технологии освоения и водного транспорта биоресурсов из леса для биоэнергетики / С.П. Карпачев. - М.: Ученые записки РГСУ /Экологическая безопасность и природопользование. - № 5 - 2009. - С. 130-138.

6. Карпачев, С.П. Моделирование логистических систем лесных материалопотоков / С.П. Карпачев, В.В. Лозовецкий, Е.Н. Щербаков // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - М.: РАН ВИНИТИ, 2011. - № 8. - С. 16-20.

7. Карпачев, С.П. Проблемы развития биоэнергетики на основе древесного сырья в России / С.П. Карпачев, Е.Н. Щербаков, А.Н. Комяков, А.Н. Слинчен-ков // Вестник МГУЛ - Лесной вестник, № 4 (73)

- 2010. - С. 70-74.

8. Комяков, А.Н.. Применение большегрузных плавучих контейнеров для нужд биоэнергетики / А.Н. Комяков, С.П. Карпачев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник, № 4 (73) - 2010. -С. 104-107.

9. Карпачев, С.П. Моделирование технологических процессов освоения древесины на ложе водохранилищ / С.П. Карпачев Е.Н., Щербаков, Е.В. Солдатова // Вестник МГУЛ - Лесной вестник, № 1.

- 2013. - С. 56-61.

CARGO TRANSPORT UNIT

Karpachev S.P. (MSFU), Sherbakov E.N. (MSFU), Evstratova K.A. (MSFU)

karpachev@mgul.ac.ru, scherbakov@mgul.ac.ru Moscow State Forest University (MSFU), 1st Institutskaya st., 1, 141005, Mytischi, Moscow region, Russia

The article gives information about the new bunk transport unit for the alloy roundwood and chips in soft containers

Keywords: wood chips, forest residuals, technological process

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2-S/2014

131

ТРАНСПОРТ ЛЕСА

References

1. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Grachev I.D. Nekotoryye voprosy tekhnologii osvoyeniya bioresursov iz lesa dlya nuzhd bioenergetiki [Some issues of technology development of forest biological resources for bioenergy]. Lesopromyshlennik. 2009. № 49. pp. 23.

2. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Komyakov A.N.. Nekotoryye voprosy osvoyeniya bioresursov iz lesa dlya nuzhd bioenergetiki [Some questions of the development of bio-resources of the forests for bioenergy]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoj Vestnik. № 4 (73). 2010. pp. 107-111.

3. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Priorov G.E. Problemy razvitiya bioenergetiki na osnove drevesnogo syrya v Rossii [Problems bioenergy development of wood-based raw materials in Russia]. Lesopromyshlennik, fevral-mart 1 (49). 2009.

4. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Priorov G.E. Proizvodstvo drov dlya zhilishchno- kommunalnogo khozyaystva lesnykhposelkov i gorodov [Manufacture of wood for housing and communal services of forest villages and towns]. Lesopromyshlennik. Aprel-iyun 2 (54). 2010.

5. Karpachev S.P. Nekotoryye voprosy tekhnologii osvoyeniya i vodnogo transporta bioresursov iz lesa dlya bioenergetiki [Some issues of technology development and water transport of forest biological resources for bioenergy]. Moscow. Uchenyye zapiski RGSU /Ekologicheskaya bezopasnost i prirodopolzovaniye. № 5. 2009., pp. 130-138.

6. Karpachev S.P., Lozovetskiy V.V., Shcherbakov Ye.N. Modelirovaniye logisticheskikh sistem lesnykh materialopo-tokov [Simulation of logistics systems of forest materialopotokov]. M. //Transport: nauka, tekhnika, upravleniye. / Nauchnyy informatsionnyy sbornik. Moscow. RAN VINITI. 2011, № 8, pp. 16-20.

7. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Komyakov A.N., Slinchenkov A.N. Problemy razvitiya bioenergetiki na osnove drevesnogo syrya vRossii [Problems bioenergy development of wood-based raw materials in Russia]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoj Vestnik. № 4 (73). 2010., pp. 70-74.

8. Komyakov A.N., Karpachev S.P. Primeneniye bolshegruznykh plavuchikh konteynerov dlya nuzhd bioenergetiki [Heavy use of floating containers for bioenergy]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoj Vestnik. № 4 (73). 2010., pp 104-107.

9. Karpachev S.P., Shcherbakov Ye.N., Soldatova Ye.V. Modelirovaniye tekhnologicheskikh protsessov osvoyeniya drevesiny na lozhe vodokhranilishch [Modeling process of development on a bed of wood reservoirs]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoj Vestnik. № 1. 2013., pp 56-61.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОДНЫХ ПОСТАВОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ПОТрЕБИТЕЛЯМ

П.Ф. ВОЙТКО, проф. каф. технологии и оборудования лесопромышленных производств ПГТУ, д-р техн. наук,

П.М. МАЗУРКИН, проф., зав. каф. природообустройства ПГТУ, д-р техн. наук,

И.Г. ГАЙСИН, асп. каф. технологии и оборудования лесопромышленных производств ПГТУ

info@volgatech.net, vojtkopf@marstu.net, mazurkinpm@volgatech.net ФГБОУ ВПО Поволжский государственный технологический университет, кафедра ТОЛП

424000, Респ. Марий Эл, г. Йошкар-ола, пл. Ленина, д. 3.

Приведены справочные материалы о лесосплаве за 47 лет, выполнено математическое моделирование прогноза водных поставок лесоматериалов потребителям на ближайшую перспективу до 2040 г., проведена экспериментальная проверка прогноза.

Ключевые слова: справочные материалы, математическое моделирование прогноза водных поставок лесоматериалов потребителям, экспериментальная проверка прогноза.

Неравномерность распределения лесов на территории России и отдаленность потребителей лесоматериалов от основных лесозаготовительных районов страны вызывает необходимость транспортировки лесных грузов на большие расстояния (табл. 1) [1].

Сопоставление трех видов лесотранспорта (водного, железнодорожного и автомо-

бильного) показывает (табл. 1) резкий спад объемов перевозки древесины водным транспортом, стабилизацию перевозок лесных грузов железнодорожным и рост перевозок лесоматериалов автомобильным транспортом во двор потребителя на небольшие расстояния

[2]. В связи с сокращением поставок лесоматериалов потребителям (табл. 2) водным транс-

132

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2-S/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.