Научная статья на тему 'Водный транспорт леса, береговая сплотка'

Водный транспорт леса, береговая сплотка Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
312
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРОБЛЕМЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ДРЕВЕСИНЫ / БЕРЕГОВАЯ СПЛОТКА ЛЕСА / ФОРМИРОВАНИЕ ПЛОТОВ / ТРАНСПОРТ ДРЕВЕСНОГО СЫРЬЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Камусин Альберт Абетдинович, Фомкин Виктор Андреевич

Авторы рассматривают проблемы водного транспорта древесины и использование рек, объединённых в бассейны. Описаны преимущества береговой сплотки леса в сравнении со сплоткой по воде. В статье обозначены области применения береговой сплотки. В соответствии с технологическим процессом формирования плотов можно организовать без использования береговых складов, что значительно уменьшит затраты на формирование плотов и повысит эффективность этого вида транспорта древесного сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Водный транспорт леса, береговая сплотка»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ЛЕСА, БЕРЕГОВАЯ СПЛОТКА Камусин А.А.1, Фомкин В.А.2

'Камусин Альберт Абетдинович - профессор, доктор технических наук;

2Фомкин Виктор Андреевич - студент, магистрант, кафедра промышленного транспорта и строительства ЛТ-8, факультет лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркового строительства, Мытищинский филиал Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

г. Мытищи

Аннотация: авторы рассматривают проблемы водного транспорта древесины и использование рек, объединённых в бассейны. Описаны преимущества береговой сплотки леса в сравнении со сплоткой по воде. В статье обозначены области применения береговой сплотки. В соответствии с технологическим процессом формирования плотов можно организовать без использования береговых складов, что значительно уменьшит затраты на формирование плотов и повысит эффективность этого вида транспорта древесного сырья. Ключевые слова: водный транспорт, проблемы водного транспорта древесины, береговая сплотка леса, формирование плотов, транспорт древесного сырья.

Основными для водного транспорта древесины являются реки, которые объединены в следующие бассейны: Северо-Двинский, Волжско-Камский, Обь-Иртышский, Ангар-Енисейский, Ленский, Байкальский и Амурский. На территории этих бассейнов сосредоточены большие запасы древесного сырья. Поэтому для транспорта заготовленной древесины широко используют реки указанных бассейнов. В отдельных и труднодоступных районах, где нет других транспортных путей, водные пути являются единственными для сплава древесины и доставки потребителям. Для этого применяют следующие виды водного транспорта: в сплоточных единицах, кошельный, плотовой и судовые перевозки древесины [1].

В соответствии с принятым в 2006 г. Водного кодекса РФ вид водного транспорта- молевой сплав древесины запрещен. Из остальных видов водного транспорта промышленное значение имеют плотовой и судовые перевозки древесины.

В настоящее время плотовой вид транспорта древесины это береговая сплотка сортиментных или хлыстовых пучков на береговых складах, их транспортировка и укладка на специальных плотбищах, где формируют секции плотов или транзитные плоты. Плотбищами могут быть: ледяная поверхность водной акватории, участок береговой зоны или поймы реки, которые будут затоплены в период весеннего половодья или незатопляемая территория берегового склада куда укладывают сформированные пучки для последующей сброски их на воду (после ледохода) и формируют плоты на воде. Береговая сплотка- это сплотка сортиментов или хлыстов, производимая на твердом основании, - на берегу или на льду. Она имеет свои особенности и рассматривается как особый технологический процесс лесного склада. Технологический процесс берегового склада, как и нижнего склада, примыкающего к водному пути, включает в себя операции двух смежных фаз производства -лесозаготовительной и лесосплавной. [1, с.125]

Береговая сплотка имеет ряд преимуществ по сравнению со сплоткой на воде.

1) Работы по береговой сплотке выполняются в едином производственном потоке лесозаготовительных и лесосплавных работ берегового склада.

2) Переход на береговую сплотку, где это возможно и целесообразно, позволяет исключить из транспортного процесса большой комплекс основных, подготовительных и вспомогательных работ, связанных с проведением молевого сплава, сортировкой и сплоткой на воде, формированием плотов на рейдах, сбором разнесенной и подъемом затонувшей древесины.

3) Концентрация береговой сплотки на крупных береговых складах создает благоприятные условия для осуществления комплексной механизации и автоматизации процесса. При этом обеспечивается более эффективное использование машин и сооружений в течение всего года.

4) Круглогодовая береговая сплотка позволяет более равномерно распределить затраты труда по месяцам года, ликвидировать сезонность работ и лучше организовать труд и быт рабочих.

5) При береговой сплотке создается возможность образования в межнавигационный период запаса готовых плотов на затопляемых в половодье местах, что позволяет наиболее полно использовать для их транспортировки высокие горизонты воды и скорость течения.

6) Сплав лесоматериалов в плотах береговой сплотки позволяет до минимума сократить потери древесины от утопа и разноса и сплавлять в плотах тонкомерную и лиственную древесину.

7) При полном переходе на плотовой сплав с береговой сплоткой лесоматериалов, вместо навигационной, отпадает необходимость в строительстве и эксплуатации дорогостоящих сортировочно-сплоточных рейдов и рейдовых сооружений.

8) Береговая сплотка позволяет внедрить неделимую на всех стадиях перевозки - от лесного склада до потребителя - транспортную единицу - единый транспортный пакет (пучок) и исключить многократное дублирование работ по сортировке, обмеру и учету древесины.

9) Сплав в плотах береговой сплотки имеет более высокие технико- экономические показатели по сравнению с молевым сплавом и последующей сплоткой на воде, а именно: производительность труда на ней в 2-2,5 раза выше, себестоимость на 40-50% ниже.

Расширение области применения береговой сплотки имеет важное народнохозяйственное значение, поскольку способствует не только экономии материальных и трудовых ресурсов, но и полностью соответствуют требованием «Основ водного законодательства» и экологическим требованиям, а также способствует комплексному использованию водных ресурсов и их охране.

На лесозаготовительных процессах широкое применение нашли многофункциональные машины типа хорвестр и транспортные средства - форвардер. Применение машин такого типа позволяет формировать сортиментные и хлыстовые лесосплавные пучки в процессе лесозаготовок.

С учетов этого технологические процессы формирования плотов можно организовать без использования береговых складов, что значительно уменьшит затраты на формирование плотов и повысит эффективность этого вида транспорта древесного сырья.

Список литературы

1. Камусин А.А., Дмитриев Ю.Я., Минаев А.Н., Овчинников М.М., Патякин В.И.,

Пименов А.Н., Полищук В.П. Под ред. В.И. Патякина. Водный транспорт леса. Учебник для

вузов. М.: МГУЛ, 2000. 432 с. Для студентов лесотехнических вузов.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЯ ПАРКИНГА НА ОСНОВЕ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО КАРКАСА Цветкова П.Ю.

Цветкова Полина Юрьевна — магистрант, кафедра инженерной геологии, оснований и фундаментов, факультет промышленного и гражданского строительства, Самарский государственный технический университет, г. Самара

Аннотация: в статье представлены результаты проектирования здания наземной парковки со стальным каркасом.

Ключевые слова: наземный паркинг, проектирование, стальной каркас, результаты расчета.

XXI век - век высоких скоростей и быстроразвивающихся технологий. Увеличиваются скорости передвижения человека, сокращается время на преодоления расстояний. Для удовлетворения этих потребностей необходим современный, надежный, доступный транспорт. Именно поэтому, автомобильная промышленность в настоящее время находится на пике процветания. На мировом рынке представлены десятки марок автомобилей, обеспечивающих населения всей планеты транспортными средствами. По данным «АВТОСТАТА», на сегодняшний день больше половины российских семей (51%) имеют автомобиль. Как прогнозируют эксперты, через десять лет их число вырастет еще на четверть.

Анализируя эти данные, очевидно, что отрасль автомобилестроения в ближайшие десятилетия будет стремительно развиваться. В связи с этим, возникает потребность в строительстве новых многоуровневых автостоянок, которые обеспечат максимальное использование территорий, особенно ценных в условиях плотной городской застройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.