48
Вестник СурГУ. Медицина. № 3 (17), 2013 г
УДК 378.661-057.87(571.122):159.923
ОЦЕНКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА СУРГУТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ю.А. Старых, Е.Г. Киселева
Кафедра физиологии медицинского института ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа -Югры», г. Сургут
Резюме. Проведенное исследование посвящено оценке вербальной креативности студентов медицинского института Сургутского университета. Установлено, что студенты младших курсов более настроены на творчество и креативнее, по сравнению со студентами старших курсов, степень закрепощения мыслительной деятельности у которых оказалась самой высокой, а мотивация самой низкой. Делается вывод о необходимости включения в учебный процесс старших курсов модулей, сохраняющих и развивающих креативность личности.
Ключевые слова: вербальная креативность, студенты.
ВВЕДЕНИЕ
Успешность профессиональной врачебной деятельности, имеющей ряд специфических особенностей определяется не только накопленными знаниями и приобретенными навыками, но и способностью использовать их сообразно складывающейся ситуации. Это становится возможным благодаря развитию некоторых психологических качеств личности, таких как креативность. Согласно теории, предложенной Mednick S.A. [1], который в своей концепции подошел к пониманию креативности со стороны ассоциативного процесса, полагая творческий процесс актуализацией отдаленных зон смыслового пространства. При этом творческое мышление рассматривается им как отклонение от стереотипов, способность их преодоления. Креативность рассматривается с точки зрения способности преодолевать сложившиеся стереотипы принятия решений и действий, формировать новые смысловые связи, создавать новые комбинации ассоциативных элементов, согласно поставленной задаче.
В соответствии с этим он разработал тест отдаленных ассоциаций (RAT). Креативность измеряется им как отдаленность ассоциации от стереотипа. Уникальность выполнения теста RAT определяют ассоциативная беглость (число ассоциаций на стимул), особенности
селективного процесса (отбор оригинальных ассоциаций из общего числа связей), также большое значение придается вербальной беглости и скорости генерации гипотез. Критерием креативности, следовательно, становится величина отклонения от стереотипа, степень удаления от общепринятых шаблонных решений.
Потребность в креативных людях в настоящее время возрастает в связи с увеличением научных открытий и изобретений, появления на их основе новых технологий в различных отраслях человеческой деятельности, в том числе и в медицине. Человек с ограниченным творческим началом в таких условиях рискует не справиться с возрастающим потоком вопросов и проблем и оказаться в состоянии дезадаптации.
Перед медицинским образованием стоит задача подготовки знающего, мыслящего, способного не только к адаптации, но и способного к активному преобразованию действительности и саморазвитию специалиста. Поставленная задача требует поиска таких психологических подходов, которые позволили бы изучать личность как систему, а на основе полученных результатов вносить в учебный процесс компоненты, развивающие творческие элементы познания и деятельности. Это делает приоритетными исследования по проблеме развития креативных свойств личности.
The assessment of the verbal creativity level of medical students of SurGUT UNIVERTITY
Y.A. Starykh, E.G. Kiseleva
Department of physiology of medical institute at Surgut State University of KHMAO-Yugra, Surgut, RUS
Summary. Our research work was dedicated to the assessment of the verbal creativity level of medical students of Surgut University. It was found that younger students are more attuned to creativity in comparison with the older students, who had the highest level of the tightness of the mental activity and the lowest level of motivation. The conclusion about necessity of inclusion in the educational process of senior students modules, which are able to retain and develop the creativity.
Keywords: verbal creativity, students
В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным [2].
Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить критерием измерения креативности личности.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования состояла в выявлении уровня вербальной креативности студентов медицинского института.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения поставленной цели была использована методика МеСшск Б.Д. [1], адаптированная А.Н. Ворониным [3]. Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. В соответствии с использованной методикой студентам предлагались варианты стимульных троек слов, к которым необходимо было подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов, образуя смысловую пару. Испытуемые ориентировались на поиск наиболее оригинальных, новых и ярких ответов, преодоление стереотипов. Время на выполнение заданий не ограничивалось.
В исследовании приняли участие 187 студентов 2, 4 и 6 курсов медицинского института. Для оценки результатов тестирования ответы испытуемых сопоставлялись с прилагаемыми авторами методики вариантами
ннже среднее среднее вьиэ срвднЕга
Рисунок 1. Профили индекса оригинальности студентов МИ.
ответов контрольной выборки, выраженными в форме индексов, и при нахождении схожего типа каждому ответу присваивалось значение индекса оригинальности, указанное в списке. Если респондент в своем ответе предлагал вариант, которого не было в списке, то индекс оригинальности данного ответа считался равным 1,0, этот ответ учитывался как уникальный.
Кроме стандартных критериев оценки нами применен индекс шаблонности, учитывающий ответы, которым присваивалась оценка «0» в контрольном списке. Этот показатель, хотя и является обратной стороной уникальности ответов, позволял оценить степень закрепощения мыслительной деятельности студента.
Для оценки показателей оригинальности, уникальности и шаблонности использовалась процентильная шкала контрольной выборки. На основе процентиль-ной шкалы, нами построены профили оригинальности, уникальности и шаблонности опрошенной группы студентов относительно контрольной выборки.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты наших исследований показали, что среднее значение индекса оригинальности обследованной группы составило у студентов 2 курса 0,67, 4 курса - 0,65, 6 курса - 0,33. Анализ профиля индекса оригинальности студентов МИ показал, что большая часть респондентов по сравнению с параметрами контрольной выборки характеризуются индексом оригинальности ниже среднего, причем количество студентов в этой группе от курса к курсу закономерно увеличивается (рис.1). Около 9% студентов 2 курса продемонстрировали высокий запас интеллектуальной энергии, их показатель оригинальности оказался выше среднего в контрольной выборке, что согласуется с результатами исследования вербальной оригинальности в вузах Республики Бурятии [4]. Доля студентов, имеющая средние или выше средних показатели оригинальности на старших курсах закономерно снижается (4 курс 14,6%, 6 курс - 3,2%).
49
Вестник СурГУ. Медицина. № 3 (17), 2013 г.
50
Вестник СурГУ. Медицина. № 3 (17), 2013 г
Индекс уникальности ответов у студентов 2 курса в среднем составил 2,36, у студентов 4 курса он оказался самым высоким (3,43), а студенты 6 курса продемонстрировали самый низкий показатель (1,38). Распределение студентов относительно процентильной шкалы контрольной выборки показало, что 58% студентов 2 курса показали результаты ниже среднего, у 11% студентов он оказался выше среднего значения в контрольной выборке. Наиболее высокие показатели индекса уникальности оказались у студентов 4 курса, 28% опрошенных показали результаты выше среднего значения контрольной выборки. Около 86% студентов 6 курса показали результаты ниже среднего, т. е. ниже, чем у 90% респондентов контрольной выборки. Профили оригинальности и уникальности студентов 6 курса демонстрируют закономерное снижение удельного веса студентов в группах «ниже среднего», «средний» и «выше среднего». Эти результаты согласуются с полученными параметрами креативности студентов и ординаторов в исследовании, проведенном Мине-евой Л.А. и др. [5], в соответствии с которыми по мере все большей специализации в обучении креативность
снижается, увеличивается степень закрепощения творческой деятельности. Приобретение в ходе обучения опыта позволяет студенту все реже попадать в ситуации, требующие поиска новых решений, креативность становится менее востребованной.
Наименьшее количество шаблонных ответов использовали студенты 4 курса, в среднем этот показатель у них составил 2,7, наибольшее количество шаблонных ответов использовали студенты 6 курса (в среднем 5,1). Учитывая то, что творчество является, в значительной степени, спонтанным процессом следует согласиться с мнением Ильина Е.П. [3], что данная методика позволяет выявить показатели креативности в момент исследования, а не степень развития этого качества вообще в группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, полученные показатели динамики вербальной креативности на младших и старших курсах свидетельствуют о необходимости включения в учебный процесс на старших курсах модулей [6], сохраняющих и развивающих креативные качества личности студентов медицинского института.
ЛИТЕРАТУРА
1. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychological Review. 1962. V 69(2). p.220-232.
2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Изд. дом «Питер»: С-Пб. 2009. 444 с.
3. Воронин А. Н., Галкина Т. В. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста Медника) // Методы психологической диагностики. Вып. 2. М. 1994.
4. Быкова А. В. Особенности креативности личности студентов различных социальных групп // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 308. режим доступа: http://
cyberleninka.-ru/article/-n/-osobennosti-kreativnosti-
lichnosti-studentov-razlichnyh-sotsialnyh-grupp.
5. Минеева Л.А., Русина Н.А. Изучение взаимосвязи креативности с мотивацией достижений и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущего врача. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. режим доступа: http :// medpsy.ru
6. Шепелевич Е.И., Стамбровская В.М., Бутвиловский В.Э. Модули организации инициативности и креативности студентов // Медицинский журнал. 2013. № 2. с.158-159.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Старых Юрий Алексеевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии медицинского института ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры». 628412, пр. Ленина, д. 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Тел. + 7 (3462) 763051; e-mail: stasurg@mail.ru.
Киселева Евгения Геннадьевна - студентка 4 курса медицинского института ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры». 628412, пр. Ленина, д. 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Тел. + 7 (3462) 763051; e-mail: kisevgeniya@mail.ru.
ABOUT AUTHORS
Starykh Yuriy Alekseevich - candidate of medical sciences, Аssociate professor of physiology department of medical institute at Surgut State University of KHMAO-Yugra. 628412. Lenin av, 1, Surgut, KHMAo-Yugra. Tel. +7 (3462) 763051; e-mail: stasurg@mail.ru
Kiseleva Evgeniya Gennadyevna - student of four graduate of medical institute at Surgut State University ofKHMAO-Yugra. 628412, Lenin av, 1, Surgut, KHMAO-Yugra. Tel. +7 (3462) 763051; e-mail: kisevgeniya@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.05.2013, принята в печать 17.09.2013.