Научная статья на тему 'Оценка уровня знаний о туберкулезе и пути его коррекции среди учителей и школьников'

Оценка уровня знаний о туберкулезе и пути его коррекции среди учителей и школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
157
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туберкулез / санитарная грамотность / анкетирование / школьники / учителя / tuberculosis / sanitary literacy / questioning / schoolboys / teachers

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н. М. Корецкая, П. Г. Потехин

Изучен уровень знаний по выявлению, профилактике туберкулеза и факторам риска его развития среди учителей и школьников 11-х классов общеобразовательной школы путем опроса с помощью специально разработанной анкеты. Установлено, что значительная часть респондентов слабо ориентируется в вышеуказанных вопросах, на основании чего сделано заключение о необходимости разработки образовательных программ для различных категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н. М. Корецкая, П. Г. Потехин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF KNOWLEDGE ABOUT TUBERCULOSIS AND WAY OF HIS CORRECTION AMONG TEACHERS AND SCHOOLBOYS

The level of knowledge is studied on an exposure, prophylaxis of tuberculosis and risk of his development factors among teachers and schoolboys of 11 classes of general school by questioning by means of the specially worked out questionnaire. Set, that considerable part of respondents is poorly oriented in foregoing questions, on the basis of what concluded about the necessity of educational program development for the different categories of population.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня знаний о туберкулезе и пути его коррекции среди учителей и школьников»

Результаты и обсуждение. В 1-ой группе (правши по тесту на ведущую руку) доля обследуемых с доминирующим левым полушарием составила 41% (9 обследуемых), с доминирующим правым - 23% (5 обследуемых). Правая нога как ведущая отмечена у 17 (77%) чел., левая нога - у 2 (9%) чел. Правое ухо в 1-ой группе доминировало у 12 (55%) чел., а левое - у 7 (32%). Правый глаз был ведущим у 15 (68%) чел., у 4 (18%) чел. ведущим был левый глаз (рис. 2).

Во 2-ой группе (левши по тесту на ведущую руку) доля обследуемых с доминирующим правым полушарием составила 50% (5 обследуемых), с доминирующим левым - 10% (1 обследуемый). Левая нога как ведущая отмечена у 8 (80%) чел., а правая нога - у 2 (20%). Левое ухо во 2-ой группе доминировало у 8 (80%) чел., а правое - у 1 (10%). Левый глаз был ведущим у 7 (70%) чел., у 1 (10%) обследуемого ведущим был правый глаз (рис. 3).

Результаты комплексного компьютерного тестирования показали, что в 1-ой группе (правши) доминирование контралатерального (левого) полушария по результатам всех 5 тестов было только у 3 (13,6 %) обследуемых. У 2 (9%) обследуемых при доминировании правых руки, ноги, глаза и уха, доминирующим было правое полушарие. Во 2-ой группе (левши) был выявлен только 1 (10%) чел., у которого выявлено доминирование контралатерального (правого) полушария по результатам всех тестов, и 4 (40%)

чел., у которых на фоне доминирования левых руки, ноги, уха и глаза доминировало ипсилате-ральное (левое) полушарие.

Среди обеих групп не было выявлено ни одного истинного бидекстра, у которого бы все 5 тестов дали результат неуточнённой асимметрии (р>0,05).

Полученные результаты, вероятно, свидетельствуют о малой информативности изолированных тестов, направленных на определение межполушарной асимметрии, и наличии крайне малого количества истинных правшей и левшей в популяции.

Заключение. Комплексное компьютерное психонейрофизиологическое тестирование, как совокупность различных методик, позволяет уточнить межполушарную асимметрию мозга, являясь более чувствительной методикой, чем изолированные тесты. Данное исследование нуждается в продолжении, так как оно представляет клинический интерес для нейрореабилито-логии.

Список литературы:

1. Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука, 1985. - 295 с

2. Вейн А. М. Мозг и творчество // Наука и жизнь. - 1983. - № 3.

3. Ротенберг В.С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. Глава III. // Межполушарная асимметрия и адаптация. - М.: Наука, 1984. .

4. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. - М.: Научный Мир, 2009. — 836 с.

COMPUTER TESTING OF INTERHEMISPHERIC BRAIN ASYMMETRY IN RIGHT-HANDED AND LEFT-HANDED HEALTHY VOLUNTEERS N.A. Shnayder12 , К.А. Gazenkampf12, E.KH. Khamraeva12, К.У Rondova1

Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, RF

Abstract. Purpose: to compare the sensitivity of the integrated computer neuropsychophysiological testing of interhemispheric brain asymmetry. Materials: the study involved 36 healthy volunteers, ages - from 17 till 27 years, mean age - 21,2 ± 0,95 [95% CI: 20.2 - 22.1] years, females - 21 (58%), males - 15 (42%). These results may indicate a low information content of isolated tests designed to assess the inter-hemispheric brain asymmetry and the presence of a very small number of true right-handers and left-handers in the population.

Key words: brain, hemispheric asymmetry, neuropsychophysiology.

Статья поступила в редакцию 14.03.2012г.

© КОРЕЦКАЯ Н.М., ПОТЕХИН П.Г.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ТУБЕРКУЛЕЗЕ И ПУТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ

Н.М. Корецкая, П.Г. Потехин

ГБОУ ВПО «Государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», Красноярск, ФГБУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России, г.Железногорск Красноярского края, РФ

660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1

Резюме: Изучен уровень знаний по выявлению, профилактике туберкулеза и факторам риска его развития среди учителей и школьников 11-х классов общеобразовательной школы путем опроса с помощью специально разработанной анкеты. Установлено, что значительная часть респондентов слабо ориентируется в вышеуказанных вопросах, на основании чего сделано заключение о необходимости разработки образовательных программ для различных категорий населения.

Ключевые слова: туберкулез, санитарная грамотность, анкетирование, школьники, учителя.

Одной из особенностей современной эпидемиологии туберкулеза является его «омоложение», т.е. рост удельного веса лиц молодого возраста в структуре заболеваемости. Так, в Сибирском федеральном округе больные молодого возраста (от 18 до 35 лет) в 2007 году суммарно составили 44,7% , а в Дальневосточном - 45,7% среди всех заболевших туберкулезом [1]. Как известно, уровень санитарной грамотности населения по туберкулезу является одним из многих факторов, от которых зависит эпидемический процесс. В литературе последних лет отмечен низкий уровень санитарной грамотности по туберкулезу среди различных слоев населения [2, 3, 4, 5], в том числе молодого поколения [6], а в повышении этого уровня значительное место отводится учителям и воспитателям [7]. К сожалению, проведение профилактической работы среди населения осложняется слабым вниманием основной его части к своему здоровью, что в значительной степени объясняется озабоченностью другими - экономическими и социальными проблемами [8]. Между тем успех борьбы с туберкулезом во многом связан со знанием проблем туберкулеза населением, особенно по таким вопросам, как пути заражения, способы предотвращения распространения, профилактика, сроки лечения и исход заболевания [9]. На современном этапе назрела необходимость разработки и внедрения системы мероприятий по санитарному просвещению и социальной мобилизации в стране, что будет способствовать повышению санитарной культуры и грамотности населения [10]. В этой связи повышение уровня знаний о туберкулезе среди населения и особенно среди лиц молодого возраста является актуальной проблемой.

Целью работы явилась оценка уровня знаний по выявлению, профилактике туберкулеза и факторам, способствующим его развитию среди школьников, учителей и учащихся 11 классов одной из образовательных школ г.Железногорска.

Материалы и методы. Респонденты были разделены на 2 группы: 1-я - 50 учителей, из которых 6% имели средне-специальное образование, 8% - незаконченное высшее и 86% -высшее; 11-я - 50 учащихся 11 классов. Сбор данных проводился путем опроса с помощью

специально разработанной анкеты с последующей оценкой результатов тестирования. В анкету входили следующие вопросы: «1. Заразен ли туберкулез? 2. Как передается туберкулез? 3. Как можно выявить туберкулез? 4. Какие меры профилактики туберкулеза Вы знаете? 5. Влияет ли образ жизни на развитие, течение и исход заболевания туберкулезом? 6. Какие факторы способствуют развитию туберкулеза? 7. Как часто необходимо проходить флюорографическое обследование с целью выявления туберкулеза? 8. Сколько времени прошло с момента последнего флюорографического обследования, которое Вы проходили? 9. Знаете ли Вы симптомы туберкулеза? 10. Существует ли прививка против туберкулеза? 11. Излечим ли туберкулез, и если Вы знаете, что туберкулез излечивается, то за какое время? 12. Из каких источников Вы узнали о туберкулезе?» К каждому вопросу было приложено несколько вариантов ответов, из которых необходимо было выбрать правильные. Кроме этого, с целью изучения распространенности вредных привычек среди анкетируемых школьников им в анкету были включены дополнительные вопросы: «1. Употребляете ли Вы алкоголь и как часто? 2. Курите ли Вы и сколько сигарет в день?»

Результаты и их обсуждение. Как показали результаты исследования, 4% респондентов 11-й группы и 2% 1-й считают туберкулез незаразным заболеванием, 20% анкетированных II-й группы и 4% 1-й не знают, заразен ли туберкулез. О путях передачи туберкулезной инфекции не знают 20% учащихся и 2% учителей; 16% школьников и 24% учителей ответили, что туберкулез передается через медицинские инструменты и при различных манипуляциях; лишь 60% респондентов 11-й группы и 72% 1-й назвали основным путем передачи туберкулезной инфекции - аэрогенный.

Не имеют представления о методах выявления туберкулеза 34% опрошенных школьников и 2% учителей; 62% школьников и 84% учителей знают о том, что основным методом является рентгенофлюорографическое обследование; однако 12% респондентов 11-й группы и 4% 1-й не смогли назвать частоту его прохождения. Следует также отметить, что более одного года флюорографически не обследова-

лись 34% респондентов 11-й группы и 6% 1-й, более 2-х лет - соответственно 24% и 4%, то есть у 58% учащихся 11-х классов и у каждого 10 преподавателя были нарушены декретированные сроки прохождения флюорографического обследования, что является недопустимым в условиях современной эпидемиологической ситуации.

Большинство опрошенных школьников (96%) и 100% преподавателей считают, что образ жизни влияет на развитие, течение и исход заболевания туберкулезом. Среди факторов, способствующих заболеванию туберкулезом, в ранговом порядке респондентами были названы, соответственно по группам, следующие: курение - 72% и 72%, неблагоприятные жилищные условия - 52% и 56%; нахождение в местах лишения свободы - 72% и 38%, неполноценное питание - 76% и 32%, злоупотребление алкоголем - 42% и 30%, употребление наркотиков - 36% и 24%, вредные условия труда - 58% и 22%, низкий материальный уровень - 52% и 12%. Полученные данные по этой части анкеты свидетельствуют о том, что учителя, по сравнению со школьниками, имеют более четкое представление о значении социальных факторов риска в развитии туберкулеза.

Абсолютно незнакомы с симптомами заболевания 52% опрошенных школьников и 16% учителей; каждый второй учащийся и каждый четвертый преподаватель ничего не знают о существовании прививок от туберкулеза, каждый десятый школьник и 14% учителей считают туберкулез неизлечимым заболеванием, каждый третий из 11-й группы и 42% из 1-й - редко излечивающимся. Лишь 48% респондентов 11-й и 60% 1-й имеют представление о длительности лечения этого заболевания. Источником получения знаний о туберкулезе, соответственно по группам, наиболее часто являлись средства массовой информации: телевидение и радио (54% и 36%), наглядные брошюры, санитарные бюллетени (36% и 26%), журналы и газеты (50% и 22%), а также медицинские работники (28% и 22%), знакомые и родственники (12% и 22%), лица, переболевшие туберкулезом (4% и 12%). В качестве источника информации о туберкулезе по 14% школьников указали Интернет и учителей. Обращает на себя внимание низкий удельный вес знаний, полученных из Интернета, несмотря на широкое пользование им школьников. Невысока и доля знаний, полученных от учителей, несмотря на то, что важным моментом является привлечение к участию в проведении санитарно-просветительной работы тех групп населения, которые способны внести информацию в массы, в том числе,

учителя и воспитатели, ибо они прививают необходимые навыки детям и подросткам и могут передавать знания о туберкулезе через своих воспитанников в семьи [7]. Никакой информации о туберкулезе не получали 8% учителей и 14% школьников.

Следует отметить, что почти половина респондентов школьников (46%) и 22% учителей проявили желание получить дополнительную информацию о туберкулезе. Из желающих ее получить 37% школьников и 68,2% учителей хотели бы более подробно узнать о мерах профилактики, о причинах возникновения заболевания (соответственно 28,3% и 54,5%), о методах лечения (соответственно 19,6% и 9,1%). Об осложнениях и исходах туберкулеза хотели бы получить дополнительную информацию 17,4% школьников.

На основании данных, полученных в результате анкетирования, мы приступили к созданию кратких образовательных программ для учителей и школьников, освещающих основные вопросы выявления и профилактики туберкулеза с учетом той дополнительной информации, которую хотели бы получить респонденты. В дальнейшем мы планируем разместить эту программу на одной из страниц Интернета.

Как уже отмечалось ранее, в анкетах имелись вопросы, касающиеся наличия вредных привычек у опрашиваемых школьников. Оказалось, что лишь 58% учащихся 11 классов не употребляют алкоголь; 32% - употребляют его несколько раз в год, 8% - несколько раз в месяц, а 2% - несколько раз в неделю. Среди опрошенных 26% курят до 10 сигарет в день. Следовательно, значительная часть респондентов из числа учащихся не придерживается здорового образа жизни и проблемы распространенности вредных привычек среди школьников являются актуальными. В этом плане развитие профилактического направления и популяризация здорового образа жизни необходимы не на словах, а на деле и при создании образовательной программы по туберкулезу для школьников, мы значительное место уделили влиянию вредных привычек на развитие и исход туберкулеза.

Заключение. Таким образом, мы пришли к заключению, что уровень санитарной грамотности как учителей, так и школьников по вопросам выявления, профилактики туберкулеза и факторам риска его развития недостаточен, что требует усиления санитарно-просветительной работы среди данных категорий населения по специально созданным образовательным программам, особенно в плане адекватного отношения к плановым обследованиям и профилактическим мероприятиям. Необходимым

является усиление пропаганды здорового образа жизни среди учащихся.

Список литературы:

1. Тенденции в развитии эпидемиологического процесса и состояние противотуберкулезной помощи населению Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (по итогам 2007 года): информационно-аналитический обзор.- Новосибирск., 2008 - 60с.

2. Моисеев О.В., Голубев Д.Н. Санитарная грамотность больных бактериовыделителей из очагов туберкулезной инфекции // Туберкулез в России. Год 2007: матер. VIII съезда фтизиатров. - М., 2007. - С.80.

3. Саенко Г.И., Леонов С.А., Мейснер А.Ф. Образ жизни как фактор риска возникновения туберкулеза легких в Ростовской области // Актуальные вопросы эпидемиологии, диагностики и лечения туберкулеза. - Саратов. - 2005. - С.21-26.

4. Ханин А.Л., Симакова Е.А., Паклина И.С., Долгих С.А. Информированность пациентов, находящихся на лечении в противотуберкулезном стационаре, о туберкулезе

// XVII Национальный конгресс по болезням органов дыхания. - Казань, 2007. - №275. - С.

5. Isikhan V., Balbay O., Annakaya A., Bilgin C., Gulec E. The beliefs of patients about the causes of tuberculosis // Europ. Resp. J. - 2005. - Suppl. 40, - Vol. 26. - P. 4358

6. Avik S., Tavusbay N., Alptekin S. Knowledge of high school students about tuberculosis // Europ. Resp. J. -2005. - Suppl. 40, - Vol. 26. - P. 1254

7. Овсянкина Е.С., Губкина М.Ф. Методологические подходы к организации неспецифической профилактики туберкулеза // Проблемы туберкулеза и болезней легких. - 2005. - №3. - С.12-14.

8. Хоменко АК.У. Туберкулез в России в конце XX века // Врач. - 1996. - №7. - С.24-26.

9. Волкова П.П., Кузьминых Е.Я., Кочкин Д.В. и др. Образовательная программа по профилактике туберкулеза в Республике Марий Эл// Туберкулез в России. Год 2007: матер. VIII съезда фтизиатров. - М., 2007. - С. 78.

10. Исмаилов Ш.Ш., Усембаева С.А., Турсынбаева А.С. Уровень знаний по вопросам туберкулеза среди населения Республики Казахстан // XIX Национальный конгресс по болезням органов дыхания - М., 2009. - С.252.

ESTIMATION OF KNOWLEDGE ABOUT TUBERCULOSIS AND WAY OF HIS CORRECTION AMONG TEACHERS AND SCHOOLBOYS N.M. Koretckaya, P.G. Potekhin

Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V/F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Clinical Hospital No. 51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF

Abstract. The level of knowledge is studied on an exposure, prophylaxis of tuberculosis and risk of his development factors among teachers and schoolboys of 11 classes of general school by questioning by means of the specially worked out questionnaire. Set, that considerable part of respondents is poorly oriented in foregoing questions, on the basis of what concluded about the necessity of educational program development for the different categories of population. Key words: tuberculosis, sanitary literacy, questioning, schoolboys, teachers.

Статья поступила в редакцию 24.02.2012г.

КЛИНИЧЕСКИИ СЛУЧАИ

© УЛАНОВА Т.А., ГЛИЗЕР Л.С., ШТЕГМАН О.А.

ТРОМБОЭМБОЛИЯ ЛЁГОЧНОЙ АРТЕРИИ ПОД МАСКОЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА: КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ Т.А. Уланова, Л.С. Глизер, О.А. Штегман

ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ, кафедра внутренних болезней №2 с курсом ПО, ГБУЗ Краевая клиническая больница, г. Красноярск, Россия

660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1

Резюме: Диагностика тромбоэмболии лёгочной артерии представляет большие трудности ввиду не высокой специфичности симптоматики, а также частого наличия у больного тяжёлых фоновых заболеваний и патологии сердечнососудистой системы. В статье приводится клинический случай течения тромбоэмболии под маской ишемической болезни сердца.

Ключевые слова: тромбоэмболия лёгочной артерии, ишемическая болезнь сердца, диагностика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.