УДК 612. -053.7
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ДИНАМИКЕ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Матвеев С. С.
ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университетим. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация. Статья содержит обзор исследований, в которой изучались работоспособность нервной системы студентов с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии. Исследовалось состояние соматического здоровья студентов, что позволило на доврачебном этапе провести первичный скрининг здоровья, выделяя группы здоровых, ослабленных или группа риска и больных. Был проведен общий анализ состояния заболеваемости по результатам медосмотра. Анализ общей оценки здоровья указывает на то, что у студентов с первого по третий курс отмечается «средний» уровень здоровья. Данный факт вполне объясним с кумулятивными интеллектуальными нагрузками студентов, а также естественным волнением перед выпускными экзаменами и дальнейшим устройством на работу.
Ключевые слова: студенческая молодежь, функциональное состояние нервной системы, оценка уровня здоровья, физическое развитие, уровень физической подготовленности, общая заболеваемость, симпатическая нервная система, интеллектуальная нагрузка.
В настоящее время появилась тенденция изучения особенностей компенсаторно-приспособительных систем организма студентов в зависимости от типа ментальной нагрузки [1]. В диссертационном исследовании В.М. Кирсанова показано, что активные формы обучения, такие, как тестовые формы контроля, оказывают значимое влияние на повышение уровня постоянного потенциала головного мозга. Сдвиг диапазона УПП при использовании различных форм обучения рассматриваются автором как психофизиологический критерий функционального состояния целостного организма на основе корреляционной зависимости между УПП и ПЗМР [2]. Методологической и теоретической основой исследования также послужили системный подход к изучению психических, психофизиологических процессов, системно-функциональный подход в изучении свойств личности, концепция здо-ровьесберегающей образовательной среды [3, с. 189]. Опираясь на определение адаптации, как о процессе удержания существенных переменных в физиологических пределах, можно предположить, что адаптация к внешним факторам связана с затратой энергии. При оптимальном действии фактора адаптивные механизмы не нужны, и энергия расходуется только на фундаментальные жизненные процессы, организм находится в равновесии со средой. При выходе значения фактора за пределы оптимума включаются адаптивные механизмы, требующие тем больше энергозатрат, чем дальше значение фактора отклоняется от оптимального.
В связи с этим целью данного исследования стало изучение оценки уровня здоровья и физического развития студентов в динамике четырех лет обучения в вузе.
Функциональное состояние центральной нервной системы студенческой молодежи изучалось на аппаратном комплексе «Психофизиолог» с помощью методики простая зрительно-моторная реакция. Предполагалось, что учет данного показателя в учебном процессе позволит правильно планировать режим труда и отдыха, контролировать учебные нагрузки и тем самым сохранить здоровье обучающихся [4, с. 31].
Установлено, что у студентов, занимающихся спортом, отмечается большая социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Они склонны к риску, держатся свободно, достаточно прямолинейны, естественны, непосредственны в поведении, у них отмечается развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований [5, с. 422].
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». Для комплексной оценки физического здоровья студенческой молодежи использовалась формализованная экспресс-оценка уровня здоровья индивида (Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко, 1988). Были обследованы студенты БГПУ им. М. Акмуллы. Всего обследовано 236 практически здоровых
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
студентов: 32 юноши и 204 девушки, в возрасте от 17 до 22 лет.
Результаты исследования. Анализ результатов, по данным ежегодных медицинских осмотров и по об-
Результаты медосмотра студентов по
ращаемости за медицинской помощью в ГБУЗ РБ поликлинику №1 г. Уфы был проведен общий анализ состояния заболеваемости студентов за период с 2012 по 2016 годы. Результаты медицинского обследования студентов представлены в таблице 1.
Таблица 1
данным ГБУЗ РБ поликлиники №1 г. Уфы
Год Всего студ.обуч. ОО Подлежало осмотру Осмотрено Выявлено больных
n % n %
2012 45421 28968 28563 99 3770 13,2
2013 45731 29392 28779 98 3913 13,6
2014 45867 29541 29012 98 4061 14,0
2015 46007 30207 30047 99 4416 14,7
2016 44685 30513 29296 96 4189 14,3
Из данных представленных в таблице 1 видно, что общая заболеваемость студентов Башкортостана ежегодно имеет тенденцию к росту. Так, по данным медицинского осмотра в 2012 г. было выявлено 13,2% на 3770 осмотренных обучающихся. К 2016 г. данный показатель увеличился до 14,3% на 4189 студентов.
Анализ данных позволил установить, что на первом месте в структуре заболеваемости обучающийся молодежи находятся болезни органов пищеварительной системы. В 2016 году обращаемость по данным заболеваниям превысила 2012 год на 7,5%.
Второе место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания, среди которых имеют место бронхит и бронхиальная астма. Число случаев заболевания органов дыхания возросло к 2016 году на 7,6% по сравнению с 2012 годом.
На третьем месте в структуре заболеваемости стоят заболевания нервной системы. Число случаев заболеваний превысило к 2016 году аналогичный показатель 2012 года на 5,8%.
Кроме того, в структуре заболеваемости присутствуют болезни зрительной системы, занимающие четвертое место в структуре заболеваемости, число случаев которых в 2016 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 6,9%.
В структуре заболеваемости имеют место такие отклонения, как болезнь мочеполовой системы, прирост числа случаев заболеваний за указанные годы составил 4,5%.
Прослеживается тенденция к уменьшению заболеваний костно-мышечной системы с 13% в 2012 году до 10,8% в 2016 году, что, на наш взгляд, связано с увеличением в образовательных программах количества академических часов по физической культуре и повышающемся интересе студентов к занятиям в фитнесс-клу-бах.
Анализируя данные ГБУЗ РБ поликлиники №1 г. Уфы за период с 2012 по 2016 годы приходим к выводу, что среди обучающийся молодежи наблюдается стойкая тенденция к росту заболеваний, входящих в группу психосоматических расстройств. Увеличение
случаев заболевания органов пищеварения, дыхания и нервной системы мы склонны связывать с увеличением нагрузки на нервную систему, повышением ментальной нагрузки, появлением стрессов различного характера, нерациональной организацией учебного процесса, режима питания, работы и отдыха.
Для комплексной оценки физического здоровья студенческой молодежи использовалась формализованная экспресс-оценка уровня здоровья индивида (Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко, 1988). Были обследованы студенты БГПУ им. М. Акмуллы. Всего обследовано 236 практически здоровых студентов: 32 юноши и 204 девушки, в возрасте от 17 до 22 лет.
Анализируя данные экспресс-шкалы по Г.Л. Апана-сенко, следует заметить, что по показателям «индекс массы тела» и «жизненный индекс» у студентов с первого по четвертый курсы были отмечены «средние значения» и значения «выше средних», что говорит о гармоничном развитии юношей и девушек, их масса тела и рост находятся в пределах возрастных норм. Показатели ЖЕЛ у юношей находятся в пределах нормы -4,8+0,4 л, у девушек чуть ниже нормы - 3,3+0,8 л.
Силовой индекс представлен значениями «средний» и «ниже среднего». Возможно, это связано с тем, что в исследуемой выборке были представлены студенты психологического факультета не занимающиеся силовыми видами спорта.
Индекс Робинсона, состоящий из показателей гемодинамики (ЧСС*САД/100), заставляет задуматься о причинах, вызвавших нарушения в работе сердечнососудистой системы. Полагаем, что частые стрессы, малоподвижный образ жизни, систематические «недосыпы» стали следствием того, что у студентов 1-4 курсов отмечается уровень здоровья «низкий» и «ниже среднего».
Дозированная физическая нагрузка (20 приседаний за 30 секунд) вызвала тахикардию связанную с физиологическими компенсаторными механизмами: активацией симпатической нервной системы, выбросом в кровь адреналина, ведущими к увеличению сердечных
сокращений в ответ на воздействие внешнего фактора. При прекращении действия данного фактора, ЧСС у студентов 1-4 курсов стала постепенно возвращаться к норме. Субъективно студенты не отмечали неприятных ощущений, чувства тяжести в области сердца, нехватки воздуха, одышки, слабости и головокружений. Однако, время восстановления ЧСС после нагрузки указывает на «низкий» и «ниже среднего» уровень здоровья. Самые негативные значения времени восстановления ЧСС после нагрузки отмечены у девушек и юношей 1 курса.
Выводы. Анализ общей оценки здоровья указывает на то, что у обучающихся с первого по третий курс отмечается «средний» уровень здоровья. У студентов выпускного курса показатели распределись таким образом: у юношей - «низкий» уровень, у девушек -«ниже среднего». Данный факт вполне объясним с кумулятивными интеллектуальными нагрузками студентов, а также естественным волнением перед выпускными экзаменами и дальнейшим устройством на работу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Байгужина О.В. Особенности адаптивных реакций вегетативной нервной системы и нейродинамических
процессов организма студенток 19-20 лет в зависимости от типа ментальной нагрузки: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Челябинск, 2008.
[2] Кирсанов В. М. Интегративный подход к оценке типологических особенностей студентов с различной учебно-профессиональной направленностью: дис. ... канд.биол. наук. Челябинск, 2015.
[3] Шибкова Д.З. Методологические аспекты реализации здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения //Формирование культуры здоровья как основы развития здоровой личности в условиях инновационного образовательного процесса // Материалы всерос.науч.-практ.конф. с междун.участием. Тюмень. 2012. С188-191.
[4] Матвеев С.С., Шаяхметова Э.Ш., Матвеева Л.М., Дубо-вицкая Т.Д. Исследование работоспособности и утомления студентов с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2016. Т. 18. № 4. - URL: http://e-pub-med.co.uk/gallery/online_2016_18_4_p.30-36.pdf (Дата обращения: 04.03.2017).
[5] Матвеев С.С., Матвеева Л.М., Шурухина Г.А., Шаяхметова Э.Ш. Особенности индивидуальных психофизиологических характеристик у лиц с различным уровнем физической подготовленности // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2016. Т. 18. № 2. С. 422-425.
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF HEALTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE DYNAMICS OF THE FOUR YEARS OF STUDY AT THE UNIVERSITY
Matveev S.S.
Bashkir state pedagogical university of M. Akmulla, Ufa, Russian Federation
Annotation. The article provides an overview of studies which examined the health of the nervous system of students with different profile of functional interhemispheric asymmetry. We studied the state of somatic health of students allowed for a first phase to conduct an initial health screening, highlighting a group of healthy, weakened, or risk group and patients. There was held a General analysis of the incidence according to the results of the examination. The analysis of the General health assessment indicates that the students from the first to the third year is the «average» level of health. This fact is quite understandable with the cumulative intellectual activity of students, as well as the natural anxiety before final exams and future employment.
Key words: students, the functional state of the nervous system, evaluation of health, physical development, physical fitness level, overall morbidity, sympathetic nervous system, intellectual load.
REFERENCES
[1] Bajguzhina O.V. Osobennosti adaptivnyh reakcij vegetativnoj nervnoj sistemy i nejrodinamicheskih processov organizma studentok 19-20 let v zavisimosti ot tipa mental'noj nagruzki: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk. Chelyabinsk, 2008.
[2] Kirsanov V. M. Integrativnyj podhod k ocenke tipologicheskih osobennostej studentov s razlichnoj uchebno-professional'noj napravlennost'ju: dis. ... kand.biol. nauk. Chelyabinsk, 2015.
[3] Shibkova D.Z. Metodologicheskie aspekty realizacii zdorov'eformirujushhej dejatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija //Formirovanie kul'tury zdorov'ja kak osnovy razvitija zdorovoj lichnosti v uslovijah innovacionnogo obrazovatel'nogo processa //Materialy vseros.nauch.-prakt.konf. s mezhdun.uchastiem. Tjumen'. 2012. S188-191.
[4] Matveev S.S., Shajahmetova Je.Sh., Matveeva L.M., Dubovickaja T.D. Issledovanie rabotosposobnosti i utomlenija studentov s razlichnym profilem funkcional'noj mezhpolusharnoj asimmetrii // Jelektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj vestnik «Zdorov'e i
obrazovanie v XXI veke». 2016. T. 18. № 4. - URL: http://e-pub-med.co.uk/gallery/online_2016_18_4_p.30-36.pdf (Data obrash-henija: 04.04.2017).
[5] Matveev S.S., Matveeva L.M., Shuruhina G.A., Shajahmetova Je.Sh. Osobennosti individual'nyh psihofiziologicheskih harakter-istik u lic s razlichnym urovnem fizicheskoj podgotovlennosti // Zhurnal nauchnyh statej «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke». 2016. T. 18. № 2. S. 422-425.