http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-11-278-281
УДК 316.346.3
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ИНДИВИДУУМА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЯ
Матвеев1'2 С.С., Базунов1 А.А., Султанов1 А.Д.
1ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет, г. Уфа, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация. Статья содержит обзор исследований, в которой изучались состояние здоровья и физическая дееспособность населения. В связи с этим были проведены методы исследования - педагогическое наблюдение, конкретно-социологический, социально-педагогический, медико-социальный и медико-педагогический системный анализ реально происходящих процессов. Был проведен анализ состояния здоровья и управления физическим воспитанием населения, полученные данные позволили сделать выводы по существенным переменам, которые должны быть произведены в системе высшего образования. Целью данной проблемы состояла в разработке социологических проблем организации и управления физкультурной деятельностью для определения принципов построения адекватных моделей организации и управления физическим воспитанием населения, интегрирующих в своем содержании всю совокупность средств культурного воздействия на здоровье и физическое развитие человека. Эта цель обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач: исследование современных тенденций изменения состояния здоровья людей и социальных условий, влияющих на данный процесс. В связи с этим важное место в работе уделено обоснованию необходимостью нормативного подхода, призванного стать стержнем программ физического воспитания, выполнять не только контрольную функцию, но и играть стимулирующую и организующую роль.
Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, физическое воспитание, физическая работоспособность.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена потребностью анализа изменений, которые произошли в состоянии здоровья и образа жизни людей, и соответственно физическое развитие в условиях трансформирующего общества, что существенно обусловило изменение процессов воспроизводства и развития социобиотического потенциала населения современного российского общества.
Здоровье - важнейшая характеристика реальной физической дееспособности человека и потенциальных его физических возможностей. Но это, прежде всего, отсутствие болезни, свобода активной, деятельной и подвижной человеческой жизни.
Ухудшение здоровья населения отрицательно сказывается на производительности труда работников, что является одной из причин, затрудняющих подъем экономики, а, следовательно, и благосостояние населения. Кроме того, важно подчеркнуть, что низкий уровень биотического потенциала негативно влияет на процесс усвоения и закрепления знаний учащимися образовательных учреждений.
Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы, способствует закреплению полезных для здоровья телосложений, развитию иммунитета, повышению устойчивости против стрессов, сопротивляемости организма вредным воздействиям окружающей среды, а, следовательно, оздоровлению человека. Понимание этой ценности изменяет в обществе отношение к этой сфере жизни [2, с.16,19].
Физическая работоспособность - понятие комплексное. Складывается из многих факторов: телосложения, антропометрических показателей, мощности, емкости и эффективности механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем, силы и выносливости мышц, нервно-мышечной координации, состояния опорно-двигательного аппарата, состояния эндокринной системы, психического статуса, мотивации и др. и определяется путем функционального тестирования. Физическую работоспособность связывают с определенным объемом мышечной работы, который может быть выполнен без снижения заданного (или
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1
—--—
установившегося на максимальном уровне для данного индивидуума) уровня функционирования организма. При недостаточном уровне физической активности наступает атрофия мышц, что неизбежно влечет за собой ворох болезней.
Физическая работоспособность понятие комплексное и определяется следующими факторами: морфо-функциональным состоянием органов и систем человека, психическим статусом, мотивацией и др.
В статье отмечается, что известные факты объективного ухудшения здоровья населения отрицательно сказывается на производительности труда работников, что является одной из причин, затрудняющих подъем экономики, а, следовательно, и благосостояние населения. Кроме того, важно подчеркнуть, что низкий уровень здоровья негативно влияет на процесс усвоения и закрепления знаний учащимися образовательных учреждений. Все это и обусловило необходимость как теоретического анализа феномена здоровья современного человека, так и эмпирических исследований данного проблемного поля.
Существуют и другие подходы к различным критериям и показателям измерения здоровья. В последние годы некоторые специалисты предлагают выделить как самостоятельный социальный критерий - физическую активность, что является вполне обоснованным. В качестве показателей здесь предлагаются уровень социальных знаний и навыков, готовность к реализации социальных ролей и функций.
В качестве одного из критериев соматического состояния здоровья предлагается использовать состояние физической работоспособности. Этот критерий позволяет разработать количественно определяемые нормы физических качеств человека. В теории и практике медицины для оценки физического здоровья используют медико-статистические показатели, которые позволяют определять физические возможности и функциональное состояние основных органов. В частности, методологию и методику количественного измерения здоровья разрабатывает Г. Гусейнов. Он пишет, что «количественный подход обеспечивается медицинской техникой и позволяет определить, болен или здоров человек, какова степень его здоровья или тяжесть болезни» [1,13].
Анализ общей оценки здоровья указывает на то, что у обучающихся с первого по третий курс отмечается «средний» уровень здоровья. У студентов выпускного курса показатели распределись таким образом: у юношей - «низкий» уровень, у девушек - «ниже среднего». Данный факт вполне объясним с кумулятивными интеллектуальными нагрузками студентов, а также естественным волнением перед выпускными экзаменами и дальнейшим устройством на работу [3, с. 228].
Целью данной проблемы - разработка социологических проблем организации и управления физкуль-
турной деятельностью для определения принципов построения адекватных моделей организации и управления физическим воспитанием населения, интегрирующих в своем содержании всю совокупность средств культурного воздействия на здоровье и физическое развитие человека.
Развитие рыночных производственных отношений будет стимулировать физическое и интеллектуальное саморазвития человека, создание качественно новой системы здравоохранения и физического воспитания. Эти процессы ускорятся при условии усиления государственного участия в решении оздоровительных задач наряду со всемерным развитием предпринимательской инициативы и самодеятельности, самоорганизации жизнедеятельности (здорового образа жизни) людей [4, с. 89] .
Общая заболеваемость студентов Башкортостана ежегодно имеет тенденцию к росту. Так, по данным медицинского осмотра в 2012 г. было выявлено 13,2% на 3770 осмотренных обучающихся. К 2016 г. данный показатель увеличился до 14,3% на 4189 студентов [3, с. 227].
Организация и методы исследования. Эмпирические исследования проводились среди жителей городов РБ: Уфе, Бирске, Благовещенске, Салавате, Стер-литамаке, Янауле. Сбор информации осуществлялся методом анкетного опроса по пропорциональной случайной выборке. Дифференциация всего генерального массива осуществлялась методом регрессионного взвешивания по следующим укрупненным параметрам: уровень развития производительных сил и степень включенности населения в различные сферы общественного производства; плотность населения; биосоциальный потенциал населения (основными признаками последнего операционального параметра явились - средняя продолжительность жизни, уровень детской смертности, уровень биосоциального сервиса и т.д).
Следующий этап комплексного исследования строился по принципам экспертного опроса. Поле исследования было представлено указанными выше гнездами на территории Республики Башкортостан. В качестве экспертов в исследовании участвовали специалисты, работающие в следующих сферах (массив = 164 человека): врачи поликлиник; врачи городского или районного центра госсанэпиднадзора; врачи больниц; специалисты Минздрава РБ; научные работники в области медицины; специалисты физической культуры и спорта: учителя и преподаватели физического воспитания средних специальных и высших учебных заведений. Объем выборочной совокупности составил 760 человек. Структура опрошенных соответствует по всем основным показателям структуре населения городов республики.
Результаты исследования. На основании данных медицинской статистики, отчетов органов образова-
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 11 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-ll
ния, экспертных оценок, тестирования и антропометрических исследований, анкетных опросов нами сделан вывод, что более половины школьников (53,0%) имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей в отдельных школах к окончанию обучения не превышает 20-25%. Около 50% призывников в армию не выполняют предусмотренных нормативов, а 20% по состоянию здоровья не признаются пригодными к службе в армии вообще. Заболеваемость призывников за последние годы увеличилась на 49,0%, возврат из армии по состоянию здоровья - на 30%.
Очевидно, что картина приоритетных форм проведения досуга будет не полной без включения в нее распространенных видов оздоровительных и физкультурных занятий. Кроме того, без двигательной активности в досуговой сфере проблематичным является поддержание биотического потенциала личности, а, следовательно, и формирование здорового образа жизни человека.
Так, лишь каждый пятый из наших респондентов отметил, что занимается спортом или оздоровительной физкультурой, а регулярность этих мероприятий характерны только для 4,3%. Выяснилось, что среди активно занимающихся спортом и физкультурой 62,5% учащихся, 57,1% руководителей разного уровня, 25,0% врачей и педагогов и 27,5% государственных служащих. Причем, для представителей последней группы эти занятия не носят регулярного характера.
Выявлены и существенные недостатки в их физическом развитии: только у 25,6% студентов соответствовало силовым и жизненным индексам, нарушения бронхиальной проходимости встретилось у 22,9% (чаще у юношей, чем у девушек). На долю 16-17 летних студентов у юношей приходится 58,7 случаев бронхиальной обструкции, среди девушек 81,8%, что содержит потенциальную угрозу болезней. У 43,2% студентов наследственность отягощена болезням органов дыхания, системы кровообращения и пищеварения, причем у девушек она оказалась в 2 раза чаще, чем у юношей.
Следует отметить, что многократно ускорившийся ритм жизни, возросшие психофизиологические нагрузки, резко снизившиеся уровень и качество жизни основной части населения, детерминированные трудностями переходного периода российского общества, малоподвижный образ жизни населения наряду с укоренившимися вредными привычками и старыми стереотипами образа жизни стали причиной роста заболеваемости, сокращения продолжительности жизни, депопуляции российского населения [4, с.775].
Молодежь, вступающая в самостоятельную трудовую жизнь (84,5%), прекращает физкультурно-спор-тивные занятия в возрасте до 25 лет (в том числе 57,2% до 23 лет, 27,3% до 23-25 лет). Прекращение занятий
объясняют следующими причинами: отсутствием свободного времени - 37,3%, семейными обстоятельствами - 18,3; отсутствием желания - 14,4% , отсутствием условий для занятий - 12,0%, болезнью, слабым здоровьем - 6,6%, отсутствием спортивной секции по любимому виду спорта - 3,9%, усталостью после работы - 3,1%, нежеланием заниматься с более молодыми - 1,2%, другими причинами - 2,3%. Большинство опрошенных работников производственных предприятий г. Уфы (77,4 % ) согласны с тем, что «Физическая культура и спорт необходимы в жизни», 66,4 % опрошенных отметили, что спорт является « средством повышения работоспособности», 62,0 % - «разумной организации свободного времени», 57,6 %, - « важнейшей потребностью каждого человека» - 56,1 %, «средством повышения общей культуры» - 50,8, % , «воспитания ценных качеств личности» - 49,3 %, «подготовки к активной социальной деятельности» - 44,7 %.
Для развития физической культуры в полной мере нужна эффективная экономика, высокая производительность труда, рост жизненного уровня. Именно эти факторы в первую очередь и будут определяющими в становлении здорового образа жизни. Но общество не может ждать, пока в стране полностью созреют экономические условия для развития физкультурного движения в полной мере. Не ждать, а упреждающе готовить детей к жизнедеятельности в условиях развивающегося постиндустриального общества с соответствующим ему уровнем физической культуры - основная задача школы и других социальных институтов, всего общества.
Выводы: Одни из наиболее существенных направлений улучшения здравоохранения и физического воспитания населения является усиление государственного контроля над состоянием здоровья и физического развития населения. Современное состояние здоровья и физическое развитие населения свидетельствуют о необходимости коренных изменений в системах здравоохранения и их физического воспитания. Существенные перемены должны быть произведены в системе высшего образования. Многие проблемы формирования физической культуры школьников объясняются некомпетентностью кадров. Для устранения этого необходима всеобщая переподготовка кадров в области физической культуре и спорта.
В связи с этим важное место в исследовании уделено обоснованию необходимостью нормативного подхода, призванного стать стержнем программ физического воспитания, выполнять не только контрольную функцию, но и играть стимулирующую и организующую роль. Творческие разработки по применению различных средств и форм физического воспитания должны не смягчать, а, наоборот, усиливать нормативные требования к физической подготовке. Особенно
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1
—--—
это касается школьников и учащейся молодежи. Надо всегда иметь в виду, что физическое воспитание школьников и других организованных групп детей и юношества является в современных условиях главным средством управляемого воздействия общества на улучшение здоровья и повышения уровня физического развития всего населения.
Здоровье нельзя купить. Его надо созидать, реализуя генетические возможности при сознательном и постепенном формировании привычек здорового образа жизни. Все говорят, что здоровье - самое большое богатство, однако людей, сознательно приумножающих этот действительно бесценный дар очень немного. Пассивное отношение к своему здоровью носит массовый характер. Корни его лежат в психологии человека. Решить проблему только пропагандой санитарно-гигиенических знаний не представляется возможным. Именно поэтому, несмотря на огромное количесвто разрозненных сведений в популярной литературе, в различных
радио- и телепрограммах, интерес к информации о
здоровье и красоте не снижается.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Гусейнов Г. Математические грани здоровья. - Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1992. - С. 13.
[2] Матвеев С.С. Социальная детерминация изменения биотического потенциала населения современного регионального социума: автореф. дис. ... канд.со-циол.наук. - Уфа, 2007. - 24 с.
[3] Матвеев С.С. Оценка уровня здоровья и физического развития студентов в динамике четырех лет обучения в вузе // Здоровье и образование в XXI веке. М.: изд-во РУДН, 2017. - Т. 19. № 10. - С. 226-229.
[4] Матвеева Л.М. Социальные проблемы повышения влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на здоровье населения: дис. ... канд. социол.наук. - Уфа, 2004. - С. 89.
[5] Шаяхметова Э.Ш., Матвеев С.С., Матвеева Л.М. Образ жизни как фактор здоровья современного человека // Здоровье и образование в XXI веке. М.: изд-во РУДН, 2016. - Т. 18. № 2. - С.794-797.
PHYSICAL PERFORMANCE OF THE INDIVIDUAL AS A MANIFESTATION OF ONE OF THE KEY ELEMENTS OF HEALTH
Matveev1'2 S.S., Bazunov1 A.A., Sultanov1 A.D.
1Bashkir State University, Ufa, Russian Federation
2Bashkir State Pedagogical University of. M. Akmullah, Ufa, Russian Federation
Annotation. The article provides an overview of studies which examined the health status and physical capacity of the population. In this regard, was conducted research methods - pedagogical observation, specific sociological, socio-educational, medico-social and medico-pedagogical system analysis of the actual processes taking place. An analysis was conducted of health and the Department of physical education of the population, the data obtained allowed to draw conclusions on the substantive changes that must be made in the system of higher education. The purpose of this problem was to develop sociological problems of organization and management of physical activity to determine the principles of building adequate models of organization and management of physical education of the population, integrating within its scope the totality of the means of cultural influence on health and physical development of man. This goal led to the need to solve the following research tasks: study of current trends in the health status of the people and social conditions affecting the process. In this regard, an important place in the work devoted to the substantiation of necessity of the normative approach, which aims to be the core of physical education programs, to perform not only a control function, but also to play a catalytic and convening role.
Key words: health, physical development, physical education, physical performance.
REFERENCES
[1] Guseinov G. Mathematical facets of health. - Rostov-na-Donu: Rostov University, 1992. - p. 13.
[2] Matveev S.S. Social'naja determinacija izmenenija biotich-eskogo potenciala naselenija sovremennogo regional'nogo sociuma: avtoref. dis. ... kand.sociol.nauk. - Ufa, 2007. -24 p.
[3] Matveev S.S. Ocenka urovnja zdorov'ja i fizicheskogo razvitija studentov v dinamike chetyreh let obuchenija v
vuze // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. M.: izd-vo RUDN, 2017. - T. 19. № 10. - p. 226-229.
[4] Matveeva L.M. Social'nye problemy povyshenija vlijanija fizkul'turno-ozdorovitel'noj dejatel'nosti na zdorov'e naselenija: dis. ... kand. sociol.nauk. - Ufa, 2004. - p. 89.
[5] Shajahmetova Je.Sh., Matveev S.S., Matveeva L.M. Obraz zhizni kak faktor zdorov'ja sovremennogo cheloveka // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. M.: izd-vo RUDN, 2016. - T. 18. № 2. - p.794-797.