УДК 612.82
ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
С. С. Матвеев, Л.М. Матвеева, Г.А. Шурухина, Э.Ш. Шаяхметова
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа, Россия, 450000
Аннотация. В данном исследовании изучались особенности индивидуальных психофизиологических характеристик у лиц с различным уровнем физической подготовленности. Обследование студенческой молодежи проводилось с 2015 г. по 2016 г. на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, с использованием ресурсов лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии. Установлено, что у студентов, занимающихся спортом, отмечается большая социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Они склонны к риску, держатся свободно, достаточно прямолинейны, естественны, непосредственны в поведении, у них отмечается развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований.
Ключевые слова: индивидуальные психофизиологические характеристики, различный уровень физической подготовленности, экстравертированный тип, нейротизм, личностная и реактивная тревожность.
Особую актуальность в настоящее время приобретает изучение закономерностей адаптации человека к учебной и спортивной деятельности, результаты которого должны быть направлены не только на достижение успешности обучения и высокие спортивные результаты, но и на сохранение здоровья индивида.
Ведутся исследования психологических и психофизиологических особенностей спортсменов разных квалификаций [4; 7; 8]. Накоплен большой эмпирический материал по проблеме адаптации студентов к учебной нагрузке [1—3; 5; 6; 9]. Однако практически отсутствуют специальные комплексные исследования функциональных и индивидуальных психологических характеристик студенческой молодежи с различной физической подготовленностью.
В связи с этим целью данного исследования стало изучение особенностей психологических характеристик у лиц с различной физической подготовленностью.
Организация, методы и методики исследования. Исследование проводилось на базе лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». В исследовании приняли участие 88 студентов занимающихся спортом (факультет физической культуры) и 76 студентов, занимающихся общей физической подготовкой (факультет психологии). Средний возраст студентов составил 19,6 лет. Индивидуальные психофизиологические характеристики студентов с различной физической подготовленностью изучались с помощью аппаратного комплекса «Психофизиолог» (ООО Медиком
—--—
~ 422 ~
—--—-
МТД, г. Таганрог) с использованием тестов «Самочувствие, активность, настроение» (САН), личностной и реактивной тревожности (ЛТ и РТ), личностного опросника Айзенка, 16 факторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла.
В работе были использованы следующие методы: анализ литературных источников, педагогический констатирующий эксперимент, мате-матико-статистический анализ.
Оценка нейротима студентов обеих групп показала, что уровень данного показателя находится в диапазоне средних величин. При этом, уровень нейротизма у студентов занимающихся спортом достоверно выше (р = 0,001), чем у студентов, занимающихся общей физической подготовкой, что свидетельствует о большей динамичности, импульсивности поведения.
Анализ среднегрупповых значений по шкале личностной тревожности не выявил достоверно значимых различий у студентов занимающихся и не занимающихся спортом. Однако, следует отметить, что студенты обеих групп продемонстрировали высокий уровень реактивной тревожности. Согласно интерпретации автора-разработчика шкалы, — Ч.Д. Спилбергера, показатель, равный 45 и более баллам, следует рассматривать как проявление высокого уровня реактивной тревожности. Можно предположить, что вхождение в студенческую жизнь вызывает состояние тревожности, поскольку учеба в вузе создает разнообразные ситуации, касающиеся оценки компетенции и престижа студента. У студентов занимающихся общей фи-
Результаты исследования. Анализ результатов, представленных в таблице, свидетельствует, что студенты, занимающиеся различными видами спорта, относятся к экстравертированному типу поведения и характеризуются обращенностью на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе их интересы, однако они не очень склонны к углубленному самоанализу.
зической подготовкой уровень реактивной тревожности на 11,8 баллов выше, чем у молодых людей занимающиеся спортом (р = 0,001). Состояние реактивной тревожности у студентов не занимающихся спортом характеризуется более выраженным субъективным беспокойством, дискомфортом, напряженностью и вегетативными сдвигами. На наш взгляд, достоверно значимые различия в уровне проявления реактивной тревожности студентов с различным уровнем физической подготовленности можно объяснить тем, что студенты занимающиеся спортом за долгие годы тренировок приобрели навык регуляции психического состояния.
Анализируя данные теста «Самочувствие, активность и настроение» следует отметить, что в начале учебного года студенты занимающиеся общей физической подготовкой расценивали самочувствие и активность как плохие. Низкие самооценки студентов данной группы объяснимы влиянием стрессовых ситуаций на оценку молодых людей своего состояния в процессе вхождения в учебную деятельность. У студентов занимаю-
Таблица
Индивидуальные психофизиологические характеристики студентов с различной физической подготовленностью
Показатели Занимающиеся спортом Занимающиеся общей физической подготовкой Достоверность различий, Р=
Экстраверсия, баллы 15,8 ± 1,2 8,6 ± 1,0 0,001
Нейротизм, баллы 14,2 ± 0,8 9,6 ± 0,6 0,001
Личностная тревожность, баллы 33,2 ± 1,2 33,8 ± 1,1 0,162
Реактивная тревожность, баллы 45,2 ± 1,2 57,0 ± 1,4 0,001
Самочувствие, баллы 46,2 ± 2,4 37,2 ± 2,2 0,001
Активность, баллы 46,5 ± 2,2 37,5 ± 2,1 0,001
Настроение, баллы 44,5 ± 2,3 45,5 ± 2,4 0,732
—--—
~ 423 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
щихся спортом обнаружены средние (нормальные) самооценки самочувствия, активности и настроения. Показатели самооценки самочувствия и активности у студентов обеих групп достигли достоверно значимых различий (р = 0,001). Показатели настроения были в диапазоне нормальных величин у студентов занимающихся и не занимающихся спортом, что следует расценивать в качестве удовлетворенности молодых людей выбором профессиональной направленности и учебной деятельностью и согласуется с показателями нейро-тизма. Студенты обеих групп — это эмоционально стабильные лица, характеризующиеся уверенностью, уравновешенностью, спокойствием, решительностью.
При анализе личностных особенностей по 16-факторному Р. Кеттелл были выявлены некоторые отличия между исследованными группами: по факторам подчиненность — динамичность, робость — смелость, прямолинейность — дипломатичность, конформизм — нонконформизм. Анализ данных шкал позволил предположить, что студенты занимающиеся спортом зависимы от группы, следуют за общественным мнением, предпочитают и работать, и принимать решения вместе с другими людьми. Данный факт вполне объясним жёсткой организацией спортивного взаимодействия: тренер — спортсмен, спортсмен — команда. Ориентация на социальное одобрение, высокий уровень мотивации и активная неудовлетворенность в стремлениях рассматривается нами как стремление спортсмена к высоким личным спортивным достижениям. Кроме того, им свойственна конкретность и некоторая ригидность мышления, что также может быть следствием необходимости неукоснительного выполнения требований тренера и соблюдения дисциплины. Они склонны к риску, держатся свободно, растор-моженно, достаточно прямолинейны, наивны, естественны, непосредственны в поведении. У лиц данного профиля можно отметить развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований.
Выводы:
1) студенты занимающиеся и не занимающиеся спортом в начале учебного года продемонстрируют высокий уровень реактивной тревожно-
сти, что связано с тем, что учеба в вузе создает разнообразные ситуации, касающиеся оценки компетенции и престижа студента;
2) уровень нейротизма у студентов занимающихся спортом достоверно выше, чем у студентов, занимающихся общей физической подготовкой, что свидетельствует о большей динамичности, импульсивности поведения;
3) у студентов занимающихся спортом отмечается большая активность, социальная смелость, готовность иметь дело с новыми обстоятельствами и людьми. Они склонны к риску, держатся свободно, им характерны естественность, прямолинейность, непосредственность в поведении, у них отмечается развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байгужин П.А. Гигиеническая оценка напряженности умственного труда студентов в ситуации тестирования теоретической подготовленности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2011. № 39 (256). С. 16—18.
2. Екимова В.И. Педагогика профессионального образования: проблемы и перспективы развития в условиях реформ / В.И. Екимова, В.М. Кирсанов, С.Г. Ле-щенко, A.C. Сидоренко и др. М.: ООО «БУКИ ВЕДИ», 2013.
3. Литвинова H.A. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: дисс. ... д-ра биол. наук. Томск: ТГПУ, 2008.
4. Минуллин А.З. Психофизиологические особенности адаптации юных боксеров к соревновательному стрессу: дисс. ... канд. биол. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2013.
5. Спицин А.П., Чупраков П.Г. Оценка адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности в зависимости от успеваемости // Вятский медицинский вестник. 2001. № 1. С. 39—41.
6. Токарева A.B. Мониторинг функционального состояния студентов как средство контроля в физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology. snauka.ru/2013/09/2416 (дата обращения: 12.07.2014)/
7. Хакимов Э.Р., Шаяхметова Э.Ш., Муфтахи-на P.M., Матвеева Л.М., Огуречников Д.Г. Психологические показатели в оценке уровня развития помехоустойчивости у высококвалифицированных боксеров // Вестник психофизиологии. СПБ., 2015. № 3. C. 109—113.
—--—
~ 424 ~
8. Шаяхметова Э.Ш. Психофизиологические закономерности адаптации боксеров к нагрузкам в различные периоды тренировочно-соревновательного процесса: дисс. ... д-ра биол. наук. Челябинск: ЧГПУ. 2013.
9. Шурухина Г.А., Нухова М.В., Шаяхметова Э.Ш. Взаимосвязь уверенности и карьерных ориентаций у студентов старших курсов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: www. science-education.ru/129-21730 (дата обращения: 11.10.2015).
FEATURES INDIVIDUAL PSYCHOPHYSIOLOGICAL
CHARACTERISTICS IN INDIVIDUALS
WITH DIFFERENT LEVEL OF PHYSICAL FITNESS
C. C. Matveev, L.M. Matveeva, G.A. Shuruhina, Je.Sh. Shajahmetova
M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University
Annotation. In this study, we explored the features of the individual psychophysiological characteristics in individuals with different level of physical fitness. The student survey of young people was carried out from 2015 to 2016 on the basis of the Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla, using the resources of the laboratory of psychophysiology and experimental psychology. Found that students involved in sports, there is a great social boldness, activity, readiness to deal with unfamiliar circumstances and people. They are risk-averse, held freely, fairly straightforward, natural, direct behavior, they are reported to have developed self-control, accuracy in the execution of social requirements. Key words: individual psycho-physiological characteristics, different level of physical fitness, extroverted type, neuroticism, personal and reactive anxiety.
REFERENCES
1. Bajguzhin P.A. Gigienicheskaja ocenka naprja-zhennosti umstvennogo truda studentov v situacii testiro-vanija teoreticheskoj podgotovlennosti. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obra-zovanie, zdravoohranenie, fizicheskaja kul'tura, 2011, no. 39 (256), pp. 16—18.
2. Ekimova V.I., Kirsanov V.M., Leshhenko S.G., Sidorenko A.S. i dr. Pedagogika professional'nogo obra-zovanija: problemy i perspektivy razvitija v uslovijah reform. Moscow, OOO «BUKI VEDI», 2013.
3. Litvinova N. A Rol' individual'nyh psihofiziolo-gicheskih osobennostej studentov v adaptacii k umstvennoj i fizicheskoj dejatel'nosti. Diss. d-ra biol. nauk. Tomsk, TGPU, 2008.
4. Minullin A.Z. Psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii junyh bokserov k sorevnovatel'nomu stressu. Diss. kand. biol. nauk. Cheljabinsk, ChGPU, 2013.
5. Spicin A.P., Chuprakov P.G. Ocenka adaptacii stu-dentov mladshih kursov k uchebnoj dejatel'nosti v zavisi-
mosti ot uspevaemosti. Vjatskij medicinskij vestnik, 2001, no. 1, pp. 39—41.
6. Tokareva A.V. Monitoring fUnkcional'nogo sosto-janija studentov kak sredstvo kontrolja v fizicheskoj kul'ture. Psihologija, sociologija i pedagogika, 2013, no. 9 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://psychology.snauka.ru/ 2013/09/2416 (data obrashhenija: 12.07.2014).
7. Hakimov Je.R., Shajahmetova Je.Sh., Muftahi-na R.M., Matveeva L.M., Ogurechnikov D.G. Psihologi-cheskie pokazateli v ocenke urovnja razvitija pomehoustoj-chivosti u vysokokvalificirovannyh bokserov. Vestnik psi-hofiziologii, SPb., 2015, no. 3, pp. 109—113.
8. Shajahmetova Je.Sh. Psihofiziologicheskie zako-nomernosti adaptacii bokserov k nagruzkam v razlichnye periody trenirovochno-sorevnovatel'nogo processa. Diss. d-ra biol. nauk. Cheljabinsk, ChGPU, 2013.
9. Shuruhina G.A., Nuhova M.V., Shajahmetova Je.Sh. Vzaimosvjaz' uverennosti i kar'ernyh orientacij u studentov starshih kursov. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 2. URL: www.science-education.ru/129-21730 (data obrashhenija: 11.10.2015).