Физкультура и спорт
УДК 796.6
Е. А. СУХАЧЕВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ОЦЕНКА УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ТРИАТЛОНЕ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ__________________
Статья представляет один из подходов к оценке специальной физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в триатлоне на олимпийской дистанции. Автором предложен комплекс педагогических тестов для оценки специальной физической подготовленности в видах триатлона. Разработана шкала, позволяющая определить уровень специальной физической подготовленности в видах триатлона. Разработаны индивидуальные профили спортсменов, специализирующихся в триатлоне. Выводы, сделанные в результате исследования, подтверждены большим объемом эмпирических данных, полученных в ходе изучения соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов.
Триатлон, педагогическое тестирование, модельные характеристики, уровни специальной физической подготовленности
Введение. При построении тренировочного процесса в триатлоне перед специалистами и тренерами возникает проблема моделирования специальной физической подготовленности спортсменов в связи с предстоящим выбором дальнейшей стратегии и тактики при планировании тренировочных и соревновательных нагрузок. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью проведения специальных исследований тренировочного процесса в триатлоне для разработки подходов к моделированию специальной физической подготовленности.
Цель исследования заключается в обосновании общетеоретических подходов к моделированию специальной физической подготовленности и определению модельных характеристик спортсменов различной квалификации.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что эффективное построение тренировочного процесса триатлетов требует наличия модельных характеристик специальной физической подготовленности в видах. Наличие информации об отдельных компонентах подготовленности позволит наиболее рационально спланировать тренировочный процесс к моменту ответственных соревнований.
В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:
1. Определить наиболее информативные педагогические тесты для оценки специальной физической подготовленности триатлетов.
2. Выявить индивидуальные особенности структуры специальной физической подготовленности триатлетов.
3. Разработать шкалу оценки уровня физической подготовленности триатлетов.
4. Обосновать и разработать подход к моделированию специальной физической подготовленности триатлетов.
Методы исследования: анализ литературных источников и научно-методического материала, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, неинвазивная методика определения АнП, методы математической статистки.
Организация исследования. В качестве объекта исследования был выбран комплекс показателей, характеризующих развитие аэробных и анаэробных возможностей спортсменов. В исследовании принимали участие спортсмены, специализирующиеся в триатлоне на олимпийской дистанции, в возрасте 23,6 + 4,7 лет, со спортивной квалификацией от КМС до МС (n=120).
Полученные результаты. Согласно данным исследований В. М. Зациорского (1982), В. Л. Уткина (1983, 1985), для характеристики уровня специальной физической подготовленности рекомендуется одновременно оценивать физическую работоспособность спортсмена и физические качества, обеспечивающие выполнение соревновательного упражнения [2, 4].
Для оценки аэробной мощности процессов энергообеспечения мышечной деятельности в плавании нами использовалось плавание с максимально возможной скоростью на дистанции 400 м, в оценке велосипедной составляющей - дистанция 4000 м, в беге - 3000 м. По мнению G. Neumann, K. Hottenrott (2000), результат на данных дистанциях косвенно отражает мощность аэробных процессов энергообеспечения (МПК) [6-8]. Оценка емкости аэробных процессов энергообеспечения осуществлялась на основе результатов в тесте на дистанции 800 м в плавании, 20000 м в вело, 10000 м в беге [6-8]. Аэробную эффективность оценивали неинвазивно по методике, предложенной F. Conconi (1982) [5].
В качестве показателей, косвенно отражающих мощность анаэробного гликолитического процесса, могут служить результаты на дистанции 100 м с мак-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
табдіф і
Шви ОЦЕ>и у роввс* спсцральво! фиачтсю! ■дюпшнвсп втрвшк
Пока:ате.тн ТЄСТВ І30ЕЙНН я Уроввв специальной фнівческон п оа гот ое л ан но с ти
ни тин н иже ср еджи-о СреЛНЕЕ выше ср^ш его ВЫСОКИЕ очень ВЫСОКИЕ
100 и ГЦІ2Е 1Н 11т и/С 1 ІЗ-1.606 1.607-1.64" 1.643-1.73 1, "4-1,7 Л 1,772-1.35 >1.35
400 М ГЦІ2Е 1Н 11т и/с <1.359 1.36-1.39 1393-1.4" 1.4 Л-1.506 1.507-1.531 >1.532
300 и [ШаЫЕШЕ М'С 1.233-1.313 1314-1.342 1.344-1.420 1,435-1,463 1.464-1.455 >1.497
1500 и ги: 1Е ін Пт и/с <1,277 1.23-1312 1.316-1.374 1.333-1.401 1.410-1.44 >1.473
АнП гспаьаннЕ м'с <1,2-37 1233-1^267 Ц2 63-1,32’ 1.323 -1.35“ 1.353-1.415 >1.416
1000 м бело м/с 14,45-15.624 15.625-16.24 16.25 -1" .4 7 17,48- 13.07 13. СЗ-192 6 5 >19.266
40001[ б ел с м/с 3355-9.99 10-10,52 10.53-11.594 11.595-1111 12.12-13.15 >13.15
20000 и беполг'с 3,35-9,6 9.61-9.99 10-10,75 10.76-11.136 11.1 ”11.9 >1191
АнП БЕЛО и'е 9.263-3.606 9264-9.532 9.533-10.246 10.62-11.2 >11.3
400 мї=г и-е 6.10-6345 6 347-6.476 6.477-6.723 6.729-6.355 6.366-7.1
1000 иоггц'с 532-5 113 5.514-5.60 Ї61-5.312 5.313-591 5.911-6.11 >6.11
3000 иоггц'с 4.65-4.39 4.9-5.033 5.034-5.29 5.3-54." 5.413-5.764 >5.764
10000 н 5аг м/с 4.245-4.542 4.543-4.635 4.694.99 5-5.143 5.145-5.44
АеЛ 5аг хь'с 3944241 4,2424,39 4,3924,7 4,71-5,154 >5,155
симально доступной скоростью в плавании, в велосипедной составляющей триатлона 1000 м, в беге -400 м [6-8].
Величина корреляционной взаимосвязи результатов в тестах со спортивным результатом на соревновательной дистанции находилась на уровне (г=0,37-
0,98). Коэффициенты корреляции имеют тенденцию к повышению с увеличением длины дистанции в тесте. Следует отметить, что результаты в тестах на коротких дистанциях в плавании и вело, косвенно отражающих анаэробные возможности, имеют сильную корреляцию с соревновательной дистанцией (г=0,75, 0,72). Умеренная корреляционная взаимосвязь наблюдается между результатом в тесте на дистанции 400 м и соревновательной дистанцией в беге. Это, на наш взгляд, подтверждается данными Ф. П. Суслова (1999), свидетельствующими, что соревновательная деятельность в триатлоне во многом зависит от эффективной работы как аэробной, так и анаэробной системы энергообеспечения [3].
В результате исследования было установлено, что вклад анаэробных и аэробных механизмов в энергообеспечения мышечной деятельности при выполнении соревновательных дистанций в видах у спортсменов различной квалификации достоверно отличался (р0<0,05). Это дает основание предполагать, что достижение одинаковых результатов разными спортсменами осуществляется за счет различного индивидуального соотношения аэробного и анаэробного метаболизма. По мнению Н. И. Волкова (1995), это объясняется направленностью предшествующей подготовки, ранней специализацией, уровнем спортивного мастерства [1].
Для того чтобы сопоставить показатели, выявленные в результате тестирования, в каждом из видов, входящих в триатлон, а также определить границы уровней специальной физической подготовленности, нами использовалась стандартная Z- шкала. Начисляемые очки в этой шкале равны нормированному отклонению. Средний результат в тесте оценивался в ноль очков. Очки начислялись по формуле: t=(xi-Х )/0
где, х1 — показанный результат, и о - средняя величина и стандартное отклонение (табл. 1).
Выводы
Таким образом, применение разработанного подхода к моделированию специальной физической под-
готовленности триатлетов в тренировочном процессе позволило:
— определить индивидуальную структуру и уровень специальной физической подготовленности, при этом были выделены следующие профили спортсменов: «универсал», «пловец-бегун», «велосипедист-бегун», «пловец-велосипедист»;
— осуществлять дифференцирование тренировочных нагрузок в ведущих и отстающих видах триатлона с учетом индивидуального профиля и уровня специальной физической подготовленности спортсмена;
— выявить характер и направленность изменений в структуре специальной физической подготовленности спортсмена в результате воздействия тренировочных нагрузок.
Практические рекомендации
— Применение разработанного подхода оценки уровня специальной физической подготовленности позволяет сравнивать модельные характеристики триатлетов высокой квалификации с характеристиками специальной физической подготовленности конкретного спортсмена на различных этапах подготовки.
— Дифференцирование тренировочных нагрузок в видах триатлона следует осуществлять на основе показателей АнП в каждом виде, определенных в результате педагогического тестирования. Определение АнП является неотъемлемой частью этапного контроля и проводится в начале каждого мезоцикла подготовки.
— Оценка ведущих компонентов специальной физической подготовленности осуществляется опосредовано на основании результатов серии тестов: в плавании 100 м в/с, 400 м в/с, 800 м в/с, 1500 м в/с, АнП; вело 1000 м, 4000 м, 20000 м, АнП; бег 400 м, 1000 м, 3000 м, 10000 м, АнП.
Библиографический список
1. Волков Н. И. Теория и практика интервальной тренировки в спорте / Н. И. Волков, А. В. Карасёв, М. Хосни. -М. : Военная академия им. Дзержинского, 1995. - 196 с.
2. Зациорский В. М. Биомеханические основы выносливости / В. М. Зациорский, С. Ю. Алешинский, Н. А. Якунин. - М. : Физкультура и спорт, 1982. — 207 с.
3. Современная система спортивной подготовки /
под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. - М. : СААМ, 1995. - 445 с.
4. Уткин В. Л. Биомеханические аспекты выносливости / В. Л. Уткин, В. В. Зайцева, А. А. Александров. -М. : [б. и.], 1983. - 28 с.
5. Conconi F. Determination of the anaerobic threshold by a noninvasive field test in runners / F. Conconi // J. Appl. Physiol., 1982. - V.52, - No.4.- P. 869 - 873.
6. Hottenrott K. Ausdauertrainer Triathlon / K. Hottenrott M. Zblch Rowholt Taschenbuch Verlag GmbH, Reinbek bei Hamburg. -1998.- 221 s.
7. Hottenrott K. Ausdauertraining / K. Hottenrott Dr.
Loges + Co. GmbH, Winsen. - 1995.- 82 s.
8. Neumann G. Ausdauertraining. — 6 Aufl. / G. Neumann, A. Pfttzner, K. Hottenrott. - Meyer und Meyer, Aachen. — 2000. — 304 s.
СУХАЧЕВ Евгений Александрович, к. п. н., старший преподаватель кафедры теории и методики велосипедного и конькобежного спорта.
Дата поступления статьи в редакцию: 31.10.2007 г.
© Сухачев Е.А.
УДК 796.413/.418 Е. Г. БОНДАРЕНКО
А. И. КРАВЧУК
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЗОВОЙ И ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНСКИХ ГРУПП СТАРШИХ РАЗРЯДОВ_________________________________
Основанием для разработки методики совершенствования технической подготовленности женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции являются: базовая и профилирующая техническая подготовленность, виды и типы ошибок, сбавки за них и их взаимосвязь со спортивно-техническим результатом. Результаты исследования предназначены преподавателям-тренерам в спортивных видах гимнастики и внедрены в подготовку будущих специалистов.
Один из важнейших компонентов в системе спортивной интегральной подготовки, как считает Л. Я. Аркаев [1], является совершенствование технического мастерства. Оно зависит от создания оптимальной избыточности по трудности, качеству, надежности выполняемых элементов высшей сложности, связок и комбинаций в целом. Спортивно-техническое мастерство обеспечивается гармоничным сочетанием технической, физической и психологической подготовленности. Однако победа в соревновании достигается, прежде всего, самими двигательными действиями, выполняемыми спортсменами. И как бы ни была совершенна физическая и психологическая подготовка, она не обеспечит победу, если техника нерациональна или недостаточно освоена [2].
Главным условием успешного решения данной задачи при подготовке спортсменов в парно-групповых видах спортивной акробатики является оптимальный уровень специализированной технической подготовки, в частности владение базовыми и профилирующими упражнениями. Эти специально отобранные и систематизированные учебно-тренировочные средства составляют базу для освоения
упражнений прогрессирующей сложности, сокращая при этом сроки овладения упражнениями и повышая качество их выполнения [3,4,5,6]. Отказ от обучения базовым и профилирующим упражнениям, «натаскивание» на спортивный разряд, наблюдающиеся в настоящее время, приводят к ошибкам в технике выполнения упражнений и препятствуют становлению спортивного мастерства.
Цель исследования — определить базовую и профилирующую техническую подготовленность и разработать методику ее совершенствования для составов женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции.
В соответствии с поставленной целью предполагалось решить следующие задачи:
1. Оценить базовую и профилирующую техническую подготовленность женских групп старших разрядов в темповых акробатических упражнениях.
2. Выявить виды и типы ошибок партнеров женских групп старших разрядов при выполнении базовых и профилирующих темповых упражнений.
3. Установить взаимосвязь между сбавками за выполнение базовых и профилирующих упражнений и
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007