под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. - М. : СААМ, 1995. - 445 с.
4. Уткин В. Л. Биомеханические аспекты выносливости / В. Л. Уткин, В. В. Зайцева, А. А. Александров. -М. : [б. и.], 1983. - 28 с.
5. Conconi F. Determination of the anaerobic threshold by a noninvasive field test in runners / F. Conconi // J. Appl. Physiol., 1982. - V.52, - No.4.- P. 869 - 873.
6. Hottenrott K. Ausdauertrainer Triathlon / K. Hottenrott M. Zblch Rowholt Taschenbuch Verlag GmbH, Reinbek bei Hamburg. -1998.- 221 s.
7. Hottenrott K. Ausdauertraining / K. Hottenrott Dr.
Loges + Co. GmbH, Winsen. - 1995.- 82 s.
8. Neumann G. Ausdauertraining. — 6 Aufl. I G. Neumann, A. Pfctzner, K. Hottenrott. - Meyer und Meyer, Aachen. — 2000. — Э04 s.
СУХАЧЕВ Евгений Александрович, к. п. н., старший преподаватель кафедры теории и методики велосипедного и конькобежного спорта.
Дата поступления статьи в редакцию: 31.10.2007 г.
© Сухачев Е.А.
УДК 796.41з/.418 е. Г. БОНДАРЕНКО
А. И. КРАВЧУК
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЗОВОЙ И ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНСКИХ ГРУПП СТАРШИХ РАЗРЯДОВ_________________________________
Основанием для разработки методики совершенствования технической подготовленности женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции являются: базовая и профилирующая техническая подготовленность, виды и типы ошибок, сбавки за них и их взаимосвязь со спортивно-техническим результатом. Результаты исследования предназначены преподавателям-тренерам в спортивных видах гимнастики и внедрены в подготовку будущих специалистов.
Один из важнейших компонентов в системе спортивной интегральной подготовки, как считает Л. Я. Аркаев [1], является совершенствование технического мастерства. Оно зависит от создания оптимальной избыточности по трудности, качеству, надежности выполняемых элементов высшей сложности, связок и комбинаций в целом. Спортивно-техническое мастерство обеспечивается гармоничным сочетанием технической, физической и психологической подготовленности. Однако победа в соревновании достигается, прежде всего, самими двигательными действиями, выполняемыми спортсменами. И как бы ни была совершенна физическая и психологическая подготовка, она не обеспечит победу, если техника нерациональна или недостаточно освоена [2].
Главным условием успешного решения данной задачи при подготовке спортсменов в парно-групповых видах спортивной акробатики является оптимальный уровень специализированной технической подготовки, в частности владение базовыми и профилирующими упражнениями. Эти специально отобранные и систематизированные учебно-тренировочные средства составляют базу для освоения
упражнений прогрессирующей сложности, сокращая при этом сроки овладения упражнениями и повышая качество их выполнения [3,4,5,6]. Отказ от обучения базовым и профилирующим упражнениям, «натаскивание» на спортивный разряд, наблюдающиеся в настоящее время, приводят к ошибкам в технике выполнения упражнений и препятствуют становлению спортивного мастерства.
Цель исследования — определить базовую и профилирующую техническую подготовленность и разработать методику ее совершенствования для составов женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции.
В соответствии с поставленной целью предполагалось решить следующие задачи:
1. Оценить базовую и профилирующую техническую подготовленность женских групп старших разрядов в темповых акробатических упражнениях.
2. Выявить виды и типы ошибок партнеров женских групп старших разрядов при выполнении базовых и профилирующих темповых упражнений.
3. Установить взаимосвязь между сбавками за выполнение базовых и профилирующих упражнений и
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
=1 =1
і : і?
■2 5
Ей =
= Е |л 5
IV
5
I*
1 Ї
■Е
с#*
■Е
N3
показателями спортивно-технического результата.
4. Разработать методику совершенствования технической подготовленности женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции.
Исследование проводилось в два этапа. На первом — сентябрь 2004-октябрь 2005 гг. определялся уровень базовой и профилирующей технической подготовленности, а также виды и типы ошибок, допускаемые женскими группами. Второй этап исследования — ноябрь 2005 — август 2006 гг. заключался в обработке и анализе полученных данных педагогических контрольных испытаний, разработке методики.
Для определения уровня технической подготовленности в темповых акробатических упражнениях мы рекомендуем использовать 26 базовых и 21 профилирующее упражнение. Базовые и профилирующие упражнения отражают категории сложности (I, II, III, IV, V — согласно правилам соревнований), а также предусматривают разные исходные и конечные положения партнеров, различные способы выполнения и величину вращения верхнего партнера в полете [7].
Оценка базовых и профилирующих упражнений проводилась в соответствии с правилами соревнований по спортивной акробатике. Данные, полученные в ходе исследования, позволили выявить уровень базовой и профилирующей подготовленности женских групп старших разрядов, а также наиболее часто встречающиеся технические ошибки при выполнении темповых элементов. Уровень базовой подготовленности составляет 85%, профилирующей — 29%, оцениваемые как средний и низкий. Выявление видов и типов ошибок определялось относительно партнеров с учетом вклада каждого из них в эти ошибки, а также относительно категорий сложности групповых темповых акробатических упражнений.
Партнеры в большинстве случаев допускают преимущественно одинаковые виды ошибок. Основываясь на определении типов ошибок, предложенных
В.Б. Коренбергом и другими [8, 9] нами была определена следующая классификация ошибок. Типы ошибок относительно партнеров в женских группах:
1. Типичные ошибки — это ошибки, характерные для всех женских групп, для каждого из партнеров, для различных сочетаний партнеров.
2. Сходные ошибки — это ошибки, характерные для нескольких женских групп, для нескольких отдельных партнеров, для нескольких их сочетаний.
3. Индивидуальные ошибки — это ошибки, характерные только для каждой женской группы, каждого партнера, каждого их сочетания.
4. Случайные ошибки — это ошибки изредка встречающиеся, как исключение в женских группах, у партнеров и различных их сочетаний.
Типы ошибок в категориях сложности темповых акробатических упражнений:
1. Сквозные ошибки — это ошибки, встречающиеся во всех категориях.
2. Распространенные ошибки — это ошибки, встречающиеся в нескольких (в 2-х, 3-х, 4-х) категориях.
3. Частные ошибки — это ошибки, встречающиеся в одной категории.
При выполнении базовых упражнений наибольшее количество ошибок допускают верхние партнеры, затем средний и нижний, далее весь состав женской группы, и, наконец, средний или нижний партнер в отдельности. Среди типов ошибок относительно партнеров выявлены одна типичная, семь сходных и десять случайных ошибок. Типы ошибок в категори-
ях сложности групповых темповых упражнений составили: восемь распространенных, десять частных ошибок и одну сквозную, характерную для различных сочетаний партнеров (табл. 1).
В профилирующих упражнениях наибольший вклад приходится на верхнего партнера, затем на среднего и нижнего партнеров и весь состав группы в целом. Относительно партнеров женские группы допускают четыре сходные и одиннадцать случайных ошибок, относительно категорий сложности групповых темповых упражнений — распространенные и частные в том же количестве (табл. 2).
Итак, среди типов ошибок партнеров наибольшее число случайных и сходных, в категориях сложности больше распространенных и частных, меньше сквозных, встречающихся чаще у верхних, средних и нижних.
Корреляционный анализ позволил установить:
1. Между сбавками пяти категорий сложности в базовых и профилирующих упражнениях наблюдаются средние и высокие положительные достоверные связи (табл. 3): в базовой подготовке большое значение имеет качество упражнений I, II, затем IV и V категорий; в профилирующей подготовке большее влияние оказывает качество упражнений III и V, затем I и II категорий.
Данные связи свидетельствуют о том, что чем выше качество выполнения одной категорий, тем выше качество упражнений других категорий сложности.
2. Сбавки в категориях сложности между базовыми и профилирующими упражнениями имеют средние и высокие положительные достоверные связи (табл. 4): из всех категорий базовых упражнений I, IV и V имеют взаимосвязь с профилирующими упражнениями I и III категорий.
Это свидетельствует о том, что качественное выполнение женскими группами базовых упражнений соответствует качеству выполнения профилирующих упражнений не только в одной и той же категории сложности, но и между разными категориями. Чем выше уровень базовой подготовленности, тем выше и уровень профилирующей (Ч = 0,812) (табл. 4).
3. Между суммой сбавок за выполнение базовых и профилирующих упражнений и показателями спортивно-технического результата имеются средние и высокие отрицательные достоверные связи, табл. 5 и 6.
В базовой подготовленности женских групп старших разрядов наибольшее количество связей имеют базовые упражнения I, IV, V категорий и сумма сбавок за выполнения базовых упражнений со всеми показателями спортивно-технического результата (техника, артистизм, коэффициент трудности, окончательная оценка за композицию) темповой композиции и суммой баллов за многоборье, за исключением IV категории, упражнения которой не имеют связей с коэффициентом трудности (табл. 5).
В профилирующей подготовленности наибольшее число корреляционных связей отмечено только в упражнениях III категории со всеми показателями спортивно-технического результата (табл. 6).
Выявленные связи констатируют тот факт, что чем ниже сбавка за технику выполнения базовых и профилирующих упражнений, тем выше оценка за соревновательную композицию. Поэтому недостатки, выявленные в технике выполнения базовых и профилирующих упражнений, необходимо устранить для повышения качества спортивно-технических результатов в темповой композиции. Для этого следу-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
Коэфф кцвенты воррсляцвп искду сбавнана в категории кхду баювына ■ ирофвларующана упракненвяна
Г*| Ш II І.ІО уі I [И Ж11011 и я
Категорнк I II ІП IV V уБУ
I 0,763 0.677 0.652 0.756
П (1.773
Ш 0,300 = 0,639 0,734 0,317
IV =
V =
ГПУ 0,777 0,612 &643 0,700 0,312
П [*)ф или [їу юі ци о упрнжиоыия
Примочи и Ий. 420,735 при №<0,01, 420,002 при Йз33,05.
Табдвф^
ВанасЕиьнехАТ ичтегвом выпал веввя базовых шпо вш увраж велв!
■ сво ртввво-тсхннчехжвн роультатоа ісінжн групп, п=11
Конпоїшщі Пскаіітаїн стргкБно-тишнткшпе ризшьтаяов I II ш IV V
Оценка л технику, 5алп -0.735 = # -0.746 -0.339 -0.741
II Оценка іі аргжетизье 5алп -0,736 = = - 0,721 -0,693 -0,726
Темсюыя композиция Коэффициент трда ЩИТИ. 5алп -0,750 тг ТГ тг -0.843 -0,746
Охе кщ.тэ:ьнп сце-ккі,? , Залп -0,790 = ■ 0,630 -0,349 ■ 0,737
Мнопгаоръе X, 5злзі -0,771 = -0,656 -0,339 -0,773
П [)Имша 11 ио. 1120,7 И!511 ри йзЙ],01 ,1120,00211 [эи йз^Э,05; № -1 юдезе тпиир і і.іо г ип
ТаблафЬ
ВіааикБііьнсіду какінюашпоші ірафшртоцаїгиювіатмрак веліі ■ аи> рпвво-ісшюіін рн'іультатои ілкии групп, в=11
П-жііатЕзін гпсргнБЕЯї-
тжническнхрелтіьтатсЕ. I II Ш К V
КОМПОІИЦНЯ
Оценка І1 теннкку. = = -0,639 = = =
Залп
II Оценка та аргкепте, = = -0,616 = = =
Темгажая композиция 5алзі
Коэффициент = = -0,670 = = =
тр\гности. ежп
Озїс ннитзіькач сцэо<а, = = -0,637 = = =
Г Залп
ЬопзЗЬръ^ Ц, Запзі = = -0,673 = = =
П [)и мо'ід 11 ио. 1120,7 И!511 ри №33,01,1120,00211 [зи ІЧз^ОД'їі № -1 ю дос їїз варщла г нч ™
ет разработать методику, позволяющую целенаправленно с помощью специальных упражнений ликвидировать ошибки партнеров и повысить качество выполнения темповых упражнений.
Методика совершенствования базовой и профилирующей подготовленности женских групп старших разрядов предполагает проведение педагогических наблюдений. Они позволят дать оценку качества выполнения базовых и профилирующих упражнений и проблемных элементов (элементов, требующих устранения технических ошибок) в темповой соревновательной композиции женской группы. При этом необходимо учитывать качество техники выполнения проблемных элементов, типы ошибок партнеров при их выполнении, качество техники выполнения базовых и профилирующих упражнений. Анализ недостатков в технике выполнения темповых упражнений позволит определить необходимые специальные упражнения, конкретизировать условия их выполнения и методические рекомендации к их
использованию. Выявление причин допущенных ошибок обеспечит подбор методов и методических приемов обучения для их устранения.
Критерием оценки качества техники выполнения специальных упражнений и проблемных элементов являются основные действия: согласованное взаимодействие партнеров, высота вылета, действия верхнего в полете и приземление. Качество техники проблемных элементов оценивается средней сбавкой за выполнение контрольных повторений в тренировочном занятии в конце каждого недельного микроцикла тренировки. Интегральным показателем эффективности применения разработанной методики может служить разница в оценках за технику выполнения проблемного элемента отдельно, в связке и в композиции.
Выводы
Для разработки методики совершенствования базовой и профилирующей технической подготовки женских групп старших разрядов в темповых
акробатических упражнениях необходимо провести мероприятия в следующем порядке:
1. Оценить уровень базовой и профилирующей технической подготовленности женской группы и вклад партнера в сбавки за ошибки в базовых и профилирующих упражнениях.
2. Определить виды ошибок, величину сбавок, количество ошибок; выявить типы ошибок партнеров и в категориях сложности темповых упражнений.
3. Учесть проблемные элементы темповой композиции, качество их выполнения, виды и типы ошибок, сбавки за них у партнеров и их сочетаний; установить рациональную последовательность устранения ошибок.
4. С учетом периодов и этапов тренировки годичного цикла подготовки провести направленное устранение недостатков в базовой и профилирующей технической подготовке женских групп в темповой композиции на предсоревновательных этапах соревновательного периода тренировки.
5. Учесть взаимовлияние качества двигательных действий в проблемных элементах и разработать специальные упражнения для устранения выявленных недостатков в подготовленности партнеров и их сочетаний.
6. В специальных упражнениях указать виды ошибок, частные задачи для их устранения, конкретизировать содержание, дозировку, организационно-методические указания.
7. Разработать программу совершенствования базовой и профилирующей технической подготовки с использованием серии комплексов специальных упражнений.
Библиографический список
1. Аркаев, Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): дис. ... канд. пед. наук в виде науч. докл. / Л. Я. Аркаев. — СПб., 1994.
- 43 с.
2. Донской, Д.Д. Биомеханическое обоснование техники акробатических упражнений: метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры / Д.Д. Донской, К.Е. Шойхет. — М.: [б. и.], 1980. — 25 с.
3. Гавердовский, Ю. Специализированная техническая подготовка на начальном этапе обучения юных гимнасток / Ю. Гавердовский, В. Мамзин, Е. Васюкова //
Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста : материалы Всерос. науч.-метод. конф. г. Волгоград, 26-27окт. 1994 г. / ВГИФК — Волгоград, 1994. — С. 12-13.
4. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений : попул. учеб. пособие / Ю.К. Гавердовский.
— М.: Терра-Спорт, 2002. — 508 с.
5. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста /А.И. Кравчук // Научнометодические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания / Новосиб. пед. ун-т. — Новосибирск, 1998. Ч. 1. — 102 с.
6. Сучилин, Н.Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.Г. Сучилин. — М., 1989. — 48 с.
7. Бондаренко, Е. Г. Определение базовых и профилирующих темповых акробатических упражнений женских групп / Е.Г. Бондаренко, А.И. Кравчук // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири // материалы Всероссийской науч. - практ. конф. молодых ученых. — Омск, 2005. — С. 57— 58 .
8. Караваев, А.Ф. Модельно-диагностические комплексы для оценки готовности гимнастов старших разрядов к соревнованиям в период непосредственной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Ф. Караваев. — Омск, 1991. — 19 с.
9. Коренберг, В.Б. Основы спортивной кинезиоло-гии: учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. 032101 — Физ. культура и спорт / В.Б. Коренберг. — М.: Сов. спорт, 2005. — 232 с.
БОНДАРЕНКО Елена Геннадьевна, аспирант, преподаватель гимнастики кафедры теории и практики формирования здорового образа жизни Инновационно-Евразийского университета, г. Павлодар (Республика Казахстан).
КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.09.2007 г.
© Бондаренко Е. Г., Кравчук А. И.
Книжная полка
Туренков, А.Н. Методика подготовки лыж и подбора лыжных смазок в лыжных гонках / А.Н.Турен-ков, Р.В. Коньков, В.Р. Мансуров. — 1-е издание. — М.: Кемерово «Кузбассвузиздат», 2006. — 85 с. — ISBN 978-5-8353-0383-0.
В пособие включены сведения о современных лыжных мазях, методике подготовки лыж, методах и средствах тестирования лыжных смазок с учетом последних научных и практических данных.
Для студентов факультетов физической культуры и спорта; может быть рекомендовано тренерам и спортсменам, специализирующимся на лыжных гонках.
Рекомендовано СибРУМЦ.
УДК 796.92(075.8). ББК Ч 517.195 я 73.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007