Научная статья на тему 'Разработка методики совершенствования базовой и профилирующей технической подготовки женских групп старших разрядов'

Разработка методики совершенствования базовой и профилирующей технической подготовки женских групп старших разрядов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Е. Г., Кравчук А. И.

Основанием для разработки методики совершенствования технической подготовленности женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции являются: базовая и профилирующая техническая подготовленность, виды и типы ошибок, сбавки за них и их взаимосвязь со спортивно-техническим результатом. Результаты исследования предназначены преподавателям-тренерам в спортивных видах гимнастики и внедрены в подготовку будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Е. Г., Кравчук А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elaborating general and specialized training for female groups of the senior categories

General and specialized training for female groups of the senior categories in tempo acrobatic composition are: base and main technical readiness, kinds and types of errors, reductions in grades due to errors and their interrelation with sports-technical result. The results of research are intended for teachers-trainers in sportive gymnastics and introduced into preparation of the future professionals.

Текст научной работы на тему «Разработка методики совершенствования базовой и профилирующей технической подготовки женских групп старших разрядов»

под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. - М. : СААМ, 1995. - 445 с.

4. Уткин В. Л. Биомеханические аспекты выносливости / В. Л. Уткин, В. В. Зайцева, А. А. Александров. -М. : [б. и.], 1983. - 28 с.

5. Conconi F. Determination of the anaerobic threshold by a noninvasive field test in runners / F. Conconi // J. Appl. Physiol., 1982. - V.52, - No.4.- P. 869 - 873.

6. Hottenrott K. Ausdauertrainer Triathlon / K. Hottenrott M. Zblch Rowholt Taschenbuch Verlag GmbH, Reinbek bei Hamburg. -1998.- 221 s.

7. Hottenrott K. Ausdauertraining / K. Hottenrott Dr.

Loges + Co. GmbH, Winsen. - 1995.- 82 s.

8. Neumann G. Ausdauertraining. — 6 Aufl. I G. Neumann, A. Pfctzner, K. Hottenrott. - Meyer und Meyer, Aachen. — 2000. — Э04 s.

СУХАЧЕВ Евгений Александрович, к. п. н., старший преподаватель кафедры теории и методики велосипедного и конькобежного спорта.

Дата поступления статьи в редакцию: 31.10.2007 г.

© Сухачев Е.А.

УДК 796.41з/.418 е. Г. БОНДАРЕНКО

А. И. КРАВЧУК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЗОВОЙ И ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНСКИХ ГРУПП СТАРШИХ РАЗРЯДОВ_________________________________

Основанием для разработки методики совершенствования технической подготовленности женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции являются: базовая и профилирующая техническая подготовленность, виды и типы ошибок, сбавки за них и их взаимосвязь со спортивно-техническим результатом. Результаты исследования предназначены преподавателям-тренерам в спортивных видах гимнастики и внедрены в подготовку будущих специалистов.

Один из важнейших компонентов в системе спортивной интегральной подготовки, как считает Л. Я. Аркаев [1], является совершенствование технического мастерства. Оно зависит от создания оптимальной избыточности по трудности, качеству, надежности выполняемых элементов высшей сложности, связок и комбинаций в целом. Спортивно-техническое мастерство обеспечивается гармоничным сочетанием технической, физической и психологической подготовленности. Однако победа в соревновании достигается, прежде всего, самими двигательными действиями, выполняемыми спортсменами. И как бы ни была совершенна физическая и психологическая подготовка, она не обеспечит победу, если техника нерациональна или недостаточно освоена [2].

Главным условием успешного решения данной задачи при подготовке спортсменов в парно-групповых видах спортивной акробатики является оптимальный уровень специализированной технической подготовки, в частности владение базовыми и профилирующими упражнениями. Эти специально отобранные и систематизированные учебно-тренировочные средства составляют базу для освоения

упражнений прогрессирующей сложности, сокращая при этом сроки овладения упражнениями и повышая качество их выполнения [3,4,5,6]. Отказ от обучения базовым и профилирующим упражнениям, «натаскивание» на спортивный разряд, наблюдающиеся в настоящее время, приводят к ошибкам в технике выполнения упражнений и препятствуют становлению спортивного мастерства.

Цель исследования — определить базовую и профилирующую техническую подготовленность и разработать методику ее совершенствования для составов женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции.

В соответствии с поставленной целью предполагалось решить следующие задачи:

1. Оценить базовую и профилирующую техническую подготовленность женских групп старших разрядов в темповых акробатических упражнениях.

2. Выявить виды и типы ошибок партнеров женских групп старших разрядов при выполнении базовых и профилирующих темповых упражнений.

3. Установить взаимосвязь между сбавками за выполнение базовых и профилирующих упражнений и

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

=1 =1

і : і?

■2 5

Ей =

= Е |л 5

IV

5

I*

1 Ї

■Е

с#*

■Е

N3

показателями спортивно-технического результата.

4. Разработать методику совершенствования технической подготовленности женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции.

Исследование проводилось в два этапа. На первом — сентябрь 2004-октябрь 2005 гг. определялся уровень базовой и профилирующей технической подготовленности, а также виды и типы ошибок, допускаемые женскими группами. Второй этап исследования — ноябрь 2005 — август 2006 гг. заключался в обработке и анализе полученных данных педагогических контрольных испытаний, разработке методики.

Для определения уровня технической подготовленности в темповых акробатических упражнениях мы рекомендуем использовать 26 базовых и 21 профилирующее упражнение. Базовые и профилирующие упражнения отражают категории сложности (I, II, III, IV, V — согласно правилам соревнований), а также предусматривают разные исходные и конечные положения партнеров, различные способы выполнения и величину вращения верхнего партнера в полете [7].

Оценка базовых и профилирующих упражнений проводилась в соответствии с правилами соревнований по спортивной акробатике. Данные, полученные в ходе исследования, позволили выявить уровень базовой и профилирующей подготовленности женских групп старших разрядов, а также наиболее часто встречающиеся технические ошибки при выполнении темповых элементов. Уровень базовой подготовленности составляет 85%, профилирующей — 29%, оцениваемые как средний и низкий. Выявление видов и типов ошибок определялось относительно партнеров с учетом вклада каждого из них в эти ошибки, а также относительно категорий сложности групповых темповых акробатических упражнений.

Партнеры в большинстве случаев допускают преимущественно одинаковые виды ошибок. Основываясь на определении типов ошибок, предложенных

В.Б. Коренбергом и другими [8, 9] нами была определена следующая классификация ошибок. Типы ошибок относительно партнеров в женских группах:

1. Типичные ошибки — это ошибки, характерные для всех женских групп, для каждого из партнеров, для различных сочетаний партнеров.

2. Сходные ошибки — это ошибки, характерные для нескольких женских групп, для нескольких отдельных партнеров, для нескольких их сочетаний.

3. Индивидуальные ошибки — это ошибки, характерные только для каждой женской группы, каждого партнера, каждого их сочетания.

4. Случайные ошибки — это ошибки изредка встречающиеся, как исключение в женских группах, у партнеров и различных их сочетаний.

Типы ошибок в категориях сложности темповых акробатических упражнений:

1. Сквозные ошибки — это ошибки, встречающиеся во всех категориях.

2. Распространенные ошибки — это ошибки, встречающиеся в нескольких (в 2-х, 3-х, 4-х) категориях.

3. Частные ошибки — это ошибки, встречающиеся в одной категории.

При выполнении базовых упражнений наибольшее количество ошибок допускают верхние партнеры, затем средний и нижний, далее весь состав женской группы, и, наконец, средний или нижний партнер в отдельности. Среди типов ошибок относительно партнеров выявлены одна типичная, семь сходных и десять случайных ошибок. Типы ошибок в категори-

ях сложности групповых темповых упражнений составили: восемь распространенных, десять частных ошибок и одну сквозную, характерную для различных сочетаний партнеров (табл. 1).

В профилирующих упражнениях наибольший вклад приходится на верхнего партнера, затем на среднего и нижнего партнеров и весь состав группы в целом. Относительно партнеров женские группы допускают четыре сходные и одиннадцать случайных ошибок, относительно категорий сложности групповых темповых упражнений — распространенные и частные в том же количестве (табл. 2).

Итак, среди типов ошибок партнеров наибольшее число случайных и сходных, в категориях сложности больше распространенных и частных, меньше сквозных, встречающихся чаще у верхних, средних и нижних.

Корреляционный анализ позволил установить:

1. Между сбавками пяти категорий сложности в базовых и профилирующих упражнениях наблюдаются средние и высокие положительные достоверные связи (табл. 3): в базовой подготовке большое значение имеет качество упражнений I, II, затем IV и V категорий; в профилирующей подготовке большее влияние оказывает качество упражнений III и V, затем I и II категорий.

Данные связи свидетельствуют о том, что чем выше качество выполнения одной категорий, тем выше качество упражнений других категорий сложности.

2. Сбавки в категориях сложности между базовыми и профилирующими упражнениями имеют средние и высокие положительные достоверные связи (табл. 4): из всех категорий базовых упражнений I, IV и V имеют взаимосвязь с профилирующими упражнениями I и III категорий.

Это свидетельствует о том, что качественное выполнение женскими группами базовых упражнений соответствует качеству выполнения профилирующих упражнений не только в одной и той же категории сложности, но и между разными категориями. Чем выше уровень базовой подготовленности, тем выше и уровень профилирующей (Ч = 0,812) (табл. 4).

3. Между суммой сбавок за выполнение базовых и профилирующих упражнений и показателями спортивно-технического результата имеются средние и высокие отрицательные достоверные связи, табл. 5 и 6.

В базовой подготовленности женских групп старших разрядов наибольшее количество связей имеют базовые упражнения I, IV, V категорий и сумма сбавок за выполнения базовых упражнений со всеми показателями спортивно-технического результата (техника, артистизм, коэффициент трудности, окончательная оценка за композицию) темповой композиции и суммой баллов за многоборье, за исключением IV категории, упражнения которой не имеют связей с коэффициентом трудности (табл. 5).

В профилирующей подготовленности наибольшее число корреляционных связей отмечено только в упражнениях III категории со всеми показателями спортивно-технического результата (табл. 6).

Выявленные связи констатируют тот факт, что чем ниже сбавка за технику выполнения базовых и профилирующих упражнений, тем выше оценка за соревновательную композицию. Поэтому недостатки, выявленные в технике выполнения базовых и профилирующих упражнений, необходимо устранить для повышения качества спортивно-технических результатов в темповой композиции. Для этого следу-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

Коэфф кцвенты воррсляцвп искду сбавнана в категории кхду баювына ■ ирофвларующана упракненвяна

Г*| Ш II І.ІО уі I [И Ж11011 и я

Категорнк I II ІП IV V уБУ

I 0,763 0.677 0.652 0.756

П (1.773

Ш 0,300 = 0,639 0,734 0,317

IV =

V =

ГПУ 0,777 0,612 &643 0,700 0,312

П [*)ф или [їу юі ци о упрнжиоыия

Примочи и Ий. 420,735 при №<0,01, 420,002 при Йз33,05.

Табдвф^

ВанасЕиьнехАТ ичтегвом выпал веввя базовых шпо вш увраж велв!

■ сво ртввво-тсхннчехжвн роультатоа ісінжн групп, п=11

Конпоїшщі Пскаіітаїн стргкБно-тишнткшпе ризшьтаяов I II ш IV V

Оценка л технику, 5алп -0.735 = # -0.746 -0.339 -0.741

II Оценка іі аргжетизье 5алп -0,736 = = - 0,721 -0,693 -0,726

Темсюыя композиция Коэффициент трда ЩИТИ. 5алп -0,750 тг ТГ тг -0.843 -0,746

Охе кщ.тэ:ьнп сце-ккі,? , Залп -0,790 = ■ 0,630 -0,349 ■ 0,737

Мнопгаоръе X, 5злзі -0,771 = -0,656 -0,339 -0,773

П [)Имша 11 ио. 1120,7 И!511 ри йзЙ],01 ,1120,00211 [эи йз^Э,05; № -1 юдезе тпиир і і.іо г ип

ТаблафЬ

ВіааикБііьнсіду какінюашпоші ірафшртоцаїгиювіатмрак веліі ■ аи> рпвво-ісшюіін рн'іультатои ілкии групп, в=11

П-жііатЕзін гпсргнБЕЯї-

тжническнхрелтіьтатсЕ. I II Ш К V

КОМПОІИЦНЯ

Оценка І1 теннкку. = = -0,639 = = =

Залп

II Оценка та аргкепте, = = -0,616 = = =

Темгажая композиция 5алзі

Коэффициент = = -0,670 = = =

тр\гности. ежп

Озїс ннитзіькач сцэо<а, = = -0,637 = = =

Г Залп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЬопзЗЬръ^ Ц, Запзі = = -0,673 = = =

П [)и мо'ід 11 ио. 1120,7 И!511 ри №33,01,1120,00211 [зи ІЧз^ОД'їі № -1 ю дос їїз варщла г нч ™

ет разработать методику, позволяющую целенаправленно с помощью специальных упражнений ликвидировать ошибки партнеров и повысить качество выполнения темповых упражнений.

Методика совершенствования базовой и профилирующей подготовленности женских групп старших разрядов предполагает проведение педагогических наблюдений. Они позволят дать оценку качества выполнения базовых и профилирующих упражнений и проблемных элементов (элементов, требующих устранения технических ошибок) в темповой соревновательной композиции женской группы. При этом необходимо учитывать качество техники выполнения проблемных элементов, типы ошибок партнеров при их выполнении, качество техники выполнения базовых и профилирующих упражнений. Анализ недостатков в технике выполнения темповых упражнений позволит определить необходимые специальные упражнения, конкретизировать условия их выполнения и методические рекомендации к их

использованию. Выявление причин допущенных ошибок обеспечит подбор методов и методических приемов обучения для их устранения.

Критерием оценки качества техники выполнения специальных упражнений и проблемных элементов являются основные действия: согласованное взаимодействие партнеров, высота вылета, действия верхнего в полете и приземление. Качество техники проблемных элементов оценивается средней сбавкой за выполнение контрольных повторений в тренировочном занятии в конце каждого недельного микроцикла тренировки. Интегральным показателем эффективности применения разработанной методики может служить разница в оценках за технику выполнения проблемного элемента отдельно, в связке и в композиции.

Выводы

Для разработки методики совершенствования базовой и профилирующей технической подготовки женских групп старших разрядов в темповых

акробатических упражнениях необходимо провести мероприятия в следующем порядке:

1. Оценить уровень базовой и профилирующей технической подготовленности женской группы и вклад партнера в сбавки за ошибки в базовых и профилирующих упражнениях.

2. Определить виды ошибок, величину сбавок, количество ошибок; выявить типы ошибок партнеров и в категориях сложности темповых упражнений.

3. Учесть проблемные элементы темповой композиции, качество их выполнения, виды и типы ошибок, сбавки за них у партнеров и их сочетаний; установить рациональную последовательность устранения ошибок.

4. С учетом периодов и этапов тренировки годичного цикла подготовки провести направленное устранение недостатков в базовой и профилирующей технической подготовке женских групп в темповой композиции на предсоревновательных этапах соревновательного периода тренировки.

5. Учесть взаимовлияние качества двигательных действий в проблемных элементах и разработать специальные упражнения для устранения выявленных недостатков в подготовленности партнеров и их сочетаний.

6. В специальных упражнениях указать виды ошибок, частные задачи для их устранения, конкретизировать содержание, дозировку, организационно-методические указания.

7. Разработать программу совершенствования базовой и профилирующей технической подготовки с использованием серии комплексов специальных упражнений.

Библиографический список

1. Аркаев, Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): дис. ... канд. пед. наук в виде науч. докл. / Л. Я. Аркаев. — СПб., 1994.

- 43 с.

2. Донской, Д.Д. Биомеханическое обоснование техники акробатических упражнений: метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры / Д.Д. Донской, К.Е. Шойхет. — М.: [б. и.], 1980. — 25 с.

3. Гавердовский, Ю. Специализированная техническая подготовка на начальном этапе обучения юных гимнасток / Ю. Гавердовский, В. Мамзин, Е. Васюкова //

Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста : материалы Всерос. науч.-метод. конф. г. Волгоград, 26-27окт. 1994 г. / ВГИФК — Волгоград, 1994. — С. 12-13.

4. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений : попул. учеб. пособие / Ю.К. Гавердовский.

— М.: Терра-Спорт, 2002. — 508 с.

5. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста /А.И. Кравчук // Научнометодические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания / Новосиб. пед. ун-т. — Новосибирск, 1998. Ч. 1. — 102 с.

6. Сучилин, Н.Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.Г. Сучилин. — М., 1989. — 48 с.

7. Бондаренко, Е. Г. Определение базовых и профилирующих темповых акробатических упражнений женских групп / Е.Г. Бондаренко, А.И. Кравчук // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири // материалы Всероссийской науч. - практ. конф. молодых ученых. — Омск, 2005. — С. 57— 58 .

8. Караваев, А.Ф. Модельно-диагностические комплексы для оценки готовности гимнастов старших разрядов к соревнованиям в период непосредственной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Ф. Караваев. — Омск, 1991. — 19 с.

9. Коренберг, В.Б. Основы спортивной кинезиоло-гии: учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. 032101 — Физ. культура и спорт / В.Б. Коренберг. — М.: Сов. спорт, 2005. — 232 с.

БОНДАРЕНКО Елена Геннадьевна, аспирант, преподаватель гимнастики кафедры теории и практики формирования здорового образа жизни Инновационно-Евразийского университета, г. Павлодар (Республика Казахстан).

КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Дата поступления статьи в редакцию: 21.09.2007 г.

© Бондаренко Е. Г., Кравчук А. И.

Книжная полка

Туренков, А.Н. Методика подготовки лыж и подбора лыжных смазок в лыжных гонках / А.Н.Турен-ков, Р.В. Коньков, В.Р. Мансуров. — 1-е издание. — М.: Кемерово «Кузбассвузиздат», 2006. — 85 с. — ISBN 978-5-8353-0383-0.

В пособие включены сведения о современных лыжных мазях, методике подготовки лыж, методах и средствах тестирования лыжных смазок с учетом последних научных и практических данных.

Для студентов факультетов физической культуры и спорта; может быть рекомендовано тренерам и спортсменам, специализирующимся на лыжных гонках.

Рекомендовано СибРУМЦ.

УДК 796.92(075.8). ББК Ч 517.195 я 73.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.