Научная статья на тему 'Оценка уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка'

Оценка уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬНО-ПРОЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / PROFESSIONAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE / MODEL-PROJECT CHARACTERISTICS / A TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Алла Юрьевна

На основе анализа компонентов профессионально-коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка автором разработаны модельно-проектная характеристика и методика оценки её сформированности. Это позволяет определять индивидуальные уровни языковой подготовки и контролировать учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Алла Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUTION OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES

Having deeply analyzed the components of the professional-communicative competence of a future teacher of a foreign language, the author originated the model-project characteristics and the methods of evaluation of its development. This allows to recognize individual levels of language preparation and to control the educational process.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка»

ОПЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ БУАУШИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Профессионально-коммуникативная компетенция, модельно-проектные характеристики, учитель иностранного языка.

Характерной особенностью подготовки молодых специалистов в соответствии с потребностями современного общества является активное развитие инновационных процессов, в том числе и формирование компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Эволюция современной методологической базы педагогики приводит к замене концепции «знание» на концепцию «компетенция», т. е. происходит переориентация образовательного процесса от передачи формальных знаний к формированию практических умений и использованию их в различных видах деятельности.

Повышение уровня профессионально-коммуникативной компетенции (ПКК) будущих специалистов как неотъемлемой составляющей компетенции общепрофессиональной является в настоящее время одной из приоритетных задач отечественной высшей школы. Особенно актуальна эта проблема при подготовке будущих учителей иностранного языка (ИЯ) в педагогических вузах с учетом формирования функционального многоязычия.

Вопросы, связанные с формированием профессиональной компетенции всегда были в центре внимания отечественных и зарубежных ученых и специалистов по педагогике и психологии. Значительный интерес представляют работы по теоретическим основам формирования профессиональной компетенции (В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Д. Равен, В.А. Сластенин и др.), методологическим подходам (Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов и др.), развитию коммуникативной компетентности с использованием научных идей в области информации и коммуникации (Т.Г. Грушевицкая, В.Б. Кашкин, Е.В. Клюев, Ю.А. Шрейдер и др.), межкультурной (социокультурной, транскультурной) компетентности (М.В. Болина, Н.Д. Гальскова, СМ. Колова, В.В. Сафонова и др.), проблемам развития коммуникативной компетентности студентов вузов (С.А. Быков, Р.П. Мильруд, О.С. Овчинникова, Т.В. Панкова, Ю.В. Панюкова, К.Ю. Поспеев,

Э.Б. Соловьева, О.М. Толстых, О.В. Яковлева и др.).

Анализ работ этих исследователей свидетельствует не только о разнообразии подходов и научных идей к вопросам формирования ПКК, но и о том, что в существующей практике высшего образования проблема формирования ПКК будущих учителей ИЯ недостаточно изучена, а существующие научные работы имеют фрагментарный характер и недостаточное практическое значение. Кроме того, в современных исследованиях не в полной мере разработанное критериальный аппарат оценки сформированности ПКК и её мониторинг на различных этапах обучения.

Указанные выше обстоятельства определяют актуальность и новизну проводимого нами исследования процесса формирования ПКК у студентов педагогических вузов на занятиях по иностранному языку, основной целью которого является раз-

витие способностей обучающихся, направленных на решение своих профессиональных задач с использованием традиционных и современных информационных технологий, самосовершенствование, творчество, а также повышение активности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Для решения указанной проблемы нами была выбрана такая последовательность задач исследования: определить роль и место ПКК в структуре профессиональной компетенции учителя иностранного языка; выявить основные показатели сформированности ПКК студентов педагогического вуза на занятиях по иностранному языку; разработать систему критериев и технологию определения уровня сформированности ПКК.

Как мы уже отмечали ранее [Нестерова, 2010, с. 81-86.], в рамках данного исследования в качестве наиболее адекватного нами выбран один из транспонированных на современные потребности общества видов профессиографического метода, получивший название модельных характеристик (Б.А. Вяткин, В.А. Крутец-кий, Л.М. Митина и др.).

По определению Н.А. Аминова, модельные характеристики — это идеальные характеристики профессиональных компетенций преподавателя, обладая которыми он может показать результаты, соответствующие высшим мировым или национальным стандартам. Знать модельные характеристики необходимо как для направленной учебно-воспитательной работы со студентами, так и для отбора учителей [Аминов, 2008, с. 3].

С учетом постоянно меняющихся критериальных факторов представляется целесообразным расширить трактовку этой дефиниции. Мы предполагаем ввести понятие «модельно-проектная характеристика» (МПХ), которая, с одной стороны, представляет собой образец / эталон ПКК, а с другой — является инструментом поэтапного моделирования / проектирования составляющих ПКК с учетом индивидуальных способностей каждого студента в период всего обучения в режиме обратной связи, что позволяет, по выражению профессора К.Э. Безукладникова, осуществлять «критериальный мониторинг» [Безукладников, Карпушина, 2009, с. 87].

Базовую МПХ ПКК учителя ИЯ можно представить в виде пяти блоков: 1 блок — компетенция лингвистическая (знание определенного словарного запаса и синтаксических правил иностранного языка и умение использовать их в процессе обучения); 2 блок — компетенция социолингвистическая (способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения, которая определяет выбор языковых форм); 3 блок — компетенция речевая (навыки профессиональных речевых средств общения между людьми, их взаимопонимание и восприятие), 4 блок — компетенция учебная (общие и специальные учебные умения, формирующиеся в процессе изучения иностранного языка); и 5 блок — компетенция информационно-коммуникативная (решение профессиональных педагогических задач с использованием традиционных и современных информационных технологий).

Анализ существующих методик оценки педагогических коммуникативных умений (М. Шнайдер, Ю.З. Гильбух, А.А. Леонтьев и др.) показывает, что они носят узкоспецифический характер и, как правило, касаются проблемы общения. Следовательно, для оценки сформированности ПКК необходимо разработать новый, более универсальный инструментарий.

Для этого воспользуемся некоторыми элементами системного анализа. Целью, достижение которой должна обеспечивать создаваемая система оценки уровня сформи-

Из опыта работы

рованности ПКК, являются нормативные данные модельно-проектных характеристик. Функцию, обеспечивающую достижение этой цели, выбираем из разряда так называемых критериальных, а структурой, обеспечивающей выполнение данной функции, будет технологический процесс формирования ПКК обучающихся.

Из критериальных методов как наиболее соответствующий теме настоящего исследования нами был использован метод парного сравнения, разработанный американским математиком Томасом Саати [Саати, 1993] и получивший название «Метод анализа иерархий» (Analityc hierarchy process). В основе этого метода лежат парное сопоставление критериев и определение уровня их значимости, или «веса» критериев.

Рассмотрим процесс оценки сформированности МПХ ПКК на примере первого блока (компетенция лингвистическая) при работе обучающихся с профессионально ориентированными текстами (ПОТ). Для этого выделим в нём основные компоненты, которые в дальнейшем будем называть критериями: умение понимать основное содержание текста (критерий 1, далее — К1), умение устанавливать логические и языковые связи между предложениями (К2), умение соблюдать при письме орфографические и пунктуационные нормативы (КЗ), умение формировать последовательное изложение переводимого текста (К4).

Сопоставляя результаты тестирования и нормативные значения критериев (система «весовых коффициентов»), мы можем не только оценить уровень сформированности лингвистического блока ПКК обучающихся, но и смоделировать / спроектировать для каждого из них индивидуальную программу её поэтапного формирования, предусматривающую постепенный переход по каждому критерию на более высокий уровень.

Аналогично моделируются и другие составляющие ПКК, что в конечном итоге позволяет составить индивидуальную МПХ ПКК будущего учителя иностранного языка.

Данная методика оценки сформированности ПКК была разработана и апробирована на базе Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в период 2008—2011 гг. На первом этапе исследования были определены основные показатели и критерии оценки сформированности профессионально-коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза на занятиях по иностранному языку. Это позволило разработать технологию оценки и повышения уровня сформированности ПКК обучающихся (2-й этап), которая вместе с системой критериев была опробована в опытном обучении (3-й этап). Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Универсальность разработанной методики оценки сформированности ПКК будущего учителя ИЯ заключается в возможности её применения во время всего периода обучения — от тестирования абитуриентов до итоговой оценки готовых специалистов. Кроме того, она позволяет:

— учитывать различные уровни сформированности ПКК на индивидуальном уровне, а также проводить парное сопоставление показателей «эксперт / эксперт», «самооценка / эталон» и т. д.;

— определять с помощью «весовых коэффициентов» значимость конкретных показателей сформированности ПКК будущих учителей иностранного языка;

— осуществлять обучающемуся мотивированный переход от образовательного формата ЗУН к формату УУД, поскольку для поэтапного повышения интегральной оценки конкретных критериев ему надо будет самостоятельно определять кон-

кретные учебные цели и способы их достижения, контролировать свою работу и оценивать её результаты.

Библиографический список

1. Аминов М.А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя, и IIЬ: http://www.pedsovet.su/publ/28-l-0-194

2. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е. Оценка профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 87.

3. Нестерова А.Ю. Информационная культура как элемент профессиограммы учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2010. № 7.

4. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.