Научная статья на тему 'Оценка уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучающей деловой игры'

Оценка уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучающей деловой игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧАЮЩАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА / EVALUATION METHODS / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTERACTIVE TEACHING METHODS / BUSINESS TRAINING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашина Алёна Владимировна

В статье анализируется опыт оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучающей деловой игры. Предложен оценочный лист, определяющий критерии экспертной оценки деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the development level of theforeign language communicative competence in the process of business training game

The article analyses the trial of evaluation of the development level of foreign language communicative competence in the process of business training game. The author suggests a scorecard that defines the criteria of expert assessment of students’ activities.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучающей деловой игры»

УДК 378.147

Пашина Алёна Владимировна

Pashina Alyona Vladimirovna

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета

PhD in Philology, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen Industrial University

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT LEVEL OF THEFOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PROCESS OF BUSINESS TRAINING GAME

Аннотация:

Summary:

В статье анализируется опыт оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучающей деловой игры. Предложен оценочный лист, определяющий критерии экспертной оценки деятельности учащихся.

The article analyses the trial of evaluation of the development level of foreign language communicative competence in the process of business training game. The author suggests a scorecard that defines the criteria of expert assessment of students' activities.

Ключевые слова:

методы оценивания, иноязычная коммуникативная компетенция, интерактивные методы обучения, обучающая деловая игра.

evaluation methods, foreign language communicative competence, interactive teaching methods, business training game.

Keywords:

Внедрение нового образовательного стандарта в системе высшей школы требует совершенствования техник оценки промежуточных и итоговых результатов обучения. Необходимость реформирования контрольно-оценочной системы связана с внедрением компетентностного подхода и переходом на личностно ориентированную парадигму образования, в которой «в центре обучения находится сам студент» [1, с. 32]. Контроль становится обучающей технологией, позволяющей не только гарантировать качество образования, но и формировать основу метапредмет-ных компетенций: навыки самооценивания и самоактуализации, стремление к саморазвитию.

Наиболее распространенным методом оценки результатов обучения становится тест, пришедший на смену субъективной оценке, осуществляемой преподавателем. Его очевидными достоинствами являются объективность, экономичность, унифицированность, быстрота обработки результатов. Однако тестирование не всегда в полном объеме диагностирует уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), представляющей сложный комплекс элементов (компетенций), владение которыми позволяет результативно осуществлять кросс-культурный диалог как на межличностном, так и на профессиональном уровне коммуникации. Цель обучения при компетентностном подходе - готовность обучаемого успешно действовать в непредсказуемых жизненных ситуациях. Эта способность приобретается благодаря опыту, нарабатываемому в процессе активной осознанной работы студента в ходе разрешения проблемных ситуаций, смоделированных в процессе обучения с помощью интерактивных методов обучения (проектного метода, метода кейсов, обучающей деловой игры и т. п.).

В рамках статьи будет проанализирован опыт оценки сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в ходе итоговой обучающей деловой игры «Заявка в Венчурный фонд» [2]. Проблемная ситуация, приближенная к реальной, заставляет учащихся вживаться в образ предпринимателя, представляющего свой инновационный проект, или эксперта, оценивающего его инвестиционную привлекательность, демонстрируя уровень сформированности практически всех элементов коммуникативной компетенции.

В основе метода контроля в обучающей деловой игре лежит экспертное наблюдение. В процессе работы возникла проблема разработки четких критериев оценки, гарантирующих максимальную объективность ее результатов. Эти критерии должны соответствовать стандартам, закрепленным в ФГОС ВО, содержать описание разных уровней сформированности ИКК, быть доступными и понятными для обучающихся.

Цель обучения иностранным языкам в вузе, заявленная в описании общекультурных компетенций ФГОС ВО 3++ по различным нелингвистическим направлениям, сформулирована в достаточно обтекаемой форме: «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [3].

За основу разработки критериев оценки была взята принятая в Евросоюзе система оценки иноязычной языковой компетенции «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» (Common European Framework of Reference, CEFR) [4]. На наш взгляд, из шести уровней данной системы применительно к студентам неязыкового вуза следует говорить о трех наиболее вероятных вариантах: В-1 (Пороговый уровень), В-2 (Пороговый продвинутый уровень) и С-1 (Уровень профессионального владения). Также необходимо было учесть специфику деятельности обучающей игры и включить в итоговую таблицу критерии оценки подготовки и проведения презентации на иностранном языке. В итоге был разработан оценочный лист, позволяющий вычислить количественный показатель уровня сформированно-сти ИКК в баллах (табл. 1), что дает возможность включить ее в общую систему рейтинговой оценки, сложившейся в вузе.

Таблица 1 - Уровни владения иноязычной коммуникативной компетенцией, выявляемые в ходе обучающей деловой игры «Заявка в Венчурный фонд»_

Виды речевой деятельности Пороговый уровень Пороговый продвинутый уровень Уровень профессионального владения

Чтение Понимает иллюстративный материал презентации, представленный в минимальном объеме и содержащий знакомую лексику Понимает иллюстративный материал презентации по современной проблематике, определяет авторскую позицию Понимает сложные тексты и схемы, даже если они не касаются его сферы деятельности

Количество баллов 1 2 3

Письмо Объем иллюстративного материала презентации достаточен, тексты не содержат ошибок Умеет структурировать сообщение, объем текстов иллюстративного материала доклада достаточен, не избыточен, тексты соответствуют цели и задачам презентации Иллюстративный материал достаточен, понятен, дан в логической последовательности, соответствует цели и задачам презентации. Выполняются рекомендации по созданию эффективной презентации

Количество баллов 1 2 3

Монолог Не испытывает затруднений в построении простых связных высказываний. Способен объяснить и обосновать свои взгляды и намерения Способен обстоятельно объяснить свою точку зрения, приводя все аргументы «за» и «против». Во время презентации использует не менее трех вводных слов и конструкций, помогающих структурировать доклад Способен понятно и обстоятельно излагать сложные темы. Во время презентации свободно использует различные вводные слова и конструкции, помогающие структурировать сообщение

Количество баллов 4 8 9

Аудирование Понимает смысл четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные темы Понимает развернутые доклады со сложной аргументацией по знакомой тематике Понимает развернутые сообщения, даже если они имеют нечеткую логическую структуру и недостаточно выраженные смысловые связи

Количество баллов 1 2 3

Диалог Способен поддержать диалог на знакомую тему без предварительной подготовки Активен в дискуссии по знакомой проблеме, может обосновывать и отстаивать свою точку зрения Умеет спонтанно и бегло, не испытывая трудностей в подборе слов, выражать свои мысли. Речь отличается разнообразием языковых средств и точностью их употребления в ситуациях профессионального общения

Количество баллов 3 6 7

Общее максимальное количество баллов 10 20 25

Данная таблица заранее обсуждается с учащимися: введение четких критериев мотивирует студентов, определяя ясные параметры качества результатов их работы, учит самоконтролю - они могут сами оценить себя и/или партнеров по команде, затем сравнить и обсудить итоговые баллы. Такой метод оценивания наиболее удобен в небольших группах, когда преподаватель имеет возможность наблюдать за деятельностью каждого учащегося.

Таким образом, реализация компетентностного подхода актуализировала проблему поиска новых техник оценки уровня владения иностранным языком выпускников вуза. Обучающая деловая игра является методом организации учебного процесса, при котором контроль интегрирован в структуру активной самостоятельной учебной деятельности, что немаловажно в связи с сущностью компетенции, которую можно определить как умение, проявляемое в действии.

Ссылки:

1. Пчелинцева И.Г. Реализация компетентностного подхода при обучении иностранным языкам в техническом вузе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2010. № 15. С. 31-35.

2. Пашина А.В. Обучающая деловая игра как метод развития инновационного мышления [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhur-nala/spp/2016/4/pedagogics/pashina.pdf (дата обращения: 04.11.2016).

3. ФГОС ВО по направлениям балакавриата «Математика и механика» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4/28 (дата обращения: 10.11.2016).

4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. Страсбург ; М., 2005. 248 с.

References:

Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment 2005, Strasbourg, Moscow, p. 248, (in Russian).

Pashina, AV 2016, 'Educational business game as a method of development of innovative thinking', Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 4, viewed 04 November 2016, <http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhur-nala/spp/2016/4/pedagogics/pashina.pdf>, (in Russian).

Pchelintseva, IG 2010, 'The implementation of competence approach in teaching foreign languages in technical colleges', Vestnik Sibirskoy gosudarstvennoy avtomobil'no-dorozhnoy akademii, no. 15, pp. 31-35, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.