Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ПОЗИЦИЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ПОЗИЦИЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богер Т.Н.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью учета региональной специфики при определении приоритетов социальной политики. Доказывается необходимость опережающего роста расходов на развитие социальной инфраструктуры применительно к сибирским регионам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ПОЗИЦИЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ»

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2010 года № 212 "О внесении изменений

в постановление Правительства Российской Федерации от 15апреля 2009 г. N 322" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:www.gov/results/22864 (дата обращения - 05.10.2014).

Богер Т.Н., к. э. н.

доцент кафедра сервиса Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ПОЗИЦИЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью учета региональной специфики при определении приоритетов социальной политики. Доказывается необходимость опережающего роста расходов на развитие социальной инфраструктуры применительно к сибирским регионам.

Ключевые слова: регион, качество жизни, социальная инфраструктура, бюджетная политика

Социальная инфраструктура является важнейшей компонентой более широких понятий - социальное развитие региона, условия и качество жизни населения. В развитых странах с учетом убывающей функции полезности дохода характеристики жизненной среды, условий жизни, социальные (нематериальные) блага выходят на первый план среди других слагаемых качества жизни и социального развития регионов [1, 2, 3, 5].

Социальная инфраструктура, какой бы степенью общности для всей страны она не обладала, «привязана» к территории, к определенному месту проживания индивидуума. В этом смысле она выступает как специфически региональное явление. Производство и потребление большинства социальных услуг высоко локализовано.

В основу оценки развитости и достаточности социальной инфраструктуры в том или ином регионе должны быть положены как количественные, так и качественные показатели, учет пространственных региональных особенностей жизнедеятельности населения, показатели степени межрегиональных и межстрановых различий [4, 6, 10].

Действующая в настоящее время в Сибирском федеральном округе инфраструктура образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта не удовлетворяет в полной мере потребности населения. По охвату детей дошкольными учреждениями Сибирский федеральный округ находился в 2013 году на предпоследнем, шестом месте, среди семи федеральных округов РФ. По удельному весу школьников, занимающихся во

вторую смену (16,7%), округ находился на пятом месте, значительно уступая показателям Северо-Западного (4,8%) Центрального (7,8%) и Приволжского (10,8%) федеральных округов. По оценке специалистов свыше 20% объектов образования округа требуют капитального ремонта, здания более 10% общеобразовательных учреждений находятся в аварийном состоянии. Доля дневных общеобразовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства, существенно ниже общероссийского показателя.

Сибирь всегда отставала от европейской части страны в развитии отраслей социальной сферы [7, 8, 9]. Социальная инфраструктура создавалась с опозданием, в недостаточных объемах, инвестиции выделялись по остаточному принципу (при безусловном приоритете производственных инвестиций). Для преодоления отставания объемы инвестиций и темпы их роста в регионах Сибири должны быть выше средних показателей по стране. Однако это условие выполняется в настоящее время лишь на территории Тюменской области и ее автономных округов. Большинство сибирских субъектов Федерации имеет показатели удельных инвестиций в отрасли социальной сферы ниже среднего уровня по РФ [11].

Нами сделана попытка комплексной количественной оценки степени отставания инвестиционных характеристик развития основных отраслей социальной инфраструктуры в субъектах Сибирского федерального округа на фоне других регионов страны. Проведен сравнительный анализ положения СФО и сибирских субъектов Федерации с позиций уровня инвестиций за счет средств федерального и консолидированного регионального бюджетов [12]. Выявлено, что на развитие социальной сферы Сибири выделяется значительно меньше инвестиционных ресурсов в расчете на душу населения по основным каналам финансирования, чем по России в среднем и в большинстве других федеральных округов [13].

Расчеты показывают, что объемы инвестиций, вкладываемых в развитие социальной инфраструктуры, в СФО существенно ниже, чем в среднем по стране. В 2013 году по виду деятельности «здравоохранение и предоставление прочих социальных услуг» инвестиционные расходы на душу населения составили в СФО 88% от среднего уровня по России (в 2009-2012 гг. - 82, 82, 75 и 77% соответственно), по виду деятельности «образование» - 89% (в 2009-2012 гг. - 63, 67, 67, 76 и 73% соответственно).

Самым большим отставанием за многие годы отличается уровень инвестиций по виду деятельности «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», к которому относятся: культура, спорт, физкультурно-оздоровительная деятельность, организация отдыха и развлечений и другие. Уровень таких инвестиций в расчете на душу населения в СФО составил в 2013 году лишь 41% от среднего по РФ (в 20092012 гг. - 46, 41, 50 и 46% соответственно), что значительно меньше, чем в

других федеральных округах (за исключением, в начале периода, Южного округа).

Расчеты показывают, что субъекты СФО характеризуются низкими уровнями бюджетных инвестиций - как за счет средств федерального бюджета, так и, в еще большей степени, за счет средств консолидированных региональных бюджетов [14, 15].

Для преодоления отставания масштабы соответствующих инвестиций необходимо существенно увеличить. За десятилетний период сделать это вряд ли возможно. Причиной является не только ограниченность финансовых ресурсов субъектов Федерации, но и другие объективные обстоятельства. До собственно освоения инвестиционных ресурсов понадобится выполнить большой объем предпроектных, проектных, архитектурно-планировочных работ, градостроительных решений, согласовать формы и размеры участия в инвестициях средств федерального, региональных, муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов, корпоративных финансов, собственных средств предпринимателей (населения). Все это потребует значительного времени и управленческих усилий.

Использованные источники:

1. Сафронов С. В., Богер И. Б. Формирование товарного предложения на региональном продовольственном рынке. - М.: Логос, 2010.- 324 с.

2. Богер И.Б. Формирование ресурсов продовольственного рынка российского Севера. - Новосибирск: Наука, 2003. - 316 с.

3. Богер И. Скурыдин Л. Сетевая торговля на Севере - утопия или достижимое будущее? // Сибирская кооперация. - 2007. - № 25 (36). - С. 4-5.

4. Богер И.Б., Шаланов Н.В. Методический подход к статистической оценке информативности системы показателей // Сибирская финансовая школа. -2012. - № 2.

5. Богер И.Б. Структурная политика в развитии региональной экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия «Экономика. Экология». - 2001. - Выпуск 6. - С. 87-91.

6. Богер И. Б. Инновации как фактор развития Российской экономики // Экономика и производство. - 2003. -№ 4. - С. 14-16.

7.Богер И.Б., Моисеев Р.С. Экономические проблемы жизнеобеспечения и развития коренных народов Севера России. Петропавловск-Камчатский: КПЭиП ДВО РАН, 2003.- 216 с.

8. Богер И.Б. Северный завоз грузов в районы Северо-Востока России: совершенствование организационно-экономического механизма // Регион: экономика и социология. - 2003. - № 3. - С. 105-121.

9. Богер И.Б., Лексакова О.В. Сравнительная оценка эффективности торговой отрасли России // Вестник СибУПК. - 2013. - № 1 (4).

10.Богер И. Б., Наумова А. В., Шаланов Н. В. Метод оценки объекта нематериальных активов с позиции рыночного подхода // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2.

11. Богер И.Б., Богер Т.Н. Налоговый механизм и его влияние на потенциал социально-экономической системы // Вестник университета Российской академии образования. - 2006. -№ 4. - С. 130-133.

12. Богер И.Б. На продовольственном рынке Северо-Востока мало перемен // ЭКО. - 2003. -№ 8. - С. 86 -106.

13. Богер И.Б., Богер Т.Н. Сравнительный технико-экономический анализ как основа программно-целевого прогнозирования развития региональной торговли // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1(49). - С. 189193.

14.Богер И.Б., Богер Т.Н. Механизм госрегулирования регионального продовольственного рынка // Российское предпринимательство. - 2012. - № 7. - С. 145-150.

15.Богер И.Б., Богер Т.Н. Региональные неравенства как основа формирования экономической и социальной политики государства // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2013. - № 2(5).

Богомолов Д.А. студент, 3 курс Шустов Р.С. студент, 3 курс Лоскутова О.Н. ст. преподаватель кафедра ЭиМХС ТГАМЭУП Россия, г. Тюмень ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Одно из важнейших направлений реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями является физическая культура и спорт.

Согласно официальной статистике, в России к 2014 году насчитывается 12946 тыс. человек с ограниченными возможностями. [4]

Для выявления способности вести активный образ жизни, были опрошены инвалиды в возрасте 15 и более лет. Свои возможности респонденты оценили следующим образом: 86,1 % опрошенных не могут вести активный образ жизни, т.к. не позволяет здоровье или возраст. Однако, 8 % респондентов хотят и могут наравне со всеми вести активный образ жизни, а 5,9 % могли бы, но не хотят в силу отсутствия интереса или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.