Научная статья на тему 'Количественный анализ социального развития субъектов Сибирского федерального округа'

Количественный анализ социального развития субъектов Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / REGION / QUALITY OF LIFE / SOCIAL INFRASTRUCTURE / FISCAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богер Татьяна Николаевна

актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной разработанностью методологии количественного измерения уровня социального развития административно-территориальных образований. На примере сибирского региона выполнен анализ показателей уровня бюджетных инвестиций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Количественный анализ социального развития субъектов Сибирского федерального округа»

Количественный анализ социального развития субъектов Сибирского федерального округа Богер Т.Н.

Богер Татьяна Николаевна /Boger Tatyana Nikolaevna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра сервиса и

организации коммерческой деятельности, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г.Новосибирск

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной разработанностью методологии количественного измерения уровня социального развития административно-территориальных образований. На примере сибирского региона выполнен анализ показателей уровня бюджетных инвестиций. Abstract: the relevance of the chosen topic due to insufficient development of the methodology to quantify the level of social development of the administrative-territorial units. On the example of the Siberian region analyzed indicators of budget investments.

Ключевые слова: регион, качество жизни, социальная инфраструктура, бюджетная политика. Keywords: region, quality of life, social infrastructure, fiscal policy.

Для решения стратегических долгосрочных задач развития Сибири и Дальнего Востока необходимо остановить отток населения из этих частей страны, привлечь и закрепить высококвалифицированные кадры и население. Суровость климата следует компенсировать не только более высокими зарплатами, перспективами профессионального и карьерного роста, но и доступностью комфортного жилья, удобной (развитой) социальной инфраструктурой. Для обновления устаревшей инфраструктуры и повышения качества жизни населения необходимо увеличивать бюджетные инвестиции [1, 2, 7].

Учитывая невысокую бюджетную обеспеченность большинства сибирских субъектов Федерации, объективно более сложные природно-географические условия жизнедеятельности населения, для решения задач коренного изменения качества жизни населения требуется дальнейшее совершенствование региональной политики федерального правительства в части поддержки инвестиций в модернизацию и развитие социальной инфраструктуры регионов Сибири [8, 10].

Пока же основное внимание государственной региональной политики на территории Сибири уделяется производственным проектам и инвестициям. Говоря об «инфраструктурных» проектах на ее территории, имеют в виду транспортную и энергетическую инфраструктуру. Проблеме инвестиций в социальную инфраструктуру уделяется намного меньше внимания. Задачи повышения стандартов качества жизни не наполнены в полной мере ни социальным, ни экономическим содержанием [11, 12].

Показатели уровня бюджетных инвестиций в целом для территории СФО составили в 2013 году 83% и 53% от среднего уровня по РФ соответственно. В результате по уровню инвестиций в основной капитал за счет совокупности бюджетных средств СФО находился в 2013 году на последнем месте в РФ (65% от среднего уровня по России). Все субъекты РФ в СФО имели в 2013 году уровень инвестиций за счет средств консолидированных региональных бюджетов ниже среднероссийского. На территории округа в 2013 году было реализовано 10,6% общего объема инвестиций в стране, в том числе 11,4% общего объема инвестиций из федерального бюджета и только 7,4% общего объема инвестиций за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ. А именно эти инвестиции являются основным источником финансирования реконструкции, модернизации и нового строительства социальной инфраструктуры регионального и муниципального значения [5, 6].

Существенно большие инвестиционные возможности имеют такие сибирские регионы как Тюменская область и автономные округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. Уровень бюджетных инвестиций за счет средств консолидированных бюджетов на душу населения в этих регионах в 8-10 раз выше, чем в субъектах Сибирского федерального округа.

Доля населения СФО в общей численности населения Российской Федерации в 2013 году составила 13,8%. Доля в показателях, характеризующих инвестиционно-бюджетные условия модернизации социальной инфраструктуры региона - значительно меньше. По инвестициям в здравоохранение - 12,2%, в образование - 12,1%. Самой низкой - 5,6%, является доля инвестиций на предоставление «прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (культура, спорт, организация отдыха и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и др.).

В отношении первых двух отраслей на протяжении пяти лет в стране действовали такие дополнительные инструменты развития как приоритетные национальные проекты. В области культуры, физической культуры и спорта, реально действующих проектов такого масштаба не было. Возможности инвестиционного развития этих сфер определяются, прежде всего, возможностями региональных и местных бюджетов. Чрезвычайно низкий уровень инвестиций в эти отрасли на территории СФО (41-46%) отражает их «замыкающую» роль в распределении ограниченных бюджетных ресурсов инвестиционной направленности субъектов СФО. Бюджетные инвестиции в эти отрасли обычно становятся первыми источниками для сокращения расходов.

Использование предложенного подхода позволяет более аргументировано обсуждать проблему социально-экономической дифференциации регионов России, включая возможности использования такого инструмента межбюджетных отношений и региональной политики как софинансирование региональных

проектов [13, 15]. Его применение в некоторых регионах оказывается фактически заблокированным слабостью финансовой базы региональных властей, вынуждает их обращаться с просьбой о предоставлении более льготных условий субсидирования (софинансирования).

Результаты количественного анализа показывают остроту проблем социального развития для субъектов Сибирского федерального округа и потребность в усилении региональной политики федерального правительства по их решению. Одна из причин - недостаточные финансовые возможности властей большинства сибирских субъектов РФ оказывать инвестиционную поддержку развитию отраслей социальной инфраструктуры [3,9].

При обосновании потребности в инвестициях на модернизацию социальной инфраструктуры Сибири необходимо учитывать пространственно-географические особенности ее функционирования. Так, сеть сельских врачебных учреждений в Алтайском крае - самая разветвленная в Российской Федерации. Ее содержание затратно в экономическом отношении, но является объективной необходимостью. То же самое можно отнести и к количеству малокомплектных сельских школ в крае. Суровые природно-климатические условия Сибири приводят к удорожанию (по сравнению с центральными регионами европейской части России) проживания людей и экономической деятельности (в среднем на 25-40%), строительства (в 1,5-2 раза) [4, 14].

Существующий механизм финансовой поддержки (софинансирование из федерального бюджета) приоритетных расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований недостаточно учитывает пространственные особенности регионального развития. Необходимо выработать механизмы диверсификации условий федеральной поддержки развития социальной инфраструктуры, выделяя ее на более льготных условиях регионам с объективными проблемными экономико-географическими особенностями, как то: низкая плотность расселения, большие расстояния между населенными пунктами, повышенные удельные затраты на строительство объектов социальной сферы в связи с суровыми природно-климатическими особенностями, неразвитостью транспортной инфраструктуры и другие. Следует увеличить объемы выделяемых субсидий, смягчить условия долевого софинансирования, использовать другие возможности.

Литература

1. Сафронов С.В., Богер И.Б. Формирование товарного предложения на региональном продовольственном рынке. - М.: Логос, 2010.- 324 с.

2. Богер И.Б. Формирование ресурсов продовольственного рынка российского Севера. - Новосибирск: Наука,

2003. - 316 с.

3. Богер И. Скурыдин Л. Сетевая торговля на Севере - утопия или достижимое будущее? // Сибирская кооперация. - 2007. - № 25 (36). - С. 4-5.

4. Богер И.Б., Шаланов Н.В. Методический подход к статистической оценке информативности системы показателей // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2.

5. Богер И.Б. Структурная политика в развитии региональной экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия «Экономика. Экология». - 2001. - Выпуск 6. - С. 87-91.

6. Богер И.Б. Инновации как фактор развития Российской экономики // Экономика и производство. - 2003. -

№ 4. - С. 14-16.

7. Богер И.Б., Моисеев Р.С. Экономические проблемы жизнеобеспечения и развития коренных народов Севера

России. Петропавловск-Камчатский: КПЭиП ДВО РАН, 2003.- 216 с.

8. Богер И.Б. Северный завоз грузов в районы Северо-Востока России: совершенствование организационно-

экономического механизма // Регион: экономика и социология. - 2003. - № 3. - С. 105-121.

9. Богер И.Б., Лексакова О.В. Сравнительная оценка эффективности торговой отрасли России // Вестник

СибУПК. - 2013. - № 1 (4).

10. Богер И.Б., Наумова А.В., Шаланов Н.В. Метод оценки объекта нематериальных активов с позиции рыночного подхода // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2.

11. Богер И.Б., Богер Т.Н. Налоговый механизм и его влияние на потенциал социально-экономической системы // Вестник университета Российской академии образования. - 2006. -№ 4. - С. 130-133.

12. Богер И.Б. На продовольственном рынке Северо-Востока мало перемен // ЭКО. - 2003. -№ 8. - С. 86 -106.

13. Богер И.Б., Богер Т.Н. Сравнительный технико-экономический анализ как основа программно-целевого прогнозирования развития региональной торговли // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1(49). - С. 189-193.

14. Богер И.Б., Богер Т.Н. Механизм госрегулирования регионального продовольственного рынка // Российское предпринимательство. - 2012. - № 7. - С. 145-150.

15. Богер И.Б., Богер Т.Н. Региональные неравенства как основа формирования экономической и социальной политики государства // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2013. - № 2(5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.