С 1999 года по настоящее время на базе Алтайского государственного педагогического университета, Института психологии и педагогики при подготовке студентов используются учебные задачи этнопедагогического содержания. Задачи опубликованы в учебных пособиях, включены в практикумы [8; 9], в Фонд оценочных средств по таким дисциплинам как «Этнопедагогика», «Семейная педагогика», «Этногенез детства», «Педагогика народного художественного творчества» и некоторым другим. Приведем пример учебной задачи по дисциплине «Этнопедагогика»: «Философ Ильин И.А. писал: «Ребёнок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что «труд» не есть «болезнь» и что работа не есть «рабство», что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободы». Задание: Опишите подлинную картину труда ребёнка в русской крестьянской культуре, используя для этого текст Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок» (из поэмы «Крестьянские дети»). Какими приемами и методами воспитания добивались крестьяне Руси формирования у своих детей трудовых умений? Какими критериями определялось состояние готовности ребёнка участвовать в трудовой деятельности взрослых?».
При составлении учебной задачи в различных типах деятельности выделяются: повторяющиеся ситуации, результат, который необходимо получить, способы и средства получения результата. Выделенные структуры переводились в учебное содержание. Конструирование учебной задачи, имеющей отношение к традиционной культуре, предполагает полное восстановление контекста практической деятельности, существенных для ее выполнения задач и ситуаций, средств (мыслительных в том числе), обеспечивающих успешность их решения. Конструирование «традиционного» типа задачи требует особых исследований понимания текста (восстановления за текстом ситуации) и описания. Основываясь на историко-педагогическом контексте этнопедагогического содержания подготовки учителей следует учитывать: диалектическое единство его различных уровней (всеобщий, общий, особенный и единичный); устойчивые развивающиеся неинститутализированные системы, обладающие педагогическими традициями: семью, общину, общество сверстников [10]. Этапы конструирования учебной задачи этнопедагогического содержания могут включать:
Библиографический список
Таблица i
Этапы конструирования учебной этнопедагогической задачи
II Восстановление целостного контекста деятельности народа, где существует практическая задача как достижение желаемого результата
III Описание задачи, таким образом чтобы текст схватывал сущностные характеристики того, что в этой ситуации происходит (в чем собственно заключается задача)
IIII Выделение и описание средств решения практической задачи - за счет каких мыслительных средств и практических действий эта задача решается
IIV Подобрать адекватную форму учебной задачи и типы материала, позволяющие студенту освоить решение такого типа этнопедагогических задач
Выходя на практику, в реальную этническую среду студенты должны закреплять свои образовавшиеся представления, апробируя их в деятельности. В педагогической деятельности особо выделяется исследовательский компонент (В.А. Сластенин, Н.В. Крупенина, В.А. Кан-Калик), так как он требует от будущего педагога научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования. Главным является то, что студенты привносят решенную учебную задачу из аудитории в практику деятельности дошкольной образовательной организации, школы, Центра дополнительного образования. Именно в анализе и решении учебной задачи этнопедагогического содержания выявляются способности студентов к самоизменению и саморазвитию в рамках потребностей профессиональной деятельности, в этой связи происходит творческое осмысление этнопедагогического наследия народов России.
1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Этнопедагогика народной сказки: ученое пособие. Барнаул: Ar^HA, 20ii.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и выс. пед. учеб. заведений. Москва: Aкадемия,1999.
3. Субетто к.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. Санкт-Петербург, i992.
4. Aнисимов О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии: учебное пособие. Москва-Новгород, i995.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2001155 - 15б.
6. Леонтьев A.H. Избранные психологические произведения: в 2 т. Под редакцией В.В. Давыдова и др. Москва: Педагогика, i983.
У. Корнетов ГБ. Всемирная история педагогики: учебное пособие. Москва: Издательство Российского открытого университета, i994.
8. Давыдова О.И. Практикум по социально-педагогическим дисциплинам (тесты, задания, упражнения, педагогические ситуации: учебное пособие. Барнаул: БГПУ 2006.
9. Синцова Л.К., Давыдова О.И., Майер A.A. Практикум по этнопедагогике, социальной педагогике и социальной работе (тесты, задания, упражнения, педагогические ситуации): учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 2003.
10. Давыдова О.И. Основные тенденции развития этнопедагогической культуры мышления будущих учителей. Мир культуры, науки и образования. 2009; У: 1У6 - 1У9.
References
1. Davydova O.I., Bogoslavec L.G. 'Etnopedagogika narodnojskazki: uchenoeposobie. Barnaul: AltGPA, 20ii.
2. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: ucheb. dlya stud. sred. i vys. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya,i999.
3. Subetto A.I. Koncepciya standarta kachestva bazovogo vysshegoobrazovaniya. Sankt-Peterburg, i992.
4. Anisimov O.S., Derkach A.A. Osnovyobschejiupravlencheskojakmeologii: uchebnoe posobie. Moskva-Novgorod, i995.
5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 200ii55 - i56.
6. Leont'ev A.N. Izbrannyepsihologicheskieproizvedeniya: v 2 t. Pod redakciej V.V. Davydova i dr. Moskva: Pedagogika, i983.
У. Kornetov G.B. Vsemirnayaistoriyapedagogiki: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Rossijskogo otkrytogo universiteta, i994.
8. Davydova O.I. Praktikumpo social'no-pedagogicheskim disciplinam (testy, zadaniya, uprazhneniya, pedagogicheskie situacii: uchebnoe posobie. Barnaul: BGPU, 2006.
9. Sincova L.K., Davydova O.I., Majer A.A. Praktikum po 'etnopedagogike, social'noj pedagogike i social'noj rabote (testy, zadaniya, uprazhneniya, pedagogicheskie situacii): uchebno-metodicheskoe posobie. Barnaul: BGPU, 2003.
10. Davydova O.I. Osnovnye tendencii razvitiya 'etnopedagogicheskoj kul'tury myshleniya buduschih uchitelej. Mir kultury, nauki i obrazovaniya. 2009; У: 1У6 - 1У9.
Статья поступила в редакцию 15.11.18
УДК 378:339.138
Dyakov I.I., Teaching Methodology Specialist, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
Mukhina D.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Philosophy and Socio-Humanitarian Disciplines, Primorskaya State Agricultural
Academy (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
Kalinsky S.A., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
Vavilo O.A., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT AND EFFICIENCY OF MARKETING ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS: REVIEW OF APPROACHES. The article is devoted to the analysis of modern methodological approaches to assessing the level of development and effectiveness of marketing in higher education, presented in scientific publications. The characteristic features of the existing assessment methods are revealed and described. Analysis and generalization of different approaches allowed the authors to identify the main stages of the formation of systems for evaluating the effectiveness of marketing. The authors come to the conclusion about the need for further theoretical and methodological development of approaches to the assessment of marketing activities of higher education organizations.
Key words: educational organization, higher education, marketing activities, performance evaluation, level of integration, methodology, evaluation criteria.
И.И. Дьяков, специалист по учебно-методической работе, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]
Д.В. Мухина, канд. экон. наук, доц. каф. философии и социально-гуманитарных дисциплин, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]
С.А. Калинский, магистрант, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск, E-mail: [email protected] О.А. Ваеило, магистрант, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЗОР ПОДХОДОВ
Статья посвящена анализу современных методологических подходов к оценке уровня развития и эффективности маркетинга в сфере высшего образования, представленных в научных публикациях. Выделяются и описываются характерные особенности существующих методик оценки. Анализ и обобщение различных подходов позволили авторам выделить основные этапы формирования систем оценки эффективности маркетинга. В заключение авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего теоретико-методологического развития подходов к оценке маркетинговой деятельности организаций высшего образования.
Ключевые слова: образовательная организация, высшее образование, маркетинговая деятельность, оценка эффективности, уровень интеграции, методология,критерии оценки.
Необходимость использования маркетинга в деятельности образовательных организаций требует обоснования эффективности его применения и развития. По мнению большинства авторов, Е.Д. Липкиной [1], О.А. Скуматовой [2], ГА. Яшевой [3] и др., комплексная оценка эффективности маркетинговой деятельности все еще остается наименее разработанной областью как в теоретических, так и в прикладных аспектах исследований. Более того, специалистами до сих пор не выработаны доступные для практического использования в аналитической работе образовательных организаций методические основы оценки уровня развития и эффективности маркетинга.
Как отмечает Е.Д. Липкина, методология оценки эффективности маркетинга имеет различия в каждой образовательной организации, связанные с такими специфическими особенностями, как:
- степень осознания руководством необходимости внедрения маркетинга;
- степень интегрированности маркетинга в общую структуру менеджмента;
- уровень квалификации кадров, выполняющих функции маркетинга;
- уровень сформированности маркетинговой политики и качество её реализации;
- уровень ресурсного обеспечения [1].
Анализ практики применения маркетинга в российском высшем образовании, представленный в публикациях, указывает на существенные различия в уровне интеграции маркетинга в деятельность образовательных организаций [4]. Так, например, И.В. Захарова с точки зрения эволюции менеджмента организации выделяет четыре уровня развития маркетинга в образовании:
1) маркетинг используется только как стимулирование сбытовой деятельности, как средство влияния на спрос или как организация рекламной деятельности;
2) маркетинг рассматривается как несколько взаимосвязанных функций, в образовательной организации появляются соответствующие специалисты, отвечающие за отдельные направления работы (управление ассортиментом, связи с общественностью, исследование рынка и пр.);
3) маркетинг становится основой стратегии развития организации, а маркетологи непосредственно участвуют в её формировании;
4) маркетинг становится философией управления организации, определяет образ мышления её руководителей, миссию и корпоративную культуру; управление становится ориентированным на клиента и социальные запросы общества [5].
Обобщив мнения исследователей, нам представляется целесообразным выделить три уровня интеграции маркетинга в деятельность образовательной организации:
- высший - управление деятельностью концептуально основано на маркетинге;
- средний - управление использует маркетинг как одну из функциональных областей деятельности;
- низший - управление использует только некоторые инструменты маркетинга.
Такая классификация позволяет более чётко выделить существующий уровень развития маркетинга и дифференцировать образовательные организации. Что, в свою очередь, позволяет определить необходимые направления формирования маркетинговой стратегии. Как показывает анализ практики, уровень развития маркетинга в большинстве образовательных организаций можно охарактеризовать как средний или низший. Маркетинг в сфере образования, в основном, рассматривается как инструмент привлечения потенциальных потребителей образовательных услуг. Реже создается отдел маркетинга, который координирует деятельность подразделений, отвечающих за участие в выставках, «днях открытых дверей», рекламу и т. п. Однако чаще эти функции вменяются какому-нибудь отделу, например, приемной комиссии [6].
Оценка эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования рассматривается многими исследователями с самих разнообразных сторон и контекстов от экономического до социального. Как отмечает Е.В. Мар-келова, «эффективность маркетинга может быть измерена разными методиками. Одни методики могут носить чисто экономический характер, другие же позволяют провести лишь экспертную оценку эффективности, результативности» [7].
По мнению О.Н. Беленова и соавторов, в качестве критериев оценки эффективности маркетинговой деятельности образовательных организаций в современных условиях могут выступать элементы стратегии [8]. Предлагается формирование системы критериев, предполагающей оценку: маркетинговой стратегии, маркетинговых мероприятий, бренда, репутации, результативности процесса продаж, использования коммуникационных каналов, оказываемого влияния на целевые группы, а также анализ конкурентов, потребителей, партнеров. В то же время, предлагаемые показатели и методики их расчета достаточно трудоёмки и требуют высокого уровня экономической подготовки специалистов, современных знаний и навыков в области маркетинга.
Исследуя проблему оценки эффективности маркетинговых исследований, РА. Щинова отмечает отсутствие единой позиции и универсальных методик, а также ограниченность публикаций и научных работ по данной тематике как отечественных, так и зарубежных авторов. В своей же работе автор делает акцент на оценке косвенного влияния маркетинговых исследований на управленческий процесс и результаты деятельности организации. На основе экспертного метода предлагается система оценки эффективности, информативности и результативности маркетинговых исследований с точки зрения получения выгоды и достижения целей организации [9].
ГА. Яшева, обобщая мнения российских и зарубежных экспертов в области маркетинга, предлагает набор анкет и методику опросного формирования мнения руководителей относительно измерения эффективности маркетинговой деятельности предприятий. Данный подход к оценке очень субъективен, однако может быть использован для оценки отношения руководителей к маркетингу в организации [3].
Некоторые зарубежные ученые выделяют метод калькуляции. Его цель заключается в определении фактических затрат на маркетинговую деятельность и сокращении тех расходов, которые не оказывают должного эффекта в достижении основных целей деятельности. Все маркетинговые операции организации они связывают с конкретным продуктом и предлагают выявить их эффективное участие в его продвижении и реализации. Следует отметить, что оценка эффективности предполагает расчет показателя ROMI (Return on marketing investment) - коэффициент рентабельности маркетинговых инвестиций [10].
И.В. Разорвин и Н.К. Шеметова предлагают оценивать эффективность реализации маркетинга образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования по пяти направлениям:
1. Экономическое - позволяет оценить объём привлечения денежных средств, расширение источников финансирования.
2. Информационное - направлено на оценку информационного контента и каналов предоставления информации, определяющих потребительское поведение.
3. Социальное (или потребительское) - предполагает оценку наиболее важных категорий потребителей: абитуриентов, студентов.
4. Интеграционное - предполагает оценку уровня межрегионального и международного сотрудничества.
5. Востребованность - подразумевает оценку уровня востребованности образовательной услуги и её способности удовлетворять запросы основных групп потребителей (обучающихся, работодателей, государства).
Система показателей маркетинговой деятельности, - как отмечают И.В. Разорвин и Н.К. Шеметова, - должна отвечать требованиям комплексности, количественной измеримости, сопоставимости, простоты использования [11].
В то же время, разработанная И.В. Разорвиным и Н.К. Шеметовой система показателей, с помощью которых предлагается оценить достижение поставленных целей и выявить существующие «проблемные зоны», не лишена недостатков. Так, предлагаемые показатели имеют разную систему измерения, что делает затруднительным их обобщение. Одной из наиболее важных проблем является направленность на использование внутренних по отношению к организации источников информации, а также специальных методов её сбора, как правило, достаточно трудоёмких. Это делает проблематичной оценку положения образовательной организации по отношению к конкурентам. Целесообразным представляется использование данных, имеющихся в открытом доступе. Тем не менее, рассматриваемая методика может выступать в качестве базиса для формирования системы оценки маркетинговой деятельности образовательной организации.
Таким образом, изучение различных систем оценки эффективности маркетинга в организациях высшего образования позволило выделить основные этапы их формирования, включающие:
- выбор наиболее значимых критериев достижения поставленных целей;
- формирование сбалансированной системы характеризующих показателей;
- выбор оптимальных методов для расчета показателей;
- определение факторов, влияющих на показатели эффективности;
- оценка эффективности на основе выбранной системы показателей и с учетом степени влияния наиболее значимых факторов.
Также формирование системы показателей должно учитывать следующие факторы, определяемые спецификой конкретной образовательной организации:
- информационное обеспечение (возможность получения полной, достоверной и своевременной информации по всем направлениям деятельности) способствующее принятию качественных управленческих решений;
Библиографический список
- методическое обеспечение (особенности методик расчета отдельных показателей и оценки эффективности отдельных маркетинговых мероприятий);
- кадровое обеспечение (уровень профессионализма, компетентности, инновационной активности и перспективности персонала);
- организационное обеспечение (сложность организационной структуры маркетинга и её интегрированность в деятельность образовательной организации);
- ресурсное обеспечение (состав и структура ресурсов, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности).
При формировании системы оценки эффективности маркетинга, авторам видится очевидным учёт критериев, обеспечивающих соответствие организации высшего образования аккредитационным требованиям, а также определяющих её конкурентоспособность и положение в российских и международных рейтингах.
В заключение следует отметить, что существующие методики оценки уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования характеризуются достаточно значительными различиями, как в направлениях оценки, так и в используемых критериях, показателях и инструментах. Не достаточная разработанность методологии оценки делает невозможным принятие эффективных, научно-обоснованных решений по формированию и развитию маркетинговой составляющей деятельности организаций высшего образования.
Таким образом, проблема теоретико-методологического обоснования, разработки и внедрения в практику управления образовательных организаций всесторонней объективной системы оценки развития и эффективности маркетинга остается актуальной и нуждается в дальнейшем исследовании.
1. Липкина Е.Д. Оценка эффективности маркетинга вуза. Приволжский научный вестник. 2013; № 10 (26): 57 - 60.
2. Скуматова О.А. Совершенствование управления маркетинговой деятельности предприятия на основе разработки системы критериев комплексной оценки её эффективности. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2010; № 4: 50 - 53.
3. Яшева Г.А. Эффективность маркетинга: методика, оценки и результат. Практический маркетинг. 2003; 8: 8 - 15.
4. Дьяков И.И., Вологин И.С., Островская И.Э. Роль маркетинговых исследований в обеспечении конкурентоспособности вуза. Карельский научный журнал. 2016; Т. 5, № 2 (15): 19 - 23.
5. Захарова И.В. Маркетинг образовательных организаций: учебное пособие. Ульяновск: УИПК ПРО, 2014.
6. Васильева М.В. Управление маркетинговой деятельностью вуза. Экономические и гуманитарные науки. 2012; 3: 3 - 9.
7. Маркелова Е. В. Проблематика вопроса маркетинговой политики вуза и способы оценки эффективности маркетинговой деятельности. Сборник трудов международной научно-практической конференции. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2014: 50 - 53.
8. Беленов О.Н., Гончарова И.В., Шилова И.В. Маркетинг в деятельности классического университета. Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. 2017; 1: 85 - 91.
9. Щинова РА. Оценка экономической эффективности маркетинговых исследований. Проблемы современной экономики. 2011; 1: 160 - 163.
10. Solcansky M., Simberova I. Measurement of marketing effectiveness. Economics and management. 2010; Vol. 15: 755 - 759.
11. Разорвин И.В., Шеметова Н.К. Методические подходы к оценке эффективности маркетинговой деятельности на рынке социальных услуг Вопросы управления. 2012; 2 (19): 279 - 284.
References
1. Lipkina E.D. Ocenka 'effektivnosti marketinga vuza. Privolzhskij nauchnyj vestnik. 2013; № 10 (26): 57 - 60.
2. Skumatova O.A. Sovershenstvovanie upravleniya marketingovoj deyatel'nosti predpriyatiya na osnove razrabotki sistemy kriteriev kompleksnoj ocenki ee 'effektivnosti. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D: 'Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2010; № 4: 50 - 53.
3. Yasheva G.A. 'Effektivnost' marketinga: metodika, ocenki i rezul'tat. Prakticheskij marketing. 2003; 8: 8 - 15.
4. D'yakov I.I., Vologin I.S., Ostrovskaya I.'E. Rol' marketingovyh issledovanij v obespechenii konkurentosposobnosti vuza. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2016; T. 5, № 2 (15): 19 - 23.
5. Zaharova I.V. Marketing obrazovatel'nyh organizacij: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk: UIPK PRO, 2014.
6. Vasil'eva M.V. Upravlenie marketingovoj deyatel'nost'yu vuza. 'Ekonomicheskie igumanitarnye nauki. 2012; 3: 3 - 9.
7. Markelova E. V. Problematika voprosa marketingovoj politiki vuza i sposoby ocenki 'effektivnosti marketingovoj deyatel'nosti. Sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij politehnicheskij universitet, 2014: 50 - 53.
8. Belenov O.N., Goncharova I.V., Shilova I.V. Marketing v deyatel'nosti klassicheskogo universiteta. Vestnik VGU. Seriya: 'ekonomika i upravlenie. 2017; 1: 85 - 91.
9. Schinova R.A. Ocenka 'ekonomicheskoj 'effektivnosti marketingovyh issledovanij. Problemy sovremennoj 'ekonomiki. 2011; 1: 160 - 163.
10. Solcansky M., Simberova I. Measurement of marketing effectiveness. Economics and management. 2010; Vol. 15: 755 - 759.
11. Razorvin I.V., Shemetova N.K. Metodicheskie podhody k ocenke 'effektivnosti marketingovoj deyatel'nosti na rynke social'nyh uslug. Voprosy upravleniya. 2012; 2 (19): 279 - 284.
Статья поступила в редакцию 21.11.18
УДК 37
Zhandavletova R.B., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Biology, Geography and Chemistry, Kyzylorda State University
(Korkyt Ata, Kyzylorda, Republic of Kazakhstan), E-mail: [email protected]
LOVE FOR CHILDREN AS THE MAIN FACTOR IN ENHANCING STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY IN THE CLASSROOM. The article discusses a concept of "pedagogical love for children" from a psychological and pedagogical point of view and as a factor in enhancing students' cognitive activity. Various approaches to the development of professional competence and personal qualities of a teacher are systematized and analyzed. At the end of the article, the results of the analysis of the influence of pedagogical love and its significance for teaching and enhancing students' cognitive activity are summarized. The author concludes that the utmost importance in the learning process are personal benchmarks for the development of pupils and the pedagogical impact should extend to the mental, moral and value development of pupils, which effectively contributes to love the teacher to children and sincere moral educational sense.
Key words: pedagogy, love for children, pedagogical competence, cognitive activity, children, students.
Р.Б. Жандаелетоеа, канд. биол. наук, ст. преп. каф. биологии, географии и химии, Кызылординский государственный университет
им. Коркыт Ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан, E-mail: [email protected]