5. Григорьева А.Д. Заметки о лексической синонимии. Вопросы культуры речи. Москва, 1959; Вып. II: 4.
6. Евгеньева З.Е. Проект словаря синонимов. Введение. Москва: Советская энциклопедия, 1964: 8.
7. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения под редакцией Г.П. Яковлева и К.Ф. Блиновой. Санкт-Петербург: 2002: 3 - 404.
8. Арнаудов Д. Медицинская терминология. София, 1964: 370.
9. Реформатский А.А. Мысли о терминологии. Современные проблемы русской терминологии. Москва, 1986: 3.
10. Виноградова С.А. Когнитивная лингвистика о значении в концепте. Вопросы когнитивной лингвистики. 2014; 2: 54.
References
1. Novodranova V.F. Kognitivnaya kartina nauki. Materialy mezhdunarodnogo kongressa po kognitivnoj lingvistike. Tambov, 2006:69.
2. Superanskaya A.V., Podol'skaya N.V., Vasil'eva N.V. Obschaya terminologiya. Moskva, 2007: 7.
3. Bekisheva E.V. K voprosu o stepeni informacionnogo potenciala medicinskogo termina. Yazyk mediciny. Vypusk 5. Samara, SamGMU, 2015: 18, 22.
4. Kubryakova E.S. Nachal'nye 'etapy stanovleniya kognitivizma: lingvistika-psihologiya - kognitivnaya nauka. Voprosyyazykoznaniya.1994; 4: 34.
5. Grigor'eva A.D. Zametki o leksicheskoj sinonimii. Voprosy kulturyrechi. Moskva, 1959; Vyp. II: 4.
6. Evgen'eva Z.E. Proekt slovarya sinonimov. Vvedenie. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1964: 8.
7. 'Enciklopedicheski] slovar' lekarstvennyh rastenij i produkíov zhivotnogo proishozhdeniya pod redakciej G.P. Yakovleva i K.F. Blinovoj. Sankt-Peterburg: 2002: 3 - 404.
8. Arnaudov D. Medicinskaya terminologiya. Sofiya, 1964: 370.
9. Reformatskij A.A. Mysli o terminologii. Sovremennye problemy russko] terminologii. Moskva, 1986: 3.
10. Vinogradova S.A. Kognitivnaya lingvistika o znachenii v koncepte. Voprosy kognitivno] lingvistiki. 2014; 2: 54.
Статья поступила в редакцию 30.11.18
УДК 378: 339.138
Dyakov I.I., Teaching Methodology Specialist, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
Zhupley I.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Economics, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia),
E-mail: [email protected]
Pushkarev S.V., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
Kalinsky S.A., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
CURRENT TRENDS IN THE PROCESS OF FORMING OF MARKETING STRUCTURES IN HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS. The article is dedicated to the analysis of modern approaches to the organization of marketing activities of Russian universities. The main types of organizational structures of marketing departments of universities are considered, their characteristic features are revealed and described. Special attention is paid to modern trends and forms of building marketing structures. The analysis and generalization of different approaches allowed the authors to identify the main directions of formation of marketing departments in higher education institutions.
Key words: educational organization, higher education, university, marketing activities, organizational structure, marketing service, marketing research.
И.И. Дьяков, специалист по учебно-методической работе, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск,
E-mail: [email protected]
И.В. Жуплей, канд. экон. наук, доц. каф. экономики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]
С.В. Пушкарее, магистрант, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]
С.А. Калинский, магистрант, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРУКТУР В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена анализу современных подходов к организации маркетинговой деятельности российских университетов. Рассматриваются основные виды организационных структур маркетинговых подразделений вузов, выделяются и описываются их характерные особенности. Особое внимание уделяется современным тенденциям и формам построения маркетинговых структур. Анализ и обобщение различных подходов позволили авторам выделить основные направления формирования маркетинговых подразделений в организациях высшего образования.
Ключевые слова: образовательная организация, высшее образование, вуз, маркетинговая деятельность, организационная структура, маркетинговая служба, маркетинговые исследования.
Важнейшая роль в решении проблемы развития инновационно-предпринимательской деятельности организаций высшего образования и повышения их конкурентоспособности принадлежит маркетингу. Адекватно оценить рыночную ситуацию, условия внешней и внутренней среды, а также выявить конкурентные преимущества можно только с использованием методологии современного маркетинга.
Значительное внимание проблемам развития маркетингового подхода к управлению современными университетами уделяется в исследованиях В.М. Ананишнева [1], О.В. Вандриковой [2], И.В. Захаровой [3], А.П. Панкрухина [4, 5], Д.А. Шевченко [6], Н.К. Шеметовой [7] и др.
Однако в практической деятельности российских образовательных организаций маркетинг до сих пор не получил широкого распространении. Многие применяют лишь отдельные инструменты маркетинга в своей деятельности. Лишь небольшое количество образовательных организаций ориентировано на изучение, прогнозирование и удовлетворение запросов потребителей и использует современную стратегию и тактику маркетинга [8].
Таким образом, всесторонне исследование проблем организации маркетинговой деятельности в сфере высшего образования и научно обоснованных подходов к их решению в настоящее время является актуальным.
В современных условиях, по мнению многих исследователей, активизация и повышение эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования невозможны без создания в них специализированных маркетинговых подразделений.
Как отмечает Е.В. Маркелова, для эффективного воплощения в жизнь задач маркетинговой политики образовательной организации высшего образования, необходимо построить маркетинговую модель, которая должна включать ряд отделов (специалистов) осуществляющих определённые функции:
- планирование и организацию маркетинговых исследований, подготовку маркетинговой информации;
- планирование, разработку и осуществление рекламной деятельности;
- планирование, организационное и ресурсное обеспечение PR-проектов, направленных на формирование имиджа, развитие корпоративной культуры;
- построение системы каналов распределения образовательных услуг формирование пакета сервисных услуг;
- создание и развитие системы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников, укрепление имиджа вуза на рынке труда [9].
«Современная система управления вузом, - утверждает М.В. Васильева, -невозможна без создания маркетинговой службы, которую организуют в соответствии с масштабом деятельности вуза, поставленных задач, финансирования» [10].
Исследуя организационные структуры управления маркетинговой деятельностью образовательных учреждений, А.П. Панкрухин отмечает, что наиболее актуальной и эффективной является организационная структура управления, в которой отдел маркетинга подчинен проректору по научно-исследовательской работе [4]. Действительно, маркетинговая деятельность связана с проведением большого количества исследований, требующих научной обоснованности,
грамотной организации, большого профессионализма исполнителей. Именно в научно-исследовательских подразделениях вузов сосредоточены значительные ресурсы и возможности осуществления такого рода деятельности: информационные, кадровые, организационные и т. п.
Организационно формирование службы маркетинга в сфере высшего образования аналогично ее построению в любой организации и предполагает использование одной из организационных структур (или их сочетание): функциональной, дивизиональной или матричной.
Как отмечает В.В. Силаева, выбор организационной структуры маркетинговой службы зависит от характера образовательных услуг и их объёма. В большинстве случаев оптимальной является функциональная организация службы маркетинга, которая предполагает, что ответственность за исполнение каждой функциональной задачи возлагается на отдельное лицо или группу лиц [11].
Функциональная структура управления маркетингом предполагает организацию деятельности специалистов службы маркетинга, исходя из функций, которые они выполняют Организация маркетинга по функциональному принципу, с одной стороны, предполагает высокий уровень профессионализма персонала службы маркетинга, который может быть сформирован непосредственно из преподавателей и научных сотрудников образовательной организации; с другой стороны, учитывает родственность и взаимосвязанность большинства объектов маркетинга в образовании. Это самая простая форма организации маркетинга, но ее эффективность снижается по мере роста числа реализуемых образовательных программ, продуктов и обслуживаемых рынков.
В данном случае А.П. Панкрухин рекомендует переход к более сложной объектной («товарной») структуре организации службы маркетинга [4]. Такая структура эффективна при диверсификации производства образовательных продуктов, наличии широкого ассортимента образовательных услуг, научно-технической и иной сопутствующей продукции. Она целесообразна, если образовательные услуги или продукты обладают значительными отличительными особенностями. Достоинством данной структуры является закрепление отдельных образовательных услуг (продуктов) или их групп, обладающих определённой спецификой, за конкретным специалистом или подразделением, что позволяет наиболее целенаправленно и эффективно осуществлять маркетинг Товарная структура быстро реагирует на потребности рынка, но требует больших кадровых ресурсов в связи с дублированием функций.
Для крупных университетов, осуществляющих деятельность в различных сегментах рынка (регионах, отраслях и т. п.) целесообразно применить подобную товарной, рыночную структуру, в которой подразделения отвечают не за отдельные услуги или продукты, а за сегменты рынка. Такая структура позволяет учесть особые стили поведения потребителей, характерные для различных сегментов рынка. Рыночная организация службы маркетинга предполагает, что для каждого сегмента рынка соответствующим подразделением разрабатывается и реализуется своя стратегия маркетинга. При этом маркетинговые подразделения сотрудничают со специалистами других подразделений по различным направлениям функциональной деятельности. Достоинством данной организации является концентрация маркетинговой деятельности на потребностях конкретных рыночных сегментов.
По сути рыночной является и дивизиональная структура, предполагающая разделение образовательной организации на ряд крупных дивизионов (факультетов, институтов, школ). В центре внимания университета с такой структурой, а точнее каждого его дивизиона - потребители из конкретного сегмента рынка.
Современные условия функционирования организаций высшего образования не позволяют им останавливаться на таких рафинированных однофакторных структурах. Как показывает практика, чаще применяются их сочетания, использующие комбинацию признаков дифференциации: по функциям и товарам, по функциям и рынкам, функциям и регионам или по товарам и регионам [5]. Подобные структуры обладают большей гибкостью и возможностью адаптации к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
Современные университеты, стремясь соответствовать быстро меняющимся условиям функционирования, предпочитают гибкие структуры, отказываясь от
Библиографический список
строгой иерархичности и формируя временные структуры, предназначенные в основном для проектной деятельности. Наиболее распространенным формированием такого рода является матричная организация, представляющая собой двухуровневую организационную структуру, у которой вертикальный уровень создается иерархической структурой, а горизонтальный - маркетинговыми программами.
«Матричная структура, - по мнению М.В. Васильевой, - эффективна при решении каких-либо проектных задач, например, необходимости разработать в сжатые сроки новую образовательную программу, рекламную кампанию и пр. Для решения такого рода задач создаются временные группы специалистов разных кафедр и факультетов» [10].
В настоящее время трендом в построении инновационных структур управления как российскими, так и зарубежными университетами является формирование проблемно-ориентированных команд и переход от иерархических к современным демократическим сетевым, корпоративным структурам управления. Сетевая организация характеризуется структурой свободно связанной, гибкой, горизонтально организованной сети принципиально равноправных, разных по своим ролям и функциям, независимых партнеров. В качестве таковых могут выступать и подразделения одного вуза, и различные образовательные организации, связанные едиными стратегией, целями и задачами. Преимущество сетевых структур заключается в открытости и партнерстве различных, но полезных друг другу участников сети. Выполняя специфические функции уникальными ресурсами, участники сети на базе добровольного взаимодействия способны за счёт синергетического эффекта достичь наибольшего общего эффекта [12].
Таким образом, одним из наиболее важных вопросов, от решения которого зависит эффективность применения маркетинга в деятельности организаций высшего образования, является вопрос о структуре, функциях и содержании работы подразделения маркетинга. Решение данного вопроса зависит от условий функционирования образовательной организации и в значительной степени определяется теми целями и задачами, которые она ставит перед собой по совершенствованию маркетинговой составляющей своей деятельности.
Обобщив мнения различных авторов, можно выделит два основных направления формирования маркетингового подразделения как организационной структуры:
1. Реорганизация вуза с целью формирования структуры маркетинговой службы. Предполагает полную перестройку организационной структуры, функций и взаимосвязей подразделений образовательной организации. Проводится для решения таких основных задач, как разработка маркетинговой политики образовательной организации, стратегии и тактики маркетинга, комплексное изучение рынков, разработка маркетинговых программ, координация маркетинговой деятельности всех подразделений образовательной организации.
2. Встраивание в существующую организационную структуру вуза подразделений, осуществляющих необходимые маркетинговые функции, например, исследовательских групп, лабораторий, информационных центров. Основная задача такого подразделения - подготовка для руководства аналитической информации и практических рекомендаций для принятия решений по вопросам эффективной организации деятельности и повышения конкурентоспособности.
Однако не каждый университет может позволить себе масштабные изменения организационной структуры, требующие значительных затрат различного рода ресурсов. Руководство вуза должно реально осознавать цели, задачи и будущие эффекты, достижение которых невозможно без кардинальной перестройки системы управления и её переориентации на маркетинг. На наш взгляд второй подход является наименее болезненным и затратным для организации, но в определённых условиях довольно эффективным, так как маркетинговые исследования могут проводиться на базе создаваемых лабораторий, центров в рамках научно-исследовательской деятельности вуза. Наконец, целенаправленная, грамотно скоординированная научно-исследовательская работа специализированных групп, включающих как научно-педагогических сотрудников, так и студентов, дает возможность получать рекомендации прикладного характера, реализация которых позволит вырабатывать стратегические маркетинговые решения.
1. Ананишнев В.М. Маркетинг образовательных услуг: монография Москва: ООО НИЦ «Инженер», 2015.
2. Вандрикова О.В. Маркетинг образовательных услуг в системе высшего образования. Вестник Академии знаний. 2017; № 4 (23): 65 - 70.
3. Захарова И.В. Маркетинг образовательных организаций: учебное пособие. Ульяновск: УИПК ПРО, 2014.
4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика. Available at: URL: http://www.twirpx.com/file/28564
5. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. Москва: Омега. Л, 2006.
6. Шевченко Д.А. Маркетинг образования в России: учебник для студентов вузов. Москва: Юнити-Дана, 2017.
7. Шеметова Н.К. Маркетинг в сфере высшего профессионального образования (на примере Свердловской области). Диссертация ... кандидата экономических наук. Екатеринбург, 2013.
8. Васильева М.В. Управление маркетинговой деятельностью вуза. Экономические и гуманитарные науки. 2012; 2: 3 - 9.
9. Маркелова Е.В. Маркетинговый аппарат вуза и способы оценки эффективности маркетинговой политики вуза. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013; 2 (28): 63 - 69.
10. Васильева М.В. Организация маркетинговой службы в вузе. Экономические и гуманитарные науки. 2012; 1: 3 - 9.
11. Силаева В.В. Организация маркетинговой деятельности в системе высшего образования. Вестник Брянского государственного университета. 2011; 3: 195 - 196.
12. Третьяк Н.А. Сетевое взаимодействие как источник инновационного развития образовательных организаций: монография. Владивосток: ДВФУ, 2018.
References
1. Ananishnev V.M. Marketing obrazovatel'nyh uslug: monografiya Moskva: OOO NIC «Inzhener», 2015.
2. Vandrikova O.V. Marketing obrazovatel'nyh uslug v sisteme vysshego obrazovaniya. VestnikAkademiiznanij. 2017; № 4 (23): 65 - 70.
3. Zaharova I.V. Marketing obrazovatel'nyh organizacij: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk: UIPK PRO, 2014.
4. Pankruhin A.P. Marketing obrazovatel'nyh uslug: metodología, teoriya ipraktika. Available at: URL: http://www.twirpx.com/file/28564
5. Pankruhin A.P. Marketing: uchebnik. Moskva: Omega. L, 2006.
6. Shevchenko D.A. Marketing obrazovaniya v Rossii: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: Yuniti-Dana, 2017.
7. Shemetova N.K. Marketing v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya (na primere Sverdlovskoj oblasti). Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Ekaterinburg, 2013.
8. Vasil'eva M.V. Upravlenie marketingovoj deyatel'nost'yu vuza. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2012; 2: 3 - 9.
9. Markelova E.V. Marketingovyj apparat vuza i sposoby ocenki 'effektivnosti marketingovoj politiki vuza. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatischeva. 2013; 2 (28): 63 - 69.
10. Vasil'eva M.V. Organizaciya marketingovoj sluzhby v vuze. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2012; 1: 3 - 9.
11. Silaeva V.V. Organizaciya marketingovoj deyatel'nosti v sisteme vysshego obrazovaniya. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 3: 195 - 196.
12. Tret'yak N.A. Setevoe vzaimodejstvie kak istochnik innovacionnogo razvitiya obrazovatel'nyh organizacij: monografiya. Vladivostok: DVFU, 2018.
Статья поступила в редакцию 13.12.18
УДК 371
Ivanov V.P., Professor, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Kalybek B.K., adjunct, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
CONDITIONS OF OVERCOMING THE INFLUENCE OF RELIGIOUS SECTS DESTRUCTIVE SENSE TO PERSONNEL OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN. Due to the economic, political crisis, with the loss of moral guidelines in the 90s of 20 century, throughout the former Soviet Union religious currents intensified their destructive sense. A number of circumstances contributed to this: socio-economic, socio-psychological, political reasons, weak potential of world and traditional religions, etc. Religious currents of a destructive sense penetrated the ranks of the Armed Forces, as they are part of any society. Based on historical experience, factors that contribute to the expansion and spread of religious movements of a destructive type are considered. A set of educational and preventive measures to prevent the influence of religious currents of a destructive sense is proposed. The authors propose to conduct educational work to attract professionals with special education "Theology", "Religion", representatives of the Committee offices public consent or clergy of the world and traditional denominations.
Key words: religious currents of destructive sense, National Guard, soldier, upbringing.
В.П. Иванов, проф. каф. педагогики, Военный университет МО РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
Б.К. Калыбек, адъюнкт каф. педагогики, Военный университет МО РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОГО ТОЛКА НА ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В связи экономическим, политическим кризисом, с потерей нравственных ориентиров в 90-е гг. XX века, на всем постсоветском пространстве активизировались религиозные течения деструктивного толка. Этому способствовало ряд обстоятельств: социально-экономические, социально-психологические, политические причины, слабый потенциал мировых и традиционных религий и т. д. Религиозные течения деструктивного толка проникали в ряды Вооруженных сил, так как они являются частью любого общества. На основе исторического опыта, рассматриваются факторы, способствующие расширению и распространению религиозных течений деструктивного толка. Предлагается комплекс воспитательных и профилактических мер в Национальной гвардии Республики Казахстан по профилактике влияния религиозных течений деструктивного толка. Автор предлагает для проведения воспитательной работы привлечение специалистов, имеющих специальное образование «теология», «религиоведение», представителей Комитета, управлений общественного согласия или духовенства мировых и традиционных конфессий.
Ключевые слова: религиозные течения деструктивного толка, Национальная гвардия, военнослужащий, воспитание.
В решении задач воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан (далее НГ РК) немаловажную роль играет работа по преодолению влияния религиозных течений деструктивного толка (далее РТДТ).
Борьба с влиянием РТДТ имеет давнюю историю. Например: Персидский царь Бахрам I в 273 г. до н. э. казнил основателя секты манихеев Мани, поскольку в учении Мани было требование о прекращении деторождения. Что могло ослабить само государство. «Твое учение разрушает государство, а потому ты сам должен быть разрушен» [1].
Интересен опыт работы с такими военнослужащими в дореволюционной российской армии. В 40-х годах 19 в. подобные дела квалифицировались как «распространение раскола и ереси». Определялось наказание, отступившие от веры лишались знаков отличия и даже воинских орденов, наказывались шпицрутенами (через 300 и 500 человек) считалось, что можно исповедовать любую религию, но не исповедовать никакой нельзя. Раскаявшихся от наказания освобождали [2].
Причиной распространения деструктивных религиозных течений и увлечение этим молодёжи являются социально-экономические, социально-психологические, политические причины (отсутствие работы, возможности саморазвития, потеря жизненных ценностных ориентиров, близких людей и т. д.). Кроме этого, как отмечает В.М. Губанов, «успеху религиозной экспансии способствовали три основные причины: протекционизм некоторых представителей политической власти и бизнеса; малый потенциал РПЦ и других конфессий, после пережитых гонений в противопоставлении натиску хорошо финансируемых из-за рубежа нетрадиционных религиозных движений; духовная дезориентация, характерная для многих российских граждан» [3].
Принимая во внимание, что потребность в религии долгое время подавлялась, а современная религиозная ситуация достаточно сложна, молодому человеку с незрелыми мировоззренческими взглядами сложно разобраться в многообразии новых религиозных течений. Необходимо сказать, что молодежь можно отнести к наиболее уязвимой социальной страте. Большое количество свободного времени, отсутствие ответственности за семью, отсутствие возможности реализовать свой потенциал, показать себя в социально значимых нормах поведения и т. д., часть молодежи выбирает оппозиционную позицию, формой которой бывает уход в РТДТ, подкрепленную максимализмом и идеализмом. На фоне снижения уровня общей культуры, духовности граждан, возникли различного рода религиозные общины и секты [4].
Общей тенденцией в 90-е годы прошлого столетия религиозных течений деструктивного толка, стала «массированная атака иностранных религиозных миссий на традиционный духовный (христианско-православный, мусульманский, буддийский) менталитет российских народов» [5], разрушение традиционного уклада духовно-культурных ценностей страны, к конфликтам в области этнокон-фессиональных отношений, к дестабилизации общества... [6]
Рассматривая данный процесс необходимо сказать о факторах, влияющих на обращение человека в РТДТ, что способствует расширению и распространению влияния РТДТ:
1. Ценностные несоответствия. В моменты потрясений у человека возникают противоречия с окружающей средой. РТДТ дистанцируются от общепринятых правил общества, в т. ч. и нравственных правил и установок. Взамен устанавливают свои правила, а правила нравственности и морали считают архаичными. В армейской среде субъектам воспитательного процесса следует всегда